• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проект на тему: «Святой Егорий в русских народных приметах, поверьях, обычаях и поговорках»

Опубликовано Ольга Викторовна Матвеева вкл 08.04.2019 - 22:57
Ольга Викторовна Матвеева
Автор: 
Архипов Егор

Георгий Победоносец, Егорий Храбрый, Святой Георг, юноша в золотых латах. Георгий Победоносец – покровитель рыцарства и воинства, победитель Змия. Нет в Европе народа, не сложившего о нем хотя бы одной песни или какого-нибудь обряда. Много различных поверий, обычаев, пословиц и поговорок, посвященных Егорию, также и у нашего народа.

 Цель проекта – познакомиться с различными фольклорными произведениями, связанными с празднованием дней святого великомученика Георгия – Победоносца в России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_egora_arhipova.docx24.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8

с углубленным изучением математики»

г.Старая Русса

                 

Доклад  на тему:

«Святой Егорий в русских народных приметах,    

          поверьях, обычаях и поговорках»              

Подготовил: Архипов Егор,

 учащийся 6 «Г» класса

Руководитель: Матвеева О.В.,   учитель русского языка

и литературы

                                                   2018 год      

Георгий Победоносец, Егорий Храбрый, Святой Георг, юноша в золотых латах. Георгий Победоносец – покровитель рыцарства и воинства, победитель Змия. Нет в Европе народа, не сложившего о нем хотя бы одной песни или какого-нибудь обряда. Много различных поверий, обычаев, пословиц и поговорок, посвященных Егорию, также и у нашего народа.

 Цель моей работы – познакомиться с различными фольклорными произведениями, связанными с празднованием дней святого великомученика Георгия – Победоносца в России.

Эта тема меня заинтересовала потому, что св.Георгий – мой небесный покровитель; в нашем языке  три имени Георгий, Юрий и Егор- восходят к одному общему святому, но в народе  чаще пользовались именами Юрий и Егор, имя Георгий чаще использовалось в среде  образованного дворянства и интеллигенции. Этим можно объяснить тот факт, что в произведениях народного творчества в основном встречаются  имена Юрий и Егорий (или Егор), когда речь идет о святом великомученике или о празднике в честь него.

                         1.  ГЕОРГИЙ -  ПОБЕДОНОСЕЦ

Все фольклорные  произведения, связанные с именем святого Георгия, можно разделить на две группы: 1) это те, где св.Георгий является защитником обиженных, воином-победителем (чудо Георгия о Змие) и 2)- наибольшая, связана с тем, что этот святой – покровитель земледелия.

          В Древней Руси на образ Святого Георгия были перенесены свойства языческих богов: Перуна, Ярилы, а также защитников Руси – былинных богатырей. Говорят, что русские песни о Георгии сложены в годы Батыева нашествия. В этих песнях римский полководец Георгий стал витязем Егорием, заветным образом князя, воина и защитника:

                     Молодой Егорий Светло-Храбрый:

                     По локоть руки в красном золоте,

                     По колено ноги в чистом серебре,

                     И во лбу солнце, во тылу месяц…

Когда князь         Дмитрий Донской (впервые после Батыева нашествия, полутора веков татарского ига) начнет чеканить свою, московскую, русскую, серебряную монету, на ней будет выбит         всадник с копьем. А молва тотчас признает во всаднике Георгия Победоносца.                                                                                        

           2.Святой Егорий – покровитель земледелия.

   Георгий считается одним из святых покровителей земледелия и земледельцев. Само имя Георгий  («гео»-земля) по-гречески значило «землепашец». Как известно, есть два праздника Георгия –Победоносца: осенний и зимний     –                        

                             9 декабря (26 ноября по старому стилю)

                               6  мая    (23 апреля по старому стилю).

     На Руси два Егорья : один холодный, другой голодный.

   С празднованием  весеннего Егория (Юрия вешнего, Егория храброго) связывалась победа весеннего тепла над зимним холодом:

                            1. Юрий на порог весну приволок.

