исследовательская работа на научно -практическую конференцию
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 368 КБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ МОУ Кяхтинского района, МБОУ «Наушкинская СОШ»
Конференция «Шаг в будущее»
ТЕМА:
«Различные способы доказательства
площади трапеции»
Исполнитель:
Дамдинова Дарья
учащаяся 8 класса
МБОУ « Наушкинская СОШ»
Кяхтинского района,
Республики Бурятия
Руководитель:
Коршак Людмила Леонидовна,
учитель математики
МБОУ «Наушкинская СОШ»
Кяхтинского района,
Республики Бурятия
2018г.
Содержание
3.1. Исследование 1 «Нахождение площади трапеции по учебнику «Геометрия 7-9» Л.С. Атанасян--------------------------------------------------------------------------------------------------------
3.2. Исследование 2 «Нахождение площади трапеции через построение внешних высот трапеции»---------------------------------------------------------------------------------------------------
3.3. Исследование 3 «Нахождение площади трапеции через построение прямой, параллельной одной из боковых сторон»-----------------------------------------------------------
3.4. Исследование 4 «Нахождение площади трапеции через построение прямой, проходящей через середину боковой стороны»----------------------------------------------------------------------
3.5. Исследование 5 «Нахождение площади трапеции с помощью построения перпендикуляров через середины боковых сторон»-------------------------------------------------
3.6. Исследование 6 «Нахождение площади трапеции с помощью построения внутренних высот трапеции»----------------------------------------------------------------------------------------------
3.7. Исследование 7 «Нахождение площади трапеции, если известны диагонали и угол между ними»-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
3.8. Исследование 8 «Нахождение площади трапеции через среднюю линию»---------------
3.9.Исследование 9 «Нахождение площади трапеции при проведении перпендикуляра к боковой стороне из середины другой боковой стороны»---------------------------------------------
3.10. Исследование 10 «Анализ тестов ОГЭ по математике модуль «Геометрия»: частота задач на нахождение площади трапеции»---------------------------------------------------------------
Выбор темы «9 способов нахождения площади трапеции» обусловлен моими личными интересами в области геометрии, а именно в строительстве. Актуальность данной работы определяется тем, что знания и умения находить площадь трапеции имеют огромное значение для решения практических задач в жизни, в том числе и заданий основного государственного экзамена по математике. Данное исследование, которое выходит за рамки нашей школьной программы, поможет найти новые подходы к решению геометрических задач. Именно поэтому данная тема явилась источником для исследовательской работы.
В ходе работы нам предстояло подтвердить или опровергнуть суждение о том, что существуют другие способы нахождения площади трапеции, помимо описанного способа в учебнике.
Объект исследования: трапеция
Предмет исследования: площадь трапеции
Цель исследования: определить, существуют ли другие способы нахождения площади трапеции.
Задачи исследования:
Методы исследования:
Практическая значимость работы определяется возможностью использования данного материала при решении геометрических задач, при доказательстве некоторых положений.
Совместно с руководителем был разработан ход исследования:
2.Значение геометрии в нашей жизни
Геометрия обладает целым рядом качеств, располагает огромными возможностями для эмоционального и духовного развития человека. «Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период. Всё вокруг – геометрия». Эти слова, сказанные великим французским архитектором Ле Корбюзье в начале XX в., очень точно характеризуют и наше время. Мир, в котором мы живём, наполнен геометрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека. Лучше ориентироваться в нём, открывать новое, понимать красоту и мудрость окружающего мира помогает нам геометрия.
Геометрия зародилась в глубокой древности. Строя жилища и храмы, украшая их орнаментами, размечая землю, измеряя расстояния и площади, человек применял свои знания о форме, размерах и взаимном расположении предметов, он использовал свои геометрические знания, полученные из наблюдений и опытов.
Среди множества различных геометрических фигур на плоскости выделяется большое семейство четырёхугольников. В обычной жизни на каждом шагу мы встречаемся с понятием “площадь”. Что такое “площадь”, знает каждый. Каждый понимает смысл слов: площадь комнаты, площадь садового участка. Подумайте и самостоятельно ответьте на вопрос: что такое “площадь”? И вы увидите, что не так-то это просто. Даже математики смогли создать соответствующую математическую теорию сравнительно недавно. Правда, это никому не мешало успешно использовать понятие площади и в науке, и на практике с незапамятных времен. Измерение площадей считают одним из самых древних разделов геометрии; в частности название “геометрия” (т.е. “землемерие”) связывают именно с измерением площадей. Согласно легенде, эта наука возникла в Древнем Египте, где после каждого разлива Нила приходилось заново производить разметку участков, покрытых плодоносным илом, и вычисление их площадей.
По-видимому, в древности приходилось рассматривать лишь участки, мало отличающиеся от прямоугольника по форме, а для таких участков погрешность невелика. Лишь в последствие было полностью развито учение о площадях и получены точные формулы для вычисления площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции и других многоугольников.
Определение площадей геометрических фигур – одна из древнейших практических задач. Правильный подход к их решению был найден не сразу, но уже древние греки умели правильно находить площади многоугольников.
Одним из многоугольников является трапеция.
Трапе́ция (от др.-греч. τραπέζιον — «столик»; τράπεζα — «стол, трапеза») — выпуклый четырёхугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие не параллельны. Параллельные противоположные стороны называются основаниями трапеции, а две другие боковыми сторонами. Средняя линия — отрезок, соединяющий середины боковых сторон.
Виды трапеций
Трапецию можно встретить как в повседневной жизни - быту, так и в архитектуре и природе. Значение трапеции в нашей жизни я оформил в виде буклета. Приложение 1.
Я самостоятельно изучила теорему о нахождении площади трапеции, провела исследования. Одним, из них является опрос «Что знают учащиеся школы о трапеции, о нахождении ее площади» Приложение 2
3.Способы нахождения площади трапеции
3.1 Исследование 1 «Нахождение площади трапеции по учебнику «Геометрия 7-9» Л.С. Атанасян
Дано: ABCD - трапеция
Найти площадь SABCD
А Н В
D С Е
Решение.
Вывод: площадь трапеции равна произведению полусуммы оснований на высоту трапеции.
3.2 Исследование 2 «Нахождение площади трапеции через построение внешних высот трапеции»
Н В С К
А Д
Решение.
2. Таким образом, SABCD = SAHKD – SAHВ - S DKC
3. SABCD = A
= AH
=AH
Вывод: площадь трапеции равна произведению полу суммы оснований на высоту трапеции.
3.3 Исследование 3 «Нахождение площади трапеции через построение прямой, параллельной одной из боковых сторон»13
Решение:
2. Таким образом, SABCD = SABCK + S KCD
3. SABCD = = BH
=BH
Вывод: площадь трапеции равна произведению полу суммы оснований на высоту трапеции.
3.4 Исследование 4 «Нахождение площади трапеции через построение прямой, проходящей через середину боковой стороны»
Решение:
Вывод: площадь трапеции равна произведению полу суммы оснований на высоту трапеции.
3.5 Исследование 5 «Нахождение площади трапеции с помощью построения перпендикуляров через середины боковых сторон»
Решение:
Вывод: нахождение площади трапеции сводится к нахождению площади прямоугольника.
3.6 Исследование 6 «Нахождение площади трапеции с помощью построения внутренних высот трапеции»
В С
А Н Д
Н К
Решение.
=BH
Вывод: площадь трапеции равна произведению полу суммы оснований на высоту трапеции.
3.7 Исследование 7 «Нахождение площади трапеции, если известны диагонали и угол между ними» 14
Решение:
+ +
+
=
= =
= =
= =
d1d2
.
Вывод: площадь трапеции равна произведению диагоналей трапеции на синус угла между ними деленному на 2.
3.8 Исследование 8 «Нахождение площади трапеции через среднюю линию»
Вывод: площадь трапеции равна произведению средней линии на высоту трапеции
3.9 Исследование 9 «Нахождение площади трапеции при проведении перпендикуляра к боковой стороне из середины другой боковой стороны»
Решение.
Вывод: при данных условиях нахождение площади трапеции сводится к нахождению площади параллелограмма.
И так:
При исследовании способов решения задачи, мы увидели, что площадь трапеции может быть найдена:
Таким образом, существует много способов нахождения площади трапеции. При решении задач используется тот метод, который у
3.10 Исследование 10
«Анализ тестов ОГЭ по математике»: частота появления тестов с задачами на нахождение площади трапеции»
Цель: определить, как часто встречаются задачи на нахождение площади трапеции в тестах ОГЭ по математике
Ход исследования:
год | Количество рассмотренных тестов | Количество тестов с заданиями на нахождение площади трапеции | Частота | % |
2011 | 28 | 2 | 0,03 | 3 % |
2012 | 18 | 2 | 0,11 | 11 % |
2013 | 38 | 19 | 0,5 | 50 % |
2014 | 26 | 13 | 0,5 | 50 % |
2015 | 26 | 13 | 0,5 | 50 % |
2016 | 16 | 9 | 0,56 | 56 % |
Вывод: начиная с 2012 года, частота появления задач на нахождение площади трапеции в тестах ОГЭ по математике возрастает, что является доказательством актуальности и практической значимости рассматриваемой темы лично для меня и учащихся 9 класса при сдаче экзамена.
4. Заключение
При выполнении исследовательской работы я использовала знания, которые имеются у меня, а так же дополнительную литературу.
В процессе выполненной работы в соответствии с ее целью и задачами получены следующие выводы и результаты.
С помощью математических исследований мы пришли к выводу: что существует много способов нахождения площади трапеции. При решении задач используется тот метод, который удобен и соответствует условию задачи.
В своей исследовательской работе я также показала практическую значимость данной темы, проанализировав пособия для подготовки к ОГЭ по математике. Создала буклет «Трапеция в нашей жизни», в которой показала, что трапецию можно встретить как в повседневной жизни - быту, так и в природе, архитектуре.
Результат проведенного опроса в нашей школе показал, что данная тема актуальна для повторения в 10-11 классах на уроках геометрии.
Кроме того, работая над проектом, я закрепила умения и навыки работы в текстовом редакторе WORD, Power Point, Microsoft Excel (для составления диаграммы в ходе исследований), Microsoft Publisher (при создании буклета)
Таким образом, цели и задачи данной работы выполнены.
Список литературы
Приложение 1
Создание буклета
Приложение 2.
Опрос учащихся школы
«Что знают учащиеся школы о трапеции, о нахождении ее площади»
Вывод
По результатам опроса можно сделать вывод, что учащиеся 8 класса знают на момент исследования только определение трапеции, учащиеся 10-11 классов называют определение трапеции, не все учащиеся могут правильно назвать формулу для нахождения площади трапеции.
Медведь и солнце
Заколдованная буква
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Если хочется пить...
Мать-и-мачеха