• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Никнеймы как разновидность антропонимов

Опубликовано Татьяна Григорьевна Галкина вкл 30.01.2018 - 20:10
Татьяна Григорьевна Галкина
Автор: 
Шишина Дарья

 В виртуальной среде человек использует никнейм как код, который, если его «расшифровать», многое расскажет о своём носителе:  характере, социальных условиях, обычаях, влиянии моды, т. д. Знание результатов нашего исследования позволит избежать негативного влияния на структурирование собственного определения подростков в Интернете и качество их межличностного взаимодействия как в Интернете, так и вне Интернета. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nikneymy_kak_raznovidnost_antroponimov.docx240.05 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №1 п.г.т. Суходол

Проект

Никнеймы как разновидность антропонимов.

Выполнила: Шишина Дарья,

Учащаяся 8А класса

Руководитель: Галкина Т.Г.,

учитель английского языка

Суходол, 2017

Введение.

XXI век — век новых технологий, новых открытий. «По данным массового опроса (2015 человек 10-17 лет из всех федеральных округов – село, небольшой город, большой город), 93,1% респондентов пользуются

Интернетом почти ежедневно, независимо от места проживания»[14, с. 201].

Расширение сферы Интернет-общения привело к изменениям в языке, в том числе и к появлению новых способов наименования коммуникантов.  

Исследование лингвистических особенностей виртуальных имен становится актуальным из-за всеобщей распространенности этого явления. Так, В.И. Супрун отмечает, что «с появлением виртуального пространства Интернета многое изменилось в коммуникативных возможностях и удовлетворении коммуникативных потребностей человека. Вся информация в сети Интернет строится на ономастической оси» [11, с. 53].

 Поскольку подростки стали больше и интенсивнее общаться в социальных сетях, тема «О чем говорят никнеймы подростков?» требует особого рассмотрения как языкового и социального явления и является актуальной.

Проблема  

С одной стороны, по  мнению Н. А. Ахреновой, в виртуальной среде человек использует никнейм как код, который, если его «расшифровать», многое расскажет о своём носителе:  характере, социальных условиях, обычаях, влиянии моды и т. д. 

С другой стороны, Е. В.   Батаева   в работе «Этнометодологический анализ онлайн-коммуникаций: кризисный эксперимент в чатах» пишет:  

«Подавляющее         большинство         участников         блога         «Придумать         ник. Характеристика человека по нику» не поддержали тезис, согласно которому в никах содержится зашифрованная информация об их владельцах».

Цель 

Выявление специфики и языковых особенностей нового вида антропонимов никнеймов подростков.  

Задачи

  1. Изучить литературу и интернет-источники о никнеймах как одном из видов антропонимов и определить понятие «никнейм».
  2. Отобрать и систематизировать материал для наблюдения.
  3. Проанализировать  никнеймы подростков, отобранные в    блогах, чатах,  социальной сети ВКонтакте, форумах и категоризовать их по семантическому принципу, по строению, морфологическим признакам и  по способу образования.
  4. Создать буклет «Советы по выбору никнейма».

Объект исследования:  никнеймы как разновидность антропонимов.

Предмет исследования: никнеймы подростков.

 Гипотеза

 В виртуальной среде человек использует никнейм как код, который, если его «расшифровать», многое расскажет о своём носителе:  характере, социальных условиях, обычаях, влиянии моды, т. д. Знание результатов нашего исследования позволит избежать негативного влияния на структурирование собственного определения подростков в Интернете и качество их межличностного взаимодействия как в Интернете, так и вне Интернета.

Методы: анкетирование, анализ, сравнение, классификации языковых фактов.  

Методологическая основа и источники работы 

Изучив доступную информацию, мы выяснили, что вопрос о никнеймах только начинает изучаться.  

Методологической основой для нас послужили работы: 

Е. В.Батаевой «Этнометодологический анализ онлайн-коммуникаций:

кризисный эксперимент в чатах»; Н.А. Ахреновой «Лингвистические особенности сетевых имен»; Т.В. Аникиной «Имя собственное в интернеткоммуникации».

