• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Влияние СМИ на современного подростка

Опубликовано Петрова Ольга Геннадьевна вкл 23.04.2018 - 8:40
Петрова Ольга Геннадьевна
Автор: 
Буркина Вероника

В работе рассматривается влияние СМИ на жизнь подростка в разных ее аспектах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_smi_na_sovremennogo_podrostka.docx144.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9 г. Холмска

МО «Холмский городской округ»

психология

ТЕМА ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ:

«Влияние СМИ на современного подростка»

Составитель:

Буркина Вероника Павловна,

9А класс

Руководитель:

Петрова Ольга Геннадьевна,

учитель географии, МАОУ СОШ № 9

Холмск, 2017


ОГЛАВЛЕНИЕ

1 Введение                                                                                                        стр.3

2. I этап. Анализ теоретических основ поведения молодежи в сфере средств массовой информации                                                                    стр.4

3. II Этап. Исследование влияния уровня средств массовой информации на подростков                                                                                                  стр.8

4 Заключение                                                                                                   стр.9

5 Литература                                                                                                  стр.10

6 Приложение                                                                                                стр.11


ВВЕДЕНИЕ

Пресса — руководительница общественного мнения.

Ги де Мопассан

Сегодня на дворе XXI век – век технологий, век информации. В своей жизни каждый из нас сталкивается со средствами массовой информации (СМИ), они позволяют современному человеку в короткие сроки получить доступ к любой информации. О влиянии средств информации на человеческую жизнь начали говорить еще в конце XIX века. В XX веке СМИ стали более разнообразными: помимо книг, газет и журналов появились радиовещание, телевидение и ИНТЕРНЕТ. Эта тема является актуальной и в современности. Ученые до сих пор спорят  о природе воздействия СМИ на жизнь подростков. По моему мнению, проблема влияния средств массовой информации на подростка, достаточно актуальна на сегодняшний день, так как подростки, желающие быть в курсе всех событий, происходящих не только в их городе, но и во всём мире - является самой активной частью общества, в плане использования средств массовой информации. «Среди новых каналов социализации молодежи наибольшее значение приобретают СМИ и Интернет. В роли мощных каналов социализации выступают аудиовизуальный мир: телевидение, реклама, игровые технологии социальных СМИ». Согласно статистике в свободное время подростки: смотрят телевизор (46%), общаются с друзьями (38%), гуляют (35%), играют в компьютерные игры (57%), слушают музыку (27%), занимаются в кружке или секции (18%), а также читают книги и периодику (17%). И каждый десятый подросток посещает Интернет.[ 3] Таким образом, молодежь лучше адаптирована к современным условиям, стремится самостоятельно конструировать реальность и выстраивать жизненные стратегии, полагаясь на свободу выбора, сознательно отстраняясь от ценностей и моделей поведения старшего поколения, навязываемых СМИ.

Начало истории этого явления приходится на середину 15 века, когда Гуттенберг запустил первую печатную машинку. Хотя сам термин «Средства массовой информации» был введен во всеобщее употребление Отделом пропаганды ЦК КПСС в 1970-х годах и до сих пор сохраняемый в русском языке. А бурное развитие этого феномена в 50-х годах XX века привело нас к новой стадии развития общества – информационному обществу.

В своем исследовании, мне хотелось бы проанализировать влияние средств массовой информации на подростков и в частности на учащихся 9-х классов МАОУ СОШ № 9.

Гипотеза исследования - влияние средств массовой информации является неоднозначным, то есть оно может быть как позитивным, так и негативным.

Объект исследования – учащиеся 9-х классов в возрасте 15-16 лет.

Предмет исследования – СМИ как средство воздействия на учащихся 9-х класов

Цель исследования – выявить негативное и позитивное влияние СМИ на подростков и конкретно 9-х классов.

Реализация поставленной цели обеспечивается решением следующих исследовательских задач:

  • раскрыть понятие «средства массовой информации»;
  • определить виды и структуру средств массовой информации;
  • определить уровень влияния средств массовой информации на подростков и конкретно на учащихся 9-х классов.

База исследования: МАОУ СОШ № 9 г. Холмска.

Методы исследования: анализ; анкетирование.

Практическая значимость исследования: результаты исследования можно использовать в учебной и внеурочной работе с учащимися, при подготовке и проведению родительских собраний.

Актуальность выбранной темы продиктована временем. Информационная система в целом и особенно новые источники приобретают огромное значение в двадцать первом веке. С одной стороны, процесс социализации становится более мобильным, повышается общий уровень информированности, а значит, появляются и новые возможности. С другой стороны, возникает удобная возможность манипулировать общественным мнением, использовать средства массовой информации в своих целях.

I этап. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Средства массовой информации (СМИ) — это средство донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую (массовую) аудиторию и действующее на постоянной основе.

К СМИ относятся: печатные издания (пресса)(газеты, журналы) и электронные СМИ (телевидение, радио, сетевые издания. Интернет).

К наиболее значимым средствам массовой информации относятся:

  1. Периодическое печатное издание – издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год(газета, журнал, альманах, бюллетень).
  2. Радио – совокупность периодических аудиосообщений и передач, имеющих постоянное название и выходящих в радиоэфир не реже одного раза в год.
  3. Телевидение - совокупность периодических аудиовизуальных сообщений и передач, имеющих постоянное название и выходящих в телеэфир не реже одного раза в год.
  4. Видео- и кино – совокупность периодических аудиовизуальных сообщений и материалов, имеющих постоянное название и выходящих в свет не реже одного раза в год.
  5. Интернет является глобальной сетью, объединяющей множество компьютеров, соединенных для совместного использования ресурсов и обмена информацией. На сегодняшний момент практически каждый школьник имеет доступ к TV, видео, и Интернету, многие дети играют в компьютерные игры и работают с компьютером.

Информативный хаос, царящий сегодня, по своему воздействию не корректируется и не учитывается ни учителями, ни родителями. При этом многие СМИ берут на себя обучающие и просветительские функции. При этом школьники попадают в разряд постоянных зрителей телепрограмм TV. (Приложение1)

Отличительные черты СМИ - это публичность, т.е. ничем неограниченный круг пользователей; наличие специальных технических приборов, аппаратуры; непостоянный объем аудитории, меняющейся в зависимости от проявленного интереса общества к той или иной передаче, сообщению или статье или другому информационному источнику К основным подсистемам СМИ относятся: печатная продукция, телевидение, Интернет и радио.

Особое место в системе СМИ занимает печать (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги). На современном этапе развития общества огромным спросом пользуются различные газеты и журналы, заметно потеснившие книги. В свободной продаже имеются любые издания с интересующей вас информацией, оформленные ярко и красочно. Цены на них становятся все доступнее, так как деньги от рекламы, занимающей чуть ли не половину всего объема издания, позволяют снижать себестоимость материала. Содержание статей в них зачастую просто теряется и не воспринимается из-за помех. Реклама той или иной продукции нередко располагается на первых страницах, а по объему занимает целый лист и даже более.

Вторым по времени появления средством массовой информации является радиовещание. Наиболее характерной для него чертой является то, что носителем информации в данном случае оказывается только звук (включая рекламу, музыку и паузы). Радио очень популярно среди автомобилистов, поскольку во время управления автомобилем у них нет возможности обращаться к печатным изданиям и телевидению. "Радио России" с точки зрения людей среднего и пожилого возраста дает наиболее точную и достоверную информацию, поскольку придерживается консервативных взглядов. "Маяк" также являет собой консервативное радио и дает только правдивую информацию. То же самое можно сказать и по поводу радио "Эхо Москвы". Кроме того, эфир этой радиостанции состоит во многом из различных пресс-конференций с деятелями науки, политиками и просто известными личностями. Соответственно, программная политика "Русского радио", "Европы плюс" и "Нашего радио" более ориентирована на молодежную составляющую нашего общества.

Телевидение вошло в нашу жизнь в 30-х годах XX века. Такая же (как и у радио) "принудительность" телепрограмм, т.е. невозможность для зрителя изменить время просмотра передач, их порядок и структуру, требует особенно тщательного подхода к составлению программ.

Четвертый тип каналов информации - всемирная компьютерная сеть Интернет, в котором значительное место занимает массовая информация. На сегодня Интернет является универсальным источником информации, так как соединяет в себе возможности всех типов СМИ. Вы можете смотреть телевизор, слушать радио, читать газеты и журналы, не отходя от своего монитора, а при необходимости даже распечатать важную для вас информацию.

Подводя итоги изученному теоретическому материалу можно отметить как положительные, так и отрицательные стороны влияния средств массовой информации.

Положительные стороны:

  • информативность;
  • доступность информации;
  • несложная интерпретация информации; динамичность подачи информации;
  • наглядность

Отрицательные стороны:

  • огромное количество неправдоподобной информации
  • проявление агрессии у молодежи ;
  • нарушение сексуального поведения молодежи;
  • распространение нравственной вседозволенности;пропаганда жестокости и насилия.

В заключении можно отметить, что современные СМИ обладают огромными источниками информации, которыми они охотно делятся с людьми, однако среди огромного потока информации, лишь незначительная часть является по-настоящему полезной и пригодной для использования.

II этап. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ УРОВНЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ПОДРОСТКОВ

Анкетирование было проведено на базе МАОУ СОШ № 9 г. Холмска. Выборку составили учащиеся 9-х классов в количестве 40 человек, из которых 23парня и 17 девушек.

В исследовании я, прежде всего, попыталась выяснить, какие темы старшеклассники наиболее часто обсуждают со своими друзьями, знакомыми, родственниками. Чаще всего, как выяснилось при простом опросе, они обсуждают события в учебном заведении (54,1%), причём эту тему наиболее часто обсуждают представители женского пола. Вторая часто обсуждаемая тема - представители противоположного пола (50,3%). Также довольно часто обсуждают фильмы, музыку, компьютерные игры (39,8%), дружбу (36,0%), личную жизнь (24,3%), бытовые проблемы (23,1%), любовь (22,7%), новости чрезвычайных ситуаций (20,3%). Менее часто мои сверстники обсуждают со своими друзьями проблемы политики (9,0%), книги (11,2%), события в мире, за рубежом (12,7%), новости спорта (15,3%), секс (17,6%), криминальную хронику (17,9).

Анализ анкетирования учащихся показал, что все участники активно пользуются всеми каналами средств массовой информации. Что касается достоверности информации передаваемым каналами СМИ, то респонденты отдают предпочтение телевидению и печатным изданиям, так же можно сказать, что практически все опрошенные учащиеся активно пользуются всеми каналами средств массовой информации и считают, что использование этих самых каналов нейтрально сказывается на психоэмоциональном состоянии подростков. (Приложение 2)

Подводя итог результатам анкетирования можно выделить большинство опрошенных учащихся 9-х классов МАОУ СОШ № 9 г. Холмска, по их мнению, не испытывают серьезного влияния со стороны средств массовой информации, однако, являются очень сильно зависимыми от них. Так же большая часть респондентов негативно относятся к насилию и безнравственности льющейся в избытке из телевизора, всемирной сети и других СМИ.

Заключение

Я рассмотрела тему влияния СМИ на поведении подростков, и теперь можно с уверенностью сказать, что воздействие средств массовой информации существует и оно достаточно существенное. Подростки - это такая социальная группа, которая очень сильно поддается воздействию СМИ. Также передо мной был выдвинут важный вопрос, а именно, вопрос о характере воздействия СМИ. Выяснилось, что существует как позитивное, так и негативное воздействие на молодых людей, и всё чаще сейчас говорят о негативном воздействии средств массовой информации, которое выражается в их неадекватном поведении в обществе.

Это обильные источники - телевидение и Интернет. Они активно влились в жизнь людей. Именно они производят мощнейшее влияние на сознание молодого человека. Телевидение оказывается стимулом для действия.

Необходимо, по-моему мнению, ужесточить цензуру на фильмы с элементами насилия и эротики, на порно-материалы в журналах, газетах, TV и т.д.

Эту проблему нужно решать, не смотря на то, что кому-то это будет не выгодно. Здоровый образ жизни, высокий реализованный интеллектуальный потенциал, глубина доброй морали должны, в первую очередь, характеризовать наше молодое поколение.

Гипотеза подтверждена, а именно:

  • выявлены СМИ, влияющие на воспитание подростков;
  • определены положительные и отрицательное влияние на подростков;
  • изучено влияние телевидения, прессы, Интернета на подростков;
  • обобщено состояние данной проблемы с помощью анкетирования.

Цель: изучить воздействие средств массовой информации на подростков с помощью методов анкетирования - достигнута.

На основе проведенной работы были выделены позитивные и негативные стороны влияния средств массовой информации.

Позитивные стороны:

  • информационная и просветительская роль СМИ;
  • утоление "информационного голода";
  • развитие коммуникативной функции, через социальные сети;
  • функция самореализации личности.

Негативные стороны:

  • перенасыщенность СМИ актами агрессии, насилия, жестокости;
  • вседозволенность;
  • развитие асоциальных форм поведения.

Список литературы

Законы:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. «Об информации, информатизации и защите информации».

