Исследовательская работа по литературе
Вложение | Размер |
---|---|
krasavina_literatura.doc | 94 КБ |
VIII Региональная конференция
XXV Всероссийского конкурса юношеских исследовательских
работ им. В.И. Вернадского
Секция: «Литература»
ЭВОЛЮЦИЯ БИБЛЕЙСКОГО ОБРАЗА АЗАЗЕЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
(на материале романа Б.Акунина «Азазель)
Автор работы: Красавина Ксения
Научный руководитель: Зимирева Татьяна Иннокентьевна
Место выполнения работы: МБОУ «Кяхтинская СОШ №3» Республики Бурятия
г. Улан-Удэ
2018г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………………….…3-4
Основная часть…………………………………………………………………………………..4
1. Связь русской литературы с Библией……………………………………………………..4-5
2. Происхождение образа Азазеля. Его характеристика……………………………………5-6
3. Разноликость образа, его сущность и цель…………………………………………….….6-7
4. «Азазель» Б. Акунина: сходства и различия с библейским образом……………………7-8
5. Факторы, повлиявшие на изменение образа Азазеля……………………………….......9-10
Заключение …………………………………………………………………………….……....11
Список литературы………………………………………………………………………….....12
Введение
Актуальность моей работы заключается в том, что русская литература связана с Библией, Книгой книг, как ее нередко называют, о чем напоминает сам русский язык, в котором крылатые библейские слова передают духовную связь с ней, берегут благозвучие родной речи. Проводя свое исследование, я неоднократно убеждалась, что литература опирается на ее истины и заветы, нравственные и художественные ценности, соотносит с нею свои идеалы, приводит ее речения, притчи, легенды.
Образ Азазеля в этом отношении не раз привлекал внимание писателей. Например, М. А. Булгаков наделяет своего Азазелло маниакальной страстью к убийству, которую он всячески демонстрирует, играя с оружием и забавляясь меткостью попадания в самую сложную цель – «в любое предсердие сердца или в любой из желудочков»1. Я в своей работе попыталась проанализировать этот образ, опираясь на роман Б. Акунина «Азазель», попыталась установить взаимосвязь библейского Азазеля с акунинским Азазелем. Это и является новизной моего исследования.
Проблемой данной работы является то, что этот образ менялся под воздействием авторского взгляда и это изменение во многом зависело от эпохи, в которую жил автор или было связано с эпохой, о которой он пишет, но я попыталась эти изменения проследить и охарактеризовала этот образ с позиции автора и того времени, о котором он говорит в своем произведении.
Целью своего исследования я ставила проследить эволюцию библейского образа: от первого упоминания об Азазеле до описания его современниками.
Для достижения поставленной цели я реализовала следующие задачи:
При исследовании я использовала описательный метод, теоретический анализ и социологический опрос как основные методы исследования. Работа с литературой дает
___________________________________________________________________________
1.-М.Булгаков. «Мастер и Маргарита». Улан-Удэ.1989.с 241
возможность использовать также методы реферирования, цитирования и составления библиографии, что и было использовано для достижения поставленной цели.
Основная часть
1. Связь русской литературы с Библией.
Вся русская литературная классика, от древности до современности, связана с Библией, опирается на ее истины и заветы, нравственные и художественные ценности, соотносит с нею свои идеалы, приводит ее речения, притчи, легенды.
Так, например, стихотворение В. А. Жуковского «Молитва русского народа» в переработанном варианте превратилось в гимн Российской империи – «Боже, царя храни!»
Боже, царя храни!
Славному долги дни
Дай на земли!
Гордых смирителю,
Слабых хранителю
Все ниспошли!
А. С. Пушкин пишет об Евангелие: «Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из коей нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы все наизусть, которое не было бы уже пословицею народов; она не заключает уже для нас ничего неизвестного; но книга сия называется Евангелием, - и такова ее вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в ее божественное красноречие…» Пушкинский «Пророк» - стихотворение, которое почти дословно повторяет начало 6 главы Книги пророка Исайи.
Или в творчестве М. Ю. Лермонтова наиболее показательными примерами роли библейской образности являются поэмы «Мцыри» и «Демон», ставшие лирическими шедеврами, переосмысляющими молитву. Творец для автора является спасительным «мостиком» к новой жизни, на пороге которой он стоит, поэтому он просит его о поддержке в своей «Молитве».