Практическая значимость состоит в том, что результаты работы могут использоваться на уроках русского языка при изучении  темы «Имя собственное», на занятиях внеурочной деятельности «Основы речевой деятельности»: освоение языка интернет-коммуникации, никнеймов, с целью формирования медиакультуры подростков.  

Антропонимика как раздел ономастики 

Собственные имена привлекали внимание ученых с давних пор. В науке о языке существует специальный раздел, целое направление лингвистических исследований, посвященное именам, названиям, наименованиям — ономастика. В основе этого научного термина лежит греческое слово onomastike, которое в древности переводилось на наш язык просто как «искусство давать имена». Собственные имена людей исследует наука антропонимика.

Антропонимика (от греч. anthropos — человек и onyma — имя) — раздел ономастики, изучающий антропонимы.

Антропони́м – единичное имя собственное или совокупность имён собственных, идентифицирующих человека. В более широком смысле это имя любой персоны: вымышленной или реальной.

Виды антропонимов:

  • личное имя - имя при рождении,
  • никнейм - кличка в игре или соц. сети,
  • патроним - отчество, именования по отцу, деду и т. д.,
  • метронимика- прозвище по имени матери,
  • фамилия - родовое или семейное имя,
  • мононим - полные имена, состоящие из одного слова (вместо традиционных русских полных имен из имени, фамилии и отчества: Платон,  прозвище - дополнительное имя, данное человеку окружающими людьми в соответствии с его характерной чертой,
  • псевдонимы         -         вымышленное         имя,         используемое         человеком         в

публичной деятельности вместо настоящего,

  • криптоним - скрываемое имя,
  • антропонимы         литературных         произведений         -         литературная

антропонимика, героев в фольклоре, в мифах и сказках,

  • антропонимы — производные этнонимов (названий наций, народов, народностей).

Никнеймы как новый вид антропонимов  

Предметом теоретической антропонимики являются закономерности возникновения и развития антропонимов, их структура, модели антропонимов, исторические пласты в антропонимии того или иного этноса, взаимодействие языков в антропонимии, универсалии.

В нашей научно-исследовательской работе мы рассмотрим закономерности возникновения никнеймов подростков как  разновидности антропонимов, модели никнеймов и их соотношение.

Прикладная антропонимика изучает проблемы нормы в именах, способы передачи одного имени в разных языках; способствует созданию антропонимических словарей. Антропонимист помогает в работе органов загса, в выборе имен, в разрешении некоторых спорных юридических вопросов именования человека.  

Прикладная часть нашей работы - буклет «Советы по выбору никнейма».

Понятие «никнейм»

Что такое «никнейм»? 

По данным Национального корпуса русского языка, впервые слово «nickname» в российских СМИ зафиксировано в 1997 году. По тем же данным, в русском написании это слово употребляется уже в 2001 году.

В «Толковом словаре русского языка начала XXI века. Активная лексика» под ред. Г.Н. Скляровской зафиксирован аналог этого слова – слово «ник» – со значением «сетевое имя, псевдоним участника чата, форума, пользователя электронной почтой». Данное слово имеет помету

«жаргонное», относящую его к социально обособленной лексике .  

В сетевой литературе понятие «никнейм» рассматривается как прозвище, кличка (англ. nickname – «кличка», «прозвище»). Прозвище, как и никнейм, выступает в качестве дополнительного идентификатора личности в неофициальной сфере общения, но в отличие от последнего не является способом самопрезентации личности, так как прозвище присваивается человеку социумом за какие-либо отличительные черты внешности, характера и т. д.

Как пишет Н. А. Ахренова, «с лингвистической точки зрения понятие «сетевое имя» совпадает с понятием «прозвище». В русской ономастике прозвище рассматривают как дополнительное имя, данное человеку окружающими в соответствии с его характерной чертой, сопутствующим его жизни обстоятельствам или по какой-либо аналогии. Основным отличием прозвищ из «реальной» жизни от прозвищ «виртуальных» является то, что в «реальной» жизни прозвища дают другие члены социума вне зависимости от того, нравится вам это или нет. В Интернете сетевые имена придумывает себе сам пользователь в зависимости от своего эмоционального состояния, профессиональной деятельности, модных тенденций внутри субкультуры, к которой может принадлежать пользователь и т. д.».  

