• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Байкальские самоцветы

Опубликовано Очирова Надежда Михайловна вкл 25.10.2018 - 3:55
Очирова Надежда Михайловна
Автор: 
Очирова Влада

Работа имеет патриотическую направленность - гордость за богатые месторождения Байкальского региона. Практическую направленность - выявление способа образования кристаллов драгоценных камней в земной коре и возможность их искусственного выращивания. Автор представила этнологический материал - отношение сибирских народов к добыче полезных ископаемых, о существовании религиозного и администрвтивного запрета на добычу драгоценных камней в наших краях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл npk_baykalskie_samotsvety.docx43.94 КБ
Файл baykal._samotsvety.pptx2.67 МБ
Файл retsenziya_na_rabotu_ochirovoy_vlady.docx17.3 КБ

Предварительный просмотр:

Научно-практическая конференция учащихся

«Уроки экологии: Спасем Священный Байкал!»

Исследовательская работа

Байкальские самоцветы

                                      Автор: Очирова Влада, учащаяся 8 класса

Гильбиринской средней общеобразовательной школы

                               

                                          Руководитель: Очирова Надежда Михайловна,

                                                                                      учитель химии и географии Гильбиринской средней общеобразовательной школы

тел. 8-924-651-64-41

e-mail Ochirova59@yandex.ru

Кокорино, 2018

Содержание

  1. Вводная часть ----------------------------------------------------------------------------------- 2 стр.
  2. Описание методики исследования ---------------------------------------------------------- 3 стр.
  3. Результаты исследования:
  • Выводы по практической работе -------------------------------------------------------- 5 стр.
  • Самоцветы Байкальской горной страны -------------------------------------------------- 5 стр.
  • Как бы не прогневать бога и шамана,  или в чьих руках добыча минералов? ---- 7 стр.

  • Экологические проблемы, возникающие при добыче минералов ------------------- 7 стр.
  1. Выводы -------------------------------------------------------------------------------------------- 8 стр.
  2. Список использованной литературы -------------------------------------------------------- 9 стр.

  1. Введение

К крупным и важным группам полезных ископаемых относятся драгоценные камни или самоцветы. Драгоценные камни имеют кристаллическое строение, естественную форму правильных многогранников и обладают такими качествами как, большая прочность, прозрачность, необычный окрас (рисунок), сияние и блеск, высокое светорассеяние, возможность огранки, шлифовки и полировки. И ценятся за красоту, редкость и долговечность. Редкость (или уникальность) определяется распространённостью данного минерала в природе. Различные разновидности драгоценных камней могут стоить дорого из-за того, что их очень сложно найти и добыть в природе. Долговечность камня зависит от его прочности. На прочность (износостойкость) влияет твёрдость и хрупкость. Помимо понятия «драгоценный камень» встречаются и другие термины: ювелирные камни – обладают высокой декоративностью, износостойкостью, поделочные камни – пригодные для изготовления мозаик, предметов декоративно-прикладного искусства.

В настоящее время существует ряд способов изготовления синтетических камней. Д.И. Менделеев впервые получил монокристалл рубина в лаборатории. Прозрачные рубины, кристаллизующиеся в ромбоэдрах, не уступали природным по своей твердости, цвету, величине и другим свойствам. Метод по выращиванию кристалла рубина отличается от метода выращивания кристаллов медного и железного купоросов тем, что происходит медленное охлаждение расплавов, а не жидкости. При выращивании кристалла рубина, используют затравку. В настоящее время производят синтез драгоценных ювелирных и технических камней в промышленных масштабах.

В природе кристаллы образуются при различных геологических процессах из растворов и расплавов. Растворение или расплавление происходит при высокой температуре, равной температуре расплавленной магмы. Минералы превращаются в кристаллы, когда переходят из состояния горячей жидкости или расплава  в холодную твердую форму. Когда массы этих жидких или расплавленных горных пород выталкиваются к поверхности земли, они начинают остывать. Минералы превращаются в кристаллы, когда переходят из состояния горячей жидкости в холодную твердую форму.

Цель работы: Познакомиться с месторождениями драгоценных камней в окрестностях Байкала и возможными экологическими проблемами при их добыче, с образованием кристаллов драгоценных камней в земной коре и выращиванием кристаллов в лабораторных условиях.

