О строителях города Волгодонска, его созидателях.
Вложение | Размер |
---|---|
tvoi_lyudi_volgodonsk.doc | 36 КБ |
Твои люди, Волгодонск!
Ты – мой дом, Волгодонск,
Ты – моя колыбель.
Славься имя твоё, Волгодонск, на века!
Славьтесь, люди-рабочие,
Что средь пыльных степей,
Средь солончаков, ковылей
Возводили тебя!
Славьтесь, люди,
Славьте город делами своими,
Чтобы город нёс гордо
Своё доброе имя!
Среди полыни и ковылей, на земле, глубоко пропитанной солью, в 1950 году появился небольшой городок, которому дали имя двух рек.
С тех пор прошло 60 лет. И стоит Волгодонск, красивый, статный, задорно и таинственно поблёскивая окнами, словно глазами, глубоко дышит зелёной грудью парков и улиц.
Славится город своими людьми, которые и холодной зимой, и знойным летом, коченея на морозе и истекая потом от жары, трудились и сделали Волгодонск таким, каким его видит сейчас подрастающее поколение.
Это – люди-рабочие, которые своими помыслами и делами, своими золотыми руками помогали городу становиться всё краше и могущественнее.
Об одном таком Человеке (Человеке – именно с большой буквы) я и хочу рассказать.
Артемчук Пётр Васильевич, мой дед, родом из Сибири. Когда после прохождения армейской службы стал вопрос, где осесть и обзавестись семьёй, он безоговорочно принял решение ехать в молодой, строящийся, перспективный Волгодонск.
Был ноябрь 1973 года. По приезде в город Пётр Васильевич сразу же пошёл на стройку, в Управление строительства «Волгодонскпромстрой» и был принят учеником. Уже в марте 1974 года ему был присвоен 2-й разряд.
В это время на улице 50 лет СССР начали строить первый панельный дом, что стоит рядом с магазином «Нива» и торцом расположен к Департаменту Труда и Социального Развития. Стройка шла полным ходом, дома росли, как грибы.
В апреле 1975 года после обучения Петру Васильевичу был присвоен 4-й разряд. В это же время полным ходом застраивались улицы Ленина и Морская: это и вечерняя школа трудовой молодёжи, и поликлиника № 1, и жилые дома, прозванные в народе «гармошками», и «подковы» 122, 124, 126, 128 в будущем районе ЮЗР. Он вспоминает: «Вокруг домов царил хаос: стояли настоящие курганы земли и строительного мусора, дорог не было, в грязь невозможно было пройти. Но постепенно всё благоустроилось. Коммунальные службы и сами жители выходили на субботники, обустраивая и украшая свои дома и детские площадки».
Большим объектом было строительство городских очистных сооружений, находящихся за химзаводом. Не уступала ему по объёмам и застройка квартала В-8, куда входил и комплекс «Юность». А детских садов, в строительстве которых молодой строитель принимал участие, вообще не счесть. Строительно-монтажное управление, в котором работал Пётр Васильевич, занималось также строительством ОАО «Атоммаш» и столовой № 1. Работали в две смены, в любую погоду. Усталые, радовались: заработала поликлиника – людям стало удобнее, ближе ходить на лечение, сдали садик – стало больше мест для наших же детей, закончили столовую – работники «Атоммаша» начали нормально питаться, не перебиваясь «тормозками».
Город развивается. За окнами новостроек 1977 год. Год закладки первого камня на строительной площадке Ростовской атомной электростанции, которой предназначалась роль крупнейшего стратегического энергетического объекта Юга России. С тех пор Волгодонск и Ростовская АЭС пишут историю вместе. А истории моего деда с этого момента приобретают приключенческий характер. Он рассказал мне, как среди других рабочих на добровольных началах приехал расчищать место под грандиозную стройку. Оказалось, площадка будущей АЭС – это очень древнее кладбище. В степи среди горькой полыни раскинулось множество курганов –сарматских, хазарских, татарских, казачьих. Была поставлена задача: артефакты спасать! Работали совместно с археологами. Было трудно и интересно, а иногда и страшно. Однажды нашли скелет богатой сарматки, похороненной вместе с лошадью. А может, это была наша Донская Амазонка? Учёные все ценные находки увозили на исследование, а расчистка территории продолжалась.
До конца 1984 года проработал мой дедушка на строительстве электростанции. Говорит, все осознавали, что творят историю. В стране был дефицит энергосистемы. Строящийся атомный гигант должен был стать высокотехнологичным энергетическим объектом.
В январе 1985 года Петр Васильевич по состоянию здоровья принял решение покинуть стройку и ушёл работать на тогда уже набирающий темпы развития Волгодонской лесоперевалочный комбинат (сейчас это комбинат древесных плит). Работа была трудная, но интересная: производственные процессы полностью осуществлялись через пульт управления.
Но в это время произошла страшная авария на Чернобыльской АЭС, а в стране полным ходом началась «перестройка». А в 1990 году под давлением общественного мнения строительство Ростовской АЭС было законсервировано. Дедушка всё время переживал, что станции грозит повторение судьбы Крымской АЭС.
С 2008 года мой дед – пенсионер. Много профессий освоил он за долгие годы. За свои трудовые заслуги он удостоен званием Ветерана Труда Российской Федерации. И это ещё не всё, чего добился в жизни Пётр Васильевич. Это Мужчина с большой буквы: Надёжный Товарищ, Замечательный Муж, Отличный Отец, Любящий Дедушка, Хозяин, Золотые Руки… Можно перечислять бесконечно.
А ещё Пётр Васильевич – Почётный Донор Российской Федерации. Его кровь спасла жизни многих людей города Волгодонска, помогла быстрее выздороветь многим больным. Обладая кровью с универсальной группой, щедро делился ею дед, приходил по первому зову на станцию переливания.
Волгодонск! Ты должен гордиться такими людьми! Они – твоя жизнь, твоя сила, твоя опора!
Я ещё не знаю, как сложится моя судьба. Но я твёрдо уверена, что Ростовская АЭС – это билет в будущее для Волгодонска, это уверенность в завтрашнем дне.
Сказка на ночь про Снеговика
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Вокруг света за 80 дней
Цветок или сорняк?
Астрономический календарь. Октябрь, 2018