Во всем мире растет интерес к этническому наследию. Ведь без прошлого, без корней нет будущего ни у одного народа, ни у семьи, ни у человека. Вышитый рушник и сегодня занимает важное место в нашей жизни. Он частица нашей культуры.
Вложение | Размер |
---|---|
Во всем мире растет интерес к этническому наследию. | 2.73 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Барашевская средняя общеобразовательная школа
Теньгушевского муниципального района
Республики Мордовия
IV районная научно-практическая конференция исследовательских работ обучающихся «Малая академия юных дарований»
Исследовательская работа по истории
на тему
ИЗ ИСТОРИИ РУШНИКА
Автор: Ларькова Дарья 5 класс
МБОУ «Барашевская СОШ»
Руководитель Персикова Т.А.
учитель истории
МБОУ «Барашевская СОШ»
Барашево 2018
Оглавление
Введение
Основная часть
1. История возникновения слова рушник.
2. Рушник в культуре наших предков.
3. Значение вышитых узоров. Виды рушников.
4. Исследование. Применение рушников сегодня.
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим…
В.С.Шефнер
Во всем мире растет интерес к этническому наследию. Ведь без прошлого, без корней нет будущего ни у одного народа, ни у семьи, ни у человека. Вышитый рушник и сегодня занимает важное место в нашей жизни. Он частица нашей культуры.
Я заинтересовалась рушниками после того, как мы перебирали музейные экспонаты. Увидела красивые, вышитые ткани. Нам сказали, что это рушники. А что это такое возник вопрос. Так началась моя исследовательская работа.
Цель исследования: изучить роль рушников в обрядовой культуре наших предков и использование его в современности.
Задачи:
Методы исследования:
Объект исследования: предметы быта культуры наших предков.
Предмет: рушники
Гипотеза: рушник и сегодня является предметом быта в современном мире.
Практическая значимость: информация о рушниках может быть использована на уроках истории России, по темам быта, на уроках технологии, в работе школьного музея, фольклорных праздниках.
Актуальность своей работы видим в привлечении внимания к изучению истории культуры, через обычаи, связанные с вышивками на рушниках и их использованием.
1. История возникновения слова «рушник»
История возникновения слова «рушник», «оберег», «подзор», «реликвия». Оказывается, что (от латинского глагола relinquere — «оставаться») — свято хранимая, почитаемая вещь, связанная с историческими или религиозными событиями прошлого.
Семейные реликвии — документы, предметы, принадлежащие семье или роду и передающиеся по наследству из поколения в поколение. Рушник – оторванный кусок ткани, отрез.
Исследователь, академик Б. Рыбаков пишет, что «Рушник – изделие глубоко символичное, многозначное. Он по праву считается символическим напоминанием о связи человека с его родом, предками».
В словаре М. Фасмера «РУШИТЬ – ЗНАЧИТ «ЛОМАТЬ, РВАТЬ». Созвучие со словом "рука" дает повод толкования слова "рушник" как полотенца для рук.
Рушник воспет поэтами и музыкантами. Например:
«Песня про рушник» (приложение 1) — произведение Андрея Малышко, исповедь-воспоминание лирического героя, в которой мать дарит сыну рушник, вышитый как символ жизненной дороги. Рушник связан с жизненной судьбой героя и с образом его матери.
Этот образ — символ чистоты и любви, матери-защитницы, которая дала жизнь, формировала чувство, творила человека. Лирический герой стихотворения с большой теплотой вспоминает свою маму.
Валерий Мурашкин «Сказ о Рушнике» –это музыкальная поэтическая сказка. Ведунья вместе со своими учениками отправляется в полёт на ковре – самолёте. По пути они узнают о предназначении разных видов рушников в жизни русского народа. Автор данным произведением поднимает вопрос детства, а также прощания с родительским домом, и материнскую тревогу за судьбу собственного ребёнка. (приложение 2)
2. Рушник в культуре наших предков
В старину не найти было ни одного дома на Руси без рушников - самобытных полотенец, в украшениях которых использовались традиции глубокой древности. Рушник – главный оберег человека от рождения до смерти. Рушники использовались не только в прямом назначении как полотенце (тогда их называли утиральником и украшали его скромной вышивкой), ими украшали дом.
Отдельно вешали особое полотенце – главный оберег избы да семьи. Одним концом оно к Богу устремлялось, а два других – в матушку сырую землю. Потолок с полом связывало, а небо – с землею. При закладке дома в основание его клали полотенце-оберег, вышитый кругами и крестами. (Круг и крест – солнечные символы).
Рушники использовали в свадебных, родильно-крестильных и погребально-поминальных обрядах. Самое достойное место они занимали на свадьбе: входили в приданое невесты (девочки начинали вышивать еще в детстве, так как по обычаю их в приданом должно было быть не менее 100 штук). Молодая дарила их сватам, родным жениха, их повязывали через плечо важнейшим участникам свадьбы. Рушники постилали как подножник, на который становились в церкви молодые во время венчания.
Вышивка - главное украшение рушника. Она отражала художественные вкусы и представления людей. Представление о жизни и окружающей природе.
Для русской вышивки характерны мотивы геометрического и растительного орнаментов, расположенных в виде прямых полос, которые подчёркивали край изделия. Считалось, что такой орнамент (по краю) выполнял функцию оберега.
Традиционный рушник вышит крестом, (приложение 3) (как не изобрази крест, он всегда будет оберегом). И в вышивке тоже крестик наполнял изделие силой оберегающей. Вышитые символы хорошо впитывали молитву.
В красочных орнаментах, украшавших полотенца и подзоры, вышивались изображения фантастических зверей, птиц, растений.
Искусство вышивания на Руси было известно с незапамятных времен. Держать иголку в руке девочек учили с самого раннего возраста. Готовые полотна украшались мотивами, подчеркивающими красоту и самобытность русской природы, глубину рек и озер, тень лесов и простор полей. Глядя на них, тяжело не влюбиться в необычную и Великую Русь.
Однако зарождение вышивки на Руси носит более глубокий характер, нежели простое желание скрасить быт и выглядеть привлекательно. Вышивка крестом является одним из символов жизни наших предков. Крест для славян всегда был оберегом, помогающим отогнать злых духов и защитить, а потому мастерицы, вооружившись иглами и нитками, создавали на одежде и предметах домашнего обихода настоящие шедевры.
Вышивка полотенец также являлась делом ответственным и кропотливым, так как для наших предков они играли наибольшую роль, нежели для нас. С того момента, как молодая жена переступала порог дома своего мужа, в семье пользовались только полотенцами, сделанными руками новой хозяйки. Кроме того, они являлись неотъемлемым атрибутом свадебного торжества, на них ставили иконы и покрывали красный угол в избах. Эту крайне ответственную работу доверяли лишь самым искусным мастерицам, чье умение было просто поразительным.
История вышивки крестиком очень насыщенна, а узоры, вышитые в этой технике украшали множество вещей, в том числе и приданое для невесты. Приданое для девочки начинали готовить с самого раннего детства. Уже в семь — восемь лет крестьянские девушки начинали задумываться о свадьбе, ведь к моменту замужества нужно было подготовить массу необходимых вещей: одежда для праздников и повседневного быта, скатерти, полотенца и другие вещи, которых должно было хватить на первые пару лет семейной жизни. При этом все изделия должны были быть выполнены идеально, ведь уже на другой день после совершения помолвки, невеста должна была предоставить свое приданое на суд народа.
Самым важным предназначением рушника, этой святыни было обереговое.
Еще наши давние предки использовали вышитый рушник как оберег. По количеству полотенец судили о благосостоянии семьи, по сложности вышивки – о мастерстве и трудолюбии рукодельниц.
На экскурсии в музее мы узнали, что рушник это единственный ритуальный предмет из языческого прошлого, который без перерыва традиции используется в народном быту по своему прямому назначению – защищать. Волшебство и магическую силу ему давала вышивка.
Язык русской народной вышивки – это своего рода система письма, где бумагу заменяет - холст, а чернила - нить.
Через старинные узоры вышивки на рушниках обращается к нам мудрость поколений, ведь в разные века и на разных землях ценности едины. Это-благополучие в родном доме, это - процветание родной земли!
3. Значение вышитых узоров. Виды рушников.
Для того чтобы иметь вышитый рушник, надо было приложить много усилий и труда. В первую очередь - это прядение нитей и изготовление полотна для рушников. Рушник был святой вещью, и к нему относились с большим уважением.
Обычно начинали вышивать после Покрова дня (14 ноября), когда все работы в поле были завершены, женщины и девушки могли спокойно заняться своим творчеством. Для вышивания бралось лучшее, тонкое, самое белое, лучшего качества полотно, покупались очень дорогие красные нити, а черные нити были редкостью, и их было трудно производить.
Преобладающий красный и черный цвета в вышивке рушника тоже не случаен. Разные мы встретили объяснения. Вот одно.
Красный - цвет солнца, тепла и красоты, крови (жизненная Сила).
Чёрный – символ богатства, чернозем, Земля.
Прежде чем приступать к вышиванию, необходимо знать все о символах, которые нужно будет отображать на изделии.
При вышивке обрядовых рушников прослеживаются определенные правила составления орнамента. Вообще, рушниковому творчеству, так или иначе, присуще число 7. Так, длина рушника должна составлять его ширину, умноженную на 7. (приложение 4)
Семь полос орнамента должны составлять композицию, которая повторяется на правом и левом полотнищах. Один рапорт узора должен в идеале повторяться 7 раз, а если орнамент крупный, то должен насчитывать 7 элементов (приложение 5)
Мы измерили наши рушники. Это правило подтвердилось. (ширина 35 см х7=2м.45 см)
В работе мы выделили часто встречающиеся символы (приложение 6)
Виноград - плодовитость, богатство, божий знак.
Калина - женская красота, здоровье, верность, надежда, возрождение, жизненная стойкость и сила.
Роза - Мальва (рожа) - любовь, милосердие, девичья красота, целомудрие, юность, символ девичества.
Мак - расцвет женской красоты, богатство.
Барвинок - красота, молодость, душевная привязанность, свидание, сватание.
Хмель - листья хмеля можно отнести к молодежной символике. Хмель близок к символике воды и винограда, потому что несет в себе знак развития, молодого буйства и любви. Можно сказать, что узор хмеля – это свадебная символика.
Дуб – священное дерево, которое воплощало Перуна, бога солнечной мужской энергии, развития, жизни. Следовательно, парубки и молодые мужчины всегда имели при себе волшебный оберег животворящей силы своего рода.
Петух (в основном красный) - символ счастья богатства, мужского здоровья.
Голубь, горлица - любовь, верность, брак, семья.
Барвинок (вьюн)- красота, молодость, душевная привязанность, свидание, сватание.
Лилии. В легендах цветок лилии – это символ девичьего очарования, чистоты и невинности. Если хорошо присмотреться к контуру геометрического узора, то вырисуется силуэт пары птиц – знак любви. В лилии заложено рождение, развитие и бесконечность жизни.
Вазон обязательно должен быть изображен на вышивке, в нем – корни семьи, начало рода.
Счастливое число семь и семидневная неделя изображались семиконечной звездой.
Восьмиконечная звезда символизировала семью.
Спираль символизирует змею, олицетворяющую мудрость.
Круг с небольшим крестом посередине обозначал неразрывный союз бога Ярилы с человеком.
Малый круг внутри большого свидетельствовал о том, что наряду с добром (большой круг) существует и зло (малый круг).
Знаки в форме точки символизировали зерно, в виде римской цифры пять – растение.
Узоры на рушниках сейчас вышиваются самые разные, и зачастую их смысл уже утерян. Но если говорить об исконных традициях такой вышивки – каждый орнамент, каждый мотив, его расположение отвечали строгим правилам. Золотые правила (приложение 7). Можно определить и схему вышивки (приложение ) рушника: выделяется 4 фрагмента узора, каждый со своим значением.
1. «Зачин». Начало вышивки. Его можно вышить узенькой полоской.
2. «Земля», рисунок вышивается по сравнению с зачином большего объема (ведь от земли идет богатство), используется растительный орнамент.
3. «Дом». Должен быть красивый и высокий, показывать достаток, мастерство рукодельницы;
4. «Венец». Вышивается богато. Это то, к чему стремишься в жизни.
Причем фрагменты узора вышивки между собой отделяются либо полосками «зачина», либо вместо полоски «зачина» можно использовать кружево или мережки.
Рисунок заполнял ткань рушника на две его трети. Низ рушника украшался кружевом, связанным крючком или в технике филейного вязания.
Таким образом, мы видим, что узор на вышивке имеет не только эстетическое значение и содержание, но несет и смысловую нагрузку: символы вышивки могут рассказать нам о миропонимании, ценностях, стремлениях наших предков. (приложение 8) Изучая эту символику, мы сможем лучше понять наше прошлое, обогатить современную культуру.
Виды рушников . Начиная от рождения и до самой смерти, рушник сопровождал всю жизнь, связывая в единую цепь представителей разных поколений одного рода. При рождении ребёнка ранее использовали рушник РОДИЛЬНЫЙ – на него повитуха принимала дитя, на крестины, также вышивали рушники.
КРЕСТИЛЬНЫЙ (КРИЖМО), на котором несли ребёнка в храм и утирали после окунания в купель. Крестильный рушник вышивала крёстная мать, на нём не должно было быть чёрного цвета.
Длинный прямоугольный кусок ткани всегда у наших предков означал путь, путь, который ведет человека, помогает ему жить. После смерти человека рушники сопровождали его при погребении, на них несли гроб, их также вешали на поминальные кресты.
ПОМИНАЛЬНЫЕ рушники на поминках расстилали на подоконниках так, чтобы край рушника свешивался за открытое окно – считалось, что на сороковой день душа умершего умывается росой около своего дома и утирается этим полотенцем. Такой рушник вышивали скромно, узкой полосой по краю.
Вспоминая известную присказку “скатертью дорога!”, нельзя не вспомнить о ПОДОРОЖНЫХ рушниках. Такие рушники, небольшие, со скромной, но тщательно продуманной вышивкой, давались с собой в дорогу тем, кто покидал родной дом: воинам, торговцам. Подорожный рушник символизировал пожелание лёгкого пути и скорого возвращения.
ПАСХАЛЬНЫЕ рушники предназначаются для выпеченных хлебов, куличей и схожи с хлебосольными, но отличаются орнаментом – на них часто присутствуют аббревиатуры ХВ (Христос воскрес), вышиваются символы яйца.
СВАДЕБНЫХ рушников насчитывается несколько видов. В самой бедной семье в приданое собирали не менее дюжины (12) полотенец, а в семьях зажиточных - до сотни. В знак согласия родителей и невесты на брак семье жениха дарили богато вышитый рукобитный рушник. Когда невеста была готова к свадьбе, его её отец передавал в дом жениха вышитый для этой цели.
ПОСЫЛЬНЫЙ рушник – знак того, что можно ехать за невестой, начинать свадьбу. Вышивали такой рушник– красным, но никогда не вплетали в вышивку чёрный цвет. Традиционные мотивы для вышивки посыльного рушника – птицы, символизирующие вести.
Отдельно ткали и вышивали рушник “РОДИТЕЛЬСКИЙ” или “БЛАГОСЛОВЕННЫЙ“, на который вставали коленями молодые, когда их благословляли на брак родители.
ДРУЖНЫЕ рушники преподносятся свидетелям-дружкам (отсюда, кстати, и современный обычай одевать свидетелям в ЗАГСе ленты через плечо).
Самый главный свадебный рушник сейчас носит название “ВЕНЧАЛЬНЫЙ“. На свадебном рушнике изображаются пары птичек (жаворонки, голуби) они символизируют жениха и невесту. Птички олицетворяют собой семейное счастье, верность в любви.
Вышиваются и цветочные орнаменты, как оберег от злых сил, и пожелание молодым "процветания", здоровья, богатства, рождения детей. Иногда на свадебном рушнике вышиваются и первые буквы имен жениха и невесты. Рушниками перевязывали пары сватов. С хлебом-солью, который был на рушнике, провожали и встречали молодых на пороге дома.
Самую дорогую семейную святыню – икону – разрешалось выносить из дома (в контексте ряда традиционных обрядов) только покрыв рушником. Рушник, максимально наполненный красными узорами орнаментов, использовали народные целители.
4. Исследование. Хранение и применение рушников сегодня.
Для рассмотрения этого вопроса я посетила школьный музей. Т.А. Персикова, ответственная за его работу, рассказала и показала мне рушники, которые хранятся в музее. (приложение 9 )
Самый красивый и старый рушник, из льна, с красной канвой, вышивкой, ему уже около 100 лет, был передан в музей, еще при Митькиной А.И. На рушнике вышиты геометрические узоры.
В каждом доме был Святой угол, где помещались иконы, украшенные специальными рушниками. В музее мы видели такой рушник, на нём вышиты гроздья винограда, что означает плодовитость, богатство, божий знак и буквы САФ.
Такими рушниками руки не вытирали. Для этого были рушники проще - рабочие.
Рассматривая экспозицию, мы убедились, что рушник служил и украшением. Их можно было увидеть на иконах, зеркалах, портретах. В нашем школьном музее вы можете увидеть похожие.
Рушники, которые вышивают сегодня из покупного льна или другого материала. А бабушки использовали льняную ткань для рушника – самотканую. Дома, вечерами на станке (который был практически в каждой семье) они ткали ткань, для белья, одежды и для рушников.
Льняная ткань очень хорошая. Она экологически чистая, очень прочная. Еще она является природным антисептиком, так как лен убивает микробы и бактерии. И если использовать для раны льняную повязку, то рана заживет быстрее.
В каждой семье, в большом сундуке хранились вещи из самотканого льна – сарафаны, передники, рубахи и рушники.
Такие рушники раздавали своим детям в качестве оберега. Если в семье кто-то простудился, то обязательно нужно умыться и обтереть лицо рушником из настоящей льняной ткани. Можно укрыть подушку и поспать на рушнике всю ночь. Льняная ткань восстанавливает силы организма.
Татьяна Алексеевна сказала, что наука уже давно объяснила это значение льна для организма человека. Доказано учеными, что если спать на льняных простынях и носить льняную одежду, то будет более крепкий иммунитет. В организме повышается уровень иммуноглобина. Лён не электризуется, не пропускает вредное гамма-излучение (от компьютера и телевизора). Кроме простуды и защиты от бактерий, он помогает восстанавливаться от стрессов.
Издревле существует традиция принимать новорожденного именно на льняное полотно – в этом залог будущего здоровья младенца.
В ходе моего исследования я опросила своих одноклассников. (приложение 10). И была огорчена отрицательными ответами.
1) "Незнаю"- ответили 12 человек, 3- смогли сказать что, что-то слышали, но не убедительно.
2) 8 человек сказали, что у них дома, или видели у бабушки рушники, 7-никогда не видели.
3) 10 человек ответили, что для вытирания рук, 5-сказали для украшения дома.
4) 13-все мастерицы старались вышить свой особый узор, 2- рушники использовались для разных целей.
5) 9- они красивые, 6- как память о предках.
А вот среди взрослых оказались, те кто не только знает, что это, но и хранит в своем доме эту вещь. В их семьях, как реликвии, как символ своего рода хранятся рушники. Мы встретились и попросили ответить на наши вопросы.. (приложение 11)
Рушники я нашла и у В.В. Целяевой. Вот, что она мне рассказала:
«Рушник– необходимый предмет в доме с древних времен. Рушник из льна применялся как украшение дома – дверных проемов, украшение стен, красного угла, так и для обрядов. Лен – традиционный материал для рушника.
Рушники с давних времен считаются оберегами, силу им придают мысли, с которыми он был вышит.
Рушников в нашей семье достаточно много. Они все вышиты моими бабушками и мамой. Моя мама использует рушники и сейчас. Например, для иконы – божник. Он и украшение для иконы и сила, потому что перед началом вышивки произносили молитвы.
Еще рушник есть для свадьбы, который моя бабушка передала моим родителям в день свадьбы. Он как символ соединения моих родителей и как символ пути, жизненной дороги. Есть рушники, которые раньше использовались как полотенце, а сейчас бабушка просто хранит их как память.
Сейчас традиция использовать рушники уходит, а если и есть, то очень мало людей, которые сами вышивают с душой. В настоящее время очень много фабрик, где производят льняные рушники и вышивку на них наносят специальные вышивальные машины. Это, конечно, очень красиво, но «без души».
Рушники всегда белого цвета, как символ чистоты, добра. Мои бабушки сами вышивали рушники в качестве приданного. Их было очень много, чтобы одарить всю родню будущего мужа.
Вышивали тот узор, который нравился самой вышивальщице. Мама рассказывала, что если не могли сами придумать узор для вышивки, то брали у подруги понравившийся рушник и вышивали по образцу. А еще вязали крючком бахрому, накрахмаливали ее, от этого рушник казался еще более «нарядным».
Наш рушник, настоящий, из настоящего самотканого льна, вышитый нашими предками с душой и заботой, является нашей семейной реликвией. Его я передам своей дочери. (приложение 12)
Я ознакомилась с рушниками с. Шокша и с. Сакаево. (приложение 13). Хранительницы этих рушников рассказали, что этим реликвиям уже около 100 лет, материал лён. На одном из рушников можно прочесть имя мастерицы и год создания этого оберега.
Техника вышивания и орнамент схожи с предыдущими работами.
Заключение
Я считаю, что своей цели я достигла частично и работу свою продолжу. Моя гипотеза, что рушник и сегодня является предметом быта в современном мире, подтвердилась, важность и актуальность данного исследования выражается в том, что и сегодня люди в нашей стране пользуются рушником. Но можно сделать вывод, что его использование, это лишь старая и красивая традиция. Но рушник создавался и использовался, в первую очередь, как оберег.
Рушник на протяжении многих столетий остаётся обязательным атрибутом в проведении праздников, обрядов, он сопровождал человека от рождения до смерти, был важным элементом в быту и сохранился до наших дней. Ими по-прежнему украшают дома. Считаю данную тему интересной, познавательной, современной, необходимой для изучения культуры родного края.
Что мне дала работа? Я научилась проводить анкетирование, задавать вопросы и записывать ответы. Работая в музее, я поняла, как много можно там узнать.
В ходе работы наш музей пополнился новыми рушниками.
Вышитый рушник - частица нашей культуры, оберег.
Рушник – это не просто красота.
Рушник как книгу можно прочитать.
Ведь вековая мудрость в нем хранится.
И чтобы этим знаньям не пропасть,
Нам нужно вновь к истокам обратиться.
Литература
1. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян - М.: Наука 1981 г., с 126
2. Цветкова Н. Давно ли на Руси вышивают? - журнал «Лена», 2002, № 4, с. 8-10.
3. Материалы Интернет сайтов.
4. Материалы школьного музея истории поселка Барашево.
5. Личные воспоминания и предметы быта семьи Целяевой В.В., жительницы с. Хлебино.
6. Рушники мастериц с.Шокша и с. Сакаево.
Приложение 1.
АНДРЕЙ МАЛЫШКО
ПЕСНЯ ПРО РУШНИК
Родная мать моя, ты ночей не доспала,
Ты водила меня в поля край села,
И в дорогу далекую ты меня на заре провожала,
И полотенце вышитое на счастье дала.
И в дорогу далекую ты меня на заре провожала,
И рушник вышиваный на счастье, на долю дала.
Пусть на нем цветет росяниста дорожка,
И зеленые луга, и соловьиные рощи,
И твоя верная материнская ласковая улыбка,
И расстроенные глаза хорошие твои.
И твоя верная материнская ласковая улыбка,
И расстроенные глаза хорошие, голубые твои.
Я возьму тот рушник, простелю, наче долю,
В тихом шелесте трав, в щебете дубрав.
И на том рушничок оживет все знакомо до боли:
И детство, и разлука, и верная любовь.
И на том рушничок оживет все знакомо до боли:
И детство, и разлука, и твоя материнская любовь.
Над Лесами древними туманными,
Над Лугами сочными цветистыми,
В Небесах лазурных животворных
Пролетала стая журавлиная.
На Заре поднял вожак журавушек
Со лесного Озера глубокого
Да навстречу Солнцу лучезарному,
Клином рассекая Высь Небесную.
Провожали их глазами ясными
На лесной полянке заповеданной,
Им вослед махая истово,
Двое Юных да со Старшею.
Эта Старшая в цветах лазоревых:
Что венок, что пояс – радуга…
Обнимала юных за плечи,
Устремлялась взором птицам вслед.
– Ах вы детушки, мои вы ладушки!
Я и мать вам и наставница.
Вы послушайте-почуствуйте
Мою песню-сказку древнюю.
Сказка скатертью по Небу стелется,
Ветры волнами по ней колышаться,
Отрывает рушники-холсты
С письменами заповедными.
Рушники плывут по небу стаями
Будто птицы всё курлыкая.
Полетим юнцы и мы во след
Напитаемся былинами.
Расскажу я вам дитяточки
Про устройство жизни древнее,
Как рушник вплетался-пользовал
От рождения до старости.
– Ой ты матушка-Йагинюшка! –
Отвечали детки-сироты, –
Мы родителей не ведали,
Лишь тебя по жизни помним всё.
Ой как дюжа интересно нам
Про семью родную слушати,
Про очаг домашний мамушкин,
Про обычай старый батюшкин.
Собрала тогда Йагиня-мать
На поляне той траву-цветы
Телом видом вся спокойная –
Соткала ковёр желанием!
Да такая уж волшебница –
Вновь цветы-трава повыросли…
И ступили на ковёр втроём,
И поднялись над деревьями,
Полетели вслед за птицами.
Да запела тут Йагинюшка.
Первая песня Бабы-Йаги
Ты лети ковёр живой
Самоцветный луговой
В васильковы небеса,
Где зарянушка краса.
Где ветра-то ретивые
Кудри-вихри удалые,
Где орёл силён крылом,
Там леса внизу ковром.
Солнце радостно светло
Льёт живительно тепло.
Покажи, ковёр житьё,
Предков славное быльё!
Деткам-соколам науку
Я поведаю под руку.
Вот вам перво испытанье:
Обернитесь птицами как ране,
Да спускайтесь к дальней деревеньке,
Что на горке за леском в забвенье,
Да послушайте, а то же и присмотритесь,
На рушник родильный подивитесь.
Обернулись ласточками дети,
Да слетели от ковра да в клети.
Приглядели в бане роженицу.
С нею муж. В купели-водянице
Омывает ласково младенца,
Да кладёт на бело полотенце.
И выносит Солнцу показать
Сына Рода с Ветрами братать.
Развевается рушник в руках отца,
Приготовленный на роды молодца.
Облетели ласточки дымок,
Что над баней в Небушке высок,
И вернулись к мамушке своей,
Что ждала их на ковре затей.
– Видели родильный мы рушник,
В нём защитный материнский лик,
Чисто белый он как совесть малыша,
Сила Рода в нём и Русская душа.
– Ай, да птички прозорливые мои!
Оправдали вы учение Йаги…
Вы трекиньтеся в обличие людей
Да на коврик, на волшебный поскорей!
Полетим за клином журавлей,
Поглядим на Родину, э-гей…
Вторая песня Бабы-Йаги
Баба Йага, Баба Ёжка!
Волшебства полно лукошко.
Деток-сирот собирает,
Отца – матерь заменяет.
Средь болот в лесной глуши
Чур, избушка!... Не дыши!
Здесь Йагинюшка живёт:
Кого – дарит, кого – жмёт!
Разжигает печь богато,
Берёт хлебную лопату
И сажает на неё
Деток задом на перёд.
Чтоб очистились огнём
В Печь широку подаёт.
Чистый наговор творит,
Хворь из тела вон летит.
А потом попарит в баньке,
Хлещет веником по Ваньке,
Да накормит от Души,
Спать уложит, не спешит…
Уж на завтра как Заря.
Омовение творят,
Славят Солнце и Творца –
Суть единого Яйца.
Волхованье постигают
Да Йагиню почитают.
– Зрите детки! Весь внизу большая!
Вдоль реки раскинулась играя.
Берегами ладны терема
Всё затейливо, Природы Покрова.
Обернитесь странниками вы,
Рушники познайте от молвы.
Детки старцами трекинулись с брадами.
По дворам идут с почётом, пирогами.
Их зовут и в терема наперебой,
Да сажают в красный угол расписной.
Там рушник о 3-х концах висит широко
Землю с Небом единит и дом нароком.
Подивились старцы на рушник,
Поклонились в угол прямо в поясник,
Да отметили в углу накрыто тесто –
Рушником другим, названье неизвестно.
Тут хозяйка дочку позвала:
– Пелагея! Тесто в печь пора!
Ты «квашник» повесь-ка на притвор
А готовый хлеб – гостям под разговор.
Пелагея хлеб гостям несёт,
Рушником покрытый наперёд.
Чтобы не остыл и дух хранил
«Хлебник»-рушничок его закрыл.
Вот, отведавши хлебов и разных яств
Гости кланялись хозяевам тотчас
С благодарностью минули поселенье
И вернулись на ковёр для объясненья.
Их наставница встречала, привечала,
Обнимала и в румяны целовала:
– Ай, молодчики вы, детушки мои,
Как гулялось? Что узнали от Земли?
– Ой, Йагинюшка, мы славно погуляли,
В теремах гостями побывали.
– Рушники-то вышиты на диво
Хлебник есть и квашник – всё красиво!
Ещё видели рушник на 3 конца
В нём едины Род и Солнце и Земля.
– Что же детки, дальше полетим,
Да на Свет на Белый поглядим.
Поднялся ковёр цветов под облака,
Снизу – ярка точка высока!
И плывут под ними блюдами озёра,
Косогоры и лесов просторы.
Вдруг открылась луговой земля
А за ней нескошены поля
Ниже опустились – чудеса:
Косари поют на голоса!
Песня косарей
Ой ты Зорька ранняя,
Ой коса ты звонкая,
Песня молодецкая
Полем стелется – эй!
Рожь во поле золотом,
Род во сердце – колокол,
Песня урожайная,
Радуйся Душа! – эй!
Ой роса игристая,
Солнышко лучистое,
Хлеб родимый, Батюшка!
Славный Каравай! – эй!
Припев:
Ты коси коса играй!
Колос силу отдавай
Мудрость Рода воспевай
Угощает каравай!
– Ну и славно пели косари!
Поглядите, сели завтракать они…
– Ой, Йагинюшка, у них рушник расшитый
Угощений там – что стол накрытый!
И узоры-то на нём всё обережны,
А полотна сами – белоснежны!...
Так ковёр, прозрачный для троих,
Повисел невидимый и тих,
Косарям ни сколико не мешая,
Аппетита людям прибавляя…
Да поднялся ввысь и полетел,
– Говорят «пострел везде поспел»
Только как же звался тот рушник,
Что покос сопровождать привык?
– Ты ответил сам…
– Да он – «покосник»,
В поле косарям помощник.
– Верно, детки славные мои.
А живут те люди-люди косари
В деревеньке, за овражком и леском.
Вы найдите на опушке этот дом
И девицу увлечённу рукодельем,
Да продлите рушников куделье.
Обернулись пчёлами они
Да влетели в двери той избы.
Видят – дева в горнице прядёт,
Задушевно за работою поёт.
Песня девушки
Ты тянись моё кудельце,
Ниткой быстрою завейся
Да кружись веретено
Под рукою ретиво.
А я красная девица,
Да с косою молодица,
Да румяна, да бела!
Добра молодца звала.
Споро ладится преденье
На молодушку везенье,
Наговор на удальца,
Разговор да у крыльца.
Припев:
Рада, Лада, ясноока
В теремах заря из окон
Свет, за думой поспевает
С Родом в ладушки играет.
И заслушалися пчёлки деву ту
Обернулися и песней на ветру,
Лёгким облачком и лентою в косе,
И соловушкой, и травами в росе…
Как очнулися – увидели рушник
На станке на ткацком ласково поник.
В горницу вошла той девы мать:
– Ой, Зорянушка, поёшь – ни дать – ни взять!
– Мне «рушник девичий» помогает,
Думы нежные о милом навевает.
Вот сотку льняное полотно,
Да любимому рубаху заодно,
Раскрою, сошью, узором сберегу
На венчанье с милым отложу.
Зажужжали пчёлки, полетели
До ковра цветочного, и сели.
Обернулися мальчонкой и девчонкой
Да затеяли скороговоркой бойкой:
– Ой, Йагинюшка, родимая, послушай
Как запала песня девы в душу!
– Там рушник приметили девичий,
– Он висел на прялке для отличий:
– Мол, девица замуж собралась!
За рубаху милому взялась…
– Ай молодчики вы, деточки мои!
Углядели верно, всё нашли.
Полетим же далее на ковре
Да очутимся на сватовом дворе.
Поднялся волшебный тот ковёр,
Прочертив на небушке узор,
Да и скрылся за лесистою горой…
Через озеро, за луг и за другой…
Видят двор внизу, и празднично одеты
Люди въехали в поместье. Там приветы
От хозяев их встречают и поклоны
Гости кланяются тож во все стороны.
Да садятся во садочке за столы,
Груши, яблоки да сливы налиты.
Птицы певчие кружат, заводят трели,
Паутинки на деревьях, трав кудели…
За столом же речь идёт о женихе,
Его удали, смекалке, мастерстве
О невесте-лебедице молодой,
Взгляд подарит – и бегут за ней гурьбой!
Вот поладили сваты, пошли во двор.
Руки связаны у них на уговор
Рукобитным рушником узорчатым
А в светёлке-то, в окне двустворчатом
Лик невесты провожает их приветом
Подружилась девка с парнем ещё летом
На купальском, чародейном хороводе
Там встречали Радость-Солнце на восходе.
– Вот, ребятушки ещё один рушник,
Вы запомнили как зваться он привык?
– Рукобитный, от сватов имел прозванье
– По рукам ударили со всем стараньем.
– Пожелаем счастья паре молодой,
Вы прислушайтесь к их песне ретивой…
– Где же песня? Где же матушка-Йагиня?
– Не ушами; сердцем слушайте отныне!..
Песня молодых
К твоим ногам кладу цветы
Тебе одной я песню шлю
Глаза твои – родник пустынь,
Целишь ты ими боль мою.
Ты нимфа ночи, фея дня
И чары уст твоих сильны.
Да, ты легенда для меня,
Ты – сказка жизни на пути.
Я соберу все песни птиц,
В них грусти – соль и радость – смех.
Из них сотку шатёр цариц
Собрать друзей велю я всех.
Ты будешь править в царстве том
Без золота и хрусталя.
Богатство – верность и добро,
Слуга твой верный – это я!
– Что же детки, полетали мы изрядно
Про рушник узнали многое наглядно.
Только есть в старинной вышивке окно
В мир преданий, сказок, быль – веретено.
Поднялся ковёр летучий над землёй
И повис картиной пёстрой луговой.
Отворилось на ковре Гуляй-Окно,
Там рушник старинный древне-полотно.
– Посмотрите детки на жар-птиц!
Крыл размах, хвосты из небылиц…
– Ой, же мамушка! А ноги-то длинны!
Человечку между ними в рост равны!
– Да и головы у них как у слонов
Разве, перья отличают хохолков…
– Здесь на вышивке – два страуса-гиганта:
Фаророкусы, природного таланта
Хищного, и бегали, отменно,
Две сажени высотой косых… приметно!
– Сколько ж лет назад водились на Руси?
– Ой, родные, тридцать пять мильёнов лет
– Как рушник о них донёс привет?
– Всё по Роду: внучикам от бабок…
Рукоделье много помнит сказок…
– Ты учила нас, что сказки – это быль…
– Сказка быль – и в ней намёк,
Умным деточкам урок…
Третья песня Йаги
Много древнего хранится
Вышивкой, резьбой искрится
В полисадах, деревнях
Да старинный теремах.
Большерогие олени
Ой, кустом рогов плетенье.
Да степной огромный кот,
Львом пещерным Русь зовёт.
Креодонты и грифоны
Грозны в позах рушниковых
Крылья, лапы и хвосты
Отраженья старины.
А вот карта всей Земли
С ней водили корабли
В стародавние года,
И летали кто-куда.
Всё сберёг для нас рушник
Сказок стариной накрыт
Ты внимательно читай
Глазом всё на ус мотай.
– Ой, Йагинюшка родная!
Образ древний нам, играя,
Донесла через века
Без задоринки, сучка…
– Благодарствуем тебе
За урок о красоте!
– Вот и славно, мои детки,
Погуляли по планетке,
Всё по матушке Земле
На ковре, на корабле,
Полетим же во леса,
Во родные чудеса,
На волшебный, на лужок,
Да начнём другой урок.
Чтоб вы стали ведунами,
К людям в радости шагали.
И несли Любовь Творца
От полянки до крыльца.
Поднялся ковёр цветов
В облака… и был таков…
Помаши ему во след
Может, он пришлёт ответ.
Конец.
Приложение 3.
Приложение 4.
Приложение 5.
Приложение 6.
Приложение 7.
Золотые правила
Приложение 8.
Миф, сказка от Доброслава.
Во времена, когда Небо и Земля не были еще отделены друг от друга в центре Мирового Океана возвышалась Мировая Гора-Алатырь-камень русских народных заговоров и сказок- на вершине, которой находился глубокий колодец, полный воды и ведущий в недра горы-потусторонний мир-где в подземном дворце-пещере-Лабиринте обитал Бог Земли- Подземного Мира -Медведь-Громовержец.
Большую часть времени Медведь спал во мраке и холоде, бдительно охраняя свое сокровище — огонь в виде котла, полного расплавленного золота или драгоценного камня.
Раз в году в Лабиринт, минуя водяной водоворот-туннель, спускалась Богиня Неба — Рогатая Оленуха: окунала в золото свои рога и возвращалась назад в Небо. Жар и Свет, исходящий от рогов, топили снега и лед; вода проникала в Лабиринт и будила спящего Громовержца.
Проснувшись, он сбрасывал медвежью шкуру, превращаясь в птицу и бросался в погоню за похитительницей. Настигнув беглянку, Бог Земли вступал с ней в брак, совершая грозу и проливая на Землю потоки животворных вод. Могучие крылья поднимали огненные вихри разносящие семена жизни в разные стороны. (Позднее вихрь трансформировался в самостоятельное божество ветра — Стрибога.) Оленуха сбрасывала золотые рога, которые возвращались победителю как залог заключенного брака, и скрывалась в подземном дворце.
Лишенная тепла и света Земля покрывалась снегом и льдом. Гигантская птица засыпала, постепенно поростая шерстью и мехом, вновь превращалась в Медведя.
Доброслав считает, что данная схема описывает чередование полярных дня и ночи в северных широтах Земли с характерным для этого региона отсутствием солнечных затмений.
Так же он связывает иные трактовки и дополнения данного мифа с проникновением носителей мифа в средние и южные широты, столкновение их с явлением солнечного затмения и соприкосновение с жителями южных регионов. И якобы именно от этого сюжет мифа становится немного иным:
…Однажды, когда Оленуха с огненными рогами уже поднялась в Небо, а Медведь еще не проснулся, из глубин Бездны (Пекельного Мира) выполз Дракон (Лев, Барс, Кот, Кабан…), напал на беззащитную Оленуху, и, разорвав ее на куски, овладел Золотыми Рогами. Не умея обращаться с огнем, Зверь устроил мировой потоп, а затем едва не стал причиной мирового пожара, но проснувшийся Громовержец в жестокой борьбе одолел соперника, приковал его вечным стражем у входа во дворец и вернул огонь.
Останки Оленухи Громовержец полил мертвой и живой водой из-за чего Рога проросли в Мировое Дерево отделившее Небо от Земли. На ветвях этого дерева поднялись в небо Руно и Рога Оленухи, превратившиеся в Солнце, Луну и Звезды.
Громовержец же мог теперь подниматься в Небо и спускаться на Землю по стволу и ветвям Дерева, соединяющего миры в образе Месяца.
Чтобы несчастье не повторилось, с четырех сторон света им были поставлены стражи, призванные защищать Дерево от проникновения тварей из Бездны.
Приложение 9.
Приложение 10.
Опрос.
Приложение 11.
1. Ф.И.О.
2. Возраст.
3. Кому принадлежали рушники?
4. Год появления?
5. Значение для вас этой реликвии.
6. Как и где применяли?
7. Судьба рушников?
Приложение 12.
Приложение 13.
Кто грамотней?
Пока бьют часы
Солдатская шинель
Госпожа Метелица
Два морехода