в работе рассказывается о лекарственных растениях, о том, что они находят всё более широкое применение при лечении различных заболеваний, заменяя дорогие лекарства. Ведь в них содержатся такие вещества, создать которые человек ещё не может. Поэтому иногда лекарственные растения оказываются эффективней современных препаратов.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sekrety_lekarstvennyh_rasteniy.docx | 47.07 КБ |
«Секреты лекарственных растений»
Описание проекта
Название проекта: «Секреты лекарственных растений»
Автор проекта: Петрова Алиса Александровна
Место учебы: БОУСОШ № 30 МО Динской район, 2 «В» класс
Информация о проекте, которую считаете необходимым сообщить: в работе рассказывается о лекарственных растениях, о том, что они находят всё более широкое применение при лечении различных заболеваний, заменяя дорогие лекарства. Ведь в них содержатся такие вещества, создать которые человек ещё не может. Поэтому иногда лекарственные растения оказываются эффективней современных препаратов.
Аннотация:
Первоначально все лекарства получали из природных веществ. Это были отвары или настои растений или их частей. Они хорошо усваивались организмом человека. Позднее химики научились выделять чистые быстродействующие вещества из растений. Из них стали приготавливать лекарства. Ещё позднее ученые изобрели искусственные сильнодействующие заменители природных лекарств, которые также помогают лечить больного, но для организма человека они не были безвредными. Оказывая положительное воздействие на больной орган человека, лекарство может в очень маленькой степени, но, всё же, влиять (не всегда хорошо) на состояние других органов. Поэтому к приёму лекарств надо относиться очень осторожно. Современная ситуация с лекарствами очень сложная, рынок заполнен, главным образом, импортными синтетическими препаратами, цены на которые очень высокие. В то же время, существует возможность лечения многих заболеваний травами, известными человеку с давних пор - в этом и заключается актуальность темы. Фитотерапия - лечение лекарственными и пищевыми растениями -составляет часть древней и современной медицины. Она требует бережного отношения к целебным растениям. Ещё совсем недавно многие думали, что запасы лекарственных растений у нас неисчерпаемы. Наша природа действительно щедра своими дарами. С каждым годом в результате хищнического истребления дикорастущих лекарственных трав скудеют запасы природной кладовой.
Цель моей работы: изучить растения, которые растут возле моего дома, выяснить, какие из них являются лекарственными и обладают ли они лечебными свойствами.
Содержание
1.Введение 3
2. Основная часть
2.1. История применения лекарственных растений. 4
2.2 Сбор лекарственных растений. 4
2.2.1. Общие правила сбора лекарственных растений 4-6
2.3. Лекарственные растения нашего края. 6-8
2.4. Изготовление коллекции. 8-9
2.5. Социологический опрос детей. 9-10
2.6.Интервью с медсестрой школы. 10
2.7 Рецепты народной медицины 10
3.Заключение. 11
4.Библиографический список 12
Приложение I 13
Приложение II 14
Приложение III 15
Приложение IV 16
Приложение V 17
Приложение VI 18
Приложение VII 19
Приложение VIII 20
Приложение IX 21
Приложение X 22
Приложение XI 23
Приложение XII 24
Приложение XIII 25-26
Приложение XIV 27-28
Приложение XV 29
Приложение XVI 30-32
Приложение XVII 33
1.Введение.
Мир лекарственных растений — величайшее чудо природы, наше целительное богатство и царство красоты. Каждое растение представляет собой своеобразную таблетку, которая вылечит от самых разных недугов. Многие лекарственные растения прошли через века, дарили здоровье десяткам поколений.
Интересно, а откуда берутся лекарства? Я никогда не задумывалась над этим вопросом. Когда мы болеем, то идем сразу в аптеку за лекарством и не задумываемся, что есть и природная аптека около дома.
На данный момент, лекарственные растения широко используются при лечении различных заболеваний, при этом заменяют дорогие таблетки и порошки и оказываются эффективнее современных препаратов.
Весьма немаловажно, чтобы молодое поколение аккуратно и бережно относились к лекарственным травам, так как они имеют колоссальную роль в естественном лечении людей.
Мне стало интересно, а растут ли эти растения на территории нашей станицы Нововеличковской? А вокруг моего дома?
Цель моей работы: изучить растения, которые растут возле моего дома, выяснить, какие из них являются лекарственными и обладают ли они лечебными свойствами.
Задачи, которые предстоит решить:
Объектом исследования стали: лекарственные растения.
Предмет исследования: лечебные свойства лекарственных растений
Гипотеза: предположим, что лекарственные растения используются при лечении простудных заболеваний и еще для чего то.
2. Основная часть
2.1. История применения лекарственных растений.
Начало использования растений для лечения заболеваний теряется в глубине веков. История траволечения имеет возраст, сравнимый с историей человечества. Уже первобытный человек инстинктивно или случайно стал различать растения, которые можно было использовать для уменьшения боли или для лечения ран и язв. В этом смысле древние люди поступали, как и животные, которые находят в своей среде обитания растения, помогающие вылечить некоторые недуги.
Одно из первых письменных упоминаний об использовании растений в лечебных целях содержится в египетских папирусах. Древнегреческий врач и мыслитель Гиппократ описал 236 растений, которые применялись в медицине того времени. Среди них белена, бузина, мята, миндаль и другие. Он считал, что в соках лекарственных растений оптимально сочетаются биологически активные, органические и минеральные вещества, чудодейственно влияющие на организм человека. Поэтому он рекомендовал употреблять растения в том виде, в каком создала их природа.(Приложение I)
В начале нашей эры исследования целебных свойств растений продолжили римские врачи. В Средние века в Европе траволечением и врачеванием занималась главным образом церковь. В многочисленных монастырях выращивание так называемых «аптечных садов» и уход за больными считались частью христианского долга монахов.[1]
В России лечение травами известно и популярно. Издавна возделыванием и применением лекарственных растений интересовались даже цари и князья. В начале ХVII при Алексее Михайловиче был создан Аптекарский приказ, снабжавший двор и армию травами. Петр I приказал создать аптекарские школы и огороды – первые плантации лекарственных растений в России. (Приложение II)
2.2 Сбор лекарственных растений.
Познакомившись с историей применения лекарственных растений, решила узнать о том, как правильно собирать и сушить растения, так как они являются важным сырьем для многих медицинских препаратов. Очень важно собирать растения в определенные сроки, правильно высушить их и хранить, это нужно для того, чтобы препарат оказывал наилучшее воздействие на организм. (Приложение III)
2.2.1.Общие правила сбора лекарственных растений:
В ходе работы, пользуясь интернетом, узнала, что собранные по определенному плану, аккуратно высушенные и снабженные этикетками растения называются гербарием.
Гербарий собирают для изучения внешнего облика растения; для сравнения образцов, найденных в разных районах; узнают, что росло в какой-либо местности в прошлом; изменении во флоре.
История гербария насчитывает около 550 лет. Само слово «гербарий» первоначально обозначало книгу о лекарственных растениях (на Руси – «травник»). Турнефор (около 1700 г.) первым использовал этот термин для обозначения коллекции запрессованных сухих растений. В последствии Карл Линней предложил термин «herbarium», который постепенно заменил ранее широко распространенный термин – «hortus siccus». Считается, что первым человеком, который научился сушить растения под прессом и монтировать их на бумаге для длительного хранения, был Лучо Гини (1407 – 1556), профессор ботаники из Болоньи. Несомненно, что появление гербария напрямую связано с изобретением книгопечатания и производства более дешевой бумаги. Бумага известна несколько тысяч лет (Древний Китай и Древний Египет)[3] (Приложение IV)
2.3. Лекарственные растения нашего края.
Следующим шагом моего исследования стало знакомство с растениями нашего края. Богат и разнообразен растительный мир нашего края! Выйдешь за околицу станицы, окунешься в зеленую чащу леса, вдохнешь аромат лугов и полей, и еще сильнее становится чувство любви к своему краю. Еще сильнее почувствуешь красоту кубанской природы. Нигде больше в нашей стране нет такого многообразия растительности как на Кубани. Всего на Кубани 160 видов лекарственных растений. По лечебному применению они делятся на ряд групп. Например, пустырник обладает действием на сердечно – сосудистую систему, мать-и мачеха – ценное средство от кашля; крапива – кровоостанавливающее средство; ромашка аптечная, тмин, подорожник, зверобой – при заболевании желудочно-кишечного тракта; шиповник, рябина, смородина – ценные витаминные средства. Нашла информацию об известных лекарственных растениях, описала травы, используемые в народе для профилактики заболеваний:
Подорожник - испытанное лекарственное средство. Арабские и персидские врачи знали его еще в десятом веке и очень ценили. Настоем листьев и свежим соком лечат различные острые желудочно-кишечные болезни, язву желудка и кишечника, кожные сыпи и другое.
Часто подорожник называют убойной травой. В народной медицине многих стран свежие листья прикладывают кранам, нарывам, ушибам и к месту, ужаленному насекомыми. При воспалении глаз их промывают настоем из листьев. Установлено, что настой листьев подорожника содержит фитонциды, почему и обладает ярко выраженным противомикробным свойством.[4] (Приложение V)
Без калины не обходилась ни одна семья в деревне.
Для медицинских надобностей собирают кору. Ранней весной, в период сокодвижения, срезают толстые ветви, по две-три с куста, и отделяют всю кору с них. С живого, растущего куста снимать кору - изуверство. Сушат её на солнечном свету или в печах, сушилках.
В коре калины - гликозиды, дубильные вещества, смолы, в плодах сахар, органические кислоты, витамин С. Плоды применяются при гипертонии, язве желудка и как витаминное средство. В народе кору, цветки и плоды калины используют более обширно. Отваром коры лечат кашель, удушье, золотуху. Замечено, что при судорогах и истерии он оказывает противоспазматическое и успокаивающее действие. Отвар ягод с мёдом, принимаемый в тёплом виде, хорошо помогает при упорном простудном кашле и осиплости голоса. Настой или отвар ягод пьют при язвенных заболеваниях желудка и кишечника, наружно употребляют карбункулов, фурункулов и экзем. Соком ягод с мёдом раньше поддерживали больных раком. Отвар из молодых побегов помогает организму справиться с запущенной золотухой. Настоем из цветков полощут горло при ангинах. Соком ягод сводят угри на лице, из сока делают средство для разглаживания морщин.[5] (Приложение VI)
Василёк
В научной медицине цветки василька применяют как легкое мочегонное средство при отеках различного происхождения. Чайную ложку цветков заваривают в стакане кипящей воды, настаивают 20 минут, охлаждают и процеживают. Принимают по 1/2 стакана три раза в день до еды. Таким же образом убирают отеки около глаз. С профилактической целью достаточно одной процедуры в неделю. В народной медицине это растение применяют гораздо шире. Настой пьют как потогонное и противолихорадочное средство, при простудных заболеваниях, кашле, запорах, болях в желудке, болезнях почек и мочевого пузыря. Наружно настой цветков употребляют в виде глазных капель и примочек. Нашли своё место в народной медицине и семена. Порошком из них посыпают бородавки, а листья прикладывают кранам для заживления.[6] (Приложение VII)
Бессмертник
Бессмертник песчаный применяется при заболевании печени и желчных путей. В народной медицине настой цветочных корзинок бессмертника применяют при желтухе, заболеваниях мочевого пузыря и мочевых путей, болезнях желудочно-кишечного тракта, а также для изгнания круглых глистов. При повышенном кровяном давлении препараты бессмертника не рекомендуются, так как они ухудшают состояние больного.[7] (Приложение VIII)
Тысячелистник
Растение богато витамином К, эфирным маслом, ахиллеином. Трава отличается противовоспалительным, кровоостанавливающим действием. Она способствует правильному обмену веществ, возбуждает аппетит и улучшает пищеварение. Препаратами тысячелистника лечат болезни желудочно-кишечного тракта, в частности язву, гастриты и колиты.
Растение широко применяют в народной медицине. Тысячелистник входит в состав основной смеси трав, применяемых для лечения туберкулеза и рака. Настой травы - великолепное полоскание при воспалительных процессах в полости рта.[8] (Приложение IХ)
2.4. Изготовление коллекции.
Изучив нужную литературу, перешла к практической части. Стала собирать необходимые растения, чтобы изготовить коллекцию. Собирала их в окрестностях станицы: в роще, на берегу реки Понуры, около собственного дома. (Приложение Х)
Во время сбора фотографировала нужное мне растение, делала зарисовки и записи, потом переносила их на альбомный листок. Далее занялась подготовкой материалов к хранению: растения выкапывала с корнями, осторожно удаляя с них землю, и помещала между листами бумаги, при этом аккуратно расправляя листья, цветки, стебли. Листы с образцами чередовала с пустыми. Крупные растения разрезала на части и засушивала отдельно. С деревьев и кустарников срезала веточки с цветами.
Когда гербарий подсыхал, наводила порядок в собственных записях. Совместно с педагогом, указывала верное название растений, описывала внешний вид; например, какой была окраска лепестков венчика цветка, так как после высыхания цвет меняется. Указывали когда, кем, где было срезано растение, как его используют в научной и народной медицине.
Растения высохли, и я приступила к оформлению собственной коллекции. Фоном для всех экземпляров я выбрала белый лист форматом А4. На листах располагала, засохшие растения и приклеивала.
На следующем листе записывала все данные об этом растении, опираясь на научную литературу и свои собственные наблюдения, приклеивала фотографию. На 3 листе рисунок, выполненный цветными карандашами. Все листы я вложила во вкладыши с перфорацией и вставила в одну папку. (Приложение ХI)
2.5. Социологический опрос детей.
Далее провела социологический опрос среди учащихся. Целью тестирования было выявить, применяют ли в семьях лекарственные растения для лечения простудных и вирусных заболеваний. Если применяют то, какие именно растения. Заготавливают лекарственное сырье сами или приобретают в аптеке. (Приложение ХII)
Были опрошены ученики 3-4 классов. При ответе на первый вопрос выяснилось, что основное лечение школьники получают в виде таблеток.
Ответы на второй вопрос показали, что консультацию у врача по использованию лекарственных растений получают всего лишь 10 % семей.
При ответе на третий и четвёртый вопросы выяснилось, что очень мало информации о возможности использования лекарственных трав, а особенно в качестве профилактики заболеваний. Основные знания получают ребята из рецептов бабушек. (Приложение ХIII)
Таким образом, социологический опрос показал, что опыт наших предков по профилактике и лечению многих заболеваний мы практически не используем и чаще всего лечим болезнь, а не занимаемся её профилактикой. И значит, для того, чтобы предотвратить появление каких-либо «болячек», нужно знать меры профилактики.
2.6.Интервью с медсестрой школы
Мне захотелось получить консультацию у школьного фельдшера о возможности использования лекарственных растений, поэтому отправилась в медицинский кабинет. (Приложение ХIV)
Современная наука и медицина признает лечение лекарственными растениями, ОНИ ХОРОШО ПОВЫШАЮТ ИММУНИТЕТ, но ПОМНИТЕ! ПЕРЕД ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ТРАВ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОКОНСУЛЬТИРУЙТЕСЬ У ВРАЧА!
Так же детский врач рассказала мне о «Витаминном чае» из шиповника. Мы с мамой попробовали его приготовить. Чай получился очень вкусным и полезным, поэтому решила обязательно угостить своих одноклассников, а заодно провела «Информационную минутку», рассказала ребятам о составе чае и о лечебных свойствах его компонентов. (Приложение ХV)
2.7 Рецепты народной медицины
Ребят заинтересовала выбранная мною тема, им стало очень интересно и любопытно, какие еще растения могут помочь справиться с недугом. Кто-то отправился за советами к своим бабушкам, а кто-то изучал журналы, газеты и интернет. У нас получился замечательный сборник «Зелёная аптека». (Приложение ХVI)
А еще мы с младшей сестрой сделали «Витаминную грядку», на которой вырастили: лук, зелёный салат, петрушку, кинзу и кресс-салат. Получилась замечательная зелёная витаминная грядка на подоконнике, которая будет радовать нашу семью всю зиму! (Приложение ХVII)
3.Заключение.
Таким образом, я убедилась, что лекарственные растения и народные рецепты на их основе очень популярны в профилактике и лечении не только простудных заболеваний, но и сердца, желудка и других органов человека. А еще масла и экстракты растений входят в состав косметических средств.
Лекарственные травы растут у нас буквально под ногами, а мы часто не задумываемся об их ценности!
Они менее опасны, но при их применении всё же нужно проконсультироваться с доктором и выяснить, нет ли у больного аллергии на определённые травы.
Провела социологический опрос учащихся и выяснила, что во многих семьях применяют лекарственные растения для лечения простудных и вирусных заболеваний, а также заготавливают лекарственное сырье сами.
Получила консультацию у школьного фельдшера о возможности использования лекарственных растений.
Со своей работой выступила перед ребятами начальных классов, вместе определяли лекарственные травы, заваривали травяной чай, создали собственный сборник с рецептами народной медицины.
Дома вырастила «Витаминную грядку», тем самым доказала, что все полезное рядом.
Собранный мною материал можно использовать на уроках окружающего мира, на занятиях по экологии.
Моя исследовательская работа заинтересовала ребят. В дальнейшем мы решили собрать семена душицы, тысячелистника, зверобоя, Иван- чая и посадить их на школьном участке.
4.Библиографический список
[1] http://www.belena.biz/raz/istor1.htm
[2] http://www.belena.biz/raz/istor1.htm
[4] Гончарова Т.А. Энциклопедия лекарственных растений. М.: Дом МСП, 1997г.
[5] Ильина Т.А. Большая иллюстрированная энциклопедия лекарственных растений. М., Эксмо, 2015
[6] Ильина Т.А. Большая иллюстрированная энциклопедия лекарственных растений. М., Эксмо, 2015
Снежная книга
Денис-изобретатель (отрывок)
Медведь и солнце
Домик зимней ночью
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей