• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Научно-исследовательская работа Есть ли у ребенка свобода слова

Опубликовано Мингазова Елена Викторовна вкл 23.09.2018 - 16:52
Автор: 
Хасанова Лиана Евгеньевна, Мохина Яна Леонидовна г. Нижнекамск МБОУ СОШ «№2» НМР РТ, 7 В класс

    Чем старше мы становимся, тем чаще уже не говорим того, о чем действительно думаем, ведь это может сильно нам навредить. Сказанное уже не спишется на молодой возраст, непонимание и неопытность. Свобода слова , в каком то смысле, постепенно исчезает, но на протяжении всей жизни остается свобода мысли. Детям же гораздо проще. Ребенок имеет право высказать все. Проходят года, и мы теряем это право, так как за свои слова нам приходится отвечать, и уже далеко не все остается безнаказанным.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon исследовательская работа 60 КБ

Предварительный просмотр:

Региональная научно-практическая конференция

«ДИНАМИКА ПОЛИЭТНИЧЕСКИХ И ПОЛИКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ»

Секция    Социально-гуманитарные науки и проекты (история и обществознание)

Научно-исследовательская работа

Есть ли у ребенка свобода слова

Хасанова Лиана Евгеньевна, Мохина  Яна Леонидовна

  г. Нижнекамск МБОУ СОШ «№2» НМР РТ,  7 В класс

руководитель: Мингазова Е.В., учитель истории и обществознания

Нижнекамск, 2016 г.

                                                                                                                                                                                                     

Содержание

Введение ………………….………………..………………....………………..…… 3

Глава I. Нормативно правовые акты по правам человека………………………5

 § 1. Конституция Российской Федерации и международные документы о

свободе слова ……..…………………..………………….…………………….….. 5

 § 2. Международное право…………………………………………………………6

§ 3. Нужна ли свобода слова детям?......................................................................7

Глава II. Свобода слова ……………......................................................................8

Заключение ………………………………………………………………………….10

Список использованной литературы

Приложение 1.

 

   

  Введение

   Ребенок начинает говорить и начинается другой этап жизни и развития. Обладая речью, ребенок высказывает свои мысли, точку зрения, решения. Он спорит и не соглашается, пытается доказать, что прав. В нашей исследовательской работе мы пытались выяснить, имеет ли ребенок право на такие действия? Есть ли у него свобода слова?

   В ст. 1 Всеобщей декларации прав человека провозглашено: «Все люди рождаются свободными и равными в правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».[1] У каждого человека справедливости и всеобщего мира. Этими правами человек наделяется сразу, в момент рождения.

    Чем старше мы становимся, тем чаще уже не говорим того, о чем действительно думаем, ведь это может сильно нам навредить. Сказанное уже не спишется на молодой возраст, непонимание и неопытность. Свобода слова , в каком то смысле, постепенно исчезает, но на протяжении всей жизни остается свобода мысли. Детям же гораздо проще. Ребенок имеет право высказать все. Проходят года, и мы теряем это право, так как за свои слова нам приходится отвечать, и уже далеко не все остается безнаказанным.

    Свобода слова тесно связана вопросами установления истины, самоуправления, самореализации личности, естественных прав человека и их защиты, поэтому своей работе нам хотелось бы сконцентрировать свое внимание на проблеме осознания своих возможностей подростками, определения ими границы дозволенного. Уважение прав других рождает чувство доверия к тебе и уважения твоих прав! Знания о правах человека, ставят целью не только воспитывать людей, формировать правильные представления о правах человека как необходимом условии его свободы и равенства, но и создавать правовое общество, в котором права человека являются неотъемлемыми, а уважение и защита прав человека – важнейшим свойством всего уклада государственной и общественной жизни.

   Актуальность  исследовательской работы заключается в следующем:

Во-первых, проблема прав и свобод человека актуальна во все времена, так как регулирует взаимоотношения в обществе. Во-вторых, тема «Свободы слова» заслуживает самого детального рассмотрения, так как свобода самовыражения не только дает ребенку возможность донести свою мысль, но и несет за собой ответственность, если при этом задеваются чувства и достоинство других людей.

Цель исследования: выявить принципы действия права ребенка на свободу слова.

Задачи:

 - исследовать правовые источники, регулирующие права человека на свободу

слова;

- определить границу прав каждого человека, особенно права на свободу слова;

- выяснить и сравнить отношение современных подростков к проблеме

свободы слова.