Некоторые исследователи отождествляют понятия «никнейм» и «логин». Однако другие  такое отождествление считают некорректным: логин — это идентификатор, который используется для входа в защищенную систему и не несет на себе функцию самопрезентации личности. В отличие от логина никнейм всегда несёт в себе смысл, возвращая «ониму его то исходное содержание, когда собственное имя рассказывало о собственнике».

Итак, сетевой ник в силу своих особенностей в ряде черт сближается с такими искусственными номинациями, как прозвище, псевдоним и кличка. Однако сетевое имя собственное (ник) – вымышленное неосновное имя, которое выбирает себе коммуникант из уже имеющихся и придумывает себе для общения в виртуальном сообществе»

 Особенности функционирования имени в Сети  Основные функции никнейма:

  1. самопрезентация (никнейм является знаком самоопределения личности);
  2. контактоустанавливающая функция (никнейм формой и содержанием несет определенную систему знаний о его обладателе, важную для

адресата;

  1. эмоционально-экспрессивная (выбором определенного никнейма субъект оказывает воздействие на других);
  2. игровая функция (сокрытие личности за ником позволяет выстраивать линию своего речевого поведения, не опасаясь повредить собственной репутации).

 Классификация никнеймов по семантике

Анализ литературы по теме позволяет говорить о том, что пользователи Интернета не образуют единого массива, поэтому в Сети можно встретить никнеймы на любой вкус, начиная с реальных имен и кончая вывернутыми наизнанку именами знаменитостей.  

В литературе предлагается тщательно подходить к выбору будущих ников.

  1. Полные

Обычно просто имя, реже имя+фамилия, еще реже имя+отчество, совсем редко полное ФИО. Иногда все это пишется латинскими буквами. Встречается вариант, когда имя указывается полностью, а фамилия только одной         буквой.         Примеры:         Александр,         Александр         Иванов,         Валерий

Витальевич, Leonid, BorisA.

 Подобные ники имеют люди, которые осознают собственную значимость и любят свое имя, и им нравится, как их имя звучит.  

  1. Имена с заменой символов

Это обыкновенные имена, где некоторые символы заменены. Примеры: Sl@va, Катюх@, Ане4ка, СветланАПетровА, МариЯ, Окс@н@.

 В Интернете такие люди ведут себя практически так же, как и в реальной жизни.  

  1. Животные и растения

Ники с названиями животных и растений. Примеры: Паук, Елка, Кактус, Писец обыкновенный, Кот, Кобра, Хризантема, ЛОТОС.

Такие ники выражает качества и склонности личности. Причем довольно явно. Если у парня ник Акула или Паук, то вполне возможно, что он входит в банду хулиганов. Мужчина с именем Бык скорее всего очень напорист и упрям.

  1. Профессии

Это ники, означающие или какие-то профессии, или определенные виды деятельности, или вещи, достаточно связанные с какой-то профессиональной деятельностью. Примеры: herург, Интеграл, Инженер.

Такой ник, как правило, указывают на сильную увлеченность предметом или объектом этой деятельности.

  1. Герои

Имена героев фильмов, мультфильмов, литературных произведений, киноактеров, спортсменов. Примеры: Зайка Банни, сэр Гарри Поттер.

Хозяева таких ников пытаются быть похожими на этих героев.

  1. Нейтральные

Как правило, какие-то интересные словосочетания, и совершенно неясно, что же владелец ника хотел этим сказать. Примеры: Ваша прелесть.

Нейтральный ник придумать не так-то просто. Поэтому люди с такими никами имеют довольно развитое воображение, очень большое мастерство.

  1. Психоэмоциональные

Эти ники отображают психические и эмоциональные состояния своих владельцев. Примеры: Депрессивная, Бессонница, Грусть, Злой.

Люди с такими никами скорее всего приходят на форумы за эмоциональной поддержкой, для улучшения своего расположения духа.    

