Проблема стресса в последние годы становится одной из самых актуальных тем в мировой психологической науке и практике. В настоящее время, с одной стороны, накоплено значительное количество многоплановых исследований различных видов стресса – стресс жизни, посттравматический, профессиональный стресс и т.п. Психопрофилактика стрессовых состояний наиболее важна в современном мире.
Как показывает анализ литературы проблема экзаменационного стресса еще не получила должного внимания и не нашла своего отражения в отечественной науке. В имеющих место исследованиях показано, что экзаменационный стресс – одна из возможных причин ухудшения нервно-психического здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях.
Для предотвращения последствий экзаменационного стресса и самого стресса психологами разработаны методики, программы, тренинговые курсы для подростков, готовящихся сдавать экзамены. На наш взгляд, среди существующих множеств методов профилактики стресса самый интересный – это цветотерапия.
Цветотерапия не получила достаточного распространения в практике, так как это молодая наука. Но методы цветотерапии уникальны, и мы считаем, что их также можно использовать в психопрофилактике стрессов, так как цветотерапия, в первую очередь, влияет на эмоциональную основу, что помогает предотвратить негативные эмоциональные переживания и расстройства.
Цель исследования: выявление экзаменационного стресса у школьников и разработка рекомендаций по профилактике экзаменационного стресса путем цветотерапию.
Задачи исследования:
Объект исследования: учащиеся 9 и 11 классов МБОУ Туранской СОШ № 1.
Предмет исследования: экзаменационного стресса у учащихся и пути его профилактики.
Методы:
§ Теоретический (анализ и интерпретация психологической литературы),
§ Эмпирический (проведение диагностики),
§ Практический (математический анализ результатов, разработка рекомендаций).
Практическая значимость очевидна и связана с тем, что на основе результатов тестирования возможна разработка рекомендаций психопрофилактики экзаменационного стресса посредством цветотерапии.
Вложение | Размер |
---|---|
"Шаг в будущее" | 194 КБ |
Введение
Проблема стресса в последние годы становится одной из самых актуальных тем в мировой психологической науке и практике. В настоящее время, с одной стороны, накоплено значительное количество многоплановых исследований различных видов стресса – стресс жизни, посттравматический, профессиональный стресс и т.п. Психопрофилактика стрессовых состояний наиболее важна в современном мире.
Как показывает анализ литературы проблема экзаменационного стресса еще не получила должного внимания и не нашла своего отражения в отечественной науке. В имеющих место исследованиях показано, что экзаменационный стресс – одна из возможных причин ухудшения нервно-психического здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях.
Для предотвращения последствий экзаменационного стресса и самого стресса психологами разработаны методики, программы, тренинговые курсы для подростков, готовящихся сдавать экзамены. На наш взгляд, среди существующих множеств методов профилактики стресса самый интересный – это цветотерапия.
Цветотерапия не получила достаточного распространения в практике, так как это молодая наука. Но методы цветотерапии уникальны, и мы считаем, что их также можно использовать в психопрофилактике стрессов, так как цветотерапия, в первую очередь, влияет на эмоциональную основу, что помогает предотвратить негативные эмоциональные переживания и расстройства.
Цель исследования: выявление экзаменационного стресса у школьников и разработка рекомендаций по профилактике экзаменационного стресса путем цветотерапию.
Задачи исследования:
Объект исследования: учащиеся 9 и 11 классов МБОУ Туранской СОШ № 1.
Предмет исследования: экзаменационного стресса у учащихся и пути его профилактики.
Методы:
Практическая значимость очевидна и связана с тем, что на основе результатов тестирования возможна разработка рекомендаций психопрофилактики экзаменационного стресса посредством цветотерапии.
Ι. Экзаменационный стресс
1. Особенности экзаменационного стресса
Общественная жизнь человека постоянно ставит его в ситуации «экзаменов» - тех или иных испытаний, где ему приходится доказывать свою состоятельность, материальное благополучие, физическое самочувствие или уровень интеллекта. В принципе, симптомы экзаменационного стресса мы можем видеть у школьников перед контрольной работой, у студентов во время сессии, у водителей, впервые сдающих на права, у хирурга, который осваивает новую операцию и т.д. Классический пример «экзаменационного стресса» можно обнаружить в периоды сдачи экзаменов в любом учебном заведении. Бессонные ночи, тревожные мысли, снижение аппетита, учащенный пульс и дрожь в конечностях - вот типичные проявления страха перед экзаменами. Проведенные в последние годы исследования показали, что страх перед экзаменами затрагивает все системы организма человека: нервную, сердечно-сосудистую, иммунную и др.
Экзаменационный стресс - это реакции организма в ответ на разнообразные повреждающие воздействия, вызванные интенсивной интеллектуальной работой.
Экзаменационный стресс – один из самых распространенных видов стресса. Некоторые зарубежные и отечественные исследователи, досконально изучавшие эту проблему, вообще пришли к выводу, что с психогигиенических позиций экзамены нежелательны и должны быть отменены. В то же время, существует и другая точка зрения, утверждающая, что экзамены стимулируют деятельность мозга и повышают познавательную активность.
Типичные симптомы экзаменационного стресса, которые разделены на четыре группы:
Рассмотрим откуда берется экзаменационный стресс. Причин экзаменационного стресса несколько: интенсивная умственная деятельность, нагрузка на одни и те же мышцы и органы из-за длительного сидения за учебниками, также нарушения режима сна и отдыха.
Но главный фактор, провоцирующий возникновении экзаменационного стресса, – это отрицательные переживания. Экзамены – это серьезное испытание на прочность всей нервной системы и проверка не только знаний выпускника, но и его психологической устойчивости.
Таким образом, экзаменационный стресс имеет предпосылки разрушения личности подростка в целом и имеет природу эмоционального стресса, вызванного переживаниями, волнениями и тревогой, который ведет за собой соматические нарушения. При подготовке к экзаменам, испытывая стресс, школьник не в состоянии справиться с негативным влиянием эмоций. Тем самым подросток может впасть в затяжную депрессию, что отрицательно отражается и на результативности сдачи экзаменов.
2. Психопрофилактика негативных переживаний в период экзаменационного стресса
Практически каждый человек сдавал в своей жизни экзамены. И редко кто ждал экзамен с нетерпением. Ведь за этим часто стоит серьезное напряжение, отказ от привычного режима, страх не сдать, повышение тревожности и ухудшение общего психологического состояния.
Слово «экзамен» в переводе с латинского обозначает «испытание». А в юности, тем более впервые, в школе, опыт серьезных испытаний еще очень невелик, психологической закалки недостаточно. Поэтому экзамены зачастую приносят настоящие страдания. Чтобы избежать огромных негативных последствий, огромное распространение в психологии нашла такая отрасль психиатрии, как психопрофилактика.
Психопрофилактика - это отрасль психиатрии, занимающаяся разработкой мероприятий по предупреждению психических заболеваний, расстройств и их последствий.
Существует большое количество методов и форм психопрофилактики:
Содержанием психопрофилактики является диагностическая, лечебная, консультативная, педагогическая и прочая деятельность узких специалистов психиатров, психологов, дефектологов, социологов.
На примере работы по предупреждению экзаменационного стресса в МБОУ Туранской СОШ № 1 мы выделили несколько уровней психопрофилактики:
1. Профилактика экзаменационного стресса у учащихся:
Таким образом, «эмоциональный стресс» возникает по причине не только действительных, но и будущих вероятных событий, которые еще не произошли, но наступления которых школьник боится. Поэтому в работе с учащимися необходимо использовать психопрофилактику, как систему мер воздействия, направленные на снижение уровня тревожности школьников, реализуя различные методы.
ΙΙ. Цветотерапия как метод психопрофилактики.
1. Особенности цветотерапии
Цветотерапия (хромотерапия) – метод психопрофилактики, использующий воздействие цветового спектра на психоэмоциональное и физическое состояние человека. В основе цветотерапии лежит понятие, что каждый цвет имеет свою длину волны, несущую свою энергетику и оказывающую специфическое воздействие на организм. Клинические испытания подтверждают благотворное воздействие цветовых потоков, в первую очередь, на нервную систему. При помощи цветотерапии лечат неврологические заболевания, бессонницу, вызванные различными стрессами, также гипертонию, язвенную болезнь и т.д.
Цветотерапия – это относительно молодая наука, которой чуть более 60 лет. Несмотря на это, основы цветотерапии были заложены на Востоке (Индия, Китай) в IV-III тысячелетии до нашей эры. Отдавали должное цветотерапии и такие выдающиеся ученые прошлого, как Гиппократ, Парацельс. Авиценна назначал своим пациентам лечение определенными цветами в зависимости от характера заболевания и душевного состояния больных. Применялись ванны с окрашенной водой, окна завешивали цветными шторами, считалось эффективным также облачение пациентов в одежду определённого цвета.
Известный психиатр В.М. Бехтерев утверждал: «Умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры». Аристотель писал: «Все живое стремится к цвету... Цвета по приятности их соответствий могут относиться между собой подобно музыкальным созвучиям и быть взаимно пропорциональными».
2. Восемь цветов М.Люшера
Огромный вклад в развитие психопрофилактики средством цветотерапии внес Макс Люшер в 1947 году. М.Люшер, швейцарский врач и социолог, ввел понятие взаимодействия цвета и человека. Его диссертация «Цвет как инструмент психодиагностики» была высоко оценена профессорами психиатрии, философии и психологии. После этого диагностика Люшера получила международную известность и быстро распространилась по всему миру. После многих экспериментов из 4500 тонов и оттенков он выбрал восемь, которые оказывают наиболее выраженное воздействие на физиологические и психологические функции человеческого организма. Исследования, проведенные Люшером и другими учёными, доказали: цвета способны изменять параметры состояния человека, влиять на эмоционально-психическую сферу и самочувствие.
Люшер же, синтезировав все имевшиеся в его распоряжении данные о психологическом воздействии определенных цветов, создал для каждого из них перечень состояний организма (в самочувствии, в настроении, в характере понимания). Заметим, что действия каждого цвета и специфика его значения не зависит от отношения человека к нему. Цвет может нравиться или не нравиться, но характер его влияния, специфика его воздействия на психику остаются неизменными, вне зависимости от состояния организма в момент воздействия.
Во всем мире Тест М.Люшера успешно применяется: в рисуночных тестах, для диагностики и психопрофилактики психологического состояния, анализа семейных конфликтов; проведения судебно-психологических экспертиз и т.д.
Приведем значения восьми цветов по М.Люшеру (Таблица 1.):
№ | Цвет | Значения положительного отношения | Значения отрицательного отношения |
1 | Синий | Стремление к согласию, доверию, пониманию, сочувствию, отсутствию конфликтов, к дружеским отношениям, привязанности, эмоциональному комфорту; спокойствие, мягкость, мечтательность | Нарушение отношений, одиночество, беспокойство |
2 | Зелёный | Стремление к самоутверждению, повышению статуса, уважению, признанию, власти, превосходству; уверенность, независимость, настойчивость, оборона | Недостаток признания, принуждение, обида, неспособность к сопротивлению |
3 | Красный | Стремление к достижению, успеху: инициатива, наступление, деятельность, борьба, возбуждение | Раздражение, бессилие, утомление, защита |
4 | Жёлтый | Стремление к изменению, освобождению, расслаблению; ожидание, надежда на удачу и случай, оптимизм, избегание проблем | Разочарование, отчаяние, подозрение, недоверие |
5 | Фиолетовый | Стремление к идентификации, с кем-то, эстетические устремления, желание понравиться, обратить на себя внимание, произвести впечатление, получить одобрение | Подавление чувств, рациональность, контроль, скромность, стремление быть незаметным |
6 | Коричневый | Стремление к физическому комфорту, безопасности, отдыху, чувственному удовлетворению; болезненное состояние, слабость, голод, усталость | Вытеснение физических потребностей, самоограничение, отрицание слабости |
7 | Чёрный | Стремление к разрушению, агрессии; враждебное отношение, негативизм, неприятие, протест,отказ | Отрицание и подавление агрессии |
8 (0) | Серый | Желание избежать участия, скрыться; маскировка, утаивание | Активное включение в ситуацию, активная позиция |
Таким образом, несмотря на то, что цветотерапия является отностительно молодой наукой, в ней экспериментально подтверждены и утверждены основные цвета, их свойства и особенности влияния как на здоровье и поведение, так и на психику человека при определенном выборе цвета.
ΙΙΙ. Изучение экзаменационного стресса среди учащихся 9 и 11 классов
Независимо от характера и успеваемости дети оказываются в стрессовом состоянии из-за повышенной тревожности, которая отмечается у подавляющего количества современных школьников и студентов. Психологи утверждают, что уровень тревожности у подростков, считающихся сегодня здоровыми, выше, чем 30 лет назад был у их сверстников.
Цель исследования – выявление экзаменационного стресса среди выпускников школы.
Объект исследования – школьники 9 и11 классов, выборка 32 учащегося, по 16 в каждом классе. Выборка определялась по гендерному (8 юношей, 8 девушек) различию и по успеваемости (8 слабо и 8 успешно успевающих).
Предмет исследования –экзаменационный стресс.
Методики исследования: «Опросник подверженности экзаменационному стрессу», тест «Ассоциации» (по М. Люшеру) (Приложения).
База исследования. Исследование проводилось в 2013 – 2014 г.г. в МБОУ Туранской СОШ № 1 в период предэкзаменационных испытаний, т.е. перед пробными экзаменами ГИА-9 и ЕГЭ.
1. Результаты исследования
На первом этапе исследования школьникам был предложен опросник (Приложение А), направленный на выявление степени выраженности экзаменационного стресса. Полученные данные были занесены в сводную таблицу (Приложение Б).
Результаты следующие. Из таблицы 2 (Приложение Б) видно, что экзаменационному стрессу учащиеся подвержены в разной степени. Большая выраженность стрессовых симптомов обнаружена среди учащихся 11 класса. Данный факт обусловлен тем, что в 11 классе более серьезные и ответственные экзамены, от которых зависит успешность среднего образования и поступление в престижный ВУЗ. По этой причине учащиеся 11 класса испытывают большее напряжение по сравнению с учащимися 9 класса. Кроме того, из таблицы 2 можно видеть, что экзаменационный стресс остро выражен у 25% (4) учащихся 9 класса и у 50% (8) учащихся 11 класса. Средняя выраженность стресса у 30 % (5) учащихся 9 класса и столько же у учащихся 11 класса. Полученные результаты мы представили в графическом виде (Приложение В, рис.1 и рис.2).
Далее обратимся к результатам тестирования по адаптированной методике М. Люшера «Ассоциации» (Приложение Г). Учащимся предлагалось установить случайные ассоциации с определенным цветом. Следует отметить, что выбор цвета определяется в основном на эмоциональном уровне.
Результаты теста мы занесли в таблицы 3 и 4 (Приложение Д, Е) по каждому классу отдельно с целью анализа. Таким образом, можно отметить, что негативные эмоции отношения к экзаменам велики. В 11 классе учащиеся в 10 случаях отметили возможную неуспешную сдачу черным цветом, что символизирует крах, протест, агрессию; 2 – серый (избегание проблемы, нет желания об этом думать); и лишь 4 отметили красным цветом (стремление к борьбе, чтобы не сдаваться, исправить положение). В 9 классе на эту же ассоциацию отмечено черным – 7, серым – 2, красным 5, коричневым – 2 (стремление к удовлетворению, т.е. «будь как будет»). Удачную сдачу экзаменов в обоих классах воспринимают положительно, расценивая как покой (синий), самоутверждение (зеленый), возможность отдохнуть и расслабиться (желтый). А слово «экзамен» большинство учащихся 11 класса воспринимает агрессивно, выбирая черный цвет. В 9 классе учащиеся стремятся к действиям (4 - крассный), агрессивно настроены лишь 3 учащихся (черный).
Полученные данные говорят о том, что довольно большое количество детей имеют высокий уровень тревожности, в нашем случае – это учащиеся из 11 класса. То есть фактически у каждого второго школьника уровень тревожности превышает средний.
Выводы:
ПРИЛОЖЕНИЕ А
1. Опросник подверженности экзаменационному стрессу
Цель: диагностика степени выраженности экзаменационного стресса и подверженности ему.
Инструкция: внимательно прочитайте предложенные вопросы, примерьте их к себе и укажите степень вашего согласия или несогласия: да или нет.
Бланк опросника:
Обработка. За каждый утвердительный ответ начисляется 1 балл. Сложите набранные баллы.
0 - 4: Вы спокойны, рассудительны, умеете управлять своими эмоциями. Вы готовы к любым испытаниям и уверены, что бы ни произошло, все будет хорошо. У вас все шансы удачно справиться с экзаменационными заданиями.
5 - 8: Вы от природы тревожны. И теперь, перед экзаменами, вы переживаете стресс.
9 - 12: Стресс очень сильный. Обратитесь за помощью к родителям. Не держите все в себе.
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
1. Опросник подверженности экзаменационному стрессу
Цель: диагностика степени выраженности экзаменационного стресса и подверженности ему.
Инструкция: внимательно прочитайте предложенные вопросы, примерьте их к себе и укажите степень вашего согласия или несогласия: да или нет.
Бланк опросника:
Обработка. За каждый утвердительный ответ начисляется 1 балл. Сложите набранные баллы.
0 - 4: Вы спокойны, рассудительны, умеете управлять своими эмоциями. Вы готовы к любым испытаниям и уверены, что бы ни произошло, все будет хорошо. У вас все шансы удачно справиться с экзаменационными заданиями.
5 - 8: Вы от природы тревожны. И теперь, перед экзаменами, вы переживаете стресс.
9 - 12: Стресс очень сильный. Обратитесь за помощью к родителям. Не держите все в себе.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Таблица 2.
Сводная таблица данных «Подверженность экзаменационному стрессу»
№ | Степень выраженности экзаменационного стресса | |
Учащиеся 9 класса | Учащиеся 11 класса | |
1 | 4 | 6 |
2 | 4 | 5 |
3 | 8 | 9 |
4 | 6 | 11 |
5 | 4 | 5 |
6 | 7 | 4 |
7 | 4 | 7 |
8 | 5 | 9 |
9 | 6 | 8 |
10 | 10 | 7 |
11 | 8 | 3 |
12 | 5 | 9 |
13 | 4 | 5 |
14 | 4 | 5 |
15 | 5 | 7 |
16 | 4 | 4 |
Среднее значение | 5,5 | 6,5 |
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Рисунок 1.
Степень выраженности экзаменационного стресса среди учащихся 9 класса
Рисунок 2.
Степень выраженности экзаменационного стресса среди учащихся 11 класса
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Тест «Ассоциации» (по М.Люшеру)
Цель: диагностика эмоционального отношения к экзаменам, негативному и позитивному исходу экзамена.
Инструкция: перед вами лежат 8 цветов – синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный и серый. Представьте, что этими цветами можно выразить свои чувства и эмоции. Сейчас вы услышите слова и словосочетания, постарайтесь подобрать наиболее подходящий цвет и отобразить на бумаге в виде любой фигуры. На каждый ответ у вас 15 секунд.
Ход диагностики:
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Таблица 3.
Выбор ассоциаций учащихся 9 класса
№ | Синий | Зелёный | Красный | Жёлтый | Фиолетовый | Коричневый | Чёрный | Серый |
Дом | 10 | 1 | - | 2 | 1 | 2 | - | - |
Школа | 1 | 1 | 6 | 1 | 1 | 1 | 4 | 1 |
Экзамен | - | - | 8 | - | 3 | - | 3 | 2 |
Удачная сдача | 7 | 2 | - | 7 | - | - | - | - |
Неудачная сдача | - | - | 5 | - | - | 2 | 7 | 2 |
Лето | - | 4 | - | 12 | - | - | - | - |
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
Таблица 4.
Выбор ассоциаций учащихся 11 класса
№ | Синий | Зелёный | Красный | Жёлтый | Фиолетовый | Коричневый | Чёрный | Серый |
Дом | 6 | 4 | - | 4 | - | 2 | - | - |
Школа | 3 | 2 | 5 | - | - | 2 | 3 | 1 |
Экзамен | - | - | 4 | - | - | - | 12 | - |
Удачная сдача | 8 | 3 | - | 5 | - | - | - | - |
Неудачная сдача | - | - | 4 | - | - | - | 10 | 2 |
Лето | 1 | 2 | 2 | 11 | - | - | - | - |
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж
Рекомендации использования цветотерапии
по психопрофилактике экзаменационного стресса
При подготовке к экзаменам справится с волнением и переживаниями вам помогут:
Мы искренне надеемся, что наши советы будут вам полезны!
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Одеяльце
Всему свой срок
Мороз и заяц
Муравьиная кухня