• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Лекарственные растения народов Ямала

Опубликовано Кали Мария Матвеевна вкл 13.01.2019 - 14:31
Кали Мария Матвеевна
Автор: 
Серасхова Марина Олеговна

В последнее время, безусловно, возрастает интерес к традиционным видам деятельности, культурным практикам разных народов, накопленным не за один век. В том числе, это относится и к народной медицине.

У народов Ямала, ведущих традиционный образ жизни, сохранился опыт традиционной медицины с использованием природных средств, которыми так богат Ямал. В своей работе я решила собрать, изучить, систематизировать и популяризировать материал, касающийся лекарственных растений, используемых коренными народами Ямала для лечения и предотвращения болезней.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lekarstvennye_rasteniya_narolov_yamala.docx92.78 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИУРАЛЬСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ШКОЛА с. АКСАРКА

МОУ Школа с. Аксарка

_____________________________________________________________________________________

ул. Советская, д. 10, с. Аксарка, Приуральский район, Ямало-Ненецкий автономный округ,629620, телефон/факс (349 93) 22-7-05, edu-aksarka@priuralye.com

Научно-исследовательская работа

по теме

«Лекарственные растения народов Ямала»

                                                       

                                                     Выполнила:

                                                                 ученица 8а класса

                                                                                   Серасхова Марина Олеговна

                                                 Учитель:

                                                                           Кали Мария Матвеевна

2018 г.


Содержание:

  1. Введение
  2. Особенности народной медицины коренных народов Ямала.
  3. Лекарственные травы и растения в жизни народов Ямала.

3.1.Багульник

          3.2. Сфагнум

          3.3.Чага

          3.4. Рацион питания

  1. Заключение
  2. Список использованной литературы

  1. Введение.

Актуальность. В последнее время, безусловно, возрастает интерес к традиционным видам деятельности, культурным практикам разных народов, накопленным не за один век. В том числе, это относится и к народной медицине.

Народная медицина, или как ее еще иногда называют называют «знахарство», сегодня продолжает существовать наряду с профессиональной медициной, иногда в значительной степени сохраняя монополию на решение проблем сохранения здоровья и лечение болезней.

Истоки народной медицины  восходят к глубокой древности и связаны с мировоззрением и самосознанием народа. В ней сосредоточены древние знания этноса о природе, а также религиозно-магические представления о мире и способах взаимодействия с ним. Долгое время народная медицина являлась важным компонентом системы жизнеобеспечения, выполняя значительную роль в поддержке и укреплении здоровья всех членов общества.

           У народов Ямала, ведущих традиционный образ жизни, сохранился опыт традиционной медицины с использованием природных средств, которыми так богат Ямал. В своей работе я решила собрать, изучить, систематизировать и популяризировать материал, касающийся лекарственных растений, используемых коренными народами Ямала для лечения и предотвращения болезней.

Объект исследования - традиционная культура коренных народов Ямала.

Предмет исследования – лекарственные травы как явление традиционной культуры коренных народов Ямала.

         Целью работы является исследование лекарственных растений, используемых коренными народами Ямала для лечения и предотвращения болезней в старину, а также место лекарственных растений в современном мире.

В связи с поставленной целью были поставлены следующие задачи:

-  выявить особенности народной медицины народов Ямала;

- выяснить, каким образом народы Ямала применяли имеющиеся лекарственные растения в своей жизни;

- в целях популяризации лекарственных растений выпустить информационные брошюры  о лекарственных растениях народов Ямала;  

  1. Особенности народной медицины коренных народов Ямала.

Народная медицина  характерна практически для всех народов. Говоря об особенностях народной медицины коренных народов Ямала, в первую очередь  необходимо учитывать дискомфортные и экстремальные климатические и географические условиями проживания. В данных условиях, наиболее эффективно сохранять здоровье, полноценную жизнедеятельность народы Ямала смогли за счет подбора особого уклада жизни, особенностей ритуалов, основных видов промысла, одежды, и, конечно же, рациона питания, продуктов животного и растительного происхождения.

 Еще одной из особенностей народной медицины на Ямале является то, что она тесно переплеталась с шаманизмом. Соответственно, главными носителями знаний народной медицины ханты и ненцев в древности являлись шаманы. Изучая мировоззрение народов Ямала, ученые выяснили, что оно построено на том, что вокруг них присутствует невообразимое количество злых духов, приносящих вред и болезни человеку.  Потому, в случае заболеваний они обращались к шаману.  

В системе народной медицины ханты и ненцев удачно сочетались лекарственные средства растительного, животного происхождения с культово-ритуальными действиями. Например, во время камлания шаману задавали вопросы относительно перспектив охоты, оленеводства, о предстоящих погодных условиях, и шаман должен был ответить на эти вопросы. Поэтому осенью и весной шаманы отправлялись в тундру, знакомились с состоянием почвы,  чтобы по различным признакам составить себе представление об «урожайности» охотничьих угодий и пастбищ, следили за прилетом птиц.[1] Таким образом, знание флоры и фауны тундры, в том числе лечебной,  помогало шаману отвечать на вопросы своих клиентов, излечивать некоторые болезни.

  1. Лекарственные травы и растения в жизни народов Ямала.

На территории ЯНАО соседствуют сразу три природные зоны: тундровая, лесотундровая и таежная. Для каждой из них присуща собственная растительность.

Приведем некоторые примеры использования растительных средств, растущих на территории ЯНАО, в лечебной и профилактической практике ханты и ненцев.

Багульник – вечнозеленый кустарник, который растет в  тундре в довольно больших количествах, наполняя воздух резким специфическим  ароматом. В прошлом, использовался  у народов Ямала в качестве очистительного средства при окуривании жилища или определенного лица, в случае опасного инфекционного заболевания.  

Говоря о лекарственных растениях Ямала, невозможно не упомянуть о совершенно особом виде болотного мха, который называется сфагнум. Сфагнум, или сфагновый мох, благодаря его действительно уникальным свойствам, до сих пор используется народами Ямала, ведущих традиционный образ жизни. Он содержит в себе вещества, убивающие микробов, т.е. его использовали, например, в целях обеззараживания раны.   В годы Отечественной войны, его нередко, за неимением  бинтов, использовали в качестве перевязочного материала[2]. Также, ввиду его гигроскопичности, т.е. способности впитывать влагу, его использовали, и используют до сих пор, в качестве подстилки в люльке для маленьких детей, а порой, как средство для умывания.

В старые времена, когда русскими еще не был завезен в тундру чай, ханты и ненцы в качестве заварки использовали чагу - гриб из семейства трутовиковых, образующийся в виде нароста на стволе берез. Из чаги изготовлялся отвар, обладающий множеством полезных свойств. Чага – это уникальное природное лекарство, она обладает рядом полезных свойств:  

  • антисептическое, противовоспалительное;
  • болеутоляющее;
  • нормализует давление, снижает уровень сахара в крови, благотворно влияет на сердечную и дыхательную системы;
  • укрепляет иммунную систему[3].  

Сегодня, современной медицинской наукой доказано, что рацион питания является одним из важнейших факторов, которые влияют на сохранение и развитие здоровья.

Можно предположить, что  первыми лечебными средствами явились различные травы и ягоды, которые употреблялись в пищу. Конечно же, ханты и ненцы не могли знать о многих лечебных функциях, о наличии множества витаминов в той пищи, которую они употребляли в своем повседневном рационе.

Сегодня, у современных народов Ямала, ведущих кочевой образ жизни, во многом сохранилась та основа рациона питания, что была в древности. В основном, это пища, содержащая большое количество жиров, витаминов, способствующая укреплению организма,  это  свежая рыба, мясо, которое варят или едят в сыром виде, а также  ягоды, в большом количестве растущие на территории проживания и каслания ямальских народов. Это морошка (морох рэх), брусника (вурты рэх), голубика (востэ рэх), черника, шиповник, рябина, водяника – можно сказать, что плоды этих ягод занимали не меньшее значение в рационе ханты и ненцев, обеспечивая поступление необходимых витаминов в организм человека.

Практически все без исключения ягодные кустарнички Ямала относятся к лекарственным растениям, где содержится много важнейших питательных веществ.

Например, отвары и настои из брусничных листьев, собранных до цветения, принимают в качестве мочегонного средства, при ревматизме, артрите, подагре и болях в суставах и мышцах.
Отвар из листьев брусники применяют также при лечении диабета.

Морошка же, северная родственница малины, предотвращает рост желудочно-кишечных вредных микроорганизмов; оказывает сильное антимикробное действие; укрепляет общий иммунитет; является мощным антиоксидантом (способна предупредить заболевания артерий); делает сосуды прочнее.

 Ягоды ханты и ненцы употребляли также в различном виде – в сыром, или в вареном - в виде укрепляющих отваров, варенья.

Современные медицинские исследования доказали, что большое  употребление ягод, которые содержат витамин С, является физиологической потребностью организма человека в суровых климатических условиях, так как аскорбиновая кислота способствует не только предупреждению заболеваний, но и повышению устойчивости к холоду.

Заключение.

Задолго до прихода русских на Ямал, до открытия там первых медицинских учреждений, сложившаяся в течение всего существования народа лечебная практика, в совокупности с рационом питания,  позволила выжить и сохраниться народам ханты и ненцев  в суровых климатических условиях.

Список лекарственных растений, растущих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, включает в себя ста видов. Большая часть лекарственных средств, используемых в народной медицине ханты и ненцев, действительно обладает лечебными свойствами, которые часто в старину облекались в мифологизированную форму, а сегодня часть из них применяется в официальной медицине.

Данная работа, в силу своего потенциала, предполагает дальнейшее, более детальное изучение и развитие. В ближайших планах присутствует поездка в один из национальных поселков Приуральского района – Зеленый Яр, где в памяти старожилов еще сохранены некоторые рецепты использования лекарственных растений  в лечении и профилактике болезней.

Список использованной литературы:

  1. Биология. Современная иллюстрированная энциклопедия» Гл. ред. А. П. Горкин; М.:Росмэн, 2006
  2. Жеребина Т. В. Сибирский шаманизм: этнокультурный атлас. – Спб.: Амфора, 2009
  3. Живая традиция заговора Сибири: сакрально-ритуальный дискурс знахарской практики / под. ред. И. С. Карабулатовой. – Спб.: Алетейя, 2010
  4. Западная Сибирь: история и современность. Краеведческие записки. Выпуск III. - Екатеринбург: Средне-Уральское книжное издательство, 2000. - С.44-46
  5. Калиничева Н. Дикорастущие – питательные, целебные… //Ямальский меридиан. – 2005.-№12.-С.50
  6. Калиничева Н. Источник красоты и дополнительного питания. //Ямальский меридиан. – 2006.-№3.-С.52-53
  7. Кулемзин В. М. Человек и природа в верованиях хантов. – Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1984
  8. Липатова Л. Травница. //Ямальский меридиан. – 2001.-№7.-С.20-24
  9. Народы западной Сибири: Ханты. Манси. Селькупы. Ненцы. Энцы. Нганасаны. Кеты / отв.ред. И. Н. Гемуев, В. И. Молодин, З. П. Соколова; Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. – М.: Наука, 2005. –
  10. Середин Р. М, Соколов С. Д. Лекарственные растения и их применение – Ставропольское книжное издательство, 1973;
  11. Хомич Л. В.  Шаманы у ненцев //Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири ( по материалам второй половины XIX – начала XX в.). – Л., 1981.


[1] Хомич Л. В.  Шаманы у ненцев //Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири ( по материалам второй половины XIX – начала XX в.). – Л., 1981. – С. 5 – 42.

[2]  Блинова К. Ф. и др. Ботанико-фармакогностический словарь : Справ. пособие/ Под ред. К. Ф. Блиновой, Г. П. Яковлева. — М.: Высш. шк., 1990. — С. 244

[3]«Биология. Современная иллюстрированная энциклопедия» Гл. ред. А. П. Горкин; М.:Росмэн, 2006


Поделиться:

Ах эта снежная зима

Домик зимней ночью

Разноцветное дерево

Сказка об одной Тайне

Астрономический календарь. Февраль, 2019