Невозможно переоценить значимость памяти для человека. Память является неотъемлемой частью личности. Каждое событие, каждый прожитый день оставляет в ней след. Хорошая память всегда помогала человеку выжить в мире, ведь он мог решать свои проблемы, опираясь на опыт.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_frolovoy_m._uch._9-b_klassa_mbou_ilinskoy_sosh.docx | 499.96 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Ильинская средняя общеобразовательная школа г.о. Красногорск Московской области
Областной конкурс научно - исследовательской и проектной деятельности «Юный исследователь»
Направление: Естественные науки.
Тема: «Анализ влияния состояния памяти на успеваемость учащихся школы»
Автор работы: Фролова Мария, 14лет
Научный руководитель: Фролова Татьяна Геннадьевна
.
Черноголовка
2019
Содержание
«Память - это сокровищница и опекунша всего в мире»-
так говорил про память оратор, полководец и философ Цицерон.
Невозможно переоценить значимость памяти для человека. Память является неотъемлемой частью личности. Каждое событие, каждый прожитый день оставляет в ней след. Хорошая память всегда помогала человеку выжить в мире, ведь он мог решать свои проблемы, опираясь на опыт.
Актуальность моего исследования заключается в том, что сейчас, из-за распространенности интернета, дети стали уделять меньше времени развитию своей памяти. Они считают, что нет смысла запоминать информацию, ведь в любой момент можно будет получить к ней доступ. Однако это приводит к проблемам с памятью, а вместе с ней и проблемам с учебой и работой.
Гипотеза: у учащихся школы, обладающих плохой памятью, хуже успеваемость.
Объект исследования: виды памяти обучающихся школы
Предмет исследования: зависимость школьной успеваемости от состояния памяти
Цель: изучить различные виды памяти у обучающихся школы, проанализировать влияние памяти на успешность обучения.
Задачи: узнать, что такое память; изучить виды памяти; провести исследование в виде анкетирования и тестирования учащихся школы
Составить детям рекомендации для улучшения памяти.
Методы исследования: изучение научной литературы и электронных источников; анкетный опрос учащихся школы; изучение различных видов памяти у школьников
Тип проекта: индивидуальный.
Что такое память
Память – психический процесс, включающий в себя: запоминание информации, сохранение, последующее ее воспроизведение человеком, а также забывание. Она в разных формах и видах присуща всем высшим животным. Способность к памяти и обучению все животные унаследовали у общего предка. Наиболее развитый уровень памяти характерен для человека.
Кратковременная память
Очень часто с ней сравнивается физическая (оперативная) память компьютера. В кратковременной памяти информация хранится около 20-30 сек, после чего становится настолько хрупкой, что даже минимальное влияние разрушает ее. Повторение сохраняет содержимое кратковременной памяти.
Долговременная память
Помещенные сюда сведения сохраняются и могут быть воспроизведены спустя года. Хранение в кратковременной памяти обычно имеет ограниченную ёмкость, то есть информация остается доступной некоторое время, но не неопределенно долго. Долговременная память может хранить большее количество информации на больший срок.
Сенсорная память
В организме человека есть пять органов чувств, и с ними связаны пять зон сенсорной памяти: глаза (зрительная), уши (слуховая), нос (обонятельная), кожа (тактильная), и язык (вкусовая).
Зрительная память сохраняет и воспроизводит полученные зрительные образы. Когда мы видим лицо человека, в нашем мозге происходит непростой процесс сравнения этого зрительного образа с теми, которые уже хранятся в нашей долговременной памяти
Слуховая память позволяет человеку запоминать определенную последовательность звуков и затем их воспроизводить. Человек, который обладает хорошей слуховой памятью, способен легко, быстро и точно запомнить содержание текста, смысл событий.
Обонятельная память (обоняние)- способность определять запах веществ, рассеянных в воздухе. Связана с деятельностью обонятельных рецепторов и направлена на запоминание запахов.
Тактильная память - способность ощущать прикосновения, воспринимать что-либо рецепторами, которые расположены в коже, слизистых оболочках.
Вкусовая память- ощущение, возникающее при действии различных веществ, попадающих на рецепторы вкуса
Моторная память – это способность запоминать и воспроизводить различные движения. Благодаря моторной памяти мы можем научиться танцевать или печатать на клавиатуре компьютера.
Эмоциональная память- это хранение и воспроизведение пережитого эмоционального опыта.
Словесно- логическая память - память на мысли, суждения, умозаключения. От ее развития зависит развитие всех других видов памяти.
Практическая часть
Мною было проведено анкетирование и исследование состояния памяти обучающихся школы с целью выяснить, влияет ли память ученика на его успеваемость. Опрошено 61 обучающийся школы с 8 по 11 класс. Исследования: кратковременной зрительной, слуховой памяти, кратковременной образной зрительной памяти, объема внимания памяти. Влияние смысла на запоминание слов.
Результаты анкетирования и исследования
Время проведения анкетирования: октябрь-ноябрь 2018 год.
На вопрос анкеты: Хорошая ли у вас память? 34% учащихся школы сказали, что хорошая, 51% что средняя, 5% отличная, и только 10% признались, что плохая. (Приложение № 1)
Итоги исследования кратковременной зрительной текстовой памяти В анкетировании большая часть опрошенных сказала, что у них средняя память. Однако исследование показало, что у большей части (51%) учеников кратковременная зрительная память ниже среднего уровня. Это значит, что часть опрошенных переоценили свою память. Однако 9% участников имеют отличную память, и этот больше, чем в анкетировании (6%) (Приложение№2)
Итоги исследования кратковременной образной зрительной памяти. Зрительная образная память 95% учеников в норме, и лишь 5% ниже нормы. Значит, большинству участников образы слов запоминаются лучше, чем сами слова. Именно поэтому хотелось бы рекомендовать ребятам дополнять конспекты таблицами, схемами, различными символами и зарисовками.
Итоги исследования влияния смысла на запоминание слов Смысл текста также сильно влияет на его запоминание. 77% участников при запоминании слов, связанными по смыслу, запомнили и записали больше слов, чем при запоминании случайного набора слов. Это связано с тем, что участники представляли у себя в голове информацию в виде образов, делая из них смысловые цепочки. Однако 20% записали одинаковое количество слов в обеих ситуациях. Это доказывает, что память каждого участника индивидуальна. (Приложение№ 3)
Итоги исследования объема внимания. Не только смысл слов влияет на их запоминание. Я опросила ребят и выяснила, что большая часть из них имеют средний уровень объема внимания (54%), 25%- высокий, 21%- низкий. Однако, у парней объем внимания немного выше (51%), чем у девушек (49%).(Приложение № 4)
А ведь хорошее внимание - настоящее сокровище! Недаром основоположник научной педагогики в России Константин Ушинский говорил: «Внимание - единственная дверь нашей души»
Часто хорошим вниманием объясняются успехи в учебе, работе. Однако плохое внимание в свою очередь может быть очень опасно и губительно. Например, в таких ответственных профессиях, как водитель транспортных средств или хирурги, ведь они отвечают не только за свою, но и за чужие жизни.
От чего же еще может зависеть память, и как ее улучшить? Мне хотелось бы узнать, занимаются ли ребята после школы каким-либо делом, связанным с развитием памяти? Поэтому один из вопросов анкеты был посвящен этому.
По этому вопросу составлена диаграмма, показывающая зависимость памяти от хобби ученика. 69% учеников не занимаются дополнительными занятиями, однако выяснилось, что ученики, занимающиеся после школы, прошли тест на зрительную память на 14 % лучше тех, кто не занимается. И это абсолютно логично, ведь они развивают свою память не только в школе, но и на занятиях.
Также я решила выяснить, влияет ли чтение на память и успеваемость учеников. На вопрос: любите ли вы читать, 70% опрошенных ответили, что да. Я сравнила память читающих и не читающих школьников. (Приложение № 5)
Исследование показало, что среди учеников, которые любят читать, больше учеников с хорошей и отличной памятью. А среди тех, кто не любит читать гораздо больше учеников с памятью ниже среднего уровня.
Потом я сравнила успеваемость читающих и не читающих учеников.
Оказалось, что среди читающих часть отличников и хорошистов больше на 32%, значит чтение способствует высокой успеваемости
Среди не читающих наоборот, больше всего учеников со средней и низкой успеваемостью. Среди не читающих отличников нет. Значит, существует зависимость успеваемости и памяти от чтения, и можно посоветовать всем ученикам чаще читать книги. Также я определила самые популярные жанры книг- фантастика (27%), приключения (24%), и детективы (21%).
Когда я спросила учеников, хотят ли они развить свою память, 85% ответили, что хотят. (Приложение № 6)
Среди всех способов запоминания информации я нашла самые действенные, по мнению учеников. Зрительный- самый действенный способ для большинства учеников. И это логично, ведь глаза предоставляют 80-90% сведений об окружающем мире, являются одним из основных органов чувств.
Наконец, я сравнила память учеников с их успеваемостью. (Приложение № 7)
Моя гипотеза была в том, что у учеников с хорошей памятью лучше успеваемость в школе. И это действительно так, ведь если посмотреть на данную диаграмму, то можно четко увидеть, что чем хуже память ученика, тем вероятней хуже он будет учиться. Чем лучше память у человека, тем легче и быстрее ему запоминать материал. Однако хорошая память необходима не только для учебы, ведь память - бесценное сокровище человека почти в любой ситуации. Несколько способов по ее улучшению.
Советы по запоминанию информации.
Правильное питание – залог хорошей памяти и здорового мозга. Продукты, улучшающие память и работу мозга: рыба, черника куркума, брокколи и т.д.
Выводы.
В течении двух месяцев я занималась этим исследованием. В процессе работы собрала много интересной и полезной информации о нашей памяти и у меня появилось желание развивать свою память. Наше исследование подтвердило, что успеваемость зависит от памяти. Также у большинства учеников память развита недостаточно, но они желают ее улучшить. Поэтому я рекомендую всем, кто хочет улучшить свою память больше читать, выполнять умственную работу, меньше полагаться на интернет, изучать иностранные языки, правильно питаться.
Работа над проектом продолжается, в следующем году я планирую заняться более глубоким изучением механизмов работы памяти и ее особенностей. Также я планирую изучать эффективные методы запоминания информации для подготовки к экзаменам.
Литература.
Энциклопедия для детей. Том 18. ЧЕЛОВЕК. Ч. 2. Архитектура души. Психология личности. Мир взаимоотношений. Психотерапия/ Глав. ред. В.А. Володин. - М. : Аванта +, 2003. - 635с.:ил.
Справочник семейного врача ПЕДИАТРИЯ. Минск: Беларусь, 1997. – 312с. Физиология человека. Под редакцией Ю.Н.Чусова.М.:Просвещение,1981.– 210с.
Ресурсы Интернета:http://psixologiya.org/obshhaya/pamyat/1647-osobennosti- Психология « Особенности памяти как психологического процесса»
https://www.healthline.com/nutrition/11-brain-foods FitZdrav - 11 продуктов для улучшения памяти и работы мозга
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D1%8C Ответы на вопрос анкеты: Хорошая ли у вас память? Приложение № 1
Исследование кратковременной зрительной текстовой памяти.Приложение№2
Исследование влияния смысла на запоминание слов. Приложение № 3
Исследование объема внимания. Приложение № 4
Память читающих и не читающих школьников. Приложение № 5
85% хотят развить свою память. Приложение № 6
Затем я сравнила память учеников с их успеваемостью. Приложение № 7
Соленая снежинка
Заколдованная буква
Шелковая горка
Композитор Алексей Рыбников
Сказка про Серого Зайку