Как казаки в Туапсинский район попали. Чем сейчас живет Туапсинское казачество.
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_kubanskogo_kazachestva_v_tuapsinskom_rayone.docx | 45.25 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 ИМ.А.ВЕРЕЩАГИНОЙ Г.ТУАПСЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУАПСИНСКИЙ РАЙОН
Исследовательская работа
по истории и культуре Кубанского казачества
«История Кубанского казачества в Туапсинском районе»
Выполнили ученики 6«А» класса казачьей направленности : Валитов Даниель, Волченко Юлия, Дьячкова Валерия, Морарь Алена, Юхимец Никита
Руководитель работы:
Травкина Наталья Ивановна
2018 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Как казаки оказались на территории Кубани
Глава 2. Как казаки оказались на территории Туапсинского района
Глава 3. Быт казаков
3.1. Строительство станицы, дома, его интерьер.
3.2 Казачий костюм.
Глава 4. Обычаи, традиции и нравы казаков
Глава 5. Возрождение казачества в Туапсинском районе
Глава 6. Мы - правнуки казаков
Заключение
Литература
Введение:
У некоторых народов вооруженная защита границ возложена на особые группы населения. В России их называют казачеством. Нет единодушия среди ученых в вопросе о происхождении слова «казак» («козак» по-украински). Делались попытки производить это слово от названия народов, некогда живших вблизи Днепра и Дона (касоги, х(к)азары), от самоназвания современных киргизов — кайсаки. Существует версия происхождения этого слова от монгольского «ко» (броня, защита) и «зах» (рубеж). Большинство специалистов сходятся в том, что слово «казак» заимствовано из тюркских языков, где «казак» значит «вольный человек».
В русском языке это слово, впервые упомянутое в русских летописях 1444 года, первоначально означало вольных воинов, поступавших на службу с выполнением военных обязательств.
В «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля мы нашли такое определение слова КАЗАК: «Казак - войсковой обыватель, поселенный воин, принадлежащий к особому сословию казаков, легкого конного войска, обязанного служить по вызову на своих конях, в своей одежде и вооружении. Есть и пешие казаки, в числе которых более известны черноморские пластуны».
В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова слово КАЗАК определяется так: «Казак – член военно-земледельческой общины вольных поселенцев на окраинах государства».
Современники дают казакам свое определение. Казаки – это православный народ, имеющий свою культуру, память, славное прошлое. Они всегда служили своей земле, своему народу и своему Отечеству.
Казаки – защитники Отечества!
Глава 1. Как казаки оказались на территории Кубани
Казаки появляются на Кубани со второй половины XVII в., в связи с церковным расколом в России и религиозными войнами 1687-1689 гг., закончившимися поражением донских старообрядцев. В 1688 г. более тысячи казаков бежали в район Большой Кабарды на р. Куму, а в 1692 г. часть из них с разрешения крымского хана переселилась на Кубань. В 1708 году после поражения на Дону Булавинского восстания несколько сот казаков с семьями привел на Правобережную Кубань атаман Игнат Некрасов. Затем они перешли в Закубанье к адыгам, обосновались в нынешнем Адлерском районе г.Сочи.
В начале XVIII в. Россия активизировала свою политику на Кавказе. С 1711 года здесь велись войны с Турцией.
Летом 1787 г. надвигалась очередная война с Турцией. Одной из мер русского правительства по усилению военного потенциала стало создание новых казачьих войск. Князь Г.А. Потемкин приказал создать военные команды волонтеров из бывших запорожских" казаков ("Запорожская Сечь" была упразднена в 1775 г.). Первые результаты оказались неутешительными, и тогда князь дал разрешение набирать добровольцев из всех желающих свободных людей.
В конце 1787 - начале 1788 г. для обозначения этого воинского контингента стало употребляться наименование «Войско верных казаков», с декабря 1788 г. «Войско верных казаков Черноморских» или Черноморское казачье войско. Войско вначале делилось на конную и пешую команды, из последней комплектовалась гребная флотилия. Войско составили выходцы из самых разных слоев российского общества: здесь были бывшие запорожцы, дворяне, торговцы, отставные офицеры и солдаты, «казенного ведомства поселяне», люди «мужицкого звания» и «неизвестно какого звания». Формировались эти массы людей в Малороссии ( на части современной Украины).
