• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа "Плюсы и минусы компьютерных игр, и их влияние на подростков"

Опубликовано Булатова Татьяна Николаевна вкл 19.02.2019 - 18:01
Булатова Татьяна Николаевна
Автор: 
Блажко Дарья

Тема исследования

Плюсы и минусы компьютерных игр, и их влияние на подростков

Цель исследования

 

 

Выяснить положительные и отрицательные стороны влияния компьютерных игр на школьников среднего звена

Задачи исследования

  1. Рассмотреть понятие «компьютерная игра», историю появления компьютерных игр.
  2. Выяснить, чем полезны и вредны для детей компьютерные игры.
  3. Установить наличие проблемы – есть ли зависимость от компьютерных игр среди учащихся 5-9 классов.
  4. Выяснить, как выбирать игры с пользой для себя.

 

Гипотеза

Если разумно планировать времяпровождение за компьютерными играми, правильно выбирать компьютерную игру, то можно сохранить психическое здоровье подростка

Объект исследования

Компьютерные игры

Предмет исследования

Влияние компьютерных игр на подростков

Методы исследования

  • Эмпирическое (анкетирование, статистические данные, математическая обработка данных, построение  диаграмм).
  • Теоретическое (анализ литературы и информации по теме исследования, классификация, сравнение, обобщение)

Этапы выполнения исследования

  1. Поиск и сбор информации (март-апрель 2018);
  2. Изучение и анализ информации (май-август 2018);
  3. Анкетирование и обработка результатов анкеты (сентябрь 2018);
  4. Обобщение (октябрь 2018)

 

Результаты исследования

Компьютерная игра с каждым днём становится всё более значительной частью подростка, и игру нельзя запрещать, а наоборот следует внедрять в учебный процесс и досуг подростка. Но с её внедрением следует контролировать как тип компьютерной игры, так и продолжительность занятия ею во избежание её отрицательного воздействия. Моя гипотеза подтвердилась.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnoe_soderzhanie_issledovatelskoy_raboty.docx136.21 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Ярцевская общеобразовательная школа №4

имени Героя Советского Союза О.А.Лосика

Исследовательская работа

по информатике и ИКТ

Выполнила:

Блажко Дарья,                                                                               ученица 9 класса

Руководитель:

Булатова Татьяна Николаевна,

учитель информатики и ИКТ

2018


Краткая аннотация

Тема исследования

Плюсы и минусы компьютерных игр, и их влияние на подростков

Цель исследования

Выяснить положительные и отрицательные стороны влияния компьютерных игр на школьников среднего звена

Задачи исследования

  1. Рассмотреть понятие «компьютерная игра», историю появления компьютерных игр.
  2. Выяснить, чем полезны и вредны для детей компьютерные игры.
  3. Установить наличие проблемы – есть ли зависимость от компьютерных игр среди учащихся 5-9 классов.
  4. Выяснить, как выбирать игры с пользой для себя.

Гипотеза

Если разумно планировать времяпровождение за компьютерными играми, правильно выбирать компьютерную игру, то можно сохранить психическое здоровье подростка

Объект исследования

Компьютерные игры

Предмет исследования

Влияние компьютерных игр на подростков

Методы исследования

  • Эмпирическое (анкетирование, статистические данные, математическая обработка данных, построение  диаграмм).
  • Теоретическое (анализ литературы и информации по теме исследования, классификация, сравнение, обобщение)

Этапы выполнения исследования

  1. Поиск и сбор информации (март-апрель 2018);
  2. Изучение и анализ информации (май-август 2018);
  3. Анкетирование и обработка результатов анкеты (сентябрь 2018);
  4. Обобщение (октябрь 2018)

Результаты исследования

Компьютерная игра с каждым днём становится всё более значительной частью подростка, и игру нельзя запрещать, а наоборот следует внедрять в учебный процесс и досуг подростка. Но с её внедрением следует контролировать как тип компьютерной игры, так и продолжительность занятия ею во избежание её отрицательного воздействия. Моя гипотеза подтвердилась.


Оглавление.

I. Введение        4

II. Плюсы и минусы компьютерных игр, и их влияние на подростков        5

Глава 1. История появления компьютерных игр        5

Глава 2. Полезное влияние компьютерных игр        7

Глава 3. Симптомы зависимости от компьютерных игр        9

Глава 4. Анкетирование и мнения психологов о зависимости от компьютерных игр        13

III. Заключение        16

IV. Список источников и литературы        18

V. Приложения        19


I. Введение

В современном мире люди постоянно взаимодействуют с компьютером в повседневной жизни. Компьютерные технологии уже настолько внедрились в нашу жизнь, что мы уже и сами не осознаем, насколько зависим от работоспособности этого дорогостоящего оборудования - компьютера и других гаджетов.

Вместе с появлением компьютеров появились компьютерные игры, которые сразу же нашли массу поклонников. С совершенствованием компьютеров совершенствовались и игры, привлекая все больше и больше людей. На сегодняшний день компьютерная техника достигла такого уровня развития, что позволяет программистам разрабатывать очень реалистичные игры с хорошим графическим и звуковым оформлением. С каждым скачком в области компьютерных технологий растет количество людей, которых в народе называют "компьютерными фанатами" или "геймерами" (от английского "game" - игра). Вся деятельность таких людей становится направленной лишь на удовлетворение потребности в игре на компьютере, тем самым сокращается их круг общения, что может привести к патологии.

Как то, ожидая на остановке автобус, услышала, как одна пожилая женщина жаловалась другой: «Еще недавно я была довольна своими внуками, описывая их увлечения и занятия на каникулах. Но вот прошло два года и я не узнаю своих внуков: их невозможно оторвать от интернета и компьютерных игр. Меня это очень волнует. Есть столько замечательных игр в реальности, книги, да те же фильмы. А они глаз не поднимают от своих гаджетов…»

Я сама не являюсь поклонницей компьютерных игр, но мои многие одноклассники «сидят» каждую свободную минуту в планшетах и смартфонах. И мне стало любопытно, а много ли ребят в моей школе являются «игроманами», и как эта зависимость влияет на их учебу и их психику вообще, и главный вопрос: "Компьютерные игры - это полезно или вредно для подросткового, так называемого, переходного возраста?"  

