• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проектно-исследовательская работа "Занимательная математика"

Опубликовано Грибанова Наталья Юрьевна вкл 10.02.2018 - 15:43
Грибанова Наталья Юрьевна
Автор: 
Свининникова Виктория, ученица 3 класса МОУ "СОШ № 2 п. Карымское"

Гипотеза проекта:  я считаю, что математика интересный и занимательный предмет.

Цель:   создание книжки-раскладушки с занимательными задачами, ребусами по математике  для привития интереса к предмету математика.

Задачи: 

1.     Подобрать различный занимательный материал по математике.

2.     Собирать и классифицировать информацию по разделам (ребусы, задачи в стихах, задачи-тесты, логические задачи, головоломки).

3.     Изготовить книжку-раскладушку по занимательной математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проектно-исследовательская работа "Занимательная математика"581.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное  учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2  п. Карымское»

Направление «Мир математики и техники»

Проектно-исследовательская работа

Тема: «Занимательная математика»

    Автор работы:  

Свининникова Виктория,

ученица  2  а  класса, МОУ «СОШ № 2

      п. Карымское»  

     Руководитель:

                                 Грибанова Наталья Юрьевна,

                               учитель начальных классов

п. Карымское, 2017 год

Оглавление

  1. Введение                                                                                        3 – 4  стр.
  2. Основная  часть
  1. История математики                                                                5   стр.
  2. Ребусы

1.1 Что такое  ребусы                                                              5   стр.

1.2 История ребусов                                                                5 – 6   стр.

1.3 Правила разгадывания ребусов                                        6 – 8   стр.

               3.  Что такое логика и логические задачи                                   8   стр.

               4.  Что такое головоломка                                                             8 – 9   стр.

III. Практическая  часть        10  стр.

IV.  Вывод                                                                                                       11   стр.

V.  Список  использованной  литературы                                                   12   стр.

VI. Приложение                                                                                             13 стр.

Математика – гимнастика ума.

                                                                 Логично мыслить учит нас она.

                                                        Из  всех  наук важнейшая,

                                             Мудрая, точнейшая.

        Введение        

     Ребенок, который ещё не умеет  читать и считать, не знает цифр, на своих пухлых пальчиках может показать, сколько ему лет.  Взяв в  руки, какой – то круглый предмет, он представляет перед собой руль, который может катиться. А вот забавная считалка:
Точка-точка, запятая,
Минус, рожица кривая.
Палка-палка, огуречик,
Вот и вышел человечек.
И ребенку интересно  и занимательно, он распознает математические понятия.

     Как  известно, математика – это царица всех наук. И это немудрено. Поскольку все точные науки сосредоточены на вычислениях. Однако это вовсе не означает, что всё в этом царстве скучно и занудно.                                                                                                    Все привыкли считать, что математика это скучная, трудоёмкая работа. Великие математики – умные, немного скучные люди, которые были зациклены на математике. Но на самом деле это не так! В своём проекте я докажу, что математика очень увлекательная, занимательная наука.  Изучая математику можно весело и интересно провести время, узнав много нового и интересного.  

    «Предмет математики настолько серьезен, что нужно не упустить случая,  сделать его немного занимательным» - это высказывание принадлежит выдающемуся французскому математику Блезу Паскалю. 

Гипотеза:  я считаю, что математика интересный и занимательный предмет.

Цель:   создание книжки-раскладушки с занимательными задачами, ребусами по математике  для привития интереса к предмету математика.

Задачи:  

  1. Подобрать различный занимательный материал по математике.
  2. Собирать и классифицировать информацию по разделам (ребусы, задачи в стихах, задачи-тесты, логические задачи, головоломки).
  3. Изготовить книжку-раскладушку по занимательной математике.

     Вид проекта:   исследовательско-информационный, индивидуальный.

    Методы исследования: сбор информации из книг, ресурсов интернета;  изучение,  анализ  литературы;  наблюдение и обобщение.

Актуализация  темы:

Современному обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. Все эти качества личности в школьном возрасте можно сформировать при помощи игр через проектную деятельность.

  1. Основная  часть
  1. История математики

Математика возникла в Древней Греции ещё в 5-6 веках до нашей эры. У греков эстафету приняли арабы, а уж потом эта новая наука дошла и до европейцев. Слово «математика» происходит от греческого слова mathema – знание, учение, наука. Она изучает числа и величины, форму и объём предметов, способы решения задач с помощью действий. Поэтому, математика и объединяет в себе много различных разделов: алгебра, геометрия, арифметика, логика и другие, не менее интересные. Математика – одна из самых сложных наук, которая доставляет нам  немало хлопот во время обучения. В то же время, навыки устного счета и различные математические приемы необходимо освоить каждому человеку, поскольку без этих знаний в современном мире жить просто невозможно.Математика учит рассуждать, обосновывать, доказывать, а без этого невозможно добиться успеха ни в одном деле. Занимательная математика – это ребусы, загадки, логические задачи, головоломки, шарады, кроссворды. 

2.Ребусы

1.1 Что такое ребус.

Ребус – один из видов словесных игр, популярных ещё в древности, название образовано от латинскогоrebus  (вещь, предмет, дело).  Ребус – это загадка, в которой искомое слово или фраза изображены в виде комбинации фигур, знаков, букв, т.е. «предметов»  (Приложение )

1.2Из истории ребусов.

Первые ребусы появились во Франции в XV веке. Со временем характер ребусов изменился. Ребусом стали называть каламбур, построенный на игре слов. Приблизительно тогда же появились и первые рисованные ребусы.  В XVI  веке рисованные ребусы становятся известны в Англии, Германии, Италии. В их оформлении принимали участие профессиональные художники. Первый печатный сборник ребусов появился во Франции в 1952 году.  

В России ребусы появились позднее – в середине XIX века. Сначала они появляются в журнале «Иллюстрация», а в 1880 году начинает издаваться журнал «Ребус». Им увлекались многие взрослые и дети, и разгадывание ребусов вскоре стало одной из любимых семейных игр.

1.3 Правила разгадывания ребусов.

Вовлечь ребят в разгадывание ребусов достаточно просто, стоит только рассказать, что за волшебными картинками спрятаны слова, и узнать их может каждый, но нужно соблюдать определённые правила, без которых рисунки не откроются. А правила очень просты:

1.Запятая всегда показывает, что буква в слове или названии картинки лишняя. В зависимости от того, в начале запятая или в конце, можно легко догадаться, в какой части слова букву нужно исключить.  Количество запятых тоже имеет немаловажное значение. Одна запятая – убираем одну букву, две запятые – две буквы.

C:\Users\caracurt\Downloads\113.jpgC:\Users\caracurt\Downloads\111.jpg

Часто также  встречаются и зачёркнутые буквы, смысл такого действия, как и у запятой.C:\Users\caracurt\Downloads\реб6.gif

2.Знак стрелки или равенства используется в том случае, когда букву можно заменить равноценной. Например, выражение «Е = О», говорит о том, что буква «Е» в слове заменяется на «О».

http://maminovse.ru/uploads/2013/10/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0.jpg

3.Все предметы на картинках читаются в именительном падеже. Если картинка перевёрнута – слово нужно читать справа – налево.

http://maminovse.ru/uploads/2013/10/2640138-89e1e8c3a4a3f441.jpg

4.Иногда над или под картинкой можно увидеть цифры. По правилам ребуса каждая цифра  обозначает номер буквы в слове. Подставляя буквы в указанном цифрами порядке, можно получить новое слово.

C:\Users\caracurt\Downloads\реб17.gifC:\Users\caracurt\Downloads\реб13.gif

5.Буквы могут быть расположены одна в другой, рядом или на поверхности друг друга. В этом случае нужно использовать предлоги, соединяя буквы в слова.

математические ребусы 4
математические ребусы 3

2. Что такое логика и логические задачи.

   Логика – это наука о верном, правильном мышлении. Человек, мыслящий логически, способен к последовательному и связному мышлению с использованием доказательств.  Логические задачи развивают логику. Решение логических задач – это не только очень увлекательный, но и полезный способ времяпровождения. Решая такие задачи, мы расширяем свой кругозор и развиваем логическое мышление.  А  ещё логические задачи – это хороший способ развития умственных способностей  (Приложение )

3.Что такое головоломка.

    Слово «головоломка» произошло от выражения «ломать голову» и означает трудноразрешимую задачу. Чтобы найти решение нужно немало подумать, применить логику и сообразительность.  Некоторые головоломки известны с глубокой древности. Оригинальные логические задачи находят на стенах древних египетских пирамид.   Виды головоломок:  устные головоломки – задачи, полное условие которых может быть сообщено в устной форме, не требующие для решения привлечения никаких дополнительных предметов (загадки, шарады).  Механические головоломки – предметы, специально изготовленные как головоломки: проволочные, шнурковые, складушки, узлы, шкатулки (кубик Рубика, змейка Рубика, пятнашки, танграмм, пазлы).  Печатные головоломки – напечатанные или нарисованные «картинки», в которых надо нарисовать какие-то символы по определённым правилам (кроссворды, ребусы)  (Приложение )

  1. Практическая часть

   Создание книжки-раскладушки с занимательными задачами, ребусами, головоломками по математике  (Приложение).

   Цель создания моей книжки- раскладушки –  рассказать ребятам нашего класса о занимательной математике, о ребусах, логических задачах, головоломках и показать на примерах.  Ребятам понравилась моя работа, они с большим увлечением разгадывали ребусы, решали головоломки и логические задачи.  Пришли к выводу, что математика это действительно не скучная наука, а занимательная, увлекательная, интересная и  очень нужная. Математика развивает ум, смекалку.  Мой  проект заинтересовал многих ребят моего класса.

Вывод

    Работа над проектом показала мне,  что с помощью него можно помочь себе и другим ребятам решить много актуальных проблем,  что математика  не сухая наука, а занимательная и интересная.  Самое главное мой проект учит рассуждать, обосновывать, доказывать, а без этого невозможно добиться успеха ни в одном деле.

«Занимательная математика» пробуждает в нас наблюдательность, умение логически  мыслить, тренирует мозг, поэтому я доказал, что выбранная мною  тема интересна и актуальна.

«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели»

(А. Маркушевич)

Список использованной литературы

  1. Волина В.В. Праздник числа / АСТ пресс, Москва, 1996 г.
  2. Головач М.В., Бондаренко Ю.К. Математика: упражнения для устного счёта – Издательство «Учитель», 2008 г.
  3. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки
  4. Логические задания для 1 и 2 класса. Издательство «Феникс». Ростов на Дону, 2015 г.
  5. Удодова Н.И. Занимательная математика: смекай, считай, отгадывай. – Издательство «Учитель», 2011 г.
  6. Фокин Б.Д. Арифметика: сборник занимательных задач/ Б.Д.Фокин. – М.: АРКТИ, 2001 г.

Приложение

C:\Users\Windows\Desktop\SAM_4076.JPG

C:\Users\Windows\Desktop\SAM_4074.JPG

C:\Users\Windows\Desktop\SAM_4073.JPG


Поделиться:

Свинья под дубом

Одна беседа. Лев Кассиль

Шелковая горка

Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна

В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?