Формирование ясных представлений о продуктах, приносящих пользу организму, об организации правильного здорового питания и осознание здоровья как главной человеческой ценности.
Методы борьбы с мусором на ул. Циолковского в посёлке им. Ю.А. Гагарина
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа "Правильное питание - залог здоровья" | 93.92 КБ |
Исследовательская работа "Моя чистая улица-наш чистый город" | 202.05 КБ |
Итоговая работа "Храмы Саранска" | 64.32 КБ |
Учебно – исследовательская работа
На тему:
«Правильное питание – залог здоровья»
Выполнила:
Таминкина София Георгиевна
10 лет/ ученица4Б класса МОУ «СОШ№13»
Руководитель:
Каштанова Наталья Алексеевна,
Учитель начальных классов
Секция:
Естествознание
Краткое описание работы:
Организация правильного здорового питания и
осознание здоровья как главной человеческой ценности.
Объём работы: 15 стр.
Дополнительный материал: 6стр.
Саранск, 2018
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
1.1. Формулировка и обоснование проблемы
1.2. Цели и задачи исследования
1.3. Определение объекта и предмета исследования
1.4. Описание методов исследования
1.5. Анализ основных понятий
2. Основная часть
2. 1. «Пищевой» след в истории
2. 2. Правильное питание – залог здоровья
2.3. Правила здорового питания
2.4. Исследование и его результаты
2. 5. Анкетирование одноклассников
2. 6. Рекомендации по здоровому питанию
3. Заключение
4. Список используемой литературы
5. Методические приёмы и оборудование
Методический приём:
Защита учебно- исследовательской работы проводится в форме стендового доклада.
Методическое оборудование:
Планшет с учебно-исследовательской работой.
I. ВВЕДЕНИЕ
Здоровье - это тот подарок, который человек может подарить себе, и отнять у самого себя.
Обучаясь в школе, я на протяжении четырёх лет наблюдаю закономерность, что с наступлением зимы некоторые мои одноклассники чаще пропускают уроки по болезни. Я задумалась над тем, почему так происходит?
На уроках окружающего мира учительница сказала, что наш организм представляет собой единое целое всех органов и систем. Одной из важных систем является «Пищеварительная»
В последнее время среди моих одноклассников особую популярность завоевали продукты быстрого приготовления, бутерброды, булочки, чипсы, сухарики, фаст - фуд, газировка. Некоторые даже хвастаются друг перед другом тем, что родители покупают новые виды гамбургеров, или тем, что посетили очередной открывшийся ларёк с шаурмой.
На телевидении, в магазинах и общественных местах часто можно увидеть красочную рекламу этих продуктов. Они сопровождают людей практически везде, как сидя дома у телевизора, так и в пути. Однако нельзя забывать и о том, что множество людей, в том числе и мы, дети, страдаем заболеваниями пищеварительного тракта.
На классном часе на тему «Здоровое питание» нам учительница говорила, что пища не только источник энергии, но и важный строительный материал для роста и формирования организма. Для нашего здоровья и благополучия крайне важно привыкнуть к правильному режиму питания. Если еще в молодости формируется привычка: есть, как попало, позже это может привести к проблемам со здоровьем.
Родители мне часто говорят, что сухарики, чипсы, газировка и жвачка вредны для здоровья. Как же так? Эти продукты продаются по доступной для школьников цене, их рекламируют, они такие вкусные. Поэтому меня заинтересовали вопросы: чем же всё-таки вредны эти продукты? Знают ли об этом мои сверстники? Какая пища вкусная и полезная одновременно?
Изучая данную тему в энциклопедической литературе, я узнала о том, что множество людей, в том числе и дети, страдают заболеваниями пищеварительного тракта. Поэтому я посчитала необходимым провести исследование и рассказать одноклассникам о правильном питании, о вреде и пользе некоторых продуктов.
Актуальность темы
Азербайджанская пословица гласит: «Дерево держится своими корнями, а человек пищей».
Некоторые обучающиеся часто болеют и вынуждены пропускать много уроков, а это отражается на успеваемости. Поэтому здоровье и хорошая учеба тесно взаимосвязаны. С пищей мы получаем не только энергию и строительный материал для нашего организма. Неправильное питание напрямую влияет не только на физическое развитие, но и на развитие умственных способностей. Как надо питаться, чтобы быть и оставаться здоровым? Ответ на этот вопрос актуален для любого возраста. Однако знаний в этой области у учащихся нашего класса пока недостаточно. Чтобы решить эту проблему я начала исследовательскую работу над этим вопросом.
Цель исследования
Доказать, что правильное питание – залог крепкого здоровья, определить правила здорового питания.
Изучая и анализируя собранный мною материал, я выдвинула гипотезу, что если правильно питаться, то мы будем меньше болеть, будем более сильными, веселыми и лучше успевать в учебе.
Задачи моей исследовательской работы:
Объект исследования: обучающиеся 4 «Б» класса МОУ «СОШ№13»
Предмет исследования: пищевой рацион обучающихся.
В своей исследовательской работе я использовала следующие методы:
1.Изучение и анализ литературных источников.
2. Консультации с учителем, родителями
3. Наблюдение
4. Опрос
5. Выборка из словарей некоторых терминов.
Анализ основных понятий.
Пища – фактор, обеспечивающий человека энергией и компонентами, необходимыми для роста и развития организма. Рациональное питание способствует сохранению здоровья, работоспособности, используется в профилактике и лечении различных заболеваний.
Пищеварение — механическая и химическая обработка пищи в желудочно-кишечном (пищеварительном) тракте — сложный процесс, при котором происходит переваривание пищи и её усвоение клетками.
Нутрициология - это наука, изучающая вопросы питания.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 «Пищевой» след в истории
На начальном этапе моей исследовательской работы я изучила информацию по интересующей меня теме, и узнал много интересного.
Выяснилось, что существует целая наука занимающаяся питанием - нутрициология. Помимо всего прочего, нутрициология - это наука, изучающая вещества и действия, вредящие нормальному состоянию из-за неправильного питания.
На ранних этапах развития человечества рацион человека был не слишком разнообразным и ограничивался потреблением необработанной растительной пищи (ягод, трав, орехов, корешков различных растений). Впоследствии к нему добавилось еще и мясо, поскольку человек научился изготавливать из камня примитивные орудия для охоты - крупные рубила, скребки, резцы и имела возможность коллективно охотиться на крупных животных.
Удивительна история питания человека. Лет двести назад мир не знал ни пищевых концентратов, ни способов искусственного замораживания, ни холодильников, ни консервированных продуктов. Даже наиболее цивилизованные страны нередко страдали от голода, вызванного неурожаем; недостаток необходимых кормовых культур приводил к массовому осеннему убою скота; часто люди вынуждены были месяцами питаться солониной и копченым мясом. Еще раньше, за триста лет до этого, в пище европейцев не было картофеля, кукурузы, кофе, чая.
Главное значение в приготовлении пищи получило овладение огнем: человек, долгое время употреблявший сырое мясо, научился жарить и печь пищу на костре, на углях в горячей золе, в ямах, обложенных камнями. В раннем неолите вместе с изобретением глиняной посуды у человека появилась возможность варить пищу. Искусство приготовления супов мы унаследовали от своих далеких предков, которые умели доводить до кипения воду, приправленную разными травами, погружая в нее раскаленные камни. А, уже имея специальную посуду, они могли варить различные похлебки и каши в горшках, поставленных на раскаленные камни.
В моей семье бабушка и мама строго следят, чтобы в моем рационе постоянно были супы. Мои родители против «сухомятки».
Наука о питании - древняя и современная. Наука о питании, так же как и кулинарное искусство, имеет свою историю. Первый человек был одновременно и первым поваром. Значит, искусство приготовления пищи значительно старше всех других видов искусств? Хлеб и крупы были главными продуктами питания в Греции и Риме. Из них готовили похлебки и каши, такие, как маза — смесь муки, меда, соли, растительного масла и воды, турон — смесь муки, тертого сыра и меда. Греки многие продукты перед приготовлением посыпали ячменной мукой. Уже в бронзовом веке греки знали большое количество овощей. Обычно они приправляли их пряностями. Иногда в овощные блюда добавляли баранину или говядину, но мясо было дорого. И хотя Гомер пишет об обилии мяса на пирах, простой люд питался преимущественно мучными болтушками и похлебками из фасоли и других бобовых растений. Греки любили молочные блюда и сыры; очень распространенной едой были рыба и морские ракушки. Археологические раскопки помогли узнать, что греки ели яблоки, груши, сливы, гранаты и миндаль.
Любопытно, что пить цельное молоко считалось излишеством, и его всегда разбавляли водой. Это был один из распространенных напитков наряду с ячменной водой.
На Руси пекли караваи, ковриги, пряники, «хлебы с медом и маком твореные». Очень распространены были кутья, каша, кисели. На праздничных царских и боярских обедах подавались журавли, цапли с начинкой из каши, зайцы, лебеди.
Выбор пищи, вкусовые привычки народов разных стран, по меньшей мере, удивительны. Избыточный вес, болезни, малая продолжительность жизни - все это «награда» за кулинарные достижения. Во все время известные поэты, писатели, философы, политические деятели выступали за умеренность в еде и питье. В XIX веке с развитием естествознания проблеме питания и нарушениям обмена веществ стало уделяться все больше внимания. Видный клиницист того времени В. Эпштейн, разработавший диетическую схему для больных ожирением с ограничением углеводов и жиров, приближающуюся к современным схемам лечебного питания, любопытным образом подразделяет формы ожирения: «Первая степень ожирения — это состояние, когда больным завидуют, вторая степень ожирения — когда над больными смеются, и третья степень ожирения — когда больным сочувствуют». Интересно, что недостаточное развитие в ту эпоху биологических наук и медицины порождало неправильное отношение самих больных к собственному ожирению. Вместо того чтобы бороться с заболеванием, эти больные проявили чувство самолюбования. Гордясь своим весом, они съезжались из разных стран на конгрессы, съезды. Создавались даже «союзы толстяков». Сегодня вред ожирения стал настолько очевидным, что приведенные выше примеры кажутся невероятными. Статистика подтверждает, что людей, страдающих ожирением, умирает от сердечной недостаточности в возрасте 40—50 лет почти в два раза больше, чем людей с нормальным весом. Как избежать ожирения, что же делать,
В настоящее время заметно возрастает понимание того, что пища оказывает на человека значительное влияние. Она даёт энергию, силу, развитие, а при грамотном её употреблении – и здоровье. Можно с определённой уверенностью утверждать, что здоровье человека зависит от питания. Пища зачастую является основным источником большинства заболеваний, однако с её же помощью можно, и избавиться от многолетних недугов. Как ни соблазнительна пёстрая палитра продуктов питания и готовых изделий из них, но велики и проблемы, связанные с производством пищи, которые породила современная цивилизация.
2.2. Правильное питание – залог здоровья
Здоровье – самое ценное, что у нас есть. На всю жизнь человеку дается только один организм. Если мы небрежно обращаемся с какими-то предметами, их можно заменить, но заменить свой организм мы не сможем. Многие болезни – всего лишь результат неправильного питания. Можно сохранить здоровье, если следить за характером питания.
Правильное питание – это четко сбалансированный, правильно распределенный по времени и количеству прием пищи, которая содержит необходимое организму количество калорий, питательных веществ и витаминов.
По мнению медиков, наиболее благоприятные условия для пищеварения создаются у людей, которые питаются 4 раза в сутки. При этом 25% полагающейся в день пищи съедается за завтраком, 50% - за обедом, а остальные 25% делятся между полдником и ужином. Медики рекомендуют, есть в одни и те же часы через примерно равные промежутки времени. В этом случае поступающая пища усваивается лучше и скорее, чем у тех, кто не придерживается режима питания и ест в разное время. Перерывы в приеме пищи не должны превышать 6 часов. Нерегулярное питание вызывает нарушение работы органов пищеварения и может вызвать заболевание желудочно-кишечного тракта.
Далее я решила найти информацию, как должен питаться ребенок, чтобы быть здоровым и крепким. Я уже поняла, что питание – основа здоровья ребенка. Правильное питание, дающее организму энергию для физической работы, является залогом роста и поддержкой в борьбе с болезнями.
Для обеспечения правильного роста и функций организма требуется ежедневно около 50 компонентов питательных веществ.
Наиболее важные питательные вещества:
1) белки
2) жиры
3) углеводы
4) витамины
Белки – основной строительный материал для нашего организма. Из белка состоят мышцы, внутренние органы, кровеносная, иммунная система, кожа, волосы, ногти. Наилучшими источники белка считают рыбу, мясо курицы, индейку, нежирное мясо, обезжиренные молочные продукты, орехи, сывороточные продукты, а так же яичные белки.
Жиры – наиболее мощный источник энергии. Кроме того, жировые отложения защищают организм от потери тепла и ушибов, а жировые капсулы внутренних органов служат им опорой и защитой от механических повреждений. Источником жира являются животные жиры и растительные масла, а также мясо, рыба, яйца, молоко и молочные продукты. Жиры улучшают вкус пищи и вызывают чувство сытости.
Углеводы – основной источник энергии. Примерно 60% энергии организм получает за счет углеводов, остальную часть – за счет белков и жиров. Углеводы содержатся в таких продуктах, как хлеб, макаронные изделия, крупы, сахар, мед, пирожное и торты, мороженое, конфеты.
Витамины укрепляют кровеносные сосуды, обеспечивают нормальную работу нервной системы, помогают сохранить здоровую кожу. Многие витамины быстро разрушаются и не накапливаются в организме в нужных количествах, поэтому человек нуждается в постоянном поступлении их с пищей. Недостаток витаминов в пище может привести к различным заболеваниям, обозначаемым как авитаминоз, при котором нарушаются процессы роста, ухудшается память и снижается работоспособность. Витамины следует употреблять в строго определённых количествах. Потребление ряда витаминов в больших дозах столь же не желательно, как и их недостаток в пище.
Правильное соотношение белков, жиров и углеводов – основа здорового питания. Здоровые дети, получающие полноценное сбалансированное питание не нуждаются в дополнительном приеме витаминов.
В среднем потребность в энергии у обучающихся в общеобразовательных
учреждениях в возрасте 7-11 лет составляет, примерно, 2350 ккал,
Мне захотелось выяснить, покрывает ли питание в школьной столовой расходуемую энергию в школе. Для этого я изучала меню в нашей школьной столовой по калорийности продуктов. (Приложение 2.)
В результате проделанной работы я пришла к следующим выводам:
Оказалось, что питание в школьной столовой не может дать организму школьника необходимое количество белков, жиров и углеводов. Поэтому каждый ученик должен перед школой обязательно завтракать дома, и после школы дома обедать. И тогда, если подсчитать полученные от двух завтраков и
обедов питательные вещества, и еще прибавить к ним питательные вещества, которые школьник получает, поужинав, то получится именно, то число2350 ккал.
2.3 Правила здорового питания
Теперь я точно знаю, что питание в вопросе полноценного развития и роста детей играет серьезную роль. Оно не только способствует общему укреплению организма, но также может влиять на работоспособность и успеваемость школьников.
Поэтому я решила ознакомить одноклассников с основными правилами здорового питания:
1. Ребенок должен есть разнообразные пищевые продукты. Ежедневный рацион ребенка должен содержать около 15 наименований разных продуктов питания. В течение недели рацион питания должен включать не менее 30 наименований разных продуктов питания.
2. Каждый день в рационе питания ребенка должны присутствовать следующие продукты: мясо, сливочное масло, молоко, хлеб, крупы, свежие овощи и фрукты. Ряд продуктов: рыба, яйца, сметана, творог и другие кисломолочные продукты, сыр - не обязательно должны входить в рацион питания каждый день, но в течение недели должны присутствовать 2-3 раза обязательно.
3. Ребенок должен питаться не менее 4 раз в день.
4. Следует употреблять йодированную соль.
5. В межсезонье (осень - зима, зима - весна) ребенок должен получать витаминно-минеральные комплексы, рекомендованные для детей соответствующего возраста.
6. Для обогащения рациона питания школьника витамином «С» рекомендуем обеспечить ежедневный прием отвара шиповника.
7. Прием пищи должен проходить в спокойной обстановке.
8. Если у ребенка имеет место дефицит или избыток массы тела (эти сведения можно получить у медицинского работника школы), необходима консультация врача, так как в этом случае рацион питания ребенка должен быть скорректирован с учетом степени отклонения физического развития от нормы.
9. Рацион питания школьника, занимающегося спортом, должен быть скорректирован с учетом объема физической нагрузки.
2.4 Исследование и его результаты
Недавно по окружающему миру мы выполняли проектные работы на тему «Школа кулинарии» и я представляла работу, в которой проводила опыты с целью показать содержание вредных веществ в продуктах которые так любят дети.
Для исследования продуктов на содержание вредных веществ, я обратилась за помощью к учителю. Вместе с ней провели следующие эксперименты: (Приложение 3.)
Эксперимент 1
Колу налили в чашку и опустили в нее «Ментос» - произошел всплеск газа (фонтан). Сделали вывод, что вот так происходит в нашем желудке. Большое количество газа опасно - ребенок может задохнуться или поперхнуться.
Эксперимент 2
В картофеле содержится крахмал. Йод при соединении с крахмалом меняет свой цвет. Я провела опыт: по капле йода капнула на чипсы и свежий ломтик картофеля. На картофеле через 3 минуты коричневый цвет йода изменился на чёрный цвет. На чипсах цвет йода не изменился. Основываясь на полученный результат, можно предположить, что картофельный крахмал (картофель) в чипсах отсутствует. Сейчас чипсы делают вовсе не из картофеля, а из концентрата.
Эксперимент 3
Взяли чипсы, положили в металлическую посуду и подожгли. Чипсы горят, распространяя неприятный запах.
Вывод: чипсы вредны, так как содержат много химических веществ.
Данными опытами я попыталась убедить своих одноклассников не покупать эти продукты в магазинах.
2. 5 Анкетирование одноклассников
Перед началом исследований мы с моим руководителем провели опрос.
Ребятам 4«Б» класса была предложена анкета. (Приложение 1.)
В анкетировании приняли участие 24 обучающихся, из которых 4 человека набрали от 15 до 21 балла, 11 человек набрали от 22 до 28 баллов, 9 человек набрали от 29 до 44 баллов.
Четыре одноклассника сознательно относятся к собственному здоровью, потому что с пищей их организм получает разнообразные питательные компоненты.
Также 9 одноклассникам нужно задуматься о своём питании, как о режиме, так и о рационе. Чем быстрее они этим займутся, тем меньше проблем с излишним весом, нервными заболеваниями, заболеваниями желудочно-кишечного тракта, различными кожными высыпаниями у них возникнет.
Обработка данных анкеты показала, что большинство детей не соблюдают режима питания, из продуктов предпочитают чипсы, соленые сухарики, жевательные резинки, хот - доги, шоколадные батончики, а из напитков – Кока-колу, газировку и до конца не понимают, что этим ухудшают свое здоровье.
Результаты я показала в диаграмме №1
По результатам анкетирования я сделала вывод, что в моем классе питание большинства ребят нельзя назвать полноценным, они несознательно относятся к собственному здоровью. Но если они прислушаются к рекомендациям здорового и правильного питания, то их рацион пополнится нужными для организма веществами.
2.5. Рекомендации по здоровому питанию
В заключение я хотела бы предложить простые рекомендации здорового и правильного питания:
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе своей работы я познакомилась с историей питания человека, изучила правила здорового питания. Пища современного человека далека от совершенства не только потому, что в ней преобладают продукты животного происхождения, но и потому, что промышленное производство поставляет на наш стол пищу в сильно переработанном виде - в этом виде пища лишена даже минимального количества энергии жизни.
В результате исследования я пришла к выводу:
- правильное питание — это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению его здоровья и профилактике заболеваний. Правильное питание имеет важное значение для человека, а особенного для растущего организма школьника;
- неправильное питание – это одна из первых причин многих заболеваний. Жирная пища приводит к чрезмерному увеличению веса, заменители, ароматизаторы и всякого рода красители играют роль яда, разрушая наш организм изнутри.
Правильное соотношение углеводов, жиров и белков – основа здорового питания. Каждому кто соблюдает здоровый образ жизни, необходимо знать суточную норму калорий и соотношение белков, жиров и углеводов.
При недостатке витаминов замедляется рост, снижается работоспособность организма. Поэтому нужно как можно больше употреблять продуктов, в которых содержатся витамины. Очень много витаминов содержится в мясе, рыбе, молочных продуктах, овощах, фруктах. Витамины очень важны для здоровья.
Пища – это источник энергии для человека, и избыток или недостаток её – проблема. Нужно чтобы родители научились соблюдать «золотую» середину, не допуская переедания или недоедания у своих детей, иначе можно заработать серьёзные болезни. Надо жить в гармонии с собой и с окружающими нас продуктами!
Я надеюсь, что мои одноклассники прислушаются к рекомендациям по здоровому питанию и в классе уменьшится количество пропусков по болезни.
Итак, если правильно питаться, то мы будем меньше болеть, будем более сильными, веселыми и лучше успевать в учебе. Таким образом, моя гипотеза верна и правильное питание действительно - залог здоровья.
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1
Анкета
1. Сколько раз в день Вы едите?
1) 3-5 раз,
2) 1-2 раза,
3) 7-8 раз, сколько захочу.
2. Завтракаете ли Вы дома перед уходом в школу?
1) да, каждый день,
2) иногда не успеваю,
3) не завтракаю.
3. Что Вы выберите из ассортимента в буфете для быстрого завтрака на перемене?
1) булочку с компотом,
2) сосиску, запеченную в тесте,
3) сухарики или чипсы.
4. Едите ли Вы на ночь?
1) стакан кефира или молока,
2) молочную кашу или чай с печеньем (бутербродом),
3) мясо (колбасу) с гарниром.
5. Употребляете ли Вы в пищу свежие овощи?
1) всегда, постоянно,
2) редко, во вкусных салатах,
3) не употребляю.
6. Как часто на вашем столе бывают фрукты?
1) каждый день,
2) 2 – 3 раза в неделю,
3) редко.
7. Употребляете ли Вы в пищу лук, чеснок, петрушку, укроп?
1) всё употребляю ежедневно в небольшом количестве,
2) ем иногда, когда заставляют,
3) лук и чеснок не ем никогда.
8. Употребляете ли в пищу молочные и кисломолочные продукты?
1) ежедневно,
2) 1- 2 раза в неделю,
3) не употребляю.
9. Какой хлеб предпочитаете?
1) хлеб ржаной или с отрубями,
2) серый хлеб,
3) хлебобулочные изделия из муки в/с.
10. Рыбные блюда в рацион входят:
1) 2 и более раз в неделю,
2) 1-2 раза в месяц,
3) не употребляю.
11. Какие напитки вы предпочитаете?
1) сок, компот, кисель;
2) чай, кофе;
3) газированные.
12. В вашем рационе гарниры бывают:
1) из разных круп,
2) в основном картофельное пюре,
3) макаронные изделия.
13. Любите ли сладости?
1) все лакомства являются «носителями пустых калорий», поэтому употребляю их умеренно,
2) пирожные, печенье, мороженое употребляю часто,
3) могу сразу съесть 0,5 кг конфет.
14. Отдаёте чаще предпочтение:
1) постной, варёной или паровой пище,
2) жареной и жирной пище,
3) маринованной, копчёной.
15. Отличается ли ваш рацион в течение недели разнообразием блюд?
1) да,
2) нет.
Если Вы набрали от 15 до 21 баллов, вы сознательно относитесь к собственному здоровью, потому что организм получает разнообразные питательные компоненты с сохранившимися в них биоактивными веществами. А это важно для полноценной любой деятельности. И с режимом у Вас всё в порядке! Вы молодцы!
Если вы набрали от 22 до 28 баллов, полноценным ваше питание назвать нельзя по нескольким причинам, но если Вы прислушаетесь к рекомендациям, то ваш рацион пополнится другими нужными для организма веществами.
Если вы набрали 29 – 44 балла, вам нужно задуматься о своём питании, как о режиме, так и о рационе. Чем быстрее вы этим займётесь, тем меньше проблем с излишним весом, нервными заболеваниями, заболеваниями желудочно-кишечного тракта, различными кожными высыпаниями у Вас возникнет!
ВВЕДЕНИЕ
Каждый знает, как должно выглядеть образцовое рабочее место, убранная комната или класс. А вот для наведения и поддержания порядка в окружающей среде что необходимо?
Меня с раннего детства приучают к порядку. Однако я очень люблю конструировать. Поэтому часто слышу в свой адрес фразы: «Убери за собой мусор!», «Не мусори». Иногда мне приходится выносить мусор, накопившийся за день.
На уроке русского языка учительница сказала, что каждое слово имеет лексическое значение. Я задумался: Какое лексическое значение имеет слово «мусор»?
Однажды утром по дороге в школу я шёл по своей улице и обнаружил два пакета с мусором оставленных кем-то. Один из пакетов успели «рассмотреть» уличные собаки. Мне стало неприятно. Этот факт и подтолкнул меня на выбор темы моей исследовательской работы.
С мусором борются во всём мире. Однако у каждого народа есть свои методы борьбы с этой проблемой.
В результате проделанной работы я сделал для себя много открытий: узнал, как мир борется с мусором, проанализировал основные понятия.
Говорят, «один в поле не воин». Я думаю, что в моём случае это не так – здесь каждый из нас может внести свою лепту в дело охраны окружающей среды. На примере своей исследовательской работы я покажу, как можно вторично использовать твёрдо - бытовые отходы.
Целью моей работы было изучение методов борьбы с мусором и выявить возможности его применения вторично.
Изучая и анализируя собранный мною материал, я выдвинул гипотезу, что
каждый обучающийся может внести посильный вклад в борьбе с бытовым мусором.
Задачи моей исследовательской работы:
-Рассмотреть возможные способы переработки мусора
-Разработать памятку: «Что можешь сделать ты?»
-Провести эко-социологическое исследование среди жителей улицы Циолковского в посёлке им. Ю.А.Гагарина.
Объект исследования: улица Циолковского в посёлке им.Ю.А.Гагарина.
Предмет исследования: бытовые отходы
В своей исследовательской работе я использовал следующие методы:
1.Изучение и анализ литературных источников.
2. Консультации с учителем, родителями
3. Наблюдение,
4. Опрос,
5. Выборка из словарей некоторых терминов.
Анализ основных понятий.
Мусор – это предметы или продукты, которые больше не нужны человеку, которые он не использует. Изучением мусора, «мусорной археологией», способов его утилизации занимается наука гарбология.
Гарбология или мусороведение, или мусорология – отдельное направление экологии, занимается изучением мусорных отходов и методов их утилизации.
Утилизация (от латинского utilis полезный), употребление с пользой, например, утилизация отходов …
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1 «МУСОРНЫЙ» СЛЕД В ИСТОРИИ
На начальном этапе моей исследовательской работы я изучил информацию по интересующей меня теме и узнал много интересного.
Мусор всегда играл важнейшую роль в человеческой культуре. Показательно, что он оставил свой след и в религии. К примеру, участок земли под Иерусалимом, где сбрасывали и периодически сжигали отходы, в Библии назван Геенной Огненной. Для христиан Геенна стала одним из обозначений Ада. Не менее известен один из 12-ти подвигов, которые совершил герой древнегреческих мифов Геракл - он решил проблему отходов, скопившихся в конюшнях царя Авгия.
В доисторические времена наши предки не удаляли из пещер остатки жизнедеятельности, и те понемногу загромождали жизненное пространство. Приходилось отправляться на поиски новых убежищ. Когда нормой стал оседлый образ жизни, они доверили утилизацию отходов природе, зарывая их либо скармливая свиньям и другим домашним животным.
В древних городах мусор выбрасывали прямо на улицу. Поэтому в городах было грязно и вспыхивали различные эпидемии. Уличная грязь заставляла горожан носить башмаки на деревянных подошвах. Иногда даже приходилось переходить улицу на ходулях. Приблизительно за 500 лет до нашей эры в Афинах был издан первый закон, запрещающий выбрасывать мусор на улицы. Его вывозили на свалки. Но города разрастались, а неприятные запахи и большое количество крыс становилось невыносимым.
Конец 19 века. Быстрая урбанизация естественно привела к увеличению количества мусора. Одновременно развивалась и наука гигиены, поэтому городские власти были вынуждены признать, что избавление от отходов является жизненно важной задачей. Во многих городах начался процесс создания муниципальных мусорных служб - до этого, подобными делами занимались частные лица: как правило, старьевщики или фермеры, вывозившие пищевые отходы и использовавшие их в качестве корма для скота.
1031 год. Первый в истории пример начала переработки мусора. В Японии старая бумага собиралась и перерабатывалась в новую. На Западе эта идея была впервые использована лишь в 1690 году, когда вблизи Филадельфии (США) была впервые начата промышленная переработка бумажных отходов и тряпья, которые превращались в новую бумагу.
На территории России трепетнее относились к чистоте в городе, поэтому различные указы по утилизации отходов действовали еще в те времена, когда Русь была поделена на княжества. С приходом Петра I этой проблеме стало уделяться еще большее внимание. Но с развитием промышленности, появлением фабрик и заводов, отходы все чаще стали направлять в водоемы, что постепенно ухудшало экологию в стране. В Советской России мусор вывозили на загородные и свалки и сжигали там. Это было совершенно неэффективно и несло огромный вред экологии. В современной России стало появляться все больше и больше мусороперерабатывающих заводов. Теперь стала возможна переработка отходов, создание из них вторичного сырья.
2.2 КАК МИР БОРЕТСЯ С МУСОРОМ
Швейцария
В Швейцарии каждый оплачивает пошлину за определенный размер своего мусорного бака. В итоге, чтобы сэкономить деньги на мусоре, многие предприятия покупают утрамбовочные машины, которые спрессовывают отходы в кубы и тем самым позволяют платить за дополнительный бак. И жители, и предприятия настолько наловчились утрамбовывать и распределять свой мусор, что современным мусоросжигательным заводам не хватает сырья. Многие из них нацелены на то, чтобы сжигать отходы и вырабатывать электроэнергию. Чтобы окупить и оправдать строительство заводов, некоторым швейцарским кантонам приходится импортировать мусор из Италии.
Япония
В Японии мусорные правила определяются муниципалитетом, а если быть точнее - мусорным заводом, который ему принадлежит. В среднем каждому жителю приходится делить свой мусор на следующие категории - пластик, стекло, жестянки, картон и бумага. Отдельно мусор надо распределять на сгораемый и несгораемый. Если вы купили котлету в пластиковой обертке и помыли потом контейнер, тогда его надо положить в пластиковый мусор, а если не помыли - в сгораемый. Когда японцы хотят сдать крупные электрические приборы, они покупают специальную марку и наклеивают ее на предмет перед тем, как выбросить. Стоимость марки зависит от предмета. К примеру, выбросить холодильник может стоить от $50 до $100. Поэтому многие японцы крупный мусор не выкидывают, а бесплатно отдают знакомым.
Китай
В Пекине все виды перерабатываемого мусора - от пластмассовых бутылок до железных банок - не приходится относить в пункты приема, их достаточно вынести утром на улицу и продать проезжающему мимо сборщику мусора. Мусорщик, в свою очередь, отвезет добычу в предместье столицы, деревню Донг Сяо Коу, известную как деревня сборщиков мусора.
В этой небольшой деревне недалеко от новостроек возвышаются горы картона, старых шин, посуды и бумажных отходов. Жители деревни, в основном приезжие из удаленных бедных провинций, проводят здесь круглые сутки, разбирая завалы. Некоторые живут в собственноручно построенных хижинах из найденных тут же на свалке досок или металлических пластин.
Мальдивы
Искусственный остров Тилафуши, по самые края забитый мусором, ярко выделяется из райского пейзажа тропических Мальдив. Правительство страны решило создать этот остров из-за растущего количества мусора, вызываемого притоком туристов.
Начиная с 1992 года мусор сюда свозится со всех островов архипелага, и на сегодняшний день его количество достигает несколько сотен тонн ежедневно. Тилафуши лежит на высоте всего 1 м от уровня моря, что повышает риск попадания химикатов и других отходов в океан и постепенного разрушения экосистемы.
Гана
В окрестностях Аккры, столицы Ганы, находится самая масштабная в мире свалка электроники - свалка Агбошблоши. Сюда, на побережье Атлантики, со всего мира привозят компьютеры, телевизоры, мониторы, старые кассетные магнитофоны, швейные машинки и телефоны и сбрасывают в одну большую кучу.
Мусор одних превращается здесь в богатство других: на электронные завалы для заработка съезжаются со всей страны. Работники свалки разламывают технику на части или сжигают ее отдельные составляющие и собирают алюминиевые и медные детали. В конце дня за медь и алюминий они получают денежное вознаграждение в пункте приема. Средний заработок в день составляет $2-3. Большинство работников Агбошблоши умирают от болезней и отравлений, вызванных ядовитыми веществами, токсинами и излучением.
2.3 ИССЛЕДОВАНИЕ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ
Я проживаю в замечательном посёлке им. Ю. А. Гагарина (в народе Цыганский). Мой дом находится на улице Циолковского. Напротив, моего дома находится исторический памятник «Атемарский вал», местные жители называют его Пугачёвским. Вал находится под охраной государства. Обучающиеся нашей школы участвуют в рейдах по уборке мусора на территории вала. В нашем поселке вопросами чистоты занимается ЖКХ и служба РЕМОНДИС. Однако проблема замусоривания остаётся актуальной поскольку вдоль вала проходит дорога, и я часто наблюдал, что из окон проезжающих машин «чистоплотные» пассажиры и водители выбрасывают бумагу, бутылки и др. мусор.
Поэтому я решил выявить причины замусоривания. Мною были опрошены жители улицы Циолковского это 18 домов. Им задавались вопросы:
По первому были получены следующие результаты:
-недостаточное количество контейнеров для мусора - 4 человека (22%).
- плохая работа ЖКХ- 3 человека (16%).
- низкий уровень культуры жителей посёлка – 11 человек (61 %)
Это я показал в диаграмме №1.
.
По второму вопросу были получены следующие результаты:
- пенсионеры -1человек (6%)
- молодёжь -7 человек (39%)
-ученики младших классов – 2 человека (11%)
-дошкольники-2 человека (11%)
-взрослые-6 человек (33%)
Это я показал в диаграмме №2.
По итогам опроса я роздал памятки всем опрашиваемым.
ПАМЯТКА
«Что можешь сделать ты?»
1. Возьми за главное правило «Никогда не бросать на улице фантики, пакеты и упаковки, ненужные бумажки». Все это нужно складывать, например, в карман и дома выбросить в мусорное ведро.
2. Никогда не оставляй мусор в лесу или на берегу реки после отдыха.
3. Не будь равнодушен, если кто-то из товарищей мусорит на улице.
4. Активно участвуй в проводимых в школе (городе) субботниках и других мероприятиях по уборке территорий.
5. Прояви фантазию: подумай, где можно применить использованные пластиковые бутылки, картонные коробки, бумажные кассеты из-под яиц и другие твердые бытовые отходы.
6. Посади хотя бы одно деревце. Это не просто украсит место, где ты живешь, но и сделает чище воздух.
7. Не забывайте, родная улица, город, окружающая нас природа – все это наш дом, а в доме всегда должно быть чисто.
По этим данным я сделал следующий вывод:
Чистота в поселке зависит от каждого из нас. Я начал борьбу с мусором на своей улице и может кто-то ещё последует моему примеру. Потому что «Мой чистый двор, это наш чистый город».
2.4 МЕТОДЫ БОРЬБЫ
Мною были выявлены следующие методы борьбы с мусором:
- Бросать мусор только в контейнеры. Если поблизости нет урны, не поленитесь пройти лишние метры или положите отходы в пакет, чтобы выбросить позже. Для естественной переработки отбросов подчас требуются долгие годы и даже столетия.
- Собирать использованную бумагу и сдавать её в пункты приёма макулатуры. Ведь переработка макулатуры - процесс гораздо более чистый и менее энергоёмкий, чем варка целлюлозы.
- Компостировать органический мусор.
- Сортировать мусор (макулатуру, батарейки, др. можно сдавать в переработку)
- Не выбрасывать ненужные вещи - отдавать нуждающимся.
- Покупать предметы из переработанных материалов.
- Стараться избегать покупки одноразовых предметов - бритв, зажигалок, бумажных стаканов, тарелок и салфеток. Все они лишь увеличивают количество мусора.
- По возможности покупать напитки в стеклянных бутылках. Одноразовую пластиковую тару нельзя переработать. Она составляет около 6% всех твердых бытовых отходов, около 50% негорючих отходов и примерно 90% не поддающейся разложению части мусора на обочинах дорог. Кроме того, производственный процесс изготовления пластиковых бутылок существенно загрязняет атмосферу.
- Переработка отходов является самым современным и экологически безопасным вариантом (им занимаются частные фирмы вроде «Ремондис»). Мусор при нем отправляется на специальные заводы, которые делают из него вторичное сырье, которое вполне можно использовать. Бумага легко идет в дело по второму разу, пластмасса тоже — существует крайне небольшое количество вещей, которые можно использовать повторно.
А также я узнал, что в Мордовии будет построен высокопроизводительный мусороперерабатывающий завод. Новое предприятие планируется возвести рядом с существующим ныне мусоросортировочным заводом в Саранске. Проект Мордовии вошел в число первых проектов в России. Мусороперерабатывающий комплекс на основе современных технологий позволит отказаться от классического пути удаления отходов. Из твердых бытовых отходов будет производиться различное сырье: металлы, пластик и макулатура. Другие отходы могут быть использованы как топливо.
