• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проблемы профориентации подростков

Опубликовано Исаева Александра Павловна вкл 13.02.2018 - 12:41
Исаева Александра Павловна
Автор: 
Карташов Алексей

В данной работе автор исследует проблему профессионального самоопределения подростков, рассматривает исторический аспект и состояние современной профориентации в России и мире, проводит исследование собственной профессиональной направленности с помощью стандартизированных методик.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проектная работа347.05 КБ
Файл Презентация1.44 МБ

Предварительный просмотр:

Образовательное частное учреждение гимназия

«Первая Московская гимназия»

Тема: Проблемы профориентации подростков

Проектная работа

Выполнил:

Ученик 8б класса

Карташов А.А. 

Руководитель:

Педагог-психолог

Исаева А.П.

Москва

2017

Введение

3

Глава1

Профориентация и профессиональное самоопределение

1.1

История профориентации в России

5

1.2

Современная профориентация в России и за рубежом

6

Глава 2

Исследование профессионального выбора

8

2.1

Методики профориентационной деятельности.

8

2.2

Анализ результатов исследования

10

2.3

Анализ результатов исследования

12

Заключение

13

Список литературы

14

Приложения

15

Введение

На формирование и развитие трудового потенциала людей влияют многие факторы, эти процессы развиваются под воздействием разных социальных институтов – семьи, школы и других учебных и воспитательных учреждений, государственных органов (в частности, занимающихся вопросами труда) и средств массовой информации, общественно-политических организаций, под воздействием среды ближайшего социального окружения и того, что человек читает, смотрит в театре, в кино, в телепрограммах.

Прежде всего, влияние на формирование человеческой личности с самых ранних ступеней и во всех ее проявлениях, в том числе и в качестве исполнителя в будущем социальной роли труженика, работника оказывает семья, семейное воспитание. Именно в семье начинаются выявление и развитие, «оттачивание» способностей, с которыми человек появился на свет и в соответствии с которыми он сможет наиболее продуктивно выполнять тот или иной вид труда, происходят выявление и развитие его наклонностей, интереса к определенной деятельности. Здесь воспитываются такие психологические черты и духовно-нравственные качества, необходимые для успешного осуществления любой трудовой деятельности, как трудолюбие и усердие, целеустремленность, организованность, активность, внимательность, способность сосредоточиться на выполняемом деле, чувство долга, дисциплинированность, ответственность, исполнительность.

Наблюдая за своими одноклассниками и другими учениками нашей школы, я заметил, что они сталкиваются с проблемами профессионального выбора. И мне стало интересно, почему у подростков возникают подобные проблемы. И тут у меня появилась гипотеза.

Гипотеза Сделать профессиональный выбор в подростковом возрасте очень сложно.

Объект исследования: профориентация в школе

Предмет исследования проблемы профессионального выбора школьников

Цель  помочь школьникам в выборе профессии

Задачи

  • Изучить историю вопроса
  • Подобрать методики, которые помогут в выборе профессии
  • Провести исследование

   Глава 1 Профориентация и профессиональное самоопределение

1.1        История профориентации в России.

1897г.-Первое профориентационное учреждение-служба по ,,приисканию” работы.

В 1921 году было подписано постановление Совета труда и обороны о создании Центрального института труда как центрального научно-исследовательского учреждения по труду в стране по указанию В.И.Ленина.

В 1930-е гг. Центральная лаборатория по профконсультации и профотбору стала разрабатывать систему школьной профориентации.

В 1932 г. создан штаб по координации исследований проблем школьной профориентации.

Только в конце 1950-х гг. стали появляться первые диссертации по проблемам школьной профориентации.

В 50-60 г.г. наблюдается оживление профориентационной работы

С середины 1960-х гг. до середины 1980-х гг. профориентацию не запрещали, но уровень разработок понизился ещё сильнее.

И только в 1970-х годах профессиональная ориентация в стране была реабилитирована.

1980-е годы ознаменовались появлением центров профориентации молодежи в большинстве крупных городов.

В итоге 1986 г. была создана реальная государственная служба профориентации молодежи с перспективой дальнейшего совершенствования

В 1991 г. вышел ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации», где школьную профориентацию не запрещали, но она из школы фактически переводилась в службы занятости.  В данном документе охарактеризовано понятие государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, описаны особенности управления государственной системы, компенсации в области психологической поддержки, работа психологических служб в образовательных учреждениях в соответствии с нормативными документами.

