• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Обычаи тувинского народа

Опубликовано Оюн Салбак Марковна вкл 01.04.2020 - 10:07
Оюн Салбак Марковна
Автор: 
Хоюгбан Эвилен

Традиции – это нравственные законы, отражающие суть, характер человека будь он плохой или хороший. Традиции долговечны и устойчивы.   Об обрядовых традициях тувинского народа существует немного публикаций.В данной работе мы показали некоторые  традиции и обряды тувинского народа: обряды сопутствующие детям в период младенчества -  от рождения до трех лет,обряд кормления огня, охотничьи обычаи, запрещенные действия в отношении к земле, воде, растениям, обычай хап дуптээр («мешок не пустой»), обычай уважительного ухаживания за гостем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл evilen.pptx2.26 МБ
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор: ученица 4 « д » класса Лицея № 15 города Кызыл Хоюгбан Эвилен Обычаи Тувинского Народа МАОУ «Лицей№15 им.Героя Советского Союза Н.Н.Макаренко» Научно-практическая конференция учащихся.

Слайд 2

Вид проекта : индивидуально-исследовательский проект Цель: Изучить историю ,обряды и традиции тувинского народа Задачи: 1. Собрать и изучить материалы о своем народе. 2.Узнать, какие тувинские обычаи и традиции были у наших предков. 3. Убедиться в необходимости бережного сохранения этих обрядов и традиций и передачи их из поколения в поколение. Результат исследования: информационный материал в виде мультимедийной презентации « Обычаи тувинского народа»

Слайд 3

Любой народ имеет свою страну, где он живет, свой язык, на котором разговаривают и общаются люди этого народа, свои традиции и обычаи, которые они соблюдают.

Слайд 5

Юрта – жилище тувинцев.

Слайд 6

Традиции – это нравственные законы, отражающие суть, характер человека будь он плохой или хороший. Традиции долговечны и устойчивы. С появлением народа на земле возникли и традиции, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются у каждой определенной группы народа в течение длительного времени.

Слайд 7

В древние времена тувинский человек имел обычай – он брызгал чай с молоком в сторону тайги, горы и солнца, обращался к ним с просьбой о том, чтобы у него в семье все было хорошо. Хозяйка юрты ежедневно утром брызгала чай девятиглазником в огонь, затем выходила из юрты и брызгала чай с молоком тос – караком ( девятиглазником ) в сторону восходящего солнца, тайги, горы, реки и молилась. После завершения молитвы хозяйка, вернувшись в юрту, наливает чай в пиалу и подает его, прежде всего, хозяину, т. е. мужу.

Слайд 8

Сут чажар-ритуальное кропление чаем или молоком. Дань уважения богам ( солнца, земли, неба, воды) с ритуальным чтением молитвы « Йорээл ».

Слайд 9

Девятиглазник Тос-карак - ритуальная ложка для совершения традиционного обряда « Сут чажар »

Слайд 10

У тувинцев в древние времена были священные обряды, правила и запреты: - Нельзя плевать в огонь - Нельзя бросать мусор в огонь - Нельзя перешагивать через огонь - Нельзя загрязнять воду - Нельзя бросать мусор в реку - Нельзя рубить лес - Нельзя справлять естественные нужды около реки

Слайд 11

ОБРЯД КОРМЛЕНИЯ ОГНЯ

Слайд 12

Особого внимания заслуживает комплекс обрядов, сопутствующий детям в период младенчества – от рождения до трех лет. Дети для тувинцев – самое дорогое из того , что у них есть; в них они видят главный смысл своей жизни. К ним относятся удивительно нежно и заботливо, их никогда не наказывают, до трех лет держат нагишом, а зимой укутывают в меха, кормят грудью до тех пор, пока не начнут ходить. Ребенка не целуют, а нюхают, что является наивысшей формой ласки у тувинцев.

