• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

ученический проект "Математика и литература"

Опубликовано Ковалева Елена Николаевна вкл 11.06.2018 - 12:18
Ковалева Елена Николаевна
Автор: 
Николаева Анастасия 5б

В данной работе прослеживается связь математики и литературы на примере произведений, изучаемых на уроках литературы в 5 классе. На конкретных примерах показано проявление  в литературе чисел, старинных мер длины, ритм стихотворений рассматривается как математическая последовательность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_i_literatura.docx37.97 КБ
Office presentation icon matematika_i_liter_nikolaeva.ppt2.52 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

Ученический проект

«Математика и литература»

Работу выполнила: Николаева Анастасия

ученица 5б класса

Руководитель: Ковалева Е.Н.,

учитель математики МОУ СОШ №2

г. Хвалынск, 2018 год

Содержание

Вступление        3

Числа в литературе.        4

Старинные меры длины в литературе.        6

Математика и стихи.        6

Загадки.        7

Заключение        7

Литература        8

Вступление

Цель работы: показать связь между математикой и литературой. 

Задачи:

  • провести обзор учебника по литературе для 5 класса;
  • провести анализ художественной литературы;
  • найти элементы математики в литературных произведениях;
  • выяснить причины использования авторами математических идей и понятий.

Математика изучает числа, операции над ними, а также геометрические фигуры и их свойства. Однако, чтобы в совершенстве владеть математикой, недостаточно только уметь выполнять арифметические действия, нужно еще знать, когда какое действие выполнить, уметь применять свойства действий для упрощения вычислений, уметь анализировать и рассуждать при решении задач, иметь фантазию и воображение.

Женщина-математик Софья Васильевна Ковалевская говорит о математике так: “Это наука, требующая наиболее фантазии, нельзя быть математиком, не будучи в то же время поэтом в душе”. Казалось странным, как она сочетает математику с поэзией, но  она  была крупнейшим литератором и математиком. 

Что же общего у математики с литературой? Я решила найти отражение математических идей и понятий в художественной литературе, в том числе в той, которую мы изучаем в школе.

Числа в литературе.

Во-первых, можно заметить, что во многих произведениях встречаются числа, начиная с устного народного творчества.

Я думаю, что впервые числа появились в считалках. Счетом решали, кому водить в детских играх.

Меня грамоте учили
Раз, два, три, четыре- 
Меня грамоте учили: 
Не считать, не писать, 
Только по полу скакать. 
Я скакала, я скакала, 
Себе ноженьку сломала. 
Стала ноженька болеть, 
Стала маменька жалеть. 
Пожалела, поругала 
И за доктором послала. 
Доктор едет на быке 
С балалаечкой в руке. 

Когда-то считалка не была игрой: люди верили в силу чисел.

Числа часто встречаются  в сказках.

На уроках литературы мы изучали народную сказку  «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». В ней, как и в большинстве сказок, у старика и старухи было три сына. Они по очереди три ночи подряд ходили в дозор на реку Смородину к калинову мосту сторожить чудо-юдо. В первую ночь вышло чудо-юдо о шести головах, во вторую – о девяти и в третью – о двенадцати головах. Как можно заметить, с каждым разом число голов чудовища увеличивается на три. Так как старшие братья оказались не очень добросовестными и заснули на своем посту, все три раза сражаться с чудом-юдом пришлось младшему брату Ивану. Во время каждой схватки он с одного удара сшибал чудищу по три или по шесть голов. На третий раз Ивану – крестьянскому сыну удается победить чудо-юдо. На примере этой сказки мы видим, как в ней неоднократно используется число «три». А в конце сказки, когда три чудо-юдовы жены и их мать, старая змеиха, решили отомстить за своих мужей, братьям помогают двенадцать кузнецов, которые спрятали их в кузницу, закрыли   на двенадцать железных дверей, на двенадцать кованых замков.

Число 12 встречается также в сказке В.А.Жуковского «Спящая царевна». В царстве у царя Матвея было двенадцать чародеек.  Одиннадцать из них он приглашает на пир в честь рождения своей дочери, а «двенадцатой одной, хромоногой, старой,  злой, царь на праздник не позвал».  От обиды незваная чародейка, которую автор называет ведьмой, явилась на праздник и подарила веретено, от которого царевна на шестнадцатом году жизни должна умереть.

Почему числа 3 и 12 так часто встречаются в сказках?

Изучив интернет-источники, я узнала, что число три – это число гармонии и совершенства, которое используется во всех мировых культурах. Тройка выражает идею времени и пространства. Время делится на прошлое, настоящее и будущее, трехмерное пространство заключается в длине, высоте и ширине.

