• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Крыло птицы - уникальное природное чудо

Опубликовано Истоминская Ирина Николаевна вкл 16.02.2020 - 9:05
Истоминская Ирина Николаевна
Автор: 
Храмов Дмитрий , Храмов Даниил

В чем различие крыльев и перьев различных птиц? Поиском ответа на этот вопрос занимались создатели этой работы.Рассмотрено  строение крыльев птиц в связи с образом жизни и средой обитания.Найдены подтверждения научным фактам, делаются свои наблюдения и выводы, осваивается умение работать с новым исследовательским оборудование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krylo_ptitsy._hramovy.docx180.55 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Абанский район

РАЙОННАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»

Направление конференции:

биолого-химические науки

Секция:

медико-биологические науки

«Крыло птицы - уникальное природное чудо»

Храмов Дмитрий Максимович

Храмов Даниил Александрович

Абанская СОШ №3, 5 класс

дата рождения участника

e-mail автора работы

контактный телефон автора работы

Истоминская Ирина Николаевна

Абанская СОШ №3, учитель биологии

контактный телефон 89607582940

e-mail ira-istom@yandex.ru

Фамилия, имя, отчество научного руководителя (консультанта) – если есть

ученая степень, место работы

контактный телефон научного руководителя

e-mail научного руководителя

Абан, 2018

Тезисы

                 Почему летают птицы? Как приспособились они покорять воздушное пространство? В чём отличие крыльев и перьев различных птиц? Поиском  ответов на эти вопросы занимались создатели этой работы. В ней отражается такое направление в науке биологии, как орнитология. Рассмотрено  строения крыльев птиц в связи с образом жизни и средой обитания. Найдены подтверждения научным фактам, делаются свои наблюдения и выводы, осваивается новое исследовательское оборудование.

Цель: определить особенности строения крыла и его покровов, позволяющие птице летать.

Задачи:        

1.Изучить научную литературу о строении крыльев птиц и их приспособленности к полёту.

2. Провести исследование строения перьев птиц.

3. Сформировать набор из собранных перьев и выступить перед пятиклассникам на уроке биологии  по теме «Позвоночные. Птицы».

          Для достижения цели исследования использовались следующие методы:

сравнительный анализ строения крыльев   птиц, обзор сведений об особенностях перьевого покрова птиц, систематизация различных способов полёта птиц, экспериментальные наблюдения, обобщение полученных данных.

  Гипотеза: строение крыльев и покровов тела помогает  птице подняться в воздух и полететь.

           Актуальность темы в том, что исследуя строение крыльев и покровов тела птиц можно понять природу полёта  наших собственных голубей.

Во время выполнения работы был подготовлен  материал для выступления перед школьниками при изучении  биологических тем:  «Позвоночные» в 5 классе, «Движение» в 6 классе, «Внешнее строение птиц» в 7 классе. Исследование имеет важное  значение для понимания значения приспособлений  в живой природе.

Список источников

1.Владимиро Бейчек, Карен Штястны. Птицы. Иллюстрированная энциклопедия. Перевод с английского С.В.Диваковой, ООО «Издательство Лабиринт Пресс»,2004

2.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%91%D1%82_%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%86

3. Якоби В.Э. Морфологические приспособления к скоростному полёту у птиц. Механизмы полёта и ориентации птиц. –  М.: Наука,1966                           

Введение

    Человек всегда завидовал птицам - они летают, а он не может. Мы разводим голубей, мы с дедом голубятники. Поэтому нам  интересно рассмотреть особенности  птиц, их приспособления к полету. Эта тема актуальна, потому что наших знаний не достаточно чтобы разводить своих голубей, понимать природу их полёта.

     Изучая научную литературу и Интернет - источники, нам стали известны основные понятия о полете птиц, строении их крыльев и перьев.

Основная часть

          Почему летают птицы? Как приспособились они покорять воздушное пространство? В чём отличие крыльев и перьев различных птиц? Ответы на эти вопросы нам хотелось найти экспериментально, а не только в научной литературе.

Цель: определить особенности строения крыла и его покровов, позволяющие птице летать.

Задачи:        

1.Изучить научную литературу о строении крыльев птиц и их приспособленности к полёту.

2. Провести исследование строения перьев птиц.

3. Сформировать набор из собранных перьев и выступить перед пятиклассникам на уроке биологии  по теме «Позвоночные. Птицы».

При выполнении работы мы пользовались следующими методами:

сравнительный анализ строения крыльев   птиц, обзор сведений об особенностях перьевого покрова птиц, изучение и систематизация различных способов полёта птиц, экспериментальные наблюдения, обобщение полученных данных.

Объект исследования: приспособления  птиц для полёта.

Предмет исследования: крылья и перья птиц.

Гипотеза: строение крыльев и покровов тела помогает  птице подняться в воздух и полететь.

     Изучая научную литературу и Интернет – источники были определены основные понятия исследуемого вопроса.

     Полёт — основной способ передвижения большинства видов птиц, помогающий им искать пищу, мигрировать и спасаться от хищников. [ 1]

     Крылья — являются главными частями тела, приспособленными для полёта. Каждое крыло имеет главную поверхность, которой оно разрезает воздух.

     Перо — накожное роговое образование, свойственное птицам. Различают части: стержень, с нижней толстою частью — очином, и опахало. Внутри очина засохшая ороговелая ткань (душка).  Перья несут определённый характер (рулевые, маховые первого порядка, второго порядка, плечевые, кроющие). Перья не покрывают равномерно всё тело, а оставляют голые места (аптерилии). [ 2]

     Часть стержня, на котором расположены нитевидные образования или бородки, называют стволом. На каждой стороне ствола есть бородки первого порядка, образующие со стволом угол примерно в 45º. Часть пера с бородками называют опахалом. На бородках первого порядка расположены микроскопические нити, называемые бородками второго порядка. Они пересекаются под углом 90º. На бородках второго порядка, в свою очередь, расположены крючочки, которые подобно застежке-молнии, сцепляют вместе бородки. [3]  

      По месту расположения на теле перья различаются:        

-контурные или кроющие перья – основные. Они накладываются друг на друга, покрывая всё тело и придавая ему обтекаемую форму;

-маховые перья более вытянутые и длинные;[4]

 - пуховые перья птиц и их пух отличается от других, так как они необходимы для поддержания тепла. Они обладают тонким стержнем, а их бородки лишены крючков и разлетаются в разные стороны. Стержень пуха ещё более слабый, а опахало не выражено и внешне напоминает вату.[5]

      Анализируя научные источники, была составлена таблица 1 отражающая  зависимость формы крыла от типа и характеристики полёта, к которому способна птица.[6]   

                              Таблица 1

Соответствие видов крыльев птиц их особенностям и характеристикам

Примеры

 птиц

Особенности

крыла

Виды

 крыльев

Вес тела,

 г

Поверхность

крыльев, см2

Нагрузка крыльев, кг/м2

Ястреб, хищные,

фазаны, куропатки

Короткие и округленные, с небольшим удлинением, которое позволяет птицам маневрировать в ограниченном пространстве

Эллиптические

крылья

        

8000

1300

16,0

Сапсаны,

стрижи

Короткие и заострённые, имеют высокую нагрузку на крыло и обеспечивают высокую частоту взмахов для наибольшей возможной скорости за счёт значительных затрат энергии

Крылья

для

скоростного

 полёта

160

123

12,9

Альбатросы,

буревестники

Длинные, стройные, характеризуются наименьшей относительной длиной кисти, около 25 % от длины крыла, и наибольшим числом маховых перьев второго порядка — 40.

Крылья

 с относительно

 большим

 удлинением

8502

6250

13,6

Орлы,

аисты,

пеликаны,

цапли

Широкие, глубокие бороздки на концах крыльев между маховыми перьями уменьшают силу сопротивления воздуха, а относительно короткий размер позволяет подниматься с поверхности земли без потребности в значительном разгоне.

Крылья

для парящего полёта

925

834

11

Вывод: форма и виды крыльев связаны с  образом жизни птиц, площадь поверхности крыльев при малом весе даёт большие скоростные качества птицам.

     Во время экспериментального изучения строения перьев мы искали их типичные признаки. Рассмотрели 8 объектов разных перьев птиц (голубей и глухаря).  

Опыт 1.Мы измерили общую длину пера, очина, опахала, ширину левой и правой части опахала. Массу пера мы смогли точно определить с помощью электронных весов МН-200  из лаборатории музея естественных наук (таблица 2)

Таблица 2

Результаты измерений перьев голубя и глухаря

№

пера

Тип пера

Какая птица

Длина пера,

 см

Длина

очина, см

Длина опахала,см

Ширина левого \правого опахала, см

Масса, г

1

маховые первого порядка

глухарь

22,5

5

17,5

3\2

0,56

2

маховые второго

порядка

глухарь

12

2

10

1\2,5

0,11

3

маховые первого порядка

голубь

12

2

12

5\1,5

0,14

4

маховые второго порядка

голубь

12,5

1,5

11

1,5\1,5

0,10

5

Контурное

кроющее

глухарь

8,5

2

6,5

2,5\1

0,11

6

Контурное

кроющее

голубь

5

0,3

4,7

1,3\1,5

0,4

7

пуховое

глухарь

2,5

0,3

2,2

-/-

-

8

пух

голубь

2

0,15

1,5

-/-

-

Вывод: длина пера зависит от выполняемой роли на теле птицы. У маховых и контурных перьев одно опахало больше, чем другое. Перья очень лёгкие, при большой площади поверхности,  они облегчают общую массу тела птицы.

Опыт 2.Мы опустили перья в воду и обнаружили, что перо не намокает и не тонет, а легко плавает по поверхности воды, всплывает после погружения. В стержне имеются полости, заполненные воздухом. Вывод: Полый стержень делает перья почти невесомыми, облегчёнными.

 Опыт 3.Мы сожгли перо и почувствовали специфический  запах «жженых перьев». Он появляется при сгорании шерсти, волос, ногтей. Вывод: Значит, перья тоже роговые образования на теле птиц, но они гораздо легче.

Опыт 4.С помощью светового микроскопа  и нового стереоскопического микроскопа из  лаборатории музея естественных наук  были  получены изображения пера птицы. Уже на малом увеличении видны  бородки 1 порядка. На большом увеличении обнаруживаются крючочки -бородки 2 порядка. В таблице 3 сфотографированы и сопоставлены  полученные объекты.                                                                                                  

                                                                                                                                               Таблица 3

Изображения  пера птицы, полученные с помощью увеличения.

Световой микроскоп

Стереоскопический микроскоп

Вывод: Стереоскопический микроскоп даёт более объемное изображение  бородок 1 порядка, а в световом микроскопе отчетливее наблюдать бородки 2 порядка. Такое сцепление делает опахало монолитным и гладким, оно формирует гладкую жесткую поверхность крыла.

       Мы  выяснили, что одно из условий полёта птиц - это их лёгкость, благодаря  особому строению перьевого покрова тела. Перо помогает противостоять сопротивлению воздуха в полете.

     Для создания набора перьев было дано объявление  через Интернет  в группе нашего класса. Одноклассники  нам помогли, они предоставили  образцы №5-6. Остальные перья мы собирали в своей голубятне, на улице. Общее количество разных перьев-10 образцов. Этот набор перьев  был использован для демонстрации во время нашего выступления на уроке биологии по теме «Позвоночные. Птицы».

Заключение

 В  работе были изучены научные источники и Интернет - ресурсы о строении крыльев птиц, определено соответствие формы крыльев с особенностями полёта птиц. Проведено исследование строения перьев птиц, выявлены их свойства, обеспечивающие дополнительную лёгкость пернатым. Найдены подтверждения того, что  строение крыла и пера облегчает массу птицы, создает обтекаемую форму тела, увеличивает поверхность и размах крыльев. Все это позволяет птице подняться в воздух и полететь. Крыло птицы образует лёгкую и гибкую аэродинамическую поверхность. Во время выполнения работы был подготовлен  материал для выступления перед другими школьниками при изучении  биологических тем:  «Позвоночные» в 5 классе, «Движение» в 6 классе, «Внешнее строение птиц» в 7 классе. Исследование имеет важное  значение для изучения птиц во время уроков  биологии, понимания значения приспособлений  в живой природе.

Список источников

1.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%91%D1%82_%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%86

2. https://www.syl.ru/article/321415/stroenie-pera-ptitsyi-vidyi-i-znachenie-perev 

3. Владимиро Бейчек, Карен Штястны. Птицы. Иллюстрированная энциклопедия. Перевод с английского С.В.Диваковой, ООО «Издательство Лабиринт Пресс»,2004

4. https://www.syl.ru/article/321415/stroenie-pera-ptitsyi-vidyi-i-znachenie-perev

5. https://www.syl.ru/article/321415/stroenie-pera-ptitsyi-vidyi-i-znachenie-perev

6. Якоби В.Э. Морфологические приспособления к скоростному полёту у птиц. Механизмы полёта и ориентации птиц. –  М.: Наука,1966                           


Поделиться:

Бабочка

Как нарисовать небо акварелью

Колумбово яйцо

Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)

Астрономический календарь. Ноябрь, 2018