Творческий проект учащейся 5 класса о бабушке - юной блокаднице Ленинграда и ее дальнейшей судьбе после войны.
Вложение | Размер |
---|---|
iz_vospominaniy.docx | 26 КБ |
Введение
Моя работа – это дань уважения памяти погибших детей в Великой Отечественной войне и выживших в суровых условиях блокадного Ленинграда. Ведь среди них была моя бабушка Бычкова Людмила Федоровна. Мою работу я посвящаю ей.
В мировой истории нет подвига, равного подвигу Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. 900 долгих дней и ночей ленинградцы обороняли родной город. Вера в победу, в добро и справедливость, в мирную жизнь помогала им преодолевать немыслимые испытания, превозмогать голод и холод, бороться во имя счастливого будущего нашей
Родины. Многие жители и защитники Ленинграда не дожили до праздничного салюта Победы.
Среди них были и маленькие ленинградцы. Но моя бабушка выжила.
Цель: Больше узнать о жизни бабушки – дитя блокады.
Задачи:
1. Изучить литературу о жизни блокадных детей.
2. Восстановить воспоминания о детстве моей бабушки.
3. Воспитывать нравственно - патриотические чувства, гордость за свой народ, за
страну.
Гипотеза исследования:
Если мы больше узнаем о жизни детей блокады Ленинграда, то больше будем ценить
мир на земле.
Актуальность исследования:
Данная проблема актуальна, так как весь мир скоро будет праздновать 75 -летие Великой Победы.
Объект исследования: жизнь Людмилы Федоровны Бычковой - дитя блокады Ленинграда.
Предмет исследования: Выживание детей в трудное военное время.
В качестве методов исследования применялись: поиск материала о жизни Бычковой Л.Ф., беседа -воспоминание с бабушкой.
Основная часть
Почти 900 дней: с 8 сентября 1941г. По 27января 1944 года. Ленинград жил и боролся во вражеском кольце. Неимоверные трудности и страдания пережили ленинградцы в дни небывалой истории блокады. Выживали, как могли. Питались пайком хлеба 125г и остатками всякой травы. Им пришлось пережить голод, холод, гибель родных и все это в таком малом возрасте. Но они держались и держались до конца. Детям было хуже, чем взрослым. Они не понимали, что происходит: почему нет папы, почему мама все время плачет, почему постоянно хочется, есть, почему по визгу сирены надо было бежать в бомбоубежище … много детского почему? Чудовищный голод, который унёс жизни примерно полтора миллиона ленинградцев, сравним с самыми тяжёлыми катастрофами XX века. Дети войны – это последние свидетели тех трагических дней. Что должно было случиться с детским сердцем, увидевшем все ужасы войны. Ребёнок, прошедший через ужасы войны, ребёнок ли? Особенно тяжёлым был первый год блокады. Зимой 1941 – 42годов Ленинград сковала лютая стужа. Не было топлива и электричества.
Из воспоминаний Бычковой (Корчаговой) Людмилы Фёдоровны
Родилась 18 июля 1937годы в Ленинграде на Набережной Фонтанки,134 квартира 41. Этот дом есть и сейчас. Квартира располагалась на первом этаже: маленький зал, спальня, коридор. (Это всё что помнит моя бабушка о своей квартире, но очень хорошо сохранился в памяти диван, на котором бабушка проводила всё своё время). Когда родители уходили на работу, Людмила оставалась дома одна.
Мама (Прасковья Ивановна Корчагова) Людмилы Фёдоровны коренная ленинградка. Она работала на фабрике «Скороход». Во время войны она продолжала работать на фабрике и приходила домой только для того, чтобы покормить и обогреть маленькую дочь. На работе она и погибла. Зимой 1942-го фабрику разбомбили, и Прасковья Ивановна не вернулась домой.
Как погибла мама ничего неизвестно, даже неизвестно есть ли у нее могила, и была ли она похоронена.
Папа (Фёдор Васильевич Корчагов) был родом из Тульской области, приехал в Ленинград в начале 30-х годов и устроился рабочим на завод. Вскоре встретил свою будущую жену. В 1937 году у них родилась дочь – их первый и последний ребенок.
Когда началась война, папа ушёл на фронт, с 1941г. до самой своей гибели в феврале 1945 г. воевал под Ленинградом. Он был похоронен под Ленинградом на берегу реки Нарва в братской могиле. Когда закончилась война, пришло извещение, что папа погиб. Но это будет потом, а пока… Из газетной статьи «Из квартиры на Фонтанке» печатного органа «Горьковский вестник» мы узнали о дальнейшей судьбе маленькой Люси. «Пятилетняя Люся Корчагова после гибели своей матери осталась в блокадном Ленинграде одна. Позже она узнает, что от голода умерли сестры и мама ее матери. Ей же было суждено выжить. Знакомые отца, жившие в их доме на Фонтанке и приехавшие некогда вместе с ним покорять северную столицу, нашли ее и в марте 1942-го года во время прорыва блокадного кольца сумели вывезти в Москву к сестре отца, которая отвезла девочку в Тульскую область к бабушке. У нее она и жила до четырнадцатилетнего возраста.»[1]
Жили они плохо, бывало всякое: и голод, и холод. Картошку, что сажали, не хватало, а хлеба не было вообще. Родным девочке предлагали отдать её в детский дом, но дедушка не согласился «будем вместе голодать, но не отдам» такие слова были сказаны дедушкой Людмилы Фёдоровны. Не смотря на тягости жизни, семья старалась хоть как – то выжить. Помогало то, что бабушка с дедушкой держали корову.
Когда пришло время, Людмила Фёдоровна пошла в первый класс. Из воспоминаний маленькой девочки: « Надеть было нечего, выручило их то, что в то время от Сельского Совета была помощь, взрослые люди сдавали свою старую одежду. Вот и ей выделили взрослую кофту. От кофты отрезали по бокам и пришили снизу, так получилось платье, в котором Людмила пошла в школу. Вместо пальто была дедушкина брезентовая куртка, в которой он ходил на работу после того как внучка приходила из школы».
Окончив 7 классов, Людмила Фёдоровна поступила в сельскохозяйственный техникум в Подмосковье. Жила очень плохо, помощи не было никакой, единственное, что выручало это стипендия. После окончания техникума получила звание агронома и по распределению попала в Сибирь (в Омскую область Кормиловский район). Проработав немного, вышла замуж за тракториста – машиниста и комбайнера Ивана Андреевича Бычкова. Родилась первая дочь Наталья, потом вторая дочь Елена и третий ребёнок - сын Александр. Оба супруга поступают учиться. Иван Андреевич в сельскохозяйственный институт на курсы руководящих работников, а Людмила Фёдоровна - в педагогический техникум на заочное отделение. Около 4 лет Людмила Федоровна проработала заведующей школы и учителем начальных классов. После перевода мужа в Горьковский район в с.Рощино на должность председателя Сельского Совета, Людмила Фёдоровна устроилась учителем начальных классов. Проработала в Рощинской школе 18 лет. После семья Бычковых переезжает в р.п.Горьковское, где Людмила Федоровна продолжает работать учителем начальных классов. В Горьковской средней школе №2 она проработала учителем ещё 8 лет.
Сейчас Людмила Федоровна на заслуженном отдыхе. У Людмилы Фёдоровны и Ивана Андреевича 6 внуков и 7 правнуков.
За долгий добросовестный труд Людмиле Фёдоровне присвоено звание «Ветеран труда», награждена званием почётного жителя поселка, награждена медалью «В честь 75-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады», знаком «Житель блокадного Ленинграда», а также медалями к юбилейным датам победы в Великой Отечественной войне.
Заключение
Тем, кто родился после войны, многого уже не понять и того, что пережило военное поколение - не пережить. Можно только слушать рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти... И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности.
Те, кто пережил блокаду, обычные люди. Они сумели совершить невозможное - пережить ледяной ад. И не только пережить, но и остаться людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда.
И тогда и теперь, когда прошло более семидесяти лет с тех пор, как Ленинград освободился от блокады, людей всего мира поражало и поражает одно: как могли ленинградцы при таких лишениях выдержать беспримерную в истории войн борьбу? В чём была их сила?
Итак, результатом нашего исследования является выполнение поставленных перед собой задач, а именно: нами были изучены материалы периодической печати о , собраны факты из биографии моей прабабушки.
По примерным подсчетам, за время блокады в осажденном, переполненном беженцами городе погибло полтора миллиона человек. 300 – 350 тысяч умерло в эвакуации и на пути к ней. Около семисот тысяч пали в боях.
Считаем, что исследовательская работа имеет практическую значимость. Собранный нами материал может использоваться педагогами и учащимися на уроках истории, при подготовке внеклассных мероприятий о земляках.
Литература:
2. Добротворская, К. Блокадные девочки. [текст] / К. Добротворская. – М.: Новое издательство.2013. 125с.
3. Дмитриев, В.К. …Была война, была блокада.: рассказы для детей. [текст] / В.К.Дмитриев, Санкт – Петербург: Корона принт, 2013. 240с.
4. Лебедев, Ю.М. По обе стороны блокадного кольца.[текст] / Ю.М. Лебедев. Санкт –Петербург: Нева. 2005. – 303с.
Источники:
Семейный архив Бычковой Л.Ф.,
Газета «Горьковский вестник» ст. «Из квартиры на Фонтанке», Л.Бухарева;
№ 8, 2015г;
№ 12 , 2016г., ст. «Родом из Ленинграда», М. Осипова;
№ 10, 2017г., ст. «Мы память чтить должны», К. Аргат.
[1] /Горьковский вестник, «Из квартиры на Фонтанке», Л.Бухарева.
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Композитор Алексей Рыбников
Снеговик
Какая бывает зима
Цветущая сакура