Если посмотреть на библейские мотивы в творчестве А. Н. Островского, то увидим их воплощение, например, в драме «Гроза», где центральным мотивом является мотив греха, воздаяние за него и покаяния. Гроза напоминает калиновцам о Божьем гневе, о нравственной ответственности. В Библии с громом сравнивается Евангельская проповедь,
она «заставляет трепетать сердца людей и сокрушает их упорство и жестоковыйность», то
есть гроза «призвана» сокрушить упрямство и жестокость калиновцев, напомнить им о любви и всепрощении. Однако Калинов не прощает Катерине ее поступка и публичной откровенности. Здесь вспоминается библейская притча о женщине, уличенной в прелюбодеянии, которую едва не забили камнями, но Иисус велел бросить в нее камень лишь тому, кто сам без греха. И все разошлись. В подтексте пьесы А. Н. Островского звучит библейская мудрость: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы…» Таким образом, мотивы греха и воздаяния, переплетаясь, образуют в «Грозе» глубинный смысловой подтекст, вплотную подводя нас к библейской притче.
А для Ф. М. Достоевского Евангелие было главной книгой. Библейская тематика отражена, например, в романе «Преступление и наказание», что видно из реального присутствия книги в руках героев, которую автор называет «вечной книгой». В романе герой идет против библейской заповеди «не убий», нарушая тем самым нравственный миропорядок. К осознанию содеянного Раскольников приходит только в эпилоге романа, когда принимает в свою душу веру. «Обрести Христа – значит, обрести собственную душу» - вот вывод, к которому приходит Ф. М. Достоевский.
Итак, обращение к библейским образам и мотивам было актуально среди писателей-классиков, что и было отмечено мной в вышеупомянутых примерах.
2. Происхождение библейского образа Азазеля. Его характеристика.
Интерес моей работы сосредоточен на библейском образе «демона безводной пустыни», который олицетворяет собою зло на земле, несет с собою разрушение и возмездие, иногда отождествляется с Сатаной. Борьба между добром и злом, хотим мы того или не хотим, всегда имела место быть и вопрос о существовании Бога и Дьявола в этом отношении закономерен: кто же все-таки правит миром, что наполняет душу каждого отдельного человека? В связи с этим я провела опрос среди жителей: в кого они верят и вообще, верят ли в кого-нибудь? Оказалось, что из 50 опрошенных 40 верят в Бога, остальные - в дьявола. Значит, вопрос, исследуемый мной в данной работе, - не просто вопрос в воздух, а это показатель того, что народ в любые времена помнит библейские заветы, верит в рай и ад.
Откуда зло берет свое начало? Относительно происхождения образа Азазеля бытуют разные мнения и предположения. Какие-то из них можно встретить в древних сочинениях, какие-то заимствованы из восточных верований. Но не все религии признают его существование.
Впервые имя сверхъестественного существа Азазела упоминается в Библии в связи с названием древнего обряда «Козла отпущения грехов» (Х в. до н.э. – I в. н.э.). Суть этого обряда: чтобы освободиться от грехов, приносились жертвы, коими были баран для всесожжения и два молодых козла – один «Господу», а другой «Азазелу». Козел, выпавший Богу, приносился в народную жертву за грехи, а с козлом Азазела поступали так: первосвященник возлагал руки на его голову и исповедовал грехи народа, потом его передавали послу, уводили в одинокое место и там отпускали в пустыню (отсюда название – «козел отпущения»).
Таким образом, Азазель в Библии – это нечто, обитающее в пустыне, принявшее на себя человеческие грехи. И это нечто дается явно в противопоставление Богу.
3. Разноликость образа, его сущность и цель.
Предание об Азазеле как об одном из падших ангелов возникло довольно поздно ( не ранее III в. до н.э.) в еврейском фольклоре и зафиксировано, в частности, в апокрифической книге Еноха, где Азазель был предводителем допотопных гигантов, восставших против Бога. Он научил мужчин оружейному искусству и научил их воевать, а женщин – использованию драгоценных камней, украшений и искусству раскрашивания лица, а также искусству обмана, совратил людей в безбожие и научил их разврату. За это, по приказу Всевышнего, он прикован архангелом Рафаилом к острым скалам в пустыне Дудаил и покрыт тьмой до Судного дня, когда он будет брошен в вечный огонь.
Здесь мы видим Азазеля в образе одного из падших ангелов, настраивающего людей против Бога.
Азазель фигурирует в апокрифическом «Завете Авраама» ( I в.), где он изображен как «нечистая птица», садящаяся на жертву, приготовленную Авраамом; идентифицируется с Адом (грешники горят во чреве «злобного червя Азаззеля») и со Змием, соблазнившим Еву («дракон с человеческими руками и ногами, имеющий на плечах шесть крыльев справа и шесть слева»).
Тот факт, что Азазель встречается и в арабской мифологии, где он считался демоном, идентичным Сатане, дает возможность говорить о нем как о божестве вавилонского происхождения. Ориген, ( III в.) греческий христианский теолог, философ, ученый, основатель библейской филологии, автор термина «Богочеловек» - отождествляет Азазеля с Сатаной.
Раввин (еврейский священник) Моисей бен Намен ( ХIII в.) писал: «Господь приказал нам посылать козла господину, владения которого лежат в пустынных местах… Демоны входят в его владения и называются сейрим.» Сейрим – козлообразные демоны пустыни, неоднократно упоминаемые в Библии, издавна считались подчиненными Азазеля. По свидетельству магов, Азазель является как бородатый человек с рогами, ведущий черного козла в короне. Имеет большую мощь в делах разрушения.
С Азазелем можно отождествить Азаэля, также одного из падших ангелов, сожительствовавших с земными женщинами, который упоминается в книге Еноха, каббалистической книге «Зохар» (ХII – ХVIвв.) и талмудических( талмуд - свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма) текстах. Все эти источники утверждают, что Азаэль научил людей колдовству, позволяющему солнцу, луне и звездам «спускаться с неба», чтобы сделать их более близкими объектами поклонения вместо Бога.
Как видим, Азазель в разное время и в разных источниках воспринимался по-разному, но суть его оставалась неизменной: проявиться среди людей за счет чего-то сверхъестественного, чтобы настроить мир против Бога, отказаться от него.
4. «Азазель» Б. Акунина: сходства и различия с библейским образом.
«Азазель» Бориса Акунина (1998г) – это конспирологический детектив, то есть детектив о законспирированной организации. Ее целью в романе является не банальное преступление, а глобальная проблема, в которую втянуты, как правило, все герои. Этой проблемой в романе Б. Акунина является идея мирового господства, представленная автором с новой стороны.
Азазель - это в романе Б. Акунина имя законспирированной организации и операции, которую возглавляет англичанка леди Эстер, безобидная интеллигентная старушка, имеющая по всему миру сеть «эстернатов». Она оказывается одержимой идеей мирового господства, которую пытается воплотить в жизнь с помощью уникальных людей, которых она воспитывает с 14-летнего возраста в нужном ей духе и затем продвигает состоявшихся, обученных людей на высокие государственные посты в разных странах. И ее задумка, наверное, смогла бы реализоваться, если бы она не убирала со своего пути всех лишних, «ненужных».
Как считает организатор операции, человечество давно погибло бы, если бы не особые личности, благодаря которым человечество идет вперед. Прометей дал людям огонь. Моисей – понятие закона. Христос дал людям нравственный закон. Азазель леди Эстер – это не один из обликов Сатаны. Это иудейский герой из «Книги Еноха», который «проникся любовью к людям и открыл им тайны, узнанные на небесах.»2 По мнению главы «эстернатов», Азазель – одна из самых ценных человеческих личностей, потому что
он научил человека чувству собственного достоинства. Благодаря ему, мужчина может заниматься ремеслами и защищать свой дом, а женщина из плодоносящей безропотной самки превратилась в равноправное человеческое существо, обладающее свободой выбора – быть матерью или амазонкой…жить ради семьи или ради всего человечества. «Бог только сдал человеку карты. Азазель же учит, как надо играть, чтобы выиграть.»
Значит, цель данной операции – научить, чтобы обладать всем, то есть Азазель здесь выступает не как «демон безводной пустыни» или «дракон с человеческими руками и ногами», не как приравненный к Сатане, а как одержимая идеей мирового господства тайная организация, считающая, что двигает человечество вперед, но не учитывает, что
при этом кому-то приходится платить жизнью.
Проведем параллель с библейским образом. В Библии Азазель – демон пустыни, восставший против Бога, подаривший мужчинам оружие, обучивший их боевому искусству, а женщинам – искусство обольщения, то есть дал то, чего якобы не дал Бог. Акунинский Азазель помогает людям открыть в них же необычные способности, например, 3-летний ребенок едва умеет говорить, но зато прикосновением ладони вылечивает любую мигрень, или, немой ребенок может задержать дыхание на целых 4-5 минут, или ребенок взглядом нагревает стакан с водой. Значит, эта организация занималась не развитием естественных навыков детей, а обучала их чему-то сверхъестественному. Эти образы объединяет общая идея: дать необычное, чтобы стать признанным, чтобы господствовать над остальными! Но если в Библии все необычное дает сам демон пустыни, то в романе Б. Акунина это все делается руками людей, посчитавших себя господами мира сего, думающих, что имеют право наделять способностями и отнимать жизнь. Людей объединяет с демоном одержимость идеей мирового господства, то есть «Азазель» Б. Акунина – метафорический образ революции,, которую хотела провернуть эта организация, приравнявшая себя к Богу, наделившая себя правом выбирать, кто лучше – кто хуже и правом распоряжаться чужими жизнями, не
2.Б.Акунин. «Азазель». Захаров.М.,1998. с 224
говоря о цене и расплате.
Таким образом, я установила сходства и различия между библейским образом и образом, описанным Б. Акуниным.
5. Факторы, повлиявшие на изменение образа Азазеля.
Теперь назову причины, которые привели к изменениям в образе Азазеля. Для этого обратимся к эпохе, в которой происходит действие романа.
Характеризуя художественное время и пространство (хронотоп) романа, видим, что действие происходит в Москве весной 1876 года, о чём сказано уже в «Главе первой…»3.
Что собой представляет данный исторический период? Эпоха технического прогресса, продолжается «золотой век» русской литературы, идеи либерализма, «обновления» жизни, захватывают умы широких прогрессивных масс. Но в то же время, как только ослабляются тиски власти – в ответ на это начинается разгул преступности: различные авантюры, финансовые пирамиды, серии мошенничеств, убийств. И, наверное, только слепой не увидит здесь аллюзию (намек на общеизвестный факт) на сегодняшний день.
Обращение к прототипам указывает на достоверность использования образа: каждый член «Азазеля» - точка воздействия на массы, так как все эти члены занимали
высокие посты в разных странах, а их настолько много, что образовалась система, которая стремилась подчинить себе мир. Среди прототипов действующих лиц выделяется множество реальных исторических деятелей. Назовем некоторых из них.
Канцлер Александр Михайлович Горчаков (1798 – 1883) – вершитель судеб российской дипломатии. Министр иностранных дел при Александре II. Это тот самый Горчаков, который получил образование в Царскосельском лицее и был товарищем А.С.Пушкина. Прошёл долгий путь от второстепенного посольского чиновника до министра иностранных дел. «Не было в русской дипломатии XIX столетия человека более эрудированного и хитроумного, чем Горчаков». У Акунина – канцлер Корчаков Михаил Александрович: «Они вычислили, что до отпрысков важных особ добраться гораздо проще, чем до самих особ, а удар по государственной иерархии получается не менее мощным. Князь Михаил Александрович, например, так убит смертью внука, что почти отошел от дел и всерьез думает об отставке. А ведь это заслуженнейший человек, который во многом определил облик современной России» (Бриллинг, «Глава тринадцатая…»4).
3 .Б.Акунин. «Азазель». Захаров.М.,1998.с83
4. .Б.Акунин. «Азазель». Захаров.М.,1998.с170
Мезенцев Н.В. – главноуправляющий III Отделением, которое контролировало расследование особо опасных преступлений, составляло для царя ежегодные отчёты о положении дел в стране, состоянии общественного мнения. Мезенцев был убит известным революционером С.М.Степняком-Кравчинским. В романе «Азазель» - это Мизинов Лаврентий Аркадьевич – шеф жандармов и начальник Третьего отделения в Санкт-Петербурге, генерал-адъютант.
Игнатьев Николай Павлович (1832 – 1908) – «дипломат нового времени». В продолжение 12 лет (1864 – 1876) заведовал делами посольства в Константинополе. По словам Карцова Ю.С., «личность яркая и могучая»; в Константинополе его называли «вице-султан»; турецкие министры боялись его и были у него в руках. На страницах романа мы встречаемся с Гнатьевым Николаем Павловичем, послом в Константинополе, депеша которого приоткрывает завесу тайны в деле «Азазель».
Долгоруков П.В. – генерал-губернатор Москвы. У Акунина: «Перво-наперво дело на личный контроль к генералу-губернатору, самому князю Долгорукому затребовали» (Грушин, «Глава шестая…»5).
Таким образом, исторически всё весьма правдоподобно. И, как видим, при создании образа Б. Акунин опирался на эпоху, которая сама диктовала изменения: в век технического прогресса был невозможен мистический образ, достаточно было некоей тайны, окружающей общество «Азазель»; процветание различных авантюр подтолкнуло
автора к сюжетной схеме своего романа; идея «обновления» жизни за счет обучения
людей сверхъестественному тесно соприкасается с целью библейского Азазела: научить жить так, чтобы выиграть в погоне за властью. Здесь и отображается идея мирового господства. Значит, «Азазель» – это тайная преступная организация, одержимая идеей «обновления» жизни, желающая господствовать над всем миром.
5. .Б.Акунин. «Азазель». Захаров.М.,1998.с 67
Заключение
Вся русская литературная классика, от древности до современности, связана с Библией, опирается на ее истины и заветы, нравственные и художественные ценности, соотносит с нею свои идеалы, приводит ее речения, притчи, легенды.
Интерес моей работы сосредоточен на библейском образе «демона безводной пустыни», который олицетворяет собою зло на земле, несет с собою разрушение и возмездие, иногда отождествляется с Сатаной. Азазель в Библии – это нечто, обитающее в пустыне, принявшее на себя человеческие грехи. И это нечто дается явно в противопоставление Богу.
Азазель в разное время и в разных источниках воспринимался по-разному, но суть его оставалась неизменной: проявиться среди людей за счет чего-то сверхъестественного, чтобы настроить мир против Бога, отказаться от него.
Под пером М. А. Булгакова этот образ – орудие возмездия: он убивает, но за счет этого восстанавливает справедливость. То есть облик у булгаковского образа – библейский, но роль его иная: возмездие за совершенные грехи, а не протест против Бога.
Акунинский образ объединяет с библейским общая идея: дать необычное, чтобы стать признанным, чтобы господствовать над остальными! Но если библейский Азазель учит оружейному искусству и искусству обольщения, не жертвуя при этом жизнями (по крайней мере об этом нигде не упоминается), то в романе Б. Акунина организация «Азазель» хочет совершить свой прорыв к цивилизации любым путем, несмотря ни на что, члены организации считают себя господами мира сего, думают, что имеют право наделять способностями и отнимать жизнь. Людей объединяет с демоном одержимость идеей мирового господства, то есть «Азазель» Б. Акунина – метафорический образ революции, которую хотела провернуть эта организация, приравнявшая себя к Богу, наделившая себя правом выбирать, кто лучше – кто хуже и правом распоряжаться чужими жизнями, не говоря о цене и расплате.
Сама эпоха диктовала автору изменения: в век технического прогресса был невозможен мистический образ, достаточно было некоей тайны, окружающей общество «Азазель»; процветание различных авантюр подтолкнуло автора к сюжетной схеме своего романа; идея «обновления» жизни за счет обучения людей сверхъестественному тесно соприкасается с целью библейского Азазела: научить жить так, чтобы выиграть в погоне за властью. «Бог только сдал человеку карты, Азазель же учит, как надо играть, чтобы выигрывать»6.- по мнению леди Эстер. Здесь и отображается идея мирового господства.
6. .Б.Акунин. «Азазель». Захаров.М.1998. с225
Список литературы
1.Аверинцев С.С. Азазель/С.С. Аверинцев//Мифы народов мира: энцикл.: в 2 т. Т1. А-К. – М., 1994. – с.50.
2.Акунин Б. Азазель. М.: «Захаров», 2011.
3. Аранда, Д. Повторяющийся персонаж: Читатель как соавтор Текст. / Д. Аранда // Реферируемый журнал. Литературоведение. Сер.7. 2003. - №1. -С.27-33.
4. Богданова, О.В.Постмодернизм и современный литературный процесс: дис. . д-ра. филол. наук / О.В. Богданова. СПб., 2003. — 233 с.
5. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. М.: Дет. Лит. 1981. – 400 с., с.245.
6. Дугин, А.Г. Конспирология. Парадигмы заговора. Введение в конспирологию Текст. / А.Г. Дугин М., 1990. - 200 с.
7. Латынина, А.Н. Христос и машина времени Текст. / А.Н. Латынина // Новый мир. 2003. - №8. - С. 6-11.
8. Макаркин, A.B. Россия, которой мы не теряли. Борис Акунин создает эпос нового типа Текст. / A.B. Макаркин // Сегодня. 2008. - №7. - С. 1522.
9. Огрызко, В.В. И снова Акунин Текст. / В.В. Огрызко // Литературная Россия. 2005. - №2-3. - С.5-8
10. Ранчин, A.M. Романы Б. Акунин.а и классическая традиция: повествование в четырех главах с предуведомлением, нелирическим отступлением и эпилогом Текст. / A.M. Ранчин //НЛО. 2004. - №67. - С. 235-266.
11.Розенталь, Д.Э. Читая Бориса Акунина Текст. / Д.Э. Розенталь // Электронный журнал «Вестник». - 2003. — №3. — С. 5-8.
12.Соколов Б.В. Михаил Булгаков: загадки творчества/Б.В. Соколов, - М., 2008, с.438.
Интернет- ресурсы: Библия, библейские образы и сюжеты в русской литературе
ppt 4 web/ru//literature/biblija – biblejjskie – obrazy.
Ветер и Солнце
Компас своими руками
"Разделите так, как делили работу..."
Сказка "Морозко"
Девчата