  1. Технические

Очень редко, не более 1%, встречаются чисто технические ники, которые ничего не выражают, но почему-то для пользователя такой ник удобен. Примеры: 12345, qwerty, ЙЦУКЕН, qaz, nbvjatq.

Это, как правило, люди с нестандартным чувством юмора, который многим не понятен.

Анализ вариантов никнеймов  подростков в блогах, чатах, форумах, в социальной сети ВКонтакте

 Наибольший интерес для нашего исследования представляют никнеймы подростков. Приступая к анализу никнеймов подростков, мы рассматривали их как подгруппу коммуникантов сети. При таком подходе у нас возник ряд вопросов: 1) Что это за языковое образование?

2) Насколько оно стабильно, «закрыто», создается только для себя?

Материалом для исследования послужили 80 языковых единиц, представляющих собой никнеймы, которые используются подростками для общения в сети Интернет. В приложении 1 даются никнеймы, собранный путем сплошной выборки из Интернета.

Категоризация никнеймов подростков по семантическому принципу

В нашем исследовании мы пытались выяснить, какие категории никнеймов по значению выбирают подростки. При исследовании мы использовали сплошную выборку в сети Интернет: в блогах, чатах, форумах, в социальной сети ВКонтакте.

Материалом для исследования послужили 20 языковых единиц, представляющих собой никнеймы, которые используются подростками в блогах. По смысловому принципу в блогах преобладают никнеймы по профессии (30%), затем имена с заменой символов (20%) и герои (20%), самый маленький % выбора по названиям животных и растений,  психоэмоциональные (по 5%). (Таблица 1, диаграмма 1).

Таблица 1            Категоризация ников по семантическому принципу в блогах

Полные

Имена         с заменой символов

Животные и растения 

Профессии

Герои

Психоэмоциональные 

 Анастасии

Косолаповой

albert_lex

lesnyanskiy

GlamourRus-

sia

zazerkaliya

ilverlj

Гриши

Пророкова

@нтон

 

inet

ammo1

 

Дениски

Попова

belan_olga

 

admin

tanjand

 

Артёма

Макарского

verola

 

visualhistory

sen_semilia

 

 

 

 

philologist

 

 

 

 

 

afisha_lj

 

 

20%

20%

5%

30%

20%

5%

 

 

Диаграмма 1

Категоризация ников по семантическому

принципу в блогах

         

 

 

 

Анализ показал, что в большей части при создании ника занимали имена героев (30%), высокий уровень выбора полных имен (25%), ниже -  технические (15%) и  выбор  по названию профессии,

нейтральные, психоэмоциональные (10%).

Таблица 2 Категоризация ников по семантическому

принципу в чатах

Полные

Профес-сии

Герои

Нейтральные 

Психоэмоциональные

Технические

мари

shahter

Lu

Заноза

Nekromantka D

Гость_7478

Толямба

Phtnix77

LololoshkaYT

Остров грез

Частозависимая

Гость_2978

Ибрагим Адиев

 

Кубик

 

 

ghbd

OlgaSm

 

Кубик

 

 

 

Ольгушка

 

Ладейна

 

 

 

 

 

Ангел

 

 

 

25

10

30

10

10

15

 

Диаграмма 2

Категоризация ников по семантическому принципу в чатах  

         

 

Категоризация ников по семантическому принципу в форумах показала, что наиболее активно создают ники полные (25%) и по именам героев (25%), затем нейтральные  (15%),   по названиям животных и растений (10%), по профессии (10%),  психоэмоциональные (10%), технические  (5%).

Таблица 3 Категоризация ников по семантическому принципу в форумах

Пол-ные

Животн ые растения 

и

Профессии

Герои

Нейтральн ые 

Психоэмоциональ ные 

Технич е-ские

Мэри

Foxik

artmaj

Гардемарин

Шепот ветра

СтрахаНет

Аноним

Aisha

Песец

 

Программи

ст

 

Фрия

Мадам Баттерфляй

IDEALISTKA

 

 

loseva

 

 

Ассоль

_Blacky_

ellovi

 

kopelevin a-p

 

 

TerraIncogni ta

 

 

 

savel

 

 

Pius

 

 

 

25

10

10

25

15

10

5

 

        Диаграмма 3          

Категоризация ников по

семантическому принципу в форумах

 

 

 

 

 

 

В результате анализа выборки  ников из социальной сети ВКонтакте мы получили  следующий результат: наши ученики в качестве ника используют уже имеющееся полное имя (100%), состоящее из имени и фамилии, написанное русскими буквами, только 2 мальчика изменили свое имя (Ник и Никитос)

Разделяя точку зрения Т.В. Аникиной на никнейм, «не как готовое, а как создание нового лексического материала…, сетевое имя «никнейм» исследуется с точки зрения проявления креативности языковой личности, анализируется как явление языковой игры. Однако нам импонирует и другая точка зрения: «Люди с никами  полными в качестве своих настоящих обычных имен много знают, много читают, многое готовы Вам рассказать и многому могут Вас научить».

 Более креативный подход к созданию ников подростки проявили в чатах, блогах, форумах.  

Таким образом, проанализировав антропонимы, употребляемые в качестве сетевых имен подростками с точки зрения их семантики, выявили первенство выборов по имени героя (75%),  второе место – по профессии (50%), третье место – нейтральные (35%), четвертое место - психоэмоциональные (25%), 5 место – имена с заменой символов (20%) и технические (20%), выбор ника по названию животного или растения присутствует в меньшей степени (15%).

20%

20%

5%

30

20

-

5

-

25%

-

-

10

30

10

10

15

25%

-

10%

10

25

15

10

5

100%

-

-

-

-

-

-

-

Таблица 5. Категоризация ников подростков по семантическому принципу

170%

20% 

15%

50%

75%

35%

25%

20%


При создании образа коммуникант реализует познавательное и творческое личностное начало. Познавательный компонент выражается в стремлении спрогнозировать реакцию и отклик на ник в Интернеткоммуникации: Шепот ветра

(Никто не догадывался, что это два лика одной и той же силы, силы, которая могла бы быть тысячеликой, но оставалась бы тем не менее единым целым).  

(М.Цветаева)

Творческое начало проявляется в желании придумать интересный, небанальный, запоминающийся ник, проявив, таким образом, индивидуальность и неповторимость: Фрия

Любовь к себе - это начало романа, который длится всю жизнь. (Оскар

Уайльд)

Меняюсь я сама, себе не изменяя...  

Врагам не мщу, но руку не пожму...  

Ошибки только детям я прощаю!  

Предательство и подлость никому!

В нашем случае в качестве субъекта выступает автор сообщений, имеющий особый признак личности.Чатозависимая: здорово, не одна я чатозависимая. Я здесь как в семье, среди своих.

 Ники осознаются коммуникантом, происходит процесс саморефлексии, в результате чего индивид представляет свой когнитивный образ в Интернет-коммуникации, закладывая в него самооценку: Заноза: можно даже котика завести.

Через творимый образ пользователь может представлять разные аспекты своей личности: имеющиеся качества, характер, особенности настроения и поведения, увлечения, жизненные правила. Например, Ангел: я не люблю врать... Потом напряжновспоминать кому чего наврал.

Некоторые пользователи Сети выдвигают на первый план одни свои признаки:  Aisha, Мадам Баттерфляй

Просто я люблю, когда меня любят. Ну очень мне это нравится. Вообще всем рекомендую-любить только меня)), а другие признаки намеренно скрывают:Foxik 

Передать смысл моей жизни, то же самое, что сыграть ногтями на доске пятую симфонию Бетховена.

При создании образа подросток может руководствоваться разными причинами: желанием выделиться, показать свою уникальность и индивидуальность; стремлением позиционировать себя как активиста или последователя определенных взглядов или убеждений, указать на свои пристрастия и увлечения. Для реализации каких-то из вышеназванных целей автор старается сделать свой ник и стоящий за ним образ наглядным, полным и неповторимым, привлекающим внимание остальных участников общения:СтрахаНет Я всегда говорю правду. Даже когда вру!© TerraIncognita Живу и радуюсь... 

