В виртуальной среде человек использует никнейм как код, который, если его «расшифровать», многое расскажет о своём носителе: характере, социальных условиях, обычаях, влиянии моды, т. д. Знание результатов нашего исследования позволит избежать негативного влияния на структурирование собственного определения подростков в Интернете и качество их межличностного взаимодействия как в Интернете, так и вне Интернета.
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 240.05 КБ |
ГБОУ СОШ №1 п.г.т. Суходол
Проект
Никнеймы как разновидность антропонимов.
Выполнила: Шишина Дарья,
Учащаяся 8А класса
Руководитель: Галкина Т.Г.,
учитель английского языка
Суходол, 2017
Введение.
XXI век — век новых технологий, новых открытий. «По данным массового опроса (2015 человек 10-17 лет из всех федеральных округов – село, небольшой город, большой город), 93,1% респондентов пользуются
Интернетом почти ежедневно, независимо от места проживания»[14, с. 201].
Расширение сферы Интернет-общения привело к изменениям в языке, в том числе и к появлению новых способов наименования коммуникантов.
Исследование лингвистических особенностей виртуальных имен становится актуальным из-за всеобщей распространенности этого явления. Так, В.И. Супрун отмечает, что «с появлением виртуального пространства Интернета многое изменилось в коммуникативных возможностях и удовлетворении коммуникативных потребностей человека. Вся информация в сети Интернет строится на ономастической оси» [11, с. 53].
Поскольку подростки стали больше и интенсивнее общаться в социальных сетях, тема «О чем говорят никнеймы подростков?» требует особого рассмотрения как языкового и социального явления и является актуальной.
С одной стороны, по мнению Н. А. Ахреновой, в виртуальной среде человек использует никнейм как код, который, если его «расшифровать», многое расскажет о своём носителе: характере, социальных условиях, обычаях, влиянии моды и т. д.
С другой стороны, Е. В. Батаева в работе «Этнометодологический анализ онлайн-коммуникаций: кризисный эксперимент в чатах» пишет:
«Подавляющее большинство участников блога «Придумать ник. Характеристика человека по нику» не поддержали тезис, согласно которому в никах содержится зашифрованная информация об их владельцах».
Выявление специфики и языковых особенностей нового вида антропонимов никнеймов подростков.
Объект исследования: никнеймы как разновидность антропонимов.
Предмет исследования: никнеймы подростков.
В виртуальной среде человек использует никнейм как код, который, если его «расшифровать», многое расскажет о своём носителе: характере, социальных условиях, обычаях, влиянии моды, т. д. Знание результатов нашего исследования позволит избежать негативного влияния на структурирование собственного определения подростков в Интернете и качество их межличностного взаимодействия как в Интернете, так и вне Интернета.
Методы: анкетирование, анализ, сравнение, классификации языковых фактов.
Изучив доступную информацию, мы выяснили, что вопрос о никнеймах только начинает изучаться.
Методологической основой для нас послужили работы:
Е. В.Батаевой «Этнометодологический анализ онлайн-коммуникаций:
кризисный эксперимент в чатах»; Н.А. Ахреновой «Лингвистические особенности сетевых имен»; Т.В. Аникиной «Имя собственное в интернеткоммуникации».
Практическая значимость состоит в том, что результаты работы могут использоваться на уроках русского языка при изучении темы «Имя собственное», на занятиях внеурочной деятельности «Основы речевой деятельности»: освоение языка интернет-коммуникации, никнеймов, с целью формирования медиакультуры подростков.
Собственные имена привлекали внимание ученых с давних пор. В науке о языке существует специальный раздел, целое направление лингвистических исследований, посвященное именам, названиям, наименованиям — ономастика. В основе этого научного термина лежит греческое слово onomastike, которое в древности переводилось на наш язык просто как «искусство давать имена». Собственные имена людей исследует наука антропонимика.
Антропонимика (от греч. anthropos — человек и onyma — имя) — раздел ономастики, изучающий антропонимы.
