Творческая работа по окружающему миру по теме:Муха -Кто ?Где? Для чего?
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 685.95 КБ |
МУХА-
Кто? Где? Для чего?
Выполнила
ученица 3 Г класса
Закиева Диана Фидарисовна
Руководитель
Мустафина Уралия Инсафовна
Оглавление
Введение-----------------------------------------------------------------------2
I Мухи в природе:-----------------------------------------------------------3
II Мое знакомство с мухами:---------------------------------------------5
- провести наблюдение за пищевыми приоритетами мух
- провести наблюдение за их активностью в течении суток на протяжении 1 недели (создать «искусственный день» и «искусственную ночь»)
- провести наблюдение за особенностями поведения в коллективе и в одиночестве
III Значение мух в природе------------------------------------------------8
Заключение--------------------------------------------------------------------9
Список литературы---------------------------------------------------------11
Введение
Однажды папа пришел с зимней рыбалки, рыбы поймал мало. Через неделю у нас по комнате начали летать мухи. Мы все удивились- откуда они взялись зимой. Только папа усмехнулся и признался, что забыл наживку в рыбатском ящике. А я задался вопросом: что это-за существа и зачем они нужны? Так родилась тема моей исследовательской работы.
Цель исследования
Изучить муху, как неотъемлемую часть природы
Задачи исследования
Гипотеза
Предположим, что муха- бесполезное существо и ее наличие в природе совсем не обязательно. То есть можно было бы обойтись и без мух.
Актуальность
Мухи окружают нас повсюду, доставляя неприятности людям своей назойливостью. Их внешность не является привлекательной, жужжание не радует слух. В природе еще достаточно аналогичных живых существ. Попробуем разобраться, для чего их создала природа и познакомить с результатом своих наблюдений и исследований.
Методы исследования
Объект исследования
Зеленая (падальная) муха
I Мухи в природе
Мухи бывают разные. Муха является для нас самым привычным и самым надоедливым насекомым, которое атакует наши жилища в теплое время года.
В мире насчитывается около 75 тысяч различных видов мух, среди которых есть как кусающиеся и переносящие заразу, так и совершенно безобидные существа.
Муха – двукрылое насекомое, принадлежащее к типу членистоногих, отряду мух и комаров.
Длина тела насекомого варьируется от нескольких миллиметров до 2 см в зависимости от вида. Продолжительность жизни мух – 1–2,5 месяца.
Родиной этого насекомого является степь Центральной Азии.
Комнатная муха
Комнатная муха уже практически не обитает в условиях дикой природы. Поэтому она является самым назойливым и нахальным гостем в наших домах в летне-осенний период. В это время наша жизнь осложнена постоянной борьбой с этими мелкими, но очень быстрыми и изворотливыми насекомыми.
Муха-журчалка.
Мухи-журчалки, или сирфиды, во многом схожи с осами – и по внешним характеристикам, и по поведению. Они также могут зависать в состоянии полета, не прекращая работу крыльями. Летом их часто можно встретить в своем саду или огороде вблизи зонтичных или сложноцветных растений. Но в отличие от жалящих ос, мухи-журчалки совершенно безобидны.
Ильница-пчеловидка
(ильница цепкая).
Этот тип мух относится к семейству журчалок. По внешнему виду они схожи с обычной пчелой. Длина в среднем составляет 1,5 см.
Мухи-толкунцы.
Мухи-толкунцы – это маленькие хищные насекомые, распространение которых наблюдается почти во всех частях планеты. Такое название эти мухи получили из-за своего причудливого поведения. Перед спариванием во время ухаживания самцы толкунцов собираются стаями и начинают исполнять своеобразные танцы. Таким интересным способом они привлекают внимание самок.
Ктыри
Ктыри довольно крупного размера стройные хищные мухи. Тело и конечности покрыты густым слоем коротких волосков. Для человека мухи-ктыри никакой опасности не представляют, а вот такие насекомые, как комары, мошки, жуки и даже пчелы, вполне обоснованно их боятся. Добывают пищу ктыри путем охоты в воздухе, сцепляя пойманную жертву своими цепкими длинными лапами. После этого они вонзают в беззащитное тело свое жало, чтобы впрыснуть в него яд и спокойно высосать содержимое. Иногда добычей ктыря может стать другой ктырь.
Муха Цеце
Муха Цеце – обитатель африканского континента. Основной источник питания этого опасного хищника – кровь диких млекопитающих, а также домашнего скота и людей. Мухи-Цеце являются переносчиками трипаносом, провоцирующих неизлечимое заболевание, разрушающее иммунную, нервную систему и приводящее к смерти.
Подробнее изучим Зеленую муху
Зеленая (падальная) муха. Несмотря на свое неравнодушие к разного рода падали и нечистотам, эта муха является очень красивым насекомым с глянцевым изумрудным тельцем и полупрозрачными дымчатыми крыльями со слабовыраженным ажурным рисунком.
