• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ САНИТАРНОГО АВТОТРАНСПОРТА И СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ РОССИИ И СССР 1897-2008гг. "до 1917 года"

Опубликовано кудрявцева наталия викторовна вкл 04.06.2019 - 21:19
кудрявцева наталия викторовна
Автор: 
Лущик Ю.А.

Люди болеют веками, и веками ждут помощи. 
Как ни странно, пословица "Гром не грянет - мужик не перекрестится" относится не только к нашему народу. 

Создание Венского добровольного спасательного общества началось сразу после катастрофического по последствиям пожара в Венском театре комической оперы 8 декабря 1881 года, в котором только погибших было 479 человек. Несмотря на обилие, хорошо оснащенных клиник, многие пострадавшие (с ожогами и травмами) больше суток не могли получить медицинской помощи. У истоков Общества стал профессор Яромир Мунди - хирург, ставший свидетелем пожара.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_razvit_sanit_avto_do_1917_.docx468.79 КБ

Предварительный просмотр:

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ САНИТАРНОГО АВТОТРАНСПОРТА И СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ РОССИИ И СССР 1897-2008гг. "до 1917 года"

Люди болеют веками, и веками ждут помощи. 
Как ни странно, пословица "Гром не грянет - мужик не перекрестится" относится не только к нашему народу. 

Создание Венского добровольного спасательного общества началось сразу после катастрофического по последствиям пожара в Венском театре комической оперы 8 декабря 1881 года, в котором только погибших было 479 человек. Несмотря на обилие, хорошо оснащенных клиник, многие пострадавшие (с ожогами и травмами) больше суток не могли получить медицинской помощи. У истоков Общества стал профессор Яромир Мунди - хирург, ставший свидетелем пожара.
В составе бригад скорой помощи работали врачи и студенты-медики. Рисунок 1


http://i.io.ua/img_su/small/0002/42/00024254_n1.jpg
Следующая Станция скорой помощи создана профессором Эсмархом в Берлине (хотя профессора помнят скорее по его кружке - той самой, которая для клизм...:).
В России создание скорой помощи началось в 1897 году с Варшавы.

--------------------------------------------------------------------
Естественно, появление автомобиля не могло пройти мимо этой сферы человеческой жизни. Уже на заре автомобилестроения появилась идея использования самобеглых колясок в медицинских целях.

Впрочем, первые моторизованные "амбулансы" (а появились они, видимо, в Америке) имели... электрическую тягу. С 1 марта 1900 года госпитали Нью-Йорка используют электромобили Скорой помощи. Рисунок 2

http://i.io.ua/img_su/small/0002/42/00024254_n2.jpg

о мнению журнала "Автомобили" (№1, январь 2002, фотография датируется журналом 1901 годом), эта карета Скорой помощи - электромобиль Columbia (11 миль/ч, запас хода 25 км), привезший президента США МакКинли (William McKinley) в больницу после покушения. К 1906 году таких машин в Нью-Йорке насчитывается шесть штук.

--------------------------------------------------------------------

Впрочем, не всегда нужна специальная машина, приспособленная для перевозки лежачих больных. В большинстве случаев врач может вполне успешно лечить больных на дому. Только добираться в эпоху всеобщей автомобилизации удобнее и быстрее стало на машине. 

Это, пожалуй, один из наиболее известных в мире автомобилей — OPEL DoktorWagen.



Рисунок 3
http://i.io.ua/img_su/small/0002/42/00024254_n3.jpg

Проектируя этот автомобиль, фирма сформулировала несколько условий: машина должна быть надежной, скоростной, удобной, неприхотливой в обслуживании и недорогой. Предполагалось, что владельцы - сельские врачи Германии - будут эксплуатировать машину в жестких условиях, круглогодично, не особенно-то вдаваясь в подробности устройства автомобиля.

Когда машина была выпущена, она стала одним из первых массовых автомобилей OPEL, заложив основы благосостояния всемирно известной фирмы.



---------------------------------------------------------------

Россия до 1917 года

Конец XIX века - время бурного роста станций скорой помощи в Европе, ощутившей острую необходимость в создании службы неотложной медицинской помощи в стремительно растущих городах.

В России первая станция Скорой помощи открылась в Варшаве в 1897 году, затем - в Москве, Питере, Одессе, Киеве и Риге. 
В Москве две первые кареты Скорой помощи появились при полицейских частях в апреле 1898. Кареты были закуплены на частные пожертвования купчихи А.И.Кузнецовой. Она же финансировала работы Станций на первых порах. 
В Санкт-Петербурге первые 5 станций Скорой помощи были открыты 7 марта 1899 года по инициативе доктора-хирурга Н. А. Вельяминова. 


Рисунокок 4

http://i.io.ua/img_su/small/0002/42/00024254_n4.jpg

Интересно, что Станция Скорой помощи в Одессе, которая начала свою работу 29 апреля 1903 году, была создана также по инициативе энтузиастов на средства графа М.М.Толстого и отличалась высоким уровнем продуманности в организации помощи.

--------------------------------------------------------------------

Интересно, что уже с первых дней работы Московской Скорой сформировался тип бригады, который дожил с небольшими "вариациями" до наших дней - врач, фельдшер и санитар. На каждой Станции было по одной карете. Каждая карета была оснащена укладкой с медикаментами, инструментарием и перевязочным материалом. Право вызова скорой помощи имели только официальные лица –полицейский, дворник, ночной сторож. 
Рисунок 5
http://i.io.ua/img_su/small/0002/42/00024254_n5.jpg

С начала XX века город частично субсидирует работу Станций скорой помощи. К середине 1902 года Москва в пределах Камер-Коллежского вала обслуживалась 7 каретами скорой, которые располагались на 7 станциях - при Сущевском, Сретенском, Лефортовском, Таганском, Якиманском и Пресненском полицейских участках и Пречистинском пожарном депо. Радиус обслуживания ограничивался пределами своей полицейской части. Первая карета для перевозки рожениц в Москве появилась при родильном приюте братьев Бахрушиных в 1903 году. И, тем не менее, имеющихся сил не хватало для обеспечения растущего города.

-------------------------------------------------------------------

В Питере каждая из 5 станций скорой помощи была снабжена двумя пароконными экипажами, 4 парами ручных носилок и всем необходимым для подачи первой помощи. При каждой станции дежурило 2 санитара (дежурных врачей не было), задачей которых была транспортировка пострадавших на улицах и площадях города в ближайшую больницу или квартиру. Первым заведующим всеми станциями первой помощи и руководителем всего дела подачи первой помощи в 
Петербурге при комитете общества Красного Креста был Г. И. Турнер. Рисунок 6

http://i.io.ua/img_su/small/0002/42/00024254_n6.jpg

Через год после открытия станций (в 1900 г.) возникла Центральная станция, а в 1905 году была открыта 6-я станция первой помощи. К 1909 году организация первой (скорой) помощи в Петербурге представлялась в следующем виде: Центральная станция, направлявшая и регулировавшая работу всех районных станций, она же принимала все вызовы на оказание скорой помощи. 
В 1912 году группа врачей из 50 человек изъявила согласие безвозмездно выезжать по вызову Станции для оказания первой помощи.

-------------------------------------------------------------------



Каким был первый русский санитарный автомобиль, сегодня сказать сложно. 


Уже в 1907 фабрика П.А.Фрезе - одного из создателей первого русского автомобиля - выставляла санитарную машину собственного производства на шасси Рено (Renault) на Международном автосалоне в Петербурге. 



Рисунок 7 
http://i.io.ua/img_su/small/0002/42/00024254_n7.jpg

Рисунок 8

http://i.io.ua/img_su/small/0002/42/00024254_n8.jpg




-------------------------------------------------------------------

С 1908 года энтузиастами-добровольцами на частные пожертвования учреждено Общество скорой медицинской помощи. Несколько лет Общество безуспешно пыталось переподчинить себе полицейские станции скорой помощи, считая их работу недостаточно эффективной. К 1912 году в Москве Обществом Скорой помощи на собранные частные средства куплен первый санитарный автомобиль, оборудованный по проекту доктора Поморцева, и создана Долгоруковская станция скорой помощи. 

Рисунок 9

http://i.io.ua/img_su/small/0002/42/00024254_n9.jpg

Работали на станции врачи - члены Общества и студенты медицинского факультета. Помощь оказывалась в общественных местах и на улицах в радиусе Земляного вала и Кудринской площади. К сожалению, точное название шасси, на котором базировалась машина, неизвестно. 

Вполне вероятно, что машину на шасси La Buire создала Московская экипажно-автомобильная фабрика П.П.Ильина - известная качественной продукцией фирма, располагавшаяся в Каретном ряду с 1805 года (после революции — завод "Спартак", на котором собирались впоследствии первые советские малолитражки НАМИ-1, сегодня - ведомственные гаражи). Эта компания отличалась высокой культурой производства и монтировала кузова собственного производства на импортных шасси — Berliet, La Buire и других.

-------------------------------------------------------------------


Машина с кузовом фабрики Ильина (по проекту доктора Поморцева) на шасси La Buire 25/35, пригодная как для перевозки больных, так и для хирургической помощи в условиях военно-полевого лазарета, демонстрировалась на Четвертой Международной автомобильной выставке в Петербурге в 1913 году.

Машина была награждена там медалью и куплена Военным ведомством. Не исключено, что она стала первой санитарной машиной русской армии. 

Рисунок 10
http://i.io.ua/img_su/small/0002/42/00024254_n10.jpg



В Санкт-Петербурге 3 санитарных автомобиля фирмы “Адлер” (Adler Typ K или KL 10/25 PS) приобретены в 1913 году, и открыта автомобильная станция скорой помощи на Гороховой, 42. 
Большая немецкая фирма Адлер, выпускавшая широкую линейку автомобилей сейчас в забытье. По словам Станислава Кирильца, даже в Германии найти информацию по этим машинам до первой мировой войны очень сложно. Архивы фирмы, в частности листы продаж, где записывались все проданные машины с адресами заказчиков, сгорели в 1945 г. во время американских бомбардировок.
В течение года Станция выполнила 630 вызовов.


Рисунок 11

http://i.io.ua/img_su/small/0002/42/00024255_n1.jpg
Рисунок 12

http://i.io.ua/img_su/small/0002/42/00024255_n2.jpg
С началом Первой мировой войны персонал и имущество Станции были переданы военному ведомству и функционировали в его составе.

В дни Февральской революции 1917 года был создан отряд скорой помощи, из которого вновь была организована Скорая помощь и санитарный транспорт.


--------------------------------------------------------------------



Самый известный и массовый отечественный автомобиль дореволюционной эпохи - Руссо-Балт, созданный инженерами и рабочими Русско-Балтийского вагонного завода в Риге, также переоборудовался в санитарную машину.











Рисунок 13

http://i.io.ua/img_su/small/0002/42/00024255_n3.jpg

Рисунок 14

http://i.io.ua/img_su/small/0002/42/00024255_n4.jpg








На снимке 1913 г. Санитарный автомобиль на шасси Руссо-Балт С24/40.

К сожалению, сегодня нет информации, в каких городах использовался довоенный санитарный Руссо-Балт.


-------------------------------------------------------------------


Существует и обратная ситуация. 

Санитарные машины, представленные на фотографиях, использовались в 1915 г. в Одессе. 

Однако их марку установить на сегодня не удалось. Возможно, поможет кто-нибудь из посетителей сайта.







Рисунок 15

http://i.io.ua/img_su/small/0002/42/00024255_n5.jpg

Рисунок 16

http://i.io.ua/img_su/small/0002/42/00024255_n6.jpg

Рисунок 17

http://i.io.ua/img_su/small/0002/42/00024255_n7.jpg

Рисунок 18



http://i.io.ua/img_su/small/0002/42/00024255_n8.jpg


Военное ведомство также испытывало интерес к санитарному транспорту на автомобильном шасси. 




Так, всероссийском испытательном пробеге, организованных русским Генеральным штабом с целью выявления лучших машин для закупок в армию, уже в 1912 году в участвовали как минимум две санитарные машины на американском грузовом шасси Уайт (White H-30). 






--------------------------------------------------------------------

Эти машины, в частности, были представлены царю.






Рисунок 19


рис.19

Это свидетельствует о том значении, которое накануне войны придавалось в армии этим машинам.



--------------------------------------------------------------------



Другой, не менее интересной разработкой, был автооперационная, купленная для воздухоплавательных частей (схема из книги К.В.Шляхтинского).



Рисунок 20


http://i.io.ua/img_su/small/0002/42/00024255_n10.jpg
К сожалению, ее фотография пока не найдена и базовое шасси этой машины не известно.

В годы Первой мировой войны для эвакуации раненых созданы автомобильно-санитарные отряды. Их было сформировано не менее 55.

В состав каждого включались до 20 специализированных санитарных машин, переоборудованных из грузовиков по единым требованиям, пара легковых машин, грузовик, авторемонтная мастерская и автокухня. 


Рисунок 21
http://i.io.ua/img_su/small/0002/42/00024256_n1.jpg
Рисунок 22

http://i.io.ua/img_su/small/0002/42/00024256_n2.jpg


В основном санитарные машины были брезентовыми фургонами с четырьмя носилками с амортизирующими подвесами на стойках конструкции инженера Ливчака, а также откидными скамейками по бортам. Русское командование отмечало большее удобство описанной конструкции по сравнению с французскими и английскими санитарными машинами. 
Благодаря этим санитарным автомобилям были спасены тысячи раненых солдат.


-------------------------------------------------------------------



Общественные организации автомобилистов - Императорское Российское автомобильное общество, Первый русский автомобильный клуб в Москве и другие тоже не стояли в стороне и формировали из добровольцев на собственных машинах санитарные колонны, сыгравшие немаловажную роль при помощи фронту. 

Санитарные кузова для Петроградского отряда ИРАО делала известная экипажно-кузовная фабрика "Ив. Брейтигам" на фото справа - Ля Бьюир (La Buire) с надписью "Санитарная колонна имени Наследника Цесаревича Императорского Российск. автомоб. общества при поезде Его Императорского Высочества", за ним - Руссо-Балт С24/30.





Рисунок 23


http://i.io.ua/img_su/small/0002/42/00024256_n3.jpg


Рисунок 24


http://i.io.ua/img_su/small/0002/42/00024256_n4.jpg

Полугусеничные машины (на фото Руссо-Балт Д24/40), оборудованные по проекту инженера Адольфа Кегресса (кстати, главного механика царского гаража и личного водителя царя Николая II) на Путиловском заводе резинометаллическими гусеницами завода "Треугольник", предназначались для Северного фронта. Их называли автосанями.


--------------------------------------------------------------------


Московские автолюбители (из Первого русского автомобильного клуба в Москве и Московского автомобильного общества), и добровольцы из других городов тоже (фото 25 -- Руссо-Балта Д24/35 Петровского добровольного пожарного общества из Риги) формировали из своих переоборудованных для медицинских нужд автомобилей санитарные колонны, организовывали на собранные средства лазареты для раненых.





Рисунок 25

http://i.io.ua/img_su/small/0002/42/00024256_n5.jpg


Рисунок 26
http://i.io.ua/img_su/small/0002/42/00024256_n6.jpg


Благодаря автомобилям спасены десятки, если не сотни тысяч жизней солдат русской армии.

Только автомобилисты Первого русского автомобильного клуба в Москве с августа по декабрь 1914 года перевезли от вокзалов в госпитали и лазареты 18439 раненых и пострадавших.



-------------------------------------------------------------------





Среди автомобилей, переделанных под санитарный транспорт, были и представители представительского класса весьма именитых марок: рис.28-- Делоне-Бельвиль (Delaunay-Belleville 50CV) с кузовом Ильина (1915), рис.27 - Роллс-ройс (Rolls-Roys).



Рисунок 27


http://i.io.ua/img_su/small/0002/42/00024256_n7.jpg




Рисунок 28



http://i.io.ua/img_su/small/0002/42/00024256_n8.jpg


--------------------------------------------------------------------


Помимо российских санитарных отрядов, на восточном фронте действовали несколько иностранных добровольческих санотрядов. Большую активность проявили американцы. На фотографии 29 - машины Форд Т (Ford T) американского санитарного отряда в Париже. 


Обратите внимание на форму одежды людей, собравшихся на войну - белые рубашки, галстуки, канотье.


Рисунок 29

http://i.io.ua/img_su/small/0002/42/00024256_n9.jpg

Рисунок 30
http://i.io.ua/img_su/small/0002/42/00024256_n10.jpg


рис.30 - машины Пирс-Эрроу (Pierce-Arrow 48-B-53) с надписью "имени Е.И.В. Великой Княжны Татьяны Николаевны Американский отряд. American Ambulance in Russia".


Фотографии дают представление о количестве используемых для медицинского обеспечения военных действий санитарных машин в те годы.

Французские и английские добровольческие санитарные колонны также действовали на восточном (русском) фронте, а санитарный отряд Русского добровольческого корпуса действовал во Франции.



Рисунок 31

http://i.io.ua/img_su/small/0002/42/00024257_n1.jpg

Рисунок 32

http://i.io.ua/img_su/small/0002/42/00024257_n2.jpg

На фотографиях: рис.31 - английский Даймлер Ковентри (Daimler Coventry 15HP) с надписью Ambulance Russe на борту, за ним - Рено (Renault), рис.32 - английский санитарный Воксхолл (Vauxhall), который также поставлялся в Россию.













--------------------------------------------------------------------

рис.33 - Уник (Unic C9-0) французского красного креста в Одессе, 1917 (шофер во французской военной форме), в группе людей стоит русский солдат. 



Рисунок 33

http://i.io.ua/img_su/small/0002/42/00024257_n3.jpg

Рисунок 34

рис.34 - санитарная машина русской армии Рено (Renault)



http://i.io.ua/img_su/small/0002/42/00024257_n4.jpg





--------------------------------------------------------------------



Санитарные автомобили на войне, как солдаты - гибли и попадали в плен.


Рисунок 35

http://i.io.ua/img_su/small/0002/42/00024257_n5.jpg

Рисунок 36

http://i.io.ua/img_su/small/0002/42/00024257_n6.jpg


рис.35 - разбитый попаданием снаряда Берлие (Berliet GBA), рис.36 - трофейный санитарный Опель (Opel 20/40 W), на капоте которого захватившие его солдаты сразу написали известное русское слово.





-------------------------------------------------------------------


Впрочем, во время войны средств транспортировки раненых не хватало, так что для этих целей использовались и легковые машины (рис.37 - Бенц),







Рисунок 37
http://i.io.ua/img_su/small/0002/42/00024257_n7.jpg
Рисунок 38



http://i.io.ua/img_su/small/0002/42/00024257_n8.jpg




и даже трамваи (рис.38 - перегрузка раненых у Савеловского вокзала в Москве, 1914 год).

http://i.io.ua/img_su/small/0002/42/00024257_n8.jpg


Поделиться:

10 осенних мастер-классов для детей

Извержение вулкана

Сила слова

Как нарисовать черёмуху

Сочини стихи, Машина