Поэтому я выбрала тему своей исследовательской работы: «Плюсы и минусы компьютерных игр, и их влияние на подростков».

Объект исследования – компьютерные игры.

Предмет исследования – влияние компьютерных игр на подростков.

Цель данного исследования - выяснить положительные и отрицательные стороны влияния компьютерных игр на школьников среднего звена.

 Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Ознакомиться с теоретическими источниками по данной проблеме.
  2. Рассмотреть понятие «компьютерная игра», историю появления компьютерных игр.
  3. Выяснить, чем полезны и вредны для детей 11-15 лет компьютерные игры.
  4. Установить наличие проблемы – есть ли зависимость от компьютерных игр среди учащихся 5-9 классов.
  5. Выяснить, как выбирать игры с пользой для себя.
  6. Сделать выводы на основе полученных данных.

На основании вышесказанного я хочу выдвинуть следующую гипотезу: если разумно планировать времяпровождение за компьютерными играми, правильно выбирать компьютерную игру, то можно сохранить психическое здоровье подростка. 

Для доказательства гипотезы я попытаюсь на разные чаши весов положить доказательства и возможности положительного и отрицательного влияния компьютерных игр. И результатом этого исследования должны стать рекомендации по использованию компьютерных игр, чтобы усилить положительное влияние и избежать отрицательного.

Конкретные методы и методики исследования:

  • Эмпирическое (анкетирование, статистические данные, математическая обработка данных, построение  диаграмм).
  • Теоретическое (анализ литературы и информации по теме исследования, классификация, сравнение, обобщение).

Сроки исследования: март 2018 - октябрь 2018 года.

Этапы исследования:

  1. поиск и сбор информации (март-апрель 2018);
  2. изучение и анализирование информации (май-август 2018);
  3. анкетирование и обработка результатов анкеты (сентябрь 2018);
  4. обобщение (октябрь 2018).

II. Плюсы и минусы компьютерных игр, и их влияние на подростков        

Глава 1. История появления компьютерных игр

Прежде чем понять, как компьютерные игры влияют на подростков, я решила узнать, как они появились.

Впервые придать умной технике геймерскую оснастку попытались в 1952 году. Прорывом стала одна из простейших настольных игр – «Крестики-нолики», с минимально возможным полем 3 х 3 клетки. Сейчас это может показаться смешным, но в тот момент это было революционным новшеством.

Спустя 6 лет программисты порадовали пользователей новым опытным образцом. Им стала видеоигра «Теннис на двоих». Управлять виртуальным теннисистом приходилось не пошагово, как в предыдущих аналогах, а в режиме реального времени. Несмотря на простоту функционала, эта игра стала очередным прорывом в нарождающемся мире геймеров.

Однако настоящий виртуальный взрыв произошел в 1962 году. Компания DEC разработала игровой контроллер и вместе с компьютером PDP-1 стала распространять как тестовую программу, не имеющую прежде подобий, игру SpaceWar ("Космические войны")!  Это была первая компьютерная игра, ставшая по-настоящему популярной.

Однако компьютеры в то время продолжали оставаться громоздкими. До доступной персонализации было еще ох, как далеко. Прошло почти 10 лет до того момента, когда возникли компактные платы на транзисторных схемах. Благодаря этому изобретению игра из ЭВМ переселилась в аркадный автомат с монетоприемником под именем Computer Space. А в мае 1972 года была представлена Magnavox Odissey — первая игровая приставка для телевизора.

С этого момента игровой компьютерный мир стал продвигаться семимильными шагами. Развитие шло в четырех основных направлениях:

  • непосредственно компьютеры;
  • телевизионные игровые приставки;
  • электронные игровые автоматы;
  • карманные электронные игры.

В 1979 году американской компанией Milton Bradley была выпущена первая карманная игровая консоль, в которую было вложено сразу 12 игр. В 1980 году японская Nintendo, модернизировав игры на калькуляторе, осуществила массовый выпуск простейших монохромных консолей с серией игр Game&Watch. В Советском Союзе эти консоли стали прототипом продукции фирмы «Электроника» — игр «Тайны океана» и «Ну, погоди!», которыми были увлечены буквально все.Ну погоди - электронная игра СССР

Следующим этапом стало появление в 1989 году игры «Тетрис». Официально авторство «кубиков» принадлежит корпорации Nintendo, хотя споры о том, кто же истинный создатель, продолжаются.

По мере развития технологий, виртуальный мир наполнялся звуком, совершенствовались графика, добавлялось видео. Сегодня каждый желающий может скачать игры на компьютер на любой вкус.

Все компьютерные игры делятся на большие классы:

  • динамические;
  • игры планирования;
  • сюжетные.

Игры бывают нескольких жанров, все перечислять не буду, остановимся на самых популярных:

  • боевики;
  • симуляторы;
  • стратегии в реальном времени;
  • глобальные стратегии;
  • компьютерная война, тактики;
  • стратегии непрямого контроля;
  • головоломки;
  • квесты;
  • ролевые игры;
  • детективы;
  • для самых маленьких (развивающие).

Они могут быть в режиме онлайн и офлайн. Вот такое разнообразие представляет нам рынок компьютерных технологий.

Вывод: изучив историю появления и развития компьютерных игр, я выяснила первые причины их создания - если вспомнить легендарный тетрис, то он появился в ходе изучения Алексеем Пажитновым проблемы искусственного интеллекта и распознавания речи. Т.е. первые игрушки, как правило, являлись результатом научных исследований и были распространены в университетской среде (ну, собственно, только при университетах да научных организациях тогда и были компьютеры).