Задачи работы:

  1. Познакомиться с образованием кристаллов в природе;
  2. Освоить методику выращивания кристаллов медного и железного купоросов в лабораторных условиях;
  3. Провести эксперименты и наблюдения за процессом их роста;
  4. Проанализировать полученный результат экспериментов;
  5. Познакомиться из литературных источников с драгоценными камнями Байкальского региона, возможными экологическими проблемами при их добыче.

  1. Описание методики исследования

Методы  исследования: Работа с источниками информации, проведение экспериментов, наблюдение и обобщение.

Практическая работа «Выращивание кристаллов медного и железного купоросов»

Медный купорос – пятиводный сульфат меди (II) CuSO4 ∙ 5H2O.

Железный купорос – семиводный сульфат железа (II) FeSO4 ∙ 7H2O

Для выращивания кристаллов мне потребовались: стеклянные и пластиковые стаканы, карандаши, длинный человеческий волос и порошок медного и железного  купоросов.

Этапы выращивания кристаллов:

Этап 1: Растворяла соль медного и железного купоросов в воде на водяной бане. При повышении температуры и при  помешивании растворимость  увеличивалась. Добавляла соль до тех пор, пока она не перестала растворяться.

Этап 2:  Раствор медного купороса остался в стеклянном стакане, а раствор железного купороса перелила в пластиковый стакан. Привязала на нитку кристаллики названных солей. Другой конец нитки привязала к карандашу, для  того, чтобы он удерживал затравки в растворе. Кристаллики опустила в перенасыщенные растворы.

В раствор железного купороса добавила несколько капель серной кислоты, для того, чтобы соли двухвалентного железа не окислялись воздухом в сульфат железа (III).

Этап 3:  Поставила стаканы с растворами и кристалликами в место, где нет сквозняков и вибрации.

Этап 4: Накрыла сверху бумагой, чтобы в растворы не попадали пыль и мусор. Оставила на несколько дней.

Дневник наблюдений

День

Действия

Медный купорос

Железный купорос

1

Приготовление раствора

Залила горку медного и железного купоросов горячей кипяченой водой. Размешала деревянной палочкой, если растворение прекратилось, и кристаллы все еще оставались на дне – добавляла еще немного воды и размешивала. Получила прозрачный раствор. В горячем состоянии над раствором поднимался не едкий, но не слишком приятный по запаху пар. Поэтому растворяла купоросы при открытой форточке, пока не исчез запах.

Раствор ярко синего цвета

Раствор коричневатого цвета.

2

Наблюдение за изменениями

Раствор перелила в стеклянный стакан. На дне появились мелкие кристаллики, стали расти друзы – сростки кристаллов

После растворения соли, раствор процедила через сложенный в несколько слоев марлевый бинт в небольшую пластиковую емкость.

3

Приготовление затравки для раствора

Взяла кристаллик медного купороса со дна стакана, привязала его на волос, другой конец волоса привязала к карандашу и опустила в раствор

Выбрала кристаллик железного купороса со дна стакана, привязала на кончике волоса, другой конец волоса привязала к карандашу и опустила в раствор. Нужно не упустить момент для погружения, раствор должен быть при t=56,80.  

4

Наблюдаем за появившимися кристаллами

Кристаллик стал расти, на нити появились маленькие кристаллики

5

Сравнение появившихся кристаллов

Кристалл, привязанный к нитке, увеличивался довольно быстро.

Кристалл рос стремительно.

6

Наблюдение за кристаллами

Образовался один кристалл небольшого размера

На затравке вырос большой кристалл.

14

Сравнение кристаллов (итог)

В итоге образовался моно-кристалл средних размеров

Волос не выдержал массы моего кристалла и порвался.

Кристаллы были очень хрупкими и гигроскопичными, поэтому покрыла бесцветным лаком и положила в пластиковую коробку.

Выращивание кристаллов - не пиротехника, но про технику безопасности все равно не следует забывать. Медный и железный купоросы являются ядохимикатами II класса опасности. Медный купорос применяют для борьбы с грибковыми и бактериальными заболеваниями растений, а раствором железного купороса обрабатывают деревянные помещения.  Поэтому работа с ними требует осторожности - как во время приготовления растворов, так и во время самого выращивания кристаллов. 

