• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

ПРОЕКТ Радуга эмоций

Опубликовано Лашманова Екатерина Владимировна вкл 24.04.2019 - 10:39
Автор: 
Лидеры Ассоциации волонтерских объединений г.Дзержинска

Проект направлен на развитие эмоциональной сферы  детей с ограниченными возможностями через организованное общение с животными и предусматривает привлечение лидеров Ассоциации волонтерских объединений г.Дзержинска к социально – педагогической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_raduga_emotsiy.doc255 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации г.Дзержинска

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Эколого – биологический центр»

АССОЦИАЦИЯ ВОЛОНТЕРСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ г.ДЗЕРЖИНСКА

Проект

РАДУГА ЭМОЦИЙ:

Развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями через общение с животными  

Разработали:

Лидеры Ассоциации волонтерских

объединений г.Дзержинска

Руководители:

Колесова Екатерина Владимировна, методист

МОУ ДОД «ЭкБЦ»,

Маркина Фелицата Николаевна, заведующая

отделом «Здоровье человека и окружающая

среда» МОУ ДОД «ЭкБЦ»

г.Дзержинск

2010

Содержание

стр.

Введение                                                                                                                                               3                                                                                                

  1. Цели и задачи проекта                                                                                                             4
  2. Описание целевой группы                                                                                                      5
  3. Концептуальные основы проекта                                                                                           6
  4. Описание методики                                                                                                                 7
  5. Цели и задачи занятий                                                                                                             8
  6. Подбор животных для занятий                                                                                               9
  7. Краткое описание проекта                                                                                                     10
  8. Этапы реализации проекта                                                                                                     11
  9. Ресурсное обеспечение                                                                                                           12
  10. Оценка результативности                                                                                                       13
  11. Ожидаемые результаты                                                                                                          14
  12. Результаты реализации проекта                                                                                             15
  13. Перспективы проекта                                                                                                              16
  14. Список литературы                                                                                                                 17

Приложения                                                                                                                                         18

  1. Правила безопасного поведения при общении с животными                                             19
  2. Учебно – тематическое планирование                                                                                   20
  3. Перспективное учебно – тематическое планирование                                                         21
  4. Сценарий занятия                                                                                                                     22
  5. Методика оценки эмоционального состояния детей «Цветопись Лутошкина»                24                                                  
  6. Результаты диагностики эмоционального состояния детей                                                25
  7. Оценка эмоционального состояния детей                                                                             26
  8. Динамика эмоционального состояния детей в ходе занятия                                               27                                                                                                                          
  9.  Отзывы обучающихся                                                                                                            28

 

Введение

Сегодня общеизвестно, что здоровье детей ухудшается. За последние 10 лет количество детей школьного возраста с хронической патологией возросло в 1,5 раза, а среди подростков – в 2,1 раза.

В последнее время наблюдается тенденция роста числа детей – инвалидов с различными заболеваниями. На первом месте определяются нарушения психического развития, на втором месте – опорно-двигательной системы, далее – соматические, неврологические заболевания и другие.

В городе Дзержинске более 10 лет существует ГУ «Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями». Численность воспитанников Центра в 2009 году по сравнению с 2008 годом возросла на 34%.

Администрация Центра реабилитации обратилась в МОУ ДОД «Эколого – биологический центр» с просьбой организовать для детей с ограниченными возможностями занятия по дополнительному образованию.

Дети с ограниченными возможностями имеют свои особенности и часто отличаются:

- ослабленным здоровьем;

- эмоциональной незрелостью;

- пониженной обучаемостью;

- двигательной расторможенностью;

- слабым развитием коммуникативных навыков и др.

Для восстановления здоровья таких детей необходимо проведение коррекционно – развивающих мероприятий, направленных на решение основной задачи – приспособить детей с ограниченными возможностями к жизни в обществе, использовать все возможности для из социализации.

Несмотря на то, что много усилий и затрат направлено на развитие детей с ограниченными возможностями, в меньшей степени решаются их психо - эмоциональные проблемы.

Таким образом, актуализируется проблема развития эмоциональной сферы как наиболее характерной и значимой для детей с ограниченными возможностями.

Педагоги Эколого – биологического центра вместе с активистами Ассоциации волонтерских объединений города Дзержинска решили помочь детям реабилитационного центра и организовать работу по развитию эмоциональной сферы через взаимодействие с обитателями уголка живой природы.

Эти обстоятельства стали определяющими в инициативе волонтеров Ассоциации по разработке данного проекта.

1. Цели и задачи проекта

Цель проекта:

Разработка и реализация на базе учреждения дополнительно образования безопасных образовательных условий для развития эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями.