1.2 Современная профориентация в России.

Профориентация в системе Российского образования не занимает ведущие позиции, в то время как в большинстве стран ей уделяется особое внимание и отводится немало времени в образовательном процессе.

Традиционно в нашей стране сложилось так, что вопросом «кем быть?» школьники, за редким исключением, задаются не часто и не всерьез. Вопрос выбора будущей профессии является для молодых людей, приоритетным, причем,  как на их жизненном пути, так и на пути развития экономического потенциала всей  страны. Вчерашние выпускники российских школ выбирают профессию с точки зрения престижа и финансовой выгоды, реже с точки зрения её востребованности на рынке труда и собственной профпригодности. Поэтому они сталкиваются с проблемой трудоустройства.

Для того, чтобы изменить эту ситуацию, в современном обществе все более актуальной становится проблема создания условий для успешного профессионального самоопределения выпускников средних общеобразовательных учебных заведений. Ее важнейший аспект - организация сопровождения профессионального самоопределения учащихся с учетом их способностей и интересов, а также потребности общества.

Сейчас в России существует несколько научных центров (в Ярославле, Москве, Санкт-Петербурге), которые в последние годы достаточно успешно разрабатывают современные методики профориентации.

Программы работы центров разнообразны. Они составлены с учетом особенностей образовательной системы страны, менталитета и ожидаемого результата.

Для профильной ориентации в нашей стране было бы интересным опытом заимствование системы проб в профессии и составления графиков. Это хорошая возможность для учащихся реально оценить свои возможности и практика проведения саморефлексии.

В целом стоит отметить, что   экономически и культурно развитые страны отводят профориентации важную роль, это объясняется тем, что в процессе профориентации формируются компетенции и навыки, необходимые для трудоустройства и трудовой мобильности, ориентирована в первую очередь на колебания и запросы рынков труда и находится в непосредственной зависимости от требований времени. Именно поэтому российской системе образования следует уделять больше внимания профессиональной ориентации учащихся. 

Глава 2        Исследование профессионального выбора

2.1        Методики профориентационной деятельности.

На формирование и развитие трудового потенциала людей влияют многие факторы, эти процессы развиваются под воздействием разных социальных институтов – семьи, школы и других учебных и воспитательных учреждений.

Прежде всего, влияние на формирование человеческой личности с самых ранних ступеней и во всех ее проявлениях оказывает семейное воспитание. Именно в семье начинаются выявление и развитие» способностей.

Дети и подростки слабо привлекаются к выполнению трудовых обязанностей в домашнем хозяйстве. Еще слабее распространена такая практика, чтобы подростки занимались хотя бы небольшую часть времени оплачиваемой работой на стороне.

Отмеченные негативные тенденции связаны, по крайней мере, с двумя следующими явлениями. Во-первых, с явным снижением нравственного уровня.

Во-вторых, с разрушением семейных отношений.

Институциональным образованием, эффективность которого в решении рассматриваемых нами задач доказана мировой практикой, являются летние детские и юношеские лагеря труда и отдыха. Создание в широких масштабах таких лагерей в нашей стране внесло бы весомый вклад в решение задач, связанных с формированием трудового потенциала подрастающих поколений.

Профессионально-ориентационная подготовка осуществляется путем получения детьми и подростками информации о сути и значимости разных видов трудовой деятельности, о величине оплаты и других условиях, о спросе на них, следовательно, о возможностях устроиться на соответствующую работу и т.д. Смысл проводимой в этом направлении информационно-разъяснительной работы среди молодых людей в том, чтобы помочь им выбрать дело, которое их заинтересовало бы, вызвать у них желание заняться им.

Главная цель работы по профориентации заключается в оказании помощи людям в выборе профессии, с учётом их личностных качеств и конъюнктуры на рынке труда.

Необходимо проводить информационно-просветительскую деятельность в отношении не только молодежи, но в отношении всех, независимо от возраста, кто занят поиском работы, потеряв ее или просто желая ее сменить.

С профориентацией тесно связана, деятельность по профессиональному отбору. Эта деятельность представляет собой набор или допуск к зачислению на работу тех из числа предполагаемых кандидатов, кто пригоден заниматься каким-то определенным видом труда.

