• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа Потребление кислорода как биохимический критерий гиподинамии

Опубликовано Боброва Светлана Юрьевна вкл 24.03.2018 - 21:18
Боброва Светлана Юрьевна
Автор: 
Машкина Анастасия

Работа посвящена исследованию состояния здоровья подростков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota.docx133.43 КБ
Файл prezentatsiya.pptx1005.87 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ « Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков №4»

Тема: «Потребление кислорода как биохимический критерий гиподинамии».

Секция естественно - научные дисциплины.

Исследовательская работа.

Выполнила:обучающая 8 б класса

Машкина Анастасия

Руководитель: Боброва Светлана Николаевна

Учитель биологии МБОУ СОШ №4

г. Курчатов 2017 г.

План.

I. Введение.

     Здоровье – это бесценное достояние общества.

II. Гиподинамия и ее последствия .

1.Причины, приводящие к гиподинамии.

   а) ограничение двигательной активности.

                б) МПК

III. Заключение.

Привила, которые необходимые соблюдать чтобы сохранить здоровье.  

Введение.

 Здоровье – это бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества.

Эксперты ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) определили соотношение различных факторов, влияющих на здоровье.

  Из представленной диаграммы видно, что больший процент  влияющих факторов риска приходится на образ жизни (50 %). Это значит, что без ведения здорового образа жизни мы подвергаем себя риску заболеваний и сохранению продолжительности жизни.

http://citycelebrity.ru/userfiles/image002.png

    Одним из слагаемых здоровья является физическая активность. Но удобство и комфорт  современной жизни вызвали резкое ограничение двигательной активности, что приводит к отрицательным изменениям в деятельности организма.

Гиподинамия – весьма распространенное состояние, которое можно наблюдать у огромного количества людей.

   С каждым годом синдром гиподинамии становится моложе. Состояние здоровья подрастающего поколения последние годы вызывает тревогу. Поэтому я решила определить наличие данного синдрома у моих одноклассников.

 Цель моей работы: оценить степень влияния  гиподинамии на физические и умственные способности обучающихся 8 Б класса.

  Перед собой я ставила следующие

Задачи:

 1.Определить  уровень двигательной активности школьников.

 2. Выяснить состояние здоровья одноклассников.

 3. Изучить зависимость физической активности от МПК.

 4. Исследовать умственные способности одноклассников.  

5.Составить рекомендацию по предупреждениям гиподинамии .

Обзор литературы .

Гиподинамия (пониженная подвижность, от греч. ὑπό  — «под» и δύνᾰμις — «сила») — нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности, снижении силы сокращения мышц. Распространённость гиподинамии возрастает в связи с урбанизацией, автоматизацией и механизацией труда, увеличением роли средств коммуникации.

Гиподинамия –  весьма распространенное состояние,которое  можно наблюдать у огромного количества людей. На сегодняшний день

проблема гиподинамии обсуждается огромным количеством врачей и ученых.

Особенно часто данная проблема обсуждается в цивилизованных странах и всепотому, что именно в них синдром гиподинамии с каждым годом становится все моложе. Современная медицина все чаще отмечает проблемы, связанные с чрезмерной массой тела людей не столько у взрослых, сколько у подростков, и даже у маленьких детей. Состояние

здоровья подрастающего поколения в последние годы вызывает тревогу и озабоченность,  как для медицинских работников, так и для педагогов, организаторов образования и самих родителей.

Гиподинамия  (пониженная подвижность)  —  нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности, снижении силы сокращения мышц. Она является следствием освобождения человека от физического труда.

 Причин, приводящих к развитию гиподинамии,  на сегодняшний день предостаточно. Это и чрезмерное количество производственной автоматизации и механизации, и малоподвижный образ жизни, и нерациональное использование транспорта, и вынужденный постельный режим. Довольно часто к развитию гиподинамии приводит и не совсем правильная организация отдыха.

 Если говорить о причинах развития гиподинамии у школьников, то это, как

правило, чрезмерные школьные нагрузки, которые не дают возможности детям как можно чаще играть либо заниматься спортом.

 По мимо занятий в школе , многие посещают репетиторов , музыкальную школу , и в конечном итоге дома время проводят за компьютером – а это все неподвижный образ жизни .

 В нашем классе из 24 человек лишь 75% обучающихся занимаются спортом и то не в полную нагрузку.  

 В школу как правило ездят на маршрутке  а если кто ходит пешком , так это те, кто живет рядом со школой .

 При малоподвижном образе жизни у ребенка возникает адаптация к низкому уровню двигательной активности  –снижается потребность в движении. Более глубокие изменения обусловленные гиподинамией  –  это астенический синдром, снижение функциональных возможностей и нарушения деятельности опорно-двигательного аппарата  и вегетативных функций. Ребенок становится раздражительным, пассивным, вялым, у него возникает чувство хронической усталости.

 Каждый час просиживания перед телевизором или компьютером, без или почти без движения, повышает у детей риск развития сердечнососудистых заболеваний.

Недостаточная подвижность школьника и длительное нахождение в одном положении за столом или партой могут вызвать нарушение осанки, возникновение сутулости, деформации позвоночника. Мышечное голодание у ребенка вызывает более нарушение функций, чем у взрослых, оно приводит к снижению не только физической, но и умственной работоспособности.

 Ограничение двигательной активности способствует снижению функциональных возможностей мышечной системы. Например, после двухмесячного постельного режима на 14-24% уменьшаются силовые показатели, на 25-35% динамические показатели и статическая выносливость, снижается тонус мышц, уменьшаются их объем и масса. Мышечные группы тела человека теряют свойственную им рельефность вследствие отложения подкожного жира. Минеральный обмен нарушается уже через 1-15 дней постельного режима. В результате уменьшения количества костного вещества нарушается минеральный обмен костей, уменьшается плотность кости (остеопороз).  

 Снижение мышечного тонуса  приводит к нарушению осанки, а, следовательно, и  к смещению внутренних органов.

 Следует отметить, что кровеносные сосуды также весьма «болезненно» реагируют на гиподинамию, вызывая при этом развитие не только  атеросклерозов,  но еще и гипертонической болезни, варикозного расширения вен и многих других состояний.

 При гиподинамии снижается тонус сосудов. Сосуды нижних конечностей растягиваются, в них задерживается значительное количество крови. Ослабленное сердце не способно поднять ее к верхней части тела.   Гиподинамия ведет к  сужению  мелкихартериальных  и венозных  сосудов,  снижению  количества  функциональных капилляров в тканях,  прежде всего в центральной нервной системе.  Кровяное давление падает, кровоснабжение мозга ухудшается.  Появляются  общая слабость,  чрезмерная утомляемость,  бессонница,  снижение  трудоспособности  и  умственной активности, возникает так называемый астенический синдром.

Вредное воздействие гиподинамии проявляется и в снижении обмена веществ  и энергии. Соответственно уменьшается кровоснабжение тканей, снабжение их необходимыми питательными веществами и кислородом.  В связи с  уменьшениемжизненной  емкости  легких, количества  эритроцитов и гемоглобина в крови и соответственно снижением  способности  крови переносить кислород  возникает кислородное голодание всех внутренних органов.

Гиподинамия  отрицательно влияет на состояние  желудочно-кишечного тракта,  за счет  снижения его  моторной функции,   приводя  к  задержке  пищи в области желудка,усиливая  процессы гниения и  брожения. Нарушается  моторика  кишечника,  чтонеминуемо ведет к развитию запоров.

Гиподинамия приводит к снижению устойчивости  организма к инфекционным заболеваниям. Если хронические болезни внутренних органов при гиподинамии развиваются  в зрелом возрасте, то ослабление иммунитета проявляется в течение всей жизни человека.

 Особенно опасна гиподинамия в раннем детском и школьном возрасте.  Она задерживает формирование организма, отрицательно влияет на развитие  опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, эндокринной и других систем. При этом значительно снижается сопротивляемость к возбудителям инфекционных болезней, дети часто болеют, заболевания могут переходить в хронические.

 Двигательная активность является важнейшим компонентом здорового образа жизни и поведения детей и подростков. Она складывается из нескольких слагаемых: активность во время физического воспитания (школа, детский сад, спортивные секции), физическая активность во время обучения (физкультминутки, перемены между уроками), общественно полезная и трудовая деятельность (дома), спонтанная физическая активность в свободное время.

Исследование.

Привела оценку физической работоспособности школьников по показателю МПК.

 Показатель       МПК/кг

          Оценка работоспособности

Мальчики

Девочки

55-60

45-50

Отлично

50-54

40-44

Хорошо

45-49

35-39

Удовлетворительно

44 и ниже

34 и ниже

Неудовлетворительно

 Обычно МПК определяют в лабораториях условиях. Каждый испытуемый в течение 6-8 мин на велоэргометре выполняет предельную работу нарастающей мощности. На последней минуте , когда частота сердечных сокращений (ЧСС) достигает 180-200уд/мин, выдыхаемый воздух забирают в так называемые мешки Дугласа , анализируют его и после определения минутного объема дыхания  рассчитывают максимальное потребление кислорода . Полученную величину делят на массу тела (кг) – это и есть показатель максимального потребления   кислорода (МПК/кг), который объективно отражает работоспособность человека.

 В последние годы разработан безынструментальный метод определения МПК. Это так называемый «метод предсказания» ( или прогнозирования ) максимального потребления кислорода по данным частоты сердечных сокращений , зарегистрированные при ее выполнении . Эти два показателя   ( частота сердечных сокращений и мощность выполняемой работы )    можно определить по числу восхождений по ступенькам гимнастической скамейки и спусков с нее.

 Ход  безынструментального метода прогнозирования следующий. В спортивном зале  вдоль стены расставили гимнастические скамейки высотой 35 см. Предварительно  всех испытуемых обучают подсчитывать по команде собственный пульс.  Затем группа (10-12 человек )  выстраиваются вдоль  скамеек, и школьники начинают подъем и спуск на четыре счета ( один цикл). На последней (4-й) минуте  подсчитываются количество циклов, и после последнего спуска по команде «начали» каждый из учащихся, приложив руку к области сердечного толчка , преступает к подсчету собственно частоты сердечных сокращений (ЧСС) и продолжает измерять пульс до тех пор , пока не прозвучит команда «закончили».

 Испытуемый в течение 4 мин. выполняет   работу, совершая 20 подъемов и спусков. На 4 –й мин. Точно подсчитывает количество циклов и сразу после последнего спуска измеряет пульс в течение первых 10 с, а затем, умножив полученную величину не 6 , рассчитывает ЧСС – частоту сердечных сокращений в -1 мин.

 Записав данные каждого ученика, приступает к расчётам.

 Зная массу (P) тела испытуемого (например 70 кг), высоту (h) ступеньки (0,35м) и количество (n) циклов в минуту (20),  можно рассчитать мощность (W) работы по формуле

W=Phn1,5

где   1,5 – коэффициент подъема и спуска для взрослых людей.

 В нашем примере получили:

W=70(кг) 0,35(м) 201,5=735(кгм/мин)

 Исходя из этой величины – мощности и ЧСС( например, в первые 10 с подсчитано 24 удара, значит, в 1 мин ЧСС = 24 6 , т.е. 144 удара ) – рассчитываем МПК по формуле Добельна:  

МПК=1,29К

где  W- мощность, Н- ЧСС (частота сердечных сокращений ) ; К- возвратной коэффициент (таблица 2).

Возрастной коэффициент для формулы Добельна.

Возраст

Коэффициент (К)

14

0,883

15

0,878

 Таким образом , в нашем примере показатель

МПК= 1,29 0,839 =3202 (мл/мин).

 Следовательно,

МПК/кг= = 45,7 (мл/минкг).

Фамилия , имя

МПК/кг

Оценка физической работоспособности

1.Аблаухова А.

30,4

Неудовлетворительно

2.Агапова Е.

40,8

Хорошо

3.Байбакова Н.

38,9

Удовлетворительно

4.Гайдукова В.

33,7

Неудовлетворительно

5.Дедов Д.

45,7

Удовлетворительно

6.Евдокимова Д.

37,9

Удовлетворительно

7.Ивицкая А.

38,9

Удовлетворительно

8.Лукьянчикова А.

43,4

Хорошо

9.Мельниченко А.

45,7

Удовлетворительно

10.Минченко А.

45,9

Удовлетворительно

11.Тиунова А.

35,2

Удовлетворительно

12.Стрембовский И.

55,1

Отлично

13.Нестеренко Е.

38,9

Удовлетворительно

14.Ковынев В.

46,1

Удовлетворительно

15.Кинцель К.

39,2

Удовлетворительно

16.Ивицкая Н.

38,5

Удовлетворительно

17.Соколов А.

45,1

Удовлетворительно

18.Сеина Я.

37,2

Удовлетворительно

19.Ушаков Л.

55 ,2

Отлично

20.Фролов А .

46,6

Удовлетворительно

21.Небольсин П.

45,4

Удовлетворительно

22.Тимошина А.

35,2

Удовлетворительно

23.Лысых Д.


 При обследовании МПК в среднем я получила удовлетворительные показатели.

 У мальчиков они колебались от 45 до 55 МПК/кг, а у девочек от 30 до 43 МПК/кг

   К сожалению,  у двух девочек обнаружен низкий показатель 30-33МПК/кг. Снижение  МПК, как указывают в литературе В основном связано с гиподинамией.

Заключение.

На основе проведенных  исследований чтобы не было у подростков гиподинамии надо соблюдать хотя бы  некоторые правила :

Итак, правило первое – это обязательная утренняя зарядка. Десятиминутный комплекс из нескольких несложных упражнений даст организму заряд бодрости на весь день.

  Правило второе – это ежедневные пешие прогулки. Вполне достаточно потратить 20-25 минут по  дороге на работу и с работы.

  Правило третье – больше гуляйте! Особенно перед сном.

  Любите лестницы! Даже 20-30 ступенек в день очень эффективно отражаться на состоянии вашего организма.

  Плавайте на здоровье! Плаванье – хороший способ укрепить  мышцы и сбросить лишние килограммы.

   Не расслабляйтесь!

Почаще что-нибудь роняйте – если, скажем, вы уронили спичечный коробок и все спички рассыпались, то не нужно стараться собрать все за один раз – наклоняйтесь за каждой в отдельности.

   Катайтесь на роликах! Ролики укрепляют мышцы.

    Используйте домашний спортивный инвентарь – обыкновенный крутящийся тренажер. «Кручение» можно немного усложнить: во-первых, можно вытянуть руки вверх или в стороны; во-вторых, можно взять в руки гантели и упражнятьсяна тренажере  с ними.

    Таким образом, профилактика последствий гиподинамии сводится к тому, что все мы с детства называем здоровым образом жизни. Ведь движение – это здоровье. Здоровье -  это жизнь.


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: « Потребление кислорода как биохимический критерий гиподинамии».

Слайд 2

« Потеря время – досадно, Потеря здоровье – безнадежно» Г. Ратнер

Слайд 4

Гиподинамия (пониженная подвижность, от греч. ὑπό — «под» и δύνᾰμις — «сила») — нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности, снижении силы сокращения мышц.

Слайд 5

Последствия гиподинамии у детей : 1) Иммунные заболевания 2) Мышечные слабости 3) Неустойчивость эмоционального состояния 4) Низкая работоспособность

Слайд 6

Показатели МПК

Слайд 7

Образ жизни

Слайд 8

Умственная активность

Слайд 10

Правила здоровья Итак , правило первое – это обязательная утренняя зарядка. Десятиминутный комплекс из нескольких несложных упражнений даст организму заряд бодрости на весь день. Правило второе – это ежедневные пешие прогулки. Вполне достаточно потратить 20-25 минут по дороге на работу и с работы. Правило третье – больше гуляйте! Особенно перед сном. Любите лестницы! Даже 20-30 ступенек в день очень эффективно отражаться на состоянии вашего организма. Плавайте на здоровье! Плаванье – хороший способ укрепить мышцы и сбросить лишние килограммы. Не расслабляйтесь! Ведь движение – это здоровье. Здоровье - это жизнь .

Слайд 11

Спасибо за внимание !!!

Поделиться:

ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку

Рисуем ветку берёзы сухой пастелью

Волшебная фортепианная музыка

Какая бывает зима

Как Дед Мороз сделал себе помощников