• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа "Типичные акцентологические ошибки учащихся МБОУСОШ п.Коммунистический"

Опубликовано Ширяева Елена Владимировна вкл 05.02.2019 - 17:07
Ширяева Елена Владимировна
Автор: 
Долгих Ксения, Замашнюк Наталья, Рудомётова Ангелина

Данная работа - призёр муниципального конкурса проектных и исследовательских работ "Первые шаги", а также призёр международного конкурса "Моё открытие"  издательства "Учитель".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovanie_aktsentologicheskih_oshibok.rar432.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п.Коммунистический»

 «Анализ типичных акцентологических ошибок в речи обучающихся МБОУСОШ п.Коммунистический».

Исследовательская работа.

             

                                          Выполнили: Долгих Ксения,

                                                                       Замашнюк Наталья,

                                                                            Рудомётова Ангелина,

                                                                     ученицы 8 класса.

                                                                 

                                                 Руководитель: Ширяева Елена

                                                                              Владимировна,

                                                                учитель русского языка и литературы,

                                                                тел.:89505344022; evashir10@mail.ru

Коммунистический, 2015 год

Содержание

Введение…………………………………………….........................................................  3

1.Методика исследования...............................................................................................  5

       1.1. Наблюдение..........................................................................................................  5

       1.2. Опрос.....................................................................................................................  5

       1.3. Классификация.....................................................................................................  6

       1.4. Изучение литературы...........................................................................................  6

 2. Результаты исследования.......................................................................................... 11

 3. Выводы.........................................................................................................................  12

Заключение……………………………………………………….................................... 13

Список использованной литературы………………………....................................... 14

Приложение.

Введение.

     Речь — важная составляющая жизни человека, она является наилучшим способом общения людей и играет важную роль в становлении и развитии личности.

     Российское общество переживает существенные изменения речевой ситуации: с одной стороны, появляется большая свобода поведения говорящих, отмечается наличие нескольких типов речевой культуры в современном обществе — от элитарной  до просторечной, жаргонной, далёкой от языкового идеала. Языковой вкус нашего современника во многом формируется под влиянием СМИ, общения в интернете, в результате — речь многих молодых людей примитивна, однообразна, небрежна, груба. С другой стороны, возрастает значимость уровня общей культуры  личности,  и речевой, в частности. Владение нормами литературного языка, умение продуктивно общаться, убеждать с помощью языковых средств  становится для человека одним из основных условий профессионального успеха и психологического комфорта. Неумение организовывать эффективное речевое общение, незнание норм русского литературного языка расценивается как признак недостаточной речевой и общей культуры  человека.

     Норма в речи — это совокупность наиболее пригодных для общения средств и правил, отобранных из числа существующих. Речь, соответствующая литературным нормам, является правильной. Правильность речи — главное коммуникативное качество, которое обеспечивает взаимопонимание говорящих на одном языке. Нормам подчинены все единицы речи: звуки, ударение, слова, словоформы, словосочетания, предложения и т.д. Различают нормы орфоэпические (произносительные), словообразовательные (правила образования слов), морфологические (правила образования и употребления различных форм слов), синтаксические (правила объединения слов в словосочетания и предложения), лексические (правила словоупотребления), фразеологические (правила употребления устойчивых сочетаний), орфографические (правила написания слов), пунктуационные (правила постановки знаков препинания).

     Орфоэпия (от греч. orthos — правильный и epos — речь) изучает вопросы правильного литературного произношения. К орфоэпическим нормам относятся и нормы акцентологические – это нормы постановки словесного ударения. Ударение — выделение одного из слогов в составе слова путём усиления звучания и увеличения длительности.

     Правильная постановка ударения — необходимый признак культурной, грамотной речи. Часто достаточно изменить ударение в хорошо известном слове, чтобы оно стало неузнаваемым. Есть немало слов, произношение которых служит показателем уровня речевой культуры человека. Неправильная постановка ударения не только затрудняет понимание, отвлекает слушателей, но и подрывает доверие к говорящему, заставляет сомневаться в его компетентности не только в области речевой культуры, но и в профессиональной деятельности.

   Объектом нашего исследования стала речь учащихся школы, а предметом – акцентологические ошибки.

   Гипотеза: акцентологические ошибки неоднородны по территории распространения, и большинство из них объясняется возникновением по аналогии.

   Цель нашего исследования: способствовать повышению культуры речи учащихся школы.

   Для этого необходимо решить следующие задачи:

  • выявить типичные акцентологические ошибки в речи учащихся школы;
  • проанализировать характер акцентологических ошибок, причины их возникновения;
  • предложить способы предупреждения ошибок в постановке ударения.

   Задачи  исследования предстоит решать поэтапно:

I этап – подготовительный – сбор информации;

II этап – основной – анализ собранной информации;

III этап – обобщающий – обобщение  результатов исследования;

IV этап – рефлексивный – оценка возможности  практического применения  

                                             результатов исследования.

   Исследование по данной теме предполагает использование как теоретических методов (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация), так и практических (изучение литературы, наблюдение, опрос).

   

1.Методика исследования.

1.1. Наблюдение.

     На первом этапе нашего исследования были проведены наблюдения за правильностью постановки ударения в словах учащимися школы. Наблюдения проводились и фиксировались в течение 11 месяцев. В результате выявлены слова, в которых наиболее часто допускаются акцентологические ошибки: высоко (вЫсоко), диспансер (диспАнсер), договор (дОговор), звонит (звОнит), каталог (катАлог), кидался (кИдался), километр (килОметр), красивее (красивЕе), новорождённый (новорОжденный), ножницами (ножницАми), пальцами (пальцАми), рожки (макаронные изделия – рОжки), свёкла (свеклА), средства (средствА), широко (шИроко), шофёр (шОфер), эксперт (Эксперт).

     Анализируя данные ошибки, мы предположили, что среди типичных акцентологических ошибок есть такие, которые встречаются только в нашей местности.

     1.2. Опрос.

     Через социальные сети мы обратились к ровесникам из школ других регионов с просьбой отследить, как произносят вышеперечисленные слова в их школах. В опросе приняли участие учащиеся из школ города Кирова, Пермского края, Кировской и Костромской областей. Всего 64 человека.  Результаты опроса мы обобщили в таблице:

Слово

Количество сделанных акцентологических ошибок

высоко (вЫсоко)

2

диспансер (диспАнсер)

43

договор (дОговор)

50

звонит (звОнит)

38

каталог (катАлог)

56

кидался (кИдался)

6

километр (килОметр)

34

красивее (красивЕе)

43

новорождённый (новорОжденный)

51

ножницами (ножницАми)

3

пальцами (пальцАми)

37

рожки (макаронные изделия – рОжки)

8

свёкла (свеклА)

38

средства (средствА)

33

широко (шИроко),

0

шофёр (шОфер)

32

эксперт (Эксперт)

41

     1.3. Классификация.

      Собранные данные позволили разделить акцентологические ошибки на две группы:

  1. общие – распространённые и на других территориях,
  2. локальные – распространённые в нашей местности.

Слова с акцентологическими ошибками распределили следующим образом:

  • общие: диспАнсер, дОговор, звОнит, катАлог, килОметр, красивЕе, новорОжденный, пальцАми, свеклА, средствА, шОфер, Эксперт;
  • локальные:  вЫсоко, кИдался, ножницАми, рОжки (макаронные изделия), шИроко.

     1.4. Изучение литературы.

Изучая научные труды лингвистов:  Д.Э.Розенталя,  М.А.Штудинера, К.С.Горбачевича и других  -  по вопросам акцентологии, мы собрали необходимый материал для обоснования результатов нашего исследования. Мы рассмотрели следующие вопросы:

  • причины возникновения акцентологических ошибок;
  • факторы, влияющие на место ударения в слове;
  • факторы, влияющие на появление локальных акцентологических ошибок.

      Возникновение акцентологических ошибок объясняется особенностями русского ударения:

  1. нефиксированностью, то есть может стоять на любом слоге, в любой части слова,

например, выпустить (приставка), домик (корень), столовая (суффикс), река (окончание);

  1. подвижностью, то есть может перемещаться с одного слога на другой в разных   грамматических формах слова,

например, доска — доски, стрела – стрелы, струны – струны.

     Кроме того, существуют профессиональные и стилистически окрашенные типы произнесения слов,

например, алкоголь – алкоголь,  шприцы – шприцы (у медиков); компас – компас (у моряков); кета – кета (у рыбаков); добыча – добыча (у горняков); шасси – шасси (у летчиков);

кладбище (нейтр.) – кладбище (устар., поэтич.); девица (нейтр.) – девица (народно-поэтич.); шёлковый (нейтр.) – шелковый (народно-поэтич.); свёкла (нейтр.) – свекла (прост.); музыка (нейтр.) – музыка (устар.).

     Наблюдаются акцентологические варианты,

например, творог – основной (предпочтительный) вариант, творог – дополнительный; тефтели – тефтели (доп.); искристый – искристый (доп.); ржаветь – ржаветь (доп.); баржа – баржа (доп.); кулинария – кулинария (доп.);

     А также возможны колебания в постановке ударения,

например,  джинсовый – джинсовый, металлургия – металлургия, по волнам – волнам, петля – петля, сажень – сажень.

Однако в подавляющем большинстве случаев нормативным является только один вариант произношения: алфавит, баловать, вероисповедание, гражданство, дефис, диспансер, жалюзи, завидно, каталог, мусоропровод, намерение, обеспечение, облегчить, памятуя, предвосхитить, принудить, сосредоточение, средства, столяр, углубить,  украинский, упрочение, феномен, ходатайство,  христианин, щавель, эксперт.

Следует также помнить, что профессиональные, просторечные и устаревшие варианты не являются нормативными.

     Место ударения может зависеть от происхождения слова. Так, большинство заимствованных из французского языка имён существительных сохраняют ударение на последнем слоге: парте΄р, жалюзи΄, диспансе΄р, несессе΄р.

     Ударение может определяться конечным сочетанием гласных и согласных звуков: например,

- ал под ударением (в иноязычных словах): пена΄л, фина΄л, кварта΄л;

-лог под ударением, если слова называют неодушевленные объекты: моноло΄г, диало΄г, катало΄г, некроло΄г;

- метр под ударением, если слова обозначают единицы измерения: киломе΄тр, сантиме΄тр, миллиме΄тр.

     В глаголах в настоящем и простом будущем времени ударение часто перемещается к началу слова: дружи´ть — дру´жит, заслужи´ть — заслу´жит, залечи´ть — зале´чит. Но такое перемещение не всегда допускается в литературном языке. Грубой ошибкой считается произношение до´лбит, зво´нит.

      Глаголы в неопределенной форме имеют тенденцию к смещению ударения ближе к началу слова. Например, произношение кле´ить сейчас является обязательным, тогда как форма клеи´ть устарела и не рекомендуется к употреблению в литературном языке. Конечно, далеко не все глаголы претерпели такие изменения.

      Формы прошедшего времени обычно сохраняют ударение на том же слоге, что и в неопределенной форме: заку´порил (заку´порить), балова´л (балова´ть), убы´стрил (убы´стрить), пломбирова´л (пломбирова´ть). Некоторые возвратные глаголы прошедшего времени в речи имеют разные варианты произношения. Основной литературный вариант — родился′, начался′, взялся′, занялся′, нанялся′, принялся′. Допустимо, но воспринимается как разговорное произношение: взя′лся, за′нялся, при′нялся, на′нялся. Недопустимо в литературном языке произношение —на′чался или нача′лся, заня′лся, приня′лся, наня′лся.

     Постановка ударения может зависеть от значения слова: заброни΄ровать место в гостинице — забронирова΄ть новое орудие; осенняя сырость и мокрота΄ — кашель с мокро΄той, языково΄й барьер — языко΄вая колбаса; занято΄й человек — за΄нятое место, ро΄жки – наросты на голове животного, рожки΄ — макаронные изделия. Таким образом, ударение в русском языке может выполнять смыслоразличительную функцию. С его помощью различаются омографы (одинаковые по написанию, но различающиеся местом ударения и значением слова): замок — замок, мука — мука, атлас — атлас, хлопок — хлопок, орган — орган и др. Неправильная постановка ударения влечет за собой искажение смысла.

     В устной речи существует большое количество колебаний, возникающих под влиянием местных говоров, просторечия, наконец, под влиянием родного языка говорящего, если он нерусский.

     В русском литературном языке нет универсальной причины изменения ударения. В сложном и неустойчивом состоянии современного ударения обнаруживаются и отголоски распавшейся древней акцентологической системы, и следы конкуренции книжной церковнославянской риторики и исконно русской народной лексики.

        Существенной причиной, вызывающей отклонения в ударении, является влияние на литературный язык диалектов (местных территориальных говоров). Так, например, влиянием северорусских говоров, в которых существует тенденция к переносу ударения на первый слог, можно объяснить такие отклонения, как дОговор, зАвеса, нАпасть, прИговор, рЕмень и т. д. Южнорусские говоры дают отклонения в именительном падеже множественного числа существительных: выборА, желудЯ, дочерЯ, лошадЯ, матерЯ, средствА и др. и в глаголах прошедшего времени мужского и женского рода: понЯл, поднЯл, пробЫл, взЯла, брАла, дАла, спАла и т. д. Некоторое влияние на литературное ударение оказывает бытовая разговорная лексика (просторечие); полОжил, предлОжил, звОнишь, красивЕе.

     Основными двигателями акцентологического развития в современном языке являются причины внутреннего характера. К ним в первую очередь относится влияние закона аналогии. Большая группа слов с определённым типом ударения влияет на меньшую, аналогичную по строению. Например, в слове мышлЕние ударение перешло с корня на суффикс -ени- по аналогии со словами биЕние, вождЕние и т. п. В таких словах, как глАжение, квАшение, крАшение, упрОчение, обеспЕчение ударение падает на корневую гласную, а не на суффиксальную. Это надо запомнить!

     Существует и ложная аналогия. Неправильно произносят слова газопрОвод, мусоропрОвод по ложной аналогии со словом прОвод с ударением на предпоследнем слоге. Это неверно, так как в этих сложных словах ударение падает на последний слог (во второй части слова).

     Существенную роль в образовании варианта ударения (часто ошибочного) играет противоборство между разноплановыми устремлениями языка: ассоциациями по смежности (стремление к сохранению словообразующей зависимости) и сходству (уподобление общему структурно-однотипному ряду). Например, вИхриться – вИхрь (по смежности) и вихрИться - кружИться - носИться (по сходству). Важно учесть, что победителем в этом соперничестве всё чаще выходят формы ассоциации по сходству.

     Еще одной из причин, вызывающих колебания в ударении, надо считать наличие в нашем языке большого количества иностранных (заимствованных слов) и стремление к русифицированию этих слов путем постановки в них ударения по аналогии с похожими русскими или достаточно обрусевшими словами. В результате чего получается цЕмент (вместо правильного цемЕнт), прОцент (вместо процЕнт) и т. п.

     В некоторых случаях акцентологические сдвиги определяются сложным комплексом причин, не всегда поддающихся полному научному истолкованию. И всё же мы попытаемся объяснить появление типичных локальных акцентологических ошибок нашей местности.

2. Результаты исследования.

     В процессе нашего исследования мы получили возможность и необходимую информацию для объяснения происхождения типичных локальных акцентологических ошибок: вЫсоко, кИдался, ножницАми, рОжки (макаронные изделия), шИроко.

     Как говорилось выше, глаголы прошедшего времени обычно сохраняют ударение на том же слоге, что и в неопределенной форме, а глаголы в неопределенной форме имеют тенденцию к смещению ударения ближе к началу слова. На наш взгляд, по аналогии со словами двИгаться – двИгался, вИдеться – вИделся произошло ошибочное смещение ударения в слове кидаться (кИдаться) – кидался (кИдался).

     Акцентологическая ошибка ножницАми, возможно,  возникла по аналогии со словами огурцАми, храбрецАми, льстецАми, ларцАми, мудрецАми, борцАми, отцАми, хотя многие слова на –цы в творительном падеже множественного числа имеют ударение на первом слоге: пАльцами, зАйцами, Овцами, нЕмцами, птИцами, мЫшцами и т.д.

     Выше говорилось и об омографах. Неправильная постановка ударения влечет за собой искажение смысла. Согласитесь, странно, когда на тарелке лежат рОжки, а не рожкИ. Нам кажется, что данная ошибка возникла по аналогии со словами нОжки, лОжки, кОшки и др. и вследствие неразграничения значений слов «рОжки» – наросты на голове животных, «рожкИ» – макаронные изделия.

     Что касается слов вЫсоко, шИроко, на наш взгляд, смещение ударения могло произойти под влиянием северорусских говоров, в которых существует тенденция к переносу ударения на первый слог.

     Ударение в русском литературном языке имеет большое значение. Разноместность ударения делает его особым признаком слова и помогает отличать одно слово от другого, а подвижностъ ударения служит для различения грамматических форм слова в самых разнообразных его проявлениях. Однако установить четкие правила постановки ударения во всех случаях весьма трудно, а зачастую и невозможно. Поэтому в работе над повышением уровня речевой культуры рекомендуется пользоваться словарями.

     По итогам нашей работы мы также составили небольшой словарь «Говорите правильно» (Приложение),  который, надеемся, поможет предупредить акцентологические ошибки.

3. Выводы.

     В процессе нашего исследования были решены поставленные задачи:

  1. выявлены типичные акцентологические ошибки в речи учащихся школы;
  2. проанализированы причины возникновения и характер акцентологических ошибок;
  3. предложены способы предупреждения ошибок в постановке ударения.

     Гипотеза о неоднородности акцентологических ошибок по распространению и возникновении большинства из них по причинам внутреннего характера, в том числе по аналогии, подтвердилась.

     Цель исследования, на наш взгляд, достигнута. Мы не ставили глобальной цели, так как согласны с Вольтером, который считал: «... чтобы научиться говорить на своем языке как следует, надо полжизни». И всё же шаг к повышению культуры речи сделан, типичные ошибки в постановке ударения выявлены и проанализированы.

     

Заключение.

     Профессор Цейтлин С. Н. выделяет три основные причины нарушений языковых норм в речи детей.

    Главной причиной является «давление языковой системы». Детский язык представляет собой обобщенный и упрощенный вариант нормативного языка. Это связано с тем, что в детском языке первоначально отсутствует членение на систему и норму. Известно, что норма усваивается гораздо позднее, чем система.

     Другой фактор, обусловливающий возникновение речевых ошибок у детей – влияние речи окружающих. Если в ней встречаются случаи нарушения норм литературного языка, то они могут воспроизводиться детьми.

     Помимо этого, в качестве фактора, способствующего возникновению речевых ошибок, выступает сложность механизма порождения речи. В сознании говорящего происходит несколько сложных процессов, которые протекают параллельно. При этом огромную роль играет оперативная память, «главная функция которой «удержание» уже произнесенных фрагментов текста и «упреждение» еще не произнесенных». Именно недостаточным развитием оперативной памяти детей объясняются многие речевые ошибки.

     Для успешного овладения акцентологическими нормами необходимо

1) усвоить основные правила русского литературного произношения;

2) научиться слушать свою речь и речь окружающих;

3) слушать и изучать образцовое литературное произношение, которым должны владеть дикторы радио и телевидения, мастера художественного слова;

4) осознанно сопоставлять свое произношение с образцовым, анализировать свои ошибки и недочёты;

5) исправлять ошибки путём постоянной речевой тренировки при подготовке к публичным выступлениям.

     

Список литературы.

  1. Розенталь Д.Э. Справочник  по правописанию, произношению, литературному редактированию / Д.Э.Розенталь, Е.В. Джанджакова,  Н.П.  Кабанова. –  М.: ЧеРо, 1999.
  2. Цейтлин С.Н.  Язык и ребенок: лингвистика детской речи.  Учебное пособие. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 240 с.
  3. Штудинер М.А. Словарь образцового русского ударения. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 576 с.
  4. Вариясова Е.В. Культура речи в сфере связей с общественностью: учебное пособие / Е.В. Вариясова, Л.Э. Комарова, Н.И. Рябкова, Е.Н. Сапрыкина. Под  ред. доцента Н.И. Рябковой. — Сургут: Изд-во Сургутского государственного университета, 2007. 
  5. Сидорова Н.В. Элективный курс как средство повышения орфоэпической культуры учащихся // Известия Самарского научного центра РАН. – 2009. –Т.11, 4 (6). – С.1608 – 1612.
  6. Швец И.М. Исследовательский проект: подготовка, оформление, презентация. / И.М.Швец, Е.Б.Романова, А.П.Веселов, Н.Д.Прахов. – Нижегородский гос. унив. им. Н.И.Лобачевского. – 2010. – 118 с.
  7. Материалы сайта  http://studopedia.ru


Поделиться:

У меня в портфеле

Снег своими руками

Есть ли лёд на других планетах?

"Разделите так, как делили работу..."

Астрономический календарь. Февраль, 2019