а) изучение с позиций социологии, психологии, физиологии определенной профессии с целью выявления ее значимых требований к работнику, что фиксируется в составляемой профессиограмме;

б) выбор психодиагностических методов исследования потенциальных работников (тесты, анкеты);

в) проведение с использованием этих методов психодиагностики претендентов;

г) выработка заключений о пригодности данного лица к той профессиональной деятельности, по которой предполагалось – им самим или – его использовать.

2.2 Привлечение учащихся к трудовой деятельности.

В старших классах целесообразно полностью знакомить с профессиограммой. Профессиограммы можно оформить в виде каталог профессий, стендов вертушек, которые целесообразно выполнить красочно, снабдить фотографиями рабочего места представитель данной профессии, передовиков производства и т. д. и выставить в уголке профориентации в школьной мастерской на доступном для учащихся месте.

По содержанию и учебно-воспитательным целям производительные экскурсии можно подразделить на тематические и комплексные.

  1. Тематические экскурсии позволяют показать учащимся в сравнении объекты техники и трудовые операции, имеющиеся в школьных кабинетах и на производстве.
  2. Комплексные экскурсии позволяют охватить сравнительно широкий круг вопросов за одно занятие.        

         Целесообразно проводить экскурсию по следующему плану:

  1. определение цели и задачи экскурсии;

           2.  подготовка к ней; выбор объекта для осмотра;

           3.  ход экскурсии;

           4.  заключительная беседа с учащимися по содержанию экскурсии.

В период изучения факультативного курса главной задачей является поддержание, закрепление и развитие интереса у учащихся к содержанию предмета.

Можно условно выделить один из самых главных методов в соответствии основными задачами профориентации- информационно-справочный. То есть в него входят:

-профессиограммы — краткие описания профессий;

- справочная литература;

- информационно-поисковые системы — ИПС для оптимизации поиска профессий, учебных заведений и места работы;

- профессиональная реклама;

- экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения;

- встречи школьников со специалистами по различным профессиям;

- познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения;

- профориентационные уроки со школьниками как система занятий;

Методы морально-эмоциональной поддержки подростков:

 -группы общения;

- тренинги общения;

- сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии (НЛП, гештальтгруппы, логотерапия и др.);

- профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга;

2.3 Анализ результатов исследования

Для успешного профессионального самоопределения подростков и их социализации необходимо осуществить мониторинг, прослеживать эффективность внедряемых программ.

Учебные и познавательные интересы старшеклассников неустойчивы, поэтому очень важен процесс длительного наблюдения за их развитием

В целях исследования проблемы профориентации старшеклассников психологами рекомендуются следующие методики: анкета для определения мотива выбора профессии, Дифференциально-диагностический опросник Климова, Модифицированный тест Голланда.

Я решил сделать эксперимент, пройдя тесты Голланда и Климова. Я получил следующие результаты (см Приложения 1 и 2).

По тесту Голланда выявлен артистический тип. По тесту Климова – профессии типа человек- знаковая система

Таким образом, по результатам двух тестов можно заключить, что мне подходят профессии типа человек- знаковая система, находящиеся в сфере гуманитарных наук, а именно – истории, филологии и искусства.

Заключение

Традиционно в нашей стране сложилось так, что вопросом «кем быть?» школьники, за редким исключением, задаются не часто и не всерьез. Вопрос выбора будущей профессии является для молодых людей, приоритетным, причем, как на их жизненном пути, так и на пути развития экономического и кадрового потенциала всей страны. Вчерашние выпускники российских школ выбирают профессию с точки зрения престижа и финансовой выгоды, реже с точки зрения её востребованности на рынке труда и собственной профпригодности. Потому-то получив на руки диплом о высшем образовании, многие из них сталкиваются с проблемой трудоустройства.

Психологическое профориентационное консультирование в школе, включающее в себя тестирование, может помочь подросткам в профессиональном выборе и предупредить эти трудности в дальнейшем.

Список литературы

  1. http://prof-buro.ru/rus/O-proforientatsii/Istoriya-proforientatsii-v-Rossii/
  2. http://lomonpansion.com/articles_2_3492.html
  3. http://www.gocareera.ru/glossary/proforientaciya#axzz4gxt7gqOl
  4. http://www.studfiles.ru/preview/3963778/page:16/
  5. https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-po-psihologii-problema-proforientacii-starsheklassnikov-485703.html
  6. Павлова Профориентация старшеклассниковМ. : ТЦ Сфера, 2006. - 128 с.