Объект -  «право на свободу слова»

Предмет – условия формирования понятия «свобода слова».

Гипотеза - подростки понимают что такое «право на свободу слову», но не пользуются данным правом

     Методы исследования: изучение и анализ литературы по теме  

исследования, анализ, анкетирование, обобщение полученных данных.

 

Глава1.  Нормативно правовые акты по правам человека

§ 1. Конституция  Российской  Федерации и  международные            документы о свободе слова

       Право на свободу слова должно быть у всех людей, независимо от пола, цвета кожи, вероисповедания, места жительства и возраста. Это право закреплено в  международных документах о правах человека и правовых документах всех  стран, считающих себя цивилизованными и демократическими. Основной  документ, регулирующий права и свободы граждан РФ – Конституция  Российской Федерации.

Конституции РФ - Права и свободы человека и гражданина – гарантирует нам равные права и свободы.[2] 

1.В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы   и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат

каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц . В статье 29.1 нам гарантируется свобода мысли и слова . [3] Так, Конституция РФ запрещает пропаганду, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также распространение сведений, составляющих государственную тайну.

Прежде чем мы начнем анализировать документы, гарантирующие свободу  слова, нам хотелось бы внести ясность в понятие ―основные  конституционные права человека. Два этих понятии существуют в юридической терминологии, но по своей сути основные права личности – это и есть конституционные права. Такая трактовка вытекает, например, из сопоставления   ст.17 и ст. 55 Конституции РФ, отмечающей, что перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно трактоваться, как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем в п. 2 ст. 17 речь идет только об основных правах, что позволяет подчеркнуть их особые свойства – неотчуждаемость и естественный характер (принадлежность от рождения). [4]

§ 2. Международное право

   10 декабря 1948 года была принята Всеобщая декларация прав человека, которая явилась первым в истории международным документом общего значения о правах человека, подчеркивающим необходимость всеобщего соблюдения прав и свобод для всех людей. [5] 

  У человека есть права; ребенок – человек, значит, у ребенка тоже есть права. 20 ноября 1989  года Генеральная Ассамблея ООН единогласно проголосовала за принятие «великой хартии вольностей для детей, мировой конституции прав ребенка», как сразу стали именовать Конвенцию ООН о правах ребенка (ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г.). [6]

 Конвенции о правах ребенка сказано, что ребенок имеет право свободно выражать свое мнение и получать информацию в любой форме с учетом ограничений, которые предусмотрены законом и необходимы для соблюдения прав других лиц, государственной безопасности, здоровья и нравственности населения.

Итак, свобода слова — это право человека и гражданина выражать свои мысли. В настоящее время свобода слова заключает в себе свободу выражения как в устной, так и в письменной форме (то есть свобода печати и средств массовой информации). И на защите данного право стоит закон.

   § 3. Нужна ли свобода слова детям?

  В это время все хотят свободы,  в том числе и дети,  и открыто об этом заявляют, но понятие о свободе у всех разное, ведь это зависит и от воспитания,  его внутренних  ценностей и мировоззрения. Ребенку нужна «свобода слова» ведь он хочет свободно говорить то, что он думаем, выражать свои политические взгляды и т.д.

 Важно понимать, что свободу слова нужно воспитывать с детства. Именно культуру, потому что свобода слова – это очень ответственное право. Свобода всегда предполагает ответственность. У нас, к сожалению, этой истины не понимают не только дети, но и многие взрослые. Ужасную речь ,плохие поступки , мы постоянно видим и слышим не только на улице, но и в культурных местах. Нашему обществу нужно еще много учиться ,и всегда быть свободными.

Глава II . Свобода слова

Главным показателем свободы слова является возможность открыто выражать собственное мнение в любом месте. Мы провели небольшое исследование среди  своего класса. Нами была разработана анкета (см. Приложение 1).

Было обследовано 20 анкет, из них 11 (55%) девочек и 9  (45 %) мальчиков 12-13 лет. После сбора и обобщения данных получены следующие показатели:

на вопрос «Нужна ли свобода слова ребёнку?» положительный ответ дали 18 учащихся 90%,  2 (10 %) ответили отрицательно. Данные показатели свидетельствуют о том, что для подростка важно иметь право высказать свое мнение.

На предложение  «Успеха можно достичь через выражение своего мнения» положительный ответ дали 15 учащихся  75%,  5 (25%) это говорит о том, что ученики сами добиваются успеха, и не остаются в стороне.

На вопрос «Стараетесь ли вы улучшить отношение через общение?» положительный ответ дали  11 учащихся 55% ,  9 (45 %) не считают главным общение в отношениях.

На вопрос «Злитесь ли вы, когда с вашим мнением не соглашаются?» положительный ответ дали 20 учащихся 100%, это говорит о том, что каждый ученик желает быть услышанным.

На вопрос «Говорите ли вы неприятные слова в сторону окружающих вас людей?» положительный ответ дали 2 учащихся 10%, это говорит нам,  что большинство респондентов  стараются неприятные слова держать при себе.

На вопрос «Можете ли вы выражать свое мнение?» положительный ответ дали 8 учащихся 40%, 12 (60 %)  не могут высказать свое мнение по какому-либо вопросу.

На вопрос «Часто ли к вашим словам не прислушиваются родители?» положительный ответ дали 5 учащихся 25%, 15(75%) ответили отрицательно. Что является показателем  семейных взаимоотношений.  

На вопрос «Если вас что-то не устраивает в жизни, говорите ли вы об этом взрослым?» положительный ответ дали 20 учащихся 100%, это доказывает,  что респонденты не скрывают свое недовольство и рассказывают все своим родителям.

Свобода слова заканчивается там, где начинается неуверенность в себе, поэтому детям легче проявить способности среди сверстников, и подчиняться мнению взрослых или более уважаемых людей. Ответы ребят показали, что мы научимся быть по-настоящему свободными только тогда, когда станем свободны  внутренне.

Заключение

На основе проведенного анкетирования можно сделать вывод о том, что ученики имеют представление о свободе слова.  Я считаю, что  каждый человек со своими мыслями и чувствами имеет право на свободу мысли. Ее  основы закладываются с юных лет: права ребенка в семье, подростка в школе высказывать свое мнение, не боясь наказания и насмешек. Многие из респондентов ответили, что активно участвуют в общественной жизни, ведь для них это возможность высказать свои мысли и идеи.

Не стоит забывать об уважительном отношении к окружающим.  Мы сможем жить по-настоящему в свободном обществе только тогда, когда будем относиться к окружающим с пониманием. Но нужна ли свобода слова ребенку? Мы отвечаем: «Да!» Только тогда, когда человек может свободно высказывать свое мнение в любом месте, не боится его отстаивать, тогда человек будет по-настоящему свободным.

Список использованной литературы

 1. Андреева И.А. и др. Основы государства и права. М.: Изд. Юрист, 1994.

2. Государственное право Российской Федерации. / Под ред. О.Е.

3. Документы ООН о детях, женщинах и образовании. – М.,1995г.

4. Антонов В.В. Школьникам о Всеобщей декларации прав человека. - М., 2001г.

5. Никитин А.Ф., Суворова Н.Г. Школьникам о праве.- М., 1992 г.

6. Политология: Энциклопедический словарь. – М., 1993 г.

7.  Пугинский П.И. Основы знаний о государстве и праве. – М., 1993 г.

Приложение 1

1.Нужна ли свобода слова ребёнку? Да\ нет

2. Успех можно достичь через выражение своего мнения» Да\ нет

3.Стараетесь ли вы улучшить общество через общение? да \нет

4.Злитесь ли вы, когда с вашим мнением не соглашаются? Да\нет

5.Можете ли вы выражать свое мнение? Да \ нет

6.Зависят ли люди от общества? Да \нет

7. Часто ли к вашим словам не прислушиваются родители? Да\нет

8. Если вас что-то не устраивает в жизни, говорите ли вы об этом взрослым? Да \ нет

9. Говорите ли вы неприятные слова в сторону окружавших вас людей? Да \нет

 


[1] Декларация по правам человека, 1948 год

[2] Конституция РФ, 1993

[3] Там же

[4] В.В. Антонов «Школьникам о всеобщей декларации прав человека\\Просвещение,2011 г.,с 44

[5] Всеобщая декларация прав человека , 1948

[6] Документы ООН о детях ,женщинах и образовании 1995 г., с.13


Поделиться:

Цветение вишни в лунную ночь

Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)

Сказки пластилинового ослика

Ручей и камень

Рисуем зимние домики