• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа "Влияние пения на эмоциональное состояние школьника"

Опубликовано Шнякова Ольга Игоревна вкл 31.03.2019 - 11:04
Шнякова Ольга Игоревна
Автор: 
Малиновская Елизавета

В данной работе ученица, занимающаяся хоровым пением, представляет результаты своего исследования "Влияние пеня на эмоциональное состояние школьника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vliyanie_peniya_na_emotsionalnoe_sostoyanie_shkolnika.doc351 КБ

Предварительный просмотр:

                      МУНИЦИПАЛЬНАЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

КОНФЕРЕНЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

«МАЛЫЕ ЛОМОНОСОВСКИЕ ЧТЕНИЯ»                                                                              Направление Искусствоведение

Влияние пения на эмоциональное состояние                              

                               школьника

Исследовательская работа

В центре Энгельса споет хор из тысячи человек

                                                                   Выполнена ученицей 3 «Б» класса

МОУ «Средняя общеобразовательная

школа № 82», МО «Котлас»,

Архангельской области

Малиновской Елизаветой

Руководитель – учитель начальных классов

МОУ «Средняя общеобразовательная

школа № 82», МО «Котлас»,

Архангельской области

                                                                               Шнякова Ольга Игоревна

г.Котлас

                                                        ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1.Влияние пения на здоровье человека ……………………………………4

Глава 2. Влияние пения на эмоции школьника…………………………………...5

Заключение …………………………………………………………………………7

Библиографический список………………………………………………………...7

Приложение1. Влияние гласных и согласных звуков на организм человека…...8

Приложение 2.Самооценка эмоциональных состояний

 с помощью методики «Градусник»………………………………………………9

Приложение 3. Самооценка эмоциональных состояний с помощью

экспресс-варианта методики САН ………………………………………………   10   Приложение 4. Самооценка эмоциональных состояний после

исполнения песен  разного стиля и настроения…………………………………..11

                                                                  3

                                                                  ВВЕДЕНИЕ

Человек наделён от природы чудесным даром – голосом. Именно голос помогает нам

общаться с окружающим миром. И каким же красивым становится  голос в пении!

 Вот уже третий год я учусь в музыкальной школе по классу хорового пения. Я с удовольствием пою дома и в школе, с друзьями и одна. Мне нравится петь на сцене. Преподаватель в музыкальной школе  рассказала  нам: «Со времен древних цивилизаций людям известна целительная сила пения. Оно благотворно влияет на работу многих внутренних органов. Необязательно быть профессионалом, чтобы получать пользу от пения. Этот процесс доступен всем и не требует от нас ни материальных, ни временных затрат».

Я обратила внимание, что когда поешь одну песню, на глаза набегают слезы, а при исполнении другой, все вокруг становится радостным и солнечным.  Значит пение оказывает влияние не только на здоровье , но и на настроение , эмоции человека. Это меня заинтересовало,  мне захотелось больше узнать о пользе пения и о его влиянии на эмоциональное состояние человека и познакомить с результатами своей работы других. Ведь   проблема в том, что мало кто из детей знает, насколько полезно петь, и как пение  тех или иных произведений  сказывается на их эмоциональном и психическом состоянии.

 Я считаю эту тему очень актуальной, потому что данное исследование позволит не только оценить степень влияния пения  на эмоции школьника,  но и воздействовать на эмоциональное состояние человека, средствами пения, используя его  в терапевтических целях. В этом же заключается и практическая значимость моей работы.

   Приступая к работе, я выдвинула следующую гипотезу: пение музыкальных произведений разного настроения по-разному влияет на эмоциональное состояние младшего школьника.

Цель работы:  выявить особенности влияния пения на эмоции младшего школьника.                                                                                                                   Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Изучить литературу по данному вопросу, подобрать музыкальные произведения
  • Путем эксперимента установить влияние пения  на эмоции школьника.
  • Проанализировав полученные данные, подвести итоги, сделать выводы.

Объект исследования: эмоциональное состояние школьника.                                           Предмет исследования: влияние пения на эмоции школьников                                                           Методы исследования: изучение литературы, опрос, анкетирование, эксперимент, анализ результатов, и др.

                                                                  4  

                                                          ГЛАВА 1  

                                ВЛИЯНИЕ ПЕНИЯ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

Голос человека – результат генетического развития длиной в миллионы лет. Когда наши предки научились ходить прямо, у них изменилась позиция гортани, где и образуется голос .  Таким образом, способность издавать звуки – одно из природных качеств человека. Следовательно, все люди в той или иной степени изначально способны к пению. Родившись, ребёнок дышит правильно и звукоизвлечение  тоже происходит органично: это передается на генетическом уровне. Но потом и в школе, и дома порыв  запеть не поощряется, а пресекается. Это и ведет к утрате природной способности  выражать себя «полнозвучно».  Мы учим говорить попугаев, и возвращаем канареек в зоомагазин, если они не хотят петь.  А сами подавляем природную силу голоса и приглушаем громкость речи из-за тесноты квартир.       С помощью пения люди издревле пытались лечить людей. Пророк Давид своим пением излечил библейского царя Саула от депрессии[1]. В Древнем Египте пением лечили от бессонницы. Певец Орфей мог пением смягчить души людей, диких зверей и птиц[2].                                                                                                                           На Руси с помощью пения издревле лечили больных (вокруг больного водили хороводы).                         «Баю-баюшки» - пели сотни лет назад и сейчас поют заботливые матери своим детям.     Благотворное влияние пения используют и в наши дни. В научных трудах знаменитых ученых В.М.Бехтерева, И.М.Догеля, И.Р.Тарханова содержится масса данных о благотворном влиянии пения на центральную нервную систему, дыхание, кровообращение. Когда человек поет, в его организм поступает больше кислорода, улучшается кровообращение, снижается давление, нормализуется сердцебиение. Улучшение кровообращения благотворно влияет на голосовые связки, миндалины и лимфоузлы, что повышает иммунитет. У любителей петь горло болит реже, снижается восприимчивость к простуде. В процессе пения активизируется деятельность головного мозга: улучшается память, легче воспринимается информация. 
   Таким образом, мы проследили исторические и социальные основы использования пения в нетрадиционной медицине с древних времён до наших дней. Его влияние на здоровье людей неоспоримо.                                                            

                                                          5

                                                          ГЛАВА 2                                                                                                                                

                            ВЛЯНИЕ ПЕНИЯ НА ЭМОЦИИ ШКОЛЬНИКА

                                              Экспериментальная часть

Из всего вышесказанного становится понятно, что и наши предки, и современные целители используют пение в терапевтических целях. Мне стало интересно , как пение влияет на успеваемость и качество знаний  в школе, на настроение и эмоции детей.                                  За консультацией по данному вопросу я обратилась к своему преподавателю по хору Сосниной С.Н.. Светлана Николаевна рассказала, что пение благотворно влияет на эмоциональное состояние детей. После занятий практически все уходят в бодром настроении. Нас в хоре 40 человек, мы из разных общеобразовательных школ. Подавляющее большинство на занятия по хору ходят с удовольствием, но есть несколько ребят, которые ленятся  или без желания  посещают наш хор  ( их заставляют родители). Анализ данных после опроса  показал, что 78% детей, занимающихся в нашем хоре, в общеобразовательной школе учатся без троек. 18% имеют две или несколько троек, а 4% имеют тройку только по одному предмету.   Благодаря этим данным, можно сделать вывод, что занятия пением положительно влияют на учебу в школе.   Светлана Николаевна так же дала нам  небольшую консультацию по влиянию гласных и согласных звуков на работу организма (приложение №1).                                   Чтобы выяснить, как пение влияет на эмоциональное состояние школьника, я провела эксперимент. В нем участвовали 36 учащихся 2 класса хорового отделения школы искусств «Гамма», в возрасте 9 – 10 лет. С помощью методики «Градусник», разработанной Н. П. Фетискиным, мы фиксировали  эмоциональное состояние учащихся  до и после урока по хору (прил. №2). До эксперимента у 36% ребят  было спокойное эмоциональное  состояние, у    14% радостное, у 22% – скучное, у 16 % – раздраженное, у 12 % – дремотное.                                                                                                                                               После пения в хоре мы попросили ребят заполнить такие же градусники и оценить свое состояние. Выяснилось, что у 46% учащихся настроение стало радостным, причем и у тех, у кого оно до эксперимента было скучным , дремотным и раздраженным. Спокойным настроение стало  у  22%, у 14 % -восторженное, у 1% стало скучным, а светлым и приятным у 17%,  у 1 ученика – настроение оказалось  неудовлетворенное, причем до пения у него было радостное настроение. Мы решили поинтересоваться, в чем дело, на что ребенок нам ответил, что  он еще хочет петь.

                                                                        6

Чтобы результаты исследования были  более объективными, подобный  эксперимент            мы провели с одноклассниками. В нем участвовало 24 ученика 3 «Б» класса       школы № 82.                                                                               В своём исследовании я использовала экспресс-вариант методики САН[3]. В результате тестирования,  проведенного до урока музыки и после урока, на котором исполнялись изученные песни, были получены данные, представленные в диаграмме (приложение №3).

После пения самочувствие улучшилось у 55 %  испытуемых, степень активности увеличилась у 52%, а настроение улучшилось у 63% ребят. Таким образом экспериментальным путем мы доказали влияние пения на настроение, активность и самочувствие младших школьников.

Чтобы подтвердить гипотезу , выдвинутую в начале работы , что  исполнение песен разного настроения по-разному влияет на эмоциональное состояние младшего школьника, я провела заключительный эксперимент. Для его проведения я снова воспользовалась  методикой «Градусник». Детям было предложено после исполнения песен различного    стиля, темпа и настроения зафиксировать свои чувства и эмоции на шкале градусника (приложение №4). Результаты получились следующие:

1.После исполнения «Колыбельной» И.Дунаевского  у 64% детей эмоциональное состояние стало спокойным, у 32%участников эксперимента - дремотным, а 4% - заскучали.                                                                     2. Исполняя  «Песенку Бременских музыкантов» Г.Гладкова, 57% одноклассников     испытали радостные эмоции,32% - восторг, 11% - светлые приятные чувства.                                                                                                     3. Исполнение лирической песни «Моя Россия» у 91% участников эксперимента вызвало светлые приятные ощущения, у 8% - спокойные эмоции, и у 1% - скуку.                      4.Веселая, задорная песня в современной аранжировке «Девочка – Весна» вызвала у 84% исполнителей радостные, а у 16% исполнителей восторженные чувства. Хочется отметить, что эта задорная песня очень нравится ребятам из  моего класса.                                                            5.После исполнения торжественной , маршевой песни Д.Трубачева «Будущий солдат», ребята испытали разные чувства и эмоции – 79% радостные и восторженные, 15% испытали безразличие, а у 6% исполнение этой песни вызвало раздражение. Позже выяснилось , что эта песня некоторым ребятам совсем не нравится, потому и получились такие результаты.                     

                                                                         7

                                                        ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Музыка и пение очень плотно вошли в жизнь каждого человека. Мы поем, когда нам хорошо и когда нам плохо. На Руси люди считали, что поет в человеке сама душа, и пение – это ее естественное состояние. Пение может творить чудеса. Доказано, что с его помощью можно лечить. Но главное - пением можно влиять на эмоциональное самочувствие человека.

Изучив и проанализировав материалы по теме исследования, я сделала следующие выводы:

1)  пение  обладает целительной силой,  терапевтические возможности пения известны с древнейших времён   и   нашли научное подтверждение в наше время;

2) пение  способно порождать особую энергетику, оно влияет на наши эмоции и чувства.

В результате исследования подтвердилась выдвинутая мной гипотеза: экспериментальными данными подтверждается влияние пения  на эмоциональное состояние исполнителя. Пение тесно связано с эмоциональной сферой человека. В ходе проведения эксперимента воздействие на испытуемых было однократным и недолговременным. Тем не менее, нам удалось получить подтверждение существования влияния пения  на эмоции учащихся. Также я пришла к выводу, что исполнение любимых песен всегда воздействует на эмоции благотворно, а вот пение песен, которые не нравятся или пение  по принуждению влияет на эмоции человека  негативно. Моих одноклассников заинтересовала тема моей работы, они отметили, что с интересом помогали мне в исследовании,  и с интересом познакомились с результатами проведенных экспериментов. Я этому очень рада. Несомненно, тема влияния пения на эмоции человека представляет интерес для моего дальнейшего более детального исследования. В заключении хочется отметить, что поставленные в начале работы цели и задачи выполнены.

                                                   БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.    Барышева Т.А., Шекалов В.А. Креативный ребёнок: Диагностика и развитие творческих способностей 2. – Ростов-на Дону: 2004.                                                                                                           3.    Райгородский Б.Д. Что может музыка? - Музыка в школе, 2004, №4.

4.    Фролова Т.А. Влияние музыки на здоровье человека. - Музыка в школе, 2008, №1.            5.    Холопова В. Теория музыкальных эмоций: опыт разработки проблемы.- Музыкальная академия , 2009,:                                                                                                                6.Овсянников С. Библия в пересказе для детей. – Российское  Библейское общество.  2006.

  7.Зайцев Ю. Мифы Древней Греции.- Белый город. 2008.                                                                                     

                                                                                    8

                                                        Приложение № 1

Влияние гласных и согласных звуков на организм  человека

“А” – снимает различные боли, позитивно влияет на работу сердца и верхние доли легких, помогает при параличе и респираторных заболеваниях, оказывает сильное воздействие на весь организм в целом, способствуя насыщению тканей кислородом.

“И” – используйте для лечения глаз, ушей, а также тонкого кишечника. “Прочищает” нос, стимулирует работу сердца.

“О” – помогает избавиться от кашля, бронхита, трахеита и даже воспаления легких. Снимает спазмы, облегчает течение туберкулеза легких.

“У” – облегчает дыхание, стимулирует работу почек, лечит голосовые связки и все органы, которые располагаются в области живота.

“Ы” – помощь при лечении ушей. Кроме того, этот гласный улучшает дыхание.

“Э” – оказывает благотворное воздействие на работу головного мозга.

Влияние согласных звуков

Учеными была доказана исцеляющая сила ряда согласных звуков:

“В”, “М”, “Н” – позитивно воздействуют на функционирование головного мозга.

“С” – полезен для сердца, кишечника, сосудов, желез внутренней секреции.

“Щ”, “К” – помощь при лечении заболеваний ушей.

“Х” – освобождает организм от негативной энергии и отработанных веществ, улучшает дыхание.

Влияние звукосочетаний

“ОМ” – помогает в случаях, если необходимо снизить внутреннее давление. Это сочетание звуков способно привести в баланс тело, ум и сердце.

“УХ”, “АХ”, “ОХ” – освобождают организм от отработанных веществ и негативной энергии.

Важно отметить, что эти звуки нужно не просто проговаривать, их следует пропевать.

                                                                        9

Приложение №2

Самооценка эмоциональных состояний с помощью методики «Градусник»

Методика разработана Н. П. Фетискиным и предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас». Достоинством методики является быстрая фиксация состояний в их динамике.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ДО ЗАНЯТИЙ В ХОРЕ

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ПОСЛЕ ЗАНЯТИЙ В ХОРЕ

                                     

                                                                 

                                                                  10

Приложение №3

Самооценка эмоциональных состояний с помощью экспресс-варианта методики САН (самочувствие, активность, настроение)

Цель применения: оперативная оценка функционального состояния (самочувствия, активности и настроения).

                                                           

                                                              11

                                              Приложение №4

             Самооценка эмоциональных состояний после исполнения песен

                                         разного стиля и настроения

Шкала градусника, на которой дети фиксировали свои чувства и эмоции

Описание: http://pandia.ru/text/78/461/images/image002_57.jpg

Результат эксперимента после исполнения песен:

  1. Колыбельная; муз И.Дунаевского, сл. В.Лебедева – Кумача
  2. Песенка Бременских музыкантов;  муз. Г.Гладкова, сл. Ю. Энтина
  3. Моя Россия; муз. Г.Струве, сл.Н.Соловьевой
  4. Девочка – Весна; муз. и сл. А.Бабикова
  5. Будущий солдат; муз. Д.Трубачева, В. Трубачевой, сл. А.Липецкой


[1]См.:  Овсянников С. Библия в пересказе для детей. – Российское  Библейское общество.  2006. – стр. 43.

[2] См.: Зайцев Ю. Мифы Древней Греции.- Белый город. 2008. – стр. 37.

[3]См.:БарышеваТ.А..,Шекалова В.А.. Креативный ребёнок: Диагностика и развитие творческих способностей» - Ростов-на Дону: 2004.

 


Поделиться:

Будьте как солнце!

Золотой циркуль

Спасибо тебе, дедушка!

Что общего у травы и собаки?

Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"