• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследование читательских интересов подростков

Опубликовано Честных Валентина Юрьевна вкл 17.09.2018 - 22:37
Честных Валентина Юрьевна
Автор: 
Ежов Андрей

Изучение сообществ подростков, юношей и девушек в Интернете помогает услышать их «голоса», узнать интересы, лучше понять развивающиеся субкультуры этих сообществ, их специфику.  Очень популярными среди подростков являются  «on-line социальные сети». Именно в сетях отражаются реальные интересы современных подростков, идет активный обмен информацией, так как там они не подвластны контролю со стороны взрослых.  Представлены ли в социальных сетях их читательские интересы? На этот вопрос мы и хотели получить ответ в результате нашего исследования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izuchenie_soobshchestv_podrostkov.doc172.5 КБ

Предварительный просмотр:

Исследование читательских интересов подростков

                                                                                                                         Ежов Андрей

                                       1 курс, МБОУ «СОШ № 7», г.Мичуринск Тамбовской области

                                                                                Научный руководитель Честных В.Ю.

Изучение сообществ подростков, юношей и девушек в Интернете помогает услышать их «голоса», узнать интересы, лучше понять развивающиеся субкультуры этих сообществ, их специфику.  Очень популярными среди подростков являются  «on-line социальные сети». Именно в сетях отражаются реальные интересы современных подростков, идет активный обмен информацией, так как там они не подвластны контролю со стороны взрослых.  Представлены ли в социальных сетях их читательские интересы? На этот вопрос мы и хотели получить ответ в результате нашего исследования.

Цель исследования: изучить  читательские интересы  подростков в социальной сети «Вконтакте».  

Гипотеза:

  1. социальная   сеть  «Вконтакте» самая популярная среди подростков;
  2.  большинство подростков не любят  читать книги,  и их круг чтения ограничен развлекательными литературными жанрами.

Задачи:

  1. выделить основные проблемы  чтения детей и подростков в современном информационном обществе  по результатам социологических исследований;
  2. выяснить популярность социальной сети «Вконтакте» среди подростков;
  3. выявить читательские интересы подростков по результатам анализа их страниц на сайте «Вконтакте».  

В ходе нашего исследования мы познакомились с публикациями специалистов в области детского в  специальных сборниках, посвященных проблемам     чтению детей и подростков. Проведено анкетирование среди обучающихся 1-2 курсов и проанализирована информация о любимых книгах подростков на  их страницах  на сайте «Вконтакте».

По результатам анкетирования, проведенного  нами среди обучающихся 1-2 курсов (опрошено 40 человек), выяснилось, что в социальных сетях зарегистрировано более 97% обучающихся.

Самой популярной социальной сетью оказался сайт «Вконтакте», в ней зарегистрировано 97%,на втором месте социальная сеть «Мой мир» - 28%, на сайте «Одноклассники» -10%. (см. диаграмма № 1 )

Обучающиеся указали в анкетах, что используют социальные сети: для общения - 87%, для получения информации - 77%,  для развлечения - 56%,   для поиска друзей - 38%. (см. диаграмма № 2 )

По результатам анкетирования мы выяснили, что пользователи сети при поиске друзей  редко обращают внимание на читательские интересы - 44%, вообще не обращают на это внимания - 31%, часто - 15%, всегда – всего лишь 10%.  21% обучающихся  вообще  не обращают внимание на раздел «Любимые книги» в  анкете  пользователя.  (см. диаграмма №3) 46%   обучающихся  редко используют социальные сети для получения информации о книгах, 23% опрошенных совершенно не интересует эта информация. Но 31% обучающихся делает это часто. (см. диаграмма №4). Полезную информацию о книгах в «Вконтакте» 53% пользователей получают  из личных сообщений,  38%  из заметок друзей.  И только 35% используют для этой цели группы по читательским интересам. Из общего числа опрошенных   состоят в группах по читательским интересам   только 18% учащихся.

В ходе исследования были проанализированы 37 страниц подростков на сайте «Вконтакте» от 15 до 18 лет. Из них 54% юношей, остальные - девушки.  Результат анализа страниц пользователей «Вконтакте» показал, что большинство подростков читают книги (87%) и указали на своей странице любимые жанры, авторов и название  произведений. Только 7% из них не смогли назвать авторов и название книг (указали только жанры: детективы, ужастики, фантастика). Указали только авторов  произведений или только название по 28% соответственно, и такое же количество пользователей указали на своей странице и авторов и полные названия  любимых произведений..

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Современный подросток входит в мир не через книгу, а посредством аудиовизуальных и электронных форм культуры.  Это также связано с падением  авторитета и  роли основных институтов воспитания читательской культуры – семьи,  учебного заведения, библиотек.  Информацию о книгах подростки ищут самостоятельно или с помощью сверстников.
  2. Результаты исследования показали, что в социальных сетях зарегистрированы почти все обучающиеся (97%). Самой популярной социальной сетью оказался сайт «Вконтакте». Наша гипотеза подтвердилась. Чаще всего учащиеся используют социальные сети для общения и получения интересной информации.
  3. По результатам анализа страниц подростков на сайте «Вконтакте» мы можем сделать вывод, что  большинство (87%) подростков читают и заполнили раздел «Любимые книги». 25%? подростков из тех, которые  указали свои любимые книги, ограничивают свои читательские интересы мистической литературой, фэнтези, фантастикой и детективами. Такой узкий круг чтения чаще всего встречается на страницах юношей.  
  4. В целом читательские интересы подростков представлены широким спектром жанров, разнообразны по содержанию.  Круг чтения современного подростка только на 50% состоит из литературы развлекательного  характера. Результаты исследования  не подтвердили   нашу вторую гипотезу.  

Список литературы

  1. Аскарова В. Я. Читающий подросток в фокусе разнообразных представлений [Электронный ресурс] / В. Я. Аскарова,  Н.К.Сафонова.  - Режим доступа:  http://www.library.ru/1/sociolog/text/article.php?a_uid=270
  2. Бендерский Я. Школа предпочтений: комментарий к маленькому опросу. «Народное образование», № 7, 2006
  3. Дети и библиотеки в меняющейся медиасреде/ авт-сост. В.П. Чудинова, О.Л. Кабачек, Е.И. Голубева и др. – М., 2004. – 335с.
  4. Зоркая. Н.А. Чтение школьников и культурные ресурсы семьи [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.levada.ru/press/2007031401.html
  5. Рудская Е.Н. Научно-исследовательская работа в колледже: проблемы и опыт. Ж. «Завуч», № 8, 2003
  6. Яковлева Е.Скажи, что ты читаешь,  и станет ясно, какой будет Россия: О результатах исследования «Массовое чтение в России» [Электронный ресурс]// Российская газета. – 2005. – 27 июля. – Режим доступа: http://www.library.ru/1/sociolog/text/article.php?a_uid=236

Приложение

        


Поделиться:

Военная хитрость

Вода может клеить?

О путнике

Рисуем зимние домики

Новый снимок Юпитера