• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа по русскому языку. Тема проекта: " Ребус - друг мышления"

Опубликовано Прибытко Алла Владимировна вкл 06.03.2020 - 19:50
Автор: 
Санарова Александра

Исследовательская работа по русскому языку. Тема проекта: " Ребус - друг мышления"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebus-drug_myshleniya.docx71.05 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  МБОУ  СОШ  № 2 им. Т.Б. Куулар

 

                                   

        

                                                                                                        Автор работы:  ученица  2 «В» класса

                                                                                                Санарова  Александра

                                                                                                 Руководитель  проекта:

                                                                                                 учитель начальных классов

                                                                                                 Прибытко  Алла  Владимировна

                                                                П.Г.Т.   Каа-Хем    2015 г.


Оглавление

Введение        3

Основная часть        3

Что такое ребусы        3

Виды ребусов        5

Ребусы-загадки        5

Ребусы-шутки        5

Ребусы- пословицы        5

Ребус - слово        5

Правила решения ребусов:        5

Выводы        6

Список используемой литературы.        7

 

   


Введение  

Я люблю разгадывать, мыслить, думать, сочинять и угадывать.

И поэтому я взяла тему «Ребус – друг мышления».

Актуальность проекта:

  • Для развития мышления человеку необходимо разгадывать всевозможные  головоломки, которых огромное множество, но существует такой вид головоломок, который знаком и взрослым и детям - это ребусы. И я хочу узнать, как именно действуют ребусы на мышление человека, а также узнать историю их возникновения. 

  Цель: Изучить роль ребусов, как развитие мышления на уроках русского языка.

 Задачи исследования: 

  • Нахождение информации  о ребусах из разных источников.
  • Ознакомление с различными видами ребусов.
  • Изучение правил составления ребусов и владение этими ребусами.
  • Умение  составлять ребусы.

Основная часть

Что такое ребусы

Среди занимательных задач и головоломок ребусы издавна занимают почетное место. Само слово «ребус» стало нарицательным для обозначения всего непонятного, загадочного, замысловатого.

Ребусы - это игра, в которой зашифрованы слова, фразы или целые высказывания при  помощи рисунков в сочетании с буквами и знаками. Название образовано от латинского «rebus» – вещь, предмет.

Каждый вид ребуса – это загадки, в которых отгадка нарисована, её надо увидеть в комбинации фигур, знаков, букв. Ребусы применяются при изучении букв и слогов, тренировки слитного чтения, запоминания новых слов, орфограмм.

Ребус является средством развития внимания, памяти. При умении самостоятельно составлять ребусы развивается логическое мышление и творчество.

В нашем 1 «в» классе мы, с учителем Аллой Владимировной , провели анкетирование. В анкетировании приняли участие 26 учащихся нашего класса. Они ответили на вопросы:

  • Анкета для учащихся 1 классов.
  • Дорогие ребята! ☺☺☺
  • Ответьте, пожалуйста, на наши вопросы!
  •  Пол.
  • Знаете ли вы, что такое ребусы?
  • А) да
  • Б) нет
  • В) слышал и видел, но что такое не знаю
  • Если да, то напишите,  что это такое.
  • Умеете ли вы их решать?  
  • А) да
  • Б) нет
  • В) решаю, но плохо
  • Хотите ли вы научиться решать ребусы?
  • А) да
  • Б) нет
  • В) не знаю
  • Для чего нужно уметь решать ребусы?
  • А) для гимнастик ума  
  • Б) для логического мышления
  • В) для развития памяти
  • Г) для  тренировки памяти
  • Д) для полезного время провождения
  • У) научился  сам научи друга
  • Е) для участия в различных видах конкурсов
  1.  Результаты и их обсуждение.

На вопрос «Знаете ли вы, что такое ребусы?» Ответ «да» - 26 учеников, «нет» - 0.
На вопрос «Умеете ли вы их решать?» -  «да» ответили 11 учеников, «нет» ответили  15 учащихся.
На вопрос «Хотите ли вы научиться их решать?», «да» -26 учащихся. (слайд, таблица)

Изучив результаты анкеты, мы убедились в практической значимости проекта, так как учащиеся выявили желание научиться решать ребусы. С нашей стороны таким ребятам на первом этапе было предложено ознакомиться с видами ребусов и правилами их решения на уроках русского языка.

Виды ребусов

Ребусы-загадки

Ребусы – загадки представляют собой двойную задачу: разгадав ребус,

вы прочтете загадку, но загадку-то ведь нужно разгадать.

Ребусы-шутки

Это шуточная загадка в стихах. 

Ребусы- пословицы

Ребусы- пословицы представляют собой зашифрованную пословицу, которую нужно разгадать и объяснить ее смысл. 

Ребус - слово

 Разгадав ребус ты сможешь узнать слово. Оно может быть словарным или с любой другой орфограммой.

 Правила решения ребусов:

А) Ужасно интересно всё то, что неизвестно (слайды с ребусами)

  • 1.Название предметов, изображенных в ребусе, читаются в именительном падеже единственного числа или множественного, если изображено несколько ребусов.
  • 2. Для того чтобы убрать в начале или в конце слова одну или несколько букв, используется запятая. Если она стоит слева вверху от рисунка, то убирают первую букву, а если стоит справа вверху, то последнюю. Если стоят две запятые, то убирают две буквы и т.д.
  • 3.Если за какой-нибудь буквой или предметом «прячется» другая буква или предмет, то читать нужно с прибавлением «за» или « перед».
  • 4.Если два предмета или две буквы стоят одна в другой, то читать надо с прибавлением «в».
  • 5. Если одна фигура или буква стоит на другой, то читаем с прибавлением «на», «над» или «под».
  • 6.Если какая-либо буква состоит из другой буквы, то читают с прибавлением «из».
  • 7.Если по какой-либо букве написана  другая буква, то читают с прибавлением «по».
  • 8.Если одна буква лежит около другой, то читают с «у».
  • 9.Если рядом с рисунком стоят цифры, то читают в порядке, указанном цифрами.
  • 10. Если в ребусе изображен предмет в перевернутом виде, то его название читаем с конца.
  • 11. Если нарисован предмет, а около предмета  нарисована, потом зачеркнута буква,  значит эту  букву нужно отбросить из полученного слова,  а если около буквы стоят знак равенства и другая буква, то букву, стоящую слева от знака равенства, надо заменить.
  • 12. Если в ребусе какая-либо буква нарисована бегущей, сидящей, лежащей и т. п., то к названию этой буквы нужно прибавить такой же глагол.
  • 13. Если ребус состоит из изображения предмета и знаков «+» и  «-«, то решать его следует так : значение изображения, следующего за знаком минус, не прибавляется к уже полученному сочетанию слов, а отнимаются от него.  Там же где стоит знак плюс, значение изображение прибавляется.
  • 14. Если в ребусе стоят цифры и между ними знак «плюс» (1+2; 2+3 и т.д.), а после них идут слова, то нужно соединить первый слог из первого слова и второй слог второго слова. Получится отгадка?

Б) От простого к сложному.

Научившись разгадывать простые ребусы, мы можем перейти к разгадыванию более сложных. (показ слайдов)

В) Ознакомившись с правилами решения ребусов, мы не только научились решать ребусы самостоятельно, но и научились их составлять. (примеры составленных ребусов)

Выводы

  •  Ребусы помогают нам в развитии памяти, внимания, логического мышления, развивают мыслительную деятельность, концентрируют внимание. Так звуковые ребусы помогут ребятам у которых есть страх перед книгой, которые не любят читать , так как читают по слогам, когда  их сверстники читают целыми словами.  Эти ребусы позволяют отрабатывать навык слияния слогов, позволяют лучше запомнить новые слова, орфограммы.  
  • Для ребят умеющих решать ребусы есть перспектива, принимать активное участие в олимпиадах, интеллектуальных марафонах, викторинах, городских, областных, всероссийских конкурсах «Русский медвежонок», « Кенгуру».


Список используемой литературы.

  1. Асанин С., «Смекалка для малышей».,(Занимательные задачи, головоломки, ребусы.)., Москва., «Омега».
  2. Городкова Т.В., Елкина Н.В.,« Детские кроссворды».
  3. Ливинский В., журнал  «Не скучай».
  4. Толковый словарь. С.И. Ожегов, Н.Ю. Швецова.
  5. www.//nazva.net/rubrik/16/
  6. www. Trizway.com/art/primary/38.html

   


Поделиться:

Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский

Земля на ладонях. Фантастический рассказ

Пчёлы и муха

Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись

Усатый нянь