Полученных земель для Черноморского войска было мало, и в 1792 году на большом казачьем Кругу (собрании) было решено послать к императрице "делегацию во главе с ветераном турецкой войны атаманом Антоном Головатым. Антон Головатый просил для своего народа мало освоенную территорию Кубани, откуда незадолго до этого выдавили ногайских татар. Императрица, которая живо интересовалась революционными идеями и переписывалась с Вольтером, не могла не понимать пагубности содержания в мирных условиях бывалых вояк. Плодородные земли Кубани стали компромиссом для обеих сторон. Выслушав просьбу, императрица повелела налить делегатам по чарке, а также пожаловать «по кафтану, споднего и по червонцу каждому верному казаку»
Дипломатическая миссия Головатого увенчалась полным успехом, все главные просьбы казаков были удовлетворены. 30 июня 1792 г. последовал именной указ Сенату и Высочайшая Грамота, в которой, в частности, говорилось: «Желая воздать заслугам войска Черноморского Всемилостивейше пожаловали оному в вечное владение состоящий в области Таврической остров Фанагорию со всею землею лежащею по правой стороне реки Кубани от устья ея к Усть-Лабинскому Редуту так чтобы с одной стороны река Кубань, с другой же Азовское море до Ейского городка служили границею войсковой земли».
Об этом событии свидетельствует памятник Екатерине Второй в Краснодаре, восстановленный в сентябре 2006 года. Он находится в Екатерининском сквере у здания Законодательного собрания Краснодарского края. Памятник восстановлен по авторским чертежам и эскизам скульптора Михаила Микешина, который был автором оригинальной скульптурной композиции, созданной в Екатеринодаре в 1907 и демонтированной в 1920 году по решению Кубанского чрезвычайного революционного комитета.
Над воссозданием памятника Екатерине Великой в течение четырех лет трудилась группа мастеров под руководством заслуженного художника России Александра Аполлонова. Памятник представляет собой целый комплекс исторических персон. В центре на постаменте расположена фигура Екатерины, высотой 4 метра и весом 3 тонны. Императрицу сопровождают князь Потемкин и шесть бронзовых казаков. Высота памятника - 13,8 м. Ширина всего комплекса - 16 м.
"...расставивши по реке Кубани пограничную стражу, состою с правительством над оною при урочище Карасунском куте, где и место сыскал под войсковой град...", - сообщил 9 июня 1793 г. в письме войсковому судье кошевой атаман Захарий Чепега. Именно на месте, указанном в письме, и был основан город, получивший имя Екатеринодар, а в 1920 г. Переименованный в Краснодар.
Глава 2. Как казаки оказались на территории Туапсинского района
История основания Туапсе ведется с 1838 года, когда после очередной русско-турецкой войны, 2 сентября 1829 года в Адрианополе был подписан мирный трактат. Россия получила среди прочих территорий и Черноморское побережье Кавказа, от Анапы до Сухуми. Но одно дело — признать поражение, а другое — выполнять условия мирного трактата. Турция не желала отдавать эти земли и при поддержке Англии продолжала по морю привозить контрабандой оружие и другие припасы местным горцам, подстрекая их воевать против России. Кроме того вплоть до 1838 года в Турцию из этих мест турецкие корабли доставляли невольников, среди которых было много русских пленных. «М.П.Лазарев писал : «В случае преследования нашими крейсерами контрабандисты, во избежание наказания, привязывают балластовые камни на шею русским пленным и бросают их в море». Чтобы это прекратить Императором Николаем II было повелено основать Черноморскую береговую укрепленную линию, одним из фортов которой должен был стать Туапсе. Но более 25 лет не удавалось наладить здесь нормальную жизнь. В 60-х годах отряды генерала Василия Александровича Геймана маршем прошли от Майкопа до Сочи, выселяя адыгов, сжигая их дома. Кто-то из местных жителей переселился в Турцию и Иран, некоторые остались. После этих страшных событий земля осталась полностью опустошенной. Жить здесь было трудно и страшно. Несмотря на льготы, государственную помощь тем, кто переселялся сюда, ехать сюда никто не хотел. Или ехали те, кто жил еще хуже у себя дома. Как, например, чешские бедняки — выходцы из Австро-Венгрии, поселившиеся в селе Анастасиевка.
Первым опытом колонизации Черноморского округа было принудительное заселение. 10 мая 1862 года было утверждено «Положение о заселении предгорий Западного Кавказа». На основании этого закона началось заселение и Черноморского побережья казаками Кубанского казачьего войска и отставными матросами из города Николаева. Заселение проводилось принудительно: сюда высылались по общественным приговорам, штрафные, по назначению начальства, по жребию и очень редко добровольно.
629 семейств переселенцев образовали от Геленджика до устья реки Туапсе 12 станиц: Адербиескую, Геленджикскую, Пшадскую, Береговую, Вуланскую, Джубгскую, Дефановскую, Ново-Михайловскую, Ольгинскую, Небугскую, Вельяминовскую, Георгиевскую. Приказом по Кавказской армии в сентябре 1864 года этим станицам было присвоено наименование Шапсугский пеший береговой батальон. (Газета «Кавказ», № 80,1964 г.). В 1870 году батальон был ликвидирован.
В первые же дни по прибытии среди переселенцев начались болезни, повлекшие большую смертность. Причин к тому было много: места для станиц были намечены на карте Кубанской области в штабе без всякого предварительного исследования местности, и поэтому были упущены санитарный и сельскохозяйственные нужды будущих поселений. Казаки селились в низинах, в устьях рек, которые были заболочены и где свирепствовала малярия. Переселенцев подавляла природа. Казаки привыкли к степным просторам, а здесь их окружали горы, непроходимые леса. Придя из местности совершенно другого характера, не все сразу сумели взяться за работу. Сеяли зерновые, когда надо было заниматься садоводством, огородничеством, виноградарством. Многие, не успев построить дома, первый год вынуждены были прожить в шалашах. Среди поселян свирепствовали малярия, цинга.
Только со временем, в общении с местными жителями, в основном, адыгами, казаки научились правильно выбирать места для строительства домов, вести хозяйство.
Глава 3. Быт казаков
3.1 Строительство станицы, дома, его интерьер.
Обычно строительство станиц велось по плану. В центре станицы находилась площадь с церковью, школой, станичным правлением. Вокруг строились жилые дома. Свои хаты казаки строили из местных природных материалов: камня, бревен, хвороста, глины. Крышу здесь, на Кавказе делали из дранки. Снаружи хату белили. В строительстве дома обычно принимали участие, если не все, то большая часть жителей станицы. При строительстве жилья соблюдали обряды. На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья — «чтобы все водилось». Матку-сволок (деревянные брусья, на которые настилался потолок) поднимали на полотенцах или цепях, «чтобы в доме не было пусто». В передний угол, в стену вмуровывали деревянный крест, призывая этим Божье благословение на обитателей дома.
После окончания строительных работ хозяева устраивали угощение вместо платы (ее не полагалось брать). Большинство участников приглашалось на новоселье.
В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата. В малой хате находились печь, длинные деревянные лавки, стол. В великой хате стояла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды («горка» или «угольник»), комод для белья, сундуки и т.д. Центральным местом в доме был «красный угол» — «божница». «Божница» оформлялась в форме большого киота, состоящего из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола- угольника. Часто иконы и рушник, украшались бумажными цветами. В «божнице» сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение: венчальные свечи, «паски», как их называют на Кубани, пасхальные яйца, просвирки, записи молитв, поминальные книжки.
Рушники — традиционный элемент украшения кубанского жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью. Вышивка чаще всего проходила по краю полотенца с преобладанием растительного орнамента, вазона с цветами
3.2 Казачий костюм.
Любой народ с первого взгляда узнают по одежке – традиционному национальному костюму. Есть свои особенности и в казачьей одежде.
Мужской костюм
Казачья одежда состоит из военной формы и одежды повседневной. Костюм казаков не появился вмиг – он рождался веками. Широкие шаровары – штаны скифских кочевников, удобные для всадников. Бешмет и русская рубаха – первую носили навыпуск, вторую заправляли в шаровары. Шили рубахи из холста и шелка. Шелковые рубахи на голое тело были предпочтительнее – на них вошь не живет! Верхняя одежда – архалук, нечто среднее между кафтаном и стеганым татарским халатом. В непогоду полагалась бурка и башлык (капюшон). В 20-е годы 19 века пришла и осталась навсегда черкеска – длинный приталенный кафтан из тонкого сукна с расширяющимися от пояса полами, застегивающийся на крючки от груди до середины длины, с широкими рукавами на яркой подкладке и глубоким нагрудным вырезом. На груди черкески нашиваются газырницы (газырь – в переводе готов), бывшие местом хранения патронов, ныне просто украшение, как наборной пояс, кожаный с серебряными накладками. Чем больше серебра на черкеске – тем богаче казак. Черкески однажды запрещали, как неприличное одеяние, но…и по сей день черные и красные черкески вместе с папахами главное отличие казачьего костюма. Папаха или казачья фуражка не просто головной убор, это символ принадлежности к станичному обществу. Вернувшись с войны живым, казак бросал папаху в волны родовой реки, шапками голосовали на казачьих сходах, в них зашивали иконы и написанные от руки молитвы, за отворот клали ценные бумаги, приказы. Во вдовьем доме фуражка погибшего казака висела под иконой, а если на ней женился другой казак, то он приносил ее к Кубани и пускал по воде. Обувь тоже была особенная и разнообразная, для верховой езды, пешего строя, повседневная. Ичиги – сапоги без каблуков из очень мягкой кожи, чирики (галоши), одевавшиеся поверх ичиг, да башмаки – обувь из телячьей кожи с ремнями. К своей одеже казак относился с уважением, как ко второй коже, поэтому никогда не носил чужой одежды, тем более с убитых, без особого обряда очищения. Если уж награждался казак атаманом, то материей на справу, но никогда атаманским кафтаном или шапкой. Самой ценной одеждой для казака была нательная рубаха, сшитая матерью или женой. Первая крестильная рубашка, сшитая крестной матерью, одевалась одни раз на крестины и хранилась в семье. Этот обычай соблюдается и поныне. Казаки, жившие в строгих рамках традиций и обычаев, носили стандартную униформу. Все в ней говорило о принадлежности хозяина к казачьему войску: лампасы, серьга в ухе, пуговицы, как одета папаха или повязан башлык – все как открытый паспорт. В левом ухе серьга – единственный сын у матери, в правом – последний в роду ребенок по мужской линии, две серьги – единственный ребенок у родителей. Казачья справа – форменная одежда, конь, оружие. Все это собиралось задолго до службы. Вручая сыну справу, по обыкновению, отец говорил: Я тебя, сынок, женил и справил. Теперь живи своей головой. Более я за тебя перед Богом не ответчик.
Женский костюм.
Женский костюм кубанской казачки – это целый мир. Не скрадывать женскую красоту, а подчеркивать ее должна была парочка – юбка, в талию, отделкой волнами и кружевами и кофта (кохточка) с длинными рукавами и чудесной вышивкой или цветными вставками, приталенная или с баской, подчеркивавшая все достоинства фигуры казачки. Каждая станица, каждый казачий род отличались особыми женскими нарядами. Юбка из ситца или шерсти, присборенная у пояса на шнуре учкуре, в 5-6 полок (полотнищ). Да и не носили не одну юбку – ворох! Под низ две-три сатиновые или ситцевые, а нижняя только белая. Все умела делать казачка: прясть, ткать, кроить, шить, вышивать и плести кружева, да еще вести дом, растить детей, ухаживать за домашней скотиной, за садом, убирать кукурузу и просо, молоть зерно ручным жерновом, седлать коня для казака, а по необходимости и сама верхом на коне гарцевала. Казак в походе – все в ее руках.
Глава 4. Обычаи, традиции и нравы
Тот, кто не уважает обычаи своего народа, не хранит их в своем сердце, тот позорит не только свой народ, но, прежде всего, не уважает самого себя, свой род своих древних предков.
Современный казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. Мы узнали, по каким главным моральных законам жили наши прапрадеды.
Авторитет отца с матерью был не просто непререкаем, а настолько почитаем, что без благословения родителей не начинали никакую работу, не принимали решения по наиболее важным делам.
Непочитание отца с матерью считалось за большой грех. Без согласия родителей и родни, как правило, не решались вопросы создания семьи. Развод у казаков в прошлом являлся редчайшим явлением.
В обращении с родителями и вообще со старшими соблюдались сдержанность, вежливость и уважительность. На Кубани обращались к отцу, матери только на "Вы" - "Вы, мама", "Вы, тату".
Отец в казачьей семье был не только хозяином, но и учителем. Наиболее показательна в этом плане пословица: "Як батько робыв, так и тэбэ учив".
Высокий статус отца/батьки в семье являлся основополагающим и в этикете. За столом отец занимал главенствующее место - в Святом углу под иконами: "Ели с одной чашки, деревянными ложками и чтоб не стукали. Во главе стола сидел отец, шоб тихо, никада ни смеху. Покушали, тогда идите все, перекрестились, молитву прочитали. Рядом с отцом сидели сыновья, а снохи прислуживали". Отец резал хлеб, заранее перекрестив его, читал молитву за столом, первым начинал есть и первым выходил из-за стола. Наказание детей за неправильное поведение детей за столом (смех, разговоры и др.) - удар ложкой по лбу - также обязанность и право отца. За капризы ребенок мог быть вообще изгнан из-за стола: "Знай время йисты".
Уважение старшего - одно из славных обычаев казаков, казаки всегда помнили слова Священного Писания, которые по-народному излагали так: "Перед лицом седого вставать, почитай лицо старца и бойся Бога своего - Я Господь Бог ваш".
Старожилы вспоминают: "Видят тебя или нет сидящие или идущие старики - надо снять шапку или поклониться, поприветствовать". Младший, даже после женитьбы, не имел права закурить перед старшим.
Не следует полагать, что почитание старших в казачестве насаждалось силовыми методами. Сам образ жизни казаков, множество традиций и обычаев способствовало тому, что у молодого поколения вырабатывалось чувство поклонения и уважения к старшим, тем, которые знали все тонкости джигитовки, рукопашного боя, артистически владели всеми видами оружия. Невозможно было обойтись без знаний в поле, в быту, в праздники и трауры.
"Казак! Помни, что каждое твое слово - это слово твоего народа, слово Казачества. Выпустишь слово - не поймаешь. Говори, да не проговаривайся".
Казаки от природы были народом религиозным без ханжества и лицемерия, клятвы соблюдали свято и данному слову верили, чтили праздники Господние и строго соблюдали посты. По отношению к своим провинившимся оценка братьев-казаков была строга и верна, наказания за преступления - измену, трусость, убийство и воровство - были жестоки.
Безмерное уважение к гостю обуславливалось тем, что гость считался посланцем Божьим. Самым дорогим гостем считался незнакомый из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке. Считалось неприличным в течение 3-х суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия. И старик уступал место гостю, даже если тот был моложе его. Таковы были нравы и обычаи старого казачества.
На основании уже изученного материала мы смело можем сказать:
"КАЗАКОМ НАДО РОДИТЬСЯ! КАЗАКОМ НАДО СТАТЬ! КАЗАКОМ НАДО БЫТЬ!"
Глава 5. Возрождение казачества в Туапсинском районе
В Великую Отечественную войну 1941 – 1945 гг. казаки вместе со всеми народами встали на защиту своей Родины, достойно пронесли славу казачьего клинка в составе казачьих и других формирований от Волги и предгорий Северного Кавказа, до далекой Праги, Австрийских Альп и стен Берлина.
После окончания Отечественной войны казачьи корпуса, дивизии, полки были расформированы и до 1989 года о казаках вообще не вспоминали. Казачий вопрос исчез из поля зрения властей. Но казаки помнили о своем казачьем происхождении, гордились им. К началу 1990 года началось возрождение казачества.
Туапсинское районное казачье общество берёт своё начало с октября 1990 года, когда первопроходцы казаки собрались на первое собрание и решили возродить казачество на Черноморском побережье.
Первый сбор и приём в казаки состоялся в январе 1991 года, на нём и было озвучено первое название общества "Туапсинский казачий округ ККВ", наконец 1992 года численность казаков в Туапсинском казачьем округе выросла до 1500 человек.
В 1994 году ККВ и ВКВ слилось и атаманом, был выбран Громов В.П., в этот период Туапсинский казачий округ распался на два общества: Туапсинское районное казачье общество и Туапсинское городское казачье общество, со статусом районного. Данные события сильно повлияли на деление среди казачества, что привело к резкому уменьшению численности казаков.
Атаманами Туапсинского казачьего округа, а затем и атаманами РКО до 2012 года выбирались: Перетенко Евгений Иванович 1990-1991г., Ерохин Владимир Иванович1992-1993г., Сорочинский Сергей Николаевич 1994-1995г., Пахтусов Анатолий Ефимович и.о. 1996-1997г. атаман 1998-2002г., Молозин Владимир Фёдорович 2002-2003г., Пахтусов Анатолий Ефимович 2004-2012г.
Атаманами Туапсинского ГКО до 2010 года выбирались: Ермолаев В.И 1994-1996 г., Моторный В.Ф1997-1999 г., Руднев О.Н 1999-2002 г., Саморуков М.А 2002-2010 г., Пивоваров А.А. 2010-2012 г.
2012 год
В 2012 году Туапсинское РКО претерпевает реорганизацию и к осени этого года на общем сборе, где присутствуют в качестве выборных казаков казаки 5 казачьих обществ, утверждают структуру Туапсинского РКО и вхождение его в Черноморское окружное казачье общество Кубанского войскового казачьего общества. Численность казаков на тот момент составляет 250-300 казаков, в обществе только два общества имеют свои штабы это Георгиевское ХКО и городское КО. Атаманом Туапсинского РКО 18 ноября 2012 года на общем сборе выбран И.о. атамана РКО подъесаул Саморуков М. А. В сентябре первые 20 казаков дружинников вышли на охрану общественного порядка на постоянной основе. Заложен камень под строительство православной церкви п. Гизель-Дере (Шепсинское ХКО). Утверждён первый план работы Туапсинского РКО на 2013 год.
2013 год
На конец 2013 году в состав РКО уже входит 7 казачьих обществ Дефановское ХКО -атаман Руснак А.Н., Новомихайловское ХКО - атаман Гуров И.А., Небугское ХКО - атаман Ювица А.А., ХКО "Вельяминовский форт"-атаман Панфилов В.А. , Шепсинское ХКО -атаман Греков И.В., Георгиевское ХКО - атаман Лукьянченко Т.Л., Елисаветпольское ХКО -атаман Улеев Г.Н., общая численность РКО составила 380 казаков. Все общества прошли регистрацию и вошли в государственный реестр казачьих обществ РФ., численность казачьей дружины на постоянной основе увеличивается до 37 человек. в сентябре открываются 2 казачьих класса в СОШ №3 г. Туапсе и их колличество вырастает до 5. Принимается первая муниципальная программа поддержки Туапсинского РКО и составляет 500 000 рублей.
2014 год
В 2014 году казаки Туапсинского РКО участвуют в охране общественного порядка на Зимней Олимпиаде в Сочи, а в марте 56 казаков Туапсинцев находились в составе группировки ККВ по оказанию помощи жителям Республики Крым и города-героя Севастополь. На конец 2014 года все казачьи общества РКО получают свои штабы, с мая месяца ещё 20 казаков дружинников начинают нести службу на территории района за счёт муниципального бюджета. Численность дружины увеличивается до 57 человек на платной основе и 30 добровольных членов, в РКО создана дружина по ликвидации ЧС из 100 казаков и Туапсинский батальон территориальной обороны 312 человек с кадровым составом которого в августе проведены первые полевые сборы на базе 7 ДШБ г. Новороссийск. Казаки Туапсинского РКО первыми в России из всех 11 реестровых казачьих обществ получили удостоверение казака нового образца в количестве 380 штук. Программа поддержки РКО увеличивается до 10 000 000 рублей. Казаками Туапсинского РКО в пяти сельских поселениях устанавливаются Поклонные кресты.
2015 год
В 2015 году общество начинает делать ставку на патриотическое, спортивное и культурное воспитание молодых казачат, проводится организационные мероприятия по православному воспитанию и взаимодействию казачьих обществ с Русской РПЦ Благочинным Туапсинского благочиния войсковым священником Туапсинского РКО назначен протоиерей отец Пётр Тельнов. Проводится работа по укреплению материальной базы общества, под казачество передаётся территория производственной базы в с. Вольное, казаками оформляются КФХ и ЛПХ с оформлением земельных участков площадью до 20 га. Казаки Туапсинского РКО принимают участие в парадном расчёте ККВ на Красной площади в г. Москва в честь 70 годовщины победы в ВОВ. Во всех штабах казачьих обществ произведён ремонт, приобретена оргтехника и мебель, оборудована наглядная агитация. Оборудованы и начали функционирование два спортивных зала. Произведена закладка камня и начато строительство православного храма в п. Горный (Елисаветпольское ХКО). Численность РКО возрастает до 465 казаков.
