Проблема культуры речи – важная. В наши дни она особенно актуальна. Уровень владения русским языком среди молодежи ухудшился, речевая культура значительно снизилась. Этой проблеме уделяется особое внимание. Это касается в основном школьников подросткового возраста.
Вопрос культуры общения, на мой взгляд, один из самых важных и острых. Меня эта тема заинтересовала, так как в последнее время многие забывают, как правильно нужно общаться, что такое культура речи. Я задалась вопросом: владеют ли старшеклассники нашей школы нормами этикета речевого общения? Если да, то насколько?
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 65.43 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
Средняя школа № 4 города Приозерск
Речевой этикет как показатель культуры общения в современной школе
Выполнила:
ученица 10-А класса
Аскерова А.
Руководитель:
учитель русского языка и литературы
Блинова А.В.
Приозерск
2018
Оглавление
1.7. Практическая значимость……………………………………...4
2.1. История возникновения этикета………………………………...4
2.2. Понятие речевого этикета……………………………………......5
2.3. Речевой этикет и вежливость………………………………........5
2.4. Формулы речевого этикета…………………………………........6
2.5. Сетевой этикет……………………………………………….......7
2.6. Молодежный сленг……………………………………………. 8
2.7. Результаты социологического опроса……………………….. 9
III. Заключение…………………………………………………………. 10
1.1. Обоснование темы и актуальность исследования
Маленький ребенок, интуитивно овладевая языком, очень рано вступает в общение с окружающими. Впоследствии, поступая в школу, он продолжает интуитивный процесс общения, совершенствуя его в себе как придется. Где и когда нас профессионально ему учат? К сожалению, речевой этикет и культура общения не слишком популярные понятия в современном мире. Один посчитает их чересчур декоративными или старомодными, другой и вовсе не сможет сказать, какие формы речевого этикета встречаются в его повседневной жизни.
Проблема культуры речи – важная. В наши дни она особенно актуальна. Уровень владения русским языком среди молодежи ухудшился, речевая культура значительно снизилась. Этой проблеме уделяется особое внимание. Это касается в основном школьников подросткового возраста.
Вопрос культуры общения, на мой взгляд, один из самых важных и острых. Меня эта тема заинтересовала, так как в последнее время многие забывают, как правильно нужно общаться, что такое культура речи. Я задалась вопросом: владеют ли старшеклассники нашей школы нормами этикета речевого общения? Если да, то насколько?
1.2. Объект исследования
Объектом моего исследования стали учащиеся 10 – 11 классов.
1.3. Предмет исследования
Речь школьников, их уровень владения этикетными формулами.
1.4. Цель исследования
Определить уровень владения учащимися правилами речевого этикета.
1.5. Задачи исследования
1.6. Методы исследования
Изучение и анализ специальной литературы по проблеме, обобщение по результатам анкетирования, наблюдение.
1.7. Практическая значимость
Материалы исследования могут быть использованы на уроках развития речи, классных часах по проблеме культуры речи, во внеурочной деятельности.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. История возникновения речевого этикета
Слово этикет возникло во Франции и употребляется со времен Людовика XIV. Этикетками называли маленькие бумажные планшетки, выдававшиеся тем, кто хотел предстать перед королем. На них было написано, как человек должен обращаться к нему, какие движения должен делать, какие слова говорить. Этикетки при дворе Людовика XIV стали одними из первых документов о правилах поведения и общения.
Само слово словарь по этике определяет следующим образом: «Этикет – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда)». В каждом обществе он развивался как система разрешений и запретов, организующих в целом морально-нравственные нормы.[1] В Европе этикет, в частности языковой, складывался постепенно. Россия перескочила эти периоды и уже в начале XVII века сразу переняла у Запада готовые формулы общения.[2]
Этикет и речь тесно связаны. Манера речи, стиль, разрешение или запрет говорить одно и не говорить другое – все это необходимо в наших повседневных речевых проявлениях. Поэтому в данном исследовании мы будем вести разговор о речевом этикете.
2.2. Понятие речевого этикета
Речевой этикет – правила поведения, принятые в речевом общении, с помощью которых человек не оскорбляет человека, не унижает его достоинство, а, напротив, выражает ему свое уважение. Он существенная часть культуры общения, универсальное языковое средство, присущее всем народам мира.
Владение речевым этикетом вызывает доверие и уважение, способствует становлению авторитета. Знание правил и их соблюдение позволяют человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, помогают избежать конфликтных ситуаций.[3]
Этикетная лексика имеет глубокие корни, часто уходящие в религию. Так, одно из самых прочных и наиболее часто употребляемых этикетных слов спасибо обозначает спаси, Бог. Самое обычное приветствие, используемое нами много раз в день – здравствуйте, – трактуется как пожелание крепкого здоровья. Произнося все эти слова, человек показывает свое вежливое отношение к окружающим.
2.3. Речевой этикет и вежливость
Что это значит – быть вежливым? Зачем это нужно, с какой целью нас обучают этому с детства? Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим соотношение таких явлений, как этикет и вежливость. Если этикет – это принятые правила в обществе, то вежливость – проявление уважения, деликатности. Эти понятия никак нельзя отделить. Они так же неотъемлемы, как речь и этикет. Нарушение норм этикета всегда оборачивается невежливостью, неуважением друг к другу. А вежливость «Словарь по этике» определяет так: «…моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими». В.Е. Гольдин пишет: «…у вежливости и невежливости есть многочисленные степени и оттенки. В русском языке они обозначаются такими словами, как вежливо, невежливо, корректно, учтиво, галантно, заносчиво, высокомерно и т.д.».
Речевой этикет обладает «волшебной силой», которая заключается в том, что он открывает двери к нашим человеческим взаимодействиям. Например, если сказать сидящему в транспорте: Подвиньтесь!, он может это истолковать как грубое требование и не исполнит его. Но стоит лишь добавить волшебное пожалуйста – и императивная форма выражает уважительную просьбу.[4]
Итак, вежливость – это форма проявления уважения к человеку, которая проявляется в стереотипах речевого этикета. В наш практический век как никогда начинают ценить вежливость в деловых кругах, а это означает, что все меньше становится людей, обладающих этим качеством. Важно оставаться вежливым в любой жизненной ситуации.
2.4. Формулы речевого этикета
В каждом языке существует свой набор общепринятых этикетных выражений, которые используются с целью поддержания общения в доброжелательных тонах: здравствуйте, добрый день (вечер, утро), привет, здорово, как дела?; французы говорят: bon jour (добрый день), bon soir (добрый вечер); американцы: good day (morning, evening), How do you do? (Как вы поживаете? Привет!).[5]
Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную. Если адресат не знаком субъекту речи, то общение начинается со знакомства. По правилам хорошего тона не принято вступать в разговор с незнакомым человеком и самому представляться. Однако бывают случаи, когда это необходимо сделать. Этикет предписывает следующие формулы знакомства:
– Разреши(те) с вами (с тобой) познакомиться.
– Позволь(те) познакомиться.
– Я хотел бы с вами (с тобой) познакомиться.
– Будем знакомы.
Встречи знакомых, а иногда и незнакомых людей, начинаются с приветствия. В русском языке основное приветствие – здравствуйте, оно восходит к старославянскому глаголу здравствовать, что означает «быть здравым», т.е. здоровым. Также общеупотребляемыми выражениями, указывающими на время встречи, являются:
– Доброе утро!
– Добрый день!
– Добрый вечер!
Помимо этого существуют приветствия, подчеркивающие уважительное отношение, желание общения:
– (Очень) рад вас видеть!
– Разрешите (позвольте) вас приветствовать.
– Добро пожаловать!
– Мое почтение.
Когда люди здороваются друг с другом, они могут сопровождать это рукопожатием. Важно знать: при встрече мужчины и женщины мужчина должен выждать, когда женщина подтянет руку для пожатия, иначе он только делает легкий поклон.
Речевой этикет приветствий предусматривает характер поведения. Первыми приветствуют:
– мужчина – женщину;
– младший по возрасту – старшего;
– младшая по возрасту женщина – мужчину, который значительно старше ее;
– младший по должности – старшего.
Начальным формулам общения противостоят выражения, которые употребляются в конце общения. Они выражают:
– пожелание: Всего вам доброго (хорошего)! До свидания;
– надежду на новую встречу: До завтра. Надеюсь, мы скоро увидимся;
– сомнение в возможности еще раз встретиться: Прощайте! Не поминайте лихом.
Существуют формулы соболезнования (Приношу вам мои соболезнования; Скорблю вместе с вами); поздравления (Сердечно поздравляю; Разрешите поздравить вас с…), благодарности (Я благодарен вам за…; Большое (огромное) спасибо вам (тебе) за…).
Немаловажным компонентом речевого этикета является комплимент. Вовремя сказанный, он поднимет настроение, настроит на положительное отношение (Вы хорошо выглядите).
Культурному человеку необходимо следовать закрепленным в обществе нормам поведения, ведь их знание и соблюдение позволит уверенно и свободно чувствовать себя в любом обществе.[6]
2.5. Сетевой этикет
Понятия сетевого этикета получили название «нетэтикет» (от слияния слов «сеть» (англ. net) и «этикет»). Каждый воспитанный человек вне зависимости от возраста должен знать правила поведения как в реальном мире, так и в виртуальном.
Добрый день, спасибо, пожалуйста – это те слова, которые мы не забываем произносить в жизни. Но в Интернете, как будто в другом измерении, время течет быстрее, а потому правила вежливости там претерпели ряд изменений. Здравствуйте сократилось до прив. Слова благодарности выглядят как спс, смех выражается через лол. Скупость языка становится нормой в Интернете. В таком скудном словаре отсутствуют живые слова, что впоследствии вызывает развитие эмоциональной холодности. Сетевая жизнь диктует свои условия, и если своевременно не научиться правилам общения в сети, то отчужденность и холодность могут стать одной из черт характера человека.
Основная часть информационного поля в Интернете представлена в текстовом виде. О человеке там судят прежде всего по тому, как и что он пишет. Поэтому общение всегда должно начинаться с вежливого приветствия, и жалеть времени на печатание обычного добрый день не нужно. То же касается и выражений большое спасибо, благодарю и до свидания. Грубость и бестактность выглядят некрасиво всегда и везде. Вежливость – не модное явление, а показатель культуры личности.
Необходимо ввести в привычку осматриваться в новой области сетевого пространства. Вот здесь отлично пригодится умение вникать в прочитанное. Нужно проанализировать обсуждения группы, прежде чем высказать свое мнение в сообществе. Также не принято критиковать правила группы, ее стиль оформления, создавать темы, не имеющие отношения к тематике сообщества (флудить). Участников, которые не соблюдают правил поведения, как правило, подвергают исключению из сообщества (бан). Стоит помнить, что по ту сторону монитора с вами общается живой человек. Поэтому здесь необходимо твердо уяснить два момента: человека легко обидеть неосторожным словом, и человек не всегда говорит правду.
Следует понимать, что на самом деле Интернет не настолько анонимен, как может казаться. Вопреки распространенному мнению, он создавался вовсе не для общения, а для быстрой и упрощенной передачи информации. Но со временем сетевые пространства достигли колоссальных размеров. Современные подростки не мыслят своей жизни без собственной страницы в социальной сети. Они ищут свое место экспериментальным путем. Каждый демонстрирует свои умения и достижения, чтобы сравниться с другими. С помощью Интернета и компьютерных технологий делать это стало гораздо проще. И в этом нет ничего плохого, главное – не пытаться прыгнуть выше головы и не принимать близко к сердцу каждое высказанное мнение. [7]
2.6. Молодежный сленг
Русский молодежный сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен, бытование которого ограничено не только определенными возрастными рамками, но и социальными, временными пространственными. Он бытует в среде городской учащейся молодежи.
Английские названия все больше и больше наполняют русский язык. Отсутствие в русском языке достаточно стандартизированного перевода, значительного числа фирменных и рекламных терминов повлекло за собой тенденцию к появлению такого числа молодежного сленга.
Русский язык, вне всяких сомнений, находится под непосредственным влиянием английского языка. И мы не сможем остановить этот процесс до тех пор, пока сами не станем создавать что-то уникальное.
Молодежный сленг в большинстве случаев представляет собой английские заимствования. К привлечению иностранных слов в язык всегда следует относиться внимательно, а тем более, когда этот процесс имеет такую скорость. Касается это и различных формул вежливости.
Развитие этого языкового явления и его распространение среди всё большого числа носителей русского языка обуславливается внедрением «забугорности» в жизнь современного общества. Молодежный сленг начинают употреблять не только молодые, но и люди, совсем не имеющие никакого отношения к ним. Единственно, что с появлением сленга резко снизился языковой уровень. Сленг проникает во все области деятельности, и даже в литературу.[8]
2.7. Результаты социологического опроса
С целью определить уровень владения речевым этикетом я провела опрос среди 10 – 11 классов. В нем принимало участие 43 человека, 23 из которых из 10 класса и 20 – из 11. Анализируя данные, полученные в результате анкетирования (приложение 1), можно сделать следующие выводы. На вопрос «Здороваетесь ли Вы с учителями?» положительно в 10 классе ответили 95%, в 11 – 80%, что свидетельствует о владении формулами приветствия. На вопрос «Употребляете ли вы сленговые слова?» утвердительно ответили 91% опрошенных, в 11 – 90%. Отвечая на вопрос «Употребляете ли вы нецензурные слова?» 65% десятиклассников согласились, а в 11 классе эта доля больше на 15%, то есть 80%. Можно сказать, что в настоящее время в речи старшеклассников очень распространены сленг и даже ненормативная лексика. Последнее говорит о том, что речь засоряется скверными словами. Сейчас очень популярен сленг среди молодежи, его употребляет 91% опрошенных, а эта достаточно большая цифра о многом говорит. Среди учеников 10 класса тех, кто ответил «да» на вопрос «Считаете ли вы проблему речевого этикета актуальной», 72%, а среди одиннадцатиклассников – 55%.
Опираясь на результаты проведенного опроса, можно сделать следующие выводы:
Изучив проблему речевого этикета среди учащихся 10-11 классов, я пришла к выводу, что речь современных школьников за последнее время значительно ухудшилась. Я наблюдала за школьниками, говорят ли они этикетные слова в учебном заведении и определила, что далеко не все ребята знают формулы вежливости. В столовой очень редко можно услышать такое слово как спасибо. Несмотря на то, что они соблюдают формулы приветствия, немалое число учащихся использует при общении нецензурные выражения, а сленг – практически каждый школьник.
Из всего этого следует, что без уважения и любви к родному слову не может быть культуры речи. Но в молодежной среде упрощение этикетных выражений становится нормой. Мы знаем, что речевой этикет является исторически изменчивым правилом общения. Но всегда человек с высоким уровнем воспитанности, не нарушающий его, является образцом для подражания. Окружающие его люди не позволят себе нарушать нормы культуры общения в его присутствии. Речевое поведение в нашей школе в среде учащихся 10-11 классов можно считать удовлетворительным, но требует дополнительной работы как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Безусловно, огромную роль играет культура общения учителя не только с учителями, но и с друг другом. Я считаю, что всем необходимо постигать правила речевого этикета с любовью и прилежанием. Они сослужат нам в жизни огромную службу, так как научат нас жить в большом ладу с окружающими. Речевой этикет нуждается в активном сохранении, то есть в собирании, изучении, описании, распространении научных знаний, культивировании форм доброжелательного обхождения в современном обществе. Чтобы донести до учеников, как следует общаться, вести разговор, хочу представить разработанную мною памятку «Будем взаимовежливы!» (приложение 2). Она учит речевому поведению школьников. На ней доступно и просто объяснены основные положения, которых стоит придерживаться в школе, а также в сетевом пространстве и при ведении телефонных разговоров. Что немаловажно, памятка проста и совсем не сложная для понимания, поэтому ребята, взглянув на нее, с легкостью смогут запомнить правила и в дальнейшем следовать им или в очередной раз напомнить себе о том, чего он не должен забывать.
1. Береговская Н.В. Молодежный сленг: формирование и функционирование. Вопросы языкознания. -М., 1996.
2.Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384 с.
3. Голованова Д. А. Русский язык и культура речи. Шпаргалка. –
Москва, 2008 г.
4.Гольдин В.Е. Речь и этикет. –Москва: Просвещение, 1983. –109 с.
5.Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…», или Речевой этикет: пособие для учащихся/– 2-е изд., стереотип. –М.: Дрофа, 2005. –2002, [6] с.: ил.
6.Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет. –М.: Издательство ИКАР, 2005. – 2-е изд. – 250 с.
Интернет-ресурсы
1. Квасова С. Сетевой этикет: [Электронный ресурс]// Домашний. URL: https://www.domashniy.ru/semya_i_dety/setevoj_etiket/
2. Онлайн энциклопедия «Кругосвет»:[Электронный ресурс]. URL: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/RECHEVO_ETIKET.html
Приложение 1
Анкета для учащихся
1.Здороваетесь ли Вы с учителями?
А) да
Б) нет
В) затрудняюсь ответить
2.Употребляете ли Вы сленговые слова?
А) да
Б) нет
В) затрудняюсь ответить
3.Как часто Вы употребляете их?
А) но же
Б) часто
В) очень часто
Г) никогда
4.Употребляете ли вы нецензурные слова?
А) да
Б) нет
В) затрудняюсь ответить
5.Если употребляете, то насколько часто?
А) редко
Б) часто
В) очень часто
6.Следуете ли Вы речевому этикету в повседневной жизни?
А) да
Б) нет
В) затрудняюсь ответить
7.Считаете ли Вы проблему речевого этикета актуальной?
А) да
Б) нет
В) затрудняюсь ответить
8.Задумывались ли Вы когда-нибудь о необходимости следования речевому этикету?
А) да, задумывался
Б) нет, никогда
Приложение 2
Памятка школьнику «Будем взаимовежливы!»
Правила речевого поведения в школе
На уроке и перемене:
В столовой:
Правила ведения беседы по телефону и в Интернете
Разговаривая по телефону:
В интернете:
[1] Онлайн энциклопедия «Кругосвет»: [Электронный ресурс]. URL: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/RECHEVO_ETIKET.html
[2] Голованова Д.И. Русский язык и культура речи. Шпаргалка. –Москва, 2008 г.
[3] Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет. –М.: Издательство ИКАР, 2005. – 2-е изд. – 250 с.
[4] Голованова Д.А. Русский язык и культура речи. Шпаргалка. –Москва, 2008 г.
[5] Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…», или Речевой этикет: пособие для учащихся / – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 202 с.
[6] Введенская Л. А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия»,– Феникс, 2004. – 384 с.
[7] Квасова С. Сетевой этикет: [Электронный ресурс]// Домашний. URL: https://www.domashniy.ru/semya_i_dety/setevoj_etiket/
[8] Береговская Н.В. Молодежный сленг: формирование и функционирование. Вопросы языкознания. -М., 1996.

Весёлая кукушка

Рисуем "Осенний дождь"

Ребята и утята

Каргопольская игрушка

Рисуем зимние домики