Исследовательская работа "Моя малая Родина- Нижняя Иволга", Республиканская научно-практическая краеведческая конференция «Мое село – моя Родина»
Вложение | Размер |
---|---|
доклад | 38.75 КБ |
презентация | 2.32 МБ |
Министерство образования и науки Республики Бурятия
МО Иволгинский район
МОУ Нижне-Иволгинская средняя общеобразовательная школа
Республиканская научно-практическая краеведческая конференция
«Мое село – моя Родина»
Исследовательская работа
Тема: «Моя малая Родина – Нижняя Иволга»
Секция: Краеведение
Номинация: история родного края
Автор: Шантанов Андрей,
ученик 8 «а» класса
МОУ Нижне - Иволгинская СОШ
Руководитель: Найданова
Баярма Бадмаевна
2019 год
Оглавление
1. Введение
2. Основная часть.
Глава 1.Природа родного края.
Глава 2.История заселения Иволгинской долины.
Глава 3.Мое село вчера и сегодня.
3.История моей семьи.
4. Заключение
4. Список литературы
«Любить свою семью, свои впечатления детства ,свой дом, свою школу. свое село .свой город. свою культуру и язык , весь земной шар необходимо . совершенно необходимо. Человек – это не степное растение перекати-поле, которое осенний ветер гонит по степи».
Академик Д. С Лихачев.
Введение
Уужамхан нугаараа оршоhон
Улаанхан - Удэеэ тушэhэн
Илдамхан эжыгэйм шарайтай
Ивалгын адагтаа нютагтайб.
Актуальность темы.
История большой страны складывается из историй людских. А в судьбах семей отражаются судьбы государств. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия — наша общая, большая, единственная Отчизна. Однако у каждого из нас есть еще и свой, милый сердцу уголок земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это наш порог жизни, Малая Родина.
Родина наделяет человека родственниками, верой, любовью, надеждой и нравственностью. Родина подобна большому дереву, на котором не счесть листьев. Но всякое дерево имеет свои корни, связывающие его с землей. Они питают дерево. Корни – это наша история. Это наши деды и прадеды, чьи дела помогают жить нам. Народ , не имеющий глубинных корней – бедный народ. Очень полезно и интересно познакомиться с историей своей семьи, своего края. Именно стремление к самопознанию и заставило меня обратиться к своим истокам, истории своего родного края.
Я задумался: «А что интересного я могу рассказать об истории возникновения и развития нашего села Нижняя Иволга - нашей малой Родины приезжим гостям?»
Каждый должен знать, уметь рассказать о том, что хорошего и интересного есть в том месте, где он родился и живет, и любить его.
Я родился и живу в селе Нижняя Иволга Иволгинского района Республики Бурятия. Чтобы ценить и любить свой край – его надо знать. Знать настолько, чтобы мы могли сказать:
«И с гордостью скажу родному краю:
Люблю и знаю, знаю и люблю.
И тем полней люблю, чем глубже знаю!»
При раскрытии темы я стремился показать события , происходящие в стране, через обращение к истории малой родины, человеческой личности в этой истории.
Цель моей работы - «погрузиться» в историю своей малой родины ,расширить знания о ней , определить свое отношение к прошлому родного края.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
-проследить историю своего родного края;
-проследить историю своей семьи;
-сбор материалов в школьном музее, районной и сельской библиотеке;
-сбор материалов в ходе бесед со старожилами села;
-использование домашнего фотоархива;
-изучение литературы по истории Иволгинской долины;
Объект исследования - природа родного края, люди, населяющие этот край и творящие его историю.
Основная часть.
Глава 1. Природа родной земли.
.
Мое село Нижняя Иволга расположено в 18 км от столицы Бурятии города Улан-Удэ, в широком створе Иволгинской долины, где река Иволга вливается в полноводную реку Селенгу. Это самая благодатная, приустьевая часть долины обрамлена с юга живописными отрогами Ганзуринского кряжа (горы – Отошо, Мандал, Байлан, Тапхар), а с северной стороны подступают передовые гряды могучего Хамар–Дабана. Иволгинская долина – как маленькая бусинка в серебряном ожерелье Селенгинской Даурии, несет в себе всю прелесть и красоту Южной Бурятии. Здесь прекрасно представлены ландшафты горной лесостепи, где в степях яркой желтизной выделяются цветущие караганы (Алтаргана). Не менее прекрасна природа самой долины Иволги, где впечатляют разнообразие прирусловых ивовых зарослей, могучие вейниковые, кочковатые, осоковые луга. Особую ценность составляют ячменно - полевые, костровые луга – богатейшие сенокосы таких знакомых каждому нижнеиволгинцу урочищ (Дээдэ Намаг, Хулhанай нуга, Бадков и т.д). Особое значение имели в хозяйстве нижнеиволгинских бурят использование ивняков с островов и отмелей р. Селенги, они служили материалом для плетения изгородей, а также в качестве летних дров. Не менее богат животный мир долины, уникальным являются голубые сороки в горах Отошо, которые обитают кроме этого на Дальнем Востоке (Корея, Япония) и на Пиренеях (Испания, Португалия). В прибрежных тальниках Селенги (урочища Баруун и Зуун нуга), на листьях разных видов ив можно встретить самую изящную и красивую древесную лягушку Азии – квакшу дальневосточную. И, наконец, в распадке урочища Зобоохо, к югу от Шаманских гор (Отошо) имеется самая северная в Сибири популяция монгольского тарбагана (сурка). Богатство живых обитателей долины дополняют другие, не менее легендарные ценности – это целебные источники, которые из глубин недр несут свои волшебные воды. Таков наш Халютинский источник – краса и гордость долины. Веками здесь лечились, набирались сил нижнеиволгинцы. Ныне это святое место в отрогах Хамар – Дабана, в верховьях неугомонной горной реки Халюта – стала местом паломничества людей со всех окрестностей. Серебряная вода Халюты многим вернула здоровье. Рассказывают случаи, когда тяжелейшие формы нефрита (заболевание почек) вылечивались за один сезон. Достопримечательностями долины являются знаменитые археологические памятники, это оленный камень с горы Тапхар (культура плиточных могил), Тологойский разрез – древнейшая летопись человеческой культуры в Забайкалье и хуннское городище, заложенное более 2 тысяч лет назад на северной границе великой империи». После хуннов, через многие сотни и тысячи лет, здесь поселились нижнеиволгинские буряты.
Вокруг моего родного села много священных мест. Это места поклонения обоо Алтан – Мандал, Баян Улаан. Субурган Бадма Сэсэг расположен в улусе Нур-Селение .Ступа субургана 9 метровая. В него вмурованы кедровый столб с молитвами на тибетском языке и тибетские книги.Его вершину украшает буддийский символ вечности Соембо, желтый , как солнце. Место под строительство освящено Еши-Лодой Римпоче. Дата открытия – 4 ноября 1998 года. Об истории возникновения этого красивого субургана , посвященного детям, мне рассказал наш мастер. народный умелец Намзалов Сергей Цырендоржиевич.
Глава 2.История заселения Иволгинской долины.
Село Нижняя - Иволга более 300 лет назад основали кочевые пришлые с берегов Байкала буряты. По-своему происхождению они относились к родам племенного обьединения эхиритов и булагатов. Иволгинские буряты в составе 500 семей впервые переселились сюда в 1702 году из–за Байкала, из нынешнего Эхирит – Булагатского района Иркутской области и обосновались в 17 различных местах Иволгинской долины по долинам рек Иволги, Оронго, Гильбира (второе название Баян – Гол, Янгажан), а также по Северной долине нынешнего Селенгинского района. Многие буряты – новоселы были определены в казачье сословие, особенно, в нынешнем Селенгинском районе, и у нас в Янгажине и Нижней Иволге. Например, сегодняшний 18 км (бывший колхоз «Коминтерн») всего несколько десятилетий назад старики называли «казачьим поселением» -(Хасак-селен)
Быт и культура нижне-иволгинских бурят в конце прошлого века мало чем отличались от соседних селенгинских и хоринских бурят. Изучив документы в музее школы, прочитав статьи, я сделал выводы, что жили они традиционным хозяйством, исправно несли службу в казачьих станицах. Из рассказов старожилов следует, что даже некоторые участвовали, в войне с турками в Крыму, позднее - многие отличались в событиях на КВЖД. Труд был связан с традиционным, кочевым животноводством, разводили грубошерстных, курдючных овец, содержали коз, развивали табунное коневодство. Весьма активно вели натуральный товарообмен с соседними русскими селами (Мухино, Каленово, Вахмистрово, Гурульба). Часто меняли шерсть и шкуры овец на картофель, муку и т.д.
И среди казаков Нижней Иволги были известные люди, яркой и колоритной личностью был атаман Янгажинской станицы Жигжитов Цыремпил. Не менее известной фигурой в долине слыл наш земляк - Гармаев Ринчин (Мотео), выбранный зайсаном Селенгинской волости.
Глава 3.Мое село вчера и сегодня.
.
Сегодня из маленького села Нижняя Иволга стала центром сельского поселения, объединящим села Нур-Селение, Сужа, Хойто - Бэе, Хубисхал. Строятся новые дома, появляются новые улицы. Вокруг села в последние годы возникает много ДНТ. В селе имеются средняя школа, врачебная амбулатория, сельский дом культуры, библиотека, стадион «Тамир» и много магазинов. Построен новый детский сад «Хараасгай». Нижнеиволгинцы разных поколений составили гордость и славу родного села, многие из них честно и беззаветно трудились на полях и фермах, мужественно воевали на фронтах ВОВ, стали специалистами в разных отраслях – агрономами, учителями, врачами, инженерами. В числе их 18 – кавалеры орденов, 3 избирались депутатами Верховного Совета РСФСР и Республики Бурятия. Имеем своего полковника и трех подполковников.
В научной деятельности уроженцы моего села добились успехов. Особую гордость вызывает Намзалов Бимба-Цырен Батомункуевич - доктор биологических наук, профессор Бурятского Государственного Университета.
Интересная и знаменательная грань в истории села – это развитие спорта. Спортсмены, выходцы из Нижней Иволги, удивляли многие спортивные центры страны и являлись каким – то феноменом. Особенно примечательными были успехи велосипедистов многие годы. С 1950 года соревнования на первенство Бурятии стали проводиться на гоночных велосипедах.Начиная с 1954 по 1968 годы, спортсмены нижнеиволгинцы представляли велосипедный спорт (шоссейные гонки) на всех уровнях республики, зональных и даже на российских соревнованиях, это: Очиров Цырен Дабаевич, Жамбалов Владимир Дашиевич, Убугунова Ханда Бальжинимаевна …
Очиров Цырен Дабаевич – 12- кратный чемпион Бурятии, 2- кратный чемпион Спартакиады народов России (1956, 1959), член сборной России.
Народный фольклорный ансамбль «Гуламта» сегодня является гордостью нашего села. В его составе люди старшего поколения, учителя ,работники из разных сфер...
Ансамбль «Гуламта» принимает активное участие, как и в Республиканских мероприятиях: «Один день бурята», «Ночь Ёхора», «Поют ветераны», «Алтан гургалдай», «Живой родник» так и в Международных фестивалях и конкурсах, таких как, «Фестиваль гуннской культуры», «Фестиваль старообрядцев мира», фестиваль бурятского народа «Алтаргана-2006», Улан-Удэ, «Алтаргана-2010»г. Улан-Батор «Ёрдынские игры-2011» о. Ольхон.
История моей семьи.
Мой папа, дедушка и прадедушка родились в Нижней Иволге. Они являются потомками тех первых переселенцев, которые 300 лет назад образовали наше село. Мои предки происходят из Булагатского рода - Готал-буумал Мой прапрадедушка Шантанов Аюша был казаком, а прадедушка Шантанов Буда Аюшеевич жил и работал в своем селе Нижняя Иволга. У прадедушки было 6 детей. Один из них мой дедушка Шантанов Василий Будаевич. Он был простым сельским тружеником, работал в совхозе ОПХ“ Иволгинское”. Василий Будаевич принимал участие в спортивной жизни села, успешно защищал честь спортивного общества «Урожай» на республиканских и зональных соревнованиях по велоспорту. Имел I разряд. Вместе с супругой Марией Балдандоржиевной воспитали 4-х детей. Мой папа Шантанов Владимир Васильевич самый младший в своей семье. Он служит в полици в г. Гусиноозерске, имеет звание подполковника. Он часто бывает в служебных командировках .В последний раз он ездил в Северную Осетию выполнять свой долг.
Я очень горжусь своим отцом, своей семьей. У меня подрастают два младших брата.В будущем я хотел бы быть похожим на своего отца, подавать пример своим детям, служить своей Родине.
Заключение.
В результате изучения истории возникновения и развития моего села я многое узнал о своем родном селе. Село Нижняя - Иволга более 300 лет назад основали кочевые пришлые с берегов Байкала буряты. По-своему происхождению они относились к родам эхиритов и булагатов. Иволгинские буряты в составе 500 семей впервые переселились сюда в 1702 году из–за Байкала, из нынешнего Эхирит – Булагатского района Иркутской области. Из маленького села Нижняя Иволга стала большим сельским поселением. Строятся новые дома, появляются новые улицы. В селе имеются средняя школа, врачебная амбулатория, сельский дом культуры, библиотека, стадион «Тамир» и много магазинов. Построен новый детский сад. Нижнеиволгинцы разных поколений составили гордость и славу родного села. Я верю, что наше село Нижняя Иволга и впредь будет расти и развиваться.
Академик Д.С.Лихачев писал: «Если человек не любит хотя – бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленный сад, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома , старые улицы, пусть даже плохонькие, значит у него нет любви к своей Родине».
В ходе исследования я пришел к выводу, что семья- это маленькое зеркало большого общества. Жизнь человека, не знающего истории своей семьи, вряд ли можно назвать полноценной. Еще великий русский историк В.О.Ключевский писал: «Изучая дедов, узнаешь внуков. То есть узнаем себя».
Родина, родители, род, народ - не просто однокоренные слова. Мы не выбираем родителей, Родину, место рождения.
Я горжусь тем, что живу в селе Нижняя Иволга, на малой родине своих предков.
А когда я вырасту, внесу свой вклад в развитие моего села.
Список литературы.
1.Фураст. Л.В. «Щедрая долина Иволги»- Улан-Удэ: НОВАПринт, 2009 г.
2.Бимба-лама Доржиев «Родословная Иволгинских бурят» - Улан-Удэ. 2012 г.
3. Цыденов А.Б. Альбом «Благословенная земля». Улан-Удэ. 2012 г.
4.Интернет-ресурсы.
5. Газета «Жизнь Иволги»,8 июля 1992 г.
6. Харламова Н. «Жизнь Иволги»,1996.-28 ноября.-с2.
7. «Нижняя Иволга» ( люди, события, факты) сост. Намзалов Б-Ц.Б, д.б.н.
8.Информаторы: Аюров Василий Доржиевич
Намзалов Сергей Цырендоржиевич.
Шантанова Валентина Васильевна
Цыдыпова Уржима Содномовна
\
Слайд 1
История моего села Исследование истории возникновения моего села Нижняя Иволга МОУ Нижне-Иволгинская СОШ Автор: Шантанов Андрей Ученик 8 - а класса МОУ Нижне-Иволгинская СОШ Руководитель: Найданова Баярма БадмаевнаСлайд 2
Цель: изучить историю возникновения и развития села Нижняя Иволга Задачи: - познакомиться с материалами об истории села - изучить литературу местных авторов - посетить сельскую библиотеку - побеседовать с жителями, старожилами Нижней Иволги
Слайд 4
Карта Иволгинского района.
Слайд 5
Мое село расположено в 18 км от столицы Бурятии города Улан-Удэ, в широком створе Иволгинской долине, где река Иволга вливается в полноводную Селенгу
Слайд 6
Это самая благодатная, приустьевая часть долины обрамлена с юга живописными отрогами Ганзуринского кряжа (горы – Отошо , Мандал , Байлан , Тапхар ), а с северной стороны подступают передовые гряды могучего Хамар – Дабана . Иволгинская долина – как маленькая бусинка в серебряном ожерелье Селенгинской Даурии, несет в себе всю прелесть и красоту Южной Бурятии. Здесь прекрасно представлены ландшафты горной лесостепи, где в степях яркой желтизной выделяются цветущие караганы ( Алтаргана ). Не менее прекрасна природа самой долины Иволги, где впечатляет разнообразие прирусловые ивовые заросли, могучие вейниковые, кочковатые, осоковые луга. Особую ценность составляют ячменеве - полевые, костровые луга – богатейшие сенокосы таких знакомых каждому нижнеиволгинцу урочищ ( Дээдэ Намаг , Хул h анай нуга, Бадков и т.д ). Особое значение имели в хозяйстве нижнеиволгинских бурят использование ивняков с островов и отмелей р. Селенги, они служили материалом для плетения изгородей, а также в качестве летних дров. Не менее богат животный мир долины, уникальным являются голубые сороки в горах Отошо , которые обитают кроме этого на Дальнем Востоке (Корея, Япония) и на Пиренеях (Испания, Португалия). В прибрежных тальниках Селенги (урочища Баруун и Зуун нуга), на листьях разных видов ив можно встретить самую изящную и красивую древесную лягушку Азии – квакшу дальневосточную. И, наконец, в распадке урочища Зобоохо , к югу от шаманских гор ( Отошо ) имеется самая северная в Сибири популяция монгольского тарбагана (сурка). Богатство живых обитателей долины дополняют другие, не менее легендарные ценности – это целебные источники, которые из глубин недр несут свои волшебные воды. Таков наш Халютинский источник – краса и гордость долины. Веками здесь лечились, набирались сил нижнеиволгинцы . Серебряная вода Халюты многим вернула здоровье
Слайд 7
Достопримечательностями долины являются знаменитые археологические памятники, это оленный камень с горы Тапхар (культура плиточных могил), Тологойский разрез – древнейшая летопись человеческой культуры в Забайкалье и хуннское городище, заложенное более 2 тысяч лет назад на северной границе великой империи. ».
Слайд 8
Гуннское городище - известное всему миру, всем археологам уникальный , единственный в мире памятник нашего прошлого, чудом сохранившееся с 6 века до нашей эры
Слайд 9
Село Нижняя-Иволга более 300 лет назад основали кочевые пришлые с берегов Байкала буряты. По-своему происхождению они относились к родам племенного объединения эхиритов и булагатов . Иволгинские буряты в составе 500 семей впервые переселились сюда в 1702 году из–за Байкала, из нынешнего Эхирит – Булагатского района Иркутской области и обосновались в 17 различных местах по долинам рек Иволги, Оронго , Гильбира ( второе название Баян – Гол, Янгажан ), а также по Северной долине нынешнего Селенгинского района. Многие буряты – новоселы позднее были определены в казачье сословие, особенно, в нынешнем Селенгинском районе, а у нас в Янгажине и Нижней – Иволге. Например, сегодняшний 18 км (бывший колхоз «Коминтерн») всего несколько десятилетий назад старики называли не иначе как «казачьим поселением» ( хасак - селен).
Слайд 10
Быт и культура нижне-иволгинских бурят в конце прошлого века мало чем отличалась от соседних селенгинских и хоринских бурят. Они жили традиционным хозяйством, исправно несли службу в казачьих станицах, говорят, даже некоторые участвовали, в войне с турками в Крыму, позднее - многие отличались в событиях на КВЖД. Труд был связан с традиционным, кочевым животноводством, разводили грубошерстных, курдючных овец, содержали коз, развивали табунное коневодство. Весьма активно вели натуральный товарообмен с соседними русскими селами (Мухино, Каленово , Вахмистрово , Гурульба ). Часто меняли шерсть и шкуры овец на картофель, муку и т.д.
Слайд 11
Из маленького села Нижняя Иволга стала большим сельским поселением. Строятся новые дома, появляются новые улицы
Слайд 12
На селе расположены средняя школа, врачебная амбулатория, сельский дом культуры, библиотека и много магазинов.
Слайд 13
Построен новый, красивый и современный детский садик « Хараасгай ».
Слайд 14
Нижнеиволгинцы – разных поколений составили гордость и славу родного села, многие из них честно и беззаветно трудились на полях и фермах, мужественно воевали на фронтах ВОВ, стали специалистами в разных отраслях – агрономии, учителями, врачами, инженерами. В числе их 18 – кавалеры орденов, 3 избирались депутатами Верховного Совета РСФСР и Республики Бурятия, 8 нижнеиволгинцев получили почетные звания в своих отраслях (Заслуженный животновод, механизатор и т.д. РБ). Имеем своего полковника и подполковников, четырех ученых – их них 2 доктора наук и два кандидата наук.
Слайд 15
Народный фольклорный ансамбль « Гуламта »
Слайд 16
Ансамбль « Гуламта » принимает активное участие, как и в Республиканских мероприятиях: «Один день бурята», «Ночь Ёхора », «Поют ветераны», « Алтан гургалдай », «Живой родник» так и в Международных фестивалях и конкурсах, таких как, «Фестиваль гуннской культуры», «Фестиваль старообрядцев мира», фестиваль бурятского народа «Алтаргана-2006», Улан-Удэ, «Алтаргана-2010»г. Улан-Батор « Ёрдынские игры-2011» о. Ольхон.
Слайд 17
Интересная и знаменательная грань в истории села – это развитие спорта. Спортсмены, выходцы из Нижней Иволги удивляли многие спортивные центры страны и являлись каким – то феноменом. Особенно примечательны успехи велосипедистов многие годы. Начиная с 1954 по 1968 годы , спортсмены нижнеиволгинцы представляли велосипедный спорт (шоссейные гонки) на всех уровнях республик, зональных и даже на российских соревнованиях, это: Очиров Цырен Дабаевич , Жамбалов Владимир Дашиевич , Убугунова Ханда Бальжинимаевна и др. Так, Очиров Цырен Дабаевич – 12- кратный чемпион Бурятии, 2- кратный чемпион Спартакиады народов России (1956, 1959), член сборной России
Слайд 18
Мой папа, дедушка и прадедушка родились в Нижней Иволге. Они являются потомками тех первых переселенцев, которые 300 лет назад образовали наше село. Мои предки были Б улагатского рода-- Готал-буумал
Слайд 19
Мой прапрадедушка Шантанов Аюша был казаком, а прадедушка Шантанов Буда Аюшеевич жил и работал в своем селе Нижняя Иволга .
Слайд 20
У прадедушки было 6 детей. Один из них мой дедушка Шантанов Василий Будаевич . Он был простым сельским труженником , работал в совхозе ОПХ “ Иволгинское ” Василий Будаевич принимал участие в спортивной жизни села, успешно защищал честь спортивного общества «Урожай» на республиканских и зональных соревнованиях по велоспорту. Имел .I разряд. . Вместе с супругой Марией Балдандоржиевной воспитали 4-х детей.
Слайд 21
Мой папа Шантанов Владимир Васильевич самый младший в семье. Он служит в полиции, имеет звание подполковника.
Слайд 22
В результате изучения истории возникновения и развития моего села я многое узнал о своем селе. Я верю, что наше село Нижняя Иволга и впредь будет расти и развиваться. А когда я вырасту, внесу свой вклад, в развитие моей малой Родины. Я горжусь что живу в Нижней Иволге на малой Родине моих предков.
Слайд 23
Список литературы. 1.Фураст . Л.В. «Щедрая долина Иволги»- Улан-Удэ: НОВАПринт , 2009 г. 2.Бимба-лама Доржиев «Родословная Иволгинских бурят » -Улан-Удэ 2012г. 3. Цыденов А . Б.Альбом «Благословенная земля» Улан-Удэ 2012 4.Интернет.
Эта весёлая планета
3 загадки Солнечной системы
Рисуем домики зимой
Лист Мёбиуса
Басня "Две подруги"