Слайд 13

Прежде чем положить новорожденного в колыбель, его обмывают освященной и ароматизированной можжевельником водой, затем его пуповину кладут в маленький мешочек, который привязывают к изголовью колыбели, где он висит до тех пор, пока малыш не покинет свое первое ложе. Под малыша подкладывают одек – сушенный овечий помет, который выполняет функцию «активного памперса », т. к. помимо задачи пропускать и впитывать влагу, удерживать тепло, он еще обладает определенным бактерицидным свойством.

Слайд 14

Колыбель новорожденного.

Слайд 15

Древние тувинцы очень бережно относились к колыбели ребенка, никогда грубо не клали ее на землю, считая что такое обращение с колыбелью приведет к тому, что душа ребенка может покинуть тело. Древние тувинцы никогда не ломали колыбель своего ребенка, считая ее священным предметом.

Слайд 16

Традиция уважительного ухаживания за гостем Был у тувинцев такой обычай: любого человека, проезжающего мимо аала или юрты, обязательно приглашали в жилище отдохнуть с дороги, поднося в первую очередь аяк (пиалу) горячего чая с молоком. В народе говорили: «Акты амзадыр , аяк эрнин ызыртыр » — «Белую пищу попробовать, пиалу слегка пригубить». Это было еще не угощение, а скорее форма выражения доброго отношения хозяина к гостю, которому подносится многими азиатскими народами «белая пища» — « ак чем», цвет молока. И за чашкой чая обменивались новостями. Перед гостем ставят все виды самого вкусного кушанья.

Слайд 17

Гость в тувинской юрте

Слайд 18

Охотничьи традиции Охота и рыболовство в Туве существует с давних времен. Наши предки, чтобы прокормить свои семьи, вырастить детей и избежать голода по мере надобности занимались охотой на зверей и птиц, а также рыболовством. Но они очень бережно относились к лесному богатству: зверям, птицам, рыбам. Была добрая традиция, согласно которой строго запрещалось хищническое истребление зверей, птиц и рыб.

Слайд 19

Общинные нормы и традиции проявлялись у тувинцев также и в охоте на зверя. Обычно на охоту отправлялись вместе (небольшой группой) жители одного аала . Добычу делили между всеми охотниками поровну независимо от количества и качества убитых зверей.

Слайд 21

Среди жителей одного аала независимо от того, являлись они кровными родственниками или нет, бытовала традиция обязательного наделения мясом всех семей общины. Например, если кто – нибудь в аале колол свою овцу или корову, то, по обычаю, каждый житель данного аала – общины должен был получить хотя бы кусочек кровяной колбасы ( хан) или варенных тонких кишок ( чореме ). В каждую семью – юрту давали хотя бы немного сырого мяса, чтобы сварить один обед или ужин.

Слайд 22

Охотники в свою очередь наделяли мясом убитых зверей все семьи аала . О таком взаимном распределении продуктов свидетельствует и обычай хап дуптээр ( «мешок не пустой»). Обычай этот заключается в том, что мешок, в котором родственники или одноаальцы привозили или приносили друг другу любые продукты ( гостинцы и т. д.), не возвращали пустым. В него обязательно клали хотя бы маленький кусочек какого – либо продукта ( сыра, лепешки, мясо и т. д.). Когда кололи барана или корову и посылали соседу кусок вареного мяса на на блюде, то блюдо тоже не возвращали пустым, на него обязательно клали что- нибудь из продуктов.

Слайд 23

Один из тувинских обычаев – сава дуптээр .

Слайд 24

Маленьким детям гость привозил гостинцы, а пожилым людям табак или другой подарок, это являлось знаком любви к детям и уважения к старшему.

Слайд 25

Изучив традиции и обычаи тувинского народа мы сделали вывод, что часть тувинских обрядов и традиций утеряны и требуют детального изучения и восстановления для сохранения и передачи нашим потомкам. Значимость рассмотренных обрядов велика т. к. это наша история, это жизнь наших предков. Таким образом, необходимо знать традиции и обряды своего народа, сохранять и умножать их, передавать из поколения в поколение.

Поделиться:

Воздух - музыкант

Хитрость Дидоны

Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году

Рисуем домики зимой

Паук