   2.Не бывает весне на святой Руси без Егория.

3.Не верила бабка весне, а пришел Егорий – и ее старую в пот бросило!

Чтобы  утвердилась весна, ее «кликали», звали :

                                   «Юрья, встань рано!»

Отмыкание земли «ключником» Георгием производилось как священнодействие:

                        Егорий землю отмыкает.

 Промеж гор лежит бугор ,пришел Егор – унес бугор.(о снеге)

С Егорием весенним был связан приход вешнего солнца:

                              Взойдет Егор на бугор –

                             Выше леса, выше гор.

                            С бугра спускается –

                           Из глаз скрывается.

На «вешнего» Егория вскрывались, освобождались ото льда реки, и существовали такие поговорки:

 

              Егорий с водой – а Никола с травой.

           В Егорьев день река  выйдет – лед унесет.

Особое значение приписывалось в Егорьев день росе: она, как считалось, обладала целебными свойствами.

                1.Юрий росу спустил.

             2.На Егорья роса – будут добрые проса.

              3. На Юрья роса – не надо коням и овса.

           4.На Егорья мороз –будут просо и овес.

          5. Будь здоров, как Юрьева роса.

        6.Юрьева роса от сглазу, от семи недугов.

       7.Катаются на Юрьевой росе, чтоб получить здоровье.

В нашей  Новгородской области до сих пор у людей, занятых сельским хозяйством, и у дачников существует обычай садить лук на Егорьевской неделе, чтобы он хорошо рос и давал обильный урожай. Существовали различные приметы и обычаи, связанные с этим днем:

 

           1.Если Егорий теплый, то и дальше будет тепло.

         2.Ясное утро на Юрья – ранний сев.  (Новгородская   губерния)

       3.Если до Егорьева дня бывает иней –то сев овсов на будущий год до    Егория.

    4.Сей рассаду на Георгия, будет щей(капусты)вдоволь.

   5.Ранний горох сей до Егория, поздний - после Егория.

  6.Кукушка до Егория – к неурожаю и падежу скота.

   Вешний Егорий в крестьянской среде почитался особо. В этот день выходили целыми семьями кататься по озимому житу, в поле устраивалась трапеза: приносили яйца и пироги, пекли фигурки зверей , так называемое обрядовое печенье в виде «коровок», «лошадок» , «козулек», а остатки еды зарывали в землю как приношение: «Светлый Юрья, роди жито». Вокруг пашен и сел устраивали крестные ходы с молебнами и водосвятиями. Н а следующий день после праздника начинали сеять яровые и были такие поговорки:

                 1.  Егорий придет – соха в поле пойдет.

                  2.На Егорья выезжает и ленивая соха.

Существовали также приметы и обычаи, связанные с зимним, холодным Егорием:

            1. Егорий с мостом – Никола с гвоздем.

               2.К Егорьеву дню обивают двери войлоком или рогожками.

            3.  На Егория конопатят окна и погреб

  3. Святой  Егорий  - попечитель над домашним скотом и дикими зверями.

     Из жития  святого великомученика и победоносца Георгия известно, что когда он находился под стражей и терпел муки, к нему с мольбой о помощи обратился бедняк Гликерий. Крестьянин упал в темнице на колени и закричал:

-- Смилуйся, воскреси моего вола! Он упал нынче в пропасть с горной тропы – как же я вспашу без него поле и прокормлю детей?

Улыбнувшись разбитыми губами, святой сказал:

- Не печалься, брат. Христос  вернет тебе вола невредимым…

И действительно, вернувшись в деревню, Гликерий увидел в стойле вола, бросился к нему, плача от радости….

Не случайно поэтому святой Георгий  почитается издавна покровителем всех животных, как домашних, так и диких.