_Blacky_И даже то, что быть не может, однажды тоже может быть.

                  Вывод

Таким образом, проанализировав никнеймы, употребляемые в качестве сетевых имен подростками, мы пришли к следующим выводам: на первый план в нем выступают самоописание, самопрезентация. Информационное общество делает реальность самопрезентации окончательной реальностью, перенося этот принцип в реальное взаимодействие. Культура виртуальной реальности подталкивает подростков к структурированию собственного определения, в нашем случае – никнейма, и идентичности между самоидентификацией в сетевых системах и их личностью.  

Автором проекта была выполнена поставленная цель: выявлена специфика и языковые особенностей никнеймов подростков как нового вида антропонимов. Были рассмотрены различные виды  антропонимов и определено место никнеймов в их системе. Собран материал для наблюдения и выявлены закономерности в выборе никнеймов подростками.  

 Для формулирования рекомендаций по составлению никнеймов автор исследовательского проекта подготовил и систематизировал материал для буклета «Советы по выбору Никнейма».

Литература

  1. Аникина, Т.В. Имя собственное в интернет-коммуникации // Известия Уральского государственного университета. — 2010. — № 2 (75).

— с. 71—76.

  1. Ахренова, Н.А. Лингвистические особенности сетевых имен.

Вестник Челябинского государственного университета. — 34 (172). 2009. С. 5-10. Можно смотреть nauchforum.ru/node/8483.

  1. Балкунова, А.С. К вопросу о социально-лингвистических особенностях никнеймов (ников) (на примере Хмао-Югры) // В мире научных открытий. 2010. № 4—2. С. 98—100.
  2. Батаева,         Е.         В.         Этнометодологический         анализ         онлайн-

коммуникаций: кризисный эксперимент в чатах [электронная копия] / Е. В.

Батаева // Социологические исследования. – 2011. - № 12. - C. 88-98.  

  1. Журавлева, Е.А., Корнелюк, А.А. Никнейм как разновидность антропонимов // Сборник материалов международного форума студенческой и учащейся молодежи «Первый шаг в науку — 2009». Минск, 2009. Т. 1.
  2. Москальчук, А.А. Никнейм — виртуальное имя человека // Записки горного института. 2009. Т. 182. С. 246—248.
  3. Нихонина, А.И. О формировании идентичности подростков в социальных сетях [Текст] / А.И. Нихонина // Народное образование. – 2015 г., № 1, с.178 – 181.  
  4. Робустова, В. В. Антропонимическое прозвище в современном коммуникативном пространстве [электронная копия] / В. В. Робустова //

Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2008. - № 1. - C. 120-130.  

  1. Силаева, В. Л. Интернет как социальный феномен [электронная копия] / В. Л. Силаева // Социологические исследования. – 2008. - № 11. - C. 101-107.  
  2. Супрун, В.И. Развитие ономастического пространства Интернета [Текст] / В.И. Супрун // Ономастика Поволжья: материалы IX Междунар. конф. по ономастике Поволжья. – М., 2004. – С. 53–58.
  3. Толковый словарь русского языка начала XXI века. Активная лексика под ред Г.Н. Скляровской.
  4. Хорикова, В.С. Когнитивный анализ никнеймов пользователей сети интернет // Вопросы когнитивной лингвистики. 2010. № 3. С. 64—68.
  5. Цымбаленко, С.Б., Макеев П.  Цифровое поколение – медийный портрет подростка [Текст] / С.Б. Цымбаленко // Народное образование. – 2015 г., № 3, с.201 – 212.
  6. Якунина, М. Л. Интернет-язык как средство функционирования веб-личности [Текст] / М. Л. Якунина // Филология и лингвистика: проблемы и перспективы: материалы IIмеждунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.).  — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 88-91.

Интернет-ресурсы:

http://www.adviceskilled.ru/sovety-psikhologa/ - «Добрые советы». Советы психолога

Приложение 1 (в электронном виде)

Презентация «О чем говорят никнеймы подростков?

 

 


Поделиться:

Весенняя гроза

Свадьба в Малиновке

Рождественский венок

Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея

Кто грамотней?