• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Концепт слова «дружба» в лингвистике и в стихотворении А. С. Пушкина «19 октября»

Опубликовано Чувашева Наталья Сергеевна вкл 20.06.2021 - 19:25
Автор: 
Кашапова Гузель, участник городской НПК учащихся г. Нефтекамска

Представление слова "дружба" на всех уровнях языка и в стихотворении А. С. Пушкина "19 октября".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontsept_druzhba_2.docx591.98 КБ
Файл kontsept_slova_2.pptx766.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

 «Гимназия №1»

Городская  

научно-практическая конференция

Концепт слова

«дружба» в лингвистике

 и

в стихотворении А. С. Пушкина

«19 октября»

Проект ученицы 7б класса МОАУ «Гимназия №1»

Кашаповой Гузель,

учитель Чувашова Н. С.

Нефтекамск, 2017

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

 «Гимназия №1»

19 гимназическая

научно-практическая конференция

Концепт слова

«дружба» в лингвистике

 и

в стихотворении А. С. Пушкина

«19 октября»

Проект ученицы 7б класса МОАУ «Гимназия №1»

Кашаповой Гузель,

учитель Чувашова Н. С.

Нефтекамск, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

I. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….......3

1. 1. Представление лучших лицейских друзей А. С. Пушкина………….…4-7

1. 2. Целеполагание………………………………………………………………8

II. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ. Концепт слова

2.1. Лексика слова «концепт» и лексика концепта «дружба»………..………..9

2.2. Фонетика и орфоэпия………………………………………………………10

2.3. Морфемика и морфология…………………………………………………11

2.4. Словообразование …………………………………………………………12

2.5. Фразеология………………………………………………………………..13

2.6. Использование слова «дружба» в пословицах и поговорках………….14

III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Концепт слова «дружба» в стихотворении А. С. Пушкина «19 октября»……………………………………………………….15

3.1. Лексика дружбы в стихотворении «19 октября»……………………….16

3.2.   Замена слова «друг» на синонимы………………………………………17

3.3. Дружеская характеристика – в именах прилагательных……………….18

3.4. Прилагательные – синонимы, прилагательные – антонимы, наречие…19

IV. ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….20

V. ЛИТЕРАТУРА И INTERNET– РЕСУРСЫ………………………………...21

I. Введение

При изучении в 7 классе интересного материала о жизни А. С. Пушкина я обратила внимание на обучение поэта в Царскосельском Лицее в 1811-1817 гг. Узнала, что у Пушкина в Лицее было четыре друга. По окончании Лицея выпускники постановили каждый год 19 октября собираться вместе.

http://calend.ru/img/content_events/i1/1193.jpghttp://f14.ifotki.info/org/c13680fda7e8f092c0f9e3604cc7dd38256ed3152976979.gif

http://journal-shkolniku.ru/img/push23.jpg

http://zaural100.ru/foto/museum011.jpgГорчаков

  1. Лучшие лицейские друзья А. С. Пушкина

Пущин

ПУЩИН ИВАН ИВАНОВИЧ,  декабрист

Друг Пушкина, декабрист. Образование получил в Царскосельском лицее (1810—1817). Вскоре после выхода из лицея Пущин вступил в первое тайное общество («Священную артель»), основанное гвардейскими офицерами в 1814 г.

Трудно сказать, как бы мы сегодня представляли Царскосельский лицей, если бы эту школу не описал в своих «Записках о Пушкине» Иван Иванович Пущин. В 58 лет, неожиданно для самого себя (Иван Иванович не доверял своим литературным способностям), он сумел возродить на бумаге и исторические события, и «заветные мелочи» давно прошедшей жизни. Грозные переживания 1812 г., личности педагогов, юношеские увлечения, мечты и шалости — все ожило в его мемуарах. Пущин словно провел нас по Лицею, познакомив с наставниками и товарищами — прежде всего, с А. С. Пушкиным.

http://zaural100.ru/foto/museum011.jpg

Вильгельм Карлович Кюхельбекер, в будущем поэт

Родился в 1797 году в Петербурге. Учился в знаменитом, как теперь говорят, элитарном лицее, основанном Александром I с целью образования и воспитания будущих достойных государственных мужей России. В лицее Кюхля (так друзья прозвали Кюхельбекера) слыл чудаком, смешным, часто нелепым, чрезвычайно вспыльчивым... Мечтатель, романтик, он был одержим литературным творчеством. Кюхлю любили, любил его и лицейский друг Александр Пушкин. Позднее, в стихотворении, посвященном лицейской годовщине, Пушкин напишет, обращаясь к Кюхле: «Мой брат родной по музе, по судьбам».

После окончания лицея Кюхельбекер служит чиновником. Но служба ему не по нраву. Кюхельбекер едет в Европу, знакомится с великим Гёте, не без успеха читает лекции по славянским культурам. Вернувшись в Петербург, издаёт журнал, где публикуются Пушкин и Баратынский. Казалось бы, судьба не обделила молодого человека, но начинаются декабрьские события. За месяц до восстания 14 декабря 1825 года Кюхельбекер вступает в декабристское общество. В день восстания Кюхля на Дворцовой площади. Более того, пытается два раза стрелять в генералов, но оба раза пистолет дает осечку. Кюхельбекер был арестован в январе 1826 года и приговорен к смертной казни. При утверждении приговора ему, как и всем, приговорённым к I разряду, дали 20 лет каторжных работ с пожизненным поселением в Сибири. По ходатайству родных каторга была заменена одиночным заключением в крепости. В крепостях ему позволили писать, и он активно занимается литературной деятельностью.

22 марта 1845 года в город Курган прибыл на поселение Вильгельм Карлович Кюхельбекер - ссыльный декабрист, поэт, лицейский друг А.С.Пушкина. Ему было 47 лет отроду, но выглядел он глубоким старцем - длинный, худой, горбатый, седой, полуслепой, почти глухой и больной туберкулезом. Так, ещё в начале 40-х годов XIX в. Кюхельбекер Вильгельм Карлович писал о себе своей племяннице: «Не был я красавцем никогда, - напротив, всегда был неловок и нескладен. Теперь же волос седой, зубов мало, спина сутуловатая, - чтоб не сказать - горбатая, - одно плечо выше другого: вот тебе портрет твоего дяди при росте 9 с половиной вершков (то есть 2 аршина 9,5 вершков) и худощавости, что, кажется, в кольцо пролезешь. Аристократического у меня осталось - мягкие, белые руки, потому что поневоле не могу заниматься полевыми работами: сил нет, да и левой рукой не владею».Судя по всему на здоровье Вильгельма Карловича повлияло почти десятилетнее заключение в тюремных казематах Прибалтийских крепостей.

Горчаков

Александр Михайлович Горчаков,

в будущем министр иностранных дел и вице-канцлер

Последнего канцлера Российской империи с юношеских лет отличали таланты, необходимые блестящему дипломату. В Лицее он постигал не только гуманитарные, но также точные и естественные науки. Уже будучи учеником, Горчаков знал, чего он хочет и уверенно метил в дипломатическую службу. Он был прекрасно образован, отличался великолепным знанием нескольких языков, остроумием и широтой кругозора. Кроме того, юный Горчаков был чрезвычайно честолюбив. Про себя молодого он вспоминал с иронией и утверждал, что был настолько честолюбив, что носил яд в кармане, если его обойдут местом.

Дельвиг А.А. фото с сайта http://feb-web.ru/feb/irl/il0/il6/il6-4002.htm

Антон Антонович Дельвиг, в будущем издатель

ДЕЛЬВИГ Антон Антонович (1798-1831, СПб.), поэт, критик, журналист, барон, коллежский асессор (1826).  Окончил Царскосельский лицей (1817, однокашник А. С. Пушкина). В разные годы служил в канцелярии Министерства финансов, в Департаменте горных и соляных дел, Министерстве внутренних дел. Помощник библиотекаря в Имперской Публичной библиотеке (1820-25). Автор лицейского гимна «Прощальная песнь воспитанников имперского Царскосельского лицея» (1817). Входил в литературную группу «Союз поэтов» (вместе с В. К. Кюхельбекером и Е. А. Баратынским). Интересовался различными формами стиха. Основные жанры - идиллия, сонет, элегия, романс («Соловей мой, соловей...»  и другие). Наиболее  известные русские песни («Ах ты, ночь ли, ноченька!»). В 1823-31 издавал альманах «Северные цветы», «Литературную газету».Похоронен на Волковском православном кладбище, в 1930 прах перенесен в Некрополь мастеров искусств.

1.2 Целеполагание

Цель работы – определить концепт слова «дружба»

Задачи:

1)представить лучших лицейских друзей А. С. Пушкина;

2)изучить лексическое толкование слова «дружба»;

3)исследовать орфоэпию, фонетику, словообразование, морфологию «дружбы»;

4)показать «дружбу» во фразеологии, пословицах и поговорках;

5)проанализировать дружеские, братские отношения лицеистов в стихотворении А. С. Пушкина «19 октября».

Гипотеза:  если автор обращает пристальное внимание на дружбу, значит дружба –этометапредметный мир, который

1) даёт возможность чувствовать плечо друга на протяжении всей жизни;

2) способность воспитывать человеческое, доброе, терпимое отношение к памяти близких людей.

Метод работы:аналитическая работа со словом «дружба» на всех уровнях языка; аналитическое чтение текста стихотворения А. С. Пушкина «19 октября».

Актуальность работы: в век информационных технологий и всеобщей нехватки времени, когда в руках у детей и подростков чаще всего мы видим ноутбук, планшет и телефон, печатный текст, дружеская лирика стала малозначительна. Но ведь именно дружба  делает человека приближенным к разным людям, учит человеческому, доброму, терпимому общению.

II. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ. Концепт слова

2. 1. Лексика «концепта» и лексика концепта «дружба»

1) Концепт в филологии — это содержательная сторона словесного знака, за которой стоит понятие, относящееся, к умственной, духовной  или материальной сфере существования человека, закреплённое в общественном опыте народа, имеющее в его жизни исторические корни, социально и субъективно осмысляемое и соотносимое с другими понятиями, ближайше с ним связанными или противопоставляемыми

                                                                                                              (Википедия)

Подходы в изучении концепта

  • культурологический — базируется на понимании концепта как основной ячейки культуры в ментальном мире человека (Степанов Ю. С., Телия В. Н.).
  • семантический — основывается на семантике языкового знака как средстве формирования содержания концепта (Арутюнова Н. Д., Булыгина Т. В.).
  • лингвокультурологический — концепт есть результат столкновения значения слова с личным и народным опытом человечества (Лихачев Д. С., Кубрякова Е. С.)

2) Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов

                                                         (С. И. Ожегов.Словарь русского языка)

Синонимы:

«дружба»- понимание, доброжелательность, ладность, миролюбие, гармония, собратство, расположение, благосклонность, единство, целостность.

                                                         (С. И. Ожегов.Словарь русского языка)

Антонимы:

«дружба» - вражда,ненависть,недружественность, ссора

                                                (С. И. Ожегов.Словарь русского языка)

2.2. Орфоэпия и фонетика

Дружба   <дру*жба> - 2 слога, первый - ударный

Д    <д>согл., зв., тв.

Р<р>согл., сонорный, зв., тв.

У<у*>глас., безуд., усечённый

Ж<ж>согл., зв., тв.

Б<б>согл., зв., тв.

А    <а>глас., безуд.

-------------------------------

6 б., 6зв.

2.3. Морфемика и морфология

В слове «дружба» окончание «а» указывает на существительное женского рода именительного падежа 1 склонения.

Суффикс  «б» указывает на отвлечённость понятия.

Основа   «дружб».  

2.4. Словообразование  

Друг

Мы видим, что словообразовательные цепочки в основном короткие и представлены однотипно - способом суффиксальным, с разными значениями.

2.5. Фразеология

  1. Быть на дружеской ноге.

  1. Не в службу, а в дружбу. 

3) От делать нечего друзья.

  1. Водить дружбу (разг.) — дружить.

2.6. Использование слова «дружба» в пословицах и поговорках

  1. Друзья познаются в беде.
  2. Умри, но друга выручи.
  3. Дружить - не хоровод вод.

  1. Дружба - не разлей вода.

  1. Дружба дружбой, а табачок врозь...

  1. Платон мне друг, но истина дороже.

  1. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
  2. Старый друг лучше новых двух.
  3. Дружба - дело святое.
  4. Дружбу за деньги не купишь.
  5. Дружба дружбе рознь - иную хоть и брось.
  6. Верному другу цены нет.
  7. Сам погибай, а товарища выручай.
  8. Друзья познаются в беде
  9. Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
  10. Нет уз святее товарищества.

 

17) Не в службу, а в дружбу.        

III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Концепт слова «дружба»

в стихотворении А. С. Пушкина «19 октября»

Осенью 1825 года Пушкин находился в ссылке в Михайловском и не смог приехать на очередную встречу лицеистов. Но написал стихотворение «19 октября», которое было торжественно зачитано в кругу собравшихся друзей.

http://img-fotki.yandex.ru/get/5202/spb-poetry.27/0_5a4da_c1f9fad2_XL.jpg

3.1. Лексика дружбы в стихотворении «19 октября»

Для выражения отношения и обращения к своим лицейским друзьям А. С. Пушкин использует следующие фразы с существительным «друг»:    

  1. со мною друга нет
  2. друзья именуют
  3. в кругу друзей
  4. друзья мои
  5. на лоно дружбы новой
  6. друзьям душой предался
  7. друзей моей души
  8. для чести и друзей мой запоздалый друг
  9. пируйте, о друзья!
  10. и первую полней, друзья, полней!
  11. о други, угадайте…
  12. несчастный друг

Автор использует 12 выражений, в которых называет своих друзей или обращается к ним.

3.2.Замена слова «друг» на синонимы

Обращаем внимание на то, что поэт существительное  «друг»меняет на  синонимы:

  1. воображенье товарищей зовёт
  2. не пришёл кудрявый певец
  3. сын севера
  4. прекрасен наш союз
  5. брат по музе
  6. в честь нашего союза
  7. да здравствует Лицей!
  8. наш круг час от часу редеет
  9. затворник ваш опальный.

Всего таких фраз 9. В них отражается разное настроение Пушкина – от «брата» до «здравствования» братства – «Лицея».

3.3. Дружеская характеристика – в именах прилагательных:

        

дружеский резец,

под сенью дружных муз

Для  характеристики  вдохновения лицейских друзей А. С. Пушкин использует 2 фразы с прилагательными  «дружеский» и «дружных». Налицо ещё и паронимы, потому что в «Толковом словаре русского языка» Ефремовой Т. Ф.

«дружеский» - соотносящийся с существительным  друг, связанный с ним;
свойственный другу, характерный для него;
                          основанный на дружелюбии, доброжелательности;          преисполненный дружелюбия, доброжелательности.

«дружный» - связанный дружбою, взаимным согласием;
                       происходящий одновременно, согласованно; слаженный(перен.);
                       интенсивный по характеру,  проявления каких-либо свойств.

3.4. Прилагательные – синонимы, прилагательные – антонимы, наречие.

Милого душа не ждёт – 1 прилагательное - синоним

Небратский их привет – 1 прилагательное – антоним.

Братски обнялись – 1 наречие.

          Поэт, будучи очень начитанным человеком, постарался не только называть своих лицейских друзей существительными в прямом лексическом значении, но и подобрал для них прилагательные и даже наречия.

Выводы:

  1. дружба - это замечательное свойство людей-единомышленников, дружбой народ дорожит, поэтому сложил много пословиц и поговорок;
  2. в век информационных технологий и всеобщей нехватки времени, когда в руках у детей и подростков чаще всего мы видим ноутбук, планшет и телефон, общение, дружба и дружеская лирика стали малозначительны. Но ведь именно дружба  делает человека приближенным к разным людям, учит человеческому, доброму, терпимому;
  3. хочется верить, что мы в своих классных коллективах за несколько лет совместной учёбы будем проявлять друг к другу внимание, заботу, интерес, сочувствие и обязательно будем встречаться после окончания гимназии.

Литература и интернет-ресурсы:

1. Ефремова Т. Ф.Толковый словарь русского языка. М., 2001;

2. Ожегов С. И.. Словарь русского языка. М., 2001;

3. Пушкин А. С. Стихотворение «19 октября». М., 1997;

4. http://goldlit.ru/pushkin/739-19-oktyabrya-analiz

5. http://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/742-analiz-stihotvoreniya-as-pushkina-19-oktyabrya-ronyaet-les-bagryanyy-svoy-ubor.html

6. http://pishi-stihi.ru/19-oktyabrya-1825-pushkin.html

7. https://ru.m.wikipedia.org/wiki/


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Концепт слова « дружба» в лингвистике и в стихотворении А. С. Пушкина «19 октября» Проект ученицы 7б класса МОАУ «Гимназия №1» Кашаповой Гузель, учитель Чувашова Н. С.

Слайд 2

Лицейские друзья А. С. Пушкина И. Пущин А. Дельвиг В. Кюхельбекер А. Г орчаков

Слайд 4

Концепт слова « дружба» в лингвистике и в стихотворении А. С. Пушкина «19 октября» Проект ученицы 7б класса МОАУ «Гимназия №1» Кашаповой Гузель, учитель Чувашова Н. С.

Слайд 5

Иван Иванович Пущин

Слайд 6

Вильгельм Карлович Кюхельбекер

Слайд 7

Александр М ихайлович Горчаков

Слайд 8

Антон А нтонович Дельвиг

Слайд 9

Цель проекта – определить концепт слова «дружба» Задачи : 1)представить лучших лицейских друзей А. С. Пушкина; 2)изучить лексическое толкование слова «дружба»; 3)исследовать орфоэпию, фонетику, словообразование, морфологию слова «дружба»; 4)показать «дружбу» во фразеологии, пословицах и поговорках; 5)проанализировать дружеские, братские отношения лицеистов в стихотворении А. С. Пушкина «19 октября »

Слайд 10

Гипотеза: если автор обращает пристальное внимание на дружбу, значит дружба – это метапредметный мир, который 1) даёт возможность чувствовать плечо друга на протяжении всей жизни; 2) воспитывает человеческое, доброе, терпимое отношение к памяти близких людей

Слайд 11

Лексика 1 ) Концепт в филологии — это содержательная сторона словесного знака, за которой стоит понятие, относящееся, к умственной, духовной или материальной сфере существования человека, закреплённое в общественном опыте народа, имеющее в его жизни исторические корни, социально и субъективно осмысляемое и соотносимое с другими понятиями, ближайше с ним связанными или противопоставляемыми ( Википедия) 2 ) Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов (С. И. Ожегов. Словарь русского языка)

Слайд 12

Синонимы: «дружба»- понимание, доброжелательность, ладность, миролюбие, гармония, собратство, расположение, благосклонность, единство, целостность. (С. И. Ожегов. Словарь русского языка) Антонимы: «дружба» - вражда, ненависть, недружественность , ссора ( С. И. Ожегов. Словарь русского языка)

Слайд 13

Орфоэпия и фонетика Дружба < дру * жба > - 2 слога, первый - ударный д < д > согл ., зв ., тв . Р < р > согл ., сонорный, зв ., тв . У < у*> глас., безуд ., усечённый Ж < ж > согл ., зв ., тв . Б < б > согл ., зв ., тв . А < а> глас., безуд . ------------------------------- 6 б., 6зв .

Слайд 14

Морфемика и морфология В слове «дружба» окончание «а» указывает на существительное женского рода именительного падежа 1 склонения. Суффикс – «б» указывает на отвлечённость понятия. Основа в слове «дружб »

Слайд 15

Словообразование друг +б ( суф ) а Дружба – отвлечённое понятие + ок ( суф ) Д ружок + ек ( суф ) Дружочек – уменьшительно- ласкательное значение +н ( суф ) ый Дружный – положительная характеристика +ин ( суф ) а Дружина - сообщество + Н ( суф )+ ик ( суф ) Дружинник – член сообщества +к ( суф ) а Дружка – распорядитель на свадьбе + ищ ( суф ) е Дружище – значение увеличения + еск ( суф ) ий Дружеский – заботливый + еств ( суф ) + енн ( суф ) ый Дружественный – настрой в отношениях +люб (корень) +н ( суф ) ый дружелюбный – расположение по отношению друг к другу +ан ( суф ) разг – Д ружбан - друг

Слайд 16

Фразеология 1) Быть на дружеской ноге. 2) Не в службу, а в дружбу. 3) От делать нечего друзья. 4) Водить дружбу (разг.) — дружить.

Слайд 17

Пословицы и поговорки 1) Друзья познаются в беде. 2) Умри, но друга выручи. 3) Дружить - не хоровод вод. 4) Дружба - не разлей вода. 5) Дружба дружбой, а табачок врозь... 6) Платон мне друг, но истина дороже. 7) Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. 8) Старый друг лучше новых двух. 9) Дружба - дело святое. 10) Дружбу за деньги не купишь. 11) Дружба дружбе рознь - иную хоть и брось. 12) Верному другу цены нет. 13) Сам погибай, а товарища выручай. 14) Друзья познаются в беде 15) Нет друга – ищи, а нашёл – береги. 16) Нет уз святее товарищества.

Слайд 18

Пушкин в Михайловском

Слайд 19

Пушкин о Пущине: О Пущин мой, … первый посетил поэта дом опальный; … усладил изгнанья день печальный, … в день его Лицея превратил

Слайд 20

Пушкин о Горчакове: Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,.. Ступая в жизнь, мы быстро разошлись, Но невзначай просёлочной дорогой Мы встретились и братски обнялись

Слайд 21

Пушкин о Дельвиге : Вещун пермесских дев. …сын лени вдохновенный, О Дельвиг мой: твой голос пробудил Сердечный жар, так долго усыпленный…

Слайд 22

Пушкин о Кюхельбекере: ..., Вильгельм..., Мой брат родной по музе, по судьбам!.. Я жду тебя, мой запоздалый друг – Приди… Сердечные преданья оживи; Поговорим о бурных днях Кавказа, О Шиллере, о славе, о любви.

Слайд 23

Существительные Со мною друга нет, друзья именуют, в кругу друзей, друзья мои, на лоно дружбы новой, друзьям душой предался, друзей моей души, для чести и друзей мой запоздалый друг, пируйте, о друзья! и первую полней, друзья, полней! о други , угадайте… несчастный друг (12 существительных)

Слайд 24

Существительные - синонимы воображенье товарищей зовёт, не пришёл кудрявый певец, сын севера, прекрасен наш союз, брат по музе, в честь нашего союза, да здравствует Лицей! наш круг час от часу редеет затворник ваш опальный (9 существительных)

Слайд 25

Прилагательные Дружеский резец, под сенью дружных муз (2 прилагательных) Дружеский - соотносящийся с сущ. друг, связанный с ним; свойственный другу, характерный для него; основанный на дружелюбии, доброжелательности; преисполненный дружелюбия, доброжелательности (Ефремова Т. Ф. Толковый словарь русского языка) Дружный - с вязанный дружбою, взаимным согласием; происходящий одновременно, согласованно; слаженный (перен.) интенсивный по характеру проявления каких-либо свойств (Ефремова Т. Ф. Толковый словарь русского языка)

Слайд 26

Выводы : 1) дружба - это замечательное свойство людей-единомышленников; дружбой народ дорожит, поэтому сложил много пословиц и поговорок; 2) в век информационных технологий и всеобщей нехватки времени, когда в руках у детей и подростков чаще всего мы видим ноутбук, планшет и телефон, общение, дружба и дружеская лирика стали малозначительны. Но ведь именно дружба делает человека приближенным к разным людям, учит человеческому, доброму, терпимому; 3) хочется верить, что мы в своих классных коллективах за несколько лет совместной учёбы будем проявлять друг к другу внимание, заботу, интерес, сочувствие и обязательно будем встречаться после окончания гимназии

Поделиться:

Привередница

Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен

У меня в портфеле

Колумбово яйцо

Композитор Алексей Рыбников