В нашем посёлке пока нет контейнеров для мусора различного типа. Однако в моей семье начали заниматься раздельным сбором мусора, ведь каждый год
в нашей школе проводится конкурс по сбору макулатуры. Наш класс в новом учебном году занял 1 место по школе. Я сдал 105 килограмм макулатуры.
Также я собираю пластиковые бутылки, ведь из них получаются красивые и полезные поделки. (Приложение)
Я принял участие в конкурсе «Новинки из мусорной корзинки» (Приложение)
Свой вклад в борьбе с мусором я вложил, участвуя в акции «Чистый город». (Приложение)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В своей работе я рассмотрел множество способов борьбы с мусором.
В результате исследования я пришёл к выводу:
-мусор делает сам человек, и он же должен его убрать;
-обязательно нужно развивать переработку мусора;
-специально отведенные места для сбора мусора должны быть снабжены контейнерами;
-развивать использование мусора в качестве вторсырья для изготовления поделок из бросового материала.
Гипотеза исследования подтвердилась - учащиеся могут внести посильный вклад в борьбе с бытовым мусором.
Мы должны относиться к окружающей природе, так, как относимся к собственному дому, но ведь дома мы не бросаем ненужные вещи на пол.
Мусоровоз не поедет за нами следом, чтобы убрать пустую пластиковую бутылку или фантик. Нужно изменить образ жизни человека, его отношение к серьезной проблеме. Чистота начинается с нас самих, с наших отношений к окружающей среде, с того места, где мы живем, работаем, учимся. Нельзя где попало выбрасывать мусор, а наоборот необходимо дать ему вторую жизнь. Только так мы поможем себе и нашей планете.
ЛИТЕРАТУРА
1.Загороднюк В.П., Хацкевич В.Я. Вторичное использование пластиковых емкостей. Школа и производство, № 3, 2008г.
2. Коноплёва Н.П. «Вторая жизнь вещей». «Просвещение», Москва, 2013г.
3. Родионов С.К. и др. «Что такое мусор». [Текст ] М.: « Химия», 2010 г.
4. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? М. «Первое сентября» 2010г.
5. Цамуталина Е.Е. 100 поделок из ненужных вещей. - Ярославль: Академия развития, 2009г.
6.Яницкий, О.Н. Экология города. [Текст] /О.Н. Яницкий, М.: Мысль, 2000. – 279 с.
7.Фото авторские.
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Национальный исследовательский
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва»
Факультет дополнительного образования
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета
дополнительного образования
к.ф.н. _________Н.В.Жадунова
«__» __________ 2018 г.
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
ХРАМЫ САРАНСКА
Автор итоговой аттестационной работы
слушатель программы
профессиональной переподготовки
«Основы религиоведения и православной культуры:
технологии и методики преподавания» Н. А. Каштанова
Руководитель работы
канд. философ. наук, доц. Н. Ю. Лысова
Саранск 2018
Содержание
Введение …………………………………………………………………………. | 3 |
| 5 |
1.1 Иоанно - Богословская церковь — главная историческая ценность Саранска…………………………………………………………………………. | 8 |
1.2. Храм святых равноапостольных Кирилла и Мефодия…………………. | 9 |
1.3 Храм в честь Казанской иконы Божией Матери …. …………………… | 11 |
| 12 |
Заключение ……………………………………………………………………… | 24 |
Список использованных источников ………………………………………… | 26 |
Приложения …………………………………………………………………….. | 27 |
Декан факультета
дополнительного образования Н. В. Жадунова
Введение
"Счастье не в деньгах и не в роскошном дворце.
Богатства можно лишиться.
В том счастье, что не отнимут ни люди, ни события.
В вере, в духовной жизни, в самом себе...".
/Елизавета Фёдоровна Романова/
По преданию началом возникновения церкви считается беседа Господа Иисуса Христа со своими учениками, происходившая в Филипповой Кесарии. Во время нее апостол Петр от лица всех апостолов исповедал Христа. На этом месте и зародилась первая церковь.
Церковь – это место спасения. В ней не только очищается душа, но и освящаются все стороны жизни человека, виды его деятельности. А главной задачей церкви является спасение людей через христианство, которое не может существовать без церкви. В ней ощущается особое присутствие Бога, таинственное и благодатное, ощущаемое и познаваемое верующими с благоговейностью, а иногда являемое в особых знамениях. Церковью изначально освящались все сферы жизни людей, это было направлено к тому, чтобы верующий человек осознал свою жизнь частицей жизни Христовой. Все стороны жизни верующих людей должны быть проникнуты Христом.
Храм – это священное здание, которое построено для богослужения и осуществления религиозных обрядов, например, исповеди, крещения, венчания. Некоторые люди не понимают: зачем нужны храмы, ведь Бог у них в душе. Еще Михаил Задорнов говорил, что для общения с Всевышним ему не нужны какие-либо посредники. Но храмы нужны человечеству. Почему?
За последнее десятилетие в общественном сознании значительно вырос интерес к православным истокам культуры России. Как в столице, так и в провинции осмысливается эволюция народно-религиозных традиций.
Да, безусловно, каждый верующий человек может в любую минуту обратиться к Богу, не прибегая к помощи храма и священнослужителей. Но все же храм – это то место, где свершаются Таинства. Например, происходят крещения. Если бы не было храма, люди не смогли бы пройти через одно из семи Таинств. В чем заключается Таинство? Это рука, которая протянута к нам с Божьими Дарами. Вкушая их, мы отдаем Богу естество, которое он очищает, вносит туда Божественность. Человек на психологическом уровне чувствует себя более комфортно, спокойно. Посещать храм человек не обязан, он идет туда, когда «душа просит». Это священное место, в котором люди ищут спокойствия, прощения, понимания. Придя туда, человек может быть уверен, что его выслушают, протянут руку помощи и никогда не оскорбят. Там можно спрятаться от жестокого мира – преступности, насилия, обмана. Придя в храм, человек может воплотить некоторые заповеди Всевышнего. Например, она из них подразумевает запрет атеизма. Человек должен почитать Бога, изучать веру и думать о чудесах творения. Именно для этого и существует храм. То есть, если бы не существовало данного священного места, люди, возможно, и не были бы такими религиозными, вера в Бога сошла бы на «нет»; человек стал бы атеистом, свершал запретные и греховные дела. Чтобы понять, для чего необходим храм, можно вспомнить такое средство передвижения, как самолет. Он ведь не является смыслом жизни человека, однако способен доставить нас к цели в достаточно короткие сроки. Так и храм: он не является смыслом, но именно с помощью него мы можем познать заповеди Творца. Да, безусловно, его наличие не улучшает жизнь само по себе, но он духовно обогащает ее.
В последнее время в стране возрастает интерес к прошлому, к историческим корням. Всё больше людей обращается к вере. Возрождаются храмы, строятся мечети. В нашем городе история церквей начинается с 17 века. У каждого храма есть своя история.
В своей работе я хочу рассказать об истории некоторых храмов нашего города, о тех, которые сохранились до наших дней полностью или частично.
В нашем городе есть несколько действующих православных храмов, строятся и открываются новые. Нередко можно услышать по этому поводу недоумения, а зачем их столько? Зачем же нужны нам в городе храмы? Для того только, чтобы сходить и попросить чего-нибудь у Бога? Но тогда зачем столько храмов, хватило бы одного- двух. Да и ходить для этого в храм совсем необязательно, обратиться к Богу с просьбой можно и дома: встал перед иконами, зажег свечку и помолился, нисколько не хуже, чем в храме. Не только дома перед иконами человек может молиться, но даже на работе, в офисе или даже в машине, Господь и там услышит наши молитвы. Зачем же тогда нужны храмы?
Ну, во-первых, православные храмы одной только внешней формой своей уже положительно влияют на нашу жизнь. Человеку, живущему и работающему в городе, постоянно приходится находиться в замкнутых помещениях и среди однотипных безликих домов-коробок. Такая обстановка угнетающе действует на наши души, способствует унынию и депрессиям. Необычная же красивая форма православных храмов украшает город, радует душу. Для нее храм – это что-то очень родное и необходимое. Устремленность же храмов вверх к небу, помогает душе отключиться на минуту от повседневных хлопот и суеты и задуматься о спасительном, о вечном, о духовном. Поэтому наши предки, духовно сильные люди, строили не только храмы, но и просто часовни, памятники святым, чтобы душа чаще задумывалась о святом и получала бы от этого духовную радость и пищу.
Если же попытаться дать определение храму, то лучше, как мне кажется, подойдет следующее: храм – это Небо на земле. Потому что в храме так все продуманно устроено, чтобы человек, войдя в него, на какое-то время перешел бы из обычного мира в другой мир, мир Божественный.
Современный вид храма продумывался веками, делалось все для того, чтобы человек, вошедший в него, как можно плотнее приблизился бы к миру духовному, ощутил бы его всеми своими чувствами. Зрению представлены иконы, изображения Бога и святых, то есть тех людей, которые достигли общения с Богом. Для слуха совершается богослужение, состоящее из пения духовных песен и чтения молитв. Для обоняния периодически совершается каждение фимиамом, храм наполняется благоуханием, как в райском саду. Для осязания человек прикладывается к святым иконам и ставит свечи. Те же, кто подготовился постом и молитвою, причащаются Святыми дарами. Также в храмах стараются, чтобы как можно меньше было, а лучше вообще не было, предметов из обыденной повседневной жизни. Все сделано для того, чтобы мысли возносились к Богу.
Именно в храме православные начинают таинство причащения к жизни будущего века, через совместные собрания и богослужения. Ведь что такое будущая жизнь? Это общество людей, объединенных Богом любовью к Нему и друг к другу. Христианин, приходя в храм, можно сказать, таким образом, учится жить будущей вечной жизнью. Он учится там любить Бога и жить в любви с ближними. Если же человек не научился жить в любви с праведниками, то, как же тогда он сможет жить в Царстве Божием? Попади человек раздражительный, обидчивый, заносчивый в рай, он сразу же превратить его в ад, расстроит всю гармонию.
Поэтому христиане ходят в храм не только для того, чтобы испросить помощи у Бога, но в первую очередь прикоснуться к миру духовному и подготовиться к жизни вечной, напитать свою душу вечностью.
В Храме Бог дает человеку то, что больше получить нигде невозможно. В церковных таинствах Господь дает человеку Самого Себя: Свою Плоть и Свою Кровь. Он соединяет людей с Собой, приобщает их к Себе и проводит их вратами смерти к вечности. Человек смертен. Сам по себе человек не может преодолеть смерть. Смерть преодолел Христос, Он воскрес. И Он проводит человека к вечности тогда, когда человек становится Его причастником, когда он становится клеткой Его воскресшего и прославленного Тела. Причащение происходит не на улице и не дома, оно происходит в церкви, и заблуждаются те люди, которые говорят, что у них какие-то свои, особые отношения с Богом и больше им никто не нужен и храмы им не нужны. Они в этой своей самонадеянности отвергают спасение, отвергают дар вечной жизни, который Господь протягивает человеку в евхаристической чаше.
Если человек думает, что ему еще рано готовиться к жизни вечной, выйду на пенсию, мол, тогда и буду готовиться. То он глубоко ошибается, потому что, во-первых, жизнь в любви к Богу и ближнему – это искусство из искусств, которому необходимо учиться годами. В старости же такое искусство может оказаться уже и не под силу. А во-вторых, не приобретя навыков искусства жизни в молодости, до старости можно просто не дожить, жизнь сурова и ошибок не прощает. Как же человек учится жизни в храме? Через стремление подражать жизни святым, изображенным на иконах, уподобление им, а потом и через любовь и к ближнему, с кем тебе придется войти в жизнь вечную.
Церковь Иоанна Богослова — старейшее здание на территории Мордовии и архитектурный памятник федерального значения [внесен в реестр постановлением Совета Министров РСФСР в 1960 году]. Храм обладает историко-архитектурной ценностью, имеющей особое значение для истории и культуры всей страны, а не только нашей республики.
По мнению специалистов, церковь апостола Иоанна Богослова возникла на заре 17 века, еще до основания Саранска, и изначально была деревянной. Каменное здание возвели в 1693 году — спустя полвека после появления крепости Саранский Острожек. Храм построили в стиле московского барокко [альтернативное и устаревшее название — Нарышкинское барокко]. Для этого архитектурного стиля, имевшего актуальность в последние десятилетия 17 века и первые годы 18 века, свойственны широкое применение элементов архитектурного ордера и использование центрических композиций в храмовой архитектуре. Стиль затронул не только московский регион, но и весьма отдаленную периферию, — примером как раз служит Иоанно-Богословский храм. Стоит также отметить,что «московское барокко» пережило некоторое возрождение в 20 веке. Например, элементы, свойственные этому стилю, можно обнаружить в оформлении Комсомольской кольцевой станции московского метрополитена, здания гостиницы Ленинградская, в архитектуре и декоративном оформлении здания Казанского вокзала.
За трехвековое существование Иоанно-Богословская церковь многокракратно подвергалась переделкам и реконструкциям, но в целом композиция облика сохранилась в первоначальном виде. Иоанно-Богословский храм богато украшен килевидными кокошниками и декоративным поребриком. Здание церкви представляет собой куб, на котором установлены пять декоративных главок — основная и четыре меньших. Наличники окон, карниз, кокошники, перспективный портал выложены из фигурного кирпича. Интерьер церкви украшает сохранившаяся монументальная живопись в академическом стиле, а также главная достопримечательность — барочный иконостас.
В 18 веке храм расширялся, в результате чего у церкви появились приделы. В начале 19 века к церкви были пристроены колокольня и трапезная. На территории храма Иоанна Богослова также расположена небольшая церковь Богоявления Господня, но это уже современная постройка [появилась в 2003 году].
Закрытый в начале 1930-х годов Иоанно-Богословский храм вновь начал действовать во время Великой Отечественной войны [c 1944 года]. В период закрытия в здании церкви располагался архив НКВД — достаточно распространенное явление для советского времени. После «второго открытия» церковь апостола Иоанна Богослова долгие годы оставалась единственным действующим православным храмом Саранска.
Иоанно-Богословская церковь в период с 1991 по 2006 годы была кафедральным собором Саранской и Мордовской епархии. Затем эту роль принял Кафедральный собор святого праведного воина Феодора Ушакова.
1.2 Храм святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
18 октября 2015 года на Юго- Западе в Саранске открылся новый храм во имя святых равноапостольных Мефодия и Кирилла. Он возведен в стиле конца XIX века, имеет 11 куполов, а в высоту достигает 53 метров. Его площадь составляет почти 2 тысячи квадратных метров. Кроме верхнего зала с двумя приделами есть нижний крестильный храм, трапезная, конференц-зал и рабочие кабинеты.
Новая церковь украсила в архитектурном плане Юго- Запад Саранска, став не только его духовным центром. 53-метровый храм как бы поднялся над всем районом, демонстрируя, что жизнь в этом уголке города становится более осмысленной. Первой службой, которая состоялась в храме после освящения, была молитва о мире на Украине.
Благодаря святым равноапостольным Кириллу и Мефодию наши предки смогли приобщиться к вере Христовой на родном языке. Именно поэтому евангельские истины так прочно и глубоко вошли в душу нашего народа. Быть верным этим заповедям непросто. Приходится часто плыть против течения, но другого пути к человеческому счастью не существует. Если мы сумеем построить новое общество, живущее по заповедям Божьим, то станем примером для всего мира, — отметил Святейший, передавая символический ключ от нового собора митрополиту Саранскому и Мордовскому Зиновию.
Следует отметить, что прежде на весь юго-западный район с населением в 60 тысяч жителей имелась всего одна деревянная церковь. В этой части города много новостроек, где живут большей частью молодые семьи. Теперь
они смогут приходить сюда и приводить своих детей.
По завершении литургии окрестности огласились звоном колоколов. Одиннадцатикупольный храм святых равноапостольных Кирилла и Мефодия сможет вмещать до 800 прихожан. Его площадь составляет более 1600 квадратных метров. Десять колоколов для него были отлиты мастерами Каменска- Уральского по старинной русской технологии. Украшение храма — уникальный резной иконостас, который считается самым большим в Поволжье. В будущем здесь также откроется православный центр, который займется реализацией социальных, образовательных и миссионерских проектов.
Одним из последних, стал храм в честь Казанской иконы Божией Матери, который освятили 21 июля в 2011 году.
Храм отличается величественностью и роскошью убранства. Он выкрашен в благородный голубой цвет, тем самым, символизирует единство с небом. Золотой крест, венчающий колокольню храма, своим сиянием виден, издали, особенно въезжающим со стороны района Светотехстроя. Колокольня святыни имеет впечатляющие размеры: самый большой колокол весит около четырех тонн.
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери, как и полагается православному храму состоит из алтаря, обращенного на восток, средней части, в которой лучше всего видна удивительная роспись стен с использованием библейских мотивов и притвора. Общая вместительность храма достигает трёх тысяч человек.
Вокруг храма благоустроена территория, вымощенная плиткой с разбитыми клумбами и новенькими скамейками. Площадь перед церковью способна разместит около восьми тысяч прихожан.
Открытие нового храма очень порадовало местных жителей. Кроме своего главного назначения – укрепление Веры и напутствие прихожан, святыня очень гармонично дополняет окрестности города.
Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве.
Задачи:
1. Познакомить с понятием «православный храм».
2. Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.
3.Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.
4. Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
5. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
Формируемые УУД
Регулятивные универсальные учебные действия:
Познавательные универсальные учебные действия:
Коммуникативные универсальные учебные действия
Личностные универсальные учебные действия
Основные понятия урока:
Храм, священник, Кадило, Икона, Иконостас, Алтарь, Царские Врата, Канун
Ресурсы:
- основные
учебник «Основы православной культуры» Андрей Кураев. Пособие для учащихся. М., 2012
- дополнительные
классная доска, компьютер, мультимедийная презентация, стихи «О храмах»
Оборудование:
Формы организации работы:
фронтальная работа, работа в парах, работа в группе, самостоятельная работа с источником информации, участие в учебном диалоге
Оформление доски:
схема храма,
слова чудотворца Иоанна Шанхайского - «Храмы нужны не Богу, престол которого небо и подножие земля. Храмы нужны людям».
ХОД УРОКА:
I. Актуализация знаний
Цель: настроить учащихся на урок
Учащиеся настраиваются на урок.
Добрый день ребята! Я очень рада видеть вас! Я надеюсь, что наш урок пройдёт интересно, и вы сможете показать свои умения активно работать.
Девизом нашего урока я выбрала пословицу «Берись дружно, не будет грузно»
Как вы думаете, почему? (обобщение ответов детей).
Вывод: Эта пословица означает что когда ты с друзьями тебе хорошо, а когда один- плохо и грустно. Общими усилиями легче справиться с любым делом.
II. Формулирование темы урока
Цель:
Учащиеся слушают колокольный звон, записывают слова на карточках, вывешивают на доску, отвечают на вопросы учителя, формулируют тему урока.
Учитель формулирует задание, используя приём «Кластер», читает вывешенные карточки учащихся со словами на доске.
Приём «Кластер»
-Пожалуйста, внимательно прослушайте то, что сейчас прозвучит (звучит колокольный звон 1 мин.).
Вывод: У многих из вас колокольный звон ассоциируется с храмом. Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?
Верно. Тема нашего урока «Православный храм».
Уметь оформлять свои
мысли в устной форме
(Коммуникативные УУД);
Уметь определять
и формулировать тему
урока
(Регулятивные УУД).
III. Постановка цели урока
Цель: подвести учащихся к формулированию цели урока
Учащиеся выбирают одно из предложенных высказываний, при ответе выходят к доске и доказывают своё решение учащимся, которые выбрали противоположное высказывание.
Формулируют цель урока.
Чудотворец Иоанн Шанхайский сказал такие слова: «Храмы нужны не Богу – Престол которого небо и подножие-земля, а нам они нужны».
Этот дом – не просто дом
Он красивый и с крестом.
Золотые купола. Звонкие колокола.
Бим-бом-бом. Дин-дин-дин.
Кто-то с мамой, кто один
Помолиться в этот дом
Ходит в трепете святом
По утрам и вечерам.
Это – православный храм.
Л.Ермаков
- Действительно ли человеку нужны храмы? Какую точку мнения вы поддерживаете? Выберите одно из высказываний и докажите свою точку мнения:
Вывод: большинство из вас, ребята, склоняется к тому, что человеку храмы нужны. А нам с вами нужны знания о православных храмах, чтобы мы познакомились с историческим наследием и культурой русского народа.
Уметь оформлять свои
мысли в устной
форме, слушать и
понимать речь других
(коммуникативные УУД);
Уметь определять и формулировать цель
Урока
(Регулятивные УУД).
IV. Изучение нового материала
История строительства православных храмов в древнерусском государстве начинается в IX веке, когда в 988 году состоялось первое массовое крещение Киевской Руси. Киевский князь Владимир, приняв святое крещение с именем Николай и крестив свою дружину с частью населения Киева, построил церковь во имя пророка Илии на Подоле.
На Руси всегда было много храмов. Храмы поражают своей красотой, величием, убранством. 22-х-главая Преображенская церковь, сделанная без единого гвоздя. Кижи. Карелия.
Храм Христа Спасителя в Москве считается главным православным храмом нашей страны. Здесь служит Патриарх Московский и всея Руси - Кирилл.
Издавна храмы строили в самых красивых местах.
- Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?
(У него есть купол, на котором находится крест)
Купола (или глава) – символ устремленности к миру Горнему, соединение земного и небесного.
Форма куполов может быть различной.
Первоначально купола были в виде воинского шлема, а храм был похож на русского богатыря.
Позже купол стал походить на пламя свечи.
А с 17 века купола стали делать в виде вазонов.
Часто на храме строят не одну, а несколько глав.
- Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?
(предположения детей)
-две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;
-три главы (три Лица Святой Троицы);
-пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов);
-семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов);
-девять глав (девять чинов Ангельских);
-тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов). Иногда строят и большее количество глав.
Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.
К колоколам на Руси относились как к живым существам, давали им имена и прозвища: Гавриил, Широкий, Лебедь, Медведь, Ревун - в зависимости от звучания.
Картина И.Левитана «Вечерний звон»
(аудиозапись колокольных звонов)
Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом,
И как я с ним, навек простясь,
Там слушал звон в последний раз!…
-Одинаково звучали колокола?-Какие чувства вызывает у вас колокольный звон?
Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.
Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.
Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.
Форма храма всегда символична. Если взглянуть на храм с высоты птичьего полета, то увидим храмы различной формы.. Чаще храмы имеют форму корабля, или креста, или круга, или звезды.
- Подумайте, что может символизировать каждый вариант формы?
(Корабль спасает в бурных водах, крест – наше спасение и защита, круг – символ бесконечности и вечной жизни, звезда указывает людям путь, аЦерковь учит правильному пути в жизни)
Храмов много. Все они очень похожи. И все - разные. И этим они тоже похожи на людей. Как и у человека, у храма есть свое имя, день рожден
V. Виртуальная экскурсия по храму
1. Дети слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы.
2. Дети читают по цепочке текст в учебнике и рассказывают о понятиях: храм, священник, кадило, канун, икона, иконостас, алтарь
Царские врата. Составляют глоссарий.
Дети отвечают на вопросы.
3.Учащиеся делятся на группы, получают альбомные листы и записывают свои предложения. Представляют результаты работы в группе.
Давайте представим, что мы с вами сегодня идем в храм.
Мы идем в гости, чтобы не смутить и не огорчать верующих, каждый из вас перед входом в храм обязательно должен познакомиться с правилами “как вести себя в храме”.
— Когда мы приходим в гости, заходим в дом, что мы делаем? Поэтому, входя в храм, христиане на мгновение останавливаются, осеняют себя крестом и кланяются. Перекреститься, значит, осенить себя крестным знамением, т.е. изобразить на себе крест.
Заходить надо спокойно. В храме не кричать, мобильные телефоны отключить, ничего не жевать. Нельзя бегать и играть.
Памятка «Как вести себя в храме» (приложение)
Памятка мальчику:
Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они…
Памятка девочке:
Скромную надень одежду,
В брюках в храм идёт невежда,
Голову платком покрой
И тихонько в храме стой.
Мальчику и девочке:
Никого не осуждай,
Помощь нищему подай,
Поставь свечку и потом
Осени себя крестом.
Богомыслие храни,
Лень подальше прогони,
Душой с Богом примирись,
И со всеми ты молись.
Богомольцев не толкай,
К чину в храме привыкай.
Не гляди по сторонам —
Неполезно это нам...
Хоть старушка, хоть девица
Не посматривай на лица,
Глазки в землю опусти,
О грехах своих грусти.
Учитель:
И скажу я от души:
Выйти с храма не спеши,
Стой на службе до конца,
Слушай проповедь отца.
Приложись потом к кресту,
Обещание дай Христу,
Что исправиться намерен,
Слову своему будь верен.
Даром время не губи,
Службу Божию полюби.
Воскресенья подожди,
На молитву приходи.
И вот мы с вами поднимаемся на паперть.
Паперть
– крыльцо храма, площадка перед входными дверями храма, на которую ведут несколько ступеней. Паперть символизирует образ того духовного возвышения, на котором находится Церковь среди окружающего мира, как Царство не от мира сего.
Храм –
дом Божий, место особого пребывания Бога на земле, место молитвы и совершения богослужения. Внутри православный храм разделяется на три части: алтарь, центральную часть и притвор.
Чего много в храме? (Свечей.Икон.)
Церковная свеча
— символ молитвы верующего человека. Своим горением пред иконой свеча символизирует любовь верующего ко Господу Иисусу Христу, Божией Матери или святому, выражает стремление человека к духовному преображению, подобно как воск претворяется в огонь. Так как свеча покупается, она является добровольной жертвой человека Богу и Его храму за себя и за своих ближних.
Свеча ставится около иконы.
Икона –
священное изображение Иисуса Христа, Богородицы, какого либо святого, евангельского или церковно-исторического события.
Иконами обычно называются изображения, выполненные на твёрдой поверхности (преимущественно на липовой доске, покрытой левкасом, то есть алебастром, разведенным с жидким клеем).
Наш взгляд упирается в иконостас.
Иконостас –
перегородка, разделяющая алтарь и центральную часть храма. Состоит из икон, расположенных рядами в определенном порядке. Число ярусов бывает от трех до пяти. В середине нижнего яруса находятся царские врата, справа от врат расположены икона Иисуса Христа и икона святого или праздника, которым посвящен храм; слева от врат расположены икона Богородицы и далее любая другая икона. За иконами нижнего ряда с обеих сторон расположены дьяконские двери. Над царскими вратами помещается икона Тайной Вечери. Второй ярус снизу содержит иконы двунадесятых праздников. Третий ярус содержит иконы деисусного чина. Четвертый — икону Богородицы с Младенцем Христом и пророков. Верхний, пятый ярус — икону Троицы и иконы ветхозаветных праведников и праотцов. Завершается иконостас распятием.
Отгадайте загадку:
Уточки крякнули,
Бережки звякнули:
Собирайтесь, детушки,
К одной матушке.
— Что это за матушка: (- Храм (церковь)).
— Что это за «бережки», за «краешки», которые «звякнули»? (- Колокола.)
— Зачем они звонят? (- Зовут в храм на молитву.)
Звон колокольный – одна из существенных принадлежностей богослужения. Употребляется для призыва христиан к богослужению, для оповещения тех, кто не присутствует в храме, о самых важных моментах богослужения, а помимо богослужения – либо для выражения духовной радости в великие праздники, либо для выражения общей скорби при погребении усопших. Звон при богослужениях бывает нескольких видов. Благовест – мерные удары в один колокол. Перезвон – удары во все колокола поочередно, начиная с большого и до самого малого. Перебор – медленные поочередные удары в каждый колокол по одному разу от самого маленького до самого большого, а потом удар во все колокола и т.д.
— А кто из вас видел другие храмы?
Ответы детей.
— Они все одинаковые? (- Нет.)
— Давайте посмотрим друг на друга. Мы с вами все одинаковые? (- Нет и да.)
Мы — люди — в чем-то одинаковые. Посмотрите друг на друга. Внешнее строение у нас одно и то же: голова, руки, ноги: У нас у всех есть душа, которая любит, огорчается, тоскует, обижается, радуется. Но всё же мы — разные. У каждого свои особенности внешности (цвет глаз, форма лица, рост), свой характер, своя жизнь.
Вот также и храмы. Их много. Все они очень похожи. И все — разные. И этим они похожи на людей.
Человек когда-то рождается. И храм когда-то рождается: закладывается первый камень в его фундамент и начинается строительство. Человек получает имя. Христиане дают имя ребенку в честь христианского святого. И у храма есть имя — он освящается в честь святого человека или святого праздника, или святой иконы.
Храм – это не просто здание, это живой организм.
Поскольку храм на Руси занимал исключительно важное место в жизни православного человека, то созиданию и украшению храмов отдавалось все самое лучшее: лучшие силы, лучшие таланты и жертвовались наибольшие средства. Храм обычно строился на возвышенном, “красном” месте (т.е. самом лучшем, красивом) и служил основой всего градостроительного плана. Если жителям какого-нибудь города или селения приходилось менять место своего жительства, то первой заботой их было сооружение храма, и желательно такого, какой они имели на прежнем месте жительства.
Храм на Руси всегда служил самым ярким свидетельством соборности православной культуры. Он в буквальном смысле собирал граждан и, благодаря единому церковному календарю, упорядочивал всю церковно-общественную жизнь. В храмах оглашались царские указы, совершалось избрание митрополитов, помазание царей на царство. В храмах проходили церковные соборы, решения которых во многом определяли развитие отечественной истории и культуры.
Наконец, храм на Руси в течение многих веков являлся и первой школой. Здесь всегда были книги, так как церковное богослужение не совершается без книг. При храме всегда были грамотные люди, которые обучали грамоте и различным церковным искусствам взрослых и детей.
Храмы на Руси всегда были сокровищницей святынь народа. Древняя Русь не знала музеев: все поистине ценное и прекрасное хранилось в храмах или монастырях — многочтимые иконы, останки святых (мощи), старинные рукописи, иногда древние документы и различные реликвии. Таким образом, храм на Руси является главным хранителем православной культуры.
Для православного человека храм — всегда особое, святое место. “В храме стояще славы Твоея, на небесистояти мним”, — говорится в одной церковной молитве (т.е., находясь в храме, мы находимся как на небе). И действительно, купола православных храмов всегда устремлены к небу.
Все это свидетельствует о непреходящем значении храма в православной культуре России.
VI. Работа с текстом.
Цель:
дать определения понятиям, которые встретятся в тексте.
Дети читают по цепочке текст в учебнике на с. 48-51 и рассказывают учителю о понятиях: Священник, Кадило, Икона, Иконостас, Алтарь, Царские Врата.
-Просмотрим текст и обратим внимание на понятия: священник, кадило, икона, иконостас, Царские врата, алтарь
Зачитайте определение понятиям, которые даны в тексте.
Уметь оформлять свои
мысли в устной форме,
слушать и понимать
речь других
(Коммуникативные УУД).
Смысловое чтение как осмысление цели;
Уметь находить ответы
на вопросы в тексте
(Познавательные УУД).
VII. Физминутка
Учащиеся выполняют предложенные им упражнения
Учитель проводит физминутку.
VIII.. Закрепление знаний (работа в парах)
Цель:
закрепить знания, полученные на уроке
- проверить умение работать с информацией;
-организовать выполнение самопроверки, самооценки.
Учащиеся смотрят видеоролик «В храме».
Работают в парах, разгадывая кроссворд «Храм». Проверяют правильность ответов.
Осуществляют самооценку.
Учитель организует просмотр видеоролика
«В храме». Самостоятельная работа – лист для работы (приложение)
-Ребята, сейчас мы сможем заочно побывать в храме, посмотрим небольшой ролик «В храме». Проверьте, как вы запомнили понятия, которые рассматривали на уроке
Учащиеся смотрят фильм.
Вывод: какие понятия мы повторили?
Способность к
самооценке
на основе критерия
успешности
учебной деятельности
(Личностные УУД)
Уметь ориентироваться
в своей системе
знаний; осуществлять
анализ объектов
(Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои
мысли в устной
форме, слушать и
понимать речь
других
(Коммуникативные УУД).
IX.Работа в группе
Цель:
организовать работу учащихся в группе
решить проблемную ситуацию
Учащиеся делятся на группы, получают листы ватмана и маркеры, записывают свои предложения.
Представление результатов работы в группах.
Отвечают на вопросы учителя.
Закрепление изученного материала.
Самостоятельная работа.
Установите соответствие между понятием и его определением,
запишите определение понятия, к которому не написано объяснение:
1) Кадило
А) символ молитвы верующего человека
2) Церковная свеча
Б) круглая небольшая
жаровенка с благоухающими
маслами
(ладаном), которые кладутся
на горящие угли
3) Иконостас
В) место, где молится
священник,туда никто не может
входить без его благословения
4) Алтарь
Г) двери, через которые
во время службы выносят
Евангелие – благую весть
о царе-Христе
5) Царские врата
Д) ____________________________________________
Вывод урока: хочу подвести итог урока и спросить вас: Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?
Любите, дети, старину
С её былинными веками,
С её старинными церквами,
К величию ведшие страну…
Любите. Дети, старину!..
С.С. Бехтеев
Подведение итогов.
Вывод:
Чтобы люди, приходя в храм, учились добру, милосердию, состраданию, сочувствию, справедливости, чести.
И все эти качества нужно беречь в себе. Как огонек от свечи отдавать тепло тому, кто в этом нуждается, душой тянуться к небу, а своими делами помогать ближним. И тогда вы сбережете храм в своей душе и будете созидать всю свою жизнь.
Умение слушать и
вступать в диалог;
участвовать в
коллективном
обсуждении проблем
(Коммуникативные УУД)
X. Подведение итогов. Рефлексия
Цель:
-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Учащиеся заканчивают понравившееся предложение, оценивают свою деятельность на уроке
Учитель организует рефлексию учащихся.
Оцените свою деятельность на уроке, используя лист самооценки:
Закончи урок фразой, которая вам больше понравилась:
* Мне понравилось…
* Мне запомнилось…
* Я узнал…
* Мне бы хотелось…
- Дети, путь к храму начинается с семьи. Послушайте заповедь для вас:
ЗАПОВЕДЬ ДЛЯ ТЕБЯ
«Слушаясь папу, слушаясь маму,
Ты начинаешь дорогу ко храму.
Заповедь эта – к Богу ступень,
Нужно ей следовать каждый день»!
Уметь оформлять свои
мысли в устной
форме
(Коммуникативные УУД).
Способность к
самооценке на основе
критерия успешности
учебной
деятельности
(Личностные УУД).
XI. Домашнее задание
Учащиеся самостоятельно выбирают посильное для них задание
Учитель предлагает детям домашнее задание по выбору
г. Саранска»
Заключение.
Исторические события и политика государства повлияли на историю церквей. Как на открытие, так и на закрытие и уничтожение, и на возрождение. Современное общество поддерживает церковь, благодаря этому восстанавливаются разрушенные прежде храмы и строятся новые.
Из всего выше сказанного я делаю вывод, что Церковь – это прежде всего люди! Это собрание людей, объединенных верой в Иисуса Христа, который есть Спаситель Господь. «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матфея 16:18).
Поскольку Церковь – это люди, объединенные верой в Иисуса Христа, то и цель ее существования, очевидно, выражена Основателем: «…все делайте во славу Божию» (1Кор.10:31). «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь». (Матф.28:19,20)
Церковь – это сооружение. Образ, который открывает упорядоченность многообразного собрания людей разного возраста, статуса, образования, национальности, региональности, объединенных в поместной Церкви. Как сооружение имеет свою структуру, так и Церковь построена «…на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (Еф.2:20). А еще в церкви Иисус поставил апостолов, пророков, пасторов, учителей, благовестников (Ефесянам 4:11), чтобы все созидалось для славы Бога.
Церковь – это столп, назначение которого стать истинной опорой (1Тимофея 3:15).
Церковь – это тело, где все члены взаимосвязаны и полны заботы друг о друге (1 Кор 12:8-23).
Церковь – это ветви, которые связаны с Лозой (Иисусом), и поэтому могут приносить плод (Ин. 15:1-8), чем прославляется Отец Небесный.
Церковь – это невеста, которая приготовила себя к встрече со своим Женихом - Иисусом, который ради нее отдал Свою жизнь (Откровение 19:7).
Через все эти образы наблюдаем невероятную тайну от века задуманную Богом – Церковь. Ты можешь через веру в Иисуса Христа Спасителя присоединиться к поместной церкви, которая является частью вселенского Тела Христова. Можно ли действительно верить в Иисуса Христа и быть вне Церкви? На самом деле – нет, потому что Церковь – это Тело Самого Господа Иисуса Христа.
Список использованных источников
1. Козлов Максим Протоиерей «Вопросы о церкви». Изд-во Храма святой мученицы Татианы при МГУ, 2006 – 198 с.
2. Крутова. Н.С. «…Я породнился с Мордовией» под ред. Саранск, Типография «Красный октябрь», 2002 – 199 с.
3. Козлов Михаил Протоиерей «Детский катехизис». Изд-во Храма святой мученицы Татианы при МГУ, 2010 – 126 с.
4. Православный сайт Московской Патриархии www.mospat.ru
5. «Отец Александр Мень отвечает на вопросы». Редактор В. Илюшенко. Изд-во фонда имени Александра Меня, 1999 - 75 с.
6. Ожегов С.И. и Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка». М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008.
Эта весёлая планета
Одеяльце
О чем поет Шотландская волынка?
Мороз Иванович
Юрий Алексеевич Гагарин