Славные новоторъяльские парни воевали не на своей территории. Под их ногами была выжженная солнцем скалистая земля Афганистана. Их окружали не зеленые леса и родные бескрайние поля марийские. На их пути были горы и равнины, реки чужой страны. Они пришли сюда не убивать, не грабить, не разрушать. Наши воины выполняли благородную и гуманную миссию: помогали установить мир и порядок на многострадальной земле нашего южного соседа, спасти его народ от нищеты и бесправия. Через «афганский котел» прошло много воинов – некоторые из них погибли, оставив о себе светлую память. Да, Афганистан стал для них суровым испытанием. Но они не уронили чести.
Слайд 1
Мы собрали материал « Наш учитель – воин - интернационалист»
Слайд 2
«Да, мне выпала доля такая-
За афганский народ воевать.
Над обрывистой кручей ступая,
Пыль глотать и ночами не спать!»
Слайд 3 15 февраля 2018 года исполняется 29 лет со дня вывода Советских войск из Афганистана. Именно в этот день закончилась война, которая длилась в два раза дольше, чем Великая Отечественная. Её долго замалчивали. Дозировали правду о героях и потерях. Даже плакать над могилами не разрешали. Скупились на ордена. Потом эта война прорвалась стихами и песнями, трагическими, светлыми и мужественными. Не профессионализмом они ценны, прежде всего, а искренностью и пронзительностью.
Слайд 4 Солдаты не выбирают войну. Они свято выполняют приказ. Об афганской войне известно многое. Подсчитаны безвозвратные потери в живой силе и технике, материальный и моральный ущерб, который понесла наша страна.
Слайд 5Через Афганистан прошли 600 тысяч военнослужащих.
15053 - погибли или умерли от ран;
49985 - раненных и искалеченных;
330 - пленных и пропавших без вести;
6669 – инвалиды войны
Невозможно лишь подсчитать, сколько пролито материнских, вдовьих и детских слез, сколько не зарубцевавшихся ран осталось в сердцах изувеченных молодых людей, сколько не сыграно свадеб, не спето песен. Сколько человеческих драм и потрясений вместил в себя 9-летний период той войны!
Слайд 6 Славные новоторъяльские парни воевали не на своей территории. Под их ногами была выжженная солнцем скалистая земля Афганистана. Их окружали не зеленые леса и родные бескрайние поля марийские. На их пути были горы и равнины, реки чужой страны. Они пришли сюда не убивать, не грабить, не разрушать. Наши воины выполняли благородную и гуманную миссию: помогали установить мир и порядок на многострадальной земле нашего южного соседа, спасти его народ от нищеты и бесправия. Через «афганский котел» прошло много воинов – некоторые из них погибли, оставив о себе светлую память. Да, Афганистан стал для них суровым испытанием. Но они не уронили чести.
Слайд 7 Война в Афганистане продемонстрировала лучшее качества российского воина – товарищество, взаимопомощь, храбрость, героизм, глубокое чувство патриотизма. Для военных людей понятия патриотизм, воинский долг, подвиг, неразрывно связаны. Истинный патриот любит своё отечество не за то, что оно даёт какие- то блага, а потому что это его Родина и поэтому он верен ей в самые тяжёлые минуты. Мужество требовательность от солдата требовалось ежедневно, ежечасно. Главная отличительная черта воина заключается в том что, любовь к Родине всегда была выше страха.
Слайд 8 Александр Фёдорович Соколов, наш учитель технологии, воин- интернационалист.
Родился в селе Старый Торьял Новоторьльского района в семье педагогов.
Отец, Федор Поликарпович, - участник Великой Отечественной войны, учитель Староторъяльской средней школы, оказал огромное влияние на формирование у своих детей, у своего младшего сына Александра чувства любви к Родине, уважение к героическим подвигам солдат Великой Отечественной войны. Мама, Мария Иосифовна, мать-героиня, воспитала в своих детях уважение к старшему поколению, трудолюбие, верность дружбе, доброту и милосердие. Александр рос в атмосфере большой дужной семьи, где почитались народные обычаи и традиции, где царили любовь, уважение друг к другу.
Он учился в Староторъяльской средней школе. Учился хорошо. Был активным во всех школьных делах. Кем быть, он решил с детства,- учителем Родители любили свою работу, поэтому уважение к профессии педагога зародилось с самого раннего детства. В школе была хорошо поставлена спортивная работа. Поэтому он любил баскетбол, волейбол, лыжи. Был сильным и выносливым, часто выступал на районных и республиканских соревнования. Эта любовь к спорту и определила его будущее.
Слайд 9 Он поступил учиться в Марийский педагогический институт на факультет физвоспитания Александра Фёдоровича, в армию призвали в 1984 году. После трёх месяцев учебки в Армении отправили в Афганистан, в кишлак Адраскан, где он служил в отдельном инженерном сапёрном батальоне.
Слайд 10 На вопрос « Какие испытывали чувства, попав в Афганистан? Он ответил «Какие чувства? Нормальные. Куда Родина посылала, туда и шли. Первые полтора месяца проходили курсы молодого бойца. Александр Федорович был водителем, поэтому больше времени проводил в автопарке, изучал технику. Из молодого пополнения командиры выбирали надёжных людей, кого можно было брать на боевые операции. Из 70 человек нас осталось 17, а остальные отсеялись. Их распределили по боевым ротам. После этого всё время был в разъездах. Потом, уже перед тем, как демобилизовался, он подсчитал, что из 21 месяца, что я был в Афганистане, только 6 месяцев находился в расположении части, всё остальное время жил и ночевал где придётся: в кабине машины, в землянках, на блокпостах…Он награжден медалью «За отвагу»
Слайд 11 -Эту награду Александр Федорович получил уже дома, после демобилизации . Случаев, когда его представляли к награде, было три: первый случай произошёл после 9 месяцев службы в Афганистане. На мине подорвался КамАЗ, где находились трое бойцов. Двоих контузило, а третьему оторвало ногу. Он с двумя боевыми товарищами побежали их выручать. Прибежал первым, оказал первую медицинскую помощь, перевязал раненому ногу. Прибежали остальные, Вместе унесли раненого через поле, где все тропики были заминированы, поэтому пришлось бежать по валунам.
Второй случай произошёл на Иранской границе. Сапёр роты спецминирования ездил на минирование ущелья. Пришёл приказ – в соседнее ущелье движется банда, нужно её уничтожить, Бойцы пошли туда и трое суток стояли в этом ущелье без воды. Был июль, жара . А выходить и раскрывать себя было нельзя . Рядом была вода, но она была отправлена. Банду эту они уничтожили. После того случая уже дома была мания держать чайник с водой всегда полным.
А третий случай был незадолго до того как, демобилизовался. – Какие черты характера вырабатываются в военных условиях? – Александр Федорович говорит : «В боевой обстановке человек раскрывается, очень чётко проявляются все низменные и высокие человеческие качества. Одного-двух рейдов достаточно для того, чтобы узнать человека. Ребята уже сами выбирали, кого взять в рейд, а кого нет, выбирали в основном испытанных людей, готовых всегда выручать своих товарищей.- Служба в горячих точках накладывает отпечаток на дальнейшую жизнь?- Характер человека меняется в лучшую сторону. У большинства. В первую очередь, это чувство товарищества, готовность помочь товарищу в любой момент» На вопрос
Слайд 12, 13 « Что хотели бы пожелать юношам, которые ещё не служили в армии, но которые в ближайшее время наденут солдатские сапоги? – Он ответил «Я работаю в школе, и мне часто приходится слышать об армии много нелестных слов от юношей, более половины из них не хотят служить. Бывает так обидно за это .Необходимо больше вести патриотическую работу, потому что патриотизм у многих юношей не на высоком уровне. Он уже не тот, который был в наше время, мы стремились в армию, а не пытались откосить.
Наши земляки – участники афганской войны были верны Присяге, своей Родине, своему воинскому долгу перед ней.
Мы всегда будем гордиться, что Александр Федорович работает в нашей школе.
Слайд 13 Вспомним всех поименно,
Сердцем вспомним своим
Это нужно - не мертвым
Это надо - живым!
Слайд 14 Спасибо за внимание
Прекрасная арфа
Два плуга
Сочини стихи, Машина
Как нарисовать черёмуху
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"