2016 год
2016 год, геральдическая комиссия РФ утверждает герб Туапсинского РКО изготавливается знамя РКО которое освящается на полевых сборах 28 мая. Правление РКО, атаманы первичных обществ и казаки продолжают выполнять мероприятия по плану работы Туапсинского РКО, открывается семь новых казачьих классов в 5 школах района и возрастает до 12, а в связи с поручением Губернатора края с 1 сентября в школах Туапсинского района создаются ещё 25 групп казачьей направленности. 14.10.2016 клятву казачат торжественно дают 168 детей. В июне правлением РКО и казаками Вельяминовского сельского поселения создаётся детский спортивный десантный клуб "НЕБО", для его работы администрацией выделяется участок земли в Вельминовском сельском поселении площадью 0,5 га, а в ноябре проходит первый сбор казаков этого поселения где утверждается устав Вельяминовского хуторского казачьего общества. Казаки РКО продолжают развивать материально техническую, производственную и финансовую базу общества, введены в строй малые промышленные цеха: по производству пластиковых окон, цех металлоконструкций, цех по производству тротуарной плитки, взяты в безвозмездное пользование 300 кв. м. производственных помещений и 150 кв. м. офисных помещений в п. Тюменский. Из муниципалитета на РКО передаётся в аренду 9 земельных участков для развития сельскохозяйственного производства общей площадью 29 га. Численность Туапсинского РКО составляет 525 казаков.
2018 год
На базе МБОУ СОШ № 3 им.А.Верещагиной г.Туапсе был открыт клуб спортивно-военизированной направленности «Казачья доля». Под руководством казаков-наставников мальчишки и девчонки узнают об истории, культуре и традициях казачества, учатся искусству владения шашкой, стреляют из современной винтовки, разбирают и собирают автомат, знакомятся с тактикой ведения боя, а также проходят физическую и строевую подготовку. Их ждут лекции, практические занятия, тренировки, встречи с интересными людьми и специалистами в различных областях.
Заключение.
Мы уверены в том, что пришло время по крупицам восстанавливать нашу казачью культуру. И первым делом необходимо восстановить культуру того места, где мы родились и живем.
Свободолюбивые, вольные казаки, которых не зря прозвали "вольные рыцари степей", очень любили свою Родину. Любовь к Родине ассоциировалась у них с любовью к Отчизне. Необходимо отметить терпимость казачества, в основе своей православного, к сохранению элементов культуры другими народами. В основе веры казаков лежит глубокая идея любви к ближнему, казак готов "положить душу свою за други своя". Чувство личной веры, "Бог в душе" - не мешало жить казакам по законам общинного братства. Казак умеет ценить свободу превыше всего и храбро ее защищать.
И мы, казачата МБОУ СОШ № 3 им.А.Верещагиной г.Туапсе, гордимся славой предков, чтим традиции казаков и начинаем писать новейшую историю Туапсинского казачества.
А закончить хотим строчками стихотворения «Казачий дух» Юрия Николаевича Колоднего:
Мне бы с дедом повстречаться,
Жизни прошлое понять.
Расспросить да пообщаться,
Дух казачий перенять.
О любви, Святом Пороге,
Многочисленной родне.
О большой земной дороге
На далёкой стороне.
Скорби, горечи и боли,
Покаяние, вине…
Непростой казачьей доле
На просторах, в вышине…
Мне бы с дедом повстречаться,
Прошлым многое понять.
Расспросить и попрощаться,
Дух казачий перенять.
Литература:
1. Ратушняк В.Н. По страницам истории Кубани. Краснодар.: Советская Кубань, 1993.
2. Савельев Е.П., Древняя история казачества
3. Скрылов А.И., Губарев Г.В. КАЗАЧИЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК,
4. Щетнев В.Е. История Кубани. Краснодар: Кубанское книжное издательство, 2006г.
5. Фролов П.З. Казачья доля. Краснодар: Традиция, 2016г.
6. Материалы краевой научно-практической конференции ККИДППО, Учитель и ученик: вместе пишем историю Кубани
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Сказка "Узнай-зеркала"
Простые летающие модели из бумаги
Рисуем ананас акварелью
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"