Тезисы к презентации Утраченные святыни".
Вложение | Размер |
---|---|
Тезисы к презентации "Утраченные святыни" | 103.5 КБ |
УТРАЧЕННЫЕ СВЯТЫНИ
Авторы: Соин Денис Максимович, Фёдоров Максим Михайлович, Зубов Марк Максимович, учащиеся 8 класса МБОУ СОШ № 11 г. Серпухова Московской области
Научный руководитель: Кириллина Наталья Владимировна, учитель географии МБОУ СОШ № 11 г. Серпухова Московской области.
Аннотация
В первой половине ⅩⅩ века в нашем городе были утрачены храмы Рождества Пресвятой Богородицы, Преображения Господня, Вознесения, святых Жен Мироносиц (построек 1685 и 1880 гг.), святого Александра Невского. Серпуховичи лишились не только красивейших архитектурных памятников, и незатейливых церквушек, бывших местом горячего моления к Богу.
In the first half of the 20th century such cathedrals as the Church of the Holy Mother of God, the Temple of the Transfiguration of the Lord, the Church of the Holy Myrrh-bearers ( built in 1685 and 1880), the Cathedral of saint Alexander Nevsky were destroyed in our city.For the community of Serpukhov it meant not only the loss of the most beautiful architectural monuments, but also some simple churches that were the places of genuint prayers to God.
Тема исследования актуальна для школьников, изучающих историю развития Серпухова как города, заложенного русским православным князем Владимиром Храбрым, города, который много веков развивался как один из центров православной культуры южного Подмосковья.
Проблема исследования: какие храмы считаются утраченными – только те, которые полностью разрушены, или те, здания которых значительно перестроены или пришли в ветхое состояние? [4].
Объект исследования - православные храмы Серпухова.
Предмет исследования – история утраты православных храмов Серпухова в ⅩⅩ веке.
Цель исследования: выявить причины исчезновения православных храмов в Серпухове.
Задачи исследования:
- изучение и анализ имеющейся литературы и других источников по теме исследования;
- сбор фактических данных о местоположении порушенных храмов;
- сбор сведений о времени постройки, об архитектуре храмов;
- выявление причин утери храмов;
- анализ полученных данных и оформление результатов исследования.
Для исследования были выбраны посадские храмы, фотографии которых помещены в альбом видов Ив. Ив. Улитина 1905 года издания: церковь Вознесения Господня [1, 3], церковь Преображения Господня [1, 4], церковь Рождества Пресвятой Богородицы [1, 5], церковь Печерской иконы Божией Матери при Крестовоздвиженской церкви [1, 8., церковь Воскресения Христова [1, 12., церковь св. Александра Невского [1, 15], а также церковь Св. Жен Мироносиц в Сельце. [1, 17]. В начале исследования мы предположили, что все эти храмы полностью разрушены, не осталось и следов от них.
Основные понятия: торг; классический тип русского церковного зодчества; посад; подол; придел; трапезная; престольные праздники; Рождество Пресвятой Богородицы; Вознесение Господне; Преображение Господне; Воскресение Христово; Жены-Мироносицы; святой благоверный князь Александр Невский; архитектурный эклектизм; Деисус; Печерская икона Божией Матери; Сотная князя Фуникова; Господь Саваоф; шатровая колокольня.
Храм Рождества Богородицы был расположен на территория Серпуховской мебельной фабрики, расположенной по улице Верхние Гончары, д. 17.
Время возникновения данного храма неизвестно. Но праздник Рождества Божией Матери особо почитался на Руси. В день Рождества Богородицы в 1380 году была одержана победа на Куликовом поле. Предполагается, что храм мог быть расположен у северной окраины города в память о встрече здесь серпуховских ратников, участвовавших в Куликовской битве. Здесь могли встречать воинов, которые возвращались из похода, приняв участие в торжественном въезде войска Дмитрия Донского в Москву 1 октября 1380 году. В 1552 году район за Мешалкой, в котором находился храм, был включен в посад под названием Острого конца, в котором к церкви Рождества Пречистой примыкал Кроткий (т. е. Короткий) переулок. [3, 135]. По Сотной князя В. С. Фуникова, над Мешалкой, между двумя храмами — «от Пречистой ко Фролу Святому» — тянулись три ряда серпуховского торга, в основном, по городской земле, но пять лавок были «на церковной земле». [3, 314].
Каменным храм Рождества Богородицы стал в 1745 году и был построен в камне «неизвестно кем». Церковь принадлежала к классическому типу русского церковного зодчества середины XVIII века. [2, 152]. Основным объемом служил «восьмерик на четверике», с запада к нему примыкали небольшая трапезная и миниатюрная шатровая колокольня. В начале ХХ века церковь Рождества Богородицы венчали главы в виде евхаристической чаши: такие же, как и на Ильинском храме. С начала ⅩⅠⅩ в. богослужение в храме стали совершаться редко. В советское время служение в храме Рождества Богородицы прекратилось. В 1923 году его иконы передали в близлежащую Казанскую церковь. Здание было взято на государственный учет как памятник архитектуры 12 августа 1924 года, однако впоследствии разрушено до основания. [5].
Храм св. благоверного князя Александра Невского. Располагался в северо-восточной части площади Ленина. [5].
Храм начал строиться по решению собрания городского общества Серпухова 23 марта 1881 г. для вечного поминовения убитого менее чем за месяц до того императора Александра II.
Среди горожан был открыт сбор средств на новое строительство. Однако это начинание встретило противодействие со стороны прихожан близлежащих Распятского и Никольского храмов, которые подали в Епархию прошение, где указывалось, что храм не может быть построен на Торговой площади, среди трактирных и питейных заведений. Но строители Александро-Невского храма обратились в Синод, обещая, что торговля крепкими напитками будет удалена от храма на требуемое законом расстояние 40 саженей (ок. 85 м). Консистория приняла решение о строительстве, и в 1889 г. храм св. Александра Невского на площади Серпухова был освящен.
Здание храма было спроектировано Митрофаном Александровичем Арсеньевым в формах русской эклектики. Здание храма построили тесным (почти 17 м, а в длину ок. 27 м). Оно представляло собою живописную пару шатров красного кирпича: колокольни и собственно храма.
При храме было создано Александро-Невское братство трезвости. Каждое воскресенье при большом скоплении народа перед списком с чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в храме совершались молебны с чтением акафиста, а затем проходили религиозно-нравственные беседы.
При реконструкции Главной площади (площади III Интернационала) в 1934 г. храм разобрали.
Церковь Вознесения (Вознесенская церковь). Церковь была расположена по ул. Ситценабивная (территория ситценабивной фабрики).
Эта церковь представляла собой восьмерик на четверике с небольшой трапезной и шатровой колокольней, с ярко выраженной ярусной компоновкой. [5]. Церковь была построена в 1747-1748 на средства купца Г. Т. Кишкина. Храм был интересен своеобразным силуэтом своего «двухъярусного» восьмерика, рельефным декором в виде оконных наличников, угловых пилястров и карнизов. Здание, построенное из кирпича, было побелено; его кровли, луковичные главы и шатёр колокольни – покрашены. [2, 152]. Церковь разрушена в середине ХХ в., а то место, где она находилась, застроено корпусами ситценабивной фабрики.
Церковь Преображения (Преображенская церковь; Спасо-Преображенская церковь; Спасопреображенская церковь; Спаса Преображения церковь; Спасская церковь). Была расположена на территории комбината Красный Текстильщик (АО «Серпуховский текстиль»).
Преображенский храм стоял на берегу р. Нары на Спасской горе. В Сотной князя Фуникова 1552 г. [3, 313] церковь называлась Спасской. Она была деревянной и в 1710 году сгорела. Прихожане купили в уезде здание церкви, которая стояла там «без пения» и перевезли его на Спасскую гору. Новая церковь была освящена во имя Благовещения. Но в 1742 г. в Серпухове вновь упоминается церковь Спаса Преображения. Так этот храм пережил два переосвящения. [5]. Каменная церковь типа восьмерик на четверике [2, 152] была построена в 1-й половине XVIII в. Капитально перестроена в 1860-1864 на средства И. М. Коншина: выстроены новая трапезная и колокольня, изменен декор храма. Церковь закрыта не позже 1930-х, перестроена и оказалась на территории ткацкого комбината. Снесена в 1975, на её месте возвели новые цеха.
Храм святых Жен Мироносиц. Располагался на ул. 2-я Московская; старая церковь - участок между дд. № 28/3 и 36а; новая церковь - участок между дд. № 43/15 и 47/10. По всей видимости, здесь располагалось село, в 1370-х гг. подаренное князем Серпуховским Владимиром Андреевичем Высоцкому монастырю.
В 1552 году название места упоминается в Сотной князя Фуникова. [3, 319]. В 1649 г. Сельцо включено было в городской посад. Около 1685 года храм Свв. Жен Мироносиц был выстроен в камне. [2, 111]. Позже храм несколько раз перестраивался.
Мироносицкий храм принадлежал к разряду самых богатых и посещаемых в Серпухове. Колокол храма был крупнейшим в городе. Восьмиконечные, с цепями, кресты на восьми главах – позолочены. Внутри храма был расписан потолок, на восточной стене снаружи имелась икона Деисуса. Внутренность купола украшали лепные изображения Господа Саваофа и херувимов.
Но многие части украшений поедал грибок, и было принято решение строить новую церковь. Деньги на строительство завещали почётный гражданин Андроник Андреевич Солодовников и неизвестное лицо. Работы завершились в сентябре 1880 года. Новый храм был построен в 1880 гг. Он представлял собою характерный образец архитектурного эклектизма сер. XIX в. В старом храме службы не совершались.
Старая Мироносицкая церковь была разрушена в 1930-е гг., здание же новой церкви, переданное военному ведомству, сильно пострадало от бомбардировок 1941-1942 гг.; руины её разобраны в 1960-х.
Це́рковь Пече́рской ико́ны Бо́жией Ма́тери (Печерская церковь).
Церковь расположена в историческом центре на Ситценабивной улице, дом 15, в районе старого городского посада в непосредственной близости от Крестовоздвиженской церкви. Именитые прихожане Крестовоздвиженской церкви, а среди них были купцы Кишкины, имели связи с Киево-Печерской лаврой. Поэтому выбор посвящения новой церкви Печерской иконе Богоматери не кажется случайным. Печерская церковь служила вторым (тёплым) храмов Воздвиженского прихода. [5]. Она была построена в период с 1804 по 1809 год. Возведение церкви велось на средства купца Н. И. Плотникова, принадлежавшего к семье полотняных заводчиков. Печерская церковь - это типичное сооружение стиля ранний ампир: в основе здания кубовидный четверик, увенчанный невысоким барабаном, затем - сфероконическим куполом. Храм закрыт в 1930-х годах. В советское время здание Печерского храма использовалось как компрессорная комбината «Красный текстильщик».
Храм Воскресе́ния Христо́ва (Це́рковь Воскресения Словущего, Воскресе́нская церковь). Храм расположен в историческом центре города на пересечении Калужской улицы и Коммунистического переулка (бывшей Воскресенской улицы, названной в честь храма) в районе старого посада над оврагом с речкой Серпейкой. Холм, на котором находилась церковь, носил название Воскресенской горы. [5].
Воскресенский храм построили братья Сериковы в 1715 или 1723 гг. Храм Воскресения Христова считался одним из наиболее красивых храмов Серпухова. Изначально построенный в духе традиционного зодчества представлял собой характерный для местного зодчества двухэтажный куб c четвериком, увенчанным пятью главами, имел трапезную, шатровую колокольню, в северной части к зданию храма примыкала двухъярусная обходная галерея. Стены украшались каменными наличниками. Высокие светлые стены пятиглавой церкви, украшенные каменными наличниками, возносились над древней частью города - подолом и оврагом с речкой Серпейкой.
В начале 1930-х гг. церковь закрыли, настоятель протоиерей Николай Теряев принял мученическую кончину в Пермской ссылке. В 1935 г. снесли колокольню, разрушили пятиглавие. Все здание церкви было перестроено до неузнаваемости. Перестроенное здание долго использовалось в качестве жилого дома.
В результате нашего исследования мы выяснили, какие храмы Серпухова навсегда утрачены; где они располагались; каков был их внешний облик и внутреннее убранство. Мы побывали в тех местах города, где располагались утраченные храмы и сделали фотографии объектов, расположенных на их месте. Мы составили карту центральной части города, отметив на ней места расположения разрушенных храмов.
Мы обнаружили, что Храм Воскресе́ния Христо́ва начал восстанавливаться. Здание Печерской церкви пока не разрушено до основания и эту церковь можно восстановить.
В целом, цели, поставленные вначале исследования, достигнуты. Наша гипотеза не подтвердилась. Два храма из семи могут быть возрождены.
Список использованных источников.
1. Альбом видов. Церкви и монастыри г. Серпухова. Издание книжного магазина Ив.Ив. Улитина в Серпухове, 1905. – 33 стр.
2. Разумовский Ф.В. Художественное наследие Серпуховской земли. — М.: Искусство, 1992. — 246 с.
3. Симсон. П. История Серпухова в связи с отечественной историей. М.: Типография Т. Рис, близ Яузской части, 1880. – 346 стр.
4. В какой момент храм считается утраченным. Народный каталог православной архитектуры. http://sobory.ru/forum3/viewtopic.php?t=29137 (дата обращения 10.12.2017)
5. Храмы серпуховского благочиния. URL: http://tsobor.ru/. Троицкий собор города Серпухова, 2006-2012. (дата обращения: 09.12. 2017).
Красочные картины Джастина Геффри
Мороз Иванович
Три загадки Солнца
Новый снимок Юпитера
Астрономический календарь. Июнь, 2019