• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Психологическая диагностика безопасности образовательной среды МКОУ «Новосидоровская СОШ»

Опубликовано Борисова Лариса Геннадьевна вкл 09.12.2019 - 8:23
Борисова Лариса Геннадьевна
Автор: 
Вишнягова Ксения

В современном мире проблема психологической безопасности стоит очень остро. Рассмотрение данной проблемы в контексте российского образования необходимо начать с определения понятия «психологическая безопасность», которое обозначает положительное  самоощущение человека, его эмоциональное, интеллектуальное, личностное и социальное благополучие в конкретных  социально-психологических условиях, а также отсутствие ситуаций нанесения психологического ущерба личности, ущемления ее прав.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Психологическая диагностика безопасности образовательной среды МКОУ «Новосидоровская СОШ»38.39 КБ

Предварительный просмотр:

Направление педагогика и психология

Психологическая диагностика

безопасности

образовательной среды

МКОУ «Новосидоровская СОШ»

Муниципальное казенное общеобразовательное  учреждение

«Новосидоровская средняя общеобразовательная школа» Кетовского района Курганской области

Авторы: Вишнягова Ксения, 10 класс

Руководитель: Борисова Л.Г., учитель биологии

МКОУ «Новосидоровская СОШ»

2019 год

Оглавление

1.Введение……………………………………………………………………………3

2.Основная часть……………………………………………………………………..5

2.1. Понятие психологической безопасности образовательной среды………….5

2.2. Определение показателя отношения к образовательной среде……………...7

2.3. Определение уровня удовлетворенности образовательной средой………...9

2.4. Определение индекса психологической безопасности образовательной среды школы………………………………………………………………………..10

3.Заключение………………………………………………………………………..11

4.Литература………………………………………………………………………...12

1.Введение

В современном мире проблема психологической безопасности стоит очень остро. Рассмотрение данной проблемы в контексте российского образования необходимо начать с определения понятия «психологическая безопасность», которое обозначает положительное  самоощущение человека, его эмоциональное, интеллектуальное, личностное и социальное благополучие в конкретных  социально-психологических условиях, а также отсутствие ситуаций нанесения психологического ущерба личности, ущемления ее прав.

 Актуальность: в выявлении сущности психологической безопасности образовательной среды мы отталкиваемся, во-первых, от концептуального подхода в понимании национальной безопасности, в рамках которого психологическая безопасность входит в категорию социальной безопасности, что означает выполнение социальными институтами своих функций по удовлетворению потребностей, интересов, целей всего населения страны. Школа является широко представленным в обществе социальным институтом, который может строить свою локальную систему безопасности. Во-вторых, от рассмотрения психологической безопасности в связи с профессиональной деятельностью людей в системе «человек-человек». Здесь можно говорить о психологическом риске, обусловленном использованием потенциально опасных психолого-педагогических технологий.

Современную школу можно рассматривать как объект высокого риска, так как она призвана выпускать «сверхсложный продукт» - психологически здоровую личность. Отсюда крайне актуальным становится вопрос о психологической безопасности или культуре психологической безопасности во взаимодействии участников образовательной среды. И тогда третьим основанием для выявления сущности функций психологической безопасности в образовательной среде является характеристика психотравмирующего воздействия возможного в педагогическом общении.

Гипотеза исследования: образовательная среда МКОУ «Новосидоровская средняя общеобразовательная школа» психологически безопасна.

Цель  работы: оценка психологической безопасности окружающей среды школы методом анкетирования.

Задачи исследовательской работы:

  1. Анализ исследуемой проблемы по литературным источникам.
  2. Определить интегральный показатель отношения к образовательной среде.
  3. Провести выбор значимых характеристик образовательной среды и индекс удовлетворенности ими.
  4. Рассчитать индекс психологической безопасности.
  5. Опираясь на знания и практический опыт, проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

Предмет исследования:психологическая безопасность окружающей средышколы.

Объект исследования: обучающиеся, родители и педагоги МКОУ «Новосидоровская средняя общеобразовательная школа».

Методы исследования:

• Теоретический - анализ психологической литературы по проблеме мотивации.

• Диагностирование (тестирование, анкетирование, наблюдение, беседа)

Методика исследования: «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы». Автор Баева И.А. (Приложение 1).

Инновационный подход состоит в том, что показатели диагностических критериевмогут датьреальную картину, а аналитическая оценка позволит выявлять рассогласованиеидеального и реального состояния психологической безопасности образовательной среды школы. Далее возможнапсихологическая практическая работа поустранению рассогласования. Таким образомосуществляется переход от моделирования к проектированию психологической реальности и, как следствие,управление развитием.

Практическая значимость: мониторинг психологической безопасности образовательной среды на основе экспресс-диагностики позволяет контролировать качество психологических условий, в которых осуществляется обучение и воспитание.

Результаты, полученные после обработки, дают обратную связь от всех субъектов образовательного процесса, позволяют выявить позитивные и негативные тенденции в образовательной среде образовательного учреждения.

2.Основная часть

2.1.Понятие психологической безопасности окружающей среды школы.

        Задача формирования здоровьесберегающей образовательной среды, обеспечивающей защищенность участников образовательного процесса от внешних рисков и угроз, поставлена в нашей стране на государственном уровне: в «Концепции модернизации российского образования». В связи с этим актуальной практической задачей учреждений образования становится создание  социальной среды, развивающей и поддерживающей личностный потенциал учителей и учеников. Важнейшая характеристика такой среды – психологическая безопасность.  

Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности школьника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению.

Психологически безопасная образовательная среда школы - это среда взаимодействия, свободная от проявления психологического насилия, имеющая референтную значимость для включенных в нее субъектов, характеризующаяся преобладанием гуманистической центрации у участников и отражающаяся в эмоционально-личностных и коммуникативных характеристиках ее субъектов.

В рамках Концепции информационной безопасности РФ под психологической безопасностью понимается положительное самоощущение человека, его эмоциональное, интеллектуальное, личностное и социальное благополучие в конкретных социально-психологических условиях, а также отсутствие ситуаций нанесения психологического ущерба личности и ущемления её прав.

Психологически безопасной образовательной средой можно считать такую, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, и в которой отражены высокие показатели индекса удовлетворенности и защищенности от психологического насилия.

Именно она обеспечивает образовательной среде развивающий характер, а школьникам – состояние психологической защищенности. Обучающиеся разных возрастов, а особенно подростки очень чувствительны к влиянию психологического насилия, опасности, дискомфорта. Эффективное отражение неблагоприятных внешних воздействий способствует благоприятному развитию личности школьника.

Характеристики психологической безопасности образовательной среды:

• отсутствие проявлений психологического насилия во взаимодействии участников образовательного процесса;

• удовлетворение основных потребностей в личностно-доверительном общении;

• укрепление психического здоровья;

• предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития личности;

• организация насыщенной образовательной среды, стимулирующей развитие участников процесса.

2.2. Определение показателя отношения к образовательной среде

Значимым эмпирическим критерием психологической безопасности образовательной среды может выступать отношение к ней субъектов — позитивное, нейтральное или отрицательное (негативное). Интегральный показатель отношения к образовательной среде является своеобразным индикатором ее референтности для субъектов учебно-воспитательного процесса (учителей, учеников, родителей).

В таблице 1 представлено соотношение оценок по трем группам респондентов.

Таблица 1.

Оценка субъектов отношения к образовательной среде (ОС) в %

Респонденты

Позитивное отношение %

Нейтральное отношение %

Негативное отношение %

Учащиеся

62,6

25,2

12,2

Родители

76,3

16,2

7,5

Учителя

77,8

21,1

1,1

Сравнительный анализ результатов психодиагностики показывает стабильность положительно-высокого уровня отношения к образовательной среде во всех группах респондентов. Кроме этого, качественный анализ

результатов позволяет определить эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты отношения респондентов к образовательной среде. Эти данные представлены в таблице №2.

Таблица №2.

Оценка эмоционального и когнитивного компонента

образовательной среды школы (%).

Респонденты

Когнитивный компонент (номера вопросов)

Эмоциональный компонент (номера вопросов)

Поведенческий компонент (номера вопросов)

Учащиеся

1, 4а, 4б преобладает да 87%

2, 6, 8  

преобладает да

55%

3, 5, 10  

преобладает да

43%

Родители

1, 4

преобладает да

77%

3, 5

преобладает да

69%

2, 6

преобладает да

58%

Учителя

1, 4, 11 преобладает да 90%

2, 6, 8  

преобладает да 73%

3, 5, 10  

преобладает да

73%

Общая оценка по группе респондентов

84,6%

65,7%

58%

Определяется высокий уровень отношения субъектов по эмоциональному

компоненту - 65,7% респондентов, что говорит о преобладании эмоционально-позитивного настроения к образовательной среде в школе. Средняя оценка по когнитивному компоненту  84,6% (высокий уровень). Респонденты ответили, что считают обучение в школе интересным, а это свидетельствует о создании условий в образовательной среде школы для возможности удовлетворения и развития познавательной потребности учащихся.

100% учителей ответили, что работа в школе требует постоянного совершенствования профессионального мастерства. Почти всегда работа вызывает у них хорошее настроение. Возможную смену профессии опрошенные педагоги не показали.

Вывод по первому блоку методики:  количественный анализ результатов показывает качественное и благоприятное воздействие образовательной среды школы на интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие обучающихся, эффективное сотрудничество с родителями и развитие творческого потенциала учителей.

2.3.Определение уровня удовлетворенности образовательной средой

Следующим этапом анализа методики является определение уровня удовлетворенности характеристиками образовательной среды.

Так,  для большинства респондентов характерна удовлетворенность в большой степени:

• взаимоотношениями с учителями,

• взаимоотношениями с учениками,

• уважительным отношением к себе,

• эмоциональным комфортом,

• вниманием к просьбам и предложениям,

• возможностью обратиться за помощью.

В большей степени респонденты удовлетворены следующими показателями:

• возможностью высказать свою точку зрения,

• учетом личных проблем и затруднений,

• возможностью проявлять инициативу, активность.

Эмпирическим показателем является индекс удовлетворенности образовательной средой школы, рассчитываемый как суммарная оценка отдельных характеристик. В таблице 3 представлен средний показатель оценки удовлетворенности характеристиками образовательной средышколы.

Таблица 3.

Средняя оценка удовлетворенности характеристиками образовательной среды

Учащиеся

Учителя

Родители

Общий индекс удовлетворенности

3,6

высокий

З,9

высокий

3,4

высокий

Вывод по второму блоку методики: Мониторинговый анализ результатов диагностики показывает преобладание положительно высокой оценки удовлетворенности характеристиками образовательной средой во всех трех группах респондентов. Это говорит о создании в школе благоприятных условий для делового общения, сотрудничества, личностного и профессионального развития.

2.4.Определение индекса психологической безопасности образовательной среды школы

Этот параметр определялся путем оценки уровня защищенности от психологического насилия, даваемой тремя группами участников образовательного процесса. Индекс психологической безопасности колеблется в интервале от 0 до 4 баллов и чем ближе к максимальной оценке, тем выше уровень защищенности участников учебно-воспитательного процесса. Результаты методики позволяют получить как общий индекс психологической безопасности, так и частные показатели, т. е. увидеть структуру психологической защищенности, рассматриваемой последующим направлениям:

• от публичного унижения;

• от оскорбления;

• от высмеивания;

• от угроз;

• от обидного обзывания;

• от того, что заставят что-либо делать против желания;

• от игнорирования;

• от неуважительного отношения учеников;

• от недоброжелательного отношения.

Таблица 4.

Индекс психологической безопасности образовательной среды школы (баллы)

Средняя оценка по группе респондентов

Учащиеся

Учителя

Родители

Общая оценка

защищенности

3,4

3,1

3,2

Вывод: В целом уровень психологической защищенности по всем трем группам респондентов можно охарактеризовать как положительный, характеризующий удовлетворенность взаимоотношениями и взаимодействием как внутри одной группы, так и между всеми участниками образовательного процесса.

3.Заключение

Таким образом, выдвинутая  гипотеза о том, образовательная среда МКОУ «Новосидоровская средняя общеобразовательная школа» психологически безопасна, получила подтверждение. Психологическая безопасность образовательной среды заключается в положительном отношении к образовательной среде всех субъектов, в высоком индексе удовлетворенности характеристиками образовательной среды и удовлетворенностью взаимоотношениями и взаимодействием как внутри одной группы, так и между всеми участниками образовательного процесса.

4.Список литературы

1. Баева И.А. Бурмистрова Е.В., Лактионова Е.Б., Рассоха Н.Г. Обеспечение    психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство / Под ред. И.А. Баевой. – СПб.: Речь, 2006

2. Баева, И. А. Психологическая безопасность в образовании: монография / И. А. Баева. – СПб.: Издательство «Союз», 2002. – 271 с. – ISBN 5-94033-148-3

3. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. М., Академия, 2001.

4. Лачашвили Р.А., Орлова Е.В., Улунян Е.Е. Вопросы психологической безопасности инновационной школы// Информационно-методический бюллетень Экспертиза психологической безопасности образовательной среды. 2008.- № 1

5.  Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы / Пер. с англ. / А. Маслоу. – М. Смысл, 1999. – 425 с. – ISBN 5-89357-027-8.

6. Макеева С.Г. Материалы к социально-нравственному портрету младшего школьника //Начальная школа. № 4, 1999 г

7. Никифоров, Г. С. Здоровье как системное понятие / Г. С. Никифоров // Психология здоровья: учебник для вузов / под ред. Г. С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2003. - ISBN 5-318-00668-Х.

8. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.

9. Рубинштейн С.Л. Человек и мир.// Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1973.

10. Сухов А.Н.  Социальная  психология  безопасности. М., Академия, 2002.


Поделиться:

Мать-и-мачеха

Сказка об осеннем ветре

Пока бьют часы

Всему свой срок

Осенняя паутина