• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Рассказ о моей семье

Опубликовано Малькова Светлана Владимировна вкл 16.01.2019 - 5:01
Малькова Светлана Владимировна
Автор: 
Тымнерасков Александр

Из воспоминаний Етылина П.П. Беседу вела Верегиргина Л.П.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novaya_papka_da.rar2.05 МБ

Предварительный просмотр:

Из воспоминаний Етылина П.П. Беседу вела Верегиргина Л.П.

    - Петр Петрович, что вы помните о своем детстве, юности?

    -  Родился я в местечке Койнынвын, на территории Конергинской тундры. Когда я родился,  не помню, но в 1952 году, когда меня попросили идти в школу,  я уже был взрослый, поэтому в школу не пошел.  Мой отец - Тненкеу,  мать – Ринтынэ. В 1950 году, на момент коллективизации, мы с семьей жили далеко  в тундре.  У моего отца были два брата-близнеца:  Нотарэр  ( у него детей не было,  умер в 21 год), и Нутэт. Был еще брат Рольтынык. У Рольтынык был сын Аренкау ,( муж Рагтынаут Любовь Ивановны). У его матери (Ринтынэ), были отец Этыкват и  мама Ээмиккей. У Ринтыной  сестра Векет,  Векет имела двоих детей: Олега Пананто,  дочь Омрытваль (мать Тнаныкват Сергея.),  дочь Анканаут, уехала на остров Врангеля.  У Векет была дочка Нотарагтына (мать Беленковой К.П.)  Своего отца похоронил в местечке Ымкыннот.

- Как познакомились с женой, завели семью?

        Мою первую жену звали Тненны, отца ее Эвнырултын. Они коренные тундровики,  оленные чукчи, всегда кочевали, были очень богаты, как говорили в старину, имели безмерное стадо. В 1954 г. Тненны, моя будущая жена,  шла с рыбалки и несла мешок с рыбой,  люди, которые мимо нее проезжали, прихватили ее в школу. Так она закончила 3 класса. На тот момент отца уже не было, он умер. Воспитывал маму Тымкувьи            ( отец Пуя В.В.). У Тненны были братья:  Рультынкеу. Нутэт, Рультынтыгреэ. Они тоже держали большое стадо, считались богатой семьей и тоже все время кочевали.   Из-за того, что Тненны прекрасно шила, я взял ее в жены.  Жили мы в согласии, родили и воспитали троих детей: Зою, Раю, Наташу, а сын Владимира родился от второй жены.

- С американцами торговали?  Как разговаривали, не зная языка?

  В местечке Елькэвээм – это между Канчаланом и Уэлькалем в осеннее время была торговая точка.  Там вели торговлю и американцы. Все, что было нужно,  мы им заказывали, и они нам привозили. Возили соль, спички, мыло, ружья и патроны к ним, разные продукты, которых мы в тундре раньше не знали. Денег почти не было, меняли на пушнину, мясо, рыбу, но за пушнину всегда было выгоднее менять, она дороже ценилась. Я ни единого слова сейчас по-английски не помню. Но знаю, что sop- мыло, airis- рис, сантьэлё (sanday)- суббота, крысмын- праздник, мани – деньги. Многие слова от американцев так и остались в нашем языке.

- Что можете рассказать о военном времени? Как жилось в военные годы? Как помогали фронту?

     О войне мы просто слышали.  Видели,  что что-то пролетает высоко в небе, думали, может быть это злые духи. Оседлый образ жизни еще не вели,  по-прежнему кочевали в тундре вместе с оленьими стадами, доходили  до Усть-Белой, там росли высокие деревья, которых нет в нашей тундре. Заготавливали дерево для жердей на постройку яранги. Во время войны почувствовали нехватку чая, табака, да и голодно было. Все, что могли, отдавали для фронта: оленьи шкуры, мясо, китовый жир. Люди понимали, что солдатам помогать надо – за нас воюют.

- Как жилось в послевоенные годы? Жить сейчас лучше? Как вы думаете, оленеводство не исчезнет?

          После войны жить легче стало. Многие перебрались в село, кочевать перестали. Порушили старые яранги, домики построили, появилась больница, магазины, школа и много еще  чего. Но я все равно считаю, что место оленного чукчи в тундре. Молодежь сейчас в тундру идет неохотно, всем хочется легкой жизни. Даже на кочевках молодежь перестала обучать оленей, делать нарты, жерди для яранг, живут в балках, ездят на снегоходах, так легче конечно, но традиции уходят. Но все-таки, я надеюсь, оленеводство будет. Мое дело продолжает мой младший сын – Еттылин Владимир Петрович, я его в тундру после восьмого класса забрал, сейчас он начальник  третьей бригады оленеводов, а там и внук подоспеет, он сейчас учится в Магадане, приедет и тоже в тундру отправится помогать отцу. Он вырос в тундре, знает работу оленевода. Я думаю, оленеводство будет всегда, может только станет более современным.

_________________________________________________________________

Курсивом в скобках обозначены имена людей, живущих в селе в настоящее время.

Рассказ о моей семье.

О себе.

     Я, Тымнерасков Саша, родился и вырос (или еще расту) в селе Конергино. Учусь в восьмом классе Конергинской школы,  увлекаюсь спортом, хожу в секции по баскетболу и волейболу, очень люблю читать, особенно книги, связанные с историей, фантастику и разные энциклопедии, из них можно узнать много интересного.

   Летом я уезжаю в тундру с дедушкой и своим дядей. Они учат меня работе оленевода, я помогаю им управляться со стадом, пасти и перегонять оленей, хозяйничаю в яранге. Но даже в тундру прошлым летом я набрал целую кучу книг и каждую свободную минутку старался почитать.

   Хочу немного рассказать о своем селе и моей семье. Одно без другого не получится, потому что жизнь каждого члена моей семьи связана с Конергино, мои родные здесь родились, выросли, некоторые постарели, а некоторые уже умерли, но каждый внес в жизнь села частичку своего труда. Семья у меня очень большая, поэтому рассказать про всех подробно не получится  (если начать, то выйдет целая книга, может быть потом, когда стану взрослым, я ее и напишу). А пока попробую рассказать о самых близких мне людях.

Дедушка.

       Мой дедушка,  Етылин Петр Петрович,  родился в 1920 г.,  всю жизнь работал в тундре. Я спрашивал родных, что значит фамилия Еттылин, (а раньше это было просто имя, ведь фамилий у чукчей не было) Говорят, что перевод звучит как «пришедший», «идущий нам навстречу». Если так, то имя деду подходит, он всегда в движении, всегда куда-то спешит, несмотря на свой почтенный возраст. Ему уже за восемьдесят, он почти не видит, а бегает со своим чукотским посохом по селу как молодой. Никогда не унывает, всегда веселый, с улыбкой на лице и на болезни, как другие старики, никогда не жалуется.

   С 50-х годов дедушка бессменно руководил 3- ей оленеводческой бригадой совхоза «Возрождение». Он награжден орденами Трудовой славы II  и III степени, медалью «Ветеран труда», медалью «Ударник 9-й  пятилетки», ему присвоено звание «Мастер животноводства», к 80-летию ЧАО награжден дипломом «Ровесник округа», да всех наград и не перечислишь. Кроме наград и орденов у деда много памятных подарков к разным юбилейным датам.

   Но награды, это не главное. Самое главное, что дедушка очень интересный человек. Можно часами слушать его рассказы о прошлой жизни. В его памяти хранятся десятки забавных, поучительных, а иногда и страшных историй из прошлой жизни.  От него я узнал, как найти хорошее пастбище для оленей, как пережить пургу в тундре, как разжечь костер от одной спички даже в самый сильный ветер. Он рассказывал о том, как отбивали стадо от стаи голодных волков, как переживали голодные времена, как приезжали американцы для торговли и обмена пушниной.

    Дедушка очень переживает, что традиции оленеводства могут исчезнуть, поэтому и старается научить нас, его внуков всему, что умеет сам. Две его дочери, Шишова Зоя Алексеевна, Тненны Раиса Петровна, связали свою профессию с сельским хозяйством, Зоя Алексеевна окончила Ольский сельхозтехникум, работает В МУ СХП «Возрождение», Раиса Петровна, окончила Хабаровский народнохозяйственный институт, работает в г.Анадырь, трудится в тундре и сын Владимир Петрович, он заменил дедушку и стал руководить 3-ей бригадой совхоза «Возрождение».

Мама.

   Моя мама, Тненны Наталья Петровна,  – самая лучшая мама на свете! Она многодетная мать. Причем не единожды, а дважды! Первая ее семья – это я, двое моих братьев, Паша и Лева, и сестра Катя. Мама каждую свободную минутку старается уделить общению с нами. Она многому нас научила, старается, чтобы мы выросли хорошими людьми.

   Но свободного времени у нашей мамочки совсем мало, потому что у нее есть еще семеро детей! Да, не удивляйтесь! Это ее маленькие первоклашки, которых мама любит не меньше,  чем нас, а они называют ее своей второю мамой. Моя мама – учитель начальных классов.

   Мама училась в Конергинской школе, после нее в 1993году окончила РГПУ им. Герцена в  С-Петербурге и вернулась работать в родную школу. Кроме работы мама много еще чего успевает: она посещает спортивные секции, выступает в женской сборной села по волейболу и баскетболу, в сельском клубе готовит театральные номера к различным праздникам, она прекрасная артистка, передает своим ученикам национальные традиции, организует в школе проведение национальных праздников.

Дядя Вова.

   Мой папа,  Тымнерасков Александр Дмитриевич, умер, когда я был совсем маленьким, поэтому мой дядя во многом заменил мне отца. Он очень интересный человек. Сейчас не многие люди так любят и так хорошо знают тундру, как он. Мой дедушка с раннего возраста брал его в тундру, передал ему весь свой опыт, поэтому он уже много лет работает в 3-ей оленеводческой бригаде на месте деда. Он очень сильный, выносливый, быстро бегает, может пережить в тундре любую непогоду, найти дорогу домой  по одному ему известным приметам. Удивительно, но он знает «в лицо» каждого оленя в своем стаде, а их несколько тысяч!

  Дядя Вова не подводит дедушку, его работой можно гордиться. Уже сейчас он награжден многочисленными грамотами,  в 2004 году ему присвоено звание «Почетный оленевод Чукотского автономного округа»

  Прошлое лето я провел с дядей в тундре, работал в бригаде. Я многому научился за эти месяцы. Тундра делает человека сильным, выносливым.

 

Все остальные…

   Что еще сказать про свою семью? Все они разные, работают, живут, стараются быть хорошими людьми. Брат Паша учится в Анадыре в 11 классе, ему очень трудно вдалеке от нас, но он старается хорошо учиться. Сестра Катя тоже в этом году окончит 9 класс и уедет учиться дальше. Младший брат Лева пятиклассник, у него еще все впереди. Есть еще дяди, тети, двоюродные сестры и братья.

   Что можно сказать про мою родню? Самое главное, что я могу ею гордиться! Во-первых, она очень большая, а это сейчас редкость, а во-вторых, это люди, с которых можно брать пример. Традиции и семейные реликвии мы храним очень бережно. Все награды, грамоты, ценные подарки, старые вещи и фотографии – все это ценности, которые передаются из поколения в поколение. Каждый член моей семьи внес частичку своего труда в историю нашего села, а мы, молодые, продолжим!


Поделиться:

"Не жалею, не зову, не плачу…"

У меня в портфеле

Позвольте, я вам помогу

Белый лист

Рисуем "Осенний дождь"