• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Демографический портрет школы

Опубликовано Гуйван Юрий Петрович вкл 15.12.2019 - 13:41
Гуйван Юрий Петрович
Автор: 
Гребнева Юлия

Исследовательская работа «Демографический портрет школы №241» посвящена   актуальному вопросу изучения демографической ситуации в Санкт-Петербурге на примере образовательного учреждения.

Данная тема чрезвычайно актуальна на современном этапе, когда смертность в стране превышает рождаемость, увеличивается число иммигрантов.

В современной науке особенную остроту приобретает тема демографических изменений за последние десять лет.

Данная тема привлекает внимание многих ученых (критиков, педагогов и т.д.)

Данная тема представляет особую актуальность, так как позволяет рассмотреть проблему на примере конкретной школы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon demograficheskaya_rabota.doc845.5 КБ

Предварительный просмотр:

Адмиралтейский район Санкт-Петербурга

ГБОУ СОШ  №241

Городская научно-практическая конференция

старшеклассников Санкт-Петербурга

«Лабиринты науки»

Секция

«Естественно-математические науки»

Демографический портрет школы

Работу выполнила

Гребнева Юлия, 10 «а» класс

Руководитель работы:

Гуйван Ю. П., учитель географии

Санкт-Петербург

2019

Тезисы к исследовательской работе:

Тема: Демографический портрет школы № 241 СПб

Выполнила ученица 10 а класса Гребнева Юлия

Руководитель  Гуйван Ю.П.

Исследовательская работа «Демографический портрет школы №241» посвящена   актуальному вопросу изучения демографической ситуации в Санкт-Петербурге на примере образовательного учреждения. Данная тема чрезвычайно актуальна на современном этапе, когда смертность в стране превышает рождаемость, увеличивается число иммигрантов.

В современной науке особенную остроту приобретает тема демографических изменений за последние десять лет. Данная тема привлекает внимание многих ученых (критиков, педагогов и т.д.) и представляет особую актуальность, так как позволяет рассмотреть проблему на примере конкретной школы.

Гипотеза: 

1) численность учащихся уменьшается

2) этнический состав учащихся разнообразен

3) половой состав учащихся стабилен

4) половой и возрастной состав учителей различен

5) возможно ли  планировать в школе воспитательную работу с учащимися, влияя на толерантность в отношениях между учениками различных национальностей.

Цель - Изучение демографических изменений в школе за последние 10 лет.

Задачи:

1.Изучить терминологию по вопросу демографии.

2.Составить анкеты по проведению анализа демографической ситуации в школе.

3.Провести анкетирование учащихся школы.

4.Проанализировать и сделать выводы по анкетированию.

5.Собрать информацию о количестве детей в разных классах в течение 10 лет.

6.Составить гипотезу о возможных различиях в данных разных лет и их возможных причинах.

7.Собрать и обработать информацию.

8.Сделать выводы.

Методы исследования:

1.Анализ литературных и интернет источников по теме.

2.Анкетирование учащихся школы.

3.Запрос данных о наполняемости классов за 10 лет.

4.Систематизация и обобщение полученных материалов.

5.Сравнение и сопоставление.  

Изучение демографической ситуации в школе

    В соответствии с намеченным планом, была проведена подготовительная работа. Изучены основные понятия и термины по теме работы. Проведен анализ статистической информации в школе. Полученные данные легли в основу исследования. Было выявлено, что численность учащихся за последние 10 лет изменилась. В первые годы она уменьшалась  а за последние 3 года почти достигла уровня года, который был взят за начало исследования. В течение последних десяти лет наблюдается тенденция преобладания мальчиков над девочками на 14% В ходе проведения исследования была составлена анкета для учащихся 5-11 классов, в ней приняло участие 130 учащихся. Таким образом было выявлено, что  этнический состав учащихся школы разнообразен и представлен 18 национальностями. Исследовательская работа выявила, что наименьшее количество учащихся в возрастной группе 16-18 лет (10-11 классы), наибольшее количество учащихся в возрастной группе 11-16 лет (5-9 классы), это связано с тем, что большинство учащихся после девятого класса продолжают образование в колледжах, получая среднее профессиональное образование. Исследования данных по педагогам выявило, что  наблюдается преобладание женщин в гендерном соотношении педагогов. Преобладают педагоги в возрастной группе от 35 лет и старше.