  Одним из самых ярких весенних праздничных событий являлся выгон скота на пастбища, на молодую траву. Совершался священный обряд, который должен был принести благополучие на весь будущий сезон. Всей деревней угощали и одаривали пастуха. Пастух с венком на голове, с берестяным рожком у пояса обходил стадо с железным замком в руках. Он как бы «замыкал»  скотину от лесного зверя. Пастух важно произносил особый, только пастухам ведомый наговор, просил поставить «около моего скота, милого моего живота ,черного и белого, красного и пестрого, рогатого и комолого, бурого и седоватого,- железный тын от неба до земли…кабы не приходил серый волк, и сера волчица, и люта черна медведица.»

   Скотину выгоняли вербами, освященными в вербное воскресенье. Потом эту вербу втыкали в крышу слева, чтобы скот невредимым возвращался домой. Когда стадо собиралось, служили молебен, окропляли скот  святой водой и при этом говорили:

  Егорий храбрый ,прими мою животину на все лето и спаси ее!

Существуют поговорки на эту тему:

             Егорий из-под спуда зелену травку выгоняет.

            На Юрья дождь – скоту легкий ход.

                Гони животину на Юрьеву росу.

Крестьяне верили, что Егорий сам, невидимо для людей, выезжает на поле на своем белом коне и пасет скот, охраняя от зверей, над которыми тоже властвует. Дети обходили дома и пели:

                                 Мы вокруг поля ходили,

                               Мы Егорья окликали,

                              Мы Макарья величали,

                             Батюшка Егорий,

                             Спаси нашу скотинку,

                            Всю животинку

                             В поле и за полем,

                           В лесе и за лесом,

                           В лесу и за горами

                          От  волка хищного,

                         От медведя лютого,

                    От зверя лукавого.

Егорьев день включал обряды, вызванные заботой о лошадях. Коня мыли, купали, кормили «крестами»,испеченными в Крещение. В Новгородской губернии гладили  лошадь по голове яйцом и приговаривали: «Как яичко гладко и круто, так и лошадушка моя будь крута и сыта».

   В народе считалось, что св.Егорий покровитель всякого зверья: он велел зверям разбежаться по всей земле и питаться тем, что им дал Господь.По одному из поверий, Егорий – волчий хозяин. В ночь на 6-е мая едет Егорий Храбрый по лесам на белом коне , а за ним, сворой серых собак, бегут покорно волки. И Егорий раздает им наказы на год кому и чем кормиться, какую овцу можно задрать, а какую нельзя, она в бедном хозяйстве последняя.. Волки, по крестьянскому поверью, из его воли не выходят.Много пословиц связан с этими поверьями:

      1.У всяко то в зубах,что Егорий дал.

      2.Если зимою волков много, - святой Егорий их распустил.

      3.Егорий зимний – охранитель скота, повелитель волков.

      4.На зимнего Егорья волки начинают ходить за добычей.

      5.С Егорья медведь в берлоге крепко засыпает,а волки жмутся к    деревенским задворкам.

     6.Под Егория вешнего не работают, чтобы волк овец не поел.

Именем Егория-змееборца  заклинали змей: считалось, что он обладал способностью отвращать змей от человека и домашних животных.

  1. На Егория весеннего змеи именинницы.

  2. Змеи в Егорьев день ни грешных, ни святых не оставляют.

  3. В Егорьев день в лес никак нельзя ходить!

С Юрьевым днем в России связано одно историческое событие. С 1497 года до 17-го века безземельные крестьяне могли свободно переходить от одного землевладельца к другому за неделю до Юрьева дня и спустя неделю  - после. Для мужика это была отдушина, право выбора более щадящих условий труда. Борис Годунов отменил право перехода крестьян, закрепив их навечно за боярами, вотчинниками 9 марта 1607 года.

                            Вот  тебе ,бабушка, и Юрьев день!

 Существует очень много еще самых различных пословиц и поговорок, где упоминается день св.Егория

   

                    Использованная литература

  1. Е.Дьякова.«Перед праздником».Рассказы для детей о православном Предании и народном календаре России.М.,1996 год.

  2. Материалы сети Интернет.


Поделиться:

Соленая снежинка

Новый снимок Юпитера

Астрономический календарь. Апрель, 2019

Вокруг света за 80 дней

В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое