• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ БУМАЖНОГО ПИСЬМА.

Опубликовано Утина Любовь Ивановна вкл 07.01.2019 - 20:16
Утина Любовь Ивановна
Автор: 
Биктимиркина Татьяна

В наше время особенно актуальным становится вопрос «живого» общения между людьми. Возрождение эпистолярного жанра поможет решить эту проблему.  Ведь он служит не только соединению людей, но и помогает их взаимопониманию, умению чувствовать собеседника с его переживаниями, радостями и огорчениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proshloe_nastoyashchee_i_budushchee_bumazhnogo_pisma.doc185.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОКРУЖНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ

СЕКЦИЯ “ Русский язык”

ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ БУМАЖНОГО ПИСЬМА

 

                                                                      Автор: Биктимиркина Татьяна, учащаяся 7 класса

                                                                 ГБОУ СОШ с. Новая Кармала

                                           м.р. Кошкинский

                                                 Научный руководитель:  Утина Л.И.,

                                                                                        учитель русского языка и литературы

                                                                           ГБОУ СОШ с. Новая Кармала

                                                      м.р. Кошкинский

 

Красный Яр, 2015 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………стр.3-4

Глава 1. Особенности эпистолярного жанра………………………….стр.4

  1. Понятие эпистолярного жанра……………………………………........стр.4-5
  2.  История зарождения и развития эпистолярного жанра………….......стр.5-6  

Глава 2. Исследовательская часть……………………………………..стр.6

2.1 Сравнительный анализ писем……………………………………...стр.6-9

2. 2 Правила написания писем................................................................стр.9

2.3 Анкетирование среди учащихся 7 класса........................................стр.9-11

Заключение……………………………………………………………..стр.11-12

Список литературы…………………………………………………….стр.13

Приложение……………………………………………………………...стр.14-18

Введение

        Что такое письмо? Умеем ли мы писать письма? Любим ли получать их? Каждый из нас ждет от родных, друзей и подруг какую-либо весточку. Сейчас уже редко можно получить почтовый конверт с  письмом. Но иногда с нетерпением мы хотим  ждем и электронное послание. Между первой весточкой в бумажном конверте и современной электронной почтой – столетия, а сегодня они рядом. Прошлое, настоящее и будущее – рядом в нашей жизни.

        Сегодня люди совсем не пишут друг другу писем. А почему? А потому, что бумагу и ручку заменили электронная почта, телефонная видеосвязь. А как ждали письма раньше! Письма настоящего, живого, с родными строчками на бумаге, сохранившей память о человеке, писавшем его. Долгожданной весточки ждали жены солдат, ждали бабушки и матери писем от детей и внуков, поздравлений на праздники. Порой письмо приносило радость или грусть, иногда разочарование, а случалось и боль.  С трепетом в сердце открывали письмо и читали всей семьей.  

          В наше время особенно актуальным становится вопрос «живого» общения между людьми. Возрождение эпистолярного жанра поможет решить эту проблему.  Ведь он служит не только соединению людей, но и помогает их взаимопониманию, умению чувствовать собеседника с его переживаниями, радостями и огорчениями. Сухие строчки SMS или  электронной почты зачастую не позволяют передать и почувствовать это. К тому же, эпистолярный жанр всегда стоял на первом месте по привитию культуры мышления, письменной грамотности.

           Цель  работы – изучить историю развития письма в прошлом и настоящем. 

          Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи исследования:  

  1. Познакомиться с историей и особенностями эпистолярного жанра.
  2. Рассмотреть основные виды писем и правила их написания.
  3. Изучить историю появления SMS как современного способа общения.
  4. Провести анкетирование среди учащихся 7 классов  по вопросу "Нужны ли письма в наше  время?"
  5. Определить роль писем в жизни общества, выяснить причины их  недостаточной востребованности.

        Гипотезой  моей работы явилось предположение о том, что письмо как эпистолярный жанр не прекратит своего существования, а перейдет на новый качественный уровень.

        Объект исследования: письмо как эпистолярный жанр.

        Предмет исследования: жанровая специфика письма.

        Методика исследования:

        -  изучение и анализ литературы по теме исследования;

        -  анкетирование учащихся 7 класса.

        Источниками для исследовательской работы послужили   материалы, размещенные в сети Интернет, материалы школьного музея.  

           Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе систематизирован теоретический материал об эпистолярном жанре.

          Практическая значимость работы заключается в том, что в ней определена роль эпистолярного жанра в современном обществе, обозначены способы его возрождения.  

Глава 1. Особенности эпистолярного жанра

       1.1 Понятие эпистолярного жанра

        Слово «эпистолярный» значит – «имеющий форму письма, переписки». Эпистолярный стиль — исторически сложившаяся разновидность художественной речи, свойственная определённым жанрам письменности. Этот стиль складывался в разных видах частной и государственной переписки и с течением времени развился в разновидность литературного повествования.

Письмо — вид бытовой письменной речи, давший жизнь таким литературным жанрам, как эпистолярный роман, манифест, фельетон, стихотворное послание. Письмо обязательно имеет не только автора, но и адресата. Его отличают многообразие тем и стилей, лёгкость перехода от одного предмета к другому, сочетание серьёзности и незначительности в предмете разговора.

Для эпистолярного жанра характерны:

- рамочная структура письма;

- точное обозначение адресата и адресанта;

- переплетение устной разговорной и книжно-письменной речи;

- использование как непринужденной, так и официальной формы общения;

- использование этикетных формул;

- повествование в 1-м лице;        

-  проявление авторского «я».

1.2 История зарождения и развития эпистолярного жанра

        На Руси эпистолярный стиль был известен с древнейших времён. Ещё берестяная грамота была широко распространённой, подлинно всенародной корреспонденцией. Здесь были и частные письма с бытовыми и деловыми вопросами, и хозяйственные документы, и жалобы, адресованные правительству, и школьные записи, и шуточные тексты.

Авторы посланий старались придерживаться законов построения письма. "От Гостяты къ Васильви" — в начальной формуле письма обозначены автор и адресат. Письмо Гостяты — первый образчик частного письма Древней Руси (XI в.). Широкую известность получила переписка Иоанна Грозного с А.М. Курбским в 1564 г., послания протопопа Аввакума в XVII веке.  В средние века эта форма развивается как публицистический жанр, в переписке высказываются и обсуждаются актуальные идеи времени. Особенно любима форма письма в эпоху сентиментализма, поскольку позволяет раскрыть внутренний мир человека, его чувства. В русской литературе это «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина; позже «Роман в письмах» пишет А.С. Пушкин. Эту традицию продолжает и Ф.М. Достоевский.

                Широкое распространение эпистолярный жанр получил в XVIII веке.  Эпистолярным жанром пользовались Кантемир, Тредиаковский, Петров, Ломоносов, Костров, Фонвизин, Капнист, Рубан, Виноградов, Новиков, Державин. В 70-х годах XVIII в. наступает эпоха расцвета журналистики. В сатирических журналах появляется большое количество "писем с мест", корреспонденций, представляющих собой наблюдения над дурными нравами крепостничества и канцелярско-чиновничьим произволом, их обличение.

                Наибольшее распространение эпистолярный жанр получает в XIX веке.

Но уже в конце XIX века начинается процесс вытеснения письма другими видами связи, обусловленный развитием сети железных дорог, появлением телеграфа и телефона. В наше время, особенно с начала XXI века, этот процесс осуществляется с наибольшей интенсивностью: всё более популярным становится общение через интернет, посредством пейджера и SMS, по своей сути отличающееся примитивизмом, не располагающее к пространным и глубоким рассуждениям.  

На этом фоне усиливается ощущение особой ценности эпистолярного наследия русских классиков, в чьих письмах  мы видим красоту, простоту, изящность слога..

Глава 2. Исследовательская часть

2.1 Сравнительный анализ писем

         Предметом моего исследования стали письма А.С. Пушкина к друзьям, письма с фронтов Великой Отечественной войны наших земляков, письма наших знакомых и электронные письма (Приложение 1).

                В результате сравнения бумажных писем разных лет и электронных можно сказать, что язык интернета, электронной почты, SMS-посланий, не к лучшему меняет эпистолярный жанр.  Оба участника (иногда значительно больше, если общение происходит через интернет-дневники или форумы) виртуального обмена письмами имеют доступы к принятым кодам и им нет необходимости детализации своих мыслей и переживаний. Если корреспондент не понимает, он, скорее всего, рано или поздно вычеркивается из адресной книги. Таким образом, потребность виртуального общения с конкретным адресатом зависит не столько от «родства душ», похожести переживаний, близости понимания и мироощущения, сколько от умения уверенно ориентироваться в этом виртуальном мире. В лучшем случае, участников обмена посланиями связывает общность каких-то интересов.  Это общение, ни к чему не обязывающее, прекращается сразу же, как только эта информация становится доступной.

                Современные электронные письма практически не допускают эмоций и экспрессии  языка. Зато допуск таковых часто расценивается авторами посланий как вседозволенность в использовании ненормативной лексики. При этом ненаписанное вполне может стать и несказанным, а то, что будет выражено в реальности, окажется таким же  примитивным, как и набранное в СМСке, или, того хуже, – обидным и даже оскорбительным. В ходе исследования мы пришли к выводу, что человек постэпистолярной эпохи  употребляет, а главное, знает меньше слов, чем человек, который жил в прежние  времена.  

               Именно Пушкин, сначала в своих письмах, а затем и в художественной прозе, осуществил принцип «писать, как говорят, и говорить, как пишут». Письма его создают впечатление живой устной речи. Интересно наблюдать, как он обращается в письмах к своим друзьям: чудесный друг, милый друг, милостивый государь.

        Особый интерес представляют письма с фронта. Мы проанализировали несколько писем наших земляков.   Солдатские письма – это бесценный источник, который позволяет заглянуть в душу человека-солдата, понять его мысли, чувства. Письма, написанные огрызками карандашей в окопах, блиндажах, госпиталях, доходили до близких в тылу как бы «вживую», из рук в руки, сохраняя тепло родных пальцев, сердец и душ.

        Фронтовые письма, как луч солнца носили из дома в дом, читали вслух. Они придавали силы, вселяли веру в победу, вдохновляли на труд. А еще солдатские письма создавали образ воина, рассказывали о его подвиге. О том, что переживали они, чувствовали, с какими огорчениями, заботами и радостями встречались, – «говорят» нам письма военного времени.

        Таким образом, окопные треугольники воспринимались как живой организм, они создавали единство фронта и тыла. Почти в каждом солдатском письме можно прочесть строки о боевых товарищах, погибших в боях, желании отомстить за них. Кратко, но драматично звучат слова о гибели верных друзей. А сколько писем не дошло до адресата, было разметано взрывами, уничтожено огнём, пропало в бесконечной дороге от передовой до дома!

        В годы Великой Отечественной войны с фронта в тыл было отправлено 2 миллиарда 794 миллионов писем.

        Сравнив электронные и обычные бумажные письма, мы нашли плюсы и минусы каждого вида.

Сравнительная характеристика электронных и бумажных писем

Бумажные письма

Электронные письма

Почерк пишущего отражает характер человека.

Почерк пишущего неизвестен, характер нельзя определить.

Грамотность.

Грамотность игнорируется.

Цель: поделиться своими переживаниями, радостью, узнать новости от близких.

Обмен информацией.

Присутствует монолог.

Присутствует диалог.

Речь эмоциональная.

Речь деловая.

Переписка между близкими людьми.

Обмен информацией возможен с неограниченным  количеством  людей без объяснения целей общения.  

Длительное ожидание письма, волнение.

Мгновенная доставка информации.

                Из таблицы мы видим, что у бумажного письма гораздо больше положительных качеств, чем у электронного письма. Самое большое достоинство электронного письма – это мгновенность доставки информации. Именно это качество наиболее привлекательно для современного человека.

2.2 Правила написания письма.

Об элементарных правилах корреспонденции не следует забывать и в наши дни.

На первый взгляд, это мелочь, на которую не стоит обращать внимание. Однако эта мелочь говорит о воспитанности того, кто пишет, и о его отношении к адресату.

           Согласно правилам хорошего тона, этикета, письма пишут только на хорошей бумаге. Письма пишут от руки, но возможно и печатное письмо.

           Правила этикета запрещают написание в начале письма собственных новостей. Сначала пишут об адресате и о том, что его интересует, и только затем о себе самом.

           Содержание письма должно быть подчинено логике, а не писать о том, что придет в голову.

           В письме важно не только содержание, но и оформление. Письма с многочисленными ошибками не допускаются. Писать нужно разборчиво, при затруднении обратиться к справочной литературе.

           Заканчивая письмо, уместно снова обратиться к адресату с вопросами о его жизни.

           Отправляют в конверте, написав адрес, а раньше складывали, перевязывали нитью и скрепляли восковой печатью.

2.3 Анкетирование среди учащихся 7 классов

« Нужны ли письма в наше время информационных технологий»

        Почему же мы перестали писать письма? Почему чаще всего  перебрасываемся SMSками? Что это? Отсутствие времени, дань моде или что-то другое?

                Для исследования данной проблемы  я провела анкетирование среди учащихся 7-го класса "Нужны ли письма в наше время?".  В исследовании участвовало  16 человек.

Ребятам было задано 6 вопросов:

  1. Для чего нужны письма?
  2. Получают ли в вашей семье   письма?
  3.  Принято ли в вашей семье писать письма   друзьям, родственникам?
  4. Легко ли написать письмо?
  5. Какие способы общения наиболее часто используются вами?
  6. Устраивают ли Вас используемые Вами способы связи?

И вот какие результаты  я получила:

  1. На вопрос "Для чего нужны письма?" были получены следующие ответы:

Для общения - 12

Сообщить новости - 2

Не нужны - 0

Не знаю - 0

Просто так - 2

  1. На вопрос " Получают ли в вашей семье   письма?" учащиеся ответили:

        Получают -  8  (письма с пенсионного фонда,  ГИБДД, налоговой инспекции)  

                              8    (открытки от родственников, письма с армии)

         Не получали - 0

     3. На  третий вопрос "Принято ли в вашей семье писать  письма своим друзьям, родственникам?» были получены следующие ответы:

         Да - 9                 Нет -  7                  

     4. Большая часть опрошенных считают, что  письма писать трудно:

        Да - 10        Нет - 2         Не знаю - 4

      5. На пятый вопрос были получены следующие ответы:

       Телефон - 7

       SMS - 4

       Письмо - 2

       Skype - 3

       

     6. На  шестой вопрос были получены следующие ответы:

Да -  10              Нет- 0           Не всегда - 6

 Из опроса можно увидеть, что письма   еще не исчерпали свои возможности, хотя и вытесняются из повседневной жизни другими, более современными видами связи.

Заключение.

        В проделанной работе была осуществлена попытка дать максимально полное представление о роли эпистолярного жанра в современном обществе и обозначить способы его возрождения. В работе определены специфические особенности эпистолярного жанра, произведено сравнение писем А.С. Пушкина, солдатских писем времён Великой Отечественной войны, писем с горячих точек, современных писем с СМС - сообщениями и электронными письмами.

        В современном мире способы передачи письма очень быстро развиваются. И чем дальше от нас прошедшая эпоха, тем больше ценность писем, оставленных нам великими людьми – писателями, композиторами, учеными, путешественниками. Они читаются с не меньшим интересом. Не вымысел, не увлекательный сюжет, не яркие образы героев привлекают нас в этих письмах, а драгоценные подробности жизни авторов, их горести и радости, их мысли о жизни и об искусстве, нравственная и общественная позиция, их слог, богатый и выразительный язык.

        А особо значимыми, ценными для жителей нашей страны являются солдатские письма с фронтов Великой Отечественной войны.  Они до сих пор хранятся в семьях, как память о людях, отдавших жизнь за Родину. Ведь в них частица души, прикосновение рук близких людей. Зачастую эти письма становятся достоянием музеев, по ним изучают эпоху.  

        Можно сделать вывод, что компьютеры, Интернет, мобильная связь и прочие средства массовых коммуникаций полностью осуществляют все задачи и цели передачи информации с максимальной  эффективностью и скоростью, но они не могут заменить  той душевности, отзывчивости, которую несут с собой простые бумажные письма. Люди это понимают и скучают по  бумажным письмам.    

В письмах отражается наш мир, наша жизнь, наш характер.  

В современный век мы    стали оперативно обмениваться информацией, но это не значит, что наши отношения с близкими стали душевнее. Классический пример подмены понятий — SMS-сообщения. По сути своей — это «рукописный» текст, письмо. Но любую хорошую идею человек способен довести до абсурда.

 Я даже не могу представить, что будет в будущем с передачей информации, но знаю одно – человеку всегда необходимо испытывать приятные эмоции и не важно, благодаря какому письму это произойдет, может бумажное, может электронное. Главное, уделять больше внимания дорогим, близким тебе людям  и как можно чаще, общаясь с ними, дарить радость, любовь и отличное настроение.

И закончить хотелось бы словами Антона Павловича Чехова: «Пишите друг другу письма, ведь они помогают жить, делая нас добрее».

 

         

                   

         

 

Список литературы

1. Акишина А.А. Письмо как один из видов текста. // Русский язык в школе,- №2, 2003 – 140 с.

2. Ветвицкий В.Г. Современное русское письмо. /В.Г. Ветвицкий//- М.: Просвещение, 1994. -143с.

3. Горбачевич К.С. Русский язык. Прошлое. Настоящее. Будущее: книга                для внеклассного чтения (7-10 класс) /К.С.Горбачевич// - М.: Просвещение,1996. - 191с.

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. -  Оникс: 2008 – С. 976

5. Трофимова, Г. Н.  «Напиши мне письмецо» / Г. Н. Трофимова // www.gramota.ru

6. Формановская Н.И., Акишина А.А. Этикет русского письма. - М.: Мол. Гвардия, 1981. С. 192.

7. http://lit.1september.ru/

8. http://www.profsms.com

9.  http://5ballov.qip.ru

10. http://evolutsia.com

11. http://pravoslavie.dubna.ru

 

Приложение 1

2. П. А. ВЯЗЕМСКОМУ.

27 марта 1816 г. Из Царского Села в Москву.

27 марта 1816.        

Князь Петр Андреевич,

Признаюсь, что одна только надежда получить из Москвы русские стихи Шапеля и Буало могла победить благословенную мою леность. Так и быть; уж не пеняйте, если письмо мое заставит зевать ваше пиитическое сиятельство; сами виноваты; зачем дразнить было несчастного царскосельского пустынника, которого уж и без того дергает бешеный демон бумагомарания. С моей стороны прямо объявляю вам, что я не намерен оставить вас в покое, покамест хромой софийский почтальон не принесет мне вашей прозы и стихов. Подумайте хорошенько об этом, делайте, что вам угодно — но я уже решился и поставлю на своем.

Что сказать вам о нашем уединении? Никогда Лицей (или Ликей, только, ради бога, не Лицея) не казался мне так несносным, как в нынешнее время. Уверяю вас, что уединенье в самом деле вещь очень глупая, назло всем философам и поэтам, которые притворяются, будто бы живали в деревнях и влюблены в безмолвие и тишину:

Блажен, кто в шуме городском... 1

Правда, время нашего выпуска приближается; остался год еще. Но целый год еще плюсов, минусов, прав, налогов, высокого, прекрасного!.. целый год еще дремать перед кафедрой... это ужасно. Право, с радостью согласился бы я двенадцать раз перечитать все 12 песен пресловутой «Россиады», даже с присовокупленьем к тому и премудрой критики Мерзлякова, с тем только, чтобы граф Разумовский сократил время моего заточенья.— Безбожно молодого человека держать взаперти и не позволять ему участвовать даже и в невинном удовольствии погребать покойную Академию и Беседу губителей российского слова. Но делать нечего,

Не всем быть можно в ровной доле,

И жребий с жребием не схож. —

От скуки часто пишу я стихи довольно скучные (а иногда и очень скучные), часто читаю стихотворения, которые их не лучше, недавно говел и исповедовался — всё это вовсе незабавно. Любезный арзамасец! утешьте нас своими посланиями — и обещаю вам если не вечное блаженство, то по крайней мере искреннюю благодарность всего Лицея.

Простите, князь — гроза всех князей стихотворцев на Ш.— Обнимите Батюшкова за того больного, у которого, год тому назад, завоевал он Бову Королевича. Не знаю, успею ли написать Василью Львовичу. На всякий случай обнимите и его за ветреного племянника. Valeas {См. перевод}.

Александр Пушкин.        Источник: http://pushkin.niv.ru/pushkin/pisma/002.htm

605. Н. Н. ПУШКИНОЙ.

Около (не позднее) 26 июля 1834 г. Из Петербурга
в Полотняный завод.

Наташа, мой ангел, знаешь ли что? я беру этаж, занимаемый теперь Вяземскими. Княгиня едет в чужие края, дочь ее больна не на шутку; боятся чахотки. Дай бог, чтоб юг ей помог. Сегодня видел во сне, что она умерла, и проснулся в ужасе. Ради бога, берегись ты.  .... Целую Машу и заочно смеюсь ее затеям. Она умная девчонка, но я от нее покамест ума не требую; а требую здоровья. Довольна ли ты немкой и кормилицей? ..... Новостей нет никаких; кроме того, что бедного маршала Мезона чуть не задавили на маневрах. Знай наших. Целую тебя и их. Господь вас благослови.

Переводы иноязычных текстов

  1. есть животное, по природе своей слабое и болезненное. (Франц.)
  2. Животное, по природе своей слабое и болезненное. (Франц.)

Примечания

  1. «беру этаж...» — в доме Баташева на Гагаринской набережной.
    Источник: 
    http://pushkin.niv.ru/pushkin/pisma/605.htm

Приложение 2

Анкета« Нужны ли письма в наше время информационных технологий»

  1.  Для чего нужны письма?

  1. На вопрос " Получают ли в вашей семье   письма?" учащиеся ответили:

     3) На  третий вопрос "Принято ли в вашей семье писать  письма своим друзьям, родственникам?» были получены следующие ответы:

4)  Большая часть опрошенных считают, что  письма писать трудно:

 5) Какие способы общения наиболее часто используются вами?

 6) Устраивают ли Вас используемые Вами способы связи?

 


Поделиться:

Как нарисовать ветку ели?

Простые новогодние шары из бумаги

Пока бьют часы

На берегу Байкала

Рисуем подснежники гуашью