Демографический портрет школы отражает демографическую ситуацию Санкт-Петербурга.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………4

1. Основные демографические понятия ………………………………………….…......6

 2. Изучение демографической ситуации в школе ………...………………….….....7-14

                      2.1. Динамика численности учащихся за последние 10 лет......................7

                      2.2. Половой состав учащихся школы…………………………….………8

                2.3. Возрастной состав учащихся школы …………………….…….......10

                2.4. Этнический состав учащихся школы в 2018-19 учебном году …..11

                    2.5. Половой, возрастной состав учителей школы в 2018-19 учебном году………………………………………………………………………....14

Заключение (результаты исследования, их значимость, выводы, перспективы)……15

Список информационных источников……………………………………………........16

Приложения ………………………………………………………………………....…..17


Введение

Исследовательская работа «Демографический портрет школы №241» посвящена   актуальному вопросу изучения демографической ситуации в Санкт-Петербурге на примере образовательного учреждения.

В работе рассматривается динамика численности учащихся за последние десять лет, говорится о демографических изменениях, дается оценка возрастного и полового состава учителей и учащихся, анализ этнического состава учащихся, обобщается вся полученная информация в виде таблиц и диаграмм, представлена точка зрения на причины демографических изменений за последние десять лет.

Данная тема чрезвычайно актуальна на современном этапе, когда смертность в стране превышает рождаемость, увеличивается число иммигрантов.

В современной науке особенную остроту приобретает тема демографических изменений за последние десять лет.

Данная тема привлекает внимание многих ученых (критиков, педагогов и т.д.)

Данная тема представляет особую актуальность, так как позволяет рассмотреть проблему на примере конкретной школы.

Цель - Изучение демографических изменений в школе за последние 10 лет

Гипотеза –

1) численность учащихся уменьшается

2) этнический состав учащихся разнообразен

3) половой состав учащихся стабилен

4) половой и возрастной состав учителей различен

5) возможно ли  планировать в школе воспитательную работу с учащимися, влияя на толерантность в отношениях между учениками различных национальностей.

Задачи:

1.Изучить терминологию по вопросу демографии.

2.Составить анкеты по проведению анализа демографической ситуации в школе.

3.Провести анкетирование учащихся школы.

4.Проанаизировать и сделать выводы по анкетированию.

5.Собрать информацию о количестве детей в разных классах в течение 10 лет.

6.Составить гипотезу о возможных различиях в данных разных лет и их возможных причинах.

7.Собрать и обработать информацию.

8.Сделать выводы.

Методы исследования:

1.Анализ литературных и интернет источников по теме.

2.Анкетирование учащихся школы.

3.Запрос данных о наполняемости классов за 10 лет.

4.Систематизация и обобщение полученных материалов.

5.Сравнение и сопоставление.  

  1. Основные демографические понятия:

Демография - это наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от  социально-экономических, природных условий, миграции, изучающая численность, территориальное размещение и  состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дающая рекомендации по  их улучшению. (https://investments.academic.ru/866/Демография).

Демографическая ситуация -  это характеристика демографических процессов рождаемости, смертности, миграции, заключения браков и оформления разводов  

(Демографический энциклопедический словарь).

Демографическая политика — это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования воспроизводства населения, призванная сохранить или изменить тенденции динамики его численности и структуры. Иными словами, это политика, воздействующая на процессы рождаемости, брачности, разводимости, смертности, на возрастную структуру населения.

 (В.П. Максаковский.) 

Материалом исследования послужили интернет-источники, словари, научные работы, в которых активно применяют математические методы и компьютерные технологии.

        

                        

II. Изучение демографической ситуации в школе

     1. Организационный этап исследования

Беседа с директором школы о теме исследования и предоставлении всей необходимой информации.

  1. Подготовительный этап исследования

Сбор предоставленной информации о динамике, половом, возрастном составе учащихся и учителей.

  1. Научно-исследовательский этап

Анализ всей информации, составление таблиц, диаграмм. Проведение анкетирования учащихся.

 

        2.1.  Динамика численности учащихся за последние десять лет

В 2008 году в школе обучались 473 ученика, в последующие годы численность детей и подростков резко уменьшилась и достигла минимальной отметки в 2014-2015 учебном году –составила 356 человек. На сегодняшний день в школе обучается 454 учащихся, что на 4% меньше, чем в 2008 году.

        

 2.2. Половой состав учащихся школы

В течение последних десяти лет наблюдается тенденция преобладания мальчиков над девочками на 14%

Половой состав учащихся на протяжении десяти лет стабилен.

2.3. Возрастной состав учащихся школы за последние десять лет

№

класса

Возраст

лет

Количество учащихся по годам

Итого

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

1

7-8

39

48

40

36

44

33

37

44

38

31

32

422

2

8-9

23

47

45

43

33

44

28

31

37

35

36

402

3

9-10

34

27

43

39

49

30

34

27

22

36

25

366

4

10-11

44

27

25

35

42

47

27

32

22

25

35

361

5

11-12

29

45

29

29

39

42

42

29

55

43

75

457

6

12-13

47

31

42

31

25

41

41

44

58

54

51

465

7

13-14

56

49

38

41

28

26

47

42

39

54

58

478

8

14-15

44

58

46

36

44

28

26

38

36

37

55

448

9

15-16

70

46

55

45

34

43

27

24

38

37

33

452

10

16-17

37

51

24

40

26

20

27

21

18

30

29

323

11

17-18

50

37

41

25

33

24

20

24

18

18

25

315

Наблюдается наибольшее количество учащихся возрасте 7-8 лет среди возрастной группы, получающих начальное общее образование. Среди возрастной группы, получающих основное общее образование, наибольшее количество учащихся в возрасте 13-14 лет. Среди учащихся возрастной группы, получающих среднее общее образование, наибольшее количество учащихся в возрасте 16-17 лет.

Наименьшее количество в возрастной группе 16-18 лет (10-11 классы), наибольшее количество учащихся в возрастной группе 11-16 лет (5-9 классы).

2.4. Этнический состав учащихся школы в 2018-19 учебном году

В ходе проведения исследования была составлена анкета для учащихся 5-11 классов, в ней приняло участие 130 учащихся.

АНКЕТА

  1. Укажите свой возраст ________ лет
  2. Отметьте пол :     мужской      женский
  3. Укажите принадлежность к этносу из возможных вариантов:

1. Русские

6. Грузины

11. Молдаване

16. Китайцы

2. Украинцы

7. Узбеки

12. Дагестанцы

17. Вьетнамцы

3. Белорусы

8. Казахи

13. Чеченцы

18. Цыгане

4. Армяне

9. Киргизы

14. Евреи

19. Другое ______

5. Азербайджанцы

10. Таджики

15. Татары

20. Затрудняюсь ответить

Данные, полученные в ходе опроса, были обобщены и оформлены в виде таблицы:

12м

12д

13м

13д

14м

14д

15м

15д

16м

16д

17м

17д

18м

18д

1

5

5

9

10

10

4

1

2

15

3

6

5

1

2

2

1

2

1

1

1

1

1

3

1

4

1

5

1

2

1

1

1

1

6

1

1

1

7

1

1

2

1

8

9

1

1

1

1

10

2

1

1

11

1

1

1

1

12

1

13

1

14

1

1

1

15

1

1

16

17

18

19

2

5

1

20

В таблице горизонтальная строка означает возраст и пол учащегося, вертикальная строка – принадлежность к этносу согласно выбора в анкете.

Поскольку некоторые национальности в выборке респондентов отсутствовали, то таблица и диаграмма были составлены по имеющимся данным.

№

Национальность

Количество

Процент от общего количества

1

Русские

78

60%

2

Украинцы

8

6%

3

Белорусы

1

0,80%

4

Армяне

1

1%

5

Азербайджанцы

7

5%

6

Грузины

3

2%

7

Узбеки

5

4%

8

Киргизы

4

3%

9

Таджики

4

3%

10

Молдаване

4

3%

11

Дагестанцы

1

0,80%

12

Чеченцы

1

0,80%

13

Евреи

3

2%

14

Татары

3

1%

15

Тувинцы

7

5%

16

Голландцы

1

0,80%

17

Финны

1

0,80%

18

Калмыки

2

1%

Преобладает численность русских учащихся. Затем по численности следуют украинцы, азербайджанцы, тувинцы, узбеки, киргизы, таджики, молдаване и евреи. Отсутствуют в исследуемой выборке казахи, китайцы, вьетнамцы и цыгане. Таким образом, этнический состав учащихся школы разнообразен и представлен 18 национальностями, поэтому возможно  планировать в школе воспитательную работу с учащимися, влияя на толерантность в отношениях между учениками различных национальностей.

                    2.5. Половой, возрастной состав учителей школы в 2018-19 учебном году

Наблюдается преобладание женщин в гендерном соотношении педагогов.

Преобладают педагоги в возрастной группе от 35 лет и старше.


Заключение

Исследовательская работа «Демографический портрет школы №241» была посвящена   изучению демографической ситуации в Санкт-Петербурге на примере образовательного учреждения.

Анализ демографической ситуации в Санкт-Петербурге за последние десять лет показывает, что смертность превышает рождаемость. Сокращение численности населения вызвано резким понижение уровня и качества жизни населения, связанного с кризисными экономическими ситуациями. Исследование на примере школы доказывает, что за период десятилетия численность обучающихся детей и подростков изменилась. Было выявлено, что в первые годы она уменьшалась, а за последние три года почти достигла уровня 2008 года, который был взят за начало исследования.

За последнее десятилетие в Санкт-Петербурге этнический состав города стал более разнообразен: увеличился приток приезжих на постоянное место жительства из бывших советских республик, провинциальных городов России. Причина заключается в том, что жители приезжают в северную столицу из-за сокращения производства и нехватки рабочих мест в своих населённых пунктах. В исследовательской работе было выявлено, что этнический состав учащихся школы разнообразен и представлен 18 национальностями.

В Санкт-Петербурге за последние десять лет наблюдается тенденция популяризации среднего профессионального образования, количество программ обучения и мест в колледжах постоянно растёт.  Исследовательская работа выявила, что наименьшее количество учащихся в возрастной группе 16-18 лет (10-11 классы), наибольшее количество учащихся в возрастной группе 11-16 лет (5-9 классы), это связано с тем, что большинство учащихся после девятого класса продолжают образование в колледжах, получая среднее профессиональное образование.

Анализ демографической ситуации в Санкт-Петербурге показывает, что среди жителей города в возрастной группе от 5 до 19 лет в Санкт-Петербурге мальчиков 308,2 (52%) тысячи человек, девочек 290 (48%) тысяч человек В исследовательской работе было выявлено, что в течение последних десяти лет среди учащихся школы наблюдается тенденция преобладания мальчиков над девочками на 14%.

Таким образом, демографический портрет школы отражает демографическую ситуацию Санкт-Петербурга.

Список информационных источников

  1. Медков Виктор Михайлович. Демография: Учебник / В.М. Медков. - 2-e изд. - М.: НИЦ

ИНФРА-  М, 2014. – 332с.  

2. https://studme.org/44130/sotsiologiya/slovar_osnovnyh_demograficheskih_terminov/Термины

3. https://investments.academic.ru/866/Демография

4.http://www.encyclopedia.ru/cat/online/detail/38349/ Демографический энциклопедический словарь

5.ttps://interneturok.ru/book/geografy/10-klass/geografiya-10-klass-maksakovskiy-v-p/ В.П. Максаковский

6.http://piterbu.ru/pozitiv/6686-chislennost-naseleniya-sankt-peterburga-na-2017-god-ego-sostav-i-natsionalnosti.html/2018 год Население Санкт-Петербурга, его состав и национальности

7.https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/trud/demogr/Концепция демографической политики Санкт-Петербурга

8.https://regnum.ru/news/2396538.html/Современные демографические тенденции Санкт-Петербурга

Приложение

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 27 марта 2018, 12:18 — REGNUM  Численность населения Санкт-Петербурга растет, в основном, за счет миграции. При этом рождаемость сокращается. Об этом заявили на заседании городского правительства во вторник, 27 марта, передает корреспондент ИА REGNUM.

По данным Смольного, к январю 2018 года количество постоянных жителей Северной столицы выросло до 5 млн 352 тыс. человек, а имеющийся прирост на 92% составили прибывшие в город мигранты.

В Петербурге в 2017 году родилось 66,6 тыс. детей, это на 6,3 тыс. меньше, чем в 2016 году. В целом естественный прирост населения составил всего около 6 тыс. человек, и этот показатель сократился вдвое. Чиновники связывают это с демографической ямой начала 1990-х.

Добавим, по официальным данным Петростата, в 2018 году падение рождаемости в Санкт-Петербурге продолжилось: коэффициент рождаемости снизился с 11,9 до 11,3 рождений на 1000 населения, по сравнению с началом 2017 года.

Подробности: https://regnum.ru/news/2396538.html

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM.

Демография Санкт-Петербурга

Численность населения города по данным Росстата составляет 5 381 736 чел. (2019).


Поделиться:

Весенняя гроза

Колумбово яйцо

Под парусами

И тут появился изобретатель

Сказка "12 месяцев". История и современность