Антропони́м – единичное имя собственное или совокупность имён собственных, идентифицирующих человека. В более широком смысле это имя любой персоны: вымышленной или реальной.
Виды антропонимов:
публичной деятельности вместо настоящего,
антропонимика, героев в фольклоре, в мифах и сказках,
Предметом теоретической антропонимики являются закономерности возникновения и развития антропонимов, их структура, модели антропонимов, исторические пласты в антропонимии того или иного этноса, взаимодействие языков в антропонимии, универсалии.
В нашей научно-исследовательской работе мы рассмотрим закономерности возникновения никнеймов подростков как разновидности антропонимов, модели никнеймов и их соотношение.
Прикладная антропонимика изучает проблемы нормы в именах, способы передачи одного имени в разных языках; способствует созданию антропонимических словарей. Антропонимист помогает в работе органов загса, в выборе имен, в разрешении некоторых спорных юридических вопросов именования человека.
Прикладная часть нашей работы - буклет «Советы по выбору никнейма».
Что такое «никнейм»?
По данным Национального корпуса русского языка, впервые слово «nickname» в российских СМИ зафиксировано в 1997 году. По тем же данным, в русском написании это слово употребляется уже в 2001 году.
В «Толковом словаре русского языка начала XXI века. Активная лексика» под ред. Г.Н. Скляровской зафиксирован аналог этого слова – слово «ник» – со значением «сетевое имя, псевдоним участника чата, форума, пользователя электронной почтой». Данное слово имеет помету
«жаргонное», относящую его к социально обособленной лексике .
В сетевой литературе понятие «никнейм» рассматривается как прозвище, кличка (англ. nickname – «кличка», «прозвище»). Прозвище, как и никнейм, выступает в качестве дополнительного идентификатора личности в неофициальной сфере общения, но в отличие от последнего не является способом самопрезентации личности, так как прозвище присваивается человеку социумом за какие-либо отличительные черты внешности, характера и т. д.
Как пишет Н. А. Ахренова, «с лингвистической точки зрения понятие «сетевое имя» совпадает с понятием «прозвище». В русской ономастике прозвище рассматривают как дополнительное имя, данное человеку окружающими в соответствии с его характерной чертой, сопутствующим его жизни обстоятельствам или по какой-либо аналогии. Основным отличием прозвищ из «реальной» жизни от прозвищ «виртуальных» является то, что в «реальной» жизни прозвища дают другие члены социума вне зависимости от того, нравится вам это или нет. В Интернете сетевые имена придумывает себе сам пользователь в зависимости от своего эмоционального состояния, профессиональной деятельности, модных тенденций внутри субкультуры, к которой может принадлежать пользователь и т. д.».
Некоторые исследователи отождествляют понятия «никнейм» и «логин». Однако другие такое отождествление считают некорректным: логин — это идентификатор, который используется для входа в защищенную систему и не несет на себе функцию самопрезентации личности. В отличие от логина никнейм всегда несёт в себе смысл, возвращая «ониму его то исходное содержание, когда собственное имя рассказывало о собственнике».
Итак, сетевой ник в силу своих особенностей в ряде черт сближается с такими искусственными номинациями, как прозвище, псевдоним и кличка. Однако сетевое имя собственное (ник) – вымышленное неосновное имя, которое выбирает себе коммуникант из уже имеющихся и придумывает себе для общения в виртуальном сообществе»
Особенности функционирования имени в Сети Основные функции никнейма:
адресата;
Анализ литературы по теме позволяет говорить о том, что пользователи Интернета не образуют единого массива, поэтому в Сети можно встретить никнеймы на любой вкус, начиная с реальных имен и кончая вывернутыми наизнанку именами знаменитостей.
В литературе предлагается тщательно подходить к выбору будущих ников.
Обычно просто имя, реже имя+фамилия, еще реже имя+отчество, совсем редко полное ФИО. Иногда все это пишется латинскими буквами. Встречается вариант, когда имя указывается полностью, а фамилия только одной буквой. Примеры: Александр, Александр Иванов, Валерий
Витальевич, Leonid, BorisA.
Подобные ники имеют люди, которые осознают собственную значимость и любят свое имя, и им нравится, как их имя звучит.
Это обыкновенные имена, где некоторые символы заменены. Примеры: Sl@va, Катюх@, Ане4ка, СветланАПетровА, МариЯ, Окс@н@.
В Интернете такие люди ведут себя практически так же, как и в реальной жизни.
Ники с названиями животных и растений. Примеры: Паук, Елка, Кактус, Писец обыкновенный, Кот, Кобра, Хризантема, ЛОТОС.
Такие ники выражает качества и склонности личности. Причем довольно явно. Если у парня ник Акула или Паук, то вполне возможно, что он входит в банду хулиганов. Мужчина с именем Бык скорее всего очень напорист и упрям.
Это ники, означающие или какие-то профессии, или определенные виды деятельности, или вещи, достаточно связанные с какой-то профессиональной деятельностью. Примеры: herург, Интеграл, Инженер.
Такой ник, как правило, указывают на сильную увлеченность предметом или объектом этой деятельности.
Имена героев фильмов, мультфильмов, литературных произведений, киноактеров, спортсменов. Примеры: Зайка Банни, сэр Гарри Поттер.
Хозяева таких ников пытаются быть похожими на этих героев.
Как правило, какие-то интересные словосочетания, и совершенно неясно, что же владелец ника хотел этим сказать. Примеры: Ваша прелесть.
Нейтральный ник придумать не так-то просто. Поэтому люди с такими никами имеют довольно развитое воображение, очень большое мастерство.
Эти ники отображают психические и эмоциональные состояния своих владельцев. Примеры: Депрессивная, Бессонница, Грусть, Злой.
Люди с такими никами скорее всего приходят на форумы за эмоциональной поддержкой, для улучшения своего расположения духа.
Очень редко, не более 1%, встречаются чисто технические ники, которые ничего не выражают, но почему-то для пользователя такой ник удобен. Примеры: 12345, qwerty, ЙЦУКЕН, qaz, nbvjatq.
Это, как правило, люди с нестандартным чувством юмора, который многим не понятен.
Наибольший интерес для нашего исследования представляют никнеймы подростков. Приступая к анализу никнеймов подростков, мы рассматривали их как подгруппу коммуникантов сети. При таком подходе у нас возник ряд вопросов: 1) Что это за языковое образование?
2) Насколько оно стабильно, «закрыто», создается только для себя?
Материалом для исследования послужили 80 языковых единиц, представляющих собой никнеймы, которые используются подростками для общения в сети Интернет. В приложении 1 даются никнеймы, собранный путем сплошной выборки из Интернета.
В нашем исследовании мы пытались выяснить, какие категории никнеймов по значению выбирают подростки. При исследовании мы использовали сплошную выборку в сети Интернет: в блогах, чатах, форумах, в социальной сети ВКонтакте.
Материалом для исследования послужили 20 языковых единиц, представляющих собой никнеймы, которые используются подростками в блогах. По смысловому принципу в блогах преобладают никнеймы по профессии (30%), затем имена с заменой символов (20%) и герои (20%), самый маленький % выбора по названиям животных и растений, психоэмоциональные (по 5%). (Таблица 1, диаграмма 1).
Таблица 1 Категоризация ников по семантическому принципу в блогах
Полные | Имена с заменой символов | Животные и растения | Профессии | Герои | Психоэмоциональные |
Анастасии Косолаповой | albert_lex | lesnyanskiy | GlamourRus- sia | zazerkaliya | ilverlj |
Гриши Пророкова | @нтон |
| inet | ammo1 |
|
Дениски Попова | belan_olga |
| admin | tanjand |
|
Артёма Макарского | verola |
| visualhistory | sen_semilia |
|
|
|
| philologist |
|
|
|
|
| afisha_lj |
|
|
20% | 20% | 5% | 30% | 20% | 5% |
Диаграмма 1
Категоризация ников по семантическому
принципу в блогах
Анализ показал, что в большей части при создании ника занимали имена героев (30%), высокий уровень выбора полных имен (25%), ниже - технические (15%) и выбор по названию профессии,
нейтральные, психоэмоциональные (10%).
