Исследовательская работа посвящена юнгам, которые в годы Великой Отечественной войны вместе со взрослыми героически защищали город Ленинград.Юнги становились разведчиками, мотористами на кораблях, сигнальщиками. Осиротевших мальчишек брали под свою защиту экипажи кораблей, и они становились юнгами или сыновьями полков. Меня заинтересовали находки с полей сражений, которые были найдены совсем недавно на Невском пятачке.
Поисковики передали эти предметы нашему музею с надеждой, что мы продолжим расследование. Ведь ещё не было известно, кому принадлежат эти находки. Предстояла трудная работа по установлению имён погибших бойцов. Ведь никаких документов при них не было. Мы начали исследовать находки, а также место, где были найдены останки погибших моряков.То, что это были советские моряки, мы определили по советской каске, по флотскому ремню и бляхе с морской символикой. В исследованиях нам помогали работники частного музея Санкт-Петербурга «Князь А. Невский» и поисковики из отряда «Бессмертный Ленинград». Исследованием найденных предметов занимались краеведы музея более 10 месяцев. То, что мы совместными усилиями узнали, раскрыло новые неизвестные страницы сражения за Ленинград. Мы искали ответ на вопрос: Кому принадлежат вещи, найденные на Невском пятачке? Наши догадки подтвердились. Об этом наш рассказ.
Вложение | Размер |
---|---|
yungi_baltiki-referat.docx | 174.5 КБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №422
Кронштадтского района Санкт-Петербурга
Исследовательская работа
Юнги Балтики
Выполнила
Румянцева Мария Сергеевна,
ученица 5 «А» ГБОУ СОШ №422
Руководитель:
Шлендова Майя Александровна,
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2020 год
Содержание ………………………………………………………... ……….. 2
3.1 Старая фотография губернского дома №9
3.2 Экспонаты музея рассказывают
3.3 Юнга Кушков Геннадий
4. Находка на Невском пятачке. Апрель 2018 год …………………….. . 9
5. Обобщение ……………………………………………………… ….. … . 11
6. Источники ……………………………………………………………. … 11
7. Приложение …………………………………………………… ………… 12
Наш школьный музей «Остров Котлин» в своих фондах имеет более 2000 экспонатов, из которых более 500 предметов относятся к событиям Великой Отечественной войны.
Модели кораблей и награды ветеранов, газеты и журналы военных лет, предметы, найденные на полях сражений, и фронтовые письма. Эти экспонаты рассказывают о судьбах защитников Ленинграда, о героях моряках, многие из которых не вернулись домой к своим родным и близким.
Материал о юнгах Балтийского флота, которые вместе со взрослыми мужественно защищали свою страну, свой родной город, я нашла в фондах и в библиотеке нашего школьного музея. Здесь собран интересный материал о детях, которые воевали вместе со взрослыми. *
Юнги становились разведчиками, мотористами на кораблях, сигнальщиками. Осиротевших мальчишек брали под свою защиту экипажи кораблей, и они становились юнгами или сыновьями полков. Меня заинтересовали находки с полей сражений, которые были найдены совсем недавно на Невском пятачке.
Поисковики передали эти предметы нашему музею с надеждой, что мы продолжим расследование. Ведь ещё не было известно, кому принадлежат эти находки. Предстояла трудная работа по установлению имён погибших бойцов. Ведь никаких документов при них не было. Мы начали исследовать находки, а также место, где были найдены останки погибших моряков.
То, что это были советские моряки, мы определили по советской каске, по флотскому ремню и бляхе с морской символикой. В исследованиях нам помогали работники частного музея Санкт-Петербурга «Князь А. Невский» и поисковики из отряда «Бессмертный Ленинград». Исследованием найденных предметов занимались краеведы музея более 10 месяцев. То, что мы совместными усилиями узнали, раскрыло новые неизвестные страницы сражения за Ленинград. Мы искали ответ на вопрос: Кому принадлежат вещи, найденные на Невском пятачке? Наши догадки подтвердились. Об этом наш рассказ.
*Еськов А.И. Кронштадт в годы войны, Кронштадтский вестник, Кронштадт, 2015.
2. Основная часть исследовательской работы
2.3 Объект и предмет
2.4 Актуальность и практическая значимость
В последние годы отношение к нашей стране в мире существенно ухудшилось. В кино, по телевидению и средствах массовой информации постоянно появляются случаи переписывания истории, искажения фактов. При этом умышленно, принижается роль страны-победительницы и заслуг нашей многострадальной страны. В некоторых зарубежных странах, таких как Польша и странах Прибалтики, вандалы разрушают памятники советским солдатам, которые ценой своей жизни освобождали эти страны от немецких захватчиков.
В своей работе на собранном материале, я попыталась раскрыть роль наших советских граждан в борьбе против врага. Главная мысль: это на нашей территории бесчинствовали захватчики, это фашисты убивали мирных граждан. Как же наш народ мог сидеть и ждать, наблюдать как хозяйничают чужаки? Вот почему на борьбу поднялись все: от мала до велика. Не могли быть в стороне и дети. Они уходили на фронт, вставали рядом со взрослыми. Тема родины, защита своей земли актуальна всегда.
2.5 Методы исследования
а) сравнительно- исторические
б) Хронологические
в) Самостоятельный поиск
2.6. Гипотеза
Собирая материалы я многое узнала о юнгах Балтики, очень интересным для меня оказался сам процесс исследования найденных документов о жизни юнг флота. Но когда я занялась изучением предметов, найденных поисковиками на поле сражения, то сам поиск и первые открытия увлекли на столько, что за хотелось скорее узнать, что же это за вещи, кому они принадлежат?
Как узнать, если нет никаких зацепок? Вот и стали искать, рассматривая всё в деталях. Возникла гипотеза: найденные вещи принадлежат морякам из Кронштадта. А несколько предметов меленьких размеров могут принадлежать мальчику- юнге. Подтвердить догадку помогли: письма, извещение из военкомата, газеты того времени. А вот ещё одна удача: в музее оказалась книга «Они родились в Кронштадте». Её автор в начале 60-х годов собирала материалы о жителях, которые родились в Кронштадте Здесь в статье о юнге Кушкове автор публикует письма с места службы Гены. Юный моряк регулярно посылал маме Матрёне Ивановне Кушковой небольшие сообщения о себе. Большая удача, что Гена в письмах ставил дату отправки. Это нам очень помогло в нашем исследовании. Догадки стали подтверждаться, потому что совпадали даты событий из боевой жизни юнги Геннадия, со статьями военных корреспондентов в газете «Красный Гангут», «Балтиец» и документами, найденными в архивах. Предварительная экспертиза, сделанная поисковиками, подтвердила, что предметы с Невского пятачка, с большой вероятностью, принадлежат именно Геннадию Кушкову.
Вещественные подтверждения гипотезы.
Если юнга из Кронштадта принимал участие в сражениях за Ленинград, погиб на Невском пятачке, то среди найденных вещей должны быть личные вещи Гены Кушкова. А так как он, по описаниям сослуживцев и родных, был небольшого роста (158 см.), значит и вещи должны быть по размеру подростка. Геннадию было 16 лет. Действительно, найденные вещи принадлежат подростку шестнадцати лет, рост которого 158 см.
3. Юнги Балтики (из фондов школьного музея)
3.1 Старая фотография губернского дома №9
На улице Макаровой есть здание, которому в 1941 году исполнилось 220 лет. Знаменит он тем, что его строили все губернии России по указу Петра Великого, а в 1910 году здесь, на углу Красной и Макаровой улиц, разместилась первая в Кронштадте «Школа юнг» Балтийского флота. Питомцы «ребячьей академии», в основном дети-сироты, навсегда связали свою судьбу с морем.
Школа юнг открыта в 1910 году (Фото с открытки начала ХХ века)
В 1911 году в городе был открыт приют (корабль - школа) для детей сирот на борту парохода «Ижора». Юнги обучались грамоте, теории и практике морского дела: флажному семафору, навыкам судовождения, проведению такелажных работ, совершали практические плавания. Юные балтийские моряки военных и послевоенных лет были разными: тихими и озорными, застенчивыми и бесшабашными, рассудительными и отчаянными. Но в суровые военные годы всех объединяло то, что объединяет сейчас: любовь к Родине. *
_______________________________________________________________________________
*Маркова А., Дети войны. Воспоминания, сборник, Н П Редакция газеты «Кронштадтский вестник», ООО К-8, Кронштадт, 2015
В 1941 году в Кронштадте на Петровской ул. была открыта школа юнг, в 1942 году, согласно приказу наркома ВМФ №103, были дополнительно открыты школы юнг в Петербурге и Кронштадте.
Море и морская романтика всегда тянули ребят, звали на подвиги и свершения… В трудные военные годы дети стремились быть наравне со взрослыми и старались внести реальный вклад в общее дело Победы.
На балтийском флоте воевали юнги –мальчишки, которые за свои подвиги были удостоены правительственных наград и стали примером достойного подражания для новых поколений молодых россиян.
Подарок музею книга «Кронштадт в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945» Автор - составитель Еськов. А.И., историк – краевед, награждённый почётным нагрудным знаком «За заслуги перед Кронштадтом»
Из этой книги я узнала о кронштадтских юнгах, которые потеряв своих родных рвались в бой, и случалось, что они попадали на фронт вообще без всякой подготовки. Их зачисляли в экипажи кораблей, а уж обучались ребята прямо в ходе боевых действий.
Всего за 1942-1944 годы, по данным архива, 2200 мальчишек добровольно ушли служить на флот. Экипажи принимали юных моряков в свою семью как сыновей, старались не подвергать их лишней опасности. Но на войне как на войне. Бывали случаи, когда в сложной боевой обстановке юнги занимали место погибших старших товарищей, приходили на помощь взрослым, препятствовали гибели своего корабля и даже будучи тяжело раненными не оставляли боевого поста. Дима Вольфсон в свои 16 лет сбил из пулемёта «Юнкерс-88», его наградили орденом Красной Звезды. Раненый Юра Богданов привёл катер на базу. За это мальчику вручили орден Боевого Красного Знамени. Юнга Саша Ковалёв служил мотористом на торпедном катере. Во время атаки осколок пробил коллектор мотора, из пробоины стала хлестать кипящая вода. Саша закрыл пробоину своим телом, и катер сумел выйти из боя, но от полученных ожогов юный герой скончался.
3.2 Экспонаты музея рассказывают
Экспонат№ 1: макет торпедного катера, на таком судне служил юнга Лев Гале
Вспоминает Лев Гале
- Был тёплый майский день 1944 года. Свободные от вахты матросы отдыхали, купались. Мне было 16 лет, весна, я сидел на палубе катера и почти дремал. И вдруг боевая тревога. Вижу, из-за леса самолёты летят. Сразу вспомнил слова командира: «На войне нужно не рассуждать, а действовать!». Оглядываюсь по сторонам и – к пулемёту. Берусь за ручки, ловлю «юнкере» в центре прицела, нажимаю на гашетку. Смотрю - самолёт задымил, начал падать и почти сразу взорвался. А я все строчу и строчу. Налёт продолжается. Нас бомбят, катер крутится среди разрывов, но нам уже легче – «юнкерсы» потеряли ведущего. В этот раз корабль не получил ни единой царапины, никто из членов экипажа не был ранен. За этот бой юнгу Гале представили к ордену.
Экспонаты музея №2, №3, №4:
3.3 Кушков Геннадий Васильевич
Геннадий Кушков – весёлый, бойкий и никогда не унывающий мальчишка – мечтал служить на флоте, был влюблён в свой морской город и всё морское. Гавани, корабли, шум морского прибоя и мерцающие в тумане маяки, которые показывали путь возвращающимся из дальнего плавания кораблям. Путь домой, в гавани Кронштадта. Генке так хотелось скорее попасть на корабль, что он написал письмо наркому обороны К. Е. Ворошилову. Письмо получилось трогательное, и вскоре мальчика взяли воспитанником на эсминец «Славный». В 1939 году Г. Кушкова перевели на сторожевик «Туча», где он проходил службу и учился, об учебниках позаботилась команда корабля, понимая, что мальчишке надо получать знания. Когда корабль перебазировался в Таллинн, Гену оставили в Ленинграде заканчивать школу. Однако 1 ноября 1940 года в день рождения Геннадия, пришёл приказ о демобилизации всех воспитанников флота по домам. Это очень огорчило Гену, он пишет маме в Кронштадт письмо, что хочет остаться на флоте и будет добиваться разрешения командования. И вот в феврале 1941 года он едет на полуостров Ханко, где находилось военно-морская база. Время было тревожное, уже чувствовалось дыхание войны. Но в своих письмах юный защитник успокаивает своих родных и особенно маму: «Живу хорошо…».
Война началась как - то сразу, оборвав мечты, надежды на будущее. В июле 1941 года Геннадий участвует в боевых действиях.
Газета «Красный Гангут» писала: «Когда наши десантные группы подошли к острову и начали производить высадку на берег, вместе с бойцами пошёл в бой и свободный от вахты моторист катера Геннадий Кушков, бывший воспитанник флота. Невысокого роста, но крепкий, несмотря на свои 16 лет, он храбро пошёл вместе с бойцами на вражеский берег. У командира пулемётного взвода выпросил винтовку, а у товарища Фетисова - патроны к ней». В этом бою Кушков застрелил вражеского офицера, под миномётным огнём был ранен. *
«Когда его доставили в госпиталь, - пишет дальше автор заметки Н. Иващенко, он заявил: «Хотя мне ещё мало лет, но я по выздоровлению буду просить командование о том, чтобы меня приняли на действительную военную службу и отправили на флот. Я хочу вместе со всем советским народом бить врага до полного разгрома».
Матери он написал: «Помнишь, ты всегда говорила: «Вот посмотри, почему у всех дети как дети, а ты что? Они могут гордиться своими детьми». Теперь мама, и ты можешь гордиться своим сыном. Скоро ты будешь читать в газете, что твой сын награждён… Я ухожу опять добровольцем к капитану Гранину. В письме посылаю статью, в ней пишут про меня". **
Имя капитана Гранина - командира морских пехотинцев десантников стало легендарным. Для Генки это был герой. Всеми правдами и неправдами, но попал он к Гранину, да ещё помог Виктору попасть в отряд, - писал он домой: «Сейчас мы ещё лучше стали друзьями. Не только друзьями, а родными братьями». О том, как сражались бойцы капитана Гранина, рассказал в своей книге «Непобеждённый Гангут» писатель Владимир Рудный, там же он пишет, что Геннадия Кушкова правительство наградило орденом Красного Знамени.
________________________________________________________________
*Архивы музея школы №422 Кронштадт, журнал «Гангут», №4, 1944 г.
** Шлендова М. А., «Они родились в Кронштадте», СПБ, «МКС», 2004
С какой яростью сражались моряки, можно узнать из письма самого юного патриота:
«Мама, сейчас я живу хорошо. Нахожусь в отряде моряков…Бьём фашистов, как бешеных собак, за кровь платим кровью, за смерть – тремя смертями платим, чтобы больше неповадно было соваться на нашу Родину».
Гена Кушков стал настоящим бойцом, защитником Отечества. Долго ждала Матрена Ивановна весточку от сына. Все вглядывалась в лица ханковцев, когда прибывали они в Кронштадт. Одни видели, будто вместе с другими моряками грузился он на корабль, другие ничего сказать не могли, лишь говорили, что были потери во время перехода морем. И только военкоматская «похоронка» утверждала: «Матрос Кушков в бою за социалистическую Родину убит 22 ноября 1941 года».
4. Находки на Невском пятачке ( 12 предметов: 5, 6, 7, 8,9, 10, 11, 12, 13, 14, 15,16):
В школьном музее хранятся поступившие в марте 2018 года личные вещи бойцов, погибших на Невском пятачке. Останки найдены в немецком блиндаже поисковиками в районе Невской Дубровки. 12 предметов: ремень, подсумок, каска советская, фляга советская, ремешок для подсумка, граната, патронташ, немецкий котелок, немецкая кружка, обгоревший противогаз, каска немецкая, флотская бляха.
На бляхе хорошо просматривается морской якорь. При дальнейшем изучении останков погибшего было установлено, что они принадлежат юному матросу из Кронштадта. А по останкам черепа и костям установили возраст погибшего 15-16 лет. Вывод всех удивил!
Останки принадлежали ребёнку. Они плохо сохранились, ведь лежали в земле 77 лет. Очень любопытно, что найденные предметы, вероятно, принадлежали мальчику лет 14-16. На полуистлевшем ремне еле видны русские буквы «Кроншта…», а дальше слово обрывается». Длина ремня приблизительно равна 58- 59 см. «Невский пятачок» - это место самых кровопролитных сражений за Ленинград, где были колоссальные потери (по некоторым данным до 200 тысяч бойцов). *
Несмотря на то, что все попытки расширить плацдарм и развить наступление закончились неудачно, Невский пятачок стал одним из символов мужества, героизма и самопожертвования советских воинов.
Вспоминает Ю. Пореш, ветеран 115-й стрелковой дивизии, участник боёв на Невском пятачке: «К моменту высадки нашей роты все окопы, ходы сообщений были забиты замёрзшими трупами. Они лежали на всей площади пятачка, там, где их настигла пуля или осколок». *
Вершинин А. А, участник поискового отряда на Невском плацдарме:
- Здесь в немецком блиндаже весной 2018 года были найдены останки советских бойцов. После длительного исследования все участники этой хлопотной работы пришли к выводу: останки принадлежат морскому десанту из Кронштадта. На одном флотском ремне выцарапано слово «Кронштадт - 1941». Плохо сохранилось, но прочитать сумели.
__________________________________________________________________
* Невский пятачок — условное обозначение плацдарма на восточном берегу Невы, напротив Невской Дубровки. Его удерживали советские войска Ленинградского фронта с 19.09.1941 по 29.04.1942 года. С 26.09.1942 по 17.02.1943г. в ходе битвы за Ленинград
По мелким костям и черепу определили, что они принадлежат мальчику. Возможно, юнге. Ремень в длину по талии всего 59 см. Подсумок, наплечный ремешок для патронов всего 89 сантиметров.
Значит, рост его не более 158 см. На флотском ремне осталась часть морской бляхи. Мы пришли к выводу: предметы, найденные в блиндаже, принадлежат юнге Балтийского флота, участнику морского десанта. Поисковики приняли решение: передать эти предметы музею 422 школы.
Руководитель музея Шлендова М.А.:
-Дальнейшую работу продолжили краеведы школы. Сравнивая письма Геннадия, посланные маме, и извещение из Военкомата о его гибели, делаем вывод: вполне возможно, что это Кушков Геннадий, погибший 22 ноября 1941 года при выполнении задания командования. Юнге из Кронштадта было всего 16 лет, он был небольшого роста -158 см, худенький. Последнее письмо отправил как раз накануне выхода в разведку в конце октября 1941 года.
А извещение матери пришло 22 ноября 1941 года. В своей книге «Они родились в Кронштадте» я опубликовала переписку Геннадия с места службы. Кое- что удалось уточнить через газеты «Гангут» и «Балтиец», которые писали о юнге Кушкове, о его мужестве и о награждении юного героя орденом Красного Знамени.
Вывод напрашивается сам: эти останки принадлежат Кушкову Г., погибшему на Невском пятачке. Его вещи переданы школьному музею Кронштадта. После долгого небытия, останки героя торжественно переданы ребятам. Можно сказать, юнга Кушков вернулся наконец к себе домой в родной Кронштадт через 77 лет. *________________________________________________________________
* * Шлендова М. А., «Они родились в Кронштадте», СПБ, «МКС», 2004 г.
5. Обобщение
Мы провели интересную и очень нужную работу по возвращению имени юнги Геннадия, родившемуся в Кронштадте и, наконец, вернувшемуся на Родину. Мы узнали о мальчишках, которые, совершали героические подвиги как взрослые бойцы.
В Санкт – Петербурге на Васильевском острове стоит трогательный памятник: мальчик в матросской форме, сняв с плеча карабин, присел на камень и смотрит куда-то, возможно, на бронзовый корабль, который он по замыслу художника Владимира Пассарара, пустил по мраморной глади, символизирующей море.
Монумент установлен в память о юнгах Балтийского флота, тех, кто погиб, так и не успев стать взрослым. На совете клуба краеведов мы решили написать обращение к администрации города Кронштадта о сооружении на улице Макаровской, где находилась первая в России школа юнг, памятник юнгам Балтийского флота. Ведь юнги это заслужили. _____________________________________________________________
** https://topwar.ru/7515-detstvo-rastoptannoe-voynoy.html
6. Источники:
1.Еськов А.И. Кронштадт в годы войны, Кронштадтский вестник,
Кронштадт, 2015.
2.Маркова А., Дети войны. Воспоминания, сборник, Н П Редакция
газеты «Кронштадтский вестник», ООО К-8, Кронштадт, 2015
3. Шлендова М. А., «Они родились в Кронштадте», СПБ, «МКС», 2004
4. Архивы музея школы №422 Кронштадт, журнал «Гангут», №4, 1944 г.
5. Интернет ресурсы:
https://topwar.ru/7515-detstvo-rastoptannoe-voynoy.html
5 зимних аудиосказок
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Кто грамотней?
Рисуем акварельное мороженое
Самый богатый воробей на свете