• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Мягкие игрушки

Опубликовано Евдокимова Светлана Викторовна вкл 09.03.2018 - 22:36
Автор: 
Дубровина Ксения

Работа по научному обществу

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon myagkie_igrushki.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сергачская средняя общеобразовательная школа №1»

Исследовательская работа по обществознанию
тема:
«Любимые игрушки современных детей»

Подготовила ученица 8 класса

 Дубровина Ксения

Руководитель  учитель

истории и обществознания

Евдокимова Светлана Викторовна.

svet.evdokimova2013@yandex.ru

http://nsportal.ru/evdokimova-svetlana-viktorovna

г. Сергач 2017 г

Содержание

Введение                                                                                                              с.3

1.С чего начинается история детской игрушки.                                               с.5

2.Любимые игрушки современных детей.                                                         с.7

3.Социальный опрос  для учащихся школы «МБОУ СОШ№1».                   с.8

4. Воспоминания о игрушках своего детства моей бабушки Чертагановой Валентины Павловны, моего папы Дубровина Сергея Алексеевича, мамы Дубровиной Лидии Николаевны и хранителя музея Дмитриевой Людмилы Николаевны.                                                                                                        с.9        

5. Анкета для одноклассников                                                                           с.11

Заключение                                                                                                         с.12

Литература                                                                                                          с.13

Электронные ресурсы

Введение

Наше детство невозможно представить без веселого белого медведя, петуха, погремушек , кукол, железной дороги. С игрушки начинается наше первое познание мира, она забавляет не только детей, но и взрослых, украшает и освещает наш дом улыбкой. Игрушка может быть просто украшением жилища, наверняка в любом доме можно увидеть большое количество мягких игрушек, которые стоят на стенках или специальных полках. Изучение истории русской игрушки особенно актуально сейчас, когда  витрины магазинов и рынков  завалены героями современных  мультфильмов  и появлением  новых героев ,которые любят  наши дети  например: свинка Пеппа, Лунтик, человек-паук, губка-Бой , феи Винкс и бакуганы и многие другие персонажи западных мультфильмов.  К сожалению, немногие люди и мои сверстники  не знают, чем играли дети в далёком прошлом. Некоторые наши современники, очарованные многообразием и замысловатостью современных игрушек, ошибочно предполагают, что в старину никаких интересных детских игрушек и не было. Чтобы просветить сверстников, взрослых знакомых и родных, я решила выяснить ,  поставив перед собой Цель работы: изучая материалы литературы, архивов, музеев, как изменялась игрушка во времени , какими  были любимыми игрушки в прошлом у моих бабушек, дедушек, мамы, папы, какие  любимые  игрушки  появились у современных детей.  

Для достижения поставленной цели мне необходимо решить следующие :

Задачи:

 - Проследить изменения игрушки на протяжении истории;

- Изучить современную игрушку;

- Установить, что лучше: игрушки, в которые играли мои бабушки и дедушки или те, в которые играют современные дети.

 Методы исследования:

- Метод анализа исторических источников, документов, статей.

-Построение таблицы  анкетирования

-Метод опроса

- Поиск информации  в сети Интернет.

Объект исследования: игрушки прошлого и современного

Предмет исследования: детские игрушки бабушек и дедушек и игрушки современности.

Гипотеза исследования: Я думаю, что сейчас любимые игрушки современных детей – это телефоны, планшеты, т.е. различные гаджеты, хотя надеюсь, что моё исследование докажет, что это не так.

II. Методы и способы выполнения работы

- изучение материалов различной литературы

- сбор устных историй и записи воспоминаний респондентов.

Воспоминаниями о своем детстве и о том, какие были игрушки, рассказала моя бабушка   Валентина Чертаганова, папа Дубровин Сергей и мама Дубровина Лидия. Библиотекарь и хранитель школьного музея Дмитриева Людмила Николаевна  поделилась своей историей, о том какие игрушки были любимыми в ее детстве.

Анкетирование. Было опрошено 15 учеников младших классов нашей школы для того, чтобы выяснить в какие игры и игрушки играют современные дети .

Наблюдение за племянником Владимиром, которому 6 лет.

Цель наблюдения – изучение эмоционального поведения ребенка во время игр с разными игрушками.  

Сравнение . Данный метод использовался для того, чтобы выяснить отличие игрушек в разные исторические периоды

  1. История детской игрушки

История игрушек имеет такую же длинную летопись, как и история самого человека. Заглянув в историю игрушек ,  я узнала что, по археологическим исследованиям и некоторым литературным и историческим  источникам можно судить об истории игрушек еще с  древнего мира. В Древнем Египте например, игрушки в основном делали из дерева и ткани. До наших дней сохранились фигурки домашних животных, куклы, мячи. Мастера Древнего Египта старались передать в игрушке реальность окружающего мира: игрушка-крокодил с открытой пастью, тигр со своей жертвой и многое другое. В античные времена в Греции и Риме игрушки были особым средством воспитания. До наших дней сохранились художественные игрушки из слоновой кости, янтаря, терракоты (куклы, фигурки животных). Многие игрушки средневековья находятся в музейных коллекциях разных стран. Сохранились игрушки, принадлежащие представителям знати и их детям: кони в рост ребенка, доспехи, шлемы, щиты, мечи. В каждом богатом доме была кукла - хранительница домашнего очага. Сохранились целые кукольные дома с обстановкой, выполненной из дорогих материалов с украшениями из драгоценных металлов, камней. Такие куклы – талисманы делались в одном экземпляре, хранились как фамильные ценности и передавались по наследству.
Для детей бедноты игрушки изготавливались из недолговечного материала: соломы, коры, деревьев, глины. Поэтому до наших дней они не сохранились. На Руси игрушки имели большое воспитательное значение. С ними передавалось по наследству мастерство, они готовили к жизни, развивали физически и духовно. Первыми игрушками были колокольчики, подвески с шумом, пестрые лоскутки, трещотки. А потом ребенок получал мячи, луки, волчки, свистульки, куклы. Самая древнейшая из всех игрушек – это кукла. Во все века кукла была самой любимой игрушкой детей. У древних народов куклы изготавливались из простых материалов: из кости, ткани, дерева или глины. Примечательным является трепетное отношение крестьян к игрушкам и забавам детей, особенно прародителей – бабушек и дедушек: игрушки наделялись магическим смыслом в свадебных обрядах и в повседневной жизни, они не выбрасывались, а переходили от одного детского поколения к другому, детские игровые постройки взрослыми не разрушались.

Расцвет игрушечных промыслов относится к 16 -17 векам, когда начали развиваться народные деревянные и гончарные игрушки. Популярными стали Гжель, Дымковская игрушка, Городецкая.

Игрушка в России до XVIII века называлась потеха, потешка. Многим знакома фраза «тяжёлое детство – деревянные игрушки». Деревянная игрушка известна на Руси с глубокой древности. Еще в IX в., а может быть ,и раньше, у восточнославянских племен, живших на реке Волхов, были в обращении деревянные игрушки. Игрушка XVIII в. сохранилась до наших дней , в небольшом количестве. Во второй половине XIX века   в селе Лысково Нижегородской губернии делали коньки-каталки. Лысковские коньки, выполненные из плоских дощечек и поставленные на две пары колес, имели очень выразительный силуэт. Изготовленные из дерева, глины и прочих естественных материалов, с реалистической достоверностью отражали облик эпохи.

С каждым десятилетием игрушки начали становиться еще разнообразнее, когда их начали делать из папье-маше. Вдобавок появляется технология изготовления по формам.

 В двадцатом веке игрушки начали меняться с такой скоростью, что рассматривать их нужно уже отдельными десятилетиями. В 50 - х годах, в СССР вошли в моду ватные елочные игрушки, плюшевые медведи и, конечно же, солдатики. Так же во всех домах стандартным украшением комодов и трюмо были фарфоровые статуэтки.

Освоение космоса внесло свою лепту в игрушки следующего десятилетия. А дальше уже советская мультипликация и Олимпиада – 80 становятся источником для новых персонажей – Вини Пух и Котенок Гав, Чебурашка и Крокодил Гена.

Ну ,а моими любимыми игрушками были: мягкая игрушка собачка, мой верный друг, куклы, которыми я играла часами.  

2. Любимые игрушки современных детей.

Современный ребёнок живёт в мире, на первый взгляд, гораздо более ярком, чем его сверстники несколько десятков лет назад . Появились яркие обложки книг, журналов, учебников в школе, фломастеры, карандаши и пестрота игрушек, порой самых невообразимых цветов и форм. Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Современные дети живут в игрушечном раю. Каких только чудес света не предлагают производители, соревнующиеся за внимание детей и родителей! Игрушки становятся все более разнообразными и продуманными: одни в деталях воспроизводят окружающую жизнь, другие задают вопросы – и предлагают готовые ответы. Чем более «навороченная» игрушка, чем больше в ней заложено игровых функций, чем сильнее она похожа на свой «живой» аналог – тем меньше у детей поводов придумать игры самим, «дофантазировать» или доработать внешний облик до отдаленного сходства с «оригиналом». Современные девочки и мальчики, те, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, на самом деле разучились конструктивно играть.

