• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа

Опубликовано Желиба Татьяна Ивановна вкл 10.09.2020 - 13:12
Желиба Татьяна Ивановна
Автор: 
Зазуля Карина

Герб - символ могущества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gerb_-_simvol_mogushchestva.docx615.79 КБ
Файл rayonnaya_nauchno-prakticheskaya_konferentsiya.pptx1.4 МБ

Предварительный просмотр:

Районная научно – практическая конференция

школьников «К вершинам знаний»

Секция «Общественно - научное  направление» 

Исследовательская работа

по теме:  «Герб – символ могущества»

Выполнила:

Зазуля Карина,

ученица 9 класса

МКОУ Советской СОШ.

Руководитель:

Желиба Татьяна Ивановна,

 учитель русского языка и литературы

 1 квалификационной категории

       Контактный телефон:

8(383 58) 39283                                                      

2018 год

Оглавление

1. Введение                                                                                      3 стр.                                                                      

2. Основная часть:                                                                                    

   а) история герба;                                                                           4-5 стр.

   б) герольды;                                                                                   5 стр.

   в) значение гербов;                                                                       6 стр.

   г) появление герба в России;                                                       6 – 8 стр.      

  д)   результаты практического исследования.                             8 стр.

3. Создание своего герба.                                                                9-10 стр.                                                                            

4. Заключение.                                                                                   10 стр.

5.  Литература.                                                                                   11 стр.

Введение

Актуальность исследовательской работы:

Человечество устроено так,  что разного рода символы и знаки занимают важное место в жизни общества.  Есть среди них те, что служат оригинальными отличительными знаками конкретного человека, семьи, организации, города или государства. Что такое герб? Существует ли герб у нас в школе, классе, семье?  Верно ли то, что «герб – это отражение жизни народов страны»? Эти вопросы я поставила перед собой. Попробую разобраться в этом.

Тема: «Герб – символ могущества»

Цель: комплексное изучение становления герба, анализ особенностей его образования.

Задачи:

1) показать процессы становления герба;

2) проанализировать причины изменения герба;

3) провести опрос среди учащихся 9-11 классов;

4) создать свой герб.

Гипотеза:

Г.А. Леонтьева в своей работе написала, что «герб – это условное изображение, символ, носящий наследственный характер…, выражающий исторические традиции, главные идеи своего владельца, в качестве которого могут выступать государство, территории,  город, частное лицо». Так ли это?

Методы работы: анализ необходимой информации, опрос, сравнение, создание герба.

Первым этапом работы я решила  подобрать материал, используя Интернет. Результатом проделанной работы на этом этапе стало представление полученной информации.

Основная часть

В словаре В.И. Даля говорится, что герб -  род щита с изображением на нём знаков, присвоенных государству, городу,  дворянскому роду.

  1. История герба

Первобытные люди считали, что каждый род произошел от какого-то животного или растения, предмета или явления природы - орла, бора, медведя, дуба, змеи и так далее. Их изображения становились отличительным знаком рода, указывающим на его происхождение – тотемом. Это слово – «тотем» – на языке североамериканских индейцев племени Оджебве означает «его род». Видя этот знак на теле и на вещах человека, можно было сразу сказать, какого он рода: черепахи, волка, сокола или какого ещё.

http://wwedenie.ucoz.com/12/12_3.jpg

Тотем.

 В боях и на турнирах рыцари придерживались определённых правил: сражаться только с другим рыцарем, а не с простолюдином, нападать только после вызова на бой, оказывать уважение противнику; победитель получает в качестве трофея оружие и коня побеждённого. Чтобы выбрать на поле боя или на турнире достойного противника, нужно было узнать, принадлежит ли он к благородному сословию, достойному роду, совершил ли он уже какие подвиги. Даже если шлем был открытый, рыцарь не всегда мог узнать другого рыцаря в лицо. Рыцари стали использовать специальные отличительные изображения – гербы.

http://wwedenie.ucoz.com/12/12_9.jpg

Рыцарские гербы на щитах.

Они наносились на щиты и на знамёна рыцарей, изображались на шлемах, вышивались на одежде владельцев и попонах лошадей. Ими украшали ворота замков и домов, посуду и мебель, вырезали на печатях. Гербы имели такое же значение, как и имя их владельца, только имя можно было услышать или прочитать, а герб – увидеть издалека.

  1. Герольды

Гербов постепенно становилось всё больше, они делались всё сложнее и сложнее. Каждый рыцарь уже не мог запомнить все гербы и понять их содержание. Поэтому появились люди, которые специально изучали гербы и историю родов, читали и истолковывали гербовые изображения. Таких людей называли герольдами (от латинского Heraldus – глашатай), а их занятие – геральдикой. Часто они выступали как глашатаи на турнирах, к их помощи прибегали рыцари, когда у них возникали затруднения при истолковании герба противника. Постепенно правила составления герба стали одинаковыми для всех государств. Герольды тщательно следили за их соблюдением.

3. Значение гербов

Также гербы рассказывают историю дворянских родов, но не в словах или схемах, а в изображениях. Иногда их рассказ правдив, а иногда содержит и вымыслы, включённые чтобы добавить роду древности и заслуг, чтобы было основание требовать для себя большего почёта и уважения. По гербу можно многое сказать и о человеке, его носящем – род, титул, пол, брачные узы, рожден ли он в браке, принадлежность к рыцарскому ордену и др. Иногда важны даже мелкие различия. Чуть позднее возникли также гербы у городов и у живших в них групп ремесленников одной профессии – цехов. Постепенно появились национальные гербы у государств как символ их независимости. Старейшими из них, вероятно, являются датский и английский гербы. Как правило, это были изображения из гербов королей, великих князей, царей возглавлявших эти государства. Каждый такой герб имеет свою историю.

  1. Появление герба в России

Гербы в России появились давно, но это были лишь рисунки, которые не подчинялись геральдическим правилам. Из-за отсутствия рыцарства на Руси гербы были мало распространены. В самом своем начале (вплоть до XVI века) Россия была разрозненным государством, поэтому и речи о государственном гербе России идти не могло, но государственный герб в России появляется уже при Иване III. Именно ему приписывается учреждение государственного герба. В качестве герба в то время выступала его печать. На ее лицевой стороне изображен всадник, протыкающий копьем змия, на оборотной - двуглавый орел.

Изображение змия на печатях появилось давно, причем до Ивана III оно часто давалось в совокупности со святым Федором, колющим змия, в композиции «чудо о змие». Только начиная с Ивана III «змий» стал даваться в композиции со светским всадником-князем, его поражающим. Такое сочетание не было случайным. Иван III, при котором произошло свержение монголо-татарского ига и образование Российского централизованного государства, видел в «змие» зло, в какой бы форме оно ни выражалось: в виде внешнего врага или в виде княжеских усобиц, раздирающих Русскую землю изнутри. Поражение князем-защитником этого зла символически подчеркивало значимость акта централизации и особую роль в этом процессе московского великого князя.

Со времени Ивана III на государственной печати появилось еще одно изображение — двуглавый орел. Первым трактовку двуглавого орла как герба Византийской империи дал В.Н. Татищев. Он связал его появление в России с женитьбой в 1472 г. Ивана III на византийской принцессе, племяннице последнего византийского императора, наследовавшей двуглавого орла, которого Иван III  принял «за государственный герб». Версия В.Н. Татищева о заимствовании двуглавого орла из Византии закрепилась в историографии. Однако в настоящее время она подверглась критике. Появление двуглавого орла в государственном гербе стали объяснять контактами России с императорами Священной Римской империи из дома Габсбургов или с южнославянским влиянием. Исследователи доказали, что герб Византийской империи, составленный при Палеологах в 1327 г., не был двуглавым орлом, а представлял собой крест, образованный четырьмя буквами В. Иван III взял в качестве государственной эмблемы двуглавого орла, подчеркивая родство и равенство русских государей с правителями западных держав.

В дальнейшем эта композиция главной эмблематики государственного герба становится устойчивой. Изменения касаются лишь второстепенных деталей, наблюдения над которыми помогают в датировке герба: положение и внешний вид крыльев орла, положение всадника, наличие цепи и ордена Андрея Первозванного вокруг щита на груди орла.

Первое официальное описание государственного герба, сделанное в соответствии с основными правилами геральдики, относится к 1667 г.: «Орел двоеглавый есть герб державный великого государя, царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великие и Малые и Белые России самодержца, его царского величества Российского царствия, на котором три коруны изображены, знаменующие три великие — Казанское, Астраханское и Сибирское — славные царства, покоряющиеся Богом хранимому и высочайшей его царского величества милостивейшего государя державе и повелению. На правой стороне орел три грады своими писаньми образуют восточных, западных и северных; под орлом знак отчича и дедича; на персех изображение наследника, в пазноктех — скипетр и яблоко, и являют милостивейшего государя, его царского величества, самодержца и обладателя».

  1. Результаты практического  исследования

Методом практических  исследований стал опрос учащихся 9 - 11 классов, в котором участвовало 21 человек.

   

Результаты представлены в таблице:

№

Вопросы:

Ответы:

Знаю, да

Не знаю, нет

1.

Что такое герб?

21

0

2.

Есть ли герб в вашей семье?

2

19

3.

Заинтересовала ли вас тема исследовательской работы  о создании герба?

11

10

Проведенное анкетирование выявило следующее: все ребята знают, что такое герб, но точного определения не дают.  Я  была удивлена, что в некоторых семьях нашего посёлка есть свой герб. А также я рада, что моя исследовательская работа заинтересовала 11 человек.  

Второй этап работы  -  создать свой герб.

В основу своей первой работы «Герб школы» я взяла круг, который символизирует вечную жизнь; цвета – жёлтый(любовь к жизни), коричневый (защита), голубой(преданность), а книга – это летопись нашей школы, сердца –это любовь к школе:

А основой второй работы «Герб посёлка» стал щит, который символизирует защиту; цвета: жёлтый (свет, любовь к жизни), зелёный(цвет жизни), коричневый(защита),  красный(жизненная энергия). Жители посёлка занимаются растениеводством, животноводством, а в свободное время увлекаются спортом:

Заключение

Перед вами основные вехи в долгой истории становления герба.

 На мой взгляд, гипотеза о том,  что «герб – это условное изображение, символ, носящий наследственный характер…, выражающий исторические традиции, главные идеи своего владельца, в качестве которого могут выступать государство, территории,  город, частное лицо»,  доказана.

В заключении я хотела бы сказать, что не флаги, не гербы прославляют страны. Это всего лишь символы, которые есть абсолютно у каждого государства на Земле. Славят отчизну люди.

Мы,  граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю,   должны чтить государственные символы, гордиться своей страной. 

Список Интернет-ресурсов:

  1. http://ruek.narod.ru
  2. http://nomadlife.narod.ru
  3. http://www.mywebs.su
  4. http://www.statesymbol.ru
  5. http://русскоедвижение.рф
  6. http://simvolika.rsl.ru
  7. http://www.bestreferat.ru
  8. http://www.rusempire.ru

Список литературы

  1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.

 2008 г. «Просвещение»

  1. Леонтьева Г.А. Вспомогательная историческая дисциплина. Глава 4. Геральдика.


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Районная научно – практическая конференция « К вершинам знаний » Тема: Герб – символ могущества Выполнила: ученица 9 класса МКОУ Советской СОШ Зазуля Карина Руководитель : Желиба Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории 2018 год

Слайд 2

« Герб – символ могущества »

Слайд 3

Цель: Комплексное изучение становления герба, анализ особенностей его образования.

Слайд 4

Задачи : 1) показать процессы становления герба; 2) проанализировать причины изменения герба; 3 ) провести опрос среди учащихся 9-11 классов; 4 ) создать свой герб.

Слайд 5

Гипотеза: Г.А. Леонтьева в своей работе написала, что « герб – это условное изображение, символ, носящий наследственный характер…, выражающий исторические традиции, главные идеи своего владельца, в качестве которого могут выступать государство, территории, город, частное лицо ». Так ли это?

Слайд 6

В словаре В.И. Даля говорится, что «герб - род щита с изображением на нём знаков, присвоенных государству, городу, дворянскому роду».

Слайд 7

Тотем

Слайд 8

Гербы рыцарей

Слайд 9

Результаты практического исследования: № Вопросы: Ответы: 1. Знаете ли вы, что такое герб? «Да» – 21 человек. 2. Есть ли в вашей семье герб? «Да» – 2 человека, «Нет» – 19 человек 3. Заинтересовала ли вас тема моего исследования? «Да» - 11 человек, «Нет» - 10 человек.

Слайд 10

Зазуля Карина

Слайд 13

Спасибо за внимание!

Поделиться:

Мальчик и колокольчики ландышей

Солнечная система. Взгляд со стороны

Твёрдое - мягкое

Самый главный и трудный вопрос

Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"