Задачи проекта:

  1. Определить рабочую группу волонтеров и педагогов, ответственных за разработку и реализацию проекта.
  2. Изучить теоретические  материалы по теме проекта.
  3. Разработать тематическое планирование, сценарии занятий с детьми с ограниченными возможностями.
  4. Разработать правила безопасности при общении с животными.
  5. Реализовать на базе МОУ ДОД «Эколого – биологический центр» разработанные занятия и мероприятия с детьми с ограниченными возможностями.
  6. Провести диагностическое исследование по отслеживанию результативности проекта.

2. Описание целевой группы проекта

В составе целевой группы 8 человек – воспитанники ГУ «Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

1. Психолого – педагогическая характеристика обучающихся

№

ФИ

Возраст

Место обучения

Психолого – педагогическая характеристика

1

Воспитанник 1

16

Общеобразовательная школа, класс компенсирующего обучения

Любознательный, доброжелательный,

общительный, эмоционально уравновешенный

2

Воспитанник 2

14

Специальная коррекционная школа

Доброжелательный,

инфантильный, эмоционально неуравновешенный

3

Воспитанник 3

15

Общеобразовательная школа, на домашнем обучении

Инфантильный,  отсутствие воли,  стремится к общению

4

Воспитанник 4

13

Общеобразовательная школа, класс компенсирующего обучения

Активный, общительный, инфантильный

5

Воспитанник 5

12

Специальная коррекционная школа, на домашнем обучении

Любознательная, доброжелательная, быстрая утомляемость

6

Воспитанник 6

11

Специальная коррекционная школа

Замкнутый, проблемы когнитивного развития, неадекватное поведение, эмоциональная неудовлетворенность

7

Воспитанник 7

15

Специальная коррекционная школа

Задержка психического развития, избирательный интерес к познанию, общительный

8

Воспитанник 8

14

Общеобразовательная школа, класс компенсирующего обучения

Любознательный, дисциплинированный, эмоционально уравновешенный, замкнутый

2. Психолого – педагогическая характеристика группы

Дети, собравшиеся в группу, были знакомы друг с другом по занятиям в реабилитационном центре. Поэтому удалось избежать стресса, связанного с попаданием в новый незнакомый коллектив. С первого занятия дети почувствовали себя достаточно уверенно.

В группе собрались дети разных возрастных категорий, от 11 до 16 лет. Старшие дети сразу начали активно общаться между собой, мало обращая внимание на младших участников группы. Однако в ходе занятий быстро было найдено взаимопонимание, старшие стали поддерживать младших, помогали им ориентироваться в процессе выполнения упражнений.

 Содержание занятий вызывало интерес и активность всех присутствующих, поэтому не было необходимости дифференцировать материалы занятия с учетом возраста участников занятия.

3. Концептуальные основы проекта

1. Развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как указывали Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Об этом же писал К.Изард: «Эмоции энергезируют и организуют восприятие, мышление и действие» [3].                                                                                                                                                                                                            

За мыслью, писал Л.С.Выготский, обязательно стоит аффективная и волевая тенденция. Это единство выражается в таких понятиях, как «познавательное отношение», «личностное знание». А.В.Запорожец, развивая идеи Л.С.Выготского, рассматривал эмоции как ядро личности, орган индивидуальности, которые в единстве с познавательными процессами обеспечивают единую регуляцию поведения и деятельность субъекта [7].

Переживание психологи называют «единицей развития ребенка». Переживание Л.С.Выготский рассматривал как центральное звено в психическом развитии ребенка. Переживание отражает состояние удовлетворенности человека в его взаимоотношениях с окружающей средой, людьми и, следовательно, ориентирует его поведение, побуждает действовать, регулировать взаимоотношения. Кроме того, возникнув однажды и образовав сложную систему чувств, настроений, переживание становится самоценным, приобретает значение для субъекта и само по себе. Ребенок может стремиться еще раз пережить то, что он уже однажды пережил, что стало для него привлекательным. Возникает потребность в самом переживании. Переживание, таким образом, становится особой формой жизни человека, а не просто средством ориентации [7].

Однако мало пережить, надо передумать, поэтому особую значимость приобретает «мыслящее» переживание, переживание как выражение некоторого переживания. Переживание, пронизанное смыслом, наполненное пониманием, выступает как особая форма невербального знания, как «живое знание» [7].

Для успешного обучения недостаточно создать положительный эмоциональный фон, положительное эмоциональное отношение ребенка к занятиям. Необходимо включить обучающихся в деятельность, «соединяющую ум с сердцем», близкую и понятную детям, результативную и успешную [7].

2. А.Лэнгле отмечает, что восприятие ценностей человеком происходит через переживание ценностей, чувствование ценностей, прикосновение к ценностям. Таким образом, расширение  сферы и опыта эмоционального реагирования создает базу для восприятия детьми как общечеловеческих, так и  глубоко личных ценностей [14].

3. Последнее время общение с животными (зоотерапия) часто вовлекается в реабилитационный процесс (опубликован опыт Московской областной детской психоневрологической больницы), так как активный интерес и симпатия к животным являются звеньями той системы мироощущений, которая способна активизировать и направить гуманные установки ребенка или подростка на общество. Общение с животным помогает ребенку преодолевать чувство одиночества и депрессию, дает возможность почувствовать себя нужным и любимым, способствует преодолению замкнутости и повышению активности при общении.

4. Описание методики проведения занятий

При разработке методики проведения занятий мы опирались на статью Екатерины Ушаковой «Ребята и зверята», опубликованную в журнале «Здоровье детей» (№ 7, 2008 г.).

Автор предлагает придерживаться определенной структуры занятия:

  1. Предъявление и описание строения тела животного.
  2. Тактильное знакомство с животным.
  3. Словесное описание животного на основе полученного опыта.
  4. Наблюдение за эмоциональным состоянием животного.

Опираясь на предложенную схему, мы выработали следующий алгоритм. 

В начале занятия мы актуализируем знания, полученные на прошлом занятии, создаем мотивацию на изучение нового материала.

Следующий этап – это предъявление и описание животного, в ходе которого ведущий показывает животное детям, обращает внимание на строение его тела, на его особенности, дает основную информацию о его жизнедеятельности.

Когда дети внимательно осмотрели животное, познакомились с его повадками и особенностями поведения, ведущий предлагает детям прикоснуться к животному, подержать его в руках. Здесь ведущий обращает внимание детей на эмоциональное состояние животного, на поведение детей, которое способствовало бы их продуктивному общению с животным.

Наша задача не только дать детям ощутить новые эмоции и переживания, но и осознать их, уметь их выразить словами. Поэтому важным элементом каждого занятия является описание детьми полученного тактильного опыта, своих чувств и переживаний.

В структуру наших занятий мы ввели этап закрепления пройденного материала. Этот этап мы проводим в интересной и занимательной форме: сочиняем сказку об увиденном животном, рисуем, готовим инсценировки. Такая форма работы позволяет легко усвоить новый материал, делает полученные знания актуальными и интересными.

Завершается занятие рефлексией.

В целом занятие рассчитано на время 30-35 минут.

Следует отметить, что занятия проводятся  по четвергам с 16.00. четверг характеризуется снижением работоспособности детей в течение дня. Время с 16.00 относится к зоне прогрессивного падения работоспособности в течение дня. Занятия, направленные на улучшение эмоционального фона, поддерживают работоспособность детей.

С целью предотвращения несчастных случаев были составлены и озвучены правила безопасности при работе с животными (Приложение 1).

  1. Цели и задачи занятий

Цель: развитие эмоциональной сферы детей через общение с животными.

Задачи:

  1. Стимулирование положительных эмоциональных реакций на общение с животными.
  2. Повышение эмоциональной активности.
  3. Преодоление своих страхов перед общением с животными.
  4. Активизация восприятия и познавательной сферы.
  5. Социальная адаптация и интеграция.

Коррекционный характер занятий включает в себя следующие этапы:

— формирование активной мотивации у детей к прохождению данных занятий;

— формирование позитивного эмоционального фона;

— снятие страхов перед животными;

— создание атмосферы взаимодействия животных и ребенка, что позволяет снимать как эмоциональное, так и мышечное напряжение;

— расширение круга общения ребенка через взаимодействие с другими взрослыми, сверстниками и животными;

— расширение спектра активно проявляемых эмоций, предоставление возможности для активного выражения эмоционального и психологического напряжения;

— эмоциональная стабилизация и выработка ребенком эффективных стратегий поведения и взаимодействия с окружающими;

— развитие координации движений, повышение уровня появления продуктивной активности, развитие произвольности (за счет регулирования эмоциональных реакций в период общения с животными) и рефлексии.

Также на занятиях происходит расширение кругозора,  получение знаний об окружающем мире, о законах природы. Накопление таких знаний в ходе общения с животными является особенно эффективным, так как происходит на богатом эмоционально фоне.

6. Подбор животных для занятий

Для работы с детьми с ограниченными возможностями из всего многообразия живого уголка Эколого – биологического центра были отобраны следующие животные: хорь, морская свинка, кролик, нутрия, среднеазиатская черепаха, красноухая черепаха, шипящие Мадагаскарские тараканы и палочники.

Данные животные были выбраны по ряду причин.

Все животные привыкли и спокойно ведут себя в руках человека, позволяют себя гладить и рассматривать.

Хорь, морская свинка, кролик и Джунгарские хомячки имеют привлекательный внешний вид, благодаря своему меху приятные на ощупь, что вызывает к ним чувство симпатии и желание о них позаботиться, приласкать.

Кроме того, хорь – животное общительное, с интересом обнюхивает и  облизывает новых знакомых, провоцирует на игру. Близкое общение с хорьком всегда вызывает всплеск положительных эмоций у детей и взрослых.

Нутрия значительно крупнее остальных животных, однако ее забавная подпрыгивающая походка и приветственный клич снимает первое напряжение. А когда дети видят, как нравится нутрии массаж, с удовольствием присоединяются к ведущему занятия, начинают ее гладить и почесывать. У детей возникает осознание, что животное им доверяет и в их силах доставить ему удовольствие.

Новые ощущения и впечатления детям дарит знакомство с пресмыкающимися и насекомыми. Сначала дети с неприязнью относятся к палочникам и  мадагаскарским тараканам, но любопытство и осознание безопасности такого близкого общения чаще всего способствует преодолению барьера, и дети берут насекомых в руки. Возникает неоценимое чувство победы над своими страхами.

Черепахи же вызывают неподдельный интерес детей. Они стремятся рассмотреть черепах со всех сторон, удивляются способности черепах полностью прятаться в панцирь, измеряют скорость перемещения черепахи.

Таким образом, давая возможность общения с различными обитателями живого уголка, мы даем детям возможность формировать навыки общения с животными,  приобретать новый тактильный опыт, переживать и осознавать новые эмоциональные состояния.

7. Краткое описание проекта

Проект направлен на формирование психо – эмоциональной структуры личности детей с ограниченными возможностями и предусматривает привлечение лидеров Ассоциации волонтерских объединений «За здоровый образ жизни» к социально – педагогической деятельности.

Проект осуществлялся на базе МОУ ДОД «Эколого – биологический центр» в период с сентября по декабрь 2009 года.

Перед началом цикла занятий было проведено мероприятие, направленное на знакомство детей с местом проведения занятий (Эколого – биологическим центром) и волонтерами, которые были назначены ответственными за проведение занятий. В ходе данного мероприятия состоялась экскурсия по Эколого – биологическому центру и проведена игровая программа, способствующая знакомству участников, снятию напряжения и созданию положительной мотивации на посещение занятий.

Занятия с группой детей с ограниченными возможностями проводились 1 раз в неделю в определенное время (четверг 16.00). На занятии присутствуют:

- волонтер, выполняющий функцию ведущего занятия;

- педагог, корректирующий ход занятия;

- музыкальный руководитель, сопровождающий определенные этапы занятия.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

8. Этапы реализации проекта

1 этап (сентябрь 2009) – подготовительный.

Осуществляется планирование деятельности волонтеров с группой детей с ограниченными возможностями. Формируется рабочая группа, распределяются обязанности. Оформляются учебно – тематический план и конспекты занятий, осуществляется подготовка волонтеров к работе с детьми с ограниченными возможностями.

2 этап (октябрь – ноябрь 2009) – основной.

Проводятся занятия. Заполняется диагностическая карта. Ведется фотосъемка.

3 этап (декабрь 2009) – заключительный.

Анализируется успешность и результативность реализации проекта, деятельность волонтеров в подготовке и осуществлении проекта. Оформляется отчет по реализации проекта, намечаются перспективные направления развития волонтерской работы в данном направлении.

9. Ресурсное обеспечение проекта

1. Кадровое обеспечение

В подготовке и реализации проекта приняли участие лидеры Ассоциации волонтерских объединений г.Дзержинска.

Функции волонтеров:

- обзор литературных источников и оформление теоретической части проекта, фиксация и анализ результатов диагностического исследования на каждом занятии группы (Приложение 6).

- подготовка и проведение занятий.

- фотосъемка и оформление мультимедийной презентации.

Консультантами и руководителями проекта стали руководитель Ассоциации волонтерских объединений г.Дзержинска Колесова Екатерина Владимировна, заведующая отделом «Здоровье человека и окружающая среда» Маркина Фелицата Николаевна.

2. Материально - техническое обеспечение проекта

- 8 видов животных;

- канцелярские принадлежности;

- музыкальный проигрыватель;

- музыкальные записи;

- видеомагнитофон;

- видеозаписи;

- компьютер;

- мультимедийная аппаратура.

10. Оценка результативности проекта

Оценка результативности проекта осуществляется на основе качественных и количественных показателей.

Качественные показатели:

- формирование положительных эмоциональных реакций на общение с животными;

- преодоление страхов перед общением с животными;

- соответствие содержания занятий интересам и потребностям обучающихся;

- удовлетворенность обучающихся.

Количественные показатели:

- стабильность контингента;

- посещаемость.

Результативность занятий отслеживалась с помощью наблюдения и определения эмоционального состояния обучающихся в начале и в конце занятия (метод «цветописи Лутошкина») (Приложение 5).

11. Ожидаемые результаты

  1. Сформирована группа волонтеров и педагогов, ответственных за подготовку и реализацию проекта.
  2. Наработан теоретический и дидактический материал по теме проекта.
  3. Разработаны тематическое планирование и сценарии занятий.
  4. Оформлены правила безопасности при общении с животными.
  5. Оформлены результаты исследования, отражающие динамику эмоционального состояния детей в ходе занятия.
  6. Определены перспективные направления развития проекта.
  7. Проявлена заинтересованность волонтеров к осуществлению социально – педагогической деятельности.

12. Результаты реализации проекта

В ходе работы над проектом была проявлена заинтересованность волонтеров к осуществлению социально – педагогической деятельности. Была сформирована группа волонтеров и педагогов, ответственных за подготовку и реализации.

Разработаны учебно – тематическое планирование (Приложение 2) и сценарии занятий (Приложение 4).

Оформлены правила безопасного общения с животными. (Приложение 1).

В результате проведенного диагностического исследования наблюдаем динамику роста положительных эмоциональных реакций на общение с животными. На диаграмме в Приложении 8 отслеживается увеличение количества обучающихся, находящихся в радостном спектре, с 21,6 % в начале занятия до 59,5% в конце, а также снижение количества детей, находящихся в грустном спектре с 21,6% до 10,8%. Наблюдается снижение подавленности детей. Уменьшение количества детей, находящихся в спокойном спектре, с 51,7% до 27% связано с их переходом в радостный спектр к концу занятия. (Приложение 7, 8). Отмечается формирование позитивного эмоционального фона в ходе занятия.

В ходе наблюдения было отмечено, что обучающиеся, знакомясь с животными и наблюдая, как с ними общаются другие участники занятия, преодолевают свой страх перед близким контактом с животными. Так, все обучающиеся с удовольствием знакомились с кроликом, хорьком, морской свинкой и черепахами.

При знакомстве с насекомыми лишь немногие смогли перешагнуть барьер отторжения, прикоснуться и подержать их в руках. Однако отсутствие панического страха и ужаса, чего удалось добиться в ходе занятия, можно считать положительным результатом. Одной и главных задач занятий знакомства с насекомыми было стремление показать их беззащитность и безопасность близкой встречи с ними.  

Стабильность контингента и посещаемости занятий свидетельствует о заинтересованности детей в освоении содержания занятий. А одобрительные отзывы и потребность детей в продлении занятий по ознакомлению с миром живой природы подтверждает высокий уровень удовлетворенности детей образовательным процессом.

13. Перспективные направления развития проекта

  1. Результаты диагностического исследования свидетельствуют о заинтересованности обучающихся в продлении занятий по ознакомлению с миром живой природы. Поэтому Ассоциация волонтерских объединений планирует продолжать работу с группой детей с ограниченными возможностями в сфере эмоционального развития средствами общения и наблюдения за животными.

 На второе полугодие 2009 – 2010 учебного года лидерами Ассоциации разработано тематическое планирование, включающее знакомство с классом птиц, устройством и содержанием аквариума и террариума, условиями разведения животных и птиц, правилами ухода за животными (Приложение 3).  Занятия планируется проводить большей частью в уголке живой природы, поскольку возникают трудности с транспортированием животных в учебный кабинет. Кроме того, дети уже знакомы со многими обитателями живого уголка, и нахождение среди множества животных не вызовет стрессовую реакцию. В условиях живого уголка дети могут в течение продолжительного времени наблюдать за их поведением, ухаживать за своими любимцами.

  1. Опыт реализации проекта можно считать позитивным, поэтому есть основания рассматривать возможность включения работы с детьми с ограниченными возможностями по развитию эмоциональной сферы средствами общения с животными живого уголка Центра как самостоятельного направления в деятельности Ассоциации волонтерских объединений г.Дзержинска. При развитии данного направления работы Ассоциации необходимо создание волонтерской образовательной программы по развитию эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями, подготовка учено – методического комплекта к программе, психологическая подготовка волонтеров к работе с детьми с ограниченными возможностями.
  2. Привлечение к совместной деятельности в работе с детьми с ограниченными возможностями ресурсы Конного двора УВД г.Дзержинска.

Список литературы

  1. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
  2. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. – М.: Аспект – Пресс, 2000.
  3. Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно – развивающая программа для детей 5 – 7 лет. / Авт.-сост. С.И.Семенака. – М.:АРКТИ, 2002.
  4. Лавров А.С., Лаврова О.С. Воспитание чувств. – М.: Знание, 1968.
  5. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. Изд. второе, испр. и доп. – Н.Новгород: НГПУ, 1994.
  6. Маллаер А.Р. Социальное воспитании и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2000.
  7. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Уч. пособ. для студ. сред. пед. уч. завед./ Г.Ф.Кумарина, М.Э.Вайнер, Ю.Н.Вьюнкова. – М.: Академия, 2001.
  8. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 1999
  9. Смирнова Е.О. Детская психология: уч. для студ. высш. пед. уч. завед.. – М.: ВЛАДОС, 2006.
  10. Настольная книга педагога – дефектолога / Т.Б.Епифанцева. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  11. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб: Речь, 2004.
  12. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб: Питер, 2002.
  13. Присанова О.А., Сергиенко Е.А. Понимание эмоций детьми дошкольного возраста // Вопросы психологии. - 2006. - № 4. – с.24.
  14. Лэенгле А. Введение в экзистенциально-аналитическую теорию эмоций: Прикосновение к ценности // Вопросы психологии. - 20064 - № 4. – с.3.
  15. Ежкова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности // Дошкольное воспитание.- 2003.- № 1.- с.20.
  16. Лукина А.К. Проектирование пространства развития подростка в современных условиях // Педагогика.. – 2002.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Правила безопасности при общении с животными

  1. Без разрешения ведущего запрещается животных трогать,

 брать в руки.

  1. Запрещается громко разговаривать, шуметь,

когда животное находится в кабинете.

  1. Запрещается причинять животному боль.

  1. После общения с животными вымыть руки с мылом.

Приложение 2

Учебно – тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

1

Вводное занятие

1

01.10

2

Знакомство с хорьком

1

08.10

3

Знакомство с морской свинкой

1

15.10

4

Знакомство с кроликом

1

22.10

5

Знакомство с нутрией

1

29.10

6

Знакомство с палочниками

1

05.11

7

Знакомство с мадагаскарскими тараканами

1

12.11

8

Знакомство со среднеазиатской черепахой

1

19.11

9

Знакомство с красноухой черепахой

1

26.11

10

Викторина «В мире животных»

1

01.12

Итого: 10 часов

Приложение 3

Учебно – тематическое планирование

на второе полугодие 2009 – 2010 учебного года

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

1

Мир дикой природы

1

04.02

2

Млекопитающиеся живого уголка

1

11.02

3

Уход за млекопитающимися

1

18.02

4

Экскурсия на конный двор

1

25.02

5

Птицы живого уголка

1

04.03

6

Содержание птиц

1

11.03

7

Жизнь подводных обитателей

1

18.03

8

Аквариум, его устройство и содержание

1

25.03

9

Пресмыкающиеся живого уголка

1

01.04

10

Уход за пресмыкающимися

1

08.04

11

Моё любимое животное

1

15.04

12

Звуки уголка живой природы

1

22.04

13

Праздник «Мы дружим с природой»

1

29.04

Итого: 13 часов

Приложение 4.

Занятие

«Знакомство с хорьком»

Цель: активизация восприятия и познавательной сферы, стимулирование положительных эмоциональных реакций на общение с животными.

Задачи:

  1. Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.
  2. Ознакомление детей с особенностями строения и поведения хорька.
  3. Формирование навыков общения с домашними животными.
  4. Формирование умения словесно выражать тактильные и эмоциональные ощущения.
  5. Закрепление полученных знаний в интересной для обучающихся форме.

Ход занятия:

1. Введение

Здравствуйте, ребята!

В прошлый раз мы с вами встречались впервые, мы знакомились друг с другом и Центром. Сначала давайте вспомним, как друг друга зовут. Встанем в круг и возьмемся за руки. Сейчас каждый по-очереди будет называть свое имя, а мы, все вместе, будем каждое имя повторять.

А сейчас давайте постараемся узнать друг друга лучше. Для этого мы сыграем в игру «Поменяться местами». Сядем в круг. Сейчас я назову какой-либо признак. Те, кто обладает этим признаком, должны встать со своего места и быстро занять другой стул. Тот, кто останется без стула становится ведущим. Играем: «Поменяйтесь местами те, кто любит животных» (ведущий занимает любой освободившийся стул).

Мы с вами хорошо узнали друг друга, но с нами очень хочет познакомиться одно очень интересное существо.

 

2. Предъявление и описание хорька (располагать на столике в 2 метрах от детей)

К нам в гости сегодня пришел хорек. Давайте дружно произнесем название этого животного: «хорек».

Нашего хорька зовут Машка, это девочка.

Посмотрите, какое длинное тонкое тело имеет хорек. Дело в том, что в природе хорьки живут в норах, прячутся в корнях деревьев. Имея такое тонкое длинное тело им удобно пролезать в узкие норы. Ведь если бы хорьки были широкими и толстыми, им негде было бы жить.

Обратите внимание, какие короткие лапы у нашей Машки. Ей не нужны длинные лапы, так удобнее было лазать в норку. А чтобы поймать добычу, ей достаточно и таких коротеньких лап, ведь в длинную погоню она не пускается. Зато взгляните, какие широкие ее передние лапки! Такими широкими лапами очень удобно раскапывать норку или зарывшихся в земле лягушек.

Посмотрите, какое это красивое и милое животное. Однако хорьки – это настоящие хищники! В природе хорьки охотятся на мышей, лягушек и насекомых. Хотя хорек имеет небольшие размеры, он с легкостью может справиться и крупной птицей. Но для человека наш хорек безопасен. Машка очень любит находиться на руках, любит, когда ее гладят. Сама Машка может поцеловать вас в ответ – от удовольствия общения она облизывает руки людей.

 У хорьков есть одна не очень приятная особенность. От них исходит резкий запах. Так хорьки защищаются от более крупных хищников. Такой неаппетитный запах может отпугнуть лисицу или волка, и хорек и его семейство будут жить, не опасаясь за свою безопасность.

3. Тактильное знакомство с животным

Предлагаю вам потрогать, погладить хорька. Все сидят на месте, я подойду к каждому. (Ведущий по-очереди подносит хорька к каждому ребенку, дает некоторое время его погладить, осторожно подержать).

4. Описание животного с опорой на полученный тактильный опыт

Ребята, вы все потрогали хорька, а теперь скажите – какая она на ощупь, что вы ощутили от прикосновения к ней?

  1. Определение эмоционального состояния животного

Ребята, давайте посмотрим, как себя чувствует Машка? Ей нравится общаться с нами? Она нас не боится? Что нужно сделать, чтобы Машка нас не боялась? (разговаривать тихо, осторожно погладить)

  1. Закрепление пройденного материала

Ребята,  теперь  мы с вами попробуем сочинить сказку о нашей Машке. Давайте представим, что Машка однажды выбралась из своего домика и выбежала на улицу. Что могло произойти с Машкой дальше? Придумываем ход сказки по-очереди.

(Ведущий направляет развитие сюжета, задавая наводящие вопросы. На данном этапе происходит закрепление полученной информации, поскольку ведущий просит детей ответить на вопросы о том, как питался бы хорек и где жил.)

Наша Машка уже устала, ей пора идти к себе в домик. Попрощаемся с ней.

А сейчас давай поиграем. Я буду читать стихотворение, а вы должны хлопать в ладоши, когда услышите название животных. А если вы слышите название птиц, хлопать нельзя. Постарайтесь не ошибаться:

Много животных мы встретим в лесу:

Белку, куницу, большую лису,

Ежика, зайца, скворца, воробья,

Вот и медведей большая семья.

Можно там встретить и волка, и змей,

Оленей красивых, больших глухарей!

Уток, мышей, трясогузок, сурков,

И, конечно, веселых и шустрых хорьков!

  1. Рефлексия

Ребята, скажите, вам понравилось наше занятие? Что вам запомнилось больше всего?

На следующем занятии мы познакомимся еще с одним животным. Кто придет к нам в гости – это пока секрет.

До следующего занятия!

Приложение 5

Методика оценки эмоционального состояния детей

 «Цветопись Лутошкина»

  1. Цель: оценить эмоциональное состояние школьников как реакции на учебную нагрузку или на микросоциальное окружение.

  1. В основе метода – зависимость меду эмоциональным состоянием человека и его предпочтением в выборе определенной гаммы цветового спектра.

Метод «цветописи Лутошкина» основывается на способности детей выражать свое настроение разной цветовой гаммой.

                                                                                     

Цвет

Эмоциональное состояние

Красный

Восторженное

Оранжевый

Праздничное

Желтый

Радостное

Зеленый

Спокойное

Синий

Грустное

Фиолетовый

 Коричневый

«пасмурное»

Черный

подавленное

  1. Подготовка к исследованию:
  1. Заготовить таблицу с вертикальным расположением различных цветов в таком порядке:

- красный

- оранжевый

- желтый

- зеленый

- синий

- фиолетовый или коричневый

- черный

3.2. Четко определить цель исследования:

Цель: оценить влияние на эмоциональное состояние детей определенного педагогического воздействия.

3.3. Приготовить чистые листы бумаги и цветные карандаши.

4. Проведение исследования:

- Вывешивают на доску заготовленную цветовую таблицу.

- Предлагают детям внимательно ознакомиться с набором цветов.

- Вопрос: «Можно ли с помощью цветов этой таблицы оценить свое настроение?»

- Опрашивают нескольких детей, убеждаются, что дети не повторяют друг друга.

- Задание: «Оцените цветом свое настроение»

- Предлагается нарисовать любую геометрическую фигуру и закрасить ее соответствующим настроению цветом.

  1. Обработка результатов

Рассчитывается процент  детей, выразивших свое настроение цветами радостного спектра (красный, желтый, оранжевый), грустного спектра (синий, фиолетовый или коричневый), отдельно зеленого и черного цветов, приняв за 100% общее число наблюдаемых школьников.


Приложение 6

Результаты диагностики

№

ФИ

Дата

01.10.09

08.10.09

15.10.09

22.10.09

29.10.09

05.11.09

12.11.09

19.11.09

26.11.09

01.12.09

нач

кон

нач

кон

нач

кон

нач

кон

нач

кон

нач

кон

нач

кон

нач

кон

нач

кон

нач

кон

1

Барк Александр

Ж

К

К

К

З

Ж

Ж

К

З

Ж

З

З

З

Ж

Ж

К

З

Ж

Ж

К

2

Григорьев Евгений

С

З

---

---

С

З

Ж

Ж

З

К

С

З

---

---

З

З

З

Ж

З

Ж

3

Забегалин Александр

З

З

З

Ж

С

С

З

З

С

З

З

Ж

З

З

З

Ж

С

З

З

Ж

4

Ковальчук Алексей

Ф

С

С

С

З

З

З

З

З

Ж

С

З

З

З

С

З

З

З

Ж

З

5

Кокурина Ольга

З

Ж

З

Ж

З

К

Ж

К

З

Ж

З

К

Ж

К

З

О

Ж

Ж

Ж

К

6

Рябинин Михаил

С

С

Ч

С

С

З

З

Ч

---

---

---

---

З

Ж

С

С

З

К

З

З

7

Шафранский Константин

Ч

Ч

З

К

С

Ж

З

Ж

С

Ж

Ж

С

З

К

З

К

Ч

З

С

С

8

Шашаев Максим

З

Ж

Ж

О

---

---

Ж

К

З

К

Ж

Ж

З

Ж

З

Ж

---

---

Ж

К

В таблице приводятся цвета карточек, выбранных детьми в начале и конце занятия. В случае прочерка дети на занятии отсутствовали.

Обозначения цветов:

К – красный

С – синий

Ж – желтый

Ф – фиолетовый

З – зеленый

Ч – черный

О – оранжевый

Приложение 7

Оценка эмоционального состояния группы

Дата исследования

День недели

Начало занятия

Конец занятия

Радостный спектр

Грустный спектр

Спокойный спектр

Подавленный спектр

Радостный спектр

Грустный спектр

Спокойный спектр

Подавленный спектр

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

01.10.2009

1

12,5

3

37,5

3

37,5

1

12,5

3

37,5

2

25

2

 25

1

12,5

08.10.2009

2

28,6

1

14,3

3

42,8

1

14,3

5

71,4

2

28,6

0

0

0

0

15.10.2009

0

0

4

57,2

3

42,8

0

0

3

42,8

1

14,4

3

42,8

0

0

22.10.2009

4

50

0

0

4

50

0

0

5

62,5

0

0

2

25

1

12,5

29.10.2009

0

0

2

28,6

5

71,4

0

0

6

85,7

0

0

1

14,3

0

0

05.11.2009

2

28,6

2

28,6

3

42,8

0

0

3

42,8

1

14,4

3

42,8

0

0

12.11.2009

1

14,3

0

0

6

85,7

0

0

5

71,4

0

0

2

28,6

0

0

19.11.2009

1

12,5

2

25

5

62,5

0

0

5

62,5

1

12,5

2

25

0

0

26.11.2009

1

14,3

1

14,3

4

57,1

1

14,3

4

57,2

0

0

3

42,8

0

0

01.12.2009

4

50

1

12,5

3

37,5

0

0

5

62,5

1

12,5

2

25

0

0

Средние показатели

1,6

21,6

1,6

216

3,9

51,25

0,3

4,1

4,4

59,5

0,8

10,8

2,0

27,0

0,2

2,7


Приложение 8

Динамика эмоционального состояния обучающихся

 в ходе проведения занятий (усредненный показатель)


Отзывы обучающихся

Мне нравится, что животных можно трогать: и кроликов, и хомячков, и нутрию тоже. Всех можно трогать, они не кусаются.

Воспитанник 2

Интересно узнавать про животных. Что одни – хищники, а другие – травоядные. Я никого не боюсь. Потому, что они ручные. С дикими животными так нельзя, они могут укусить. Надо быть осторожными с ними, чтобы их не разозлить.

Воспитанник 1

Больше всех мне понравился кролик и Машка, потому что они добрые и красивые. Еще они пушистые.

Воспитанник 5


Поделиться:

Притча о гвоздях

Заколдованная буква

Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен

Рисуем новогодние санки

Ломтик арбуза. Рисуем акварелью