Обитают зеленые мухи преимущественно в грязных местах: на разлагающихся трупах животных, в навозе, отходах, – но иногда их можно встретить среди цветущих растений с сильным ароматом. Питаются органическими гниющими веществами, где и откладывают свои яйца.
В составе лапок насекомых имеются свои суставы. Сколько ног у мухи – 6 лапок, состоящих из 5-ти суставов. На лапках находятся другие органы – два коготка, а также тонкие волоски и железы, способные выделять вещество повышенной клейкости.
Эта особенность объясняет тот факт, почему муха не падает с потолка. Решающую роль здесь также играют волоски, способные «цепляться» за неровности поверхности.
Длина ее тела – около 8 мм.
Глаза мухи большие красноватые, брюшко округлое, щеки белые.
После спаривания самка откладывает около 180 яиц. Яйцо имеет сероватый или светло-желтый оттенок. Она старается спрятать их как можно глубже в падали, где они развиваются в течение 6–48 часов до стадии личинок.
Длина туловища личинки варьируется в пределах 10–14 мм. Через 3–9 дней
они покидают место своего обитания и перемещаются для окукливания в почву.
Стадия куколки длится от 10 до 17 дней (в зависимости от погодных условий).
После чего насекомое выбирается на поверхность уже в виде взрослой мухи.
Многих интересует вопрос о том, где зимуют мухи. Оказывается, что за годовой период в комнате может смениться от 9 поколений насекомых, причем на зимовку уходят и впадают в спячку куколки и взрослые особи, а также зимовать могут оплодотворенные самки. Мухи в холодное время — зимой — находятся в холодных помещениях и являются неактивными. Получается, что им приходится на время умереть, чтобы по приходу тепла дожить свой цикл на следующий год. Оживить насекомое можно только во время потепления. Необходимо, чтобы наружный воздух прогрелся до 10 градусов.
II Мое знакомство с мухами:
Для того, чтобы узнать, что знают наши одноклассники о мухах, мы провели анкетирование по следующим вопросам:
№ | Вопрос | Да | Нет |
1 | Мухи нужны в природе? | (83,3%) | (16,7%) |
2 | Мухи важны для человека? | (17,9%) | (82,1%) |
3 | Личинка мухи может выжить в холодильнике? | (11,5%) | (88,5%) |
4 | Какие продукты больше предпочитают мухи? (свежие/ гнилые) | (14,1%) | (85,9%) |
5 | Сколько у мухи лапок? (6/8) | (97,4%) | (2,6%) |
6 | Может ли муха переносить различные заболевания? | (70,5%) | (29,5%) |
7 | В какое время суток муха активнее? (день/ ночь) | (74,3%) | (25,7%) |
8 | Вы занимались разведением мух? | (8,9%) | (91,1%) |
В результате выяснили, что только 2 человека из 20 опрошенных занимались разведением мух. Значимое большинство одноклассников считают, что мухи важны в природе, а для человека нет. Только 9 человек из 20 знают, что личинки мухи способны выжить в условиях холодильника. Практически все знакомы со строением мух. 29% учеников не знают, что мухи являются переносчиками различных заболеваний.
Поэтому мы решили, что для полноценного изучения мух, нам нужно сначала познакомиться с их развитием.
Мы купили в магазине опарышей и стали за ними наблюдать, за их изменением и развитием. Для этого мы поместили их в банки при комнатной температуре и в холодильнике. Это было необходимо для определения наиболее благоприятных условия для их развития
В условиях комнатной температуры:
В холодильнике:
Заключение по практической работе
В ходе практической работы мы получили следующие результаты:
При комнатной температуре цикл жизни мух обычный.
В условиях холодильника мухи не развиваются, но личинки остаются жизнеспособными. Дождавшись благоприятных условий жизненный цикл мух продолжился в обычном режиме. Учитывая нахождения личинок в холодильнике можем сказать, что жизнь мух увеличилась на 1 месяц.
Из этого вывода стало понятно почему у нас дома зимой появились мухи. В магазине личинок хранят в холодильнике. Когда они попали к нам домой в теплые условия, цикл их развития возобновился.
Нам стало интересно узнать, какие продукты могут привлекать мух. Мы решили предложить нашим мухам деликатесы.
Продукты | Мухи активно ведут себя | Мухи не проявляют интереса |
Сырое мясо | + | |
Вареное мясо | + | |
Сырая рыба | + | |
Вареная рыба | + | |
Свежее яблоко | + | |
Гнилое яблоко | + | |
Свежая слива | + | |
Гнилая слива | + | |
Хлеб | + | |
Свежий помидор | + | |
Гнилой помидор | + | |
Свежий гриб | + | |
Гнилой гриб | + |
Вывод
В ходе наблюдений мы выяснили, что предпочтение мухи отдают мясу и рыбе, а также гнилым овощам и фруктам. Особое предпочтение завоевали грибы, как в свежем, так и в гнилостном виде.
Мы наблюдали за поведением наших мух в течении суток на протяжении 1 недели.
Время | Активно летают | Активность снижена | Пассивны |
Утро | + | ||
День | + | ||
Вечер | + | ||
Ночь | + |
Вывод
Мухи очень активны утром и днем. К вечеру активность снижается. А ночью почти не подвижны.
Чтобы проверить соотношение активности мух и времени суток, мы решили создать для мух «искусственный день» и «искусственную ночь».
Сначала для этого в полдень поместили мух в темную комнату на 4 часа- мухи активно ползали и летали.
Затем ночью включили свет- мухи начали ползать, но их активность была очень вялая. Вскоре мухи снова замерли.
Вывод
Активность мух не зависит от количества света. Их поведение регулируется биологическими часами.
мы решили отсадить одну муху в отдельную банку и унести в другую комнату, остальные остались все вместе. Эксперимент проводили в течении 1 недели.
Поведение мух | В обществе | В одиночестве |
Высокая активность | + | + |
Активность снижена | ||
Пассивны |
Вывод
Поведение мух в обществе и в одиночестве практически не отличается. Это может говорить о высокой приспособляемости к окружающей обстановке.
III Значение мух в природе
Пророк Мухаммад сказал: «Если в сосуд одного из Вас попадет муха, то погрузите ее полностью, поистине, на одном крыле у нее болезнь, а на другом- исцеление». В одной книге о научных знамениях в Коране и Сунне было описано следующее: в 1932 г. в Индии вспыхнула эпидемия холеры. Возникла угроза вымирания всего населения Индии. Но население одной деревушки начало выздоравливать. Комиссия выяснила, что вся деревня пользуется водой из одного открытого резервуара, куда попадали мухи.
При исследовании выяснили, что в этой воде гибли холерные вибрионы. Оказалось, что муха при погружении в жидкость выделяет бактериофаги (бактерии которые пожирают других бактерий). В организме мух вырабатываются антибиотики широкого спектра действия.
Рассматривая вопрос о том, для чего нужны мухи, можно отметить, что в природной цепочке питания им выделяется особое место. Они поедают всякую всячину – преимущественно падаль и отходы, тем самым очищая в некоторой степени экологию. Мухи, которые спят ночью, могут послужить пищей для хищных птиц и животных, а также для других насекомых.
Оказывается, муха является неотъемлемым элементом биосферы, без которого наша планета не могла бы полноценно существовать. Взрослыми мухами и их личинками питаются многие животные.
Какие-то виды мух опыляют растения, а какие-то участвуют в процессе разложения растительных отходов и поедают гусениц и клопов.
Хищная муха приносит огромную пользу человечеству, убивая и съедая множество различных опасных насекомых.
Эти насекомые (особенно комнатная муха) могут серьезно досаждать человеку, особенно во время жаркой погоды. Садясь на потолок, жужжа и поедая запасы еды, эти насекомые, более того, выступают в качестве возбудителей и переносчиков серьезных заболеваний – кишечных инфекционных недугов, разнообразных гельминтов, глазных болезней и туберкулеза. Если съесть яйца мухи, можно заразиться миазами и стать жертвой других негативных явлений и последствий.
Чтобы защитить помещение от мух, потребуется принятие различных профилактических и истребительных мер. Ведь без еды мухи долго не протянут и вряд ли смогут жить в непригодных для них условиях. Поэтому как профилактика используется устранение всех нечистот, служащих пищей для этих насекомых. Для предотвращения размножения используются инсектициды в местах, где наблюдается развитие личинок. Эффективны различные приманки, ленты и липучки.
Заключение
В результате проведенных наблюдений и исследований тема работы «МУХА-Кто? Где? Для чего?» раскрыта, цель работы достигнута. Мы изучили жизнь мух.
В ходе работы решены следующие задачи:
- Изучил литературные данные о мухах
- Пронаблюдал за циклом жизни мухи
- Изучил особенности их поведения
- Определил ее предназначение в природе и жизни человека
Работа оказалась актуальной: я разобрался с тем, для чего мух создала природа, какую роль они играют в жизни человека, выяснил в результате соцопроса, что мои сверстники не изучали эти вопросы и познакомил их с результатами своих наблюдений и исследований.
Гипотеза о том, что муха- бесполезное существо и ее наличие в природе совсем не обязательно не подтвердилась.
Мои исследования доказывают то, что мухи- это не только паразиты опасные для человека, но и важная часть биосистемы, без которой природа обойтись не может!!!
Вывод
Из всех проведенных опытов и наблюдений можно сделать следующий вывод:
Муха- чрезвычайно жизнеспособное насекомое, прекрасно приспособленное к любой среде обитания. В их рационе достаточно большое количество легко доступных продуктов, что способствует их активному размножению. Активность мух регулируется биологическими часами и не зависит от их количества в социуме.
Для чего же природа создала таких насекомых, активно населивших планету и досаждающих людям?
Список литературы
Простые летающие модели из бумаги
Пятёрки
Весенние чудеса
Три загадки Солнца
Заяц, косач, медведь и весна