индивидуальный проект по произведениям 2-х писателей между которыми целая эпоха- 70 лет
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 120.68 КБ |
Гуликский филиал Муниципального Бюджетного Общеобразовательного Учреждения Сосновоборская Средняя Общеобразовательная Школа
ПРОЕКТ
«Обычаи и традиции эвенков в произведениях Г. А Федосеева и Н. И. Абоимова»
Проект подготовил ученик 9 класса,
Варварин Илья Александрович.
Руководитель проекта Карпович Елена Александровна,
учитель русского языка и литературы.
2017 год
Паспорт проекта.
Название проекта «Обычаи и традиции эвенков в произведениях Г. Федосеева и Н. Абоимова»
Исполнитель проекта Варварин Илья Александрович, ученик 9 класса.
Руководитель проекта Карпович Елена Александровна, учитель русского языка и литературы.
Учебный год, в котором разрабатывался проект 2016-2017.
Цель: изучение традиции и обрядов эвенков по произведениям Г.Федосеева и Н.Абоимова
Задачи:
Предмет литература.
Тип проекта исследовательский.
Сроки реализации 2016-2017.
Продукт проектной деятельности статья с описанием исследования, презентация, данные анкетирования.
Этапы работы над проектом
Оглавление.
ВВЕДЕНИЕ
1.Актуальность выбранной темы проекта.
Край Амурский, леса и озёра,
Буйных рек величавая стать.
Красоту эту всю созерцая,
Просто трудно поэтом не стать.
Летом солнце асфальт даже плавит,
А зимою мороз здесь жесток.
Всё равно я люблю всей душою
Свою Родину – Дальний Восток
Это строки из стихотворения белогорского поэта Сергея Данюка «Край Амурский» .
Любить свою родину. Что это значит? Я считаю, что человек, который говорит с гордостью о малой родине, обязан знать её историю и культуру.
Изучение истории родного края, это неотъемлемая часть истории страны. Исследуя прошлое и настоящее, мы получаем информацию об особенностях жизни людей, это позволяет нам выстраивать и свое будущее.
Писатели и поэты родного края через свои произведения прививают нам любовь к малой родине, рассказывают о благородстве, любви, верности, помогают узнать историю земли, на которой мы родились. Именно они знакомят с удивительно добрыми , умными и заботливыми людьми. Только читая произведения, написанные душой, рождается особое отношение к добру и злу, чести и бесчестию, потому что за каждой строкой – ценнейший опыт наших писателей-земляков. С какой любовью и нежностью каждый из них пишет о своём городе, селе, народе.
Об одном из малых северных народов, проживающих на территории Зейского района, писал в своих произведениях Г. А.Федосеев, а пишет в настоящее время Н. И. Абоимов. Конечно же - это эвенки. Эвенки - очень малочисленный народ, с трудом сохраняющий свою культуру и самобытность под влиянием соседних народностей и воздействием современности.
Бомнак- это одно из сел Зейского района. Казалось бы, мы живем совсем рядом, а значит должны хорошо знать жизнь, культуру этого древнего кочевого народа. На самом деле это не так. Зейский район настолько обширен, что проживая на одном берегу водохранилища, и мы и наши родители ни разу не были в поселках, которые расположены на другом берегу. Мы не видели настоящего эвенкийского чума, ездовых оленей, не общались и не соприкасались с жизнью эвенков. Не каждый из нас имеет возможность посетить эвенкийское село, но каждый имеет возможность познакомиться с традициями, укладом жизни, мудростью этого народа через литературные произведения.
Меня эта тема заинтересовала после прочтения произведений Г. А.Федосеева и знакомства с местным писателем Н. И. Абоимовым. Он не эвенк, но так прикипел к ним душой, что без искорки в глазах не то что писать, даже рассказывать о них не может. Огромный, древний, мудрый, самобытный мир кочевников открывается на страницах их книг. Я считаю, что изучение истории родного края по литературным произведениям местных писателей очень актуальна в любые времена.
2. Тема проекта: «Обычаи и традиции эвенков в произведениях Г.А. Федосеева и Н. И. Абоимова»
3.Цель проекта: изучить традиции и обряды эвенков по произведениям Г.Федосеева и Н.Абоимова
4. Задачи проекта:
В своей работе я использовал материалы из произведений Г. А. Федосеева «Злой дух Ямбуя», «Последний костёр»; сборников рассказов Н.И.Абоимова , материалы беседы с Н.Абоимовым , свои собственные мысли и рассуждения.
ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ ЭВЕНКОВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Г.А.ФЕДОСЕЕВА
Григорий Анисимович Федосеев – геодезист, землепроходец, известный писатель, продолживший в русской литературе традиции Арсеньева. Он замыкает список отечественных первооткрывателей, начинающийся именами Хабарова, Дежнёва, Семёнова-Тян-Шанского, Шмидта и др.
Родился Федосеев 19 января 1899 года на Северном Кавказе в станице Кардоникской. Его родители, простые крестьяне, вряд ли могли предположить, что их сын почти всю жизнь посвятит путешествиям, а книги его станут настолько популярными, что будут издаваться миллионными тиражами, переводиться на множество иностранных языков и разойдутся по всему миру.
В 1949-1955 гг. Григорий Федосеев жил в г. Зея. Работа в экспедициях, долгие годы непрерывных походов обогатили будущего писателя множеством жизненных наблюдений. Ф.Ф. Ерощева, близко знавшая Федосеева, отмечает: «Все эти наблюдения изо дня в день, причём в любых условиях, запечатлевались в дневниках, которые всегда велись по “горячим следам”: у ночного костра, в палатке под шум проливного дождя, на кромке тектонического разлома вулкана цирка под пронизывающим ветром».
Одним из главных героев каждого произведения Федосеева была живая природа, которую автор изображал не только с любовью, но и с тонким пониманием и глубоким знанием. И, наверное, не было бы оно столь широким и точным, не окажись рядом с Федосеевым проводников-эвенков. В одном из интервью писатель с признательностью вспоминал: «Как благодарен я судьбе, что встретился с ними. Покорение недоступных гор и рек было бы невозможным без их таёжного опыта и знаний». Эвенк Улукиткан стал для Федосеева не только проводником, но и дорогим другом. Охотник, отлично знавший горы и таёжную глухомань, много повидавший на свете, Улукиткан был приглашён участвовать в работе геодезической экспедиции проводником. И сразу в этом маленьком, сухоньком человеке, одетом в старую доху, русские землепроходцы разглядели светлый ум, душевную тонкость, чуткость и доброту по отношению к людям. Из интервью с Федосеевым: «Он пришёл к нам в геодезическую экспедицию стариком уже, маленьким, щупленьким, всегда улыбающимся и принёс огромный опыт лесных кочевников. Он ведь сам был уроженцем этой глухой тайги Алданского нагорья, где мы занимались картографированием. Но его достоинство было не в опыте, а в человечности. Это был удивительной души человек, воспитанный природой. Мы с ним работали очень легко. Нам не нужно было искать броды через реки, перевалы, проходы к вершинам. Всё это он хранил в своей памяти, и мы только пользовались его услугами. Этот неграмотный человек был по существу нашим университетом. Мы учились у него и мужеству, и терпению, и доброте. Мне кажется, что этому человеку я должен был поставить памятник в виде тех книг, которые я посвятил ему»
Малочисленным народом Дальнего Востока являются эвенки (самоназвание «орочён» — оленьи люди)..
Эвенки с древности вели мобильный образ жизни охотников и оленеводов. Причем именно охота была преимущественным видом хозяйственной деятельности (лось, кабарга, изюбрь, медведь, пушной зверь), в то время как оленеводство играло второстепенную роль.
Религия эвенков – это шаманизм. Эвенкийский шаманизм отличается высокоразвитым политеизмом (многобожием) и сложностью обрядового комплекса. Главное и характерное в шаманизме – обожествление сил природы и умерших предков, вера в то, что в мире существует множество богов и духов и с помощью шаманов можно влиять на них для обеспечения счастья, здоровья и благополучия, отвращения беды.
В произведениях Григория Анисимовича Федосеева «Злой дух Ямбуя» и «Последний костёр» мною были выбраны 56 примеров упоминания обычаев и традиций эвенков. Собранный материал я систематизировал следующим образом.
Основные группы обычаев эвенков:
Эвенки хорошо относятся к природе, к своей земле, потому что она – часть их самих. Но им представляется, что люди находятся в окружении всевозможных духов. Эвенки верили, что существуют духи злые и духи добрые.
По рассказам эвенков, один из верховных духов-это энекан буга. Эвенки представляют ее как очень старую сгорбленную женщину с добрым лицом, в длинном платье из ровдуги. Волосы зачесаны назад (возможно, на голове капюшон). В левой руке она держит чемпули, полный шерстинок – душ разных животных, в правой – шерстинку, чтобы подарить ее кому-нибудь из людей.
Энекан буга постоянно обходит свои владения и наблюдает за охраной устоев вселенной. Эвенки поклоняются ей и приносят жертвы (полагая, что этим они задабривают энекан буга и ее помощников), чтобы духи были милостивы, содействовали охоте и разведению домашних оленей. постоянно обходит свои владения и наблюдает за охраной устоев вселенной.
В произведении «Последний костёр» я нашел подтверждение обычаю жертвоприношение добрым духам.
Наиболее почитаемая помощница энекан буга – энекан того (бабушка-огонь). Эвенки представляли ее в образе очень старой сгорбленной женщины, за плечами у которой мешочек с углями.
По верованиям эвенков, огонь обладал сверхъестественной силой изгонять злых духов.
Эвенки часто обращались к огню с мелкими просьбами: послать зверя, благополучие и здоровье в семье, здоровье оленьему стаду и т. д. При этом они приносили ему жертвы, бросали первый лакомый кусочек еды.
Злых духов боялись и уважали, пытались обмануть, сбить с пути.
2. Почитание духов животных
Культ животных, особое к ним отношение, почитание их. Широко распространен у всех народов Севера. Связан он со страхом перед грозными хищниками (медведь, волк). У всех народов Севера в высшей степени развит культ медведя.
Медведь представляется подобным человеку. Он понимает человеческую речь, может превращаться в человека и обратно. Медведь, если о нем плохо говорят, смеются над ним или грозят, мог отомстить. Поэтому надо вести себя осмотрительно. Собираясь на охоту, говорили иносказательно: «Надо зверя выслеживать». Прежде чем убить медведя в берлоге, его будили. Эвенки, подойдя к берлоге, говорили: «Дедушка, тебя убивает ворон» или «Не тунгус к тебе пришел, а якут» (т.е. чужой). Иногда, чтобы отвести от себя вину, изображали ворон: кричали по-вороньи, махали руками, как крыльями. Эвенки, убив медведя, просили у него прощения, отводили от себя вину.
В произведениях Г.А. Федосеева традиции уважительного отношения к медведю описаны так:
3. Законы кочевников
Эвенки чтили опыт своих предков. Опыт передавался от старших к младшим. Пожилые эвенские женщины старались сохранить и передать своим детям и внукам свою веру. Из поколения в поколение целеустремленно наставляли и контролировали соблюдение правил поведения, согласно народной мудрости и приметам.
О правилах поведения эвенков в тайге у Г.А.Федосеева говорится так:
4. Семейные обычаи
Существует у эвенков обряд встречи гостя. Первая встреча сопровождалась рукопожатием. Считалось бестактным засыпать гостя вопросами, избегали многословия, грозящего перейти в болтливость. Молча, ждали, пока договорит гость, расскажет о себе, о своих сородичах, о цели приезда. Самые лучшие куски мяса и лакомства (язык, костный мозг, молоко) предназначались для гостя. Гость, как правило, приезжал с подарками. В подарке важна была не его цена, а знак внимания.
Г.А.Федосеев семейные традиции описал так:
Существовал у эвенков обычай безвозмездной передачи своей добычи сородичам- нимат. Этот обычай тоже упомянут у Г.А.Федосеева:
a) Рождение ребёнка
С рождением ребёнка у эвенков были связаны особые обычаи. Эвенская женщина, ожидающая ребёнка, уходит из чума, где она живёт постоянно. И строит новый чум, чтобы запутать злых духов, которые несут напасти, болезни и беды. Они не должны знать, что у неё родится ребёнок. Когда родится ребёнок, мать заворачивает его в шкуру, кладёт в люльку из бересты или кожи. «Ребёнка обкладывали мхом, заворачивали в кабарожью шкуру. Крикливого купали в снегу, чтобы спал».
Г.А.Федосеев тоже описал эти обычаи в своих повестях:
b) Воспитание детей
В семье дети проходили жизненную школу, необходимую для существования в суровых условиях тайги, и усваивали хозяйственные и охотничьи навыки, выработанные веками. Исходя из жизненных потребностей воспитание детей у эвенов занимало особую роль, так как от этого зависело их жизнь в гармонии с суровой северной природой.
c) Отношение к старикам
d) Похоронные обычаи
Сложным был похоронный обряд эвенков. «В дальнюю дорогу» старались «проводить» покойника как можно лучше, иначе его душа будет блуждать, возвращаться обратно и беспокоить родных по ночам и даже может унести с собой душу родственника.
У Г.А.Федосеева об этом говорится так:
5. Мудрость эвенков
Суровые условия жизни заставляли эвенов больше прислушиваться к самому себе, присматриваться к окружающей среде, примечать в ней необычное и делать определенные выводы по каждому конкретному случаю.
ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ ЭВЕНКОВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н.И.АБОИМОВА
Родился Николай Иосифович Абоимов в Оренбургской области в 1947 году. Сам о себе он пишет так: « Здесь ( в Оренбургской области) пробежало мое детство. Юность и школьные годы прошли в Узбекистане, там я окончил среднюю школу. Служил на Тихоокеанском флоте. Большую часть из прожитых лет обитал в посёлке Бомнаке и прилегающей к нему тайге, где дружил с эвенками, замечательным народом, преподавшим мне прелесть и обаяние общения с окружающим миром Природы. Благодарностью и любовью к ним написаны мои зарисовки. Верю, что для кого-то они будут полезны и интересны».
Зарисовки Николая Иосифовича об эвенках заинтересовали меня сразу. Во- первых, это очень короткие по объёму, но очень ёмкие по смыслу рассказы. Во – вторых, мне было очень интересно пообщаться с человеком, который, не будучи рожден эвенком, пишет о них, как о себе. Он прожил в селе Бомнак много лет, из чужака, стал настоящим каюром. Жизнь охотника- кочевника стала его жизнью.
В его произведениях также отразились обычаи и традиции эвенков. Я сгруппировал их так:
1.почитание духов животных
2.законы кочевников
3. семейные обычаи
4. обучение
5.мудрость эвенков
1. Почитание духов животных
К медведю самое трепетное у эвенков отношение. По поверьям эвенков – это прародитель. Во время охоты эвенки могли говорить только иносказательно. Во всех действиях от подхода к берлоге до трапезы обязательными были крики, подражающие ворону: "Ки-и-к! Ку-у-к! Кикак!".
2. Законы кочевников
Когда у эвенков появилось огнестрельное оружие, охота стала ещё удачнее, но патроны были на вес золота, поэтому их берегли, и охотились так, чтобы пулей или дробью можно было воспользоваться еще раз:
Кочевники- охотники пользовались опытом предков и никогда не забывали как действовать в тех или иных обстоятельствах:
3 Семейные обычаи
Нимат упоминается и в рассказах Н.И.Абоимова.
4. Обучение
Эвенки обучали своих детей с самого рождения. Н.И.Абоимов учился у кочевников, будучи взрослым человеком. Вот как это было:
5. Мудрость эвенков
Примеры мудрых изречений эвенков на страницах рассказов Н.И.Абоимова:
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОБРАННОГО МАТЕРИАЛА
Проанализировав произведения Г.А.Федосеева «Злой дух Ямбуя» и «Последний костёр», мною были выявлены примеры использования писателем действующих в эвенкийском обществе обычаев и традиций. Григорий Анисимович Федосеев работал в Зейском районе шесть лет в первой половине 20 века. Срок небольшой. Но за это время он так сблизился с проводниками – эвенками, что детально изучил их традиции, обычаи, обряды. В двух произведениях Г.Федосеева я выявил 56 упоминаний о жизни кочевников. Весь собранный материал я сгруппировал так:
1. почитание духов природы
2. почитание духов животных
3. законы кочевников
4. семейные обычаи
a) рождение ребёнка
b) воспитание детей
c) отношение к старикам
d) похоронные обычаи
5. мудрость эвенков
Николай Иосифович Абоимов прожил в селе Бомнак более 20 лет во второй половине 20 века. Гордится тем, что подрастающие эвенки даже не подозревают, что он не эвенк. Как говорит Николай Иосифович: «Это дорогого стоит». В его миниатюрах я нашёл 23 упоминания о жизни, устоях, ценностях северного народа. Их я сгруппировал следующим образом:
1.почитание духов животных
2.законы кочевников
3. семейные обычаи
4. обучение
5.мудрость эвенков
Сравнивая полученные данные, я заметил, что оба автора описывают жизнь эвенков с одних и тех же позиций : представление об устройстве мира; представление о родовых устоях.
В произведениях Г.А.Федосеева всё же детальнее, изобразительнее описаны обычаи, традиции, связанные с жизнью эвенкийской семьи, отношениями между родами.
В рассказах Н.И. Абоимова больше описаны обычаи, традиции, связанные с жизнью кочевников- охотников.
По моему мнению, читая произведения Г.А.Федосеева, мы знакомимся с жизнью эвенков всесторонне, дышим с ними, идём шаг в шаг, переживаем все радости и беды.
Познакомившись с рассказами Н.И.Абоимова, читателю можно смело идти в тайгу, потому что его произведения- это настольная книга начинающего охотника. В них огромное количество практических советов, которые основаны на вековом опыте эвенков.
НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ СОВРЕМЕННЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ
Проводя исследование, я провел опрос среди школьников 6-9 классов. Участникам опроса было задано три вопроса:
В результате опроса я получил следующие результаты:
Опрос показал, что большинство обучающихся согласны с тем, что историю родного края надо знать, но вместе с тем оказалось, что о существовании коренного населения нашего района не знают 50% опрошенных. 60% опрошенных назвали писателей, которые ввели в свои произведения эвенков. А это значит, что художественные произведения амурских писателей помогают нам изучать историю родного края.
Опрос школьников поднял на поверхность и ещё одну проблему. Оказалось, что учащиеся при опросе называли одну, реже две фамилии писателей Приамурья. Отсюда следует, что работа в этом направлении ( литературное краеведение) является актуальной и необходимой. Моё исследование поможет учителям литературы прививать любовь и к родному краю и к произведениям наших земляков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Традиции и обычаи эвенков составляют систему, основой которой является шаманизм, с его сложностью философских и религиозных взглядов. Достаточно интересных и пугающих.
Изучая историю эвенков по произведениям Г.А.Федосеева и Н.И.Абоимова, я узнал, что этот народ живёт по высоконравственным законам. Таким как:
Береги Отечество, родные места.
Не разрушай деревья, не убивай животных и птиц бессмысленно, не наноси вреда природе.
Не загрязняй водоёмы, озера, реки.
Береги отчий дом, домашний очаг.
Знай историю своего рода, народа.
Изучать историю родного края жизненно необходимо, ведь недаром молвит пословица: «Кто не знает прошлого, у того нет будущего».
Неоценима помощь в изучении родного края литературных произведений местных поэтов и писателей. Я считаю, что в настоящее время изучению литературного наследия Приамурья в школе уделяется недостаточно времени и внимания ( отсюда низкий процент знания местных писателей и поэтов).
Я составил сборник материалов по прочитанным мною произведениям Г.А.Федосеева и Н.И.Абоимова. В этот сборник вошли разработки учителей и учащихся нашей школы по литературному краеведению. Я уверен, что моё исследование можно использовать на уроках литературы, истории, обществознания, библиотечных уроках.
Жизнь эвенка связана с природой, они говорят: «земля кормит оленя, олени кормят нас». Как важно беречь в этой жизни друг друга. Помнить, что « на свете нет малых народов. Величие народа не измеряется его численностью, подобно тому, как величие человека не измеряется его ростом».
Список литературы
Интернет – ресурсы.

Мороз и заяц

Рисуем тыкву

Сказка "Узнай-зеркала"

Никто меня не любит

Заяц, косач, медведь и весна