Но не только в ходе научных исследований появлялись игры. Самая первая более или менее полноценная игра появилась в результате увлечения двух людей научной фантастикой. Это были Стив Рассел и Мартин Гретц. Они собрали группу людей и создали "SpaceWar". Это же игра считается первой коммерческой игрой. А потом с развитием технологий, многие программисты поняли, что на их увлечении играми можно еще зарабатывать деньги.

Глава 2. Полезное влияние компьютерных игр

«Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в её результатах, а в самом процессе. Играет важную роль в воспитании, развитии и обучении детей, выступая как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям»[1].

Исходя из этого понятия, интересно исследовать современные компьютерные игры: к каким жизненным ситуациям они могут подготовить, насколько эффективна психологическая подготовка, какие качества личности они развивают.

Уберечь ребенка от компьютерных игр полностью невозможно - мы живем в век компьютеров и компьютерных технологий. А вот уменьшить их влияние и направить ребёнка в нужную сторону можно.

В первую очередь, стоит обратить внимание на разновидности компьютерных игр, которые способствуют развитию интеллекта, логики, внимания, памяти и других качеств. Это различные логические игры, головоломки, ребусы. Особое место среди таких игр занимают стратегии. Такие игры не требуют повышенного внимания, скорости, напряжения глаз. Они размеренны и предназначены для длительного времяпровождения. Их можно прервать в любой момент, не рискуя быть убитым или съеденным.

Существует ряд развивающих компьютерных игр для самых маленьких детей от 3 до 5 лет. Они научат малыша буквам и цифрам, познакомят с миром животных и растений, окажут благотворное влияние на развитие эмоциональной сферы, поспособствуют развитию моторики рук (манипуляции с джойстиком, мышкой и клавиатурой), зрительной памяти, музыкального слуха.

Очевидна польза компьютерных игр и для младших школьников – для них разработано множество обучающих игр, которые помогут углубить свои познания в той или иной области, научат действовать в различных ситуациях, поспособствуют формированию усидчивости, сосредоточенности, внимательности.

С помощью компьютерных игр вы можете ненавязчиво обучить ребенка иностранным языкам, подтянуть его знания по тому или иному предмету, развить «хромающие» качества и способности. Существует много игровых программ, позволяющих в игре учиться русскому языку, математике, рисованию и другим наукам.

Игры типа «аркады» развивают логику,  внимание, тренируют память, учат работать быстро и реагировать на изменение условий. Они воспитывают волю и терпение.

Игры типа RTC учат планировать и анализировать свои действия.

3D-action – тренирует волевые качества: стремление к выживанию, соперничеству и победе в играх с супергероями.

Новые игры, которые разрабатываются сейчас, будут развивать у ребёнка нравственные качества: способность к состраданию, желание заботиться о ближнем, любовь к людям.

Компьютерная игра, правильно выбранная, может помочь ребёнку выйти из стрессовой ситуации.

Владимир   Геннадьевич  Сивицкий  (заведующий кафедрой психологии Белорусского государственного университета физической культуры, кандидат педагогических наук, доцент) так сказал о компьютерных играх: «Игры — это иллюстрация прогресса технологических возможностей. Я вижу большой потенциал  в онлайн-играх, которые стали средством объединения людей. Кроме развлечений игры могут нести в себе очень большой потенциал — это понимание приходит не ко всем».

Обучающие и развивающие игры благоприятны для детей, нередко используются сознательными родителями, воспитателями и учителями. Как скачанные игры, так и подключение к интернету помогают снять физические границы, беспрепятственно осваивать пространство планеты. От 1-2 часов в сутки, проведенных в компьютерных мирах, ничего плохого не случится. Компьютерные игры нельзя запретить, так как при разумной организации они приносят реальную пользу.

Вывод: подобрать игру можно и для взрослого, и для подростка, и для ребенка, едва научившегося сидеть. В этом есть как плюсы, так и минусы (о минусах позже). Как выяснилось, все упирается в чувство меры и разновидность игры. Виртуальная реальность не должна занимать все свободное время человека, она также не должна провоцировать его на жестокость, развивать в нем агрессию и озлобленность. Это должен быть просто один из вариантов отдыха, наряду с занятиями спорта, прогулками на свежем воздухе, чтением книг, просмотром фильмов, встречами с друзьями. Безусловно, компьютер не должен стать единственным источником развития вашего чада – по-прежнему актуальными остаются книги, развивающие настольные игры, конструкторы, пазлы и, конечно, родительские внимание и ласка как неотъемлемый спутник всех занятий.

Глава 3. Симптомы зависимости от компьютерных игр

С одной стороны, игра необходима для человека. Это способ познания мира, психологической разрядки. Возможность создавать собственный игровой мир – способ выразить в виртуальном пространстве свои стремления и страхи, комплексы и представления о «совершенном» мире. Компьютерные игры – возможность выплеснуть агрессию, получить необходимую порцию адреналина.

С другой стороны, психологи и педагоги говорят о том, что повсеместно наблюдается развитие игровой зависимости, прежде всего у подростков. Как говорится, «много хорошо – тоже нехорошо». Зачастую погружение в виртуальный мир становится препятствием для реальной жизни – общения, становления личности.

Некоторые полагаются на виртуальную реальность так же как на реальный мир, из-за больших перспектив, думают, что виртуальный мир вытеснит реальный, но если это произойдёт, то произойдёт не скоро. Виртуальный мир реализуется в игре. Поэтому человек стремится поиграть и стереть, таким образом, грань между виртуальным и реальным миром. Это и притягивает детей к компьютерным играм.

Мир и обстановка игр поражает разум, дизайн, графика – всё на высочайшем уровне. Поэтому при игре виртуальная реальность «захлёстывает» человека, он забывает всё, единственная цель для него – поиграть. Но желание и «тяга» подростка поиграть, как правило, прекращается (обычно), когда соперники сильнее. Но из каждого правила есть исключения, и поэтому «упорные» подростки пока не пройдут игру не будут ничем другим заниматься.