Литература

  1. Аверин А.Н. Социальная информация. Учебное пособие. М., 2006.
  2. Алферов А.Д. Психология развития школьников.- Ростов н/Д, 2000.- 416с
  3. Барденштейн Л.М., Можгинский Ю.Б. Патологическое гетероагрессивное поведение у подростков. М., 2010, с.234
  4. Бредихин И.В. Социология молодежи, 2006, Москва. -.с.321
  5. Войскунский А.Е. Психологический журнал, 2009, с.90
  6. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология, том 3. М., 2008. – с. 436
  7. Емчура Т. Современная молодежь и каналы ее социализации // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. М., 2006. С. 135
  8. Кузина, С. В. (РАГС).Роль СМИ в формировании культурных приоритетов молодежи / С. В. Кузина// Власть. – 2007
  9. Мудрик А.В. Социальная педагогика. — М.: Academia, 2009
  10. Кузнецова Т. Смена культурной парадигмы: как она влияет на формирование личности подростка // Библиотечное дело.- 2008.- №5.- С. 13-16
  11. Кузнецова Т. Смена культурной парадигмы: как она влияет на формирование личности подростка // Библиотечное дело.- 2008.- №5.- С. 13-16
  12. Сидоренко И.В. Тренинг влияния и противостояние влиянию. - СПб.: Речь, Санкт - Петербург, 2010.
  13. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 2009 г.

Интернет - источники

  1. Единый портал молодежного парламента России [электронный ресурс] - newparlament.ru
  2. Молодежный форум [электронный ресурс] - christsocio.info
  3. Открытая библиотека научных сборников по гуманитарным дисциплинам [электронный ресурс] - http://ms-solutions.ru
  4. 19. Свободная энциклопедия [электронный ресурс] - ru.wikipedia.org/


Приложение 1


Приложение 2

  1. Какой источник СМИ, по вашему мнению, является наиболее достоверным?

20 из опрошенных респондентов сказали телевидение(50%), 10 человек ответили газеты, журналы (25%), 8 человека ответили Интернет(20%) и 2 человека радио(5%).

  1.  Из какого источника СМИ вы предпочитаете черпать информацию?

18 человек ответили Интернет(45%), 10 человек назвали телевидение(25%), абсолютно такое же количество отдало свое предпочтение книгам, газетам и журналам(25%), и 2 респондента ответили радио(5%).

  1. Используете ли вы Интернет в качестве основного источника информации?

Абсолютное большинство опрашиваемых учащихся ответило "да"(36 человек, 90%) и лишь четверо сказали "нет"(10%).

  1. Сколько времени вы проводите в Интернете?

Отвечали не все отпрошенные, а только те которые дали положительный ответ на предыдущий вопрос, таким образом, 13 человек сказали менее 1 часа (37%), по 10 человек выбрали ответы 1-2 часа и 2-4 часа (27,5%) и трое сообщили, что проводят в Интернете более 4 часов(12%).

  1. Какие источники информации вы никогда не используете?

Абсолютное большинство респондентов ответили радио(36 человек, 90%), четверо сказали газеты и журналы(10%), вариантам "Интернет" и "телевидение" и один из учащихся предпочтения не отдал.

  1. Какая информация, передаваемая каналами СМИ, вам наиболее интересна?

основная масса опрошенных выбрала варианты отдых, досуг, развлечения, спорт и новости.

  1. Какая информация наиболее часто становится предметом обсуждения среди ваших сверстников?

Большинство анкетируемых ответили так же, как и на предыдущий вопрос.

  1. Как часто Вы анализируете информацию, полученную через СМИ?"

30 из 40 человек ответили "всегда"(75%), варианты "часто" и "очень часто" удостоились 8 голосов (по 20%), а вариант "никогда" лишь 2(5%).

  1. Привлекают ли Вас сцены насилия на экране?

34 опрошенных ответили "нет"(85%) и лишь 6 сказали "да"(15%).

  1. Какие чувства Вы испытываете после просмотра фильмов и телепередач со сценами насилия?

26 респондентов ответили что испытывают негативные чувства(65%), 10 сказали что нейтральные(25%) и 4 что позитивные(10%).

  1. Какими качествами, по вашему мнению, должны обладать современные СМИ?

Большинство людей ответило достоверность, информативность, доступность, актуальность и оперативность.

  1. Как Вы можете в целом оценить влияние современных СМИ на молодежь?

Ровно половина из опрошенных придерживается нейтральной стороны 20 человек, (50%), 10 человек (25%) отмечают негативное влияние средств массовой информации на молодежь и 10 (25%) думают что они позитивно влияют на молодое поколение.


Поделиться:

Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")

Ласточка

Выбери путь

Заяц, косач, медведь и весна

Три коробки с орехами