Тройка – это человек, как тело, душа и дух, а также его рождение, жизнь и смерть, что в свою очередь символизирует начало, середину и конец любой вещи и любого явления.

Люди верили в магическую силу числа «три», поэтому его так часто можно встретить в народном творчестве. В сказаниях обычно в семьях 3 сестры, столько же братьев, а герою сказки обязательно, выполняя какое-либо задание, следует остановить свой выбор на одном из трех путей.  И далёкое место, куда отправляется часто герой сказки, находится за тридевять земель, где-то аж в тридесятом государстве.

Число 12 считалось числом высшего совершенства. Считалось, что это число позволяет  человеку своими глазами заглянуть в глаза правде, понять, что происходит и принять единственно правильное решение.

Просматривая сказки, я заметила, что в них часто встречается  еще одно таинственное число – семь.

«Час обеда приближался,

Топот по двору раздался:

Входят семь богатырей,

Семь румяных усачей.»

 (А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»).

Следует также вспомнить сказки «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов» братьев Гримм. Мальчик-с-пальчик в сказке Шарля Перро похищает у Людоеда семимильные сапоги. «Цветик- семицветик» из сказки Валентина Катаева помогал девочке Жене исполнять ее желания. 

Число 7 в сказках могло символизировать святость, разум, крепкое здоровье. Данная цифра означала победу мудрости над злом.

В пословицах и поговорках тоже часто встречается семёрка:

  • Семь раз отмерь, один раз отрежь.
  • Семеро с сошкой, а один с ложкой.
  • Семь вёрст до небес.
  • Семеро одного не ждут.
  • У семи нянек дитя без глазу.
  • Семеро по лавкам.

А закрепилась такая слава за этим числом, скорее всего, потому, что когда-то, ещё до возникновения десятичной системы исчисления, существовала семеричная. То есть двузначные числа начинались не после десятка, а после семи.

Старинные меры длины в литературе.

Кроме чисел, в литературных произведениях нередко можно встретить старинные меры длины.  

В рассказе И.С.Тургенева «Муму» дается описание главного героя дворника Герасима: «мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения». В старину принято было обозначать рост количеством вершков сверх двух аршин. Таким образом, рост Герасима был 2 аршина 12 вершков.

Зная, что 1 аршин приблизительно равен 71 см и состоит из 16 вершков, а 1 вершок составляет около 4,5 см, находим, что рост героя произведения равен 195,5 см.

(1 аршин = 16 вершков  ≈ 0,7112 метра (около 71 см), 

1 вершок = 1/16 аршина  ≈ 44,45 мм (около 4,5 см).

71,12*2 + 4,445*12 =195,58 см.)

В этом же рассказе встречается еще одна старинная мера длины – сажень. Герасим «так сильно начал грести, хотя и против течения реки, что в одно мгновенье умчался саженей на сто». Я рассчитала это расстояние в метрах, у меня получилось 213 метров.

(1 сажень (казённая) = 3 аршина = 7 футов = 12 пядей = 48 вершков = 84 дюйма = 100 соток ≈ 213,36 см.)

Математика и стихи.

Известно, что многие выдающиеся математики увлекались поэзией, а многие известные поэты и писатели увлекались математикой. Михаил Юрьевич Лермонтов, будучи большим любителем математических задач и головоломок, всегда возил с собой учебник математики, из которого, очевидно, черпал вдохновения для своих стихов. Что может быть общего у математики со стихами? Стихотворной речи присущ четкий ритм – повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени, например, чередование ударных и безударных слогов, это представляет собой математическую закономерность. Обозначим ударный слог наклонной чертой, а безударный – подчеркиванием, тогда стихотворные размеры можно изобразить в виде математических последовательностей:


Ямб:               _/_/_/_/_/_/_/_/_/_/_/_/
Хорей:            /_/_/_/_/_/_/_/_/_/_/_/
Дактиль:         /_ _/_ _/_ _/_ _/_ _/_ _/
Амфибрахий:_ /_ _/_ _/_ _/_ _/_ _/_ 
Анапест:         _ _/_ _/_ _/_ _/_ _/_ _/

Ритм создает определенное настроение, помогает автору выразить свои эмоции.

Кроме того, стихотворная речь отличается необычайной лаконичностью, краткостью, как и математическая. При формулировании правил, в записи условия и решения задач мы четко и точно подбираем слова и выстраиваем фразы и предложения.

Загадки.

Говоря о связи математики и литературы, я бы хотела отметить еще один из жанров фольклора – это загадки. В народной речи загадать означает «задумывать», «предлагать» что-то, неизвестное для решения. Разгадывание загадок заставляет нас сравнивать, анализировать, рассуждать. Таким образом, развивается смекалка, воображение, творческое мышление, также как и при решении математических  задач.

Заключение

В ходе проведенного мною исследования мною было установлено:

  1. в сказках и других произведениях литературы встречаются числа;
  2. писатели используют старинные меры длины для описания своих героев;
  3. строение стихотворений подчиняется математическим закономерностям;
  4.  воображение и фантазия нужны и в математике, и в литературе.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать,  что математика и литература не так далеки  друг от друга, как может казаться с первого взгляда.

Литература

Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. – В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – Москва, «Просвещение», 2017

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0_%D0%BC%D0%B5%D1%80

http://library.narfu.ru/rus/trresources/virtualexhibitions/pages/20160315_matematika_i_literatura.aspx

http://grimuar.ru/numerologia/znachenie/numerologiya-chislo-3.html

https://www.kakprosto.ru/kak-823396-pochemu-v-russkih-skazkah-chasto-ispolzuetsya-chislo-tri#ixzz56LJrYoc0


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Математика и литература Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 Работу выполнила: Николаева Анастасия ученица 5б класса Руководитель: Ковалева Е.Н., учитель математики г. Хвалынск, 2018 год

Слайд 2

Цель работы: показать связь между математикой и литературой. Задачи: провести обзор учебника по литературе для 5 класса; провести анализ художественной литературы; найти элементы математики в литературных произведениях; выяснить причины использования авторами математических идей и понятий.

Слайд 3

Софья Васильевна Ковалевская “ Это наука, требующая наиболее фантазии, нельзя быть математиком, не будучи в то же время поэтом в душе”.

Слайд 4

Числа в литературе

Слайд 5

Считалки Меня грамоте учили Раз, два, три, четыре- Меня грамоте учили: Не считать, не писать, Только по полу скакать. Я скакала, я скакала, Себе ноженьку сломала. Стала ноженька болеть, Стала маменька жалеть. Пожалела, поругала И за доктором послала. Доктор едет на быке С балалаечкой в руке.

Слайд 6

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» (русская народная сказка) 3 брата 3 сражения 6, 9, 12 голов

Слайд 7

«Спящая царевна» (В.А.Жуковский) «…Лишь двенадцатой одной, хромоногой, старой, злой, царь на праздник не позвал.»

Слайд 8

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (А.С.Пушкин) Час обеда приближался, Топот по двору раздался: Входят семь богатырей, Семь румяных усачей.

Слайд 9

Число 7 в пословицах и поговорках Семь раз отмерь, один раз отрежь. Семеро с сошкой, а один с ложкой. Семь вёрст до небес. Семеро одного не ждут. У семи нянек дитя без глазу. Семеро по лавкам.

Слайд 10

Старинные меры длины в литературе

Слайд 11

«Муму» (И.С.Тургенев) «мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения» 1 аршин = 16 вершков ≈ 0,7112 метра (около 71 см), 1 вершок = 1/16 аршина ≈ 44,45 мм (около 4,5 см). Рост Герасима: 71,12*2 + 4,445*12 =195,58 см

Слайд 12

«Муму» (И.С.Тургенев) Герасим «так сильно начал грести, хотя и против течения реки, что в одно мгновенье умчался саженей на сто». 1 сажень (казённая) = 3 аршина = 7 футов = 12 пядей = 48 вершков = 84 дюйма = 100 соток ≈ 213,36 см.

Слайд 13

Математика и стихи

Слайд 14

Ритм и математические закономерности / ударный слог _ безударный слог Ямб: _/_/_/_/_/_/_/_/_/_/_/_/ Хорей: /_/_/_/_/_/_/_/_/_/_/_/ Дактиль: /_ _/_ _/_ _/_ _/_ _/_ _/ Амфибрахий:_ /_ _/_ _/_ _/_ _/_ _/_ Анапест: _ _/_ _/_ _/_ _/_ _/_ _/ Ритм – повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени (чередование ударных и безударных слогов).

Слайд 15

Математика и загадки Развивается смекалка, воображение, творческое мышление

Слайд 16

Заключение в сказках и других произведениях литературы встречаются числа; писатели используют старинные меры длины для описания своих героев; строение стихотворений подчиняется математическим закономерностям; воображение и фантазия нужны и в математике, и в литературе.

Слайд 17

Вывод математика и литература не так далеки друг от друга, как может казаться с первого взгляда.

Поделиться:

Сочинение

Бенгальские огни

Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея

Как Снегурочке раскатать тесто?

Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики