• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Презентация по русскому языку на тему:"Субстантивация прилагательных как один из способов образования слов".

Опубликовано Кульнева Елена Михайловна вкл 12.03.2018 - 22:52
Кульнева Елена Михайловна
Автор: 
Смирнова Алина, Руководитель Е.М.Кульнева

В презентации представлен материал,иллюстрирующий исследовательскую работу ученицы по указанной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл substantivatsiya_prilagatelnyh_munitsipalnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie_shkolano4.pptx2.13 МБ
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

муниципальное образовательное учреждение «Школа№4» Субстантивация прилагательных в существительные как один из способов образования слов Выполнила Алина Смирнова , обучающаяся 6 «б» класса Руководитель Е.М.Кульнева , учитель русского языка и литературы г.о.Семёновский 2018 год

Слайд 2

Содержание 1.Введение 2.Теоретическая часть 2.1 Что такое субстантивация 2.2 виды субстантивации 2.3 субстантивация в речи 3. Практическая часть 3.1 Анкетирование 3.2 Примеры субстантивации в словарях 3.3 Субстантивы в пословицах 3.5 Субстантивация в названиях произведений художественной литературы 3.6 Субстантивация в названиях сериалов и фильмов 4. Заключение

Слайд 3

Цель исследования: рассмотреть переходные явления в области частей речи на примере субстантивации (перехода имен прилагательных в имена существительные) . Задачи: - рассмотреть основные понятия теории переходности в русском языке; - выявить причины, условия, признаки и следствия субстантивации; -рассмотреть явления, отражающие явление переходности, на примерах из различных источников. Актуальность : переходные явления в системе частей речи - достаточно частое явление. Однако школьные учебники дают об этом самое общее представление. Нужно рассматривать как можно больше примеров субстантивации, чтобы данный способ образования слов был понятен всем учащимся.

Слайд 4

Субстантивация-это переход различных частей речи в существительные Кол-во учеников Перечислили способы образования слов Затруднились ответить на вопрос, что такое переход из одной части речи в другую Смогли привести примеры субстантивов 6"Б"класс 25 22чел.назвали все, но способ субстантивации затруднились назвать сразу все учащиеся 18 16 7"А"класс 23 12чел.назвали самые основные способы,но только 3 вспомнили о методе субстантивации,но не смогли точно охарактеризовать этот процесс 20 16 ( только после подсказки )

Слайд 5

В современном русском языке существует 12 видов транспозиции(перехода). Но самыми распространенными являются следующие: субстантивация – переход в разряд имен существительных других частей речи, адъективация – переход причастий в раздел имен прилагательных, прономинализация – переход в местоимения, нумерализация – переход в числительные, адвербиализация – переход в класс наречий, вербализация ( оглаголивание ).

Слайд 6

Субстантива́ция , или субстантиви́рование (от лат. substantivum — существительное), — переход в разряд имён существительных других частей речи ( прилагательных , глаголов , причастий , числительных ), вследствие приобретения ими способности непосредственно указывать на предмет [1] (что значит отвечать на вопрос «кто?» или «что?»). Субстантивация — частный случай транспозиции [2] , относится к морфолого-синтаксическому подспособу неморфологического способа словообразования. Примеры частей речи, подвергаемых субстантивации: прилагательное : « больной поправился» причастие : «командующий отдал приказ» порядковое числительное : «подали на второе » собирательное числительное : « двое на качелях» наречие : «наше завтра » звукоподражательные слова : «услышал мерное тик-так ». (материал из Википедии )

Слайд 7

Виды субстантивации: 1) п о л н а я - невозможность употребления слова не в качестве существительного, например: пирожное, лесничий, портной, вожатый, нищий; 2) н е п о л н а я – возможность употребления слова и в качестве существительного, и в качестве той части речи, к которой слово принадлежало до субстантивации, например: мороженое, заведующий, арестованный, больной, слепой, дежурный, завтра, первый, семеро и т.д.; 3)о к к а з и о н а л ь н а я (сиюминутная)– возможность употребления слова в качестве существительного только в условиях конкретной ситуации или конкретного контекста, например: выступающий, говорящий, пострадавший, сказанное

Слайд 8

Субстантивы в речи

Слайд 9

1)В ванной комнате уже целую неделю шёл ремонт. 2) Она много времени по утрам проводила в ванной . Слово «ванная» во втором предложении утрачивает признаки прилагательного,но приобретает признаки существительного и в предложении является обстоятельством.

Слайд 10

Субстантивы в пословицах и поговорках Умный смиряется, глупый надувается. Глупый много просит, а умный много дает . На смелого собака лает, а трусливого кусает. За маленьким погнался – большое потерял. Молодой работает, старый ум дает. Горьким лечат, а сладким калечат. Грубым дается радость, нежным дается печаль. . Битый небитого везет.

Слайд 11

Субстантивация - древний и вместе с тем развивающийся процесс. Некоторые прилагательные очень давно перешли в существительные,например , слова с суффиксами -ин и - ов , обозначающие фамилии и названия населенных пунктов ( Петров, Кузьмин, Иваново, Никитино ). По своему происхождению они являются притяжательными прилагательными. Возникновение таких слов как ванная, лесничий- явление уже более позднее. знакомый знакомец слепой слепец

Слайд 12

характеристики людей по разным признакам: по возрасту : старые, молодые, юные, взрослые, пожилые; по физич . особенностям : слепой, глухой, немой, глухонемой, хромой, косой и др. по профессиям, должностям и обязанностям : в оенный , дневальный, дежурный, портной, рабочий, лесничий, рядовой и др. названия помещений в квартире или жилом доме : детская , передняя, гостиная, столовая, ванная, гардеробная, душевая, бильярдная и др. названия предприятий торговли и общественного питания : парикмахерская , мастерская, булочная, кондитерская, шашлычная, пельменная, чайная, закусочная, и т.д . названия блюд : первое, второе, третье, горячее, холодное, жаркое, сладкое. обобщённые названия каких-то однородных видов еды : мучное, мясное, рыбное, молочное, постное, скоромное – народно-разговорные синонимы к названиям зверей . :косой – заяц, серый – волк, косолапый – медведь, сохатый –лось. Слова субъективно-оценочного характера : любимый, милый, родной, дорогой , единственный. Канцеляризмы д окладн а я , накладная, объяснительная используются в официально-деловом стиле. Группы субстантивированных слов по различным признакам

Слайд 13

Примеры субстантивации в Толково м словаре С.И.Ожегова 1. ВОЕННЫЙ , - ая , - ое . 1. см, война. 2. Относящийся к службе в армии, обслуживанию армии, военнослужащих. Военная промышленность. В. Врач (военврач). Военная форма, шинель, фуражка. В. человек (военнослужащий). В.городок (жилой комплекс, в к-ром живут военнослужащие). 3. Такой, как у военнослужащих, у армейцев, свойственный им. Военная выправка. Военная косточка (о человеке с крепкой воинской закалкой). 4. сущ. военный, -ого, м. То же, что военнослужащий . Иные по одеянию казались в оенными (А. Погорельский, "Черная курица, или Подземные жители") 2 . ГЛУХОНЕМОЙ , - ая , - ое . Лишенный слуха и словесной речи. Его лицо, и без того безжизненное, как у всех глухонемых , теперь словно окаменело . (И.С. Тургенев, " Муму ") 3. ДЕВИЧЬЯ , -ей, ж. Комната для женской прислуги в барских домах. … А кастелянша встала да ушла в девичью ( И.С. Тургенев," Муму ") 4. ЛЕШИЙ , -его, м. В славянской мифологии: человекообразное сказочное существо, живущее в лесу, дух леса, враждебный людям. «Вишь, глухой черт, леши й !» (И.С. Тургенев," Муму ") 5. НЕМОЙ , - ая , - ое ; нем, -а, -о. 1. Лишенный способности говорить. Н. от рождения. Обучение немых (сущ.) . Когда я ем, я глух и нем (шутл.). Нем какрыба (о том, кто не выдаст тайны, умеет молчать). 2. перен. Тихий, безмолвный (книжн.). Немая ночь. Немая пучина. 3. перен. Не обнаруживаемый, не высказываемый прямо, затаенный (книжн.).

Слайд 14

Субстантивы в названиях художественных произведений "Дубровский" (А.С.Пушкин) «Удалой» (Ю. Мамлеев ) "Толстый и тонкий "(А.П.Чехов ) «Возлюби дальнего» (М. Савеличев) «В операционной» (Ю. Никитин) «Джинн из прошлого» (В. Головачёв) «Должность во Вселенной» (В. Савченко) «Души Рыжих » (Б. Иванов), «Земля лишних» (А. Круз ) «Земля мёртвых» (А. Прозоров ) «Яд для живых» (А. Николаев) ,"Белолобый "(А.П.Чехов) "Красное и черное» (Стендаль) "Отверженные" (В.Гюго ) "Былое и думы" (А.И.Герцен) «Аварийная» (А. Столяров) "Униженные и оскорбленные" (Ф.М.Достоевский) Для автора книги важно создать такое название, которое будет одновременно информативным, кратким, ярким, необычным, загадочным и привлекающим внимание. Данные слова приобретают все признаки существительного: вопрос, род,число , изменяемость.

Слайд 15

Субстантивы в названиях фильмов и сериалов 1."Лютый", 2."Бешеный", 3. "Чужое", 4 ."Литейный", 5. "Бывших не бывает« 6."Непобедимый", 7 ."Дикий", 8 ."Пропавший без вести. Второе дыхание", 9 ."Восьмидесятые", 10."Слепая", 11." Русские в городе ангелов", 12."Время жестоких", 13."Сокровища мертвых", 14."Заговоренный", 15 ."Подкидной".

Слайд 16

Названия магазинов в нашем городе Семенове

Слайд 17

Д ругие части речи также могут совершать переход в существительные Субстантивация наречий : Но кто поручится, что наше послезавтра не будет хуже нашего позавчера ?(" Москва-Петушки", В.Ерофеев) Субстантивация междометий : Далече грянуло ура ! ( "Полтава", А.С.Пушкин) Публика почти повскакала с мест, и в десятках глаз ее было написано громадное "ого" ! (" Москва-Петушки", В.Ерофеев) Субстантивация числительных : Один сказал другому, а тот третьему , третий - четвертому . Субстантивация местоимений : Противник предложил ничью. Субстантивация причастий : Ведущий объявил о начале конкурса . Эти слова тоже теряют признаки исходных слов и наделяются признаками имен существительных .

Слайд 18

Заключение В результате проведенной работы была достигнута поставленная цель: рассмотрены переходные явления в области частей речи на примере субстантивации (перехода имен прилагательных в имена существительные); были решены следующие задачи: раскрыт термин «субстантивация», выявлены причины, условия, признаки и следствия субстантивации; рассмотрены явления, отражающие явление переходности, на примерах учебника литературы 6класса, художественной литературы, словаря С.И.Ожегова, « Словаря русских пословиц». Жукова Работа над исследованием может быть продолжена по пути более полного изучения явления переходности в области частей речи. Мною было выявлено , что процесс перехода совершается и в другие части речи, не только в существительные . Данное исследование требует углубленного изучения, так как этот вопрос практически не рассматривается в рамках школьной программы, он актуален и мало изучен в лингвистике.

Слайд 19

Список использованной литературы: 1.. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1986 2.Пешковский А.М. . Русский синтаксис в научном освещении / А.М. Пешковский . – изд. 6-е. – М., 1956. 3. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., 1985. 4. Адскова Т.П. Субстантивы адъективного склонения в системе словообразования гнезд современного русского языка. АКД. А., 1993 5. В.М. Ярцева Лингвистический энциклопедический словарь. М:Просвещение., 1990 6. Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок М.: Русский язык, 2000, 7-е изд. 7. М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская Русский язык 6 класс .М: Просвещение ,2012 8. Ресурсы сети интернет: https://dic.academic.ru/ ht http://ru-wiki.org/wiki/ http://studbooks.net/2097474/literatura/okkazionalnaya_substantivatsiya https://moluch.ru/archive/7/481/ http://philolog.pspu.ru/module /

Поделиться:

Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский

Рисуем "Ночь в лесу"

Развешиваем детские рисунки дома

Северное сияние

Вокруг света за 80 дней