Работа была представлена к защите итогового метапредметного проекта.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 146 КБ |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 18»
ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ
на тему
«Современные оздоровительные системы физического воспитания»
по дисциплине
«Физическая культура»
Обучающийся: Сарочка Татьяна Сергеевна
Класс 9 А
Руководитель проекта Сарочка Анжелика Станиславовна
Смоленск - 2019
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОЗДОРОВЛЕНИЕ ОРГАНИЗМА КАК СИСТЕМА 5
ГЛАВА II. РАЗНООБРАЗИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ 8 СИСТЕМ
2.1. СИЛОВЫЕ И БОЕВЫЕ СИСТЕМЫ
2.2. ПОДВИЖНЫЕ СИСТЕМЫ
2.3. СТАТИЧНЫЕ СИСТЕМЫ
2.4 СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ
ГЛАВА III. ВЫБОР СИСТЕМЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОГРАНИЗМА 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ 18
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье является основой жизнедеятельности человека, его материального благополучия, трудовой активности, творческих успехов и долголетия. Оно отражает уровень жизни и благополучия страны, непосредственно влияет на производительность труда, экономику, обороноспособность, нравственные принципы общества, настроение людей. При этом уровень здоровья зависит от социально-экономических, материально-технических, санитарно-гигиенических, экологических условий, а так же культуры, образования, здравоохранения, науки, образа жизни, питания и главное - от уровня двигательной активности человека. В настоящее время приобретает особую значимость здоровый, социально адаптированный и активный человек, способный обеспечить себе и своим близким более высокий материальный и духовный уровень жизни. Движение - биологическая потребность организма, самый естественный регулятор и стимулятор жизнедеятельности. Оздоровительное значение физической активности значимо на всех этапах жизни человека.
От чего в первую очередь зависит здоровье человека? Конечно же, от многих факторов. Но одним из важнейших способов формирования, сохранения и восстановления здоровья современного человека является оздоровительная физическая культура, в основе которой находится целенаправленная двигательная активность, играющая важную роль в поддержании нормальной жизнедеятельности организма человека, а также для предотвращения возникновения различных заболеваний. В современном мире представлено огромное количество разнообразных по своей направленности оздоровительных технологий. Мне стало интересно, возможно ли разобраться в многообразии оздоровительных систем физического воспитания и выбрать определённую систему для практического использования в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Тема проекта: «Современные оздоровительные системы физического воспитания»
Цель проекта: изучить современные оздоровительные системы
Задачи:
Предмет исследования – современные оздоровительные системы физического воспитания
Объект исследования – особенности практического использования оздоровительных систем
При написании метапредметного проекта использовались следующие методы:
ГЛАВА I. ОЗДОРОВЛЕНИЕ ОРГАНИЗМА КАК СИСТЕМА
Одной из возможностей сохранения, развития и восстановления здоровья человека, является оздоровительная физическая культура.
Оздоровительные системы – это системы знаний и практических методик, позволяющих обеспечить формирование здоровья.
Известные оздоровительные системы условно можно разделить на современные и традиционные. Традиционные системы пришли к нам из стран с непрерывным и преемственным развитием культуры – Индии и Китая. Это йога, у-шу, цигун. Современные оздоровительные системы формируются в странах молодой культуры на основе системного (целостного) подхода, такие, как аэробика, стретчинг и другие разновидности фитнеса.
Оздоровительная физическая культура – это специфическая сфера использования средств физической культуры и спорта, направленная на оптимизацию физического состояния человека, восстановление сил, затраченных в процессе труда (учебы), организацию активного досуга и повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов производства и окружающей среды.
Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство. Именно поэтому оздоровительная система – это не единичный акт, а соединение определённых составных частей, без взаимосвязи которых никакая система не произведёт эффекта оздоровления.
Для эффективного воспроизведения организма необходимы следующие условия:
Оздоровительные системы начали формироваться с момента зарождения человеческих цивилизаций и естественным образом входили в культуру человечества. С. Кириленко в своих исследованиях отмечает, что физическому воспитанию детей и подростков значительное внимание уделяли еще в первобытном обществе, что отражено в виде организованных подвижных игр и развлечений. Принято говорить о двух направления в области истории развития оздоровительного фитнеса: европейской (сейчас все чаще говорят о евро-американской) и восточной. В основе различий систем физической культуры Востока и Запада лежат различия менталитета, философии, национальные особенности, которые выразились и в области физических упражнений. В программах фитнеса, разработанных в рамках европейской культуры и культуры Востока, используются различные механизмы управления движениями. Истоками западного искусства движения являлись, танцы, пришедшие к нам из ритуала, из психофизического опыта архаического человека познавать свою сущность и лечить себя и своих соплеменников, а также рациональный функциональный подход (физические упражнения направлены на улучшение фигуры и функционирования сердечнососудистой системы). Искусство движения на Востоке (популярная сейчас китайская система оздоровительной тренировки – ушу с ее разновидностями, так же как и система другой восточной физической культуры – йоги) - это философия, целая система древнейших заповедей. Это наука о жизни в единстве с природой. Любая восточная система физических упражнений в той или иной степени связана с медитацией.
Обращение к самому себе есть необходимое условие здорового образа жизни.
В античном мире танцы, физические упражнения, в частности, выполняемые и под музыку, применялись для развития хорошей осанки, походки, пластичности движения, наконец, силы и выносливости. С развитием цивилизации, научно-технического прогресса, с угрозой человечеству гиподинамии на рубеже ХIХ – ХХ веков формируются и становятся популярными различные гимнастические системы: немецкая, шведская, снарядная гимнастика Шписа, дыхательная гимнастика Мюллера, атлетическая Сандова, сокольская гимнастика и др. Современные системы оздоровления комбинируют восточные и европейские техники движения, совмещая самое интересное и полезное.
Движение - биологическая потребность организма, самый естественный регулятор и стимулятор жизнедеятельности. Оздоровительный эффект физических упражнений основан на тесной взаимосвязи работающих мышц с нервной системой, обменом веществ, функционированием внутренних органов. При регулярном и систематическом выполнении упражнений оптимизируется регуляция всех систем и органов организма человека. Улучшается обмен веществ, доставка и использование кислорода органами и тканями, снижается содержание холестерина, эффективнее выводятся из организма продукты распада, наблюдается экономизация деятельности дыхательной, сердечнососудистой, энергетической, теплообменной и других функций организма. Оздоровительное значение физической активности значимо на всех этапах жизни человека. В условиях нарастающей гиподинамии значительно возрастает роль различных форм и видов оздоровительной физической культуры. Соответствующим образом организованные занятия физической культурой способствуют изменению целого ряда показателей физического развития, функционального состояния и психофизиологических возможностей человеческого организма. В определенной степени в процессе тренировочных занятий оздоровительной направленности происходит формирование личностных качеств и психофизической готовности.
ГЛАВА II. РАЗНООБРАЗИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ
2.1. СИЛОВЫЕ И БОЕВЫЕ СИСТЕМЫ
Атлетическая гимнастика
Это система физических упражнений, направленных на развитие силы, формирование и коррекцию телосложения. Одновременно она представляет собой эффективнейшее средство, способствующее укреплению здоровья, на основе корректировки врождённых дефектов тела, профилактики и лечения многих недугов. Правильно сочетая использование всевозможных снарядов, тренажёров, правильное питания и эффективную методику оздоровительной тренировки, человек может творить с собой буквально чудеса.
У-шу
Оздоровительная гимнастика У-шу - это национальная система физических упражнений китайского народа. Поистине массовое и многовековое его увлечение системой таких занятий, пожалуй, больше не знает подобных аналогов в мире. Спектр используемых в ней упражнений огромен и исключительно разнообразен - от двигательно-медитативных систем до боевых комплексов, выполняемых как без оружия, так и с различными его видами. В содержании китайской гимнастики У-шу находят отражение религия, этнографические особенности, национальная психология, культура и история.
Тайский бокс
Разновидность боевого искусства Тайланда. В переводе муай-тай означает «поединок свободных» и приобретает всё большую популярность в мире. На занятиях вы все время находитесь в активном движении: оттачиваете удары по груше, мешку и т.п., работаете в паре, проводите бой с тенью и участвуете в спаррингах – происходит качественный выброс лишней энергии и быстрое увеличение всех физических характеристик тела. Скорость реакции и умение моментально принимать решения – обеспечены. Тайский бокс воздействует практически на все мышцы тела. Если заниматься несколько лет, то можно получить шикарный мышечный рельеф и, конечно, атомную силу. Значительно улучшится координация движений, вы станете контролировать расход сил.
2.2. ПОДВИЖНЫЕ СИСТЕМЫ
Аэробика
Система упражнений в циклических видах спорта, связанных с проявлением выносливости (ходьба, бег, плавание и др.), направленная на повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Ритмическая гимнастика
Традиционный вид гимнастики оздоровительно-развивающей направленности, основанный на подчинении двигательных действий задающему ритм и темп музыкальному сопровождению. Ритмическая гимнастика представляет собой систему гимнастических упражнений, включающую упражнения общеразвивающего характера, циклические движения (ходьбу, бег, подскоки и прыжки, танцевальные элементы), выполняемые в заданном темпе и ритме.
Шейпинг
Созданный в России один из нетрадиционных видов оздоровительной гимнастики.
Существует несколько вариантов определения шейпинга как системы физических упражнений:
- система гимнастических упражнений общеразвивающего характера, направленная на формирование внешних форм тела человека;
- система физических упражнений, позволяющая корректировать отдельные параметры внешнего оформления телосложения;
- способ направленной тренировки на коррекции изменения фигуры и состава тела.
Фитнес
Довольно популярный в последнее время вид физических нагрузок. Если углубляться в теорию того, что такое фитнес, то окажется, что это целая наука, исследующая механизмы двигательной активности человека и еѐ влияние на организм. Целью занятий фитнесом является улучшение показателей силы, гибкости и выносливости за счет накопления пластических и энергетических
веществ. При этом человеческий организм функционирует, обеспечивая полноценный физический и психологический комфорт.
Кроссфит
Можно описать как программу тренировок, состоящую из «постоянно варьирующихся функциональных упражнений высокой интенсивности». Цель методики формулируется как физическое развитие человека по таким направлениям как выносливость, сила, гибкость, скорость, координация, точность, а также улучшение работоспособности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, быстрота адаптации к смене нагрузок и др.
2.3. СТАТИЧНЫЕ СИСТЕМЫ
Стретчинг
Это комплекс упражнений и поз для растягивания определенных мышц, связок и сухожилий туловища и конечностей. Стретчинг оказывает положительный эффект на весь организм в целом, улучшает самочувствие. Поэтому этот вид тренировки широко используется в составе оздоровительных тренировочных комплексов или в качестве самостоятельного занятия. Повышение гибкости – основной эффект стретчинга и улучшением этой физической способности человека чаще всего оценивают его эффективность.
Бодифлекс
Представляет собой уникальный комплекс поз и упражнений, которые выполняются с обязательным соблюдением специального дыхания. Это диафрагмальное дыхание, обогащающее организм кислородом. Для достижения желаемого эффекта достаточно 15 минут занятий бодифлексом в день.
А сочетание правильного дыхания с упражнениями приводит к потрясающим результатам: жиры активно расщепляются за счет обогащения кислородом напряженных во время занятий мышц, мышцы укрепляются и становятся выносливее, происходит своеобразный массаж внутренних органов, все тело наполнятся энергией и бодростью.
Пилатес
Это универсальная система оздоровления, система упражнений для тела и разума, требующая постоянного осознания происходящего в теле, постоянного сосредоточения внимания на каждом движении.
Особенностью пилатеса является то, что во время занятий задействованы практически все группы мышц, а их основа — тренировка мышечного корсета: достижение координации работы мышц пресса и глубоких мышц позвоночника, отвечающих за осанку.
Это не просто набор упражнений, а особый подход к движениям.
Йога
Это такой подход к жизни, который предполагает, что наше тело тесно связано с разумом, а ум связан с душой. Слово «йога» происходит от санскритского слова, означающего «единение» и «усилие», если речь идет о существительном, глагол же переводится как «сочетать», и «сосредотачивать». Возраст индийской
йоги оценивается в 4 тысячи лет. Коротко можно выразить ее суть в следующих тезисах: Йога – это стройность и гибкость, красивая осанка и мгновенная готовность к быстрому и точному действию. Йога – это глубокая и спокойная уверенность в своих силах Йога – это умение хорошо и много трудиться, полноценно отдыхать. Это внутренняя дисциплина и долголетие.
Плавание очень положительно воздействует на человеческий организм. Плавание не только улучшает физическую форму, но и внешний вид человека. Занятия плаванием положительно влияет на настроение, вызывает бодрость и прилив жизненных сил. При занятиях плаванием активно тренируются мышцы пресса, бедер, ягодиц и рук, укрепляются и становятся гибкими суставы шеи и бедер. Плавание улучшает кровообращение и способствует насыщению всех клеток организма кислородом. Даже после трехминутного заплыва мышцы получаю достаточно большое количество кислорода.
Разновидности аэробики
ГЛАВА III. ВЫБОР СИСТЕМЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОГРАНИЗМА
При выполнении самостоятельных занятий необходимо помнить:
1. Прежде чем начать самостоятельные занятия физическими упражнениями, выясните состояние своего здоровья, физического развития и определите уровень физической подготовленности.
2. Тренировочное занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Основная часть тренировки составляет 70-80% всего времени занятия. Остальные 20- 30% деятельности делятся между разминкой и заключительной частью, во время которой интенсивность выполнения физических упражнений последовательно снижается.
3. Каждое занятие должно начинаться с разминки и подготовке организма к предстоящей нагрузке. Увеличивать нагрузку следует постепенно, упражнения должны воздействовать на основные группы мышц туловища и конечностей. В конце занятий нужен постепенный переход к относительно спокойному состоянию организма. Физические упражнения не должны вызывать значительного переутомления.
4. Эффективность тренировки будет наиболее высокой, если вы будете использовать физические упражнения совместно с закаливающими процедурами, соблюдать гигиенические условия, режим правильного питания.
5. Результаты тренировок зависят от их регулярности, так как большие перерывы (4-5 дней и более) между занятиями снижают эффективность предыдущих занятий.
6. Не стремитесь к достижению высоких результатов в кротчайшие сроки.
7. Физические нагрузки должны соответствовать вашим возможностям, поэтому их сложность повышайте постепенно, контролируя реакцию организма
8. Составляя план тренировки, включайте упражнения для развития всех физических качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости и координации).
9. Если вы почувствовали недомогание или какие-то отклонения в состоянии здоровья, переутомление, прекратите тренировки, посоветуйтесь с преподавателем или врачом.
10. Оздоровительная система – это системное оздоровление организма, включающее в себя соответствующий образ жизни, позитивное мышление и регулярные занятия оздоровительной гимнастикой. Для достижения желаемого результата необходимо потратить определённое количество времени, усилием воли тренировать тело и настраивать мысли на здоровый лад.
Оздоровительная система | Достоинства | Недостатки |
Силовые и боевые системы | Формируют хороший мышечный рельеф Способствуют развитию силы и выносливости Воспитывают характер Помогают избавиться от негативной энергии и агрессии Улучшают координацию и сосредоточенность | Требуют достаточно большой физической отдачи и силы Велика вероятность получения травмы Необходимы определённые качества характера Требуют специального оборудования |
Подвижные системы | Способствуют быстрому снижению веса Формируют ритмичность, координацию, красоту и гармоничность движений Прорабатывают различные мышечные группы Повышают функциональные возможности организма | Подходят далеко не всем Высокая нагрузка Имеются противопоказания Необходимо строгое соблюдение структуры занятия |
Статичные системы | Учат концентрации и сосредоточенности Способствуют гибкости и подвижности суставов Осознанно тренируют мышечный корсет Формируют правильную и красивую осанку Способствуют правильному дыханию | Обязательно освоение оздоровительной сути выбранной системы Только системное отношение поможет полностью понять суть Лучше заниматься с инструктором |
Специализированные системы | Укрепляют определённые группы мышц Нормализуют давление Улучшают работу дыхательной и сердечнососудистой систем организма Оказывают положительное влияние на самочувствие и настроение | Требуют специального инвентаря, оборудования |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных условиях возрастает роль поиска оптимальных средств и методов в сфере физической культуры, направленных на укрепление здоровья человека. Здоровье – способность человека адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды, взаимодействуя с ними свободно на основании своей биологической, психологической и социальной сущности. Здоровье человека находится в прямой зависимости от его образа жизни. Для сохранения здоровья человека необходимо вести именно здоровый образ жизни, который предусматривает физическую активность, необходимую для функциональной жизнедеятельности организма. Здоровый образ жизни объединяет все то, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях, и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.
Мечтая об универсальном средстве против всех недугов, человечество за многие века своего существования пережило не одно увлечение модными лекарствами, новейшими теориями оздоровления и омоложения, но всякий раз очередная сенсация оказывалась развенчанной. Авторитет же физических упражнений не только остался неколебим с древнейших времен, но и неизмеримо возрос. Сейчас уже общепринято мнение, что предупреждение большинства заболеваний можно с успехом осуществить путем повышения сопротивляемости к ним организма. Причем главным всегда была и остается естественная сопротивляемость, формирующаяся в процессе физической тренировки и закаливания.
На основании изученного материала я сделала следующие выводы:
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Касатова Л.В., Закирова Л.М. Современные оздоровительные системы физической культуры // Учебно-методическое пособие.- Казань: Казанский университет, 2015
2. Волков В. К. Современные и традиционные оздоровительные системы
// Теория и практика физической культуры. – 1996. - № 12. – С. 7-10.
3. Каштанова Г.В., Мамаева Е.Г. Методики оздоровления // Практическое пособие - М.: Аркти, 2006
4. http://catalog.multiwork.org/ref-sovremennye-populyarnye-ozdorovitelnye-16525/
6. http://fb.ru/article/36264/ozdorovitelnaya-gimnastika---obschie-printsipyi
7. https://diplom-legko.ru/download/free-author/pedagogika-author/zsosdfwskr.html
9. https://studbooks.net/698161/turizm/ozdorovitelnye_sistemy_fizicheskoy_kultury
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
1. Тема проекта:
Современные оздоровительные системы физического воспитания
2. Ф.И.О. разработчиков проекта, класс
Сарочка Татьяна Сергеевна
3. Цель проекта
Рассмотреть оздоровительную суть современных оздоровительных систем физического воспитания.
4. Актуальность выбранной темы
Движение - биологическая потребность организма, самый естественный регулятор и стимулятор жизнедеятельности. Оздоровительное значение физической активности значимо на всех этапах жизни человека.
5. Тип проекта
Информационный
6. ФИО руководителя проекта
Сарочка Анжелика Станиславовна
7. Этапы работы над проектом:
Период | Этап | Что делал? | Рекомендации руководителя проекта |
сентябрь - октябрь | Подготовительный | Определение тематического поля Поиск и анализ проблемы Составление плана реализации Постановка цели, задач проекта | Определить конкретные задачи проекта |
ноябрь - декабрь | Аналитический | Сбор, изучение, анализ, обобщение информации Поиск оптимальных способов достижения цели проекта Структурирование информации | Чётко структурировать информацию в соответствии со структурой проекта |
январь -февраль | Практический | Систематизация информации Разработка практической части Определение выводов Подготовка выступления | Включить исследовательский компонент Сделать выводы исходя из личного опыта |
март - апрель | Презентационный | Оценка качества выполнения Оформление презентации Презентация проекта | Проверить качество работы в соответствии с положением |
8. Самоанализ и самооценка (Что нового узнал? Чему научился? Мои впечатления от работы)
В процессе работы над данной темой я рассмотрела оздоровительную суть разнообразных оздоровительных систем физического воспитания, классифицировала их по определённым признакам, поняла суть понятия «оздоровительная система», выработала общие рекомендации.
Изучение данной темы помогло мне определиться с выбором оздоровительной системы, подходящей лично моим предпочтениям и интересам.
Рецензия
на итоговый проект
ученицы 9 «А» класса
МБОУ СШ № 18
Сарочка Татьяны.
Итоговый проект ученицы посвящен изучению разнообразия современных оздоровительных систем физического воспитания, выявлению их оздоровительной сути и определению достоинств и недостатков каждой из них в практическом применении.
Актуальность данной темы не вызывает сомнения. Современный мир оказывает на организм человека огромное влияние, и оно не всегда положительное. Поэтому тема здоровьесбережения сегодня очень важна для рассмотрения.
Поставленная ученицей цель – рассмотрение оздоровительной сути современных систем физического воспитания - последовательно реализована в ходе решения задач исследования, изучения, анализа и обобщения информационных источников.
Практическая значимость данной исследовательской работы состоит в разработке общих практических рекомендаций использования различных систем оздоровления. Также в ходе работы над проектом, ученица распределила определённые системы физического воспитания в соответствующие группы и выявила их плюсы и минусы, что может помочь в выборе подходящей оздоровительной системы.
Тема проекта полностью раскрыта, способы работы использованы уместно и эффективно, цели проекта достигнуты.
Проектная работа ученицы выполнена и оформлена в соответствии с требованиями ФГОС и положением о проекте: поставлена цель исследования, выделены задачи, проанализированы и изучены разнообразные системы оздоровления, сформулированы выводы.
Материал в проектной работе изложен логически последовательно и чётко.
Итоговый проект обучающейся 9 А класса Сарочка Татьяны рекомендован к защите и заслуживает оценки «отлично».
Рецензент:
преподаватель физической культуры
Сарочка А.С.
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Ласточка. Корейская народная сказка
Что общего у травы и собаки?
Ель
Ах эта снежная зима