Объект исследования: военные памятники нашего края
Предмет исследования: история создания памятников.
Цель:
Узнать о том, какое значение имеют военные памятники для сохранения исторической памяти воспитания современного поколения и рассказать об этом нашим сверстникам.
Задачи:
-Собрать информацию по теме нашего исследования и систематизировать её.
-Подготовить презентацию своего исследования и выступить перед учениками нашей школы, на классных часах и уроках мужества, посвящённых Дню победы.
Вложение | Размер |
---|---|
ekaterina_nauman_i_bagrienko_svetlana.docx | 31.89 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Старополтавская средняя школа» Старополтавского района
Волгоградской области.
Межмуниципальная ученическая научно-практическая конференция
«Земля моя, не устану тобой гордиться!»
Секция историческое краеведение
Учебно-исследовательская работа по теме
«Сохранение памяти о Великой Отечественной войне в памятниках и ансамблях родного края ».
Выполнили:
ученицы 10 «А» класса
Науман Екатерина и
Багриенко Светлана
Руководитель:
учитель истории и
обществознания
Улановская О.А.
2017 год
Оглавление:
Введение ………………………………………………………………… с.3-5
Глава 1. Памятники и ансамбли Волгограда и Волгоградской области….с.6-7
Глава 2. Памятники в п. Эльтон Палласовского района и
с. Старая Полтавка.…………………………………………………………...с.8-9
Заключение…………………………………………………………………….с.10
Список использованных источников……………………………………….с.11
Приложение……………………………………………………………….с.12-19
Введение
Актуальность. Проблема исторической памяти занимает сегодня как российских ученых – историков, так и неравнодушных людей. Памятники истории выступают активным фактором формировании того социокультурного пространства, в котором живет человек, где определяются его идеалы, духовные потребности, ценностные ориентиры. Бережное отношение к памятникам служит показателем здоровья общества, способного разумно, критически и вместе с тем уважительно относится к прошлому, его достижениям или трагическим ошибкам.
Заговорить о болезни современного поколения XXI века нас заставляют шокирующие факты осквернения памятников советским воинам освободителям в странах Восточной Европы, в Прибалтике и Украине. В Варшаве военное мемориальное кладбище было заложено в 1950 году, на нём похоронено 22 тысячи советских солдат, которые погибли, освобождая Польшу от фашистских захватчиков. Неизвестные вандалы осквернили кладбище, оставив на нём многочисленные изображения фашистской свастики. В городе Познань были разрушены надгробия могил солдатам Красной армии. В болгарском городе Пловдиве неизвестные осквернили памятник советскому солдату Алёше. В Киеве радикалы устроили расправу над памятником генералу Николаю Ватутину – одному из полководцев Великой Отечественной войны, который командовал 1-м Украинским фронтом, освобождавшим Киев от немецко-фашистских захватчиков. К памятнику была прикреплена табличка со словами «Палач, ликвидированный украинскими националистами». Осквернение памятника в Киеве проходило при полном бездействии со стороны местных стражей правопорядка. Можно ещё привести множество примеров, как правительства европейских государств, страдающие русофобией, уничтожают свою историю.
По нашему мнению проблема сохранения исторической памяти сегодня является особенно актуальной. Почему это происходит сейчас? Что творится с современной молодёжью? Почему разрушаются памятники, созданные вчесть советскому воину-освободителю??
У нас возник интерес, а что знают ученики нашей школы о военных памятниках и каково их отношения к ним, и провели анкетирование среди учащихся нашей школы.
В опросе участвовали 26 человек. Им были предложены следующие вопросы:
1. Интересуют ли Вас памятники воинам освободителям?
2. Можете ли Вы назвать памятники советскому солдату, которые находятся за границей нашей страны? Если да, то какие?
3. Можете ли Вы назвать памятники советскому солдату, которые находятся в нашей стране? Если да, то какие?
4. Знаете ли Вы памятники участникам Великой Отечественной, которые находятся в городе-герое Волгограде и области? Назовите несколько памятников.
5. Что Вы знаете о памятнике в центре Старой Полтавке?
На основании результатов мы пришли к выводу, что ребята не интересуются памятниками, потому что не совсем понимают их значение. Из всех памятников, которые находятся за границей, несколько ребят знают только памятник Алёше в Болгарии. Из памятников, находящихся в нашей стране - только памятник Маресьеву в Камышине. Мамаев курган, мельница, Дом Павлова, памятник Михаилу Паникахе – эти памятники знакомы практически всем участникам опроса. Печально, что о памятнике в нашем селе практически никто ничего не знает. Лишь единицы предполагают что обелиск в честь погибших солдат. На памятнике изображено 3 солдата , и написаны имена наших земляков. Таким образом результаты анкетирования оказались малоутешительными.
Объект исследования: военные памятники нашего края
Предмет исследования: история создания памятников.
Цель:
Узнать о том, какое значение имеют военные памятники для сохранения исторической памяти воспитания современного поколения и рассказать об этом нашим сверстникам.
Задачи:
-Собрать информацию по теме нашего исследования и систематизировать её.
-Подготовить презентацию своего исследования и выступить перед учениками нашей школы, на классных часах и уроках мужества, посвящённых Дню победы.
Гипотеза:
У каждого поколения формируется своя память, свое представление и свой образ Великой Отечественной под влиянием исторической и политической ситуации, молодое поколение воспринимает историю Великой Отечественной войны как древнюю. Поэтому и происходят такие возмутительные факты осквернения памятников героям Великой Отечественной войны.
Методы:
1. Информационный (сбор информации, изучение исторических источников)
2. Аналитический (анализ и систематизация данных)
3. Презентационный (создание презентации)
Этапы работы:
1. Подготовительный
2. Проведение исследования
3. Обработка результатов исследования.
4. Формулирование выводов.
5. Оформление работы.
6. Подготовка презентации
В результате исследования нами были сделаны следующие выводы:
1.Современная молодёжь относится к истории Великой Отечественной войны, как к Бородинскому сражению или Куликовской битве.
2.Отношение к исторической памяти зависит от исторической и политической ситуации
3.В нашей стране в целом и в области, в частности, в последние десятилетия, большое внимание стало уделяться сохранению и возведению памятников истории, архитектуры, культуры.
4.Историческая память – это память базовая, стратегическая, позволяющая правильно мыслить и действововать.
Глава 1. Памятники и ансамбли Волгограда и Волгоградской области.
В ходе работы над проектом мы выяснили, что у каждого поколения под влиянием исторической и политической ситуации формируется своя память, свое представление и свой образ Великой Отечественной. Сталинградская битва одна из знаменательнейших ее страниц.
В памятниках и ансамблях послевоенного Сталинграда воплощается образ Народа – Победителя. Оптимизм выжившего на войне человека, желающего забыть войну и строить новую жизнь. Величественные постройки набережной, великолепные портики, красивые колонны, бульвары и площади центральной части города, созданные в 50-60-е гг. – прямое следствие желания противопоставить ужасам смертельной зимы сорок третьего года.
С середины 60-х и по середину 70-х гг. господствует образ Героя, воплощенный в романтику подвига во имя Родины. Двадцатилетним защитникам Сталинграда «стукнуло» 40-50 лет, приходит зрелое осмысление: я жив, а мой друг погиб. Таков Мамаев курган, памятник Михаилу Паникахе, комсомольцам – героям. Так формировался образ памяти у послевоенного поколения.
В середине 70-х и в 80-е создаются памятники и ансамбли под девизами «Подвига отцов достойны!», «Подвигу ратному – подвиг трудовой!». Ярким примером может служить мемориал Солдатское поле, где подвиг ратный и трудовой слились воедино. Мемориал создавался в несколько этапов, и идея его создания принадлежала комсомольцам Волгограда. В центре комплекса - бетонная воронка, заполненная осколками от снарядов, спаянными гильзами и бомбами, найденными здесь. Главная композиция мемориала - письмо солдата своей дочери по имени Мила.
Неотъемлемой частью мемориала является и само ратное поле, поле как экосистема. Частью создания памятника явилось разминирование и распашка поля. Это лемехи плугов, которыми вспахали поле в 1975 году.
В 1980 г. на вахте памяти, приуроченной к открытию обновленного памятника, ветераны Сталинградской битвы, взяв лукошки, прошли по Солдатскому полю, засевая его в память о погибших. Надпись на памятнике гласит «Тебе солдат - подвигом имя своё обессмертившему, миру и хлебу вернувшему ратное поле, воздвигли этот памятник комсомольцы.
В 90-е годы новой становится тенденция примирения с врагом. Трагедия войны воспринимается уже как общая трагедия и для победителей, и для побежденных. Память о павших воинах, независимо от того, на чьей стороне они воевали, - показатель здорового общества.
Ярким примером является мемориал «Россошинский рубеж», военно-мемориальное кладбище в 20 километрах от Волгограда, где на одном поле захоронены погибшие солдаты обеих армий. Здесь их - около 50-ти тысяч. Центральная композиция советского кладбища - статуя "Скорбящая" работы волгоградского скульптора Сергея Щербакова. Её копия находится в британском Королевском музее.
Глава 2. Памятники в п. Эльтон Палласовского района и с. Старая
Полтавка.
В нашем крае тоже есть памятники, увековечившие не только солдат, но и мирных жителей погибших в период Сталинградской битвы. В стороне от дороги, ведущей в санаторий «Эльтон» Палласовского района расположены две могилы. Рядом с обелиском чугунная плита с надписью: « Здесь похоронены жители героического Волгограда мужчины, женщины, дети, погибшие 7 октября 1942 года во время налёта фашистских самолетов на поезд. Вечная память!»
У входа второй могилы - скульптура сталевара, склонившего голову, словно охранявшего своих близких, вывезенных из горящего Сталинграда но нашедших смерть от фашистских самолётов здесь, в заволжской степи. На постаменте надпись: « Здесь в дни Сталинградской битвы 1942-1943 погибли семьи металлургов завода « Красный Октябрь».
В центре нашего села есть место, куда мы все жители села Старая Полтавка, приходим 9 мая, чтобы отдать дань уважения отстоявшим для нас мир. Это памятник односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Это мраморная, прямоугольная стела на невысоком постаменте. В левой ее части, в неглубокой нише, барельефное изображение лиц летчика, солдата и матроса, правее него – надпись: « Их подвиг дал грядущему начало».
Перед стелой расположены два постамента квадратной формы: на левом – пятиконечная звезда серебряного цвета, рядом надгробие, где захоронены летчики, погибшие недалеко от села в ноябре 41 года, вот их имена: штурман Горшков Виктор Александрович, командир звена Шевяков Виктор Николаевич, пилот-инструктор Тканшин Алексей Константинович, слушатель штурман – лейтенант Аверин Федор Сергеевич.
Они были военными летчиками, проходившими переподготовку на скоростных фронтовых бомбардировщиках СБ-М-100А в училище военных летчиков имени Левоневского г. Николаева в Украине. Это училище, когда началась война, было переведено под Самару.
2 самолета СБ вылетели на задание, под Сталинград. Когда возвращались с задания, то потерпели аварию у села Новая Полтавка. Погибшие летчики были захоронены в центре села. В пятидесятые годы деревянное надгробие со звездой заменили новым с использованием лопасти пропеллера военного самолета. Правее, на втором квадрате - мраморная тумба с надписью :
« Чумаков Иван Егорович 1884-1958 год» Он был борцом за Советскую власть, участником гражданской войны, командиром 3 роты отряда особого назначения, участник колхозного строительства.
Заключение
Хочется вспомнить роман знаменитого киргизского писателя Чингиза Айтматова, в котором он поднимает проблему исторической памяти. В романе повествуется о манкуртах. Так называли человека, которого изувер-хозяин особым, жестоким образом лишал памяти и морали, заполняя их злобой, ненавистью и бесчеловечностью. Манкурт подобен бессловесной твари, абсолютно покорен и безопасен. Его легко запугать и растоптать. Все его помыслы сводятся к утолению инстинктов. Повеление хозяина для манкурта превыше всего.
В одном из эпизодов романа один из таких беспамятных манкуртов убивает свою мать, не сознавая, что он делает.
Манкуртом бывает не только человек, но и целый народ. Народ, не знающий или забывший своё прошлое, не имеет будущего. Людей, забывших свое прошлое, легко сделать рабами. Народ, предавший свое прошлое, легко уничтожить. Поэтому во все времена завоеватели оскверняли и уничтожали исторические памятники, так как убить память народа – значит убить сам народ.
Именно поэтому в нашей стране в целом и в области в частности в последние десятилетия большое внимание стало уделяться сохранению и возведению памятников истории, архитектуры, культуры. Историческая память – это память базовая, стратегическая, позволяющая правильно мыслить и действовать.
Источники.
1.IV Сталинградские исторические чтения: сб. науч. докладов и сообщений Всерос. науч.-практ. конф., посвященной 74-й годовшине контрнаступления советских войск под Сталинградом (г. Волгоград, 19 ноября 2015 г.) / ГАОУ ДПО «ВГАПО»; кафедра обществ. наук; редкол.: Д.В. Полежаев(отв. ред.) и др. – М.: Планета, 2016. – 380 с.
2.http://www.kakprosto.ru/kak-97856-zachem-nuzhny-pamyatniki
3.http://www.topic.lt/miru
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Две снежинки
Н. Гумилёв. Жираф
Знакомые следы