Есть ещё одна причина появления зависимости. Дело в том, что в данном кризисном периоде мальчики и девочки часто недовольны собой, родители теряют в их глазах всякий авторитет. Чтобы как-то скрыться от душевных переживаний, подростки уходят в мир компьютерных игр или общения. У таких детей снижается школьная успеваемость, они прогуливают уроки, врут учителям и родителям, могут начать воровать деньги, чтобы вложить их в развитие своего персонажа в играх.

Игровая зависимость может привести к психическим травмам подростка и еще к соматической патологии. Сидячий образ жизни оказывает негативное влияние на организм человека – это всем известная истина. Играющие же дети обрекают себя на такую патологию, как остеохондроз с 14 лет. Постоянное сидение за компьютером, отсутствие физической нагрузки приводит к дистрофии хрящевой и мышечной ткани.

К негативным последствиям такого досуга можно отнести нарушение зрения, нарушение сна и психические расстройства.

Когда мы сидим за компьютером, в социальных сетях, играем в игры, мы не замечаем, как быстро проходит время. Многие ученые утверждают, что зависимость опасна. Но так ли это? Для начала рассмотрим некоторые симптомы зависимости, не только от компьютерных игр, но и от гаджетов.

Симптомы зависимости:

  1. Вы проводите за игрушками слишком много времени. Вы так, конечно, не считаете, но об этом постоянно твердят родители, друзья.
  2. Рядом с именем вашего персонажа написано что-то вроде «Бог онлайна», а может быть, «Покоритель всего» или, на худой конец, «Первый на сервере». Эта надпись наполняет вас счастьем всякий раз, как вы ее видите.
  3. Вам гораздо приятнее посидеть в любимой игре, чем сходить погулять с друзьями, помочь родителям. Ведь в игре вам всегда рады! А настоящая жизнь жестокая.
  4. Вы сидите, играете в родненькую MMOшечку, например, и вдруг случается страшное: пропадает связь. Или вырубается свет. Во всем доме. Когда включат — неизвестно, что делать — непонятно. Проходит 5 томительных секунд, 10, 15, 20... В мозгу крутится только одна страшная мысль: а что, если это на все выходные?!  
  5. Вы каждый день наматываете немыслимые расстояния от холодильника до компьютера, от компьютера до туалета, поднимаете тяжести: батон, колбасу, ножик. Но отражение в зеркале с каждым месяцем прибавляет в весе.  Не помогает даже сокращение ежедневного рациона с десяти бутербродов до девяти. К счастью, персонаж в игре остается красавцем. Иначе даже не знаю, что бы вы делали.
  6. Праздники — это здорово. Новый год, Рождество, день рождение, первое июня — как их можно не любить? Всякий раз, ко всем возможным праздникам разработчики вашей любимой игры подкидывают вам подарки. Тут и эликсиры, дающие ускоренную прокачку. И уникальные ездовые «зверюшки», которых можно получить, просидев в игре всего-то пару недель. А снежки? А елочки? А букетики? А печенье с предсказаниями? Вы искренне не понимаете тех людей, которые зябнут на площади у новогодней елки, с риском для пальцев запускают фейерверки. Как это все вообще может кому-то нравиться?!
  7. Вы можете ответить на любой вопрос, связанный с вашей игрой.… Но с вопросами: «Какое сегодня число?» или «Какой день недели?» к вам лучше не подходить. Иногда вы узнаете новости о реальной жизни из чата, но быстро про них забываете.
  8. Вы стали немного рассеянными. Вы забыли про воду, которая уже час льется в ванной или выключить утюг. А вспомнили только тогда, когда в двери постучались затопленные соседи или из комнаты запахло горящей гладильной доской.
  9. Фраза «Если захочу, завтра же брошу» давно стала вашим девизом. Заодно она защищает от всяких вредных и ненужных мыслей, что давно нужно что-то менять. Она приятно согревает вас видениями об этом. Скоро я начну хорошо учиться, делать все домашнюю работу, помогать родителям. Ну а пока, надо докачать эльфа до 85 лвл, выиграть арену, сходить в рейд, вдруг мне выпадет правый сапог лучезарной брони.

Да, компьютерные игры оказывают не только положительное влияние.

Сейчас я расскажу о том, какой вред может нанести на первый взгляд, безобидная «стрелялка». Много лет назад, кажется около 10, все СМИ облетела новость «Школьник застрелил учителя». Это произошло в США. Потом подобный случай был в Москве и в Канаде. С чем это связано? С немотивированной агрессией, которую психолог, беседовавший с мальчиком, связал с игровой зависимостью. Большую роль в заболевании психики сыграли «стрелялки» в режиме онлайн. То есть он убивал персонажа, которым играл реальный человек. Многие такие игры без регистрации.

Нормальным не может быть убийство, реальное или виртуальное. «Стрелялки», «войнушки» и игры пропагандируют насилие в чистом виде, оказывая плохое влияние на подростка и его психику, показывая как легко и быстро решить проблему с человеком, который чем-то достал.

В последнее время становится «нормальным» явлением, что в играх проявляется жёсткость: убийства, кровь. Это даёт толчок на повторение детьми эпизодов в игре: убийств, телесных повреждений и т.д. Могу привести ещё один пример: пять пуль, всаженных одна за другой в порыве безудержного гнева. Разумеется, бедняга не выжил. Да и как тут выжить, если четыре из них попали в жёсткий диск, а одна в монитор? Нервный господин из штата Вашингтон, таким образом, расправился со своим собственным персональным компьютером. Эта история – лишь одно из многих проявлений «компьютерного бешенства», новомодной болезни, которая всё чаще даёт о себе знать.

Яркий пример такого «компьютерного бешенства» явилась трагедия в Керчи, в политехническом колледже. В среду, 17 октября 2018 года, 18-летний студент 4 курса керченского политехнического колледжа Владислав Росляков пришел в учебное заведение в перерыве между второй и третьей парами. Он зашел в колледж через запасный вход, неся два рюкзака с взрывпакетами и дробовиком в разобранном виде, поднялся на второй этаж в закрытый на ремонт туалет, там переоделся, собрал ружье и пошел вниз.

Росляков хладнокровно стрелял в тех, кто попадался на его пути, и бросал взрывпакеты в учебные аудитории. А когда у него закончились патроны, примерно в 11 часов 45 минут, привел в действие самодельное взрывное устройство мощностью в 300 граммов в тротиловом эквиваленте, начиненное болтами и гайками, в столовой колледжа, где на большой перемене было много студентов. Затем Влад пошел дальше чинить расправу…

Знакомые Рослякова рассказывали, что он был странным, замкнутым, интересовался маньяками, взрывчаткой и трагедиями вроде той, что случилась в американской школе «Колумбайн» в апреле 1999 года, когда от рук двух одноклассников погибли 13 человек.

Мать Влада, которая работает в керченском онкодиспансере и является активисткой местного отделения «Свидетели Иеговы» (запрещена в РФ), рассказала на допросе, что за несколько дней до нападения застала сына за просмотром фильмов со стрельбой в различных школах. Женщина поинтересовалась, зачем он это смотрит. Тот ответил, что просто так. Мать не придала этому значения.

К слову, будучи сектанткой, мать с раннего детства запрещала сыну развлекаться, потому что это грешно. Мальчик не ходил в кружки, не участвовал в праздниках, ему даже в кино нельзя было, но он тайком бегал с друзьями, а потом получал нагоняй за это.

Отец в воспитании сына участия почти не принимал, жил отдельно. На допросе он рассказал, что сын в детстве увлекался хомячками и крысами, а потом его поглотили компьютерные игры и Интернет, он стал другим…

Октябрь, 2005 год. Китайская девочка очень любила играть в WoW. Чтобы не подвести товарищей по клану, играла с чрезмерным энтузиазмом. Через несколько суток умерла, китайское сообщество WoW устроило для девочки онлайн-похороны.

Согласно информации, полученной из Великобритании, три четверти пользователей сознают, что регулярно ругают своего электронного помощника, не стесняясь в выражениях, а четверть молодых людей в возрасте до 25 лет прямо признала, что прибегает к физическому воздействию.

«Компьютерное бешенство» проявляется во внезапных приступах раздражения – порой весьма бурных. Строптивый компьютер осыпают грубыми оскорблениями, а то и вовсе переходят на рукоприкладство. Кто хватает клавиатуру, и швыряет её в сердцах на пол,  кто пуляет мышью в монитор. Правду сказать, к огнестрельному оружию пока прибегают не часто, но удары ногой по строптивцу, равно как и попытки вышвырнуть его за окно, - отнюдь не редкость. А пользователь из Албании, которому никак не удавалось запрограммировать базу данных, даже… укусил свой компьютер. И это самое невинное проявление новой болезни компьютерного века.

Причин, вызывающих недовольство пользователя ПК – вплоть до потери контроля над собой, - великое множество, но, как правило, они связаны с непроходимостью той или иной игры, потерей информации. А не случалось ли вам случайно нажать не на ту кнопочку, и все ваши труды теряются?  Если случалось, то тогда вам наверняка будет понятно невероятное раздражение человека, срывающего злость на ни в чём по идее, неповинной технике.

У ребят, увлечённых компьютерными играми, беднеет словарный запас, ухудшаются коммуникативные навыки, дети не могут дать словесное описание явления или процесса. К такому выводу пришёл Б. Шлимович[2], проведя ряд исследований.

Вывод: APA (Американская психиатрическая ассоциация) разработала девять критериев для диагностики зависимости от компьютерных игр.

  1. Пациент много думает об игре, даже если занимается другими делами, и планирует, когда сможет поиграть.
  2. Возникает чувство беспокойства, раздражительности, злости или грусти при попытке сократить время игры или в ситуациях, когда нет возможности поиграть.
  3. Появляется желание играть больше времени и использовать для этого более мощный компьютер.
  4. Пациент понимает, что должен сократить время игры, но не может себя контролировать.
  5. Отказ от других развлечений (хобби, встречи с друзьями) в пользу компьютерных игр.
  6. Пациент продолжает играть, даже если осознает негативные последствия своей зависимости: плохой сон, опоздание в школу или на работу, слишком большие денежные траты, конфликты с близкими и пренебрежение важными обязанностями.
  7. Пациент лжёт родственникам, друзьям и другим людям о количестве времени, проведённом в игре.
  8. Игра используется для ухода от решения текущих проблем и эмоциональных состояний.
  9. Из-за игры есть риск потерять работу, разорвать отношения с близкими людьми или утратить другие возможности.

Глава 4. Анкетирование и мнения психологов о зависимости от компьютерных игр

Давайте немного отойдем от темы про онлайн-игры. Вот вам интересный эксперемент. Его провела петербургский детский психолог Екатерина Мурашова (Приложение 3). Ознакомившись с ним, я тоже решила провести аналогичный эксперимент: провести в своём классе небольшую акцию под названием « День без компьютерных игр». В акции приняло участие 24 человека из 9 класса. И вот его результаты.

Мои одноклассники, 10 человек, которые целый день не играли в компьютерные игры, отметили, что за весь день они не только успели сделать домашнее задание, помочь родителям по дому, но у них в запасе ещё осталось время для прогулки. Они не испытывали раздражения по поводу того, что нельзя поиграть. Но испытывали большое желание хотя бы пообщаться в социальных сетях. Пять человек сказали, что весь день ходили возле компьютера (ноутбука, планшета, смартфона), т.к. им очень хотелось поиграть,  и в итоге они всё-таки не смогли отказаться от компьютерных игр. Остальные 9 человек даже и не старались сдерживать себя и по приходу домой сразу же сели играть.

Таким образом, это доказывает, что существует зависимость не только от игр, но казалось от безобидных гаджетов, которыми мы пользуемся каждый день.

Но тема моей исследовательской работы – есть ли зависимость у подростков моей школы от компьютерных игр, поэтому возвращаемся к этой проблеме.

Для выявления подростков, играющих в компьютерные игры, была составлена анкета «Подросток и компьютерные игры» (Приложение 1) . Данная анкета содержит 13 вопросов, позволяет определить тех, кто играет в компьютерные игры, время, затраченное на игру и регулярность её посещения.

Место проведения: МБОУЯСШ №4 г. Ярцево

Количество участников - 113 человек, из них: 

 17 подростков - 5 «А» класс,  19 подростков - 6 «А» класс,  23 подростка – 7 «А» класс,  19 человек – 7 «Б» класс,  16 человек – 8 «А» класс,  19 человек – 9 «А» класс. И вот такие я получила результаты (Приложение 2):

  1. Из 113 опрошенных учащихся 86 ответили, что играют в компьютерные игры, из них в школе на переменах или даже на уроках всего 5 ребят. Но я думаю, что многие лукавят, на переменах играют намного больше учеников. И только 24 ответили, что не хотят играть в компьютерные игры.
  2. 33 % опрошенных начали играть в «игрушки» с раннего возраста и 55 % со школьной скамьи, то есть с 7-8 лет. Может это влияние их одноклассников, которые увлечены компьютерными играми?
  3. 72 подростка тратят на компьютерные игры от 0 до 3 часов в день, что составляет 64 % опрошенных. И это нормально в наш компьютерный век. А вот в группу риска входит 41 ученик, что составляет 36 %. Они на компьютерные игры тратят от 4-8 и более часов. Не могу представить, как можно просидеть за компьютером 8 часов. У меня всё будет болеть!
  4. 67 подростков, что составляет 59 %, контролируют свое время в онлайн- играх, и это меня радует.
  5. Часто ли вы пренебрегаете домашними делами, чтобы провести больше времени за игрой? На этот вопрос 94 подростка ответили «не часто». Видно, у этих ребят строгие родители!
  6. А вот на вопрос: «Часто ли страдают ваши успехи в учёбе или работе, так как вы слишком много времени проводите в игре?» 85% ответило, что "не часто", и это опять лукавство с их стороны, потому что отличников и хорошистов в моей школе немного. Думаю, что просиживание в Интернете отнимает много времени, на учёбу остаётся совсем мало.
  7. На вопрос: «Часто ли вы занимаете оборонительную позицию и скрытничаете, когда вас спрашивают, чем вы занимаетесь в сети?» 88 ответили «не часто». Им, действительно, нечего скрывать или у них такие доверительные отношения с родителями?
  8. А на вот этот запудренный вопрос «Часто ли вы блокируете беспокоящие мысли о вашей реальной жизни, утешительными мыслями об Интернете?» мне сначала пришлось ребятам объяснять смысл этого вопроса. Это как свои личные проблемы заедать сладким. Лично у меня так. То есть, если возникает проблема, ее решение ищут в Интернете или «уходят» в компьютерную игру. Так вот, 84 учащихся ответили «не часто». Наверно, как и я заедают проблемы сладким.
  9. Волнуетесь ли вы, если не удаётся выиграть? Не часто, не часто, а все-таки волнуются 73 подростка. Всё-таки психика в этом возрасте у ребят неустойчивая.
  10.  Чувствуйте ли вы необходимость поиграть в течение дня? 69 учеников ответили «нет».
  11. Как ты заканчиваешь игру? На это вопрос 101 ученик ответили «сам», и только 12 подросткам закончить компьютерную игру заставляют родители.
  12. Последние два вопроса о пользе и вреде компьютерных игр. На вопрос «Чем, по-вашему, полезны компьютерные игры?» ребята примерно поровну ответили, что игры развивают воображение, логику, быстроту реакции, тренируют память, помогают определить свои интересы в жизни и другое. Аналогично ровно по ответам ответили ребята и на вопрос о вреде компьютерных игр: воспитывают плохие качества – 19, занимают много времени – 23, отвлекают от других занятий – 24, плохо влияют на состояние здоровья – 22.

Вывод: проведенный опрос показал, что большинство детей  не увлечено компьютерными играми - в моей школе большинство подростков разумно подходят к компьютерным играм. Их положительное и отрицательное влияние осознают и сами подростки. Следовательно, рекомендации разумного использования компьютерных игр могут иметь положительный результат.

Анализируя анкету, изучив положительные и отрицательные факторы влияния компьютерных игр на подростков, я пришла к выводу, что будет неверно, если мы полностью исключим компьютерные игры из нашей жизни. Они позволяют получить и усовершенствовать многие качества, которые нам пригодятся в жизни.

А если подросток чувствует излишнюю увлечённость к онлайн-играм, то предлагаю их вниманию слова психолога-психоаналитика Поповой Наталии  Михайловны: «Иногда, друзья, осознавшие свою зависимость, отказываются от игр вместе. Возникает эффект группы: вместе легче отказаться от образовавшейся привычки, проще найти себе уже подзабытые занятия в реальной жизни. Ну и, конечно, другой человек, взятый в союзники в борьбе с зависимостью - это и контролер (перед которым стыдно сорваться), и поддержка (так необходимая иногда в борьбе с самим собой). Конечно, в качестве такого человека может выступать кто-то близкий, кто сам игровой зависимостью не страдает. Он может "усилить собой" захваченное страстью "Я" игрока, предложить в помощь свою силу воли и решимость найти выход из виртуальной западни. Но эта помощь по-настоящему эффективна, только если игрок осознает свою зависимость и сам хочет от нее избавиться».

III. Заключение

 

Человечество всё больше погружается в компьютерные сети. С каждым днём всё больше и больше детей включают в структуру своих увлечений компьютерные игры. Сейчас жизнь подростка без компьютерных игр считается скучноватой, а его самого считают занудой.

С каждым новым днём, мы стараемся погрузиться в играх в новый виртуальный мир, стараемся ощутить себя внутри виртуального мира, естественно нам в этом помогают сами игровые промышленности.

Сейчас, современные технологии различных игровых индустрий, прогрессивно развиваются и выпускают массивные 3D игры с близкими к реальности эффектами и безрассудно интересными сюжетами. Всё это естественно очень интригующе, но не все знают, как компьютерные игры оказывают влияние на нас, другими словами на здоровье и психику.

Игры оказывают влияние на людей персонально, на каждого по-своему. На физическом уровне симптомы проявляются на слухе, на зрении, на пищеварении, на позвоночнике. К примеру, у некоторых людей бывают трудности с нервишками  из-за долгого пребывание в играх, что очень усугубляет его поведение, другими словами меняет стиль жизни человека в худшую сторону. А у других всё бывает полностью в наилучшую сторону, другими словами, скучноватые, нудные люди которые начали играть в компьютерные игры, становятся более неунывающими, это доказанный факт.

Именно поэтому прямая обязанность родителей современных подростков – не запрещать  ребенку взаимодействовать с компьютером, тем самым вызвав обиду и агрессию, спровоцировав его к побегам в Интернет-клубы (где уж точно ему никто не предложит развивающих игр, а загрузят «стрелялками» и «бродилками»).  Следует подобрать наиболее оптимальные для него варианты компьютерных игр, составить план занятий по ним, позволить играть во «вредные» «стрелялки» определенный лимит времени, стимулировать ребенка к отдыху не только в виртуальном мире, но и в мире реальном (Приложение 4).

Анализ результатов исследования показал, что учащиеся 5-9 классов МБОУЯСШ № 4 не находятся на пороге зависимости от компьютерных игр. Многие разумно тратят время на их времяпровождение. Единственный вопрос, который у меня остался после данного исследования – это в какие игры предпочитают играть ребята из моей школы.  Настоящая работа далеко не исчерпывает всего содержания проблемы влияния компьютерных игр на учеников. Многогранность данной темы требует дальнейшего исследования её различных аспектов.

Обобщая вышесказанное и выделяя главное из проделанной исследовательской работы можно сделать следующие выводы:

  1. Все компьютерные игры не одинаковы не только по глубине своего влияния на личность подростка, а так же по механизмам формирования психологической зависимости.
  2. Компьютерные игры могут быть использованы как во благо, так и во вред. Всё зависит от понимания серьёзности проблемы со стороны взрослых, ответственности за их психическое и физическое здоровье.
    Исследование показало, что компьютерные игры являются фактором активизации познавательных процессов, многие ученики становятся более внимательными, организованными.
  3. Рациональное использование компьютерных игр положительно влияет на развитие коммуникативных качеств личности ученика.
  4. Компьютерная игра с каждым днём становится всё более значительной частью подростка, и игру нельзя запрещать, а наоборот следует внедрять в учебный процесс и досуг подростка. Но с её внедрением следует контролировать как тип компьютерной игры, так и продолжительность занятия ею во избежание её отрицательного воздействия.

Общий вывод: как я избавилась от желания играться? Очень просто в какой-то момент мне стало неинтересно, я переросла этот период, поменяв свои приоритеты.  Но многих людей зависимость не покидает и после двадцати лет. С чем это связано? С тем, что там, в виртуальном мире они герои, победители. А по каким правилам стать победителями в реальном мире, им не известно. Они самоутверждаются таким путем. Здесь итог увлеченности зависит только от умения человека руководить своим сознанием, управлять своим поведением волевым усилием.

Если вы поняли, что вы лишены нормального человеческого общения, и в вашей жизни остались только игры – срочно боритесь с этим! А еще лучше – просто не допускать такой ситуации. Жизнь так прекрасна и разнообразна – и было бы так глупо провести всю ее, сидя перед экраном монитора.


IV. Список источников и литературы

  1. Яблоков К. М. Исторические компьютерные игры как способ моделирования исторической информации // История и математика: Анализ и моделирование социально-исторических процессов / Ред. Малков С. Ю., Гринин Л. Е., Коротаев А. В.: КомКнига/УРСС, 2007. С. 170—204
  2. http://www.old-games.ru/forum/showthread.php?t=22676
  3. http://games.mail.ru/pc/articles/feat/10_simptomov_onlajn_zavisimosti/
  4. http://www.mr7.ru/articles/50166/
  5. Алекса Экслера «Записки невесты программиста»
  6. https://taiafilippova.ru/kompyuternye-igry-plyusy-i-minusy-igrovoj-zavisimosti
  7. Статья «В чём вред, а в чём польза от компьютерных игр?» http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-7264/
  8. Семь мифов видеоигр http://www.vitaminov.net/rus-9234-0-0-2958.html%7C
  9. Детские компьютерные игры под контролем родителей. Возрастные категории компьютерных игр http://www.cybermama.ru/overview_pc_games.php
  10. Возрастные ограничения по играм http://4mmog.ru/articl_vozrastnie_ogranicheniya.htm
  11. Игры развивающие  http://multoigri.ru/igri-razvivaushie
  12. Игры, развивающие для детей  

http://playshake.ru/igri-razvivaushie-dlya-detei

  1. Обучающие, развивающие компьютерные игры: http://detskieradosti.ru/load/25
  2.  Трагедия в Керчи

https://dailyhype.ru/2018/10/20/massovyy-rasstrel-v-kerchi-17-oktyabrya-2018-novosti-na-segodnya-20102018.html


V. Приложения

Приложение 1. Анкета

Анкета "Подросток и компьютерные игры"

  1. Играете ли вы в компьютерные игры?

А) Да, дома

Б) Да, у товарища

В) Да, в школе

Г) Нет, не хочу

Д) Нет, не имею возможности

  1. Со скольки лет вы играете в компьютерные игры?

А) 3-4    Б) 5-6    В) 7-8

  1. Сколько времени вы тратите на компьютерные игры (часов в день)

А) 0-1      Б) 2-3      В) 4-6      Г) 7-8    Д) более 8

  1. Часто ли Вы замечаете, что проводите онлайн больше времени, чем намеревались? (Часто, не часто)
  2. Часто ли Вы пренебрегаете домашними делами, чтобы провести больше времени за игрой?  (Часто, не часто)
  3. Часто ли страдают Ваши успехи в учёбе или работе, так как Вы слишком много времени проводите в игре? (Часто, не часто)
  4. Часто ли Вы занимаете оборонительную позицию и скрытничаете, когда Вас спрашивают, чем Вы занимаетесь в сети? (Часто, не часто)
  5. Часто ли Вы блокируете беспокоящие мысли о Вашей реальной жизни,       утешительными мыслями об Интернете? (Часто, не часто)
  6. Волнуетесь ли вы, если не удаётся выиграть? (Да, нет)
  7. Чувствуйте ли вы необходимость поиграть в течение дня? (Да, нет)
  8. Как ты заканчиваешь игру? (Родители, сам)
  9. Чем, по-вашему, полезны компьютерные игры?

А) Развивают воображение;

Б) Развивают логику;

В) Развивают быстроту реакции;

Г) Помогают определить свои интересы в жизни;

Д) Тренируют память;

Е) Другое.

  1. Какой вред, по-вашему, приносит увлечение компьютерными играми?

А) Воспитывает плохие качества;

Б) Занимает много времени;

В) Отвлекают от других занятий;

Г) Плохо влияет на состояние здоровья;

Д) Другое.


Приложение 2. Результаты анкетирования



Приложение 3. Эксперимент психолога

Петербургский детский психолог Екатерина Мурашова провела эксперимент: попросила 68 подростков от 12 до 18 лет на 8 часов выключить телефоны, компьютеры, плееры, ТВ и ни с кем не общаться. 

Легкотня!» - решили детки и побежали домой. Итог: 8 часов без гаджетов выдержали только трое школьников. «Я больше не мог», «Мне казалось, что я сейчас взорвусь», «У меня голова лопнет» - говорили они. 65 человек признали свою полную зависимость от социальных сетей, Интернета, телефонов и ТВ.

Более того, подростки жаловались на приливы жара или озноб, головокружение, тошноту, потливость, сухость во рту, тремор рук или губ, боль в животе или груди, ощущение «шевеления» волос на голове. Почти все испытывали беспокойство вплоть до «панической атаки».

У троих возникли суицидальные мысли.

«Я и подумать не могла, что для подростков одиночество окажется настолько травматичным, а встреча с собой настолько пугающей. Я думала, что подростки в одиночестве просто подумают о чем-то новом для себя. Если бы я знала, какая это будет пытка для них, я даже бы не начинала эксперимент!» - говорит Екатерина.

Удивительно то, что дети добровольно согласились побыть в одиночестве, у каждого был подробный план занятий, ведь им было разрешено читать книги, готовить, заниматься творчеством, играть на музыкальных инструментах.

Трое ребят, которые все-таки смогли 8 часов побыть наедине с собой, занимались любимыми делами. Один мальчик клеил модель парусника, с перерывом на прогулку с собакой. Другой подросток разбирал свои коллекции насекомых и пересаживал цветы. Никаких страданий они не испытали.

Третья – девочка - писала дневник, правда, литературно описывая свои мучения.


Приложение 4. Рекомендации врача-педиатра Анны Лисовской

Какие требования должны быть к компьютерным играм?

Ваш ребенок захотел игру, в честь дня рождения, Нового года или за хорошие оценки. Ведь у его ровесников есть и ему хочется, он мог играть у кого-то в гостях. Сказать ребенку «нет» слишком жестоко. Он будет играть, но так, чтобы плохой родитель не знал.

Поэтому отправляйтесь в магазин за игрушкой, а ребенка оставьте дома. Если он не знает, какую он конкретно хочет игрушку, это хорошо, вы сможете самостоятельно выбрать развивающую игру. А если есть конкретное название, то в магазине вы можете поинтересоваться, или же заранее почитать в интернете.

Требования, которым должны соответствовать игрушки:

  1. Возраст игрока, чаще всего на играх указывается с какого возраста, дети могут играть. Если написано, что игра разрешена с 16, а ребенку 12 нельзя покупать ему такую игру.
  2. Безопасность. Психологические игры созданы для устойчивой и сформировавшейся психики взрослых. Не нужно покупать такое ребенку.
  3. Отсутствие кровопролития и расчлененки. Пугает название? Так и есть, некоторые из них  включают убийство и кровопролитие. В них царит жестокость, которая навязываются играющим как норма жизни.
  4. Задайте себе вопрос, какая цель стоит перед этой игрой? Просто чтобы занять ребенка на несколько часов или развитие? Следующее требование: игры должны быть развивающими.
  5. Игра должна быть понятной. Есть виртуальные шахматы, очень полезная игрушка, для тех, кто в них разбирается. А для детей — непонятно что, куда и зачем.
  6. Сюжет должен быть интересным. Чтобы занять ребенка развивающей игрой, нужен интересный сюжет. Опять вспомним наши онлайн-шахматы.
  7. Игрушка не должна истощать ребенка и вызывать усталость. Игрушки создаются для развития и досуга. Если ребенок, особенно маленький, устает после сидения за компьютером, тогда ему следует выбрать другое развлечение.

Как отучить от компьютерных игр?

  1. Просто запрет на определенные виды игр. Но это должен быть обоснованный запрет. Нужно привести ребенку аргументы, почему та игра плохая, а вторая хорошая.
  2. Сделайте четкое расписание дня. Игральное время с 18:00 до 21:00. Три часа оптимальное нахождение ребенка возле компьютера, которое не вредит здоровью.
  3. Запишите детей в секции, пускай становятся чемпионами в реальной жизни, а не в виртуальной. Мальчика — на футбол, девочек — на танцы.
  4. Поощрение в виде игрового времени. Закончил триместр  на пятерки — сиди и играйся. Закончил на двойки – сиди и учи.


[1] Советский энциклопедический словарь: М. «Советская Энциклопедия». 1980. Стр.480

[2] Шлимович Б; «Компьютер и дети»; журнал «Наука и жизнь». 1998-11. Стр.42


Поделиться:

Шелковая горка

Соленая снежинка

Интересные факты о мультфильме "Моана"

Рождественский венок

Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики