• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Психологические аспекты формирования характера в спорте

Опубликовано Дерябина Марина Александровна вкл 17.07.2019 - 14:57
Дерябина Марина Александровна
Автор: 
Ефимова Дарья

В статье говориться о том, какие черты характера присущи спортсменам в различных видах спорта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sport_i_harakter.docx24.84 КБ
Файл sport_i_harakter.docx24.84 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа-интернат №5 с углубленным изучением отдельных предметов "Образовательный центр "Лидер" городского округа Кинель Самарской области

Доклад по физкультуре на тему:

Психологические аспекты формирования характера в спорте

Содержание

I. Введение………………………………………………………………………………….....3

II. Теоретическая часть ………………………………………………………………………………..………….…….3

2.1. Положительные черты характера и влияние спорта на их формирование…………………………………………………………………………….…..3

2.2.Отрицательные черты характера и влияние спорта на их формирование…………………………………………………………………………………4

III. Практическая часть………………………………………………………………….……6

3.1. Мнение спортсменов в данном вопросе………………………………………..………6

IV. Заключение…………………………......................………………………………………7

I. Введение

Как на наш характер влияют регулярные тренировки? Зависит ли это влияние от вида спорта, который мы выбираем?

Характер - структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определённую печать на все её проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни.

 

II. Теоретическая часть

2.1. Положительные черты характера и влияние спорта на их формирование. 

В системе отношений личности выделяют четыре группы черт характера, будут рассмотрены все из них, а также влияние спорта на их формирование.

Следует заметить, что все черты характера изменяются на протяжении всей жизни, от сильных раздражителей - меняются быстро, а также слабых, но постоянных, как спорт – меняются медленно. 

1. Отношение человека к другим людям.

Положительные черты:
- общительность;
- чуткость и отзывчивость;
- уважение к другим людям.


Спорт влияет очень положительно, особенно в подростковом возрасте, когда черты характера стремительно формируются и часто меняются. Спорт, особенно командные виды спорта, формируют положительные черты, такие как: общительность, чуткость и отзывчивость (командный вид спорта сплачивает людей), уважение друг к другу (уважение и дружба неотъемлемая часть команды, если каждый ее член уважает друг друга, то она становится более сильной).

2. Черты, показывающие отношение человека к труду, к своему делу.

Положительные черты:
-трудолюбие;
-склонность к творчеству;
-добросовестность в работе;
-ответственное отношение к делу;
-инициативность;
-настойчивость.
В этой ситуации, спорту нет равных среди других занятий, причем, любому виду спорта. Спорт развивает, не только умение тяжело работать, но самое главное – любовь к тяжелой работе. Только трудолюбивый и настойчивый человек сможет добиться успеха в спорте. Со временем, когда спортсмен выходит на высокий уровень, появляется инициативность к обучению и склонность к творчеству (тренировки – это творческий процесс, особенно на высоком уровне подготовки). 

3.Черты, показывающие, как человек относится к самому себе.

Положительные черты:
-чувство собственного достоинства;
-правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность;
-скромность.

Спорт очень благотворно влияет на чувство собственного достоинства (ЧСД). Чаще всего, скромные и самокритичные спортсмены остаются в тени, про них никто не знает, так что тяжело определить их реальное количество. Особенно благотворно спорт влияет на людей с заниженным ЧСД. Занятия спортом, соревнования и поддержка других людей повышают ЧСД.

4.Черты, характеризующие отношение человека к вещам.

Положительные черты:
-аккуратность;
-бережность.

К вещам, в спорте, особое отношение, у многих видах спорта особые законы. В пример можно привести штангу в тяжелой атлетике. Штангу нельзя переступать (за такое можно и получить по голове), не в коем случаи штангу нельзя пинать. Штанга очень почитаемый и важный предмет, и каждый тяжелоатлет относится к ней с уважением. Этот пример дает понять, что спорт развивает аккуратность и бережность. Спорт выступает в качестве стимула, который будет вырабатывать аккуратность и бережность, особенно у взрослых людей.

2.2. Отрицательные черты характера и влияние спорта на их формирование.

1. Отношение человека к другим людям.

Негативные черты: 
-замкнутость;
-черствость;
-грубость;
-презрение к людям.

Не все виды спорта положительно влияют на отношения человека к другим людям. Назовем их «Нарциссические виды спорта». Это все одиночные виды спорта, особенно те, в которых на соревнованиях не идет контакт между человеком и человеком, а человека с предметом, например, бодибилдинг, пауэрлифтинг и тяжелая атлетика. Спортсмены данных видов спорта, очень отличаются от обычных людей, если хорошего футболиста сложно отличить от обычного среднестатистического человека, то 140 килограммовый тяжелоатлет достаточно отличается. Эти отличия и порождают у людей призрение к другим людям. Из-за их физических отличий, они считают себя отличными от других.

У единоборцев могут проявляются признаки «Нарциссического вида спорта», но в меньшей мере. Связано это с тем, что в единоборствах прививают уважение к сопернику, партнеру по спаррингу.

2. Черты, показывающие отношение человека к труду, к своему делу.

Негативные черты:
-лень;
-недобросовестность в работе; 
-безответственное отношение к делу; 
-пассивность.

Лень и безответственность быстро искореняется тренером, смотря на других спортсменов, человек сам подсознательно, иногда осознанно, стараться и стремится к результату, прививая себе положительные черты. 

3.Черты, показывающие, как человек относится к самому себе.

Негативные черты:
-самомнение, иногда переходящее в наглость;
-тщеславие;
-обидчивость;
-эгоцентризм — как склонность рассматривать в центре событий себя и свои переживания; 
-эгоизм — склонность заботиться преимущественно о своем личном благе.

Спорт повышает самооценку, но иногда это сказывается отрицательно, очень многие переходят эту черту, и ЧСД может перерастать в эгоизм, эгоцентризм, тщеславие. Это происходит очень часто. Если исключения, ведь не только спорт может влиять на поведение человека, но и множество других факторов от воспитания в семья до влияния генов.

III. Практическая часть

3.1. Мнение спортсменов в данном вопросе

Для подтверждения своей точки зрения и большего исследования темы, я решила найти в Интернете мнения спортсменов, что они думают о взаимосвязи между спортом и характером.

Константин Лопухин, кандидат в мастера спорта по скалолазанию:

«Упорство, даже упёртость. Многие спортсмены из года в год ездят на одну и ту же трассу до тех пор, пока у них наконец не получится ее пройти. Кроме того, скалолазание делает человека изобретательнее. Без этого на вершину не попасть. Ведь подъем – та еще головоломка. Прежде чем лезть наверх, сидишь и придумываешь ход за ходом: где куда встать и за что зацепиться. Кроме того, гора побуждает тебя постоянно выходить за пределы зоны комфорта. Именно этим меня скалолазание и вдохновляет – ощущением роста собственных возможностей. Час назад не умел и боялся, а теперь умею и не боюсь».

Антон Рыкачевский, год занимается слэклайном*:

«Слэклайн учит концентрации. Отвлекся – упал. Концентрация в этом деле особенная, напоминает игру на музыкальном инструменте. Мне трудно сказать, что именно происходит на ленте, как именно я удерживаю равновесие, о чем думаю в эти моменты. Тело все знает само. Оно будто отождествляется с лентой, незаметно для себя я начинаю дышать в такт ее колебаниям. Чтобы пройти по веревке длиной 100 метров, мне нужно минут шесть. Спрыгиваю с нее с ясной головой и в хорошем настроении. Те же ощущения, только сильнее, испытываю и после прохода по ленте на большой высоте. Это отдельное направление слэклайна – хайлайн. Ленту вешают между горами, домами, деревьями и ходят по ней со страховкой. Сначала мне было так страшно, что я даже руки не мог оторвать. Сердце начинало бешено колотиться, как только я надевал страховочную систему. Зато после первого пройденного хайлайна эйфория была неописуемая. А где-то после тридцатого пропал страх и появилось самое ценное для меня – ощущение пустоты, как во время медитации».

* Слэклайн (калька с англ. slackline – «провисающая веревка») – хождение по слабо натянутой ленте шириной 2–6 сантиметров.

Юрий Столяров, тренер по маунтинбайку в спортивном центре «Стрела»:

«Горный велосипед привлекает своей отзывчивостью. Он превращает мои усилия в расстояние. Благодаря ему преодоление препятствий становится увлекательной и зрелищной игрой. Какие качества характера он развивает? Тренировки сделали меня терпеливее: ведь результаты никогда не приходят сразу. Я научился преодолевать страх неудачи. От падений не застрахован никто, но это не значит, что не надо снова и снова пробовать. А еще благодаря горному велосипеду я стал точнее рассчитывать и разумнее расходовать свои время и силы».

Алексей Васильев, мастер спорта по гребному слалому, тренер в клубе «Бурная вода»:

«Рафтинг, или сплав по горной реке, – это командный вид спорта. У каждого участника здесь свои функции, и каждый несет ответственность не просто за успех в соревнованиях, но за здоровье всех членов экипажа. Этот вид спорта учит быстро ориентироваться в новой обстановке и мгновенно принимать решение, сохраняя голову ясной даже в трудных ситуациях».

Наталья Молчанова, мастер спорта по подводному плаванию, тренер по фридайвингу*:

«Какие качества характера я приобрела или развила, занимаясь фридайвингом, сказать трудно. Но этот вид спорта однозначно научил меня сохранять внутреннее равновесие даже в трудных жизненных ситуациях. Ведь погружение на глубину сродни медитации. Нырнуть на глубину нескольких метров можно только расслабленным и сконцентрированным, с чистой головой. Иначе воздуха надолго не хватит: каждая напряженная мышца, любая мысль или волнение значительно увеличивают расход кислорода. Кроме того, погружаясь в подводный мир без звуков и света, я полнее ощущаю прелесть жизни, когда выныриваю на поверхность».

* Подводное плавание при задержке дыхания.

Опираясь на личный опыт спортсменов, я могу сказать, что спорт также может научить человека принятию решения в сложной или даже опасной для жизни ситуации, учит концентрации, терпению, упорству, преодолению страха.

IV. Заключение

Спорт проявляет двоякое влияние на черты характера, с одной стороны – положительное, а с другой – негативное. Самый важный вывод: во всем нужно знать меру.

Спорт позволяет побеждать не только в ходе соревнований, приобретённые качества способствуют реализовываться личности в повседневной жизни, они не позволят вам опустить руки в любой ситуации, какой бы она не оказалась.

Спорт принимает нас такими, какие мы есть и делает нас лучше. Неважно, занимаетесь вы профессиональным или любительским спортом, важно, чего вы хотите достичь, чем готовы пожертвовать ради достижения поставленной цели.


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа-интернат №5 с углубленным изучением отдельных предметов "Образовательный центр "Лидер" городского округа Кинель Самарской области

Доклад по физкультуре на тему:

Психологические аспекты формирования характера в спорте

Содержание

I. Введение………………………………………………………………………………….....3

II. Теоретическая часть ………………………………………………………………………………..………….…….3

2.1. Положительные черты характера и влияние спорта на их формирование…………………………………………………………………………….…..3

2.2.Отрицательные черты характера и влияние спорта на их формирование…………………………………………………………………………………4

III. Практическая часть………………………………………………………………….……6

3.1. Мнение спортсменов в данном вопросе………………………………………..………6

IV. Заключение…………………………......................………………………………………7

I. Введение

Как на наш характер влияют регулярные тренировки? Зависит ли это влияние от вида спорта, который мы выбираем?

Характер - структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определённую печать на все её проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни.

 

II. Теоретическая часть

2.1. Положительные черты характера и влияние спорта на их формирование. 

В системе отношений личности выделяют четыре группы черт характера, будут рассмотрены все из них, а также влияние спорта на их формирование.

Следует заметить, что все черты характера изменяются на протяжении всей жизни, от сильных раздражителей - меняются быстро, а также слабых, но постоянных, как спорт – меняются медленно. 

1. Отношение человека к другим людям.

Положительные черты:
- общительность;
- чуткость и отзывчивость;
- уважение к другим людям.


Спорт влияет очень положительно, особенно в подростковом возрасте, когда черты характера стремительно формируются и часто меняются. Спорт, особенно командные виды спорта, формируют положительные черты, такие как: общительность, чуткость и отзывчивость (командный вид спорта сплачивает людей), уважение друг к другу (уважение и дружба неотъемлемая часть команды, если каждый ее член уважает друг друга, то она становится более сильной).

2. Черты, показывающие отношение человека к труду, к своему делу.

Положительные черты:
-трудолюбие;
-склонность к творчеству;
-добросовестность в работе;
-ответственное отношение к делу;
-инициативность;
-настойчивость.
В этой ситуации, спорту нет равных среди других занятий, причем, любому виду спорта. Спорт развивает, не только умение тяжело работать, но самое главное – любовь к тяжелой работе. Только трудолюбивый и настойчивый человек сможет добиться успеха в спорте. Со временем, когда спортсмен выходит на высокий уровень, появляется инициативность к обучению и склонность к творчеству (тренировки – это творческий процесс, особенно на высоком уровне подготовки). 

3.Черты, показывающие, как человек относится к самому себе.

Положительные черты:
-чувство собственного достоинства;
-правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность;
-скромность.

Спорт очень благотворно влияет на чувство собственного достоинства (ЧСД). Чаще всего, скромные и самокритичные спортсмены остаются в тени, про них никто не знает, так что тяжело определить их реальное количество. Особенно благотворно спорт влияет на людей с заниженным ЧСД. Занятия спортом, соревнования и поддержка других людей повышают ЧСД.

4.Черты, характеризующие отношение человека к вещам.

Положительные черты:
-аккуратность;
-бережность.

К вещам, в спорте, особое отношение, у многих видах спорта особые законы. В пример можно привести штангу в тяжелой атлетике. Штангу нельзя переступать (за такое можно и получить по голове), не в коем случаи штангу нельзя пинать. Штанга очень почитаемый и важный предмет, и каждый тяжелоатлет относится к ней с уважением. Этот пример дает понять, что спорт развивает аккуратность и бережность. Спорт выступает в качестве стимула, который будет вырабатывать аккуратность и бережность, особенно у взрослых людей.

2.2. Отрицательные черты характера и влияние спорта на их формирование.

1. Отношение человека к другим людям.

Негативные черты: 
-замкнутость;
-черствость;
-грубость;
-презрение к людям.

Не все виды спорта положительно влияют на отношения человека к другим людям. Назовем их «Нарциссические виды спорта». Это все одиночные виды спорта, особенно те, в которых на соревнованиях не идет контакт между человеком и человеком, а человека с предметом, например, бодибилдинг, пауэрлифтинг и тяжелая атлетика. Спортсмены данных видов спорта, очень отличаются от обычных людей, если хорошего футболиста сложно отличить от обычного среднестатистического человека, то 140 килограммовый тяжелоатлет достаточно отличается. Эти отличия и порождают у людей призрение к другим людям. Из-за их физических отличий, они считают себя отличными от других.

У единоборцев могут проявляются признаки «Нарциссического вида спорта», но в меньшей мере. Связано это с тем, что в единоборствах прививают уважение к сопернику, партнеру по спаррингу.

2. Черты, показывающие отношение человека к труду, к своему делу.

Негативные черты:
-лень;
-недобросовестность в работе; 
-безответственное отношение к делу; 
-пассивность.

Лень и безответственность быстро искореняется тренером, смотря на других спортсменов, человек сам подсознательно, иногда осознанно, стараться и стремится к результату, прививая себе положительные черты. 

3.Черты, показывающие, как человек относится к самому себе.

Негативные черты:
-самомнение, иногда переходящее в наглость;
-тщеславие;
-обидчивость;
-эгоцентризм — как склонность рассматривать в центре событий себя и свои переживания; 
-эгоизм — склонность заботиться преимущественно о своем личном благе.

Спорт повышает самооценку, но иногда это сказывается отрицательно, очень многие переходят эту черту, и ЧСД может перерастать в эгоизм, эгоцентризм, тщеславие. Это происходит очень часто. Если исключения, ведь не только спорт может влиять на поведение человека, но и множество других факторов от воспитания в семья до влияния генов.

III. Практическая часть

3.1. Мнение спортсменов в данном вопросе

Для подтверждения своей точки зрения и большего исследования темы, я решила найти в Интернете мнения спортсменов, что они думают о взаимосвязи между спортом и характером.

Константин Лопухин, кандидат в мастера спорта по скалолазанию:

«Упорство, даже упёртость. Многие спортсмены из года в год ездят на одну и ту же трассу до тех пор, пока у них наконец не получится ее пройти. Кроме того, скалолазание делает человека изобретательнее. Без этого на вершину не попасть. Ведь подъем – та еще головоломка. Прежде чем лезть наверх, сидишь и придумываешь ход за ходом: где куда встать и за что зацепиться. Кроме того, гора побуждает тебя постоянно выходить за пределы зоны комфорта. Именно этим меня скалолазание и вдохновляет – ощущением роста собственных возможностей. Час назад не умел и боялся, а теперь умею и не боюсь».

Антон Рыкачевский, год занимается слэклайном*:

«Слэклайн учит концентрации. Отвлекся – упал. Концентрация в этом деле особенная, напоминает игру на музыкальном инструменте. Мне трудно сказать, что именно происходит на ленте, как именно я удерживаю равновесие, о чем думаю в эти моменты. Тело все знает само. Оно будто отождествляется с лентой, незаметно для себя я начинаю дышать в такт ее колебаниям. Чтобы пройти по веревке длиной 100 метров, мне нужно минут шесть. Спрыгиваю с нее с ясной головой и в хорошем настроении. Те же ощущения, только сильнее, испытываю и после прохода по ленте на большой высоте. Это отдельное направление слэклайна – хайлайн. Ленту вешают между горами, домами, деревьями и ходят по ней со страховкой. Сначала мне было так страшно, что я даже руки не мог оторвать. Сердце начинало бешено колотиться, как только я надевал страховочную систему. Зато после первого пройденного хайлайна эйфория была неописуемая. А где-то после тридцатого пропал страх и появилось самое ценное для меня – ощущение пустоты, как во время медитации».

* Слэклайн (калька с англ. slackline – «провисающая веревка») – хождение по слабо натянутой ленте шириной 2–6 сантиметров.

Юрий Столяров, тренер по маунтинбайку в спортивном центре «Стрела»:

«Горный велосипед привлекает своей отзывчивостью. Он превращает мои усилия в расстояние. Благодаря ему преодоление препятствий становится увлекательной и зрелищной игрой. Какие качества характера он развивает? Тренировки сделали меня терпеливее: ведь результаты никогда не приходят сразу. Я научился преодолевать страх неудачи. От падений не застрахован никто, но это не значит, что не надо снова и снова пробовать. А еще благодаря горному велосипеду я стал точнее рассчитывать и разумнее расходовать свои время и силы».

Алексей Васильев, мастер спорта по гребному слалому, тренер в клубе «Бурная вода»:

«Рафтинг, или сплав по горной реке, – это командный вид спорта. У каждого участника здесь свои функции, и каждый несет ответственность не просто за успех в соревнованиях, но за здоровье всех членов экипажа. Этот вид спорта учит быстро ориентироваться в новой обстановке и мгновенно принимать решение, сохраняя голову ясной даже в трудных ситуациях».

Наталья Молчанова, мастер спорта по подводному плаванию, тренер по фридайвингу*:

«Какие качества характера я приобрела или развила, занимаясь фридайвингом, сказать трудно. Но этот вид спорта однозначно научил меня сохранять внутреннее равновесие даже в трудных жизненных ситуациях. Ведь погружение на глубину сродни медитации. Нырнуть на глубину нескольких метров можно только расслабленным и сконцентрированным, с чистой головой. Иначе воздуха надолго не хватит: каждая напряженная мышца, любая мысль или волнение значительно увеличивают расход кислорода. Кроме того, погружаясь в подводный мир без звуков и света, я полнее ощущаю прелесть жизни, когда выныриваю на поверхность».

* Подводное плавание при задержке дыхания.

Опираясь на личный опыт спортсменов, я могу сказать, что спорт также может научить человека принятию решения в сложной или даже опасной для жизни ситуации, учит концентрации, терпению, упорству, преодолению страха.

IV. Заключение

Спорт проявляет двоякое влияние на черты характера, с одной стороны – положительное, а с другой – негативное. Самый важный вывод: во всем нужно знать меру.

Спорт позволяет побеждать не только в ходе соревнований, приобретённые качества способствуют реализовываться личности в повседневной жизни, они не позволят вам опустить руки в любой ситуации, какой бы она не оказалась.

Спорт принимает нас такими, какие мы есть и делает нас лучше. Неважно, занимаетесь вы профессиональным или любительским спортом, важно, чего вы хотите достичь, чем готовы пожертвовать ради достижения поставленной цели.


Поделиться:

Как нарисовать портрет?

Как нарисовать небо акварелью

Агния Барто. Сережа учит уроки

Чайковский П.И. "Детский альбом"

Прекрасная химия