  1. Результаты  исследования
  • Выводы по практической работе
  1. Выращивание кристалла, как и выращивание чего-то живого – долгое и требующее очень большого терпения процедура;
  2. Самое важное условие для выращивания кристаллов использовать  только свежеприготовленные пересыщенные  растворы;
  3. Чтобы кристаллы росли как можно правильно, кристаллизация должна идти медленно;
  4. При выборе затравки, учитывать, то, что чем меньше выбранная затравка, чем она правильнее;
  5. Не доливать раствор в систему по мере его испарения;
  6. Когда затравка опущена вертеть, наклонять, перемешивать раствор не рекомендуется;
  7. Медный и железный купоросы ядовитые вещества. Нужно соблюдать правила безопасности;
  8. Кристалл железного купороса растет быстрее, чем медного купороса;
  9. Полученные кристаллы нужно покрыть бесцветным лаком, чтобы они не разрушились, кристаллы медного и железного  купоросов боятся высокой температуры и солнечных лучей.       

                Из данных опытов можно увидеть, что каждое вещество образует кристаллы со своими индивидуальными свойствами, своей индивидуальной формой, различного цвета.  Кристаллы капризны, требуют бережного к ним отношения, соблюдения рецепта и температуры раствора при погружении кристалла для дальнейшего роста. В противном случае, кристалл, который долго и терпеливо выращивали, может за несколько минут исчезнуть у нас на глазах! Но, зато, если уж всё выполнили верно, терпеливо и бережно, выращенный кристалл порадует своей красотой, необычной формой, цветом, размером!

  • Самоцветы Байкальской горной страны

Славится драгоценными камнями район Байкала. Почти весь российский нефрит добывается в Бурятии, а основные залежи находятся недалеко от берега Байкала, в горах Восточных Саян. Из-за этого добывать камень приходится с предосторожностями, чтобы не нанести вред экосистеме озера. Встречаются нефриты от черного до белого цвета, со всеми оттенками — серого, зеленого и голубого. Находится нефрит в пределах тектонических зон, где при различных движениях земной коры образуются глыбы овальной формы, которые очень напоминают речные валуны. Еще в царской России крупные нефритовые валуны доставляли в Санкт-Петербург в большом количестве, а затем в Лондон и Вену. Саянский нефрит высоко ценился в Европе. Нефритовые украшения пользовались спросом, а коллекция изделий из саянского нефрита экспонировалась в конце прошлого века в музеях Лондона и Парижа. Этому камню приписывается масса полезных свойств. Пластины из него избавят от головной боли и разгладят морщины при массаже лица. Люди верят, что если держать нефрит в кошельке, в нём всегда будут водиться деньги. Да и вообще всегда желательно иметь при себе хоть небольшой зелёный камушек. Так, на всякий случай. А уж нефритовый шар в доме и вовсе защитит жилище от всех напастей.

Список минералов, встречающихся в Слюдянском районе Иркутской области, включает в себя почти 200 наименований. Здесь обнаружены редчайшие минералы и их разновидности, открыты новые, которых нет нигде в мире. В XVIII в. в долине р. Слюдянки впервые в России был обнаружен ценный ювелирно-поделочный камень – лазурит, «лазурный камень». Литотерапевты советуют ежедневно в течение нескольких минут всматриваться в камень для восстановления зрения, лечит головную боль, очищает от негатива, делает владельца милосердным. Он нужен тем, кто начинает какой-то новый проект. В мире известны афганский и пакистанский лазурит. Но наша разновидность минерала отличается очень красивым ярким синим цветом. Изделия из него привлекают буддистов — этот самоцвет считается камнем Будды.

Уникальный камень  чароит – гордость Восточной Сибири. Он добывается на единственном в мире месторождении на границе Иркутской области и Якутии на реке Чара. В Иркутской области на месторождении Коршуниха добывают серафинит, своё название камень получил от легенды о Серафимах, окружающих престол Господа. По поверью один из Серафимов уронил перья на землю, где и появились эти минералы с перьевидными кристаллическими включениями. Этот камень долго хранит тепло, и помогает при болезнях позвоночника и гипертонии. Серафинит продлевает жизнь. Глядя на его «пёрышки», можно загадать желание, оно сбудется, если будет хорошим, светлым.

В Восточной Сибири наиболее известные месторождения сердолика – «радующий сердце», хотя они не самые яркие, но именно такие ценятся в нетрадиционной медицине. Есть даже отдельное направление — сердоликотерапия. Ей подвластны болезни сердца, щитовидной железы, костей и крови. В годы Великой отечественной войны, когда не хватало медикаментов, перевязочных материалов, был изобретён прибор с сердоликом, который помогал заживлять раны. 

