• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Культура и быт семейских

Опубликовано Долматова Татьяна Васильевна вкл 27.12.2019 - 9:06
Автор: 
Поплевина Валентина

Кружковая работа по истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poplevina.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:  «Культура и быт семейских»

                                     

                                     «Человек, незнающий и непонимающий свои обряды,

обычаи и традиции,

                                       словно одинокая птица, собравшаяся в дальний путь».

Актуальность

Без прошлого нет настоящего, а без настоящего  нет  будущего, как не бывает реки без истока, как не бывает сына  без матери, как не могла бы родиться на свет книга без алфавита. И разве может тот называться человеком, кто забыл свою культуру  обычаи, обряды и традиции.

Я остановила свой выбор на данной теме потом у что сама родилась и выросла в с. Бичура.  Это село  является одним из центров  проживания  старообрядцев, которых в нашем крае стали называть «семейскими»

Цель работы: Определить  роль  семейских в развитии и сохранении культуры русского народа.

Решив поближе познакомится с это й особенной ветвью русского  культурного наследия  я поставила перед собой следующие задачи:

1.Выявить этническое своеобразие культуры и быта семейских

2.Рассмотреть и проанализировать семейные и  музейные документы и фото

Cеме́йские — старообрядцы - яркая и древняя ветвь русского народа. Когда-то предки нынешних семейских жили в южных и центральных областях России, Раскол в русской православной церкви произошел в результате церковной реформы когда было официально принято «нововведение» патриарха Никона. Те  кто не приняли нововедений  были переселены в Забайкалье из Ветки, ныне города Гомельской области Белоруссии.

Первый разгром Ветки произошёл в 1735 году — 40 000 человек были переселены в Восточную Сибирь и Забайкалье. Эти события получили название «Первого выгона». В 1765 году произошло второе выселение, а позднее и третье. Последняя партия старообрядцев была доставлена в Забайкалье в 1795 году.

Выселение старообрядцев не было прихотью Екатерины II. В середине 17 века огромные территории Сибири были пустыми, границы с Китаем, Монголией охраняли казаки, на серебряных и золотых приисках работали каторжане. Всех надо было обеспечивать продовольствием. Эту задачу возложила Екатерина на «польских колонистов. Трудулюбивые старообрядци оказались хорошими земледельцами. На пустующих землях они селись целыми семьями, поэтому и получили соответствующее название.

Особенности быта семейских.

Дома строились без единого гвоздя и украшались резьбой из дерева. Ставни, ворота и стены в доме расписывались. Сами избы были высокими. К жилым постройкам семейские относились по особенному, как к воплощению духа семьи. Поэтому дом мылся два раза в год не только внутри, но и снаружи. На полу стелились яркие коврики, связанные крючком.

Обязательно была «Русская печь» в ней пекли хлеб, пироги и варили кашу.

Особое место в доме отводилось красному углу где распологались иконы подходя к которым сейские молились.(двумя пестами- почему). Семейские молились двумя перстами, т.е. средним и безымянным. Все потому что они не признавали Святого духа, мололись только отцу и сыну

Крестьянская утварь, инвентарь для хозяйственных работ, соха, плуг, ручные ступы для помола зерна, токарный станок с ручным приводом, сани, принадлежности деревенского быта, прялки, швейная машинка –обязательный в каждом доме предмет для женского рукаделия.

Семейские были брезгливыми и боялись заразы. Для  гостя, прохожего хранилась другая посуда. Если человеку дали ковш воды или накормили его обедом, после хозяйка тщательно мыла эту посуду, шоркала песком или пеплом, тарелки и чашки (они же чаще были деревянные), а иногда просто выбрасывала полоскала чистой водой, ошпаривала кипятком, просушивала и снова ставила отдельно от семейной посуды - это спасало семьи от заразных болезней, инфекций и эпидемий.

Календарные обычаи семейских.

Семейские соблюдали и до сих пор соблюдают обряды и обычаи в празднование календарных праздников.

Большую роль в жизни старообрядческого населения играли такие праздники, как Пасха и Троица .

Пасху праздновали 8 дней. Готовились к ней заранее. В частности, накапливали яйца, которые в четверг перед пасхой красили в «луковых перьях» . Больше всего внимания верующие уделяли своим чадам, которые являются продолжением жизни. Поскольку яйцо считается символом зарождения жизни, то лучшим подарком в Пасху было крашеное яйцо. Традиционным цветом, которым красили яйца, считался именно красный, символизирующий победу жизни над смертью. Считается что красный цвет указывает на кровь Исуса христа, скорлупа это гроб а само яйцо означает возрождение жизни, к иконе кладут яйцо как оберег дома от различных напастей пасхальный куличь это хлеб, хлеб это символ тело христа.  Пасхальная трапеза

Во времена наших предков сельские дети очень любили пасхальные игры. К примеру, игра «покатушки»: дети садятся на пол или во дворе на траву и катают яйца. У кого яйцо дальше укатится – тот победил. Эта игра имеет не только забавную составляющую, но и глубокий символический смысл. Раньше была замечательная традиция катать пасхальные яйца по земле, чтобы она была плодородной. А во дворах на кусты и деревья вешали пасхальные яйца наподобие ёлочных игрушек. Также веточки украшали сделанными из теста персонажами – зайчиками, журавлями, утками.

Фольклор и музыкальные традиции

Инструментальная музыка в среде семейских распространена мало. Песенная традиция в современности представлена ансамблями и хорами. Сольное пение, за исключением частушечного жанра, не популярно.

В некоторых сёлах в музыкальной традиции присутствуют индивидуальные черты. Широко распространены песни: рекрутские, хороводные. Сохранились традиционные свадебные песни, духовные стихи, плачи (голошения). В каждом  старообрядческом селе существуют народные хоры и фольклорные коллективы. 18-19 слайд Наиболее известные:

  • Тарбагатайский семейский народный хор «Былина» (создан в 1982 г.) — участник общероссийских и сибирских фестивалей и смотров.

Большекуналейский семейский народный хор

Заключение

Выполняя данную работу я изучила исторические и литературные источники, посетила Этнографический музей народов Забайкалья и Краеведческий музей в селе Бичура.

Я ощутила близость со своими предками и гордость за их трудолюбие преданность своей вере, своим обычаем и традициям. Можно с полной уверенностью что наследие русского старообрядчества является емкой уникальной частицей русской культуры в целом и сохранение этого наследия является одной из задач молодого поколения.  


Поделиться:

Проказы старухи-зимы

Пейзаж

Фотографии кратера Королёва на Марсе

Мать-и-мачеха

Можно от Солнца уйти...