Таблица 2 Категоризация ников по семантическому
принципу в чатах
Полные | Профес-сии | Герои | Нейтральные | Психоэмоциональные | Технические |
мари | shahter | Lu | Заноза | Nekromantka D | Гость_7478 |
Толямба | Phtnix77 | LololoshkaYT | Остров грез | Частозависимая | Гость_2978 |
Ибрагим Адиев |
| Кубик |
|
| ghbd |
OlgaSm |
| Кубик |
|
|
|
Ольгушка |
| Ладейна |
|
|
|
|
| Ангел |
|
|
|
25 | 10 | 30 | 10 | 10 | 15 |
Диаграмма 2
Категоризация ников по семантическому принципу в чатах
Категоризация ников по семантическому принципу в форумах показала, что наиболее активно создают ники полные (25%) и по именам героев (25%), затем нейтральные (15%), по названиям животных и растений (10%), по профессии (10%), психоэмоциональные (10%), технические (5%).
Таблица 3 Категоризация ников по семантическому принципу в форумах
Пол-ные | Животн ые растения | и | Профессии | Герои | Нейтральн ые | Психоэмоциональ ные | Технич е-ские |
Мэри | Foxik | artmaj | Гардемарин | Шепот ветра | СтрахаНет | Аноним | |
Aisha | Песец
| Программи ст
| Фрия | Мадам Баттерфляй | IDEALISTKA
|
| |
loseva |
|
| Ассоль | _Blacky_ | ellovi |
| |
kopelevin a-p |
|
| TerraIncogni ta |
|
|
| |
savel |
|
| Pius |
|
|
| |
25 | 10 | 10 | 25 | 15 | 10 | 5 |
Диаграмма 3
Категоризация ников по
семантическому принципу в форумах
В результате анализа выборки ников из социальной сети ВКонтакте мы получили следующий результат: наши ученики в качестве ника используют уже имеющееся полное имя (100%), состоящее из имени и фамилии, написанное русскими буквами, только 2 мальчика изменили свое имя (Ник и Никитос)
Разделяя точку зрения Т.В. Аникиной на никнейм, «не как готовое, а как создание нового лексического материала…, сетевое имя «никнейм» исследуется с точки зрения проявления креативности языковой личности, анализируется как явление языковой игры. Однако нам импонирует и другая точка зрения: «Люди с никами полными в качестве своих настоящих обычных имен много знают, много читают, многое готовы Вам рассказать и многому могут Вас научить».
Более креативный подход к созданию ников подростки проявили в чатах, блогах, форумах.
Таким образом, проанализировав антропонимы, употребляемые в качестве сетевых имен подростками с точки зрения их семантики, выявили первенство выборов по имени героя (75%), второе место – по профессии (50%), третье место – нейтральные (35%), четвертое место - психоэмоциональные (25%), 5 место – имена с заменой символов (20%) и технические (20%), выбор ника по названию животного или растения присутствует в меньшей степени (15%).
20% | 20% | 5% | 30 | 20 | - | 5 | - |
25% | - | - | 10 | 30 | 10 | 10 | 15 |
25% | - | 10% | 10 | 25 | 15 | 10 | 5 |
100% | - | - | - | - | - | - | - |
Таблица 5. Категоризация ников подростков по семантическому принципу
170% | 20% | 15% | 50% | 75% | 35% | 25% | 20% |
При создании образа коммуникант реализует познавательное и творческое личностное начало. Познавательный компонент выражается в стремлении спрогнозировать реакцию и отклик на ник в Интернеткоммуникации: Шепот ветра
(Никто не догадывался, что это два лика одной и той же силы, силы, которая могла бы быть тысячеликой, но оставалась бы тем не менее единым целым).
(М.Цветаева)
Творческое начало проявляется в желании придумать интересный, небанальный, запоминающийся ник, проявив, таким образом, индивидуальность и неповторимость: Фрия
Любовь к себе - это начало романа, который длится всю жизнь. (Оскар
Уайльд)
Меняюсь я сама, себе не изменяя...
Врагам не мщу, но руку не пожму...
Ошибки только детям я прощаю!
Предательство и подлость никому!
В нашем случае в качестве субъекта выступает автор сообщений, имеющий особый признак личности.Чатозависимая: здорово, не одна я чатозависимая. Я здесь как в семье, среди своих.
Ники осознаются коммуникантом, происходит процесс саморефлексии, в результате чего индивид представляет свой когнитивный образ в Интернет-коммуникации, закладывая в него самооценку: Заноза: можно даже котика завести.
Через творимый образ пользователь может представлять разные аспекты своей личности: имеющиеся качества, характер, особенности настроения и поведения, увлечения, жизненные правила. Например, Ангел: я не люблю врать... Потом напряжновспоминать кому чего наврал.
Некоторые пользователи Сети выдвигают на первый план одни свои признаки: Aisha, Мадам Баттерфляй
Просто я люблю, когда меня любят. Ну очень мне это нравится. Вообще всем рекомендую-любить только меня)), а другие признаки намеренно скрывают:Foxik
Передать смысл моей жизни, то же самое, что сыграть ногтями на доске пятую симфонию Бетховена.
При создании образа подросток может руководствоваться разными причинами: желанием выделиться, показать свою уникальность и индивидуальность; стремлением позиционировать себя как активиста или последователя определенных взглядов или убеждений, указать на свои пристрастия и увлечения. Для реализации каких-то из вышеназванных целей автор старается сделать свой ник и стоящий за ним образ наглядным, полным и неповторимым, привлекающим внимание остальных участников общения:СтрахаНет Я всегда говорю правду. Даже когда вру!© TerraIncognita Живу и радуюсь...
_Blacky_И даже то, что быть не может, однажды тоже может быть.
Таким образом, проанализировав никнеймы, употребляемые в качестве сетевых имен подростками, мы пришли к следующим выводам: на первый план в нем выступают самоописание, самопрезентация. Информационное общество делает реальность самопрезентации окончательной реальностью, перенося этот принцип в реальное взаимодействие. Культура виртуальной реальности подталкивает подростков к структурированию собственного определения, в нашем случае – никнейма, и идентичности между самоидентификацией в сетевых системах и их личностью.
Автором проекта была выполнена поставленная цель: выявлена специфика и языковые особенностей никнеймов подростков как нового вида антропонимов. Были рассмотрены различные виды антропонимов и определено место никнеймов в их системе. Собран материал для наблюдения и выявлены закономерности в выборе никнеймов подростками.
Для формулирования рекомендаций по составлению никнеймов автор исследовательского проекта подготовил и систематизировал материал для буклета «Советы по выбору Никнейма».
Литература
— с. 71—76.
Вестник Челябинского государственного университета. — 34 (172). 2009. С. 5-10. Можно смотреть nauchforum.ru/node/8483.
коммуникаций: кризисный эксперимент в чатах [электронная копия] / Е. В.
Батаева // Социологические исследования. – 2011. - № 12. - C. 88-98.
Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2008. - № 1. - C. 120-130.
Интернет-ресурсы:
http://www.adviceskilled.ru/sovety-psikhologa/ - «Добрые советы». Советы психолога
Приложение 1 (в электронном виде)
Презентация «О чем говорят никнеймы подростков?

Весенняя гроза

Свадьба в Малиновке

Рождественский венок

Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея

Кто грамотней?