В Забайкалье на месторождении Малхан встречаются рубилиты, это камни окрашенные в розовый цвет. Литотерапевты рекомендуют рубилиты для улучшения иммунитета и лечения заболеваний половой системы. На месторождении «Шерлова гора» добывают аквамарин – разновидность берилла, минерал имеет цвет морской воды, глядя на него, туристы будут долго вспоминать Байкал.

  • Как бы не прогневать бога и шамана,  или в чьих руках добыча минералов?

Я много раз слышала, что согласно буддийским канонам, из земли и даже из-под воды брать ничего нельзя. Это воровство, и поэтому большой грех. Кроме того, нельзя ранить землю – царство страшных подземных драконов. Не поэтому ли обувь буддистов имела загнутый вверх носок? Таким образом, с приходом буддизма появился первый запрет религиозного характера на добычу полезных ископаемых. Также тунгусы, эвенки против того, чтобы из земли доставали камни: так можно прогневить духов! Шаманисты не рассказывают ученым, где есть самоцветы.

В 1838 году вышел императорский указ, запрещающий добычу драгоценных камней в наших краях. Но даже в условиях двойного запрета – религиозного и административного – подпольная добыча продолжалась. Предприимчивые китайцы – непревзойденные рудокопы добывали драгоценные камни, были сереброкузнецами, имели лавки при дацанах.  Занимались старательской деятельностью, по крайней мере, до начала 1930-х годов. В 1935 году И.В. Сталин запретил добычу драгоценных камней, но это касалось в основном хищнической добычи.

В СССР была очень большая школа геологоразведки, а теперь масштабных работ вообще не проводят. В советские годы добычей минералов занимались большие государственные организации, а сейчас все в частных руках - добывают, и почти все, что находят, тут же экспортируют в Китай. Вот почему, у нас в России так много мест с редчайшими минералами на планете, а в ювелирных магазинах продают изделия из «иностранных» камней?

  • Экологические проблемы, возникающие при добыче минералов

Добыча полезных ископаемых создает многочисленные проблемы экологического характера, острота которых зависит от масштабов горнодобывающих работ, вида минерального сырья и близости объектов добычи к озеру Байкал. Наибольшие ограничения касаются Центральной экологической зоны, это  12 районов Иркутской области и Бурятии: Качугского, Ольхонского, Иркутского, Слюдянского, Тункинского, Закаменского, Селенгинского, Джидинского, Кабанского, Прибайкальского, Баргузинского и Северобайкальского. Тем не менее, в пределах данной зоны разведано 51 месторождение, часть из которых эксплуатируется или готовится к добыче.         Открытый карьерный способ добычи драгоценных камней оказывает наибольшее воздействие на природу Байкала. Разрушение почвы, сведение лесов, самовольная беспорядочная застройка, загрязнение окружающей среды при извлечении и переработке полезных ископаемых, исчезновение биологических видов. Всё это в той или иной степени происходит на берегах Байкала.

  1. Выводы
  • Необходимо соблюдать режим особого природопользования в бассейне озера Байкал, направленного на безусловное сохранение Байкала как национального достояния Российской Федерации.
  • Проведение исследований во внеурочное время – это очень
    увлекательное занятие, особенно выращивать кристаллы, и каждое утро прибегать в кабинет химии, чтобы отметить их рост! Я буду продолжать работу над этой темой: расширять знания по теории кристаллов, узнавать особенности драгоценных камней, добываемых в Байкальском регионе, пополнять свою коллекцию выращенных кристаллов. В
     ходе выполнения этой работы я раскрыла в себе интерес к исследованиям, нахождению и отбору увлекательного материала по самоцветам, оформлению доклада. А при публичном выступлении и защите, я надеюсь, что обрету большую уверенность в подаче  своей небольшой, но важной для меня работы.      
  • И главное, что для достижения любой цели необходимо трудиться и постоянно углублять знания из различных источников, много читать, необходимо посетить геологический музей в Улан-Удэ. В ходе написания отчета по работе у меня появилась  гордость за минеральные богатства нашей республики. Надо любить свой край и принести пользу в будущей взрослой жизни!

Да, Сибирь – земля вся богатая.

То не скатен жемчуг, да ни яхонты.

То орехи, грибы да ягоды.

Приходи, бери по-разумному,

Со словом ласковым, да не жадничай!

И лесное добро тебе впрок пойдет,

Не убудет, а только приумножится.

  1. Список использованной литературы
  1. Доржигушаева О.В. Буддийская мысль и экологическое мировоззрение// Волна, 2003 г.
  2. Э. Гроссе, Х. Вайсмаетель Химия для любознательных. Л.Химия 1980
  3. Б.З. Кантор Минерал рассказывает о себе. М.Недра 1985
  4. Универсальная школьная энциклопедия для детей «Аванта +». 2004 год.
  5. Энциклопедический словарь химика. М.: Педагогика. 1990.
  6. Интернет-ресурсы:

    http://vk.com/id227688534   Мартынов Максим 

http://www.zircon81.narod.ru/Metodica.html 

http://www.waynesthisandthat.com/crystals.htm#fast - fast 

http://www.crystalgrowing.com/index_e.htm 


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Научно-практическая конференция учащихся «Созвездие» Автор: Очирова Влада , 8 класс Гильбиринская СОШ Иволгинского района Байкальские самоцветы

Слайд 2

К крупным и важным группам полезных ископаемых относятся драгоценные камни или самоцветы. Драгоценные камни имеют кристаллическое строение, естественную форму правильных многогранников и обладают такими качествами как: большая прочность, прозрачность , необычный окрас (рисунок), сияние и блеск, высокое светорассеяние, возможность огранки, шлифовки и полировки. И ценятся за красоту, редкость и долговечность.

Слайд 3

В Бурятии добывается практически весь российский нефрит в горах Восточных Саян, южного Хамар-Дабана и Витимского нагорья, здесь можно найти этот камень всех цветов. Встречаются нефриты от черного до белого цвета, со всеми оттенками — серого, зеленого и голубого. Находится нефрит в пределах тектонических зон, где при различных движениях земной коры образуются глыбы овальной формы, которые очень напоминают речные валуны. Еще в царской России крупные нефритовые валуны доставляли в Санкт-Петербург в большом количестве, а затем в Лондон и Вену. Саянский нефрит высоко ценился в Европе. Нефритовые украшения пользовались спросом, а коллекция изделий из саянского нефрита экспонировалась в конце прошлого века в музеях Лондона и Парижа. Славится драгоценными камнями район Байкала Л азурит, чароит , серафинит , сердолик, турмалин, аквамарин и другие уникальные месторождения мирового уровня.

Слайд 4

Цель работы: Познакомиться с теорией кристаллов: образованием кристаллов драгоценных камней в земной коре и выращиванием кристаллов в лабораторных условиях. Задачи работы: Познакомиться с образованием кристаллов в природе; Освоить методику выращивания кристаллов медного и железного купоросов в лабораторных условиях; Провести эксперименты и наблюдения за процессом их роста; Проанализировать полученный результат экспериментов; Познакомиться из литературных источников с драгоценными камнями Байкальского региона, историей их добычи и использования. Объект исследования: Кристаллы: природные и искусственные Предмет исследования: Естественное и искусственное образование кристаллов. Методы исследования: Работа с источниками информации, проведение экспериментов, наблюдение и обобщение. Гипотеза исследовательской работы: Предполагаю, что кристаллы в природе и лаборатории образуются аналогичным способом, то возможно их можно вырастить самой в лабораторных условиях.

Слайд 5

В природе кристаллы образуются при различных геологических процессах из растворов и расплавов. Растворение или расплавление происходит при высокой температуре, равной температуре расплавленной магмы. Минералы превращаются в кристаллы, когда переходят из состояния горячей жидкости или расплава в холодную твердую форму. Когда массы этих жидких или расплавленных горных пород выталкиваются к поверхности земли, они начинают остывать. Минералы превращаются в кристаллы, когда переходят из состояния горячей жидкости в холодную твердую форму. В настоящее время существует ряд способов изготовления синтетических камней. Д.И. Менделеев впервые получил монокристалл рубина в лаборатории. Прозрачные рубины, кристаллизующиеся в ромбоэдрах, не уступали природным по своей твердости, цвету, величине и другим свойствам. Метод по выращиванию кристалла рубина отличается от метода выращивания кристаллов медного и железного купоросов тем, что происходит медленное охлаждение расплавов, а не жидкости. При выращивании кристалла рубина, также используют затравку. В настоящее время производят синтез драгоценных ювелирных и технических камней в промышленных масштабах. Образование кристаллов в природе

Слайд 6

Практическая работа Выращивание кристаллов медного и железного купоросов Медный купорос – пятиводный сульфат меди (II) CuSO 4 ∙ 5H 2 O Железный купорос – семиводный сульфат железа ( II ) FeSO 4 ∙ 7 H 2 O Этапы выращивания кристаллов: Этап 1: Растворяла соль медного и железного купоросов в воде на водяной бане. При повышении температуры и при помешивании растворимость увеличивалась. Добавляла соль до тех пор, пока она не перестала растворяться. Этап 2: Раствор медного купороса остался в стеклянном стакане, а раствор железного купороса перелила в пластиковый стакан. Привязала на нитку кристаллики названных солей. Другой конец нитки привязала к карандашу, для того, чтобы он удерживал затравки в растворе. Кристаллики опустила в перенасыщенные растворы. В раствор железного купороса добавила несколько капель серной кислоты, для того, чтобы соли двухвалентного железа не окислялись воздухом в сульфат железа ( I II). Этап 3: Поставила стаканы с растворами и кристалликами в место, где нет сквозняков и вибрации. Этап 4: Накрыла сверху бумагой, чтобы в растворы не попадали пыль и мусор. Оставила на несколько дней.

Слайд 7

День Действия Медный купорос Железный купорос 1 Приготовление раствора Залила горку медного и железного купоросов горячей кипяченой водой. Размешала деревянной палочкой, если растворение прекратилось, и кристаллы все еще оставались на дне – добавляла еще немного воды и размешивала. Получила прозрачный раствор. В горячем состоянии над раствором поднимался не едкий, но не слишком приятный по запаху пар. Поэтому растворяла купоросы при открытой форточке, пока не исчез запах . Раствор ярко синего цвета Раствор коричневатого цвета. 2 Наблюдение за изменениями Раствор перелила в стеклянный стакан. На дне появились мелкие кристаллики, стали расти друзы – сростки кристаллов После растворения соли, раствор процедила через сложенный в несколько слоев марлевый бинт в небольшую пластиковую емкость. 3 Приготовление затравки для раствора Взяла кристаллик медного купороса со дна стакана, привязала его на волос, другой конец волоса привязала к карандашу и опустила в раствор Выбрала кристаллик железного купороса со дна стакана, привязала на кончике волоса, другой конец волоса привязала к карандашу и опустила в раствор. Нужно не упустить момент для погружения, раствор должен быть при t =56,8 0 . 4 Наблюдаем за появившимися кристаллами Кристаллик стал расти, на нити появились маленькие кристаллики 5 Сравнение появив-шихся кристаллов Кристалл, привязанный к нитке, увеличивался довольно быстро. Кристалл рос стремительно. 6 Наблюдение за кристаллами Образовался один кристалл небольшого размера На затравке вырос большой кристалл. 14 Сравнение кристаллов (итог) В итоге образовался монокристалл средних размеров Волос не выдержал массы моего кристалла и порвался.

Слайд 9

Как бы не прогневать бога и шамана, или в чьих руках добыча минералов ? Буряты , тунгусы, эвенки против того, чтобы из земли доставали камни: так можно прогневить духов! Шаманисты не рассказывают ученым, где есть самоцветы. В 1838 году вышел императорский указ, запрещающий добычу драгоценных камней и металлов в наших краях . В 1935 году И.В. Сталин запретил добычу драгоценных камней и металлов, но это касалось в основном хищнической старательской добычи китайцами.

Слайд 10

Вот почему, если в России так много мест с редчайшими минералами на планете, а в ювелирных магазинах продают изделия из «иностранных» камней? В СССР была очень большая школа геологоразведки, а теперь масштабных работ вообще не проводят. В советские годы добычей минералов занималось большие государственные организации, а сейчас все в частных руках - добывают, и почти все, что находят, тут же экспортируют в Китай.

