• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Война «Глазами детей!»

Опубликовано Плужникова Татьяна Стефановна вкл 07.01.2019 - 16:57
Плужникова Татьяна  Стефановна
Автор: 
Шевченко Диана Сергеевна учащаяся 6 класса

Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество»   Номинация «Военная история России   "Война «Глазами детей!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл исследовательская работа296.46 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                      Отечество - 2013

      Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество»                                                                     

Номинация «Военная история России»

Война «Глазами детей!»

                                          Подготовила:                                                  

                     Шевченко Диана Сергеевна

                                                 учащаяся 6 класса

                                                 МБОУ СОШ   № 39

                                                  346538  г. Шахты, ул. 60 лет Победы – 45.

                                                  346538  г. Шахты, ул. Сенная  - 10.

                                                  т.8-952-576-64-72.

                                                Руководитель:

                        Плужникова Татьяна Стефановна

                                                учитель географии

                                                МБОУ СОШ  № 39

                                                346538 г. Шахты  ул. Ермака – 30.

                                                  т. 8-918- 511-58-10.

                         

г.Шахты

2013

                                 

Содержание.                                                                                        Стр.

                                                                                                                           

1.Введение.                                                                                             3.  

2.Семья Ляборинских.                                                                           7.  

3.Семейная трагедия.                                                                             8.

4.Трудовые будни Ляборинской О.С.                                                 11.

5.Заключение                                                                                         13 .                                                                                       

6.Вывод                                                                                                  14 .

7.Список используемой литературы                                                   15.

                      

Введение.

 Актуальность исследования.

История  свершается  людьми. Это наши бабушки и дедушки. И с помощью этой работы, я хотела бы ее проследить. Семья – это частичка  общества, и ее изучение может раскрыть что-то общезначимое и важное для понимания исторического развития России. Актуальность работы обусловлена тем, что история семей способна рассказать о тех  особенностях  исторического развития страны, которые, обычно, остаются неизведанными, рассказать о жизни простой русской женщине – землячке, пережившей трагедию  событий страшного времени1941-1945г., оставшейся верным, честным и трудолюбивым человеком.

   Цель исследования:  

 -  формирование активной гражданской позиции на основе воспоминаний военных событий моей семьи.

- изучение и сохранение истории семьи Ляборинских.

   

 Научно – практическая значимость работы.  

Изучение истории жизни детей и женщин во время войны, а также истории второй мировой войны имеет следующее научно – практическое значение:                                                                        

1) позволяет расширить представление о периоде  жизни детей и  женщин нашего края во время второй мировой войны;

2) дает  возможность  разрабатывать программы  гражданского  воспитания учащихся;

3)обеспечивает  теоретико-методологическую базу для подготовки  уроков по истории родного края.

                                                                                                                                                        3.

  Объект и предмет исследования.

   Объектом научно-исследовательской работы является описание периода   жизни во время войны  О. Ляборинской.  

   Предметом исследования являются  воспоминания  О. Ляборинской  о реальных  событиях  Великой Отечественной войны.

Задачи:

  а) найти людей среди жителей Сидорово-Кадамовского поселка, которых коснулась Великая Отечественная война;

  б) проследить историю жизни моей героини во время и после окончания Великой Отечественной войны;

  в) доказать, что человек  той  трудной поры  не сломлен ни временем, ни обстоятельствами.

   Методы работы:

В работе использовались различные методы научного исследования:

1)    исторический анализ;

2)    Методы опроса и интервью;

3)     сравнительно-исторический метод;

4)   метод изучения литературы и источников;

5)    уточнение  выводов.

                                                       

                                                                                                                                                     4.

                                                               «Да будет светлой жизнь детей!

                                                             Как светел мир в глазах открытых!

                                                             О, не разрушь и не убей –

                                                                 Земле достаточно  убитых!»                                                                    

        Я часто задумываюсь, для чего я живу, и что меня ожидает в будущем? Кто я вообще в этом мире, имею ли я право называть себя человеком, заслужила ли уважение к себе?

        Каждый должен добиться чего-то в жизни, поставить перед собой цель и стремиться к ней. У каждого человека есть своя мечта. Я мечтаю закончить хорошо школу, иметь любимую профессию, семью, достичь много в жизни, быть в ней не последним человеком, общаться с интересными людьми и радоваться каждому дню, который мне подарила жизнь.

        О чем же мечтали дети, которых война лишила всего, даже детства? Ведь быть не по годам взрослым – это очень трудно. К чему в те далекие сороковые стремились мои сверстники и кем хотели стать? Их вовлекли в ненужную и непонятную «взрослую игру», которая длилась четыре долгих и нескончаемых года. Они так же, как и я, учились в школе, посещали разные кружки: пели, танцевали, мастерили. Дети любили жизнь, радуясь лучам утреннего солнца, шуму дождя и запаху полевых цветов. На смену всему этому пришли темные и страшные дни. Ребята не знали, что их ждет завтра, какое новое испытание им преподнесет судьба!

     Время стремительно идёт вперёд. Стала историей Великая  Отечественная война. В 2013году исполнилось 68 лет со  для  её  окончания.  За  эти  годы выросло несколько поколений взрослых людей, которые  не  слышали  орудийного грома и взрывов бомб.

     Но война не стёрлась из людской  памяти и забыть те дни  нельзя.  Потому что  история – это судьба каждого, кто  вынес  на  себе  4  года  смертельных боёв,  четыре  года  ожидания  и   надежды,   кто   проявил   поразительное, беспримерное мужество.

      Невозможно  спокойно  смотреть  кадры  военной  хроники,  потому  что мальчишки и девчонки на своих неокрепших плечах вынесли  все  тяготы  войны, выстояли, отдали свои жизни ради победы и они так похожи на нас.

                                                                                                                                                                         Семья Ляборинских.

 Мне захотелось узнать  о детях военной поры на примере судьбы Ляборинской Олимпиаде Семеновне – жительницы нашего поселка.

В тот далекий летний день 22 июня 1941 года жители занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны"– так называют сегодняшних 70-80 -летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.

Я хочу рассказать о судьбе Ляборинской Олимпиаде Семеновне, бабушке моей мамы, которой на  начало войны было 13 лет. Она вместе со своей мамой, проживала в небольшом доме в хуторе Сидоровка.

 «Детство моё»,- рассказывает Олимпиада Семеновна,- пришлось на грозные, голодные, военные годы. Тогда невыносимо трудно было всем – и старым, и малым, и  солдатам,  и их близким. Но особенно страдали дети.  Страдали  от  голода  и  холода,  от невозможности вернуться в детство, от кромешного  ада  бомбёжек  и  страшной тишины сиротства.

       

                                                                                                                                                       7.

  Семейная трагедия.

В моей памяти, хотя я была ещё совсем маленькая, остались воспоминания о том, что жили мы у старой одинокой старушки, в  избушке без света. Топили русскую печку камышом и хворостом. Мы, детвора жили на печке и проводили там большую часть времени: спали, играли.  Там было сухо, тепло и просторно.

« Сначала все воспринималось по детски, как - будто это в кино. Стреляют, убивают, умирают. Но когда пришло время  войны «на глазах», все дети сразу повзрослели не погодам».

   За то время, когда немецкие войска занимали территорию хутора, в доме Ляборинских сменилось несколько постояльцев из немецких солдат.

   Первыми постояльцем были бельгийцы – жестокие и  властные.

   « Для детей на полатях дома были наложены камыши. Здесь мы спали, чтобы не мешать немцам и меньше попадаться им на глаза. Они брали все и везде без спросу. Маму заставляли  готовить  им пищу».

   Олимпиада Семеновна, вместе с такими же детьми, как она бегала по балкам и полям, собирала разные «атрибуты» войны. Все это приносила домой и прятала в тайники. Однажды немецкий солдат нашел такой тайник.

   Из воспоминаний Олимпиады Семеновны:

   « Немецкий солдат схватил мою маму и потащил во двор, бросил на землю. Он угрожал автоматом и громко кричал: « МАТКА Партизан, ПУХ, ПУХ…».  Нам стало очень страшно, в любой момент он мог выстрелить и убить. Мать оправдывалась, плакала, говорила  о детской шалости, но немец и слушать не хотел».

   Только вмешательство немецкого офицера спасло Олимпиаду   и ее мать от неминуемой смерти. Старший по званию,  он  громко, стал кричать, командовать и разъяснять немецкому солдату. Наконец дуло автомата опустилось, Ляборинские были в безопасности.

   «За несколько дней до освобождения  хутора, поздно вечером в дверь постучали. Это был мужчина, по внешнему виду трудно было определить, за кого он воюет. Простывший и озябший он попросился войти. С опаской мама разрешила войти, сообща ему о том, что немецкая комендатура находиться через 2 дома от них. Он ответил, что знает расположение немецких  солдат. Его накормили грубыми хлебными пышками и оставили согреться. Немного расспросив у нас о немцах, он собрался уйти. Мама с осторожностью сказала: « Ты такой молодой, здоровый парень, стыдно Родину предавать». На что он ухмыльнулся и ответил: «Не бойся,  мать, все будет хорошо!»

   « В то время нас пугали, что всех  кто останется после ухода немцев, будут расстреливать, как сообщников. На что он твердо заявил, что это немецкая провокация, наши войска уже совсем близко, и скоро все закончиться!

   Через несколько дней началось наступление наших войск, оккупация Сидоровки и города Шахты закончилась, а вместе с ней закончилось наше детство».

BSK8Tzqa53k 

На фотографии О.С. Ляборинская

                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                                                    9.                                                                                                                                                                                                                                                    

Вскоре начались труднейшие голодные годы. Мы получали продовольственные карточки. В сутки детям давали 200 граммов  хлеба, маме 300 граммов так как она была не работающая, а папе 400грамм. Выдавали по карточкам ещё суп, сваренный из мёрзлой картошки, и какой-нибудь крупы. Выглядел он невзрачно. Баланда была чёрно-серого цвета и невкусная, но есть приходилось ведь другого ничего не было. Я очень любила бегать в магазин с братом за карточным хлебом. Возле весов в магазине от резки хлеба были крошки, и мы украдкой собирали их ладонями и ели. Запах этого чёрного ржаного хлеба преследует меня всю жизнь.

Я хорошо помню день Победы.   Мы все вышли из дому. Люди плакали, целовались, танцевали, а оглушал рёв паровозных гудков со всех сторон железной дороги.

                                                                                                                       Трудовые будни О.С.Ляборинской.

  В 1943 году Олимпиада Семеновна начала работать в колхозе. Работа была тяжелая, но мы  очень хотели помочь  фронту. Время шло, на фронте  произошли  перемены в лучшую сторону. Хотелось, чтобы война  быстрее закончилась.

Вышла замуж за Жуликова Николая Дмитриевича и вскоре родила двое детей. Сейчас ей 85 лет, у нее двое детей, четверо внуков и шестеро правнуков,  это главный смысл  ее жизни - большая и счастливая семья.

EJbScfIvtkw

На фотографии  О.С. Ляборинская  и В. Шевченко.

Во время беседы Олимпиада Семеновна несколько раз прерывала свой рассказ, чтобы смахнуть накатившиеся слёзы. С болью в сердце слушала я её рассказ. Мне страшно было представить, какое трудное детство было у моей  прабабушки и её родственников и близких. Нам, современным подросткам, которые ни в чём не нуждаются, надо ценить то, что у нас есть сейчас и особенно мирное время  в котором мы  живём.

                                                                                                             

   

 Заключение                                                                                                                  

Война и дети… Нет ничего страшнее, чем эти два слова, поставленные рядом. Потому что дети рождаются для жизни, а не для смерти. Война «украла» детство у тысяч мальчишек и девчонок. Дети жили в страхе и голоде. Они мечтали, чтобы скорее закончилась война. Дети не могли представить себе такой жизни, как наша. У ребят не было игрушек, им некогда было отдыхать. Многие дети убегали на фронт, желая помочь своей стране. Поэтому у мальчишек и  девчонок не было детства. Такого беззаботного и счастливого…

Для меня, как и для каждого нормального человека, кажется совершенно естественным отвращение к любому насилию, войне и разного рода террористическим актам, больше всего, когда мишенью зла становятся дети, самые чистые существа на земле.

А в заключении всей моей работы хотелось бы посвятить стихотворение …всем детям военных лет. А уважаемой   хочется сказать спасибо за её труд и пожелать доброго здоровья и долгих лет жизни.

Война прошлась по детским судьбам грозно,

Всем было трудно, трудно для страны,

Но детство изувечено серьёзно:

Страдали тяжко дети от войны.

Нужны были и смелость и отвага,

Чтоб жить под оккупацией врага,

Всегда страдать от голода и страха,

Прошла где неприятеля нога.

В тылу страны нелёгким было детство,

Одежды не хватало и еды,

Страдали от войны все повсеместно,

Хватило детям горя и беды.

Настал чудесный светлый День Победы,

В тяжёлой битве выжила страна,

От радости забылись сразу беды,

Фронтовики надели ордена.

Войны не знают люди молодые,

Их детству золотому нет цены,

Теперь уже все старики седые

Мы – дети грозной праведной войны.

Бегут вдаль годы жизни неизменно,

Солдат ушёл, и память ушла с ним,

Но мы живём, и о поре военной

В сердцах навечно память сохраним.

 

                                                                                                                                     

Выводы.

Узнав историю жизни моей прабабушки, я сделала следующие выводы:

1.Оказывается, среди знакомых мне  односельчан есть те, которых коснулась война.

2.И в числе незаметных, неизвестных наших земляков  живут такие, чьи судьбы восхищают нас, молодых.

3.Великая Отечественная война так или иначе коснулась всех людей, в частности, и семьи О. С. Ляборинской.

4.Счастье простой русской женщины – в честном, добросовестном труде и в детях.

3.Ни тяжёлые испытания военного детства, ни материальные затруднения, ни утрата  родных и близких – ничто не сломило мою героиню. На  неё можно равняться! Спасибо, что она есть.

                                                                                                       

      Список используемой литературы.

  1. Алещенко Н.М. Во имя победы / Москва “Просвещение” 1985г.

          виноградов И.В. Герои и судьбы / Лениздат 1988г.

  1. Гришин В.Г. Великая Отечественная в письмах / Москва Издательство политической литературы 1983г.

     3.  С. Аликсиевич «Дети войны» / Москва, 1988г.

     4.  Сборник стихов «Дети войны» / Москва, 1989г.

 

                                                                                                                 

                                                                                                                         15.

     

             


Поделиться:

Акварель + трафарет = ?

Ручей и камень

Груз обид

Л. Нечаев. Яма

Медведь и солнце