• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

итоговый индивидуальный проект по теме "Обычаи и традиции эвенков в произведениях Г. А Федосеева и Н. И. Абоимова

Опубликовано Карпович Елена Александровна вкл 10.11.2018 - 16:29
Автор: 
Варварин Илья

индивидуальный проект по произведениям 2-х писателей между которыми  целая эпоха- 70 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_evenki.docx120.68 КБ

Предварительный просмотр:

Гуликский филиал Муниципального Бюджетного Общеобразовательного Учреждения Сосновоборская Средняя Общеобразовательная Школа

ПРОЕКТ

«Обычаи и традиции эвенков в произведениях                                                      Г. А Федосеева и Н. И. Абоимова»

 Проект подготовил ученик 9 класса,

Варварин Илья Александрович.

Руководитель проекта Карпович Елена Александровна,

учитель русского языка и литературы.

2017 год

Паспорт проекта.

Название проекта «Обычаи и традиции эвенков в произведениях                           Г. Федосеева и Н. Абоимова»

Исполнитель проекта Варварин Илья Александрович, ученик 9 класса.

Руководитель проекта Карпович Елена Александровна, учитель русского языка и литературы.

Учебный год, в котором разрабатывался проект 2016-2017.

Цель: изучение традиции и обрядов   эвенков по произведениям Г.Федосеева и Н.Абоимова

Задачи:  

  1. описать традиции  и религиозные обряды эвенков ;
  2.  прививать  любовь к чтению произведений писателей Приамурья;
  3.  провести опрос школьников, нацеленный на выявление уровня знания истории родного края;
  4.  привлечь внимание общества к проблеме изучения истории родного края

Предмет литература.

Тип проекта исследовательский.

Сроки реализации 2016-2017.

Продукт проектной деятельности статья с описанием исследования, презентация, данные анкетирования.

Этапы работы над проектом

  1. Подготовка. Определение темы и цели проекта.
  2. Планирование. Определение источников информации; определение способов её сбора и анализа. Определение способа представления результатов (формы отчета)Установление процедур и критериев оценки результата и процесса разработки проекта.
  3. Исследование. Сбор информации. Решение промежуточных задач.
  4. Анализ и обобщения. Анализ информации, оформление результатов в виде текста и презентации, формулировка выводов.
  5. Представление проекта. Выступление перед одноклассниками, защита проекта.
  6. Оценка результата и процесса. Анализ выполнения проекта, причины успехов и неудач.

Оглавление.

  1. Паспорт проекта.
  2. Введение.
  3. Обычаи и традиции эвенков в произведениях Г.Федосеева.
  4. Обычаи и традиции эвенков в произведениях Н.Абоимова.
  5. Сравнительный анализ собранного материала.
  6. Необходимость изучения истории родного края современными  школьниками.
  7. Заключение.
  8. Список литературы.

ВВЕДЕНИЕ

1.Актуальность выбранной темы проекта.

Край Амурский, леса и озёра,

Буйных рек величавая стать.

          Красоту эту всю созерцая,

Просто трудно поэтом не стать.

Летом солнце асфальт даже плавит,

А зимою мороз здесь жесток.

Всё равно я люблю всей душою

         Свою Родину – Дальний Восток

Это строки из стихотворения  белогорского поэта Сергея Данюка «Край Амурский»  .

Любить свою родину. Что это значит? Я считаю, что человек, который говорит с гордостью о малой родине, обязан знать её историю и культуру.

Изучение истории родного края, это неотъемлемая часть истории страны. Исследуя прошлое и настоящее, мы получаем информацию об особенностях жизни людей, это позволяет нам выстраивать и  свое будущее.  

Писатели и поэты родного края через свои произведения прививают  нам любовь к малой родине, рассказывают о благородстве, любви, верности, помогают   узнать  историю земли, на которой  мы родились. Именно они знакомят с  удивительно добрыми , умными и заботливыми людьми. Только читая произведения, написанные душой,  рождается особое отношение к добру и злу, чести и бесчестию, потому что за каждой строкой – ценнейший опыт наших писателей-земляков. С какой любовью и нежностью каждый из них пишет о своём городе, селе, народе.

Об одном из  малых северных народов, проживающих на территории Зейского района, писал в своих произведениях Г. А.Федосеев, а пишет в настоящее время Н. И. Абоимов. Конечно же - это эвенки. Эвенки - очень малочисленный народ, с трудом сохраняющий свою культуру и самобытность под влиянием соседних народностей и воздействием современности.

Бомнак- это одно из сел Зейского района. Казалось бы,  мы живем совсем рядом, а значит должны хорошо знать жизнь, культуру этого древнего кочевого народа. На самом деле это не так. Зейский район настолько обширен, что проживая на одном берегу водохранилища, и  мы и наши родители  ни разу не были в поселках, которые расположены на другом берегу. Мы  не  видели настоящего эвенкийского чума,  ездовых оленей, не общались и не соприкасались с жизнью эвенков. Не каждый из нас имеет возможность  посетить эвенкийское село, но каждый имеет возможность познакомиться с  традициями, укладом жизни, мудростью этого народа через литературные произведения.

Меня эта тема заинтересовала после прочтения произведений Г. А.Федосеева и знакомства  с местным писателем Н. И. Абоимовым. Он не  эвенк, но так прикипел к ним душой, что без искорки в глазах не то что писать, даже рассказывать о них не может. Огромный, древний, мудрый, самобытный  мир кочевников открывается  на страницах их книг.   Я считаю, что изучение истории родного края по литературным произведениям местных писателей очень актуальна в любые времена.

2. Тема  проекта: «Обычаи и традиции эвенков в произведениях Г.А.  Федосеева и Н. И. Абоимова»

3.Цель проекта: изучить традиции и обряды  эвенков по произведениям Г.Федосеева и Н.Абоимова

4. Задачи проекта:

  •  описать традиции  и религиозные обряды эвенков ;
  •  прививать  любовь к чтению произведений писателей Приамурья;
  • провести опрос школьников, нацеленный на выявление уровня знания    истории        родного края.

В своей работе я использовал  материалы из произведений Г. А. Федосеева «Злой дух Ямбуя», «Последний костёр»; сборников рассказов Н.И.Абоимова , материалы беседы с Н.Абоимовым  , свои собственные мысли и рассуждения.

ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ ЭВЕНКОВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Г.А.ФЕДОСЕЕВА

 Григорий Анисимович Федосеев – геодезист, землепроходец, известный писатель, продолживший в русской литературе традиции Арсеньева. Он замыкает список отечественных первооткрывателей, начинающийся именами Хабарова, Дежнёва, Семёнова-Тян-Шанского, Шмидта и др.

Родился Федосеев 19 января 1899 года на Северном Кавказе в станице Кардоникской. Его родители, простые крестьяне, вряд ли могли предположить, что их сын почти всю жизнь посвятит путешествиям, а книги его станут настолько популярными, что будут издаваться миллионными тиражами, переводиться на множество иностранных языков и разойдутся по всему миру.

В 1949-1955 гг. Григорий Федосеев жил в г. Зея. Работа в экспедициях, долгие годы непрерывных походов обогатили будущего писателя множеством жизненных наблюдений.  Ф.Ф.  Ерощева,  близко  знавшая  Федосеева,  отмечает: «Все эти наблюдения изо дня в день, причём в любых условиях, запечатлевались в дневниках, которые всегда велись по “горячим следам”: у ночного костра, в палатке под шум проливного дождя, на кромке тектонического разлома вулкана цирка под пронизывающим ветром».

Одним из главных героев каждого произведения Федосеева была живая природа, которую автор изображал не только с любовью, но и с тонким пониманием и глубоким знанием. И, наверное, не было бы оно столь широким и точным, не окажись рядом с Федосеевым проводников-эвенков. В одном из интервью писатель с признательностью вспоминал: «Как благодарен я судьбе, что встретился с ними. Покорение недоступных гор и рек было бы невозможным без их таёжного опыта и знаний». Эвенк Улукиткан стал для Федосеева не только проводником, но и дорогим другом. Охотник, отлично знавший горы и таёжную глухомань, много повидавший на свете, Улукиткан был приглашён участвовать в работе геодезической экспедиции проводником. И сразу в этом маленьком, сухоньком человеке, одетом в старую доху, русские землепроходцы разглядели светлый ум, душевную тонкость, чуткость и доброту по отношению к людям. Из интервью с Федосеевым: «Он пришёл к нам в геодезическую экспедицию стариком уже, маленьким, щупленьким, всегда улыбающимся и принёс огромный опыт лесных кочевников. Он ведь сам был уроженцем этой глухой тайги Алданского нагорья, где мы занимались картографированием. Но его достоинство было не в опыте, а в человечности. Это был удивительной души человек, воспитанный природой. Мы с ним работали очень легко. Нам не нужно было искать броды через реки, перевалы, проходы к вершинам. Всё это он хранил в своей памяти, и мы только пользовались его услугами. Этот неграмотный человек был по существу нашим университетом. Мы учились у него и мужеству, и терпению, и доброте. Мне кажется, что этому человеку я должен был поставить памятник в виде тех книг, которые я посвятил ему»

  Малочисленным  народом Дальнего Востока  являются эвенки (самоназвание «орочён» — оленьи люди)..

Эвенки с древности  вели мобильный образ жизни охотников и оленеводов. Причем именно охота была преимущественным видом хозяйственной деятельности (лось, кабарга, изюбрь, медведь, пушной зверь), в то время как оленеводство играло второстепенную роль.

Религия эвенков – это шаманизм. Эвенкийский шаманизм отличается высокоразвитым политеизмом (многобожием) и сложностью обрядового комплекса. Главное и характерное в шаманизме – обожествление сил природы и умерших предков, вера в то, что в мире существует множество богов и духов и с помощью шаманов можно влиять на них для обеспечения счастья, здоровья и благополучия, отвращения беды.

В произведениях Григория Анисимовича Федосеева «Злой дух Ямбуя» и «Последний костёр» мною были выбраны 56  примеров упоминания  обычаев и традиций эвенков. Собранный материал я систематизировал следующим образом.

Основные группы обычаев эвенков:

  1. почитание духов природы
  2. почитание духов животных
  3. законы кочевников
  4. семейные обычаи
  1.  рождение ребёнка
  2. воспитание детей
  3. отношение к старикам
  4. похоронные обычаи
  1. мудрость эвенков

  1. Почитание духов природы

Эвенки хорошо относятся к природе, к своей земле, потому что она – часть их самих. Но им представляется, что люди находятся в окружении всевозможных духов. Эвенки верили, что существуют духи злые и духи добрые.

По рассказам эвенков, один из верховных духов-это энекан буга. Эвенки представляют ее как очень старую сгорбленную женщину с добрым лицом, в длинном платье из ровдуги. Волосы зачесаны назад (возможно, на голове капюшон). В левой руке она держит чемпули, полный шерстинок – душ разных животных, в правой – шерстинку, чтобы подарить ее кому-нибудь из людей.

 Энекан буга постоянно обходит свои владения и наблюдает за охраной устоев вселенной. Эвенки поклоняются ей и приносят  жертвы (полагая, что этим они задабривают энекан буга и ее помощников), чтобы духи были милостивы, содействовали охоте и разведению домашних оленей. постоянно обходит свои владения и наблюдает за охраной устоев вселенной.

В произведении «Последний костёр» я нашел подтверждение обычаю жертвоприношение добрым духам.

  • «- Что-то неловко на сердце, так и не выпускала бы из рук сына,-вздохнула она.- От радости сердцу больно. Потом отойдет. На нашем следу дурных примет не видно, беде вроде бы неоткуда взяться. А зверя добудем, добрых духов не оставим без жертвоприношения…»;
  • «…Нам, однако, повезло- сын родился.. И стужа кончилась. Надо бы ублажить доброго духа за заботу…».

Наиболее почитаемая помощница энекан буга – энекан того (бабушка-огонь). Эвенки представляли ее в образе очень старой сгорбленной женщины, за плечами у которой мешочек с углями.

По верованиям эвенков, огонь обладал сверхъестественной силой изгонять злых духов.

Эвенки часто обращались к огню с мелкими просьбами: послать зверя, благополучие и здоровье в семье, здоровье оленьему стаду и т. д. При этом они приносили ему жертвы, бросали первый лакомый кусочек еды.

  • «…Будут ли добрые духи милостивы  к нему и дальше, оградят ли они его путь от беды. Надо бы в дар им бросить кусок жиру на огонь, да его нет. Улукиткан повесил на лиственницу две тряпочки и бросил под комель несколько пуль. «Не думайте, что мы не помним ваше добро, а зверя свалим, щедро рассчитаемся с вами, добрые духи», - мысленно обещал эвенк…»

Злых духов боялись и уважали, пытались обмануть, сбить с пути.

  • «…Надо бы уйти с этой стоянки, сбить со своего следа злых духов, это они жизнь эвенка корёжат…»

 2.        Почитание духов животных

Культ животных, особое к ним отношение, почитание их. Широко распространен у всех народов Севера. Связан он со страхом перед грозными хищниками (медведь, волк). У всех народов Севера в высшей степени развит культ медведя.

    Медведь представляется подобным человеку. Он понимает человеческую речь, может превращаться в человека и обратно. Медведь, если о нем плохо говорят, смеются над ним или грозят, мог отомстить. Поэтому надо вести себя осмотрительно. Собираясь на охоту, говорили иносказательно: «Надо зверя выслеживать». Прежде чем убить медведя в берлоге, его будили. Эвенки, подойдя к берлоге, говорили: «Дедушка, тебя убивает ворон» или «Не тунгус к тебе пришел, а якут» (т.е. чужой). Иногда, чтобы отвести от себя вину, изображали ворон: кричали по-вороньи, махали руками, как крыльями. Эвенки, убив медведя, просили у него прощения, отводили от себя вину.

В произведениях Г.А. Федосеева традиции уважительного отношения к медведю описаны так:

  • «…Надо бы сразу над убитым зверем совершить медвежий обряд, иначе худо будет всем, и людям, и оленям,- дух медведя всемогущ. Положено как можно мягче обращаться с убитым зверем, сразу надеть на его морду сплетённые из тонких берёзовых прутьев кольцо, чтобы усмирить в звере злого духа. Потом завязать зверю тряпочкой глаза и потаскать его тушу вокруг дерева, против хода солнца, чтобы зверь не видел, куда ушёл охотник…»;
  • «…Но на всякий случай надо замести следы. Он повернул тушу спиной кверху, с трудом вытянул вперёд его непослушные передние лапы, положил на них рассеченную голову зверя- точь- в -точь –так спят в тёплые дни медведи. И ушёл, пятясь задом, чтобы след его на снегу шёл в обратном направлении. Дошёл до края ельника, там несколько раз повернулся вокруг себя и лишь после этого перебежал поляну…»;
  • «…- Амакан, - почти ласково обращалась она к невидимому собеседнику,-ты думаешь, мы тебя убивали?  Нет, что ты, и не собирались! Как можно! Мяса у нас полные потки, сам погляди. Тебя убивали другие люди. Мы его не знаем, чужой. У него своя тропа, он хромой, догоняй его. Ну- ну скорее догоняй, он так ушёл.  – старуха машет рукою в сторону вчерашнего своего следа. Затем передаёт  ложку сидящему слева сыну Майгу,достаёт нож, ловко отсекает щеку от медвежьей головы, долго жуёт…»;
  • «…Карарбах срубает небольшой толщины лиственницу, на высоте полутора метров от земли, протесывает оставшийся ствол с четырёх сторон, кладёт на него медвежий череп глазницами на восток и, привязав, украшает его стланиковыми ветками – дух медведя не должен далеко уходить от своей головы, а это важно, когда стадо находится в пути…».

3.        Законы кочевников

Эвенки чтили опыт своих предков. Опыт передавался от старших к младшим.    Пожилые эвенские женщины старались сохранить и передать своим детям и внукам свою веру. Из поколения в поколение целеустремленно наставляли и контролировали соблюдение правил поведения, согласно народной мудрости и приметам.

О правилах поведения эвенков в тайге у Г.А.Федосеева говорится так:

  • «…Улукиткан принёс дров- огонь не должен за ночь потухнуть, иначе его не так просто, без спичек, добыть…»;
  • «…Улукиткан мысленно поблагодарил предков за то, что они помогли ему спастись от явной смерти их древним способом…»;
  • «… Зная, что шкура, вывернутая мездрой наружу, быстро замерзнет и он окажется замурованным в ней, как в колоде, не сможет повернуться на другой бок, расправить согнутые ноги, он не укутывался слишком плотно, оставил отверстие для лица, через которое можно будет выбраться утром из  этого своеобразного мешка…»;
  • «…Наши предки такую боль( жар) хорошо лечили: голого в снегу катали, потом клали в тёплые оленьи шкуры, и через день он был на ногах. Который слабый- сразу умирал, ему всё равно в тайге не жить…»;
  • «…Всмотрелся, запоминая в профиль скалы, нависающие над этим местом.( главный закон в тайге- осмотрись и запомни!)…»;
  • «…Привязать чужую собаку- всё равно что украсть её…»;

4.        Семейные обычаи

Существует у эвенков обряд встречи гостя.    Первая встреча сопровождалась рукопожатием. Считалось бестактным засыпать гостя вопросами, избегали многословия, грозящего перейти в болтливость. Молча, ждали, пока договорит гость, расскажет о себе, о своих сородичах, о цели приезда. Самые лучшие куски мяса и лакомства (язык, костный мозг, молоко) предназначались для гостя. Гость, как правило, приезжал с подарками. В подарке важна была не его цена, а знак внимания.

Г.А.Федосеев семейные традиции описал так:

  •  «…Оба они не знали друг друга. Обычай никому не разрешал в таких случаях проявлять любопытство. Вначале надо гостя напоить чаем, а потом он сам расскажет, куда и зачем тянет тропу…»
  • « …Мужчины вошли в чум. Скинули дошки у входа. Присели на брёвна к огню. И женщины заботливо принялись кормить мужчин. Вначале подали чай. Он развяжет языки..»;
  • «… походную традицию- для гостя, лица священного, выставлять всё лучшее на стол…»;

Существовал у эвенков обычай безвозмездной передачи своей добычи сородичам- нимат. Этот обычай тоже  упомянут у Г.А.Федосеева:

  • «…Молодые забывают наши обычаи, нужные людям, которые должны ещё жить. Раньше у эвенка ничего не было только для себя. Еда, ружьё, шкуры, снасти, что тебе надо, спрашивать хозяина было не положено. Никто никого не обманывал. Ты сильный – давай больше. Добыл зверя- тащи в стойбище, дели всем поровну. Рыбу поймал- тоже на всех.;
  • «…(в гостях)Улукиткан отсёк от туши изрядный кусок белой, как снег, грудины, несколько рёбер, уложил мясо в котёл и повесил на огонь. Отхватил острым ножом часть ещё теплой печёнки и съел её сырой..».

a)        Рождение ребёнка

 С рождением ребёнка  у эвенков были связаны особые обычаи. Эвенская женщина, ожидающая ребёнка, уходит из чума, где она живёт постоянно. И строит новый чум, чтобы запутать злых духов, которые несут напасти, болезни и беды. Они не должны знать, что у неё родится ребёнок. Когда родится ребёнок, мать заворачивает его в шкуру, кладёт в люльку из бересты или кожи. «Ребёнка обкладывали мхом, заворачивали в кабарожью шкуру. Крикливого купали в снегу, чтобы спал».

Г.А.Федосеев тоже описал эти обычаи в своих повестях:

  • «…-Мужчины не должны знать, как ставят чум для роженицы,- ответил невозмутимо Долбачи.-Это делают сами женщины…»;
  • «… По эвенкийским обычаям  надо непременно поставить где- то в стороне от стоянки маленький чум для роженицы. В нём она должна сама справиться с тем, что её ждёт…»;
  • «…Он, по обычаю, не должен присутствовать при родах. Даже когда важенка телится, самец удаляется от неё. На этот счет обычай строг, безжалостен и к женщине, и к мужчине. Улукиткан был обеспокоен: ещё неизвестно, как обернется то, что он оставил роженицу в общем чуме. И не дай бог, если об этом узнает шаман. Он этого не простит…»;
  • «…Улукиткан натянул до отказа капюшон малицы на уши, мужчине не положено слышать этот крик, иначе родится урод…»;
  • «…тогда сама должна была принести ребёнка в общий чум, уже спеленатого, будто случайно найденного в лесу…»

 b)        Воспитание детей

 В семье дети проходили жизненную школу, необходимую для существования в суровых условиях тайги, и усваивали хозяйственные и охотничьи навыки, выработанные веками. Исходя из жизненных потребностей воспитание детей у эвенов занимало особую роль, так как от этого зависело их жизнь в гармонии с суровой северной природой.

  • «…-Не закрывай ему глаза ,-сказал отец, издали наблюдая за женой. – Пусть смотрит, запоминает тайгу, речки, свороты, потом когда- нибудь приедет сюда, всё будет знать…»;
  • «…на этой земле…прошли тринадцать лет его детства, суровой школы жизни. Не многие его сверстники выжили. Отцы  берегли и пестовали только тех из своих детей, кто уже с ранних лет был способен бороться, постоять за себя. Улукиткан хорошо помнит, как однажды семья умышленно бросила его одного в старой гари, уснувшего на дневном привале, оставив ему лишь лук  да несколько стрел, а сама ушла незамеченной с караваном далеко вглубь нагорья и там решила дождаться исхода этого испытания ребёнка. Мальчуган по следам настиг семейный караван…»;
  • «…Не раз отправляли его голодным по следу подраненного зверя. Эта жестокая, но верная школа стоила юному эвенку многих страданий, но благодаря ей он стал Улукитканом. В неудачах ему никто не сочувствовал, ни отец, ни сестра, ни старейшие  в роду- никто не смел…»;
  • «…-Пусть знает- птица сама в рот не ходит.- сейчас мать его наказывает, да мало, надо больше, раз не может добыть себе пищу, а потом тайга будет наказывать, она не пожалеет…»

c)        Отношение к старикам

  • «…Когда в стойбище приходил голод, мор, когда даже самый сильный не мог добыть еду, тогда слабым старикам, которые уже не охотились, кормились тем, что добывали молодые, намекали, что они сделали своё дело в жизни: родили детей, научили их всему, что сами умели и знали, и теперь должны уйти из стойбища…»;
  • «…-Если Карарбаха кормить досыта, он скоро уйдёт к предкам. Но послушай меня, его отец, - она тычет пальцем в старика, обсасывающего кость, - когда жил столько лет, как Карарбах, ещё меньше получал пищи на стойбище и  досыта ел, только когда сам добывал зверя. Он все время охотился, шибко много ходил, искал пищу и долго жил, как десять лет олень…»;
  • «…Там я давно оставил больного отца, он не мог идти, а мы не могли ждать, когда его возьмёт смерть…»

d)        Похоронные обычаи

Сложным был похоронный обряд эвенков. «В дальнюю дорогу» старались «проводить» покойника как можно лучше, иначе его душа будет блуждать, возвращаться обратно и беспокоить родных по ночам и даже может унести с собой душу родственника.

У Г.А.Федосеева об этом говорится так:

  • «…Закон предков запрещал ей оплакивать горе и смерть близких…»;
  • «… Улукиткан в ельнике вырубил три жерди, положил их горизонтально между двумя лиственницами на высоте человеческого роста и к ним привязал завернутого в шкуру мертвого сына. Так по- эвенкийски принято было хоронить покойников…»

5.    Мудрость эвенков

    Суровые условия жизни заставляли эвенов больше прислушиваться к самому себе, присматриваться к окружающей среде, примечать в ней необычное и делать определенные выводы по каждому конкретному случаю.

  • «…Я же тебе сколько раз говорил, да ты забыл: когда ночью ключ шумит вверху, значит дождя или снега не жди…»;
  • «…Ветер откуда- то пригнал небольшое облачко- к бурану…»;
  • «…С юга через марь набегал легкий ветерок… В  нём  расслышал он, как далеко отсюда гудел глухо огромный, непостижимый даже для разума лес. «К непогоде…»»;
  • «…Человеку сон прибавляет силы, как медведю- голод, птице- страх…»;
  • «…Что было плохо- забудь, хорошее носи в сердце…»

ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ ЭВЕНКОВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ  Н.И.АБОИМОВА

 Родился Николай Иосифович Абоимов в Оренбургской области в 1947 году.  Сам о себе он пишет так: « Здесь ( в Оренбургской области)  пробежало мое детство. Юность и школьные годы прошли в Узбекистане, там я окончил среднюю школу. Служил на Тихоокеанском флоте. Большую часть из прожитых лет обитал в посёлке Бомнаке и прилегающей к нему тайге, где дружил с эвенками, замечательным народом, преподавшим мне прелесть и обаяние общения с окружающим миром Природы. Благодарностью и любовью к ним написаны мои зарисовки. Верю, что для кого-то они будут полезны и интересны».

 Зарисовки Николая Иосифовича об эвенках заинтересовали меня сразу. Во- первых, это очень короткие по объёму, но очень ёмкие по смыслу рассказы. Во – вторых, мне было очень интересно пообщаться с человеком, который,  не будучи рожден эвенком, пишет о них, как о себе. Он прожил в селе Бомнак много лет, из чужака, стал настоящим каюром. Жизнь  охотника- кочевника стала его жизнью.

В его произведениях также отразились обычаи и традиции эвенков. Я сгруппировал их так:

1.почитание духов животных

2.законы кочевников

3. семейные обычаи

4. обучение

5.мудрость эвенков

1.   Почитание духов животных

К медведю самое трепетное у эвенков отношение. По поверьям эвенков – это прародитель. Во время охоты эвенки могли говорить только иносказательно. Во всех действиях от подхода к берлоге до трапезы обязательными были крики, подражающие ворону: "Ки-и-к! Ку-у-к! Кикак!".

  • «…Тётя Тоня Яковлева, наша чумработница, сказала мне, чтобы я сделал над костром вешала и развесил на них мясо. Она отобрала медвежьи ребра и попросила разделать их для варки. Я взялся за топор, чтобы из разрубить, но она сказала: «Коля, надо ножом, топором медведя рубить нельзя-  он обидится. И ещё, когда разделываешь, говори «кук». Так надо, чтобы он думал, что ты ворон. Ещё говори, что не ты его убил». «А на кого свалить?»-спросил я. «Говори на китайцев»,- ответила тётя Тоня.
  • «…все шли на ужин. Каждый проговаривал «кук», я тоже. За столом никаких шуток. чувствовалось, что к медведю здесь относятся с особым почитанием.
  • «… отойдя метров двести, нашли бугорок, на котором стояло несколько лиственниц. Срубив одну из них на уровне голов, Юра обтесал её. Сделал наверху расщеп, вставил  в него голову. «Медведь  будет смотреть на восток. Пусть каждое утро встречает новый день. Жизнь для него продолжается»,- сказал он….

2. Законы кочевников

Когда у эвенков появилось огнестрельное оружие, охота стала ещё удачнее, но патроны были на вес золота, поэтому их берегли, и охотились так, чтобы пулей или дробью можно было воспользоваться еще раз:

  • «…Белок на деревьях гоняли так, чтобы сидела она напротив ствола, и, стрельнув в неё, пуля должна была застрять в стволе. Дерево валили и пульку вырубали, чтобы зарядить ещё раз. Много было весной и осенью на озерах уток. Делали скрадок в таком месте, чтобы при стрельбе дробь долетала до противоположного берега. Выбирали там кочку размером покрупнее и на её фоне стреляли по проплывающим уткам. Как сезон утиной охоты заканчивался, кочку срубали, клали на оленью шкуру и разбивали, добывая застрявшие в этой ловушке дробинки…»;
  • «…К глухарю дед всегда подкрадывался так, чтобы больше одного заряда на него не тратить…»;

Кочевники- охотники пользовались опытом предков и никогда не забывали как действовать в тех или иных обстоятельствах:

  • «…Эвенки, особенно таёжники, часто так делают: чтобы не напугать другого человека и как бы подать сигнал о своём приближении, они покашливают…»;
  • «…мороз к вечеру крепчал, и одежда через километр стала как панцирь, сковывая мои движения. К тому же намокли спички, и я  не  мог спастись костром. Вспомнил, что старики учили в таком случае лезть опять в воду, чтобы оттаять. …Чтобы добраться до палатки, еще дважды пришлось проделать эти водные процедуры. Хорошо, что с детства каждый таёжник приучен, уходя на охоту, оставлять в палатке мелко наколотые дрова, наструганную стружку и коробок спичек…»;
  • «…Сидя в палатке за ужином, я спросил Юру: «Как мне научить моего Дозора, чтобы он шёл на медведя?»- «Дело, Коля, не хитрое, главное- надо, чтобы ты шёл на медведя сам.»…»

3   Семейные обычаи

Нимат упоминается и в рассказах Н.И.Абоимова.

  • «…Ксения Александровна, жена Николая Егоровича, варила мясо в эти дни помногу и всех угощала. Ещё я заметил, что она никого из гостей не отпускает с пустыми руками. Выйдет в кладовку, принесёт кусок мяса, завернет его в газетку, и гостья уходит с подарком.когда кончилось своё мясо, мы без него не остались. Теперь Ксения приносила его от других охотников, вернувшихся с промысла…»

4. Обучение

Эвенки обучали своих детей с самого рождения. Н.И.Абоимов учился у кочевников, будучи взрослым человеком. Вот  как это было:

  • «…Как – то утром Юра сказал: «Сегодня едем искать отбившихся оленей». – А маут брать?»- спросил я.- «Смотри, как хочешь», - ответил он. … я не взял… Когда поймали оленей, я подошёл к Юре и обиженно сказал: «Я же спрашивал тебя, брать маут или нет». – «Коля, солдат оружие должен иметь всегда под рукой. Маут- оружие пастуха..»;
  •  «…Эвенки охотничьи ножи делали сами. Витя Петров занесёт в палатку чурку, вгонит в неё топор- вот наковальня и готова. В отдельной сумке из оленьей шкуры( потки)храниться у него инструмент: молоток, плоскогубцы, ручное точило, небольшие тиски, напильник и бруски. Жестяная палаточная печь служит горном. Засунув в её жар сразу три напильника, приступает к работе. Выхватывая плоскогубцами по очереди раскаленные напильники, на обухе топора ловко их ковал. В посёлке охотничьи ножи калят в солидоле, автоле, машинном масле, а в таёжных условиях- в жиру, мыле, свечке…»;
  • «…Никучан стал мне объяснять, что трубки делают из лиственницы. Берут сучок в том месте, где он раздваивается, и в том, который потолще отросток, выбирают отверстие под табак, а который потоньше, идет под основание чубука. Сучок лиственницы очень крепкий. Обгорев внутри, трубка, сделанная из него, служит долго.

5.  Мудрость эвенков

Примеры мудрых изречений эвенков  на страницах рассказов Н.И.Абоимова:

  • «… Я был очень суетной, всё время за что- нибудь хватался, старался помочь старшим. Вечером валился с ног от усталости. Как-то  старик подозвал меня и говорит: «Гена! Будь немного ленив, проживешь долго, как я». А было Илье Ивановичу около ста лет, и он ещё кочевал с нами…»

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОБРАННОГО МАТЕРИАЛА

Проанализировав произведения Г.А.Федосеева «Злой дух Ямбуя» и «Последний костёр»,  мною были выявлены примеры использования писателем действующих в эвенкийском обществе обычаев и традиций. Григорий Анисимович Федосеев работал в Зейском районе  шесть лет в первой половине 20 века.  Срок небольшой. Но за это время он так сблизился с проводниками – эвенками, что детально изучил их традиции, обычаи, обряды. В двух произведениях Г.Федосеева я выявил 56 упоминаний о жизни кочевников. Весь собранный материал я сгруппировал так:

1.        почитание духов природы

2.        почитание духов животных

3.        законы кочевников

4.        семейные обычаи

a)         рождение ребёнка

b)        воспитание детей

c)        отношение к старикам

d)        похоронные обычаи

5.        мудрость эвенков

Николай Иосифович Абоимов прожил в селе Бомнак более 20 лет во второй половине 20 века. Гордится тем, что подрастающие эвенки даже не подозревают, что он не эвенк. Как говорит Николай Иосифович: «Это дорогого стоит». В его миниатюрах я нашёл 23 упоминания о жизни, устоях, ценностях северного народа. Их я сгруппировал следующим образом:

1.почитание духов животных

2.законы кочевников

3. семейные обычаи

4. обучение

5.мудрость эвенков

Сравнивая полученные данные, я заметил, что оба автора описывают жизнь эвенков  с одних и тех же позиций : представление об устройстве мира; представление о родовых устоях.

 В произведениях  Г.А.Федосеева всё же детальнее, изобразительнее описаны обычаи, традиции, связанные с жизнью эвенкийской семьи, отношениями между родами.

В рассказах Н.И. Абоимова больше описаны обычаи, традиции, связанные с жизнью кочевников- охотников.

По моему мнению, читая произведения Г.А.Федосеева, мы знакомимся с жизнью эвенков всесторонне, дышим с ними, идём шаг в шаг, переживаем все радости и беды.

   Познакомившись с рассказами Н.И.Абоимова, читателю можно смело идти в тайгу, потому что его произведения- это настольная книга начинающего охотника. В них огромное количество практических советов, которые основаны на вековом опыте эвенков.

НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ СОВРЕМЕННЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ

Проводя исследование, я провел опрос среди школьников 6-9 классов. Участникам опроса было задано три вопроса:

  1. Надо ли знать историю родного края?
  2. Представители какой малой народности проживают на территории нашего района?
  3. Знаете ли вы писателей и поэтов, которые писали и пишут об эвенках?

В результате опроса я получил следующие результаты:

Опрос показал, что большинство обучающихся согласны с тем, что историю родного края надо знать, но вместе с тем оказалось, что о существовании коренного населения нашего района не знают 50% опрошенных.  60%  опрошенных назвали  писателей, которые ввели в свои произведения эвенков. А это значит, что художественные произведения амурских писателей помогают нам изучать историю родного края.

 Опрос школьников  поднял на поверхность и ещё одну проблему. Оказалось, что учащиеся при опросе называли одну, реже две фамилии писателей Приамурья. Отсюда следует, что  работа в этом направлении           ( литературное краеведение) является актуальной и необходимой.  Моё исследование поможет учителям литературы прививать любовь и к родному краю и к произведениям наших земляков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Традиции и обычаи эвенков составляют систему, основой которой является шаманизм, с его сложностью философских и религиозных взглядов. Достаточно интересных и пугающих.

Изучая историю эвенков по произведениям Г.А.Федосеева и Н.И.Абоимова, я узнал, что этот народ живёт по высоконравственным законам. Таким как:

 Береги Отечество, родные места.

Не разрушай деревья, не убивай животных и птиц бессмысленно, не наноси вреда   природе.

Не загрязняй водоёмы, озера, реки.

Береги отчий дом, домашний очаг.

Знай историю своего рода, народа.

Изучать историю родного края жизненно необходимо, ведь недаром молвит пословица: «Кто не знает прошлого, у того нет будущего».

Неоценима  помощь  в изучении родного края  литературных произведений местных поэтов и писателей. Я считаю, что в настоящее время изучению литературного наследия Приамурья в школе уделяется недостаточно времени и внимания ( отсюда низкий процент знания местных писателей и поэтов).

Я составил сборник материалов по прочитанным мною произведениям Г.А.Федосеева и Н.И.Абоимова.  В этот  сборник вошли  разработки учителей и учащихся нашей школы по литературному краеведению. Я уверен, что моё исследование можно использовать на уроках литературы, истории, обществознания, библиотечных уроках.

Жизнь эвенка связана с природой, они говорят: «земля кормит оленя, олени кормят нас». Как важно беречь в этой жизни друг друга. Помнить, что « на свете нет малых народов. Величие народа не измеряется его численностью, подобно тому, как величие человека не измеряется его ростом».

Список литературы

  1. Абоимов Н. И.  Литературно-художественное издание. «Заставь себя жить».676246, г. Зея, ул. Мухина, 247. 2012.
  2. Абоимов. Н. И. Литературно-художественное издание. «Каюр».676246, г. Зея, ул. Мухна, 247. 2012.
  3. Амурская область. Опыт энциклопедического словаря /Научн. ред. В. В. Воробьев и А. П. Деревянко, ред.- сост. Н. К. Шульман. - Благовещенск: Амурское отд. Хабаровского кн. изд-ва, 1989.- 416 с.
  4. Благовещенский государственный педагогический университет:АМУРСКИЕ ЭВЕНКИ. БОЛЬШИЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО ЭТНОСА Сборник научных трудов. Выпуск I, Благовещенск, 2003
  5. Василевич Г.М. Эвенки. Историко-этнографические очерки.
  6. Мазин А.И. Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов. Новосибирск,1984г
  7. Федосеев Г.А.  Собрание сочинений: В 3-х т. Т. 3 / Сост. С. Шуртаков. – М. : Мол. Гвардия, 1990. – 572 [4] с.
  8. Федосеев Г. А.  Последний костер. Повесть. Хабаровск, Кн. Изд.,1976.
  9. Федосеев Г. А Злой дух Ямбуя: Повесть. Улан-Удэ: Бурят. Кн. Изд-во, 1995.-320 с.
  10.  «Этнокультурные традиции эвенков». Сборник составлен по материалам участников районной виртуальной викторины «Включись!», Нерюнгри, 2013

Интернет – ресурсы.

  1. Анисимов А.Ф. Религия эвенков в историко-генетическом изучении
  2. Афанасьева  Е.Д. Эвенкийские загадки, пословицы, поговорки.
  3. Бурыкин А.А. Шаманизм эвенков.


Поделиться:

Мороз и заяц

Рисуем тыкву

Сказка "Узнай-зеркала"

Никто меня не любит

Заяц, косач, медведь и весна