Слайд 11

Выводы по исследовательской работе Выращивание кристалла, как и выращивание чего-то живого – долгое и требующее очень большого терпения процедура; Самое важное условие для выращивания кристаллов использовать только свежеприготовленные пересыщенные растворы; Чтобы кристаллы росли как можно правильно, кристаллизация должна идти медленно; При выборе затравки, учитывать, то, что чем меньше выбранная затравка, чем она правильнее; Не доливать раствор в систему по мере его испарения; Когда затравка опущена вертеть, наклонять, перемешивать раствор не рекомендуется; Медный и железный купоросы ядовитые вещества. Нужно соблюдать правила безопасности; Кристалл железного купороса растет быстрее, чем медного купороса; Полученные кристаллы нужно покрыть бесцветным лаком, чтобы они не разрушились, кристаллы медного и железного купоросов боятся высокой температуры и солнечных лучей.

Слайд 12

Заключение Проведение исследований во внеурочное время – это очень увлекательное занятие, особенно выращивать кристаллы, и каждое утро прибегать в кабинет химии, чтобы отметить их рост! Я буду продолжать работу над этой темой: расширять знания по теории кристаллов, узнавать особенности драгоценных камней, добываемых в Байкальском регионе, пополнять свою коллекцию выращенных кристаллов. В ходе выполнения этой работы я раскрыла в себе интерес к исследованиям, нахождению и отбору увлекательного материала по самоцветам, оформлению доклада. А при публичном выступлении и защите, я надеюсь, что обрету большую уверенность в подаче своей небольшой, но важной для меня работы. И главное, что для достижения любой цели необходимо трудиться и постоянно углублять знания из различных источников, много читать, необходимо посетить геологический музей в Улан-Удэ. В ходе написания отчета по работе у меня появилась гордость за минеральные богатства нашей республики. Надо любить свой край и принести пользу в будущей взрослой жизни! Турмалин Нефрит Аквамарин Лазурит Сердолик Серафинит

Слайд 13

Да, Сибирь – земля вся богатая. То не скатен жемчуг, да ни яхонты. То орехи, грибы да ягоды. Приходи, бери по-разумному , Со словом ласковым, да не жадничай! И лесное добро тебе впрок пойдет, Не убудет, а только приумножится .

Предварительный просмотр:

Рецензия

Старшего научного сотрудника Института общей и экспериментальной биологии СО РАН, доктора фармацевтических наук П.Б. Лубсандоржиевой на научно-исследовательскую работу ученицы  Гильбиринской средней школы Иволгинского района республики Бурятия Очировой Влады.

Тема исследования: «Байкальские самоцветы» 

Руководитель учебного исследования: учитель химии Гильбиринской средней школы Н.М. Очирова

Данная работа имеет патриотическую направленность – гордость за богатые месторождения драгоценных камней Байкальского региона, практическую направленность – выявление способа образования кристаллов драгоценных камней в земной коре и возможность выращивания кристаллов некоторых солей в лабораторных условиях. Работа написана грамотным научным языком.

Во введении Влада дает обоснование выбора темы, затрагивает вопрос о концентрации месторождений драгоценных камней в районе Байкала и выдвигает гипотезу, в которой предполагает, что если кристаллы в природе и лаборатории образуются одним и тем же способом, то можно вырастить кристаллы некоторых солей самой. Сформулировала цель, заострила внимание на постановке конкретных задач.

В изложении основной части исследовательской работы, автор представляет теоретический материал об образовании минералов путем кристаллизации из водных растворов и расплавов. В отличие от лабораторных условий температура, которая создается в земных недрах, примерно равна температуре расплавленной магмы (1000 - 12000). Минералы превращаются в кристаллы, когда переходят из состояния горячей жидкости в холодную твердую форму.

Влада провела объемную исследовательскую работу по выращиванию кристаллов медного и железного купоросов в лабораторных условиях, вела дневник наблюдений, сформулировала выводы и подтвердила свою гипотезу. В заключении автор дает собственные выводы по исследуемой проблеме, показывает возможные пути продолжения работы по данной тематике.

Представила этнологический материал – отношение сибирских народов к добыче полезных ископаемых. О существовании религиозного и административного запрета на добычу камней в наших краях.

В целом работа заслуживает отличной оценки. 

Рекомендации: продолжить работу по выращиванию кристаллов в лабораторных условиях и углубить теоретические знания в теории кристаллов.


Поделиться:

Разлука

Л. Нечаев. Яма

Повезло! Стихи о счастливой семье

Ручей и камень

Глупый мальчишка