Искусственные органы и ткани спасают людям жизнь. Без развития искусственного интеллекта мы не мыслим технический и социальный прогресс. За этими изобретениями будущее. Но зачем создаются искусственные языки? Делают они чью-то жизнь лучше или, наоборот, мешают науке? Попробуем в этом разобраться.
Вложение | Размер |
---|---|
yazyk_iz_probirki.docx | 551.05 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 города Пугачева
Саратовской области»
Адрес: г. Пугачёв Саратовской области ул.Коммунистическая 12
Телефон/факс 8 937 243 12 24 , e-mail: olg-kurova@yandex.ru
ТЕМА ПРОЕКТА
ЯЗЫК «ИЗ ПРОБИРКИ» - язык будущего или пережиток прошлого?
Работу выполнила
Макарова Дарья Андреевна,
учащаяся 6 «А» класса
Руководитель проекта
Курова Ольга Викторовна,
учитель русского языка и литературы
г. Пугачёв
2019г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3-4
Глава 1. Языки: естественный и искусственный………………..……..……....5
Глава2.История возникновения и особенности искусственных языков…………………………………………………………………………..6-9
Глава 3. Место искусственных языков в современном мире…………….10-11
Глава 3. Анкетирование………………………………………………………..12
Заключение…………………………………………………………………...….13
Список используемой литературы…………………………………………......14
Приложение……………………………………………………………..……15-17
Введение
«Чему одолжены своими блестящими успехами науки,
слава нынешних времен, торжество ума человеческого?
Без сомнения, искусственному языку своему!».
Николай Лобачевский
Искусственные органы и ткани спасают людям жизнь. Без развития искусственного интеллекта мы не мыслим технический и социальный прогресс. За этими изобретениями будущее. Но зачем создаются искусственные языки? Делают они чью-то жизнь лучше или, наоборот, мешают науке?
Когда-то я посмотрела фильм «Аватар», где герои планеты, отличной от Земли, разговаривали на языке, которого не существует в реальном мире. Меня это очень заинтересовало. Так я узнала о существовании искусственных языков, которые специально создаются для осуществления определённых целей, их существует уже более тысячи, и постоянно создаются всё новые. В связи с этим у меня появилось множество вопросов: зачем они появляются, какую цель преследуют, нужны ли они вообще и, главное – как мы можем использовать их сейчас? Являются ли искусственные языки необходимостью, или их создание - своеобразная игра?
Цель исследования – опираясь на полученную информацию, узнать больше об искусственных языках, их роли в нашей жизни и определить их место в современном мире.
Задачи моего исследования:
1) раскрыть понятие «искусственные языки»;
2) выявить причину появления «искусственных языков», выделить их виды;
3) определить место «искусственных языков» в современном мире;
4) провести анкетирование среди учащихся нашей школы;
5) познакомить одноклассников с найденным материалом.
Объект исследования – искусственные языки.
Предмет исследования – место искусственных языков в современном мире.
Гипотеза исследования: в современном мире искусственный язык необходим людям, за искусственным языком будущее.
Тема моей работы актуальна, т.к. сейчас создаются целые веб-сайты, на которых люди общаются на вымышленных языках, также такие языки используются в фильмах, в видеоиграх и комиксах, даже печатаются книги на том или ином специально придуманном языке, а самое главное - все больше людей считают, что необходим единый язык, который мог бы использоваться всеми людьми на планете.
Проблема исследования: во-первых, школьники знают об этих языках очень мало, во-вторых, многие не понимают, зачем искусственные языки нужны в современном мире.
В ходе решения вышеуказанных задач были использованы следующие методы исследования:
теоретические:
• изучение научной литературы;
• поиск и анализ информации в сети Интернет, печатных изданиях, средствах массовой информации;
сравнительный эксперимент (анкетирование учащихся)
Глава 1
Языки: естественный и искусственный
Естественный язык — язык, используемый для общения людей и не созданный целенаправленно. Такую формулировку можно найти в словаре. Оказывается, кроме естественного языка, существует и искусственный.
Иску́сственные языки́ — специализированные языки, в которых лексика, фонетика и грамматика были специально разработаны для воплощения определённых целей. Именно целенаправленность отличает искусственные языки от естественных. Иногда их называют ненастоящими. Но таких языков существует уже более тысячи, и постоянно создаются новые.
Естественный и искусственный языки противоположны друг другу. Они различаются по характеру возникновения. Естественный язык возникает стихийно, его никто специально не создает, а искусственный язык сначала кто-то придумывает, и лишь потом он приступает к выполнению своей роли посредника в общении.
У естественного языка нет конкретных авторов, а у искусственного хотя бы один такой автор обязательно есть. Возьмем для примера русский язык. Можно ли говорить, что его кто-то создал? Можно: его создал народ. Но при этом ни один представитель русского народа не может претендовать на авторство по отношению к своему языку. Этот язык создавали не какие-то конкретные авторы, а весь народ.
Различны они и в сфере применения. Естественный язык универсален. А вот искусственный язык применяется не везде. Но он получает большое развитие, находит своих почитателей и сторонников и очень интересен для изучения. Различают следующие виды искусственных языков:
Глава 2
История возникновения и особенности
искусственных языков
Люди издревле испытывали проблему «языкового барьера». Решали ее по-разному: например, учили другие языки или выбирали какой-нибудь один язык для международного общения. В средние века языком ученых всего мира была латынь (сейчас в большинстве стран поймут английский). Латынь, как известно, служила универсальным средством общения для науки, религии и искусства. Но для её изучения требовалось много времени, и она была трудна для восприятия. Поэтому ученые задумались о создании отдельного языка, который было бы легче учить.
И вот немецкая монахиня и литераторша Хильдегарда Бингенская, которая жила на рубеже XI и XII веков, стала основоположником возникновения искусственных языков. Свой язык она назвала Lingua Ignota («Язык незнаемый»). Хильдегарда составила алфавит, тысячу новых слов и измененные способы написания латинских букв. Но никаких правил грамматики в нем не было. Слова были специфичны, часто с непонятным происхождением, а в фонетической картине преобладал звук «z». Это произошло за многие годы до первых экспериментов с созданием искусственных языков!
А вот Священник Джон Уилкинс, живший в Англии XVII века, был вторым человеком, который тоже придумал свой язык. В трактате «Опыт о подлинной символике и философском языке» представил фонетику, символическую систему, словарь, грамматику своего языка, назвав его «философским». Мы видим, что язык получился более упорядоченным. Но его труд пропал даром. Язык был просто не понят, и, соответственно, никому не нужен.
Но лично меня, человека, занимающегося музыкой, заинтересовал язык, основанный на названиях семи нот. Он появился в 1817 году. Это – сольресоль. Создатель - француз Жан Франсуа Сюдр, который считал, что все в мире можно объяснить при помощи нот. В его языке всего 2660 слов: 7 односложных, 49 двусложных, 336 трехсложных и 2268 четырехсложных. Для обозначения противоположных понятий используется отзеркаливание слова: фаля — хорошо, ляфа — плохо. Общаться на нем можно было, записывая ноты на нотном стане, названиями нот, первыми семью цифрами арабской письменности, первыми буквами латинского алфавита, специальными стенографическими символами и цветами радуги. Соответственно, общаться на сольресоле можно было не только произношением слов, но и игрой на музыкальном инструменте или пением, а также на языке глухонемых. И этот язык, в отличие от ранее придуманных, нашел сторонников, одним из которых был французский писатель Виктор Гюго. Но как же плохо было тем, кто не знает музыки.
А вот у немецкого католического священника, Иоганна Мартина Шлейера, человека знавшего огромное количество языков и обуреваемого идеей братства народов, была цель создать первый международный искусственный язык - волапюк ( vol –«мир», puk – «язык»). Алфавит этого языка составлен на основе латинского алфавита и состоит из 27 знаков. Язык имеет очень простую фонетику, что позволяет легко произносить и учить его. Основой волапюка стал немецкий язык. Несмотря на то, что необычное произношение и написание слов в волапюке вызвало насмешки в прессе, язык быстро завоевал популярность.
Успех превзошёл все ожидания: в 1889 г. насчитывалось около 200 000 приверженцев этого языка, в той или иной степени освоивших его и говоривших на нём. Более трёхсот обществ любителей нового языка публиковали около двадцати журналов на волапюке в нескольких странах. Даже в Википедии есть раздел, написанный на волапюке. Есть специальные сайты, которые могут научить всех желающих овладеть данным языком.
Священником из Огайо Эдвардом Фостером разработан язык ро. Сразу после появления этот язык стал очень популярным: в первые годы выходили даже две газеты, издавались пособия и словари. Главная особенность языка ро: слова строились по категориальной схеме. Например, красный — bofoc, желтый — bofof, оранжевый — bofod. Минус такой системы: различить слова на слух практически невозможно. Вероятно, поэтому особого интереса у общественности язык не вызвал, и теперь его знают только лингвисты.
Но - самый распространенный в мире искусственный язык – это эсперанто. Сейчас на нем говорят от нескольких сотен тысяч до миллиона человек. Этот язык был разработан в Варшаве врачом и лингвистом Лазарем (Людвигом) Марковичем Заменгофом в 1887 году и получил свое название по псевдониму автора (Лазарь подписался в учебнике как Эсперанто — «надеющийся»). В алфавите 28 букв (23 согласных, 5 гласных), и построен он на основе латинского. Некоторые энтузиасты даже прозвали его «латынью нового тысячелетия». Также в языке много интернациональных слов, понятных без перевода. 29 слов заимствованы из русского, среди них слово «борщ». Как и остальные искусственные языки обладает простой в изучении грамматикой: всего 16 правил, нет грамматического рода, он имеет два падежа - именительный и винительный. Алфавит основан на латинском языке, и все части речи имеют фиксированный конец: - oh - существительные, - iy - глаголы в неопределенной форме, - ay - прилагательныe, – ey - наречия. Все это делает эсперанто простым языком, который любой человек может выучить достаточно быстро и после нескольких месяцев тренировки говорить на нем свободно.
Во многих странах была создана большая оригинальная и переводная литература на эсперанто. На этом языке есть около 140 периодических изданий, регулярные программы транслируются по 10 радиостанциям. Эсперанто является языком национальной ассоциации в 56 стран, включая некоторые республики СНГ. В конце XIX в. и в 40-е годы XX века об эсперанто восторженно писали Лев Толстой, Максим Горький, К. Э. Циолковский. Есть произведения некоторых великих писателей на эсперанто.
Лингвист Джон Кук придумал логлан (logical language) в 1955 году как альтернативу обычным, «неидеальным» языкам. Этот язык создавался для научных исследований, но, как ни странно, приобрел своих поклонников. Ведь в нем нет таких понятий, как время у глаголов или число у существительных. Предполагалось, что это и так будет понятно собеседникам из контекста разговора. Но в языке очень много междометий, с помощью которых предполагается выражать оттенки эмоций, они обозначают спектр чувств от любви до ненависти. А звучат они так: иу! (любовь), уе! (неожиданность), уи! (счастье) и т.д. А еще там нет запятых и других знаков пунктуации. Разве не чудо!
Один из распространенных и самых простых из искусственных языков в мире является – язык Токи Пона. Он был создан в 2001 году канадским лингвистом Соней Элен Киса (настоящее имя Кристофер Ришар). Фразу «Токи Пона» можно перевести как «хороший язык» или «вид языка». В токипоне всего 120 корней, а грамматика и синтаксис несложные. Вследствие такой простоты большинство слов имеют очень широкий спектр значений; людям, говорящим на этом языке (а их сейчас насчитывается несколько сотен человек), приходится творчески подходить к построению фразы.
Например, в токипоне нет слова «собака», есть только общее слово soweli для всех наземных млекопитающих, поэтому в зависимости от ситуации придется уточнять, о ком именно идет речь: о милом щенке («смешное маленькое животное»), о кусачем и брехливом барбосе («плохое громкое животное). Алфавит этого языка состоит из 14 букв: девять согласных (j, k, 0,l, m, n, p, s, T, w) и пять гласных (a, e, I, o, u). Этот язык развивается медленно. Россия считается одной из самых токипоноязычных стран. Кроме России, им увлекаются в Канаде, Европе и США. Считается, что в настоящее время этим языком пользуются несколько сотен человек.
Но самая многочисленная группа искусственных языков - это артистические языки, которые были специально созданы для мультфильмов, фильмов, компьютерных игр. Они представлены как искаженные версии или диалекты современного английского языка или других естественных языков. В них грамматика и лексика очень проста.
Как раз такой язык квенья – самый известный из языков, созданный британским лингвистом, филологом и писателем Джоном Рональдом Толкиеном, который начал работать над ним в 1915 и продолжил это делать всю жизнь. Работа над квеньи привела к созданию классических литературных работ в жанре фэнтэзи, например, трилогия «Властелин колец». Сам Толкиен писал об этом: «Никто не верит мне, когда я говорю, что моя длинная книга – это попытка создать мир, в котором язык, соответствующий моей личной эстетике, мог бы оказаться естественным. Тем не менее, это правда». В основе языка квенья – латинский, французский и греческий языки. Он имеет 10 падежей и 4 числа. Несмотря на то что он сложный, несколько десятков тысяч человек владеют им. В 2004 году, когда на экранах появился фильм «Властелин колец», интерес к языку значительно вырос. Впервые в мире официально стали преподавать язык квенья в Бирмингемской мужской школе.
Язык нави – язык гуманоидов вымышленной луны Пандора из фильма «Аватар». Язык был создан Полом Фроммером, профессором Университета Южной Калифорнии, лингвистом. Он придумал язык для вымышленной расы инопланетян на’ви, обитателей планеты Пандора. Когда фильм был выпущен в 2009, язык нави включал приблизительно тысячу слов, но количество языковых поклонников растет неуклонно. На веб-сайте появились словари для изучения языка, разные пособия и дискуссионные форумы.
Словянски - это очень молодой язык, созданный в 2006 году, чтобы облегчить международное общение между славянами. Словянски - это язык, в достаточной степени понятный почти всем носителям славянских языков, в число которых входят россияне, украинцы, хорваты, чехи, болгары и белорусы.
Таким образом, на примере эсперанто и словянски можно сделать вывод, что искусственные языки могут приносить ощутимую пользу при общении носителей разных языков.
Глава 3
Место искусственных языков в современном мире
Сегодняшний мир невозможно представить без искусственных языков. Они используются в книгах, кинематографе, как новое средство общения. Причины их создания различны: для улучшения языковой коммуникации, для шифрования информации, в развлекательных целях или в качестве лингвистического эксперимента.
Люди издревле испытывали проблему «языкового барьера». Решали ее по-разному: например, учили другие языки или выбирали какой-нибудь один язык для международного общения. И здесь на помощь человеку приходят «искусственные языки». Ведь на заучивание международных языков нужно много лет, а для искусственных языков всего несколько месяцев.
Вне зависимости от причины создания того или иного искусственного языка, им невозможно равноценно заменить язык естественный. Он лишен культурной и исторической базы, его фонетика будет всегда условной (известны примеры, когда эсперантисты из разных стран с трудом понимали друг друга из-за огромной разницы в произношении тех или иных слов), он не имеет достаточного числа носителей, чтобы можно было «окунуться» в их среду. Искусственные языки, как правило, учат поклонники тех или иных художественных произведений, где эти языки используются, программисты, математики, лингвисты или просто заинтересованные люди. Значит, рассматривать их как инструмент межнационального общения можно, но лишь в узком кругу любителей и говорить, что в скором времени искусственный язык будет основным или главным языком нельзя.
Тем не менее, сторонники искусственных языков до сих пор считают, что в условиях современной глобализации необходим язык, который мог бы использоваться всеми, но при этом не ассоциировался с какой-то определенной страной или культурой, и продолжают лингвистические изыскания и опыты.
Изучение языка – сфера приложения больших усилий. Людям порой не под силу выучить иностранный язык, что уж говорить о том, чтобы ввести международный язык или специальный язык, развивающий логику и быстроту мышления. И если бы международный язык был бы введён, первые поколения, которые столкнулись бы с ним и не знали бы его с рождения, испытывали бы трудности с его освоением.
К тому же при введении международного искусственного языка сразу же возник бы вопрос о сохранении культуры и традиций родных, исторических языков. Начались бы споры об опасности глобального языка, который убил бы разнообразие культур. Всегда находятся люди, пытающиеся создать свой, новый, язык.
Однако имеют искусственные языки и свои плюсы: их могут использовать шифровальщики, на них удобно переговариваться о чем-то тайном, с их помощью можно полностью погрузиться в мир произведения, если герои там говорят подобным слогом.
Глава 4
Анкетирование учащихся
Так, с целью выявления данных о том, что знают мои ровесники, ученики 6 классов, об искусственных языках, было проведено анкетирование.
Результаты анкетирования
из 60 ребят ответили, что знают 45 человек.
Из результатов анкетирования можно сделать вывод, что многие ребята знают, что такое искусственные языки, но ошибочно считают, что это знаки правил дорожного движения, азбука Морзе, язык глухонемых, язык жестов. Однако, значительное большинство учеников считают, что искусственные языки нужны в современном мире и при возможности хотели бы выучить такой язык и общаться с людьми из разных стран на одном языке.
Заключение
Изучив данную тему, я могу сделать вывод, что искусственные языки, «языки из пробирки», т.е. специально придуманные людьми, появлялись в разные времена и этот процесс не остановить, т. к. человечеству нужен такой язык, чтобы без проблем можно было общаться людям разных народов и национальностей без переводчиков.
Вот если мы обратимся к истории, то сначала языком «всемирного» общения служил древнегреческий, потом латынь, затем французский, теперь всё больше людей изучают английский язык, чтобы, поехав в другую страну, можно было свободно изъясняться, понимать окружающих тебя людей. И всегда при этом одни люди, носители этих языков, имели преимущество перед другими языковыми странами. А это неправильно, на мой взгляд. Все должны быть равны. Как раз в этом и может помочь искусственный язык. Но пока такого языка не существует. И, может быть, мы, молодое поколение приблизимся к этому, но нам ещё многому нужно учиться.
С помощью языка происходит познание окружающего мира. Успех познания зависит от правильного употребления естественных и искусственных языков. Сначала мы познаем окружающий мир с помощью естественного языка. Постепенное углубление изучение чего-либо требует более точных систем исследования. Это приводит к созданию искусственных языков.
Таким образом, наша гипотеза частично подтвердилась, искусственные языки не являются чем-то устаревшим, они имеют важное значение во все времена и в современном мире тоже. Однако, как бы ни был развит искусственный язык, он происходит от естественного языка.
Метод анкетирования позволил нам ещё раз указать на значимость нашей работы и подчеркнуть её актуальность. Искусственные языки, как правило, учат поклонники тех или иных художественных произведений, где эти языки используют программисты, математики, лингвисты или просто заинтересованные люди. Рассматривать их как инструмент межнационального общения можно, но лишь в узком кругу любителей. Как бы то ни было, идея создания универсального языка до сих пор живет и процветает в обществе.
Я считаю, что цель нашего исследования – узнать больше об искусственных языках, их роли в нашей жизни и определить их место в современном мире, достигнута.
Литература
1.Аудерская Т.В. Альманах «Лучший день нашей жизни». О языке эсперанто и не только. Изд. Ridero,2018г.
2.Детская энциклопедия. Язык. Художественная литература. «Будущее человеческой речи», Издательство "Просвещение", Москва, 1988 год.
3.Королевич А.И. Книга об эсперанто. Киев, "Наукова думка", 1989 г.
5.Юный эрудит. Язык "из пробирки", октябрь 2006 г.
6.Язык будущего. КВИН, 2008г
Приложение 1
Алфавит Эсперанто с произношением
Приложение 2
Приложение 3
Самый главный и трудный вопрос
Пустой колос голову кверху носит
Простые новогодние шары из бумаги
Никто меня не любит
Нарисуем попугая цветными карандашами