       В «навороченных» кнопочных игрушках любой игровой результат предсказуем или даже заранее известен. Это превращает ребенка из активного участника игры в пассивного наблюдателя, активность головного мозга при этом снижается, развитие – тормозится. Хотелось бы, чтобы дети предпочитали наши игрушки и при этом развивали свою фантазию  в своих играх.

Современная классическая кукла имеет детские пропорции. Она хлопает огромными глазами и цветёт румянцем. Её одевают как в детские, так и во взрослые одежды. С появлением “Барби” в кукольном мире произошёл переворот. Каждая девочка мечтала о такой кукле.

Мы видим ,что современные игрушки покупаются родителями те, которые востребованы их детьми и больше всего можно видеть как покупают персонажей из зарубежных мультфильмов.

      Но ведь и у нас  есть хорошие, добрые и мудрые игрушки. Однако их сложно встретить на витринах современных магазинов. Большинство из них изготавливаются вручную или небольшим тиражом на маленьких фабриках, а некоторые шьют сами на дому и продают, но они стоят очень дорого. Такая игрушка будет нести в себе позитив, учить состраданию, будет иметь свою душу, чего нет у многих конвейерных игрушек. Ярким примером можно назвать персонажей  всеми нами любимой передачи «Спокойной ночи, малыши!»: Филя, Степашка, Хрюша и Каркуша. Они учат добру, справедливости, дружбе, учат не обманывать и не предавать, уважать взрослых и многому другому. Для детей постарше продаются наборы для постройки кораблей, самолетов, лодок и даже храмов. Для девочек можно выбрать наборы для вышивания, вязания, кроя, пошива платьев для своих кукол, для мальчиков- столярные и слесарные инструменты.

У каждого времени своя игрушка, свои предпочтения.  Можно сделать вывод :что каждая игрушка чему то учит, осталось выбрать родителям чему учить своих детей!

3.Социальный опрос для учащихся «МБОУ СОШ №1».

В какие игрушки ты играл или играешь?

-Раньше играл в солдатиков, в машинки, в компьютер. Сейчас играю в игры на телефоне или с друзьями на улице.
Какая игрушка была любимой?- все части Call of Duty 
Часто ли сидишь за компьютером, телефоном? -Да
Считаешь ли ты что компьютер и телефон лучше, чем игрушка в детстве? -да
Делал ли ты игрушки сам? -Да, я собираю модели самолётов.
(Дима Водопьянов,8класс)

В какие игрушки ты играл или играешь?- Я играл в плюшевые игрушки, так как других не было.
Какая игрушка была любимой?- Плюшевая собака.
Часто ли сидишь за компьютером?- нет, не очень часто.
Считаешь ли ты, что компьютер и телефон лучше, чем игрушка в детстве? – нет.
Делал ли ты игрушки сам? - да, делал.
(Саша Фролов,8класс)

В какие игрушки ты играл или играешь?- Я играя в такие игрушки, как: лего , машинки, мячик, плюшевые игрушки.
Какая игрушка была любимой?- Конечно же мячик.
Часто сидишь за компьютером? – Редко.
Считаешь ли ты, что компьютер и телефон лучше, чем игрушка в детстве?

-Нет.
Делал ли ты игрушки сам? - Да, делал. Это был маленький плюшевый зайчик. Конечно же, без помощи мамы ничего бы не вышло.
(Ваня Дудоров ,1класс)

В какие игрушки ты играл или играешь? -Я играю в куклы, в конструктор, в плюшевые игрушки.
Какая игрушка была любимой? Любимой была кукла Жанна. 
Часто сидишь за компьютером? Нет.
Считаешь ли ты, что компьютер и телефон лучше, чем игрушка в детстве? Нет.
Делал ли ты игрушки сам? Нет, пока не делала.
(Даша Голикова,1 класс)

В какие игрушки ты играл или играешь? - Я играю в конструктор и  в роботов, в развивающие игрушки.
Какая игрушка была любимой? - Чаще всего я играю в конструктор.
Часто сидишь за компьютером? Нет.
Считаешь ли ты, что компьютер и телефон лучше, чем игрушка в детстве? Нет.
Делал ли ты игрушки сам? Делал и неоднократно.
(Дима Ходаковский, 6лет)

В какие игрушки ты играл или играешь? - В основном я играю в лего.
Какая игрушка была любимой? Конструктор лего.
Часто сидишь за компьютером? Да, часто.
Считаешь ли ты, что компьютер и телефон лучше, чем игрушка в детстве? Да.
Делал ли ты игрушки сам? Да, делал.
(Юра Гришин,2 класс)

4. Воспоминания моей бабушки Чертагановой Валентины Павловны, моего папы Дубровина Сергея, мамы Дубровиной Лидии и хранителя музея Дмитриевой Людмилы Николаевны об игрушках своего детства.

Вспоминает моя бабушка Чертаганова Валентина Павловна  : - У нас все игрушки были самодельные: куклы, свистульки, рогатки. Игрушки нам делали наши дедушки, старшие ребятишки.
Любимой игрушкой  была кукла Саша, которую я сшила сама, так как игрушек было мало. Если были игрушки, то все  практически самодельные.
 Играли в основном  во дворе: в лапту, в футбол, салочки. Наверное ,каждый может вспомнить что то хорошее из своего детства.

Дубровин Сергей, папа :-  Зимой мы играли в хоккей, катались на лыжах, а летом – в лапту, футбол. Но играть нам, конечно- же, много не приходилось, так как мы уже лет с лет 10 помогали своим родителям по дому и хозяйству.

Дубровина Лидия, мама:-  Что запомнилось из детства ,так это как мы с сестрой  играли  в дочки – матери, строили домики, составляли стулья ,вешали одеяла, комната превращалась в наш домик, где царила дружба и любовь!

Дмитриева Людмила Николаевна ,хранитель школьного музея  - Конечно , мы играли в куклы, которые шили сами.  У меня был брат и мы всегда с ним все делили и ,наверное самой любимой игрушкой  была пожарная машина, которой мы любили играть часами. Игрушек было много. Играли мы обычно во дворе с мальчишками: в лапту, в футбол, ставили спектакли, собиралась вся детвора и взрослые. Мы очень старались показать себя хорошими артистами, зрители нам аплодировали. Летом - ходили купаться, большую часть времени проводили на улице.

Наблюдение за племянником Владимиром, показало, что Вова любит играть в игры на телефоне, ему нравится книги о приключениях Дениски, так же он  играет с ребятами  в машины и другие подвижные игры на улице, любит кататься на велосипеде. Я задала вопрос : «Что больше тебе нравится игры на телефоне или на улице с  ребятами?» Вова ответил : «Я люблю играть на улице с друзьями , собирать конструктор, а в телефон можно не всегда играть!».

Анкета для одноклассников

Варианты вопросов

  • «В какие игрушки ты играешь или играл?
  • «Какая игрушка у тебя самая любимая? (Почему?)»
  • Сохранились ли в вашей семье игрушки твоих родителей? Какие?
  • Согласен ли ты с тем, что сотовый телефон и компьютер лучше, чем игрушки в детстве?
  • Делал ли ты игрушки своими руками или вместе с родителями?

Варианты ответов

Компьютерные 38.1% ;мягкая 61.9%

Компьютерная 28.57% ;мягкая 71.43%

Да 57.14%; Нет 42.86

Да 33.33% ;Нет 66.67%

Да 80.95%; Нет 19.05%

Из проведенного мною анкетирования среди моих одноклассников, я могу сделать вывод, что моя гипотеза не подтвердилась. Большинство современных детей все-таки предпочли игрушку телефону.

Заключение.

История игрушки уходит своими корнями  в далёкое прошлое, так как она связана не только с развитием игрушек, но и с развитием науки и техники. Опыт, накопленный многими поколениями мастеров , помогает разрабатывать с каждым разом  игрушки  лучше и качественнее прежних.

Время диктует свои условия. Но игрушки и процесс игры не потеряли своего первоначального значения. Это развитие, приносящее радость всем детям.

  Однозначно только одно: игрушка во все исторические эпохи была связана с игрой, с помощью которой у ребёнка формируются ум, физические   и нравственные качества. Благодаря играм дети учатся доверять самим себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире.

На мой взгляд , невозможно установить, что лучше: игрушки, в которые играли мои бабушки и дедушки или те, в которые играют современные дети. Для каждого поколения свои прелести в игрушках, своё развитие и понимание игрушки. Любая игрушка всегда заряжена определенным духом времени, общества, в котором она создана.

Литература

1.Аркин Е. А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание, 1995, № 3. – 815 с.

2.Игрушка в жизни ребёнка / под ред. Коссаковской Е.А. – М.: Просвещение, 1980. – 464 с.

3.Энциклопедия для детей.

Электронные ресурсы:

http://ruspravda.info/Drevnie-igrushki-slavyan-2989.html 

https://ru.wikipedia.org/wiki/Игрушка 

http://www.materinstvo.ru/art/11941 

https://whatisgood.ru/theory/soviet/seryoznyj-vzglyad-na-detskie-igrushki/


Поделиться:

Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"

Воздух - музыкант

Фотографии кратера Королёва на Марсе

"Морская болезнь" у космонавтов

Акварельные гвоздики