Приложение 1

Приложение 2


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

проблема профориентации подростков Подготовил: Карташов А.А. Учащийся 8 Б класса Руководитель Исаева А.П . Москва, 2017

Слайд 2

Гипотеза Сделать профессиональный выбор в подростковом возрасте очень сложно.

Слайд 3

Объект исследования профориентация в школе Предмет исследования проблемы профессионального выбора школьников. помочь школьникам в выборе профессии Задачи Цель Изучить историю вопроса Подобрать методики, которые помогут в выборе профессии Провести исследование

Слайд 4

Практическая значимость работы результаты работы могут быть использованы школьниками в процессе профессионального выбора

Слайд 8

Современная Профориентация в России

Слайд 9

Деятельность по профессиональному отбору а) изучение с позиций социологии, психологии, физиологии определенной профессии с целью выявления ее значимых требований к работнику, что фиксируется в составляемой профессиограмме ; б) выбор психодиагностических методов исследования потенциальных работников (тесты, анкеты); в) проведение с использованием этих методов психодиагностики претендентов; г) выработка заключений о пригодности данного лица к той профессиональной деятельности, по которой предполагалось – им самим или – его использовать.

Слайд 10

Привлечение учащихся к трудовой деятельности 1.Тематические экскурсии позволяют показать учащимся в сравнении объекты техники и трудовые операции, имеющиеся в школьных кабинетах и на производстве. 2.Комплексные экскурсии позволяют охватить сравнительно широкий круг вопросов за одно занятие.

Слайд 11

Целесообразно проводить экскурсию по следующему плану: 1. определение цели и задачи экскурсии; 2. подготовка к ней; выбор объекта для осмотра; 3. ход экскурсии; 4. заключительная беседа с учащимися по содержанию экскурсии.

Слайд 12

Информационно-справочный метод -профессиограммы - краткие описания профессий - справочная литература ; - профессиональная реклама ; - экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения - встречи школьников со специалистами различных профессий - познавательные и просветительские лекции - профориентационные уроки со школьниками

Слайд 13

Методы морально-эмоциональной поддержки подростков: - группы общения; - тренинги общения; - сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии - профориентационные и профконсультационные игры с элементами психотренинга;

Слайд 14

Результаты исследования по тесту Голланда R Реалистичный 7 I Исследовательский 7 A Артистичный 10 S Социальный 7 E Предприимчивый 5 C Традиционный 6

Слайд 15

Артистический тип В отношениях с окружающими опирается на свое воображение и интуицию. Присущ эмоционально сложный взгляд на жизнь. Черты характера: независимость в принятии решений, оригинальность мышления. Обычно не живет по правилам и традициям. Предпочитает занятия творческого характера: музицирование , рисование, деятельность в области гуманитарных наук . Хорошо развиты восприятие и моторика. Высокий уровень экстравертированности . В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: история, филология, искусство.

Слайд 16

Результаты по тесту Климова Система Уровень соответствия Человек-природа 22% Человек-техника 50% Человек-человек 63% Человек-знаковая система 80% Человек-художественный образ 50%

Слайд 17

Профессии типа ЧЕЛОВЕК - ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА Юрист Оператор ПК Фармацевт Диспетчер Физик Маркетолог Химик-технолог Лингвист Экономист Библиотекарь Программист Историк Филолог

Слайд 18

Заключение Психологическое профориентационное консультирование, включающее в себя тестирование, может помочь подросткам в профессиональном выборе.

Слайд 19

Спасибо за внимание!!!

Слайд 20

Список литературы http://prof-buro.ru/rus/O-proforientatsii/Istoriya-proforientatsii-v-Rossii/ http://lomonpansion.com/articles_2_3492.html http://www.gocareera.ru/glossary/proforientaciya#axzz4gxt7gqOl http://www.studfiles.ru/preview/3963778/page:16/ https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-po-psihologii-problema-proforientacii-starsheklassnikov-485703.html Павлова Профориентация старшеклассниковМ . : ТЦ Сфера, 2006. - 128 с.

Поделиться:

Хризантема и Луковица

Два морехода

Почему Уран и Нептун разного